ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЯ ДОСТУПНОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
CURRENT STATE OF AVAILABILITY OF DISTANCE LEARNING IN THE
REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)
УДК 378
DOI: 10.24411/2658-4964-2020-1119
Архипова И.Ю.
Магистрант, 2 курс Северо-Восточный федеральный университет им.М.К.Аммосова Исторический факультет направление подготовки: «Педагогическое образование: Гражданское образование в России: традиции и современность» Россия, г. Якутск Arkhipova, I. Yu. [email protected]
Аннотация
В данной статье проанализирована эффективность технологий дистанционного обучения по гражданскому образованию среди старшеклассников на территории РС(Я).
Дистанционное обучение — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.
Annotation
This article analyzes the effectiveness of distance learning technologies in civil education among high school students in the territory of the RS (Ya).
Distance learning is the interaction of teachers and students at a distance, reflecting all the components inherent in the educational process and implemented by specific means of Internet technologies or other means that provide interactivity.
Ключевые слова: Дистанционное обучение, гражданское образование.
Keywords: Distance learning, civic education.
Актуальность данного вопроса обусловлена возросшей значимостью удаленного режима обучения в период мирового кризиса (пандемии) из-за распространения коронавирусной инфекции. Как и во многих развитых странах, Россия быстро перешла на удаленный режим обучения в средних общеобразовательных учебных заведениях. Опыт деятельности учителей и учебы учащихся представляет особый интерес для осмысления и их возможного внедрения на практику средних общеобразовательных учреждений Якутии при гражданском обучении. Для Республики Саха лучшие
практики и опыт функционирования школьного образования в период удаленного режима обучения представляет большое значение, поскольку это обусловлено особыми природно-климатическими условиями и различных чрезвычайной ситуацией, угрожающих жизнедеятельности людей (наводнения и лесные пожары), когда необходимо не допустить отрыва учащихся от учебного процесса и обеспечить им его непрерывность и устойчивость.
Сегодня технологии дистанционного образования развиваются очень активно, и если раньше в распоряжении сетевого учителя была лишь электронная почта, то теперь специальные учебные среды позволяют организовать учебный процесс, ни в чем не уступающий по своим дидактическим возможностям традиционному, а во многом и превосходящий его.
Существуют различные определения понятия дистанционное обучение. Е.С. Полат дает следующую трактовку: «Дистанционное обучение — это новая форма обучения, которая уже существует наряду с очной формой, заочной, экстернатом. Это система обучения, в которой предусмотрено взаимодействие учителя и ученика, учеников между собой на расстоянии посредством ИКТ и интернет-технологий. Технологическая составляющая в дистанционном обучении — это инструмент, с помощью которого должны решаться педагогические задачи» [1].
Таким образом, дистанционное обучение - способ организации процесса обучения, где взаимодействие учащегося и преподавателя осуществляется через электронные каналы передачи и получения информации, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся.
Технология дистанционного обучения заключается в том, что обучение происходит с помощью компьютерной сети Интернет, используя технологии on-line и off-line.
Общее количество опрошенных респондентов составил 136 человек, из них 120 обучающихся 10-х и 11-х классов и 16 учителей. Рисунок 1.Общее количество опрошенных респондентов по регионам Якутии
33
25 ■ 28
19
4 ■ 2 15 2
ГО "ЯКУТСК" ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЗАПАДНАЯ ЮЖНАЯ ЯКУТИЯ СЕВЕРНАЯ ЯКУТИЯ ЯКУТИЯ ЯКУТИЯ
■ Обучающиеся ■ Учителя
Таблица 2. Общее количество опрошенных респондентов по регионам Якутии
№ Местоположение Количество Количество
среднего обучающихся (чел.) учителей (чел.)
общеобразовательного
учреждения
1 ГО «Якутск» 25 4
2 Центральная Якутия 33 4
3 Западная Якутия 28 4
4 Южная Якутия 19 2
5 Северная Якутия 15 2
Всего опрошенных 120 16
Таким образом, анализируя ответы, полученные в ходе анкетирования и интервьюирования обучающихся, можно сделать следующие выводы:
1. Большинство обучающиеся средних общеобразовательных школ (городских и районных) оценили, что имеют стабильный доступ к Интернет-соединению, высокую эффективность и качество получаемых знаний по гражданскому образованию. Больших сложностей в получении знаний по гражданскому образованию у обучающихся отсутствуют.
2. Проведенный опрос показал, что возрастной состав большинства учителей относится к категории от 25 до 44 лет, т.е. это люди, которые во многом могут более эффективно воспринимать и понимать психологическое и эмоциональное состояние обучающихся старших классов. Слабая сторона большинства опрошенных учителей в том, что они не креативно подходят к видам домашних заданий.
3. Проведенный опрос показал, что повсеместный переход к дистанционному обучению прошел легко в силу того, что многие
респонденты продолжили использовать привычные для них платформы информационно-телекоммуникативной связи Skype (15%), Whatsapp (40%), Zoom (22%) и другие (12%).
Таким образом, результаты социологического опроса показывают, что учителя в большей степени адаптировались к условиям ведения дистанционного обучения уроком гражданского образования во многом благодаря высокой восприимчивости обучающихся 10 и 11 классов. Географически дифференциации по доступу, возможностям и эффективности дистанционного обучения гражданского образования не выявлено. Успех переход обучающихся и учителей объясняется тем, что Якутия является одним из технологически развитых и передовых регионов России, которая стало хорошей предпосылкой и основой для перехода к дистанционному обучению школьного образования республики в целом.
Литература
1. Педагогические технологии дистанционно- го обучения: учеб. пособие / Е.С. Полат, М.В. Моисеева, А.Е. Петрова и др.; под ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 2006. Дата обращения: 02.06.2020.
Literature
1. Pedagogical technologies of distance learning: ucheb. manual / E. S. Polat, M. V. Moiseeva, A. E. Petrov, et al.; edited by E. S. Polat. M.: Academy, 2006. Date of access: 02.06.2020.