Научная статья на тему 'ТЕЛЕМЕДИЦИНА — НОВАЯ ЭРА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ: ВОЗМОЖНОСТИ, ПРЕИМУЩЕСТВА И ТРЕНДЫ РАЗВИТИЯ '

ТЕЛЕМЕДИЦИНА — НОВАЯ ЭРА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ: ВОЗМОЖНОСТИ, ПРЕИМУЩЕСТВА И ТРЕНДЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
телемедицина / телекоммуникации / дистанционные консультации / видеосвязь / онлайн-консультации / мобильные приложения / медицина

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гайбуллоев Нозимжон Абдунаимович

Статья посвящена изучению явления телемедицины и выявлению ключевых трендов развития данной сферы в ближайшем будущем. Автор рассматривает суть явления и выделяет основные виды телемедицинских услуг, которые активно используются в современной врачебной практике. Подчеркивается ряд основных преимуществ телемедицины: доступность медицинской помощи независимо от местонахождения пациента и специалиста, возможность получения пациентом второго мнения по поводу заболевания, оказание помощи пострадавшим в экстренных ситуациях, обращение к врачу без очередей и риска заражения больничными инфекциями, широкие возможности мониторинга состояния здоровья пациентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕЛЕМЕДИЦИНА — НОВАЯ ЭРА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ: ВОЗМОЖНОСТИ, ПРЕИМУЩЕСТВА И ТРЕНДЫ РАЗВИТИЯ »

нефтеперекачивающих станций. - М.: ООО «Недра-Бизнесцентр», 2003.-347 с.

31. Будилов И.Н., Жернаков B.C. , Хангильдин В.Г. Расчет на прочность рамных несущих конструкций энергетического оборудования. Тезисы докл. Y Международной научной конференции "Методы кибернетики химико-технологических процессов (КХТП-Y - 99)". Том 2, книга II - Уфа: 1999. - С 151 - 152.

32.Гумеров А. Г., Хангильдин В. Г. Вибродемпфирующие компенсационные элементы и системы ВКС как средства повышения надежности насосно-энергетического

оборудования. / Тезисы стендовых докладов девятого ежегодного международного конгресса "Новые высокие технологии для газовой, нефтяной промышленности, энергетики и связи". - Уфа: Транстэк, 1999. - С. 16-17.

33.Белов А.И., Исхаков Р.Г., Хангильдин Т.В., Будилов И.Н. Расчет напряженно-деформированного состояния трубной обвязки магистральных насосных агрегатов// Проблемы сбора, подготовки и транспорта нефти и нефтепродуктов. Сб. научн. тр. - Уфа: ТРАНСТЭК, 2004. - С. 177-182.

Гайбуллоев Нозимжон Абдунаимович

Директор по развитию мобильного приложения медицинских онлайн-консультаций ХMed.

А так же Rubber Plast Pharm LLC (Производство упаковочных материалов)

и Garnethotel (Гостинечный комплекс).

ТЕЛЕМЕДИЦИНА — НОВАЯ ЭРА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ: ВОЗМОЖНОСТИ, ПРЕИМУЩЕСТВА И ТРЕНДЫ РАЗВИТИЯ

DOI: 10.31618/ESSA.2782-1994.2024.1.104.491 Статья посвящена изучению явления телемедицины и выявлению ключевых трендов развития данной сферы в ближайшем будущем. Автор рассматривает суть явления и выделяет основные виды телемедицинских услуг, которые активно используются в современной врачебной практике. Подчеркивается ряд основных преимуществ телемедицины: доступность медицинской помощи независимо от местонахождения пациента и специалиста, возможность получения пациентом второго мнения по поводу заболевания, оказание помощи пострадавшим в экстренных ситуациях, обращение к врачу без очередей и риска заражения больничными инфекциями, широкие возможности мониторинга состояния здоровья пациентов.

Ключевые слова: телемедицина, телекоммуникации, дистанционные консультации, видеосвязь, онлайн-консультации, мобильные приложения, медицина

В статье приводятся примеры практического использования технологий телемедицины, в том числе речь идет о мобильных приложениях. Описываются функции приложений, такие, как проведение онлайн-консультаций, хранение в смартфоне истории болезни и других медицинских документов, контроль приема лекарств и соблюдения плана лечения с элементами геймификации.

Автор анализирует тенденции развития телемедицины и выделяет несколько ключевых трендов. В их числе — внедрение и совершенствование новейших технологий, таких как дополненная реальность, интеграция систем на основе искусственного интеллекта, использование современного оборудования для удаленного трекинга показателей состояния здоровья пациентов и их передачи медицинским сотрудникам.

Телемедицина — это дистанционное предоставление медицинских услуг (например, мониторинг состояния пациента и консультации) и взаимодействие медицинских работников между собой с помощью телекоммуникационных технологий [1]. Телемедицинские технологии — это набор программ и устройств, которые

позволяют врачам и пациентам общаться дистанционно [2]. Методы телемедицины используются для осуществления взаимодействия между врачом и пациентом (дистанционные медицинские консультации, передача результатов исследований или заключений), а также для общения между врачами (использование электронной информации, интегрированных цифровых и телекоммуникационных технологий для обмена данными между специалистами, для управления в сфере медицинского образования, здравоохранения и медуслуг).

Период наиболее стремительного развития телемедицины наблюдался во всем мире во время пандемии Covid-19. По мере снижения количества заражений темпы развития замедлялись, поскольку многие пациенты стали снова чаще выбирать личные визиты к врачу. Однако интерес к телемедицине после пандемии остается стабильно более высоким, чем до нее. Например, как показывает статистика по странам Азиатско-Тихоокеанского региона, за время пандемии Covid-19 количество обращений к телемедицине в регионе почти удвоилось (за исключением Австралии, где этот показатель вырос в 9 раз).

Количество пациентов, обратившихся к телемедицине за 12 месяцев. Источник: Bain & Company. https://www.bain.com/insights/asia-pacific-telemedicine-is-here-to-stay-snap-chart/

Основные виды телемедицинских услуг Общение по аудио- и видеосвязи. Дистанционная консультация проводится в режиме аудио- или видеоконференции между специалистом и пациентом, в ходе которой может также проводиться обмен текстовыми и графическими данными. Кроме того, сеансы видеосвязи позволяют врачам консультироваться друг с другом в режиме реального времени.

Удаленный мониторинг. Применяется для контроля состояния здоровья пациентов, которым необходимы регулярные обследования, работников опасных производств, пожилых пациентов, нуждающихся в постоянном наблюдении. При удаленном мониторинге могут использоваться мобильные приложения, а также различные устройства, включая трекеры, которые анализируют определенные показатели, такие как уровень сахара в крови и кровяное давление. При отклонении от нормы лечащий врач пациента получает оповещение.

Прямые трансляции. Современные технологии позволяют проводить прямые трансляции хирургических операций, врачебных консилиумов, а также конференций, лекций и других образовательных процессов. Все это способствует повышению квалификации медицинских сотрудников и эффективному обмену опытом. Преимущества телемедицины Возможность получения консультации в любом месте. Для пациентов основное удобство методов телемедицины заключается в возможности обратиться к специалистам большинства сфер медицины из различных регионов, что имеет особенно важное значение для пациентов из удаленных регионов, из сельской местности, где отсутствуют крупные клиники. К тому же, доступ к

онлайн-консультациям получают люди, которые нуждаются в срочной медицинской помощи, находясь в поездке (в отпуске, командировке). В настоящее время технологии телемедицины применяются практически во всех сферах врачебной деятельности. Даже в таких областях, как реаниматология, подобные технологии находят применение: например, в экстренных случаях врач может сделать звонок по видеосвязи более опытному коллеге, чтобы правильно оказать неотложную помощь пациенту.

Получение второго мнения. Одно из существенных преимуществ телемедицины — возможность для пациента узнать второе мнение специалиста, отправив врачу свою историю болезни. Это, в частности, актуально для пациентов, страдающих онкологическими и другими заболеваниями, которым для получения второго мнения нередко приходится ехать на прием к специалистам в другой регион или за рубеж.

Экстренное оказание помощи в чрезвычайных ситуациях (ураганы, наводнения, землетрясения). В США во время урагана «Харви» 2017 года в Техасе медицинские работники организовали

видеоконференции со специалистами из других штатов для незначительно пострадавших людей. Это позволило разгрузить врачей, которые в первую очередь занялись пациентами с тяжелыми травмами [1].

Безопасность обращения к врачу во время эпидемий. Свою эффективность телемедицина, в частности, доказала в период пандемии коронавируса, когда нагрузка на медицинские учреждения всего мира многократно выросла, а из-за угрозы заражения дистанционные консультации стали необходимым решением как для пациентов, так и для медицинского персонала. В этот период

государственные и частные клиники начали активно предлагать пациентам услуги телемедицины. Защита от больничных инфекций важна и в периоды, когда эпидемий нет, в особенности для детей, хронических больных, беременных, пожилых пациентов, людей с ослабленным иммунитетом.

Постоянный мониторинг состояния пациента при хронических заболеваниях. Особую важность этот фактор приобретает для пациентов старшего возраста, жителей отдаленных регионов, пациентов, испытывающих сложности с передвижением. Технологии телемедицины также включают сервисы напоминания о приеме препаратов.

Развитие телемедицины в Узбекистане

В Узбекистане, как говорилось на семинаре Комитета по вопросам инновационного развития, информационной политики и информационных технологий в 2021 году, развитию телемедицины и системы дистанционных медицинских услуг уделяется большое внимание [6]. Отмечалось, что данные вопросы находятся в центре внимания президента страны и парламента. Основными целями использования таких технологий называлась доступность

высококвалифицированных медицинских услуг как в столице и крупных городах, так и в отдаленных районах. Было упомянуто о возможности снизить при помощи данных систем затраты граждан на получение качественной медицинской помощи, а также повысить эффективность оказываемых медицинских услуг.

По данным 2021 года, в стране за год количество специализированных научно-практических медицинских центров выросло со 175 до 224. Была налажена связь с отдаленными районами областей, что дало возможность врачам проводить онлайн-консультации. За год онлайн-консультации получили 46 153 пациентов, было проведено 3412 консилиумов, 493 семинара, 689 онлайн-мастер-классов.

В числе проблем развития системы телемедицины назывались такие, как: недостаточно развитая медицинская информационная инфраструктура, нехватка компьютерного оборудования, недостаточно высокий уровень ГГ-грамотности медицинского персонала. Кроме того, Комитетом подчеркивалась необходимость разработки полноценной нормативно-правовой базы для развития данной сферы.

Примеры использования технологий телемедицины

Исследуем функции телемедицинского мобильного приложения на примере приложения для дистанционного предоставления медицинских услуг ХММ с более чем 50 тысячами активных пользователей в Узбекистане, Казахстане, Таджикистане, Киргизии и России. Приложение дает возможность записываться на прием к врачу, вызывать на дом медицинских сотрудников для уколов и капельниц, проводить онлайн-

консультации врачей, в том числе за рубежом, и искать специалистов для офлайн-консультации в своем районе. Также приложение позволяет хранить историю болезни в смартфоне, осуществлять контроль над приемом препаратов и получать напоминание об их приеме. Кроме того, в приложение интегрирована система QR-кодов для приобретения лекарств. Врачи с помощью приложения могут консультироваться с другими специалистами, с зарубежными коллегами, участвовать в консультациях, проводимых более опытными коллегами, повышать квалификацию, осуществлять удаленный мониторинг пациентов.

Среди приложений телемедицины, использующих элементы геймификации, можно привести в пример Mango Health — мобильное приложение для контроля приема лекарств, которое превращает соблюдение режима в игру. Пользователи устанавливают напоминания о необходимости приема лекарств и зарабатывают очки за соблюдение режима. Приложение также предоставляет образовательный контент о лекарствах и их побочных эффектах, что делает его комплексным инструментом для управления здоровьем с помощью геймификации [8].

Практику удаленного мониторинга иллюстрирует пример клиник Германии: в стране проводится несколько клинических исследований с участием пациентов, страдающих хроническими и сердечно-сосудистыми заболеваниями. Они ежедневно заносят ряд показателей (вес, уровень сахара в крови и др.) в специально созданные базы данных и отправляют в телемедицинский центр. При необходимости пациентам предоставляются приборы, считывающие данные о состоянии здоровья (весы, аппарат для измерения давления, 12-канальный ЭКГ-аппарат). Например, Центр кардиоваскулярной медицины при Шарите ежедневно получает данные о весе, артериальном давлении, сердечных ритмах сотен пациентов. Если при анализе данных какие-либо показатели покажутся сотрудникам центра подозрительными (в течение короткого времени значительно увеличился вес, повысилось давление и т.д.), с пациентом связываются и записывают на прием к врачу. Сейчас под наблюдением в подобных телемедицинских центрах находятся несколько десятков тысяч пациентов по всей Германии [9].

Будущее телемедицины

Телемедицину называют одним из наиболее быстрорастущих направлений здравоохранения. По прогнозам, мировой рынок мобильных приложений для контроля за здоровьем к 2027 году вырастет на $312 млрд [6]. Можно говорить о следующих тенденциях развития телемедицины на ближайшее будущее:

1. Расширение спектра услуг для пациентов. Прогнозируется рост числа специалистов, проводящих онлайн-консультации, следовательно, расширится список медицинских услуг, которые смогут получать пациенты.

2. Развитие систем мониторинга. Ожидается рост рынка устройств дистанционного мониторинга до $588.9 миллиарда к 2030 году. Поставщики медицинских технологий активно инвестируют в программное обеспечение, которое связывает пациентов и врачей через физические устройства и позволяет пользователям самостоятельно отслеживать состояние своего здоровья. Для этих целей используются: трекеры, современные «умные» кровати, мониторы ЭКГ, позволяющие собирать и обмениваться информацией с телемедицинскими приложениями через интернет-соединение [8].

3. Геймификация. По прогнозам, мировой рынок геймификации в здравоохранении вырастет на 22,6% с 2023 по 2030 год благодаря увеличению числа людей, пользующихся смартфонами, широкому распространению интернета и росту числа хронических заболеваний, требующих постоянного контроля. В приложениях могут использоваться интерактивные форматы (викторины, задания, вознаграждения) для обучения пациентов управлению хроническими заболеваниями, такими как диабет, и поддержания их мотивации. Это также способствует соблюдению планов лечения благодаря достижению пользователями ежедневных целей по физической активности, приему лекарств или соблюдению диеты и получению вознаграждения за достижение этих целей [8].

4. Развитие технологий AR. В телемедицине, как и во многих других сферах совершенствуются и усиливают свое влияние технологии на основе дополненной реальности. Данный тренд выводит медицинские услуги на новый уровень, позволяя специалистам эффективно обучаться, а медицинскому персоналу — более точно выполнять процедуры. Дополненная реальность имеет множество областей применения, от «умных очков», отображающих данные пациента во время операции, до сканеров вен. Использование AR возможно в ходе хирургических операций: получая цифровую информацию во время работы, хирург может не отвлекаться, глядя на отдельные экраны [8].

5. Использование искусственного интеллекта. AI-технологии получают распространение как в обычной, так и в телемедицине. С их помощью возможно оптимизировать процесс работы сотрудников клиники, собирать и анализировать информацию о пациентах и т.д.

6. Увеличение востребованности онлайн-психотерапии. По данным 2019 года, 30-40% опрошенных высказывали положительное мнение о подобных услугах и были готовы ими воспользоваться [10].

7. Рост числа пациентов среднего и пожилого возраста. В настоящее время возможности телемедицины в основном востребованы у молодой аудитории, однако есть тенденция к увеличению

среднего возраста пользователя технологий телемедицины.

Заключение

Телемедицина помогает существенно снизить нагрузку на медицинские учреждения, что особенно значимо в периоды эпидемий. Она становится оптимальным решением для пациентов во многих случаях: для жителей крупных городов это возможность посещать специалиста без очередей и не тратить время на дорогу, для пациентов из отдаленных и сельских регионов дистанционные услуги могут являться единственным способом получить консультацию специалиста в другом регионе.

Во время пандемии коронавируса интерес к телемедицине по всему миру стремительно возрос и остается на стабильно высоком уровне, что дает повод ожидать дальнейшего уверенного развития данной сферы. Будущее телемедицины напрямую связано с развитием технологий, уже сейчас в ней применяются решения на основе новейших разработок, таких, как технологии на базе AI, которые делают оказание дистанционных медицинских услуг еще более совершенным и расширяют спектр подобных услуг.

Литература

1. Клейменова Л. Что такое телемедицина? // [Электронный ресурс]. URL: https://trends.rbc.ru/trends/innovation/5d8e297f9a794 78c40cd4369

2. Романовских П. Телемедицина: что это такое и как организовать // [Электронный ресурс]. URL: https://kontur.ru/talk/spravka/45107-telemedicina_chto_eto_takoe_i_kak_organizovat

3. Asia-Pacific Telemedicine Is Here to Stay // [Электронный ресурс]. URL: https://www.bain.com/insights/asia-pacific-telemedicine-is-here-to-stay-snap-chart/

4. Что такое телемедицина // [Электронный ресурс]. URL: https://sbermed.ai/

5. Mobile Health (mHealth) Market To Reach USD 311.98 Billion By 2027 | Reports and Data // [Электронный ресурс]. URL: https://www.globenewswire.com/news-release/2020/04/28/2023512/0/en/Mobile-Health-mHealth-Market-To-Reach-USD-311-98-Billion-By-2027-Reports-and-Data.html

6. Чем нам так полезна телемедицина, и почему государство уделяет столько много внимания сфере оказания дистанционных медицинских услуг? // [Электронный ресурс]. URL: https://parl.uz/articles/policy/chem_nam_tak_polezna _telemeditsina_i_pochemu_gosudarstvo_udelyaet_stol ko_mnogo_vnimaniya_sfere_okaza/

7. Telemedicine: Where Did It Go Wrong? // [Электронный ресурс]. URL: https://www.techtimes.com/articles/307203/20240820 /telemedicine-where-did-it-go-wrong.htm

8. Konstantinov R. 5 Telehealth Trends to Follow in 2024 And Beyond // [Электронный ресурс]. URL: https://empeek.com/insights/telehealth-trends/

9. Ветрова Е. Телемедицинские технологии в медицине Германии: расстояния — не преграда. // [Электронный ресурс]. URL:

https://www.medplus24.ru/magazine/innovation/617.h tml

10. Willingness to use telehealth for mental health reasons among U.S. adults as of 2019, by age group // [Электронный ресурс]. URL:

https://www.statista.com/statistics/1190560/willingnes s-use-telehealth-mental-health-reasons-us-adults-by-age/

Давидовский Антон Александрович

Архитектор решений компании Broadcom.Inc,

Колорадо, США

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПУБЛИЧНЫХ ОБЛАКОВ ПРИ

ПОСТРОЕНИИ 50 СЕТЕЙ

Аннотация. Статья посвящена использованию публичных облаков при построении 5G-ceTeä В материале описано, что представляет собой типовая архитектура сети и какие из ее компонентов можно перенести на облачные платформы, а также какие именно преимущества дает такой подход. Автор подчеркивает: перенос не только обеспечивает масштабируемость и географическую распределенность сети, но и повышает привлекательность 5G-проектов в глазах инвесторов.

При этом он предупреждает, что в определенных сценариях цена за использование облачных вычислительных ресурсов становится слишком высокой по сравнению с содержанием собственных дата-центров. В качестве еще одного возможного риска он упоминает чрезмерную привязку к поставщику (так называемый эффект vendor lock-in). В статье приводятся практические рекомендации по тому, как выбрать облачного провайдера. Описывается два примера построения архитектуры 5G с переносом компонентов в облака лидерами мирового рынка телекоммуникаций — компаниями Deutsche Telekom и Dish Network.

Ключевые слова: 5G, мобильная связь, телекоммуникации, облачные технологии, инновации

Технология 5G обещает

телекоммуникационной отрасли и ее клиентам высокую скорость, минимальные задержки в передаче данных и массовую подключаемость устройств. По данным GSMA [1], средняя скорость загрузки в сетях 5G к концу 2023 года составила около 230 Мбит/с, что более чем в пять раз больше, чем в 4G.

Центральное место в развертывании и эксплуатации 5G занимает архитектура сети мобильной связи, которая состоит из двух основных подсистем [2, 3]: сети радиодоступа (Radio Access Network, RAN) и мобильного ядра (Mobile Core).

RAN управляет радиоресурсами (диапазоном частот), обеспечивая их эффективное использование и соответствие требованиям к качеству обслуживания (QoS) каждого клиента. В

частности, она устанавливает и при необходимости разрывает соединение, гарантирует целостность данных, предоставляет услуги безопасности для пакетов пользователя, отвечает за процессы модуляции и кодирования для эффективной передачи информации и так далее. В RAN 5G эти функции обычно разделены на три блока — Radio Unit (RU), Distributed Unit (DU) и Central Unit (CU).

С технической точки зрения сеть радиодоступа состоит из базовых станций — так называют комплекс радиопередающей аппаратуры, осуществляющий связь с конечным абонентским устройством. В 4G они называются eNodeB или eNB (сокращение от evolved Node B, усовершенствованный телекоммуникационный узел мобильной связи). В 5G базовые станции известны как gNB, где «g» означает next Generation (следующее поколение).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.