Е.С. ХЛЕСТУНОВЛ
ТЕКУЩАЯ ЖИЛИЩНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И НЕДОСТАТКИ
Жилищная политика России уже более 10 лет определяется реализацией Федеральной целевой программы (ФЦП) «Жилище» в рамках национального проекта «Комфортное и доступное жилье -гражданам России». На смену ФЦП «Жилище»
ФЦП «Жилище», целевые индикаторы, жилье подпрограммы, привлечение частных инвестиций.
Приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» (впоследствии Федеральная целевая программа «Жилище»[1]) является стратегией социальноэкономического развития государства и основой жилищной политики РФ, реализуемой с 2006 г. В 2010 г. указанная программа была завершена, уступив место своей несколько измененной копии [2].
По данным Счетной палаты РФ ФЦП «Жилище» на 2002-2010 гг. оправдала себя только на треть. Счетная палата РФ опубликовала отчет об исполнении федерального бюджета за январь - декабрь 2010 г., по данным которого всего 36,6%, или 259 объектов из заявленных к завершению в 2010 г. в рамках ФЦП «Жилище», введены в эксплуатацию. Техническую готовность менее 50% имели 1345 строек и объектов, или 66% [4].
Кроме того, на реализацию нацпроекта в 20062008 гг. было направлено 262,2 млрд руб., исполнено
- 216 млрд руб. Наибольший объем неисполненных назначений образовался по итогам 2007 г. - 19,75 млрд руб. В 2008 г. неисполненные обязательства составили 14,8 млрд руб. [4].
Более того, контрольное мероприятие, проведенное Счетной палатой, показало, что достижение целевых индикаторов национального проекта и ФЦП «Жилище» достаточно проблематично по причине серьезных недоработок в законодательстве, отсутствия четкого и взаимосвязанного комплекса задач. В связи с большим числом главных распорядителей средств федерального бюджета, реализующих отдельные мероприятия нацпроекта, проведение контрольных мероприятий по его реализации на территории субъектов РФ крайне затруднительно. Обусловлено это тем, что территориальные подразделения федеральных органов исполнительной власти не подчиняются администрациям субъектов РФ, поэтому значительный объем средств, поступающий на территории регионов, остается вне ведения администраций субъектов РФ, не учитывается ими и не включается в отчет о реализации нацпроекта.
Федеральная целевая программа «Жилище 20022010» завершилась, и на ее смену пришла ФЦЦ «Жилище 2011-2015». В таблице приведен сравнительный анализ этих двух программ по основным их параметрам.
Сравнение ФЦП «Жилище 2002-2010» и ФЦП «Жилище 2011-2015» позволяет сделать ряд выводов.
1. Закрепление статуса одного разработчика и главного координатора программы за одним ведомством -
(2002-2010 гг.) пришла программа с аналогичным названием, рассчитанная на 2011-2015 гг. Сравнительный анализ этих двух программ выявил неизменность политического курса в жилищной сфере страны.
экономкласса, подпрограмма, механизм реализации
Министерством регионального развития можно рассматривать как положительный момент, однако в основу действующей программы на 2010-2015 гг. положен уже существовавший пакет документов предыдущей, разработанный ранее несколькими ведомствами. Поэтому необходимость привлечения к разработке «новой» программы других соисполнителей у Минрегиона отпала.
2. Ключевой целевой индикатор «Годовой ввод объема жилья» ФЦП «Жилище 2011-2015» за пять лет действия программы должен будет увеличиться на 37 млн кв. м (или на 70%) и достичь к 2015 г. отметки 90 млн кв. м. Такой количественный, а по сути, качественный скачок рассматриваемого показателя может быть достигнут при условии разработки новой схемы организации жилищного строительства, состоящей из следующих ключевых элементов: прозрачная процедура отвода земель; сокращение сроков оформления и упрощение разрешительной документации; применение новых индустриальных технологий в строительстве; создание привлекательной для инвесторов схемы участия в обеспечении инфраструктурой отводимых под строительство площадок; формирование системы льготного кредитования застройщиков. Как и предыдущая, действующая программа лишена механизмов для создания вышеуказанных компонентов, что позволяет усомниться в достижении к намеченному сроку отметки в 90 млн кв. м.
3. В обеих программах делается акцент на обеспечение жильем определенных категорий граждан, большую часть которых составляют военнослужащие. Однако количество всех граждан, имеющих право на государственную помощь при при-обретениижилья, относительно невелико в сравнении с общим количеством нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Более подробно суть действующей программы «Жилище 2011-2015» можно рассмотреть в разрезе подпрограмм, входящих в ее состав.
1. Подпрограмма «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» на 2011-2015 гг. предполагает завершение строительства и технического перевооружения 19 объектов коммунальной инфраструктуры, являющихся собственностью субъектов РФ и муниципальной собственностью, в 13 субъектах Российской Федерации. Данную подпрограмму следует рассматривать как заключительный этап преды-
дущей подпрограммы с аналогичным названием в рамках ФЦП «Жилище» на 2002-2010 гг. Механизм реализации подпрограммы основан на принципе со-финансирования строительства и модернизации объектов коммунального хозяйства из двух основных источников: федерального бюджета и бюджетов регионов (в т.ч. муниципальных). Данная подпрограмма ориентирована исключительно на ввод в эксплуатацию установленного перечня объектов коммунальной инфраструктуры. Масштабность и стратегическая значимость этих коммуникаций предполагает привлечение значительных средств, отсутствующих у регионов в полном объеме. Поэтому софинансирование осуществляется в большинстве случаев по схеме: около 50% средств выделяется из федерального бюджета и около 50% - из бюджетов субъектов РФ.
С сожалением следует отметить отсутствие в рамках подпрограммы механизмов для привлечения частных инвестиций в качестве дополнительного либо основного источника финансирования строительства объектов коммунальной инфраструктуры.
2. Подпрограмма «Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов РФ» ФЦП «Жилище» на 2011 - 2015 гг. была разработана для определения и реализации ряда мероприятий, направленных на поддержку региональных программ Сравнительная характеристика ФЦП «Ж
развития жилищного строительства, и призвана изменить ситуацию на жилищном рынке путем увеличения темпов и объемов жилищного строительства.
В качестве цели данной подпрограммы было заявлено развитие массового строительства жилья эконом-класса на территории РФ, отвечающего стандартам ценовой доступности, энергоэффективности и экологичности. Для достижения цели был определен ряд первоочередных задач, однако четкого механизма решения установленных задач нет, как нет и однозначного толкования основных терминов и понятий, являющихся базовыми в данном случае, например «стандарт ценовой доступности». Претензии к понятию энерго-эффекгивности обусловлены тем, что энергоэффектив-ностъ определяется только на основе одного показателя, а именно рекомендуется рассчитывать комплекс -ный показатель удельного расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию здания, не превышающий нормативно установленного показателя. При этом в расчет не берутся затраты на электроэнергию, на кондиционирование и т.д. Понятие экологичности также не содержит ясности, что именно должно быть экологичным: производство стройматериалов, сами стройматериалы или технологии их использования.
ище 2002-2010» и ФЦП «Жилище 2011-2015»
Характеристики и параметры программы ФЦП « Жилище 2002-2010» ФЦП « Жилище 2011-2015» Комментарии
Г осударственный заказчик-координатор программы Министерство регионального развития Российской Федерации Министерство регионального развития Российской Федерации
Основной разработчик программы Министерство регионального развития РФ, Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, Министерство экономического развития и торговли РФ, фонд «Институт экономики города» Министерство регионального развития Российской Федерации Произошло резкое сокращение структур, участвующих в разработке программы. Закрепление статуса разработчика за одним ведомством
Основная цель Комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающее доступность жилья для граждан, проживания в нем Формирование рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энерго-эффекгивности и экологичности; выполнение гос. обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан Во второй программе ставятся более конкретные цели, акцент делается на определенную группу граждан
Основные задачи • Создание условий для развития жилищного и жилищнокоммунального секторов экономики • Повышение уровня обеспеченности населения жильем путем увеличения объемов финансово-кредитных институтов рынка жилья • Создание условий для приведения жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания • Обеспечение доступности жилья и коммунальных услуг в соответствии с платежеспособным спросом граждан и стандартами обеспечения жилыми помещениями • Создание условий для развития массового строительства жилья экономкласса • Повышение уровня обеспеченности населения жильем путем увеличения объемов жилищного строительства и развития ф инансово-кр едитных институтов рынка жилья • Обеспечение повышения доступности жилья в соответствии с платежеспособным спросом граждан и стандартами обеспечения их жилыми помещениями Схожесть задач свидетель -ствует о приверженности ранее взятому курсу. Однако во второй программе приоритет закрепляется за строительством жилья экономкласса, для возведения которого необходимы новые техрегламенты и СНиПы, на сегодня по большей части отсутствующие, либо взятые из международных стандартов, но пока еще не адаптированные под российские условия
Важнейшие целевые индикаторы и показатели программы
Годовой объем ввода жилья к концу срока реализации программы
53 млн кв. м общей площади жилья
90 млн кв. м общей площади жилья
Кол-во семей граждан, относящихся к категориям, установленным федеральным законодательством, улучшивших жилищные условия за
2006-2010 гг.
118,9 тыс. семей
86,9 тыс. семей
Кол-во молодых семей, улучшивших жилищные условия (в т.ч. с использованием ипотечных средств) при оказании содействия за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов за 2006-2010 гг.
175,9 тыс. семей
172 тыс. семей
Объем выдаваемых в год ипотечных _________гражданам в последний год
жилищных кредитов и займов действия программы___________
415 млрд рублей
• «Государственные жилищные серти-фикаты» на 2004-2010 гг.
• «Переселение граждан РФ из ветхого и аварийного жилищного фонда»
• «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса РФ»
• «Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф»
• «Обеспечение жильем граждан РФ, подлежащих отселению с Байконура»
не рассчитано
• «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры»
• «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством»
• «Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов РФ»
• «Обеспечение жильем молодых семей»
Плановые целевые показатели программы на 20112015гг. скромнее, чем анало-гичные показатели предшествующей программы. Корректировка показателей в сторону уменьшения была обуслэвлена недолжным выполнением обязательств за период с 2002 по 2010 г. Амбициозность намерений разработчика программы прослеживается только в отношении индикатора «Годовой объем ввода жилья»
Окончание таблицы
Характеристики и параметры программы
ФЦП « Жилище 2002-2010»
ФЦП « Жилище 2011-2015»
Комментарии
• «Обеспечение жильем беженцев и вынужденных переселенгрв в РФ»
• «Обеспечение жильем молодых семей»
• «Обеспечение земельныхучастков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства»
• «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры»
• «Выполнение гос. обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральн. законодательством
<3
її
О
&
&
о
л
• По обеспечению жильем отдельных категорий граждан, в т. ч. молодыхученых
• По реализации ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»
• По реализации Концепции развития унифицированной системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов в России
• По обеспечению жильем от-дельныхкатегорий граждан
• Мероприятия по поддержке платежеспособного спроса на жилье, в т.ч. с помощью ипотечного жилищного кредитования, включая предоставление гос. гарантий РФ по заимствованиям ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» (Агентство) на поддержку системы рефинансирования ипотечного жилищного кредитования
• Научно-исследовательс кие
работы________________________
Помимо обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан продолжает существовать механизм рефинансирования ипотечного кредитования через Агентство. Несостоятельность этого механизма, по мнению автора, обусловлена заменой адресной поддержки строительному сектору и гражданам на посредническую схему с участием банковского сектора
о & й § ® Я й
Общий объем финансирования программы
н й
о К К •&
її а
О
&
927,7 млрд руб.* 620,69 млрд руб.
За счет средств федерального бюджета
354 млрд руб.* 291,15 млрд руб.
За счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов
Планируемый объем финансирования программы на 20112015 гг. сократился более чем на треть. Это обусловлено игнорированием в расчетах
74 млрд руб." 109,96 млрд руб. средств частныхинвесторов, для инвестиционной деятель -ности которых так и не были созданы приемлемые условия. Произошло перераспределение финансовой ответственности за реализацию программы между бюджетами регионов и федеральным бюджетом
За счет средств молодых семей
389,7 млрд руб." 219,19 млрд руб.
За счет средств частных инвесторов и кредиторов
110 млрд руб.* 0,39 млрд руб.
Гарантии РФ по заимствованиям ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» на поддержку системы рефинансирования ипотечного жилищного кредитования
138 млрд руб. Не определена
Основные ожидаемые конечные результаты реализации программы Улучшение жилищных условий граждан РФ (рост жилищной обеспеченности) по сравнению с 2004 и 2009 годами соответственно Отсутствие реальныхмеханиз-мов увеличения объемов жилищного строительства наряду с низкой платежеспособностью россииских граждан обусловили невыполнение приведенных показателей к моменту завершения действия программы №1. Те же причины ставят под сомнение достижение заявленных конечных результатов и второй программы
с 20 кв. мна человека до 21,7 кв. м с 22,4 кв. м начелэвека до 24,2 кв. м
Доступность приобретения жилья
за 3 года (в 2004 г. - 3,9 года)** за 4 года (в 2009 г. - 4,8 года)
Увеличение доли семей, которым будет доступно приобретение жилья с помощью собственных и заемных средств по сравнению с 2004 и 2009 годами соответственно
с 9 до 30% с 12 до 30%
“Данные показатели - показатели второго этапа реализации программы (с 2006 по 2010 г.) ФЦП «Жилище» на 2002-2010 гг. Пятилетний период данной части программы соответствует сроку действия ФЦП «Жилище» на 2011-2015 гг., что обеспечивает правомерность сопоставления целевых индикаторов и плановых показателей программ.
Доступность приобретения жилья, когда средняя стоимость стандартной квартиры общей плэщадью 54 кв. м будет равна среднему годовому совокупному денежному доходу семьи из 3 человек.
Указанная подпрограмма обречена на провал, поскольку начинает стартовать при отсутствии актуали-зированных СНиПов по энергоэффективности и экологичности строительства, разработанности критериев эффективности бизнес-планов по комплексному освоению территорий и нормативов продолжительности проектирования объектов жилищно-гражданс -кого назначения и др.
В подавляющем большинстве муниципальных образований отсутствуют надежные механизмы финансирования и реализации проектов по обеспечению земельных участков инженерной инфраструктурой, средства на строительство объектов социальной инфраструктуры, необходимые для обеспечения комплексного освоения и развития территорий. Банковский сектор также не имеет необходимых инструментов, позволяющих с приемлемым уровнем риска кредитовать проекты развития инженерной и социальной инфраструктуры, что приводит к увеличению сроков и удорожанию стоимости строительства жилья.
Одним из основных недостатков данной подпрограммы, по мнению автора, является то, что государственная помощь направлена на возмещение затрат (или части затрат) по уплате процентов по кредитам для звеньев бюджетной системы, только косвенно имеющих отношение к возведению жилья.
Эффективность мероприятий в рамках рассматриваемой подпрограммы была бы несоизмеримо выше, если бы поддержка государства была адресована реальному сектору экономики и гражданам. Сегодня же государственные гарантии активно предостав-ляются банкам, минуя непосредственных производителей жилья.
Реализация подпрограммы «Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов РФ», по мнению разработчика, создаст необходимый фундамент для дальнейшего развития жилищной политики страны. В этой связи вызывает недоумение тот факт, что участие регионов в рассматриваемой подпрограмме носит не обязательный, а добровольный характер. Этот вывод напрашивается из декларации, согласно которой формы государственной поддержки, предусмотренные подпрограммой, предоставляются при условии реализации на территории субъекта РФ региональной программы развития жилищного строительства.
Кроме того, как и в предыдущей подпрограмме, действовавшей до 2010 г., фактически сохраняется конкурсный порядок отбора регионов для участия в подпрограмме1. Такие условия создают неравные возможности для регионов, а стало быть, и для их граждан, повсеместно платящих налоги и имеющих одинаковые права на улучшение жилищных условий.
3. Подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодатель -
1 Критерии отбора регионов освещены в прил. 3 к подпрограмме «Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 гг.: «Правила предоставления суб-сидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на развитие жилищного строительства субъектов Российской Федерации».
ством» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 гг. была разработана с целью исполнения государством обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жильем (инвалиды и участники военных действий, чернобыльцы, сироты и др.).
В качестве способа жилищного обеспечения указанных категорий граждан избран механизм предоставления социальных выплат для приобретения жилья посредством выдачи государственных жилищных сертификатов за счет средств федерального бюджета.
Данную подпрограмму стоит рассматривать как второй этап уже отжившей подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» ФЦП «Жилище» на 20022010 гг.
В целом данная подпрограмма является наиболее удачной в рамках данного национального проекта, поскольку количество людей, входящих в указанные категории граждан, сравнительно невелико по отношению к общему числу граждан, желающих улучшить свои жилищные условия. Кроме того, уже есть достаточно понятный, прозрачный и эффективный механизм доведения субсидии до получателя - в виде жилищного сертификата. Более того, данная подпрограмма действует по всей территории страны, что немаловажно. Ценным качеством данной подпрограммы является также ограниченное число главных распорядителей бюджетных средств, что упрощает контроль за её исполнением. Однако стоит отметить и ряд недостатков подпрограммы:
- не до конца проработана нормативно-правовая база в части механизмов реализации данной подпрограммы, о чем свидетельствуют очень частые изменения в законодательстве;
- отсутствует дополнительный механизм стимулирования развития строительной отрасли, который мог бы быть создан путем использования выданных сертификатов исключительно на рынке пер -вичного жилья;
- упор делается на количество семей, обеспеченных жильем, а не на качество предоставленного жилья, что является немаловажным, поскольку на ту сумму, которая предусмотрена сертификатом, граждане в основном могут купить жилье, качество которого вызывает сомнения (т.е. не соответствует всем требованиям безопасности, долговечности, экологичности). Поэтому перед людьми через какое-то время снова встает вопрос улучшения жилищных условий, поскольку в таком жилье жить становится некомфортно, иногда даже опас-но, а государство помогает этим гражданам только один раз;
- недостаточные объемы финансирования.
4. Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» является логическим продолжением подпрограммы 2002-2010 гг. по обеспечению жильем молодых семей. Ее суть мало чем отличается от откорректированной версии предшественницы. Первоначально государственной поддержкой за счет средств феде-
рального бюджета в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» могли воспользоваться молодые семьи в случае рождения (усыновления) ребенка. В дальнейшем условия изменились, и целью подпрограммы перестало быть повышение рождаемости.
Основной целью текущей подпрограммы является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, приз -нанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Условием предоставления социальной выплаты является наличие у молодой семьи помимо права на её получение дополнительных средств - собственных или полученных по кредитному договору (договору займа) средств на приобретение (строительство) жилья, в том числе по ипотечному жилищному договору. В качестве дополнительных средств молодой семьей также могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала.
За тот период времени, в течение которого действовала предыдущая подпрограмма, был отработан механизм предоставления субсидий молодым семьям, применялся инструмент софинансирования при покупке жилья молодыми семьями, что имело определенный положительный социальный эффект.
Однако указанную подпрограмму нельзя назвать успешной, поскольку она:
- не охватывает все молодые семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий;
- рассчитана прежде всего на то, что молодая семья в качестве основного источника финансирования будет привлекать ипотечный кредит. В итоге жилье остается в залоге у банка до тех пор, пока вся сумма кредита не погашена. Переплата молодой семьи в виде процентов по ипотеке за все время выплаты кредита может в два раза превосходить основную сумму долга. И это вместо того, чтобы наложить на эти молодые семьи определенные социальные обязательства, а взамен за счет федерального бюджета оплачивать эффективную процентную ставку банкам. При этом обязать банки при расчете ежемесячных платежей распределять сумму, необходимую для погашения, в равных долях: 50% - погашение основного долга, 50% -погашение суммы процентов, поскольку на деле заемщик сначала выплачивает всю сумму процентов, а уже потом - основной долг. Кроме того, необходимо, чтобы все банки передавали купленное в кредит жилье в собственность покупателя, хотя и с наличием обременений (поскольку на деле далеко не все банки позволяют оформить право собственности сразу);
- не предполагает возможности сменить место жительства и использовать механизм зачета имеющегося в ипотеке жилья при переезде в другой регион и покупке другого жилья с сохранением обяза-тельс тв по выплате долга;
- предлагает несовершенный механизм признания семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий (существующий механизм опирается только на площадь жилья и на его состояние, без учета местоположения и других факторов);
- воздвигает достаточно серьезные административные и бюрократические барьеры в части сбора и предоставления документов для участия в подпрограмме;
- не решает проблемы отсутствия современного, комфортного, качественного жилья по приемлемой цене для молодой семьи;
- участниками данной подпрограммы являются не все субъекты РФ, а только те регионы, которые соответствуют определенным критериям отбора [5, 6].
Мировой опыт решения жилищного вопроса ис-пользует все элементы системы, включая научноинформационное сопровождение, именно с него начинается индустриализация строительства. В нашем национальном проекте этот элемент до сих пор не создан. Вопросам индустриальных методов строительства, новых технологий, новых отечественных строительных материалов не нашлось должного места в новой программе.
В целях и задачах ФЦП «Жилище» на 2011-2015 гг. акцент делается на возведение жилья экономкласса. Однако в условиях отсутствия единой системы взаимодействия между участниками жилищной политики, включая федеральные и региональные органы исполнительной власти, ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию», Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства, государственную корпорацию Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, сложно представить себе успешную реализацию региональных программ развития жилищного строительства. Кроме того, к разработке типовых проектов обеспечения малоэтажной жилищной застройки инженерной инфраструктурой, нормативов продолжительности проектирования объектов жилищно-гражданского назначения, государственного сметного норматива «Нормативы цен на эксплуатацию и техническое обслуживание зданий жилищно-гражданского назначения», а также к работе по актуализации СНиПов уполномоченные ведомства приступили только в 2011 г. Учитывая время на разработку и внедрение вышеперечисленных составляющих жилищного строительства, можно усомниться в эффективности запущенного масштабного процесса возведения жилья экономкласса и в достижении намеченных результатов в запланированный срок.
Таким образом, вектор направленности такого ключевого «несырьевого» локомотива экономики, как жилищная политика, требует пересмотра, а существующая жилищная программа нуждается в серьезных доработках и поиске других механизмов для более эффективного и адресного подхода к вопросам строительства жилья в стране.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 гг., утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. №675 // Российская газета. 2001. 26 сент.
2. Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 гг., утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1050 // СЗРФ. 2011. №5. Ст. 739.
3. Приказ Минрегиона РФ от 28 июня 2010 г. №303 «Методические рекомендации по отнесению жилых помещений к жилью экономического класса» [Электронный ресурс]. СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 15.09.2011).
4. Официальный сайт Счетной палаты РФ [Электронный ресурс]. URL:http://www.ach.gov.ru (дата обращения: 15.09.2011).
5. Подпрограмма «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 гг., утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050 [Электронный ресурс]. СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 15.09.2011).
6. Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 гг., утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1050 [Электронный ресурс]. СПС «Консультант Плюс » (дата обращения: 15.09.2011).