Телематика поможет оптимизировать коммерческие процессы
Автоматические системы мониторинга и управления транспортом с каждым годом становятся все более востребованными
ТЕХНИКА И ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ТЕЛЕМАТИЧЕСКИХ УСТРОЙСТВ РАЗВИВАЛИСЬ В САМЫХ ПЕРЕДОВЫХ ОТРАСЛЯХ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, В ЧАСТНОСТИ ВОЕННОЙ И КОСМИЧЕСКОЙ. СЕГОДНЯ ОНИ ПРИМЕНЯЮТСЯ В СИСТЕМАХ КОНТРОЛЯ ПАССАЖИРСКОГО, ГРУЗОВОГО, ПРОМЫШЛЕННОГО ТРАНСПОРТА, СЕЛЬХОЗ- И СПЕЦТЕХНИКИ, А ТАКЖЕ В СИСТЕМАХ ОХРАНЫ ПОДВИЖНЫХ И СТАЦИОНАРНЫХ ОБЪЕКТОВ.
Анастасия Сманюк,
PR-Менеджер
ООО "М2М телематика"
Сфера телематики охватывает довольно широкий и постоянно развивающийся спектр услуг доступа к информационным ресурсам, служб электронной почты, передачи факсимильных, аудио- и видеосообщений. Понятие "телематика" включает все новейшие электронные устройства и приспособления в автомобиле; все услуги, связанные с использованием на транспортном уровне протокола TCP/IP; все, что не относится к классической телефонии и передаче данных. Выделяется несколько системных уровней: техническое обеспечение (оборудование, программное обеспечение, протоколы взаимодействия, стандарты); коммуникационные возможности (типы информации, режимы взаимодействия); общие службы (электронная почта, конференции, "доски объявлений"); прикладные задачи (например, совместные деловые игры, работа проектных групп). Для каждого конкретного конечного потребителя набор определяется спецификой области и особыми требованиями компании. Поэтому, рассматривая возможные варианты формирова-
ния и использования пакетов телематических услуг, стоит отталкиваться от спроса, возникающего у различных групп корпоративных клиентов с поправкой на отраслевую специфику.
Комплекс профессиональных систем мониторинга и управления транспортом предлагает автоперевозчикам с любым транспортным парком столичная компания "М2М телематика". Эти системы позволяют установить на автопредприятии жесткий контроль за местоположением и состоянием основных систем каждой единицы транспорта. Дистанционное управление работой транспорта и постоянная связь с водителем может осуществляться из единого диспетчерского центра с помощью специализированных компьютерных программ.
Абонентские терминалы
Для функционирования системы нужная информация должна уходить с движущегося автомобиля в центр управления через задан-
ные промежутки времени. Для этого на автомобиле устанавливают специальное электронное устройство, называемое абонентским терминалом. Оно может иметь разные модификации, но обязательно включает в себя следующие функциональные блоки.
Основной — это "мозг", то есть управляющий микрокомпьютер, называемый также контроллером. "Зашитые" в него программы позволяют обрабатывать данные о состоянии автомобиля, приходящие с разнооборазных датчиков, выдавать команды на исполнительные устройства внутри автомобиля, принимать сигналы из диспетчерского центра, а также получать данные о точном времени и координатах автомобиля, поступающие с отдельного блока-приемника спутниковой системы глобального позиционирования. Для этого используются американская система орбитальных спутников GPS и российская глобальная навигационная спутниковая система ГЛОНАСС.
Через каналы связи — Интернет и телематический сервер, сигналы от терминала приходят на диспетчерский пункт. Диспетчер через определенные промежутки времени получает информацию о местоположении, скорости движения и состоянии автомобиля и груза. По этим же каналам связи от диспетчерского центра на автомобиль поступают
управляющие сигналы и запросы.
Основные блоки абонентского терминала могут быть скомпонованы из аппаратуры разных производителей. Все вместе они, исключая опционный блок автономного питания, умещаются в небольшом корпусе размером с обычную книгу. Иногда его пломбируют, либо оборудуют датчиком вскрытия, сигнал от которого также передается в диспетчерский центр. Практика показывает, что некоторые водители пытаются незаметно испортить контролирующие их приборы.
Программное обеспечение
Для получения сигналов с абонентских терминалов, установленных на автомобилях, создается единый диспетчерский центр, оборудованный специальными программами. Для него компанией "М2М телематика" создано специализированное диспетчерское программное обеспечение CyberFleet®, работающее в режиме реального времени. Его устанавливают на компьютере с доступом в Интернет и операционной системой Windows. С помощью программы CyberFleet® один диспетчер может получать данные с неограниченного числа терминалов. Можно подключить и дополнительные диспетчерские места, установить программу на компьютеры руко-
водителей, начальников служб безопасности, работников служб эксплуатации.
Программа позволяет не только точно определять местоположение, скорость и пробег автомобиля на карте, но и контролирует его состояние по многим параметрам, планирует и проверяет выполнение маршрутов, сигнализирует об их нарушении, оптимизирует их, контролирует отклонение от маршрута, вход и выход из заданных географических зон. ПО отслеживает работу двигателя и расход топлива, контролирует доставку груза в срок, время и место погрузки и выгрузки, начало и окончание работы, нецелевое использование техники. Программа автоматически определяет состояние автомобиля и всех его систем по показаниям датчиков включения зажигания, открытия дверей, срабатывания различных сигнальных устройств, подъема кузова, изменения температурного режима. Через абонентский терминал она управляет исполнительными устройствами, установленными на автомобиле. Она передаст диспетчеру внеочередное сообщение при длительном простое и начале движения, а так же при нажатии водителем тревожной кнопки.
С помощью программы можно в любой момент вызвать водителя по громкой связи или через зуммер. Через эти устройства можно вести обмен сообщениями с мобильным
Система Справочники Г панирование Мониторинг Отчеты Окло Справка
Н Горизонтально ГН Вертикально Д Каскадом д'. Закрыть | Местоположение на карте История на карте Кмтгрод» сегодня ^ Неотраосгганные события
Справка У Дисплей
[і Снять ТС Q Найти ц^?Обновить | £3) Печать ^Экспорт |#1 Свойства і ЇГ Панель свойств
-Щ|х|
Связь с водителем © Посмотреть на карте История движения Сообщений (0] іД) Найти *■
iij Резерв ТС | Резерв персонала ]
13 Справка О Дисплей
14
твт
■-ІРІ-ХІ
25
26
Общая информация Маршрут 1 Г рафик Смена 1 Вторая смена
лкипаж
ФИО Должность Начало работы Окончание работы
АТАМАНЧУКА, 0, 02,08,200714:2800 0308,2007 00:16:00
^Состояние 0 Время в расписании ^Обновить
ТС/рэспио . №ре . Контрольная точка Тип I Состояние Справочное время G текущем расписали Время события Опережение/опоздате Оператор
ли
11 пд Сусан«нсквя Остановка Кепрохсщ
Боровая Остановка Непрохоа
12 пд Суеанинская Остановка Непрояоа
Мелиораторов Узловая HenpOHQft
13 пд Суса ни не кая Остановка Непрояод
14 пд Сусанинская Остановка Непромод
15 пд Сусанинская Остановка Непрдасщ
16 пд Сусанинскзя Остановка
Узловая
17 пд СуелнинскАЯ Остановка
Остановка
18 пд Сусанинская Остановка
Узловая
13 пд Сусанинская Остановка
Боровая Остановка
В парк пд Сусанинскзя Узловая
Подлигаева Узловая
Паново Узловая
ПАТП-4
02.08.2007 1 5.05.00 02.08.2007152200
02.08.2007 15:49.00 02.08.200715:18:00 02.08.20071 &5ІШ
02.08.2007 1 7:1200 02.08.200717:38:00 02,08.200710:08:00
02.08.2007 1 9:16-00
02.08.2007 19t35r00
02.08.2007 20:0200
02.08.2007 20t30t00 02 08.2007 21:0500
02.08.2007 21:2500
02.08.2007 21:51:00 02.08.20072221:00
02.08.2007 225500 02 08.2007231200
02.08.2007 2330:00
02.08.2007 23:3800 02.08.200723:48:00
_02;дежшаэд_
J 02.082007 1 503:00 J 02.08.200 J 02.08.200
^ ?? ?? ??? ± Смещение от cnpaBoworo времени
-J 02 08.2001--------------------------і
J 02.08.20015 Минуты
J 02.08.200 J 02,08.200 J 02,08.200 J 0208.200.
Применить j Отмена |
J 0208.200720:02:00 j 02 082007 газ» 00 J 02 08200721:05:00 J 02.08.200721:2500 J 02.08.200721:51:00 J 02.08.2007 2221:00 J 02.08.2007 225500 J 02 08.2007 23:12:00 J 02 082007 2Ї30:00 J 02.08.2007 23:30:00 J 02.08.200723:46:00
_ j-илштвдв-
"3
Закрыть
История движения по графику маршрута и функция оперативного сдвига расписания
телефоном водителя. Переписка будет сохранена в базе данных. Кроме этого, CyberFleet® автоматически ведет журнал нарушений и нештатных ситуаций, а также запоминает все команды и действия диспетчера. Данные об абонентских терминалах с телематического сервера (если он установлен) автоматически заносится в память, создаются разнообразные справочники для перекрестного ввода информации об автомобилях и персонале, которые можно распечатать в виде отчета, формируются отчеты в широко распространенном формате Excel, позволяющие иметь исчерпывающее "личное дело" на каждый автомобиль и груз.
Программа CyberFleet® постоянно совершенствуется и обновляется через Интернет. В нее встроен набор векторных электронных карт, ряд справочников, база данных адресов крупных городов России, сохранность всех данных обеспечивается трехступенчатой защитой. Компания "M2M телематика" поставляет комплекс серверных программ и оборудования со статическим IP-адресом. Сервер может обслужить тысячи абонентских терминалов и гарантирует полную конфиденциальность информации. Его можно интегрировать с другими ресурсами автопредприятия и даже предоставлять через него услуги сторонним организациям.
ГЛОНАСС + GPS = M2M-Cyber GLX
Для систем мониторинга и управления транспортом компания выпускает несколько видов устанавливаемых на автомобили абонентских терминалов. Один из них — первый серийно производимый в России абонентский терминал M2M-Cyber GLX (ГЛОНАСС\GPS\ GSM). Он передает информацию по сетям сотовой связи, причем делает это по стандарту GPRS, либо, в случае отказа этого канала, с помощью SMS-сообщений. Для определения своих координат он, в отличие от других, использует и американскую навигационную систему GPS, и российскую ГЛОНАСС.
Основные функции — передача данных о местоположении, скорости, пробеге. Также терминал предоставляет возможность обработки сигналов с цифровых и аналоговых датчиков с помощью восьми цифровых входов и опционального аналогового, возможность программировать реакцию на такие события как превышение скорости, пройденного пути, изменение курса, вхождение в определенную зону. Терминал обеспечивает дистанционное управление системами автомобиля с диспетчерского центра. M2M-Cyber GLX самостоятельно рассчитывает ряд статистических показателей движения, обеспечивает громкоговорящую связь между водителем и диспетчером. Объем "черного ящика" терминала составляет 50 тысяч событий, то есть при интервале записи в одну минуту он может хранить в памяти информацию примерно за месяц пути. Такие терминалы установлены и успешно функционируют в транспортной системе городов Сочи, Санкт-Петербурга, Норильска, Архангельска, Можайска и в ряде других.
Экономическая эффективность
Красноречивее любых слов говорят цифры. По данным компании "М2М телематика", при использовании систем наблюдается сокращение расходов на ГСМ до 15% по сравнению с предпроектным периодом (на основании статистических данных мониторинга, полученных с оборудования систем BusinesNavigator®, внедренных на предприятиях клиентов "М2М телематики"). Для автопарка из 30 единиц транспорта со среднемесячным пробегом 4000 км расходование ГСМ (при норме 25л/100 км) составляет 30,0 тыс. литров топлива в
месяц, что при среднерасчетной цене 16,5 руб. за литр составляет 495 000 руб. в месяц. Благодаря использованию системы ежемесячная экономия может составить 75 тыс. руб. в месяц.
Кроме того, на всех предприятиях отметили существенное сокращение пробега транспорта.
Так, при среднемесячном пробеге автотранспорта предприятия, равным 120 тыс. км, среднее сокращение пробега составляет до 10% или 12 тыс. км. Снижение пробега также существенно снижает затраты на топливо, позволяя экономить до 50 тыс. руб. в месяц, увеличивает межсервисные интервалы обслуживания автотранспорта и снижение его амортизации. Также, согласно имеющимся данным, снижение простоев транспорта составляет до 20% от фактического уровня на начало проекта. Помимо очевидного экономического эффекта, внедрение системы позволяет отказаться от привлечения дополнительных сотрудников, и даже разгрузить имеющихся при существенном повышении качества их труда и оперативности подготавливаемых данных.