УДК 94(47).084.8
ЗОТОВА Анастасия Валерьевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и ре-гионоведения гуманитарного факультета Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича. Автор 120 научных публикаций, в т. ч. трех монографий
ТЕЛЕФОННАЯ СВЯЗЬ В БЛОКИРОВАННОМ ЛЕНИНГРАДЕ
На основе архивных документов впервые приводятся обобщенные сведения о развитии телефонной связи в блокированном Ленинграде. В статье прослеживается динамика развития телефонной связи Ленинграда в период Великой Отечественной войны - для ведения боевых действий государство остро нуждалось в развитии именно этой отрасли связи. До начала Великой Отечественной войны Ленинград, как и Москва, был крупным центром в сфере телекоммуникаций. В городе действовало 100 тыс. телефонов, по которым велось более 2 млн разговоров в день. На всех крупных заводах были собственные телефонные станции. К началу войны в Ленинграде работало более 3 тыс. связистов. Многие из них с самого начала войны были отправлены на фронт. Был создан отдельный военный батальон связи, в котором служили наиболее квалифицированные работники. Они обеспечивали бесперебойную связь городских предприятий и воинских частей. Городская телефонная система в период блокады была сильно разрушена. Ленинградские телефонисты много времени уделяли прокладке новых линий и установке новых телефонов. Объем этих работ по сравнению с довоенным уровнем увеличился в четыре раза. В 1944 году городская телефонная сеть выполнила план на 112 %, междугородная телефонная связь - на 115,1 %. Автор делает вывод
о том, что тяжелые условия войны стали мощным стимулом к развитию средств связи в городе. Это существенно способствовало достижению победы Советского Союза в Великой Отечественной войне.
Ключевые слова: телефонная связь, телеграф, управление связи Ленинграда, блокада Ленинграда, блокированный Ленинград.
Телефонная связь в блокированном Ленинграде представляла собой одну из важнейших отраслей экономики. От нее зависела деятельность воинских частей, взаимодействие фронта и тыла, работа городских предприятий, в т. ч. и тех, которые работали на оборону страны.
© Зотова А.В., 2014
До начала Великой Отечественной войны Ленинград, как и Москва, был крупным телефонизированным центром. В городе действовало 100 тыс. телефонов. Ежедневно по ленинградским телефонам происходило более
2 млн разговоров. Только на заводах Ленинграда было более 500 телефонных станций.
Для удобства граждан в Ленинграде действовало около 3 тыс. телефонов-автоматов, функционирование которых осуществлялось за деньги, что приносило немалый доход городской казне.
К началу войны в Ленинграде в гражданских организациях трудилось более 3 тыс. связистов1. Разумеется, с началом боевых действий многие из них были призваны в ряды вооруженных сил.
С первых дней войны Ленинград жил как прифронтовой город. В условиях военного времени был создан отдельный военизированный батальон связи, в который вошли наиболее квалифицированные работники. Перед ними стояла боевая задача - обеспечить бесперебойной связью городские предприятия и воинские части.
На официальном уровне в отчетных документах блокадной поры отмечалось, что ни одна отрасль городского хозяйства в то время не подверглась такому колоссальному разрушению, как городское телефонное хозяйство. После разрыва авиационной бомбы или вражеского снаряда страдала телефонная связь2. Обрыв связи был следствием не только разрывов бомб, снарядов и повреждения в результате осколков - каждый взрыв приводил к локальным сотрясениям, к перемещениям грунта под влиянием взрывной волны.
Для обеспечения бесперебойной связи в условиях боевых действий ленинградские связисты осенью 1941 года в течение двух суток разработали проект дублирования связи и обходных путей, которые должны были вступать в действие при повреждении основной линии связи. Это позволило существенно сократить перебои в работе связи, быстрее устранить повреждения кабеля.
С началом войны в деятельности ленинградской связи возникло немало специфических проблем. Например, появились факты
использования шпионами и диверсантами телефонной связи города для корректировки артиллерийской стрельбы противника и бомбометания вражеской авиацией3.
Для недопущения подобной практики по решению Ленинградского фронта большая часть квартирных телефонов в городе была отключена. Были отключены и сняты почти все телефонные автоматы, остались действовать лишь те из них, которые находились на переговорных пунктах. Там работа телефонов-автоматов была под контролем специальных сотрудников органов связи. Это обстоятельство послужило поводом для привлечения к работе новых работников связи, что заметно увеличило штаты.
Но при этом часть сотрудников была сокращена. И дело не только в том, что многие были мобилизованы на фронт. Часть связистов не могла получить работу, поскольку многие АТС демонтировались и перевозились в тыловые районы Советского Союза. Например, из города полностью было вывезено оборудование, предназначенное для строившейся накануне войны, но так и недостроенной АТС Московского района Ленинграда. Подобная судьба постигла и ряд других телефонных станций, в т. ч. и АТС Петроградского района, обслуживавшую 8 тыс. номеров4.
Ленинградские связисты по мере сил подстраивались под военные условия. В городе в блокадные дни были построены 32 резервные станции, разместившиеся в укрепленных подвальных помещениях больших многоэтажных домов. В случае выхода из строя одной из станций все наиболее важные абоненты переключались на новую.
Снабжение электроэнергией было нестабильным. Обычно ток подавался на городские предприятия два-три раза в сутки. Чтобы восполнить этот недостаток, были построены 4 блок-станции, которые в критический момент
1 ЦГА СПб (Центр. гос. арх. Санкт-Петербурга). Ф. 9646. Оп. 1. Д. 344. Л. 1 об.
2 Там же. Л. 2.
3 Там же. Л. 2 об.
4 Там же. Л. 3.
ЗотоваА.В.Телефоннаясвязьвблокированном^£222гЕад£
обеспечивали АТС дополнительной электро-энергией5.
Выполняя столь важные боевые задачи, связисты Ленинграда, тем не менее, как и все другие трудоспособные жители города, принимали участие в общегородской борьбе за выживание. Они были заняты на работе по устройству противотанковых рвов, траншей, занимались другой деятельностью оборонного значения, в составе МПВО занимались тушением зажигательных бомб, которые сбрасывались с вражеских самолетов6.
Для обеспечения сотрудников центрального телефонного узла дополнительным питанием в 1942 году было организовано подсобное хозяйство во Всеволожском районе, который, как известно, во время войны не был занят противником7.
Хотя городская телефонная сеть во время блокады сокращалась, ленинградским телефонистам приходилось постоянно заниматься прокладкой новых линий и установкой новых телефонов. Во время блокады объем этой работы по сравнению с довоенной увеличился в четыре раза8.
Несмотря на самоотверженность подавляющего большинства ленинградских связистов, бывали случаи недобросовестной работы, а порой и преступной деятельности. Так, в 1943 году в блокированном Ленинграде было выявлено 19 случаев хищений, растрат и подлогов в сфере связи, что принесло городу общий ущерб в размере 25480 р. 91 коп.
Недостатки в работе ощущались, в частности, в организации междугородной телефонной связи. Междугородная связь нередко простаивала из-за неисправности аппаратуры и отсут-
ствия источников питания, к тому же многие телефонистки и представители технического персонала отличались неудовлетворительной дисциплиной, что отмечалось в приказах по Ленинградскому областному управлению связи9.
Но недостатки скорее были исключением из правил. В целом же связисты Ленинграда работали с большим подъемом. Так, в 1944 году ленинградскими связистами план был выполнен на 106 %. Тогда связь как отрасль экономики принесла Ленинграду почти 28,5 млн р. При этом, например, городская телефонная сеть выполнила план на 112 %, междугородная телефонная связь - на 115,1 %, телеграф - на 102,85 %. Из всех подразделений отрасли связи с поставленной задачей не справилось только радио, выполнившее план на 93,9 %10.
Важную роль в деятельности ленинградских связистов играла спецсвязь. На 1 июля
1942 года в Ленинградской области действовало лишь 30 аппаратов спецсвязи, а на 1 января
1943 года и того меньше - только 29 аппаратов. Но их бесперебойное обслуживание играло важную роль в связи города с ближайшими регионами, не занятыми противником11.
При всей важности обеспечения связью городских предприятий все же главной задачей ленинградских связистов было качественное удовлетворение связью нужд фронта.
По требованиям командования Ленинградского и Волховского фронтов, а также Краснознаменного Балтийского флота протягивались линии связи на всех необходимых направлениях. В интересах фронта налаживалась и междугородная связь. Для более эффективного обеспечения обороны страны были организованы телефонные переговоры между абонентами
5 ЦГА СПб. Ф. 9646. Оп. 1. Д. 344. Л. 3 об.
6 Там же. Л. 4.
7 Там же. Л. 8.
8 Там же. Л. 9 об.
9 Там же. Д. 307. Л. 8 об.
10 Там же. Л. 12 об.
11 Там же. Д. 290. Л. 12.
по специальным паролям, что обеспечивало скрытность переговоров, недопущение к ним посторонних лиц.
На рубеже 1943-1944 годов в Ленинграде стала работать новая быстродействующая телеграфная связь, позволившая существенно увеличить передачу корреспонденции. Тогда же Ленинград наладил четкую телефонную связь с пригородной зоной: с 41 сельсоветом, МТС и колхозом. То была очень скромная цифра - потребности в связи были более значительными. В качестве выхода из положения связисты использовали возможности так называемых параллельных абонентов, т. е. на один и тот же номер замыкались два абонента. В случае звонка по номеру, на который были подключены «параллельные» абоненты, отвечали оба, а разговор продолжал лишь тот, которому звонили. Если же трубку снимал «не тот» абонент, то он просил звонившего перезвонить еще раз, а сам во время повторного звонка трубку не снимал, терпеливо ожидая, пока на звонок ответит второй абонент12.
Штаты органов связи Ленинграда постоянно менялись в соответствии с нуждами фронта и экономики города.
Когда положение на фронте стабилизировалось, возможности по развитию связи стали значительно выше, чем в начале войны и особенно в первые недели блокады. На 1 января
1944 года областное управление связи Ленинграда располагало 30 конторами связи, 7 линейно-техническими узлами связи и 6 выделенными предприятиями связи. К ним относились центральный телеграф, междугородная телефонная станция, дирекция радиосвязи, отделение перевозки почт, областное бюро контроля переводов и газетно-журнальная экспедиция13.
Каждый сегмент связи играл колоссальную роль как в обыденной жизни горожан, так и в борьбе ленинградских предприятий и воинских частей с противником, замкнувшим город в кольцо.
Несмотря на оторванность Ленинграда от тыловой части Советского Союза, город никогда не рассматривался центральными властями как территория, занятая врагом. Московское руководство, многочисленные партийные и государственные деятели, представители различных наркоматов видели Ленинград на протяжении всей войны, в т. ч. и в период блокады, крупным промышленным центром, способным регулярно обеспечивать фронт необходимой продукцией.
Это касалось и деятельности такой отрасли, как связь. Ленинградские связисты во время блокады оказались вполне конкурентоспособными по отношению к своим коллегам из тыловых районов страны. Об этом красноречиво говорят результаты Всесоюзного социалистического соревнования: за 1943 год, например, весь коллектив связистов Ленинграда получил переходящее Красное Знамя Наркомата обороны и ВЦСПС14.
Опыт ленинградских связистов, действовавших в Ленинграде в экстремальных условиях - в условиях вражеской блокады, актуален и сейчас. В самые напряженные периоды своей деятельности связисты проявляли не только упорство, но и творческий подход, новаторство в деле организации связи. Вероятно, трудности в развитии отрасли вызывали ответную реакцию - стремление на высоком профессиональном уровне организовать бесперебойную связь между тылом и фронтом.
12 ЦГА СПб. Ф. 9646. Оп. 1. Д. 290. Л. 5.
13 Там же. Л. 1.
14 Там же. Л. 2.
Zotova Anastasiya Valeryevna
The Bonch-Bruevich Saint-Petersburg State University of Telecommunications
(St. Petersburg, Russia)
TELECOMMUNICATION IN BESIEGED LENINGRAD
On the basis of archival documents, the paper present the first summary of the data on telecommunication development in besieged Leningrad, the type of communications desperately needed by the state during the Great Patriotic War. Before the war, Leningrad, as well as Moscow, was a major centre of telecommunications. The city had 100,000 phones used to make over 2 million calls a day; each large factory had its own telephone exchange. By the outbreak of war, Leningrad had more than 3,000 telecommunications workers, many of whom were sent straight to the battlefront. A separate signal battalion consisting of the most qualified workers was formed, providing continuous communications between the factories and military units. The city telephone system was severely damaged during the siege and Leningrad telephone operators spent much time laying new lines and installing new telephones. Compared to the pre-war level, the volume of this work quadrupled. In 1944, the local telephone network fulfilled the plan 112 %, while the long-distance telephone network -115.1 %. The author concludes that the harsh conditions of the war boosted the development of communication facilities in the city, thus greatly contributing to the victory of the Soviet Union.
Keywords: telecommunication, telegraph, communication administration of Leningrad, the siege of Leningrad, besieged Leningrad.
Контактная информация: адрес: 193232, Санкт-Петербург, просп. Большевиков, д. 22;
e-mail: [email protected]
Рецензент - Голдин В.И., доктор исторических наук, профессор кафедры регионоведения и международных отношений института социально-гуманитарных и политических наук Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова