Тексты журнала «Советский экран» по тематике западного кинематографа с 1925 по 1991 год: контент-анализ
А.В. Федоров
доктор педагогических наук, профессор ORCID: 0000-0002-0100-6389 AuthorlD: 71998
А.А. Левицкая
кандидат педагогических наук, профессор 0RCID: 0000-0001-8491-8721 AuthorID: 621897
* Данное исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-00015, https://rscf.ru/project/23-28-00015/ в Таганрогском институте управления и экономики. Тема проекта: «Западный кинематограф на страницах журнала "Советский экран" (1925-1991)». Руководитель проекта: профессор А. Левицкая.
<с
О
Статья представляет собой контент-анализ текстов журнала «Советский экран», посвященных зарубежному кинематографу в период с 1925 по 1991 год включительно. Представляя результаты контент-анализа текстов, авторы исследования использовали конкретные единицы счета. Ими стали следующие смысловые единицы: частота публикаций, относящихся к таким жанрам, как рецензии на фильмы, обзоры, аналитические статьи, статьи по истории кино, творческие портреты кинематографистов, интервью; процентная доля анализируемых сообщений, то есть текстов о западном кино по отношению к общему текстовому массиву данного издания. Процедура подсчета отвечала стандартным приемам классификации по выделенным группировкам с использованием составления специальных таблиц (включающих единицы анализа и счета, частоту использования).
The article is a content analysis of texts from the magazine "Soviet Screen" dedicated to foreign cinema in the period from 1925 to 1991 inclusive. When presenting the results of content analysis of texts, the study authors used specific units of counting. They became the following semantic units: frequency of publications related to such genres as film reviews, surveys, analytical articles, articles on the history of cinema, creative portraits of filmmakers, interviews; the percentage of analyzed messages, that is, texts about Western cinema in relation to the total text array of a given publication. The counting procedure complied with standard methods of classification into selected groups using the compilation of special tables (including units of analysis and counting, frequency of use).
контент-анализ, журнал «Советский экран», западный кинематограф, кинокритика, идеология, политика, рецензии,статьи
content analysis, magazine "Soviet Screen",
Western cinema, film criticism, ideology, politics, reviews, articles
1 Начало статьи см.: Вестник ВГИК. 2024. Т. 16. № 2 (60). с. 42-58.
(Продолжение)1
Этап 1986-1991 годов
С 1986 по 1991 год главными редакторами «Советского экрана» были: Д.К. Орлов (1935-2021); Ю.С. Рыбаков (1931-2006) и В.П. Демин (1937-1993).
Статьи журнала «Советский экран» в первые четыре месяца 1986 года практически ничем не отличались по тематике и манере подачи материала от публикаций 1983-1985 годов. И в этом нет ничего удивительного, так как активные «перестроечные» процессы в советском кинематографе начались в мае 1986-го, когда состоялся памятный V съезд кинематографистов СССР (13-15 мая 1986 года), делегатами которого были не избраны многие ключевые фигуры. На этом съезде и последующем заседании нового секретариата Союза кинематографистов СССР (оно состоялось 29 мая 1986 года) содержание журнала «Советский экран» и деятельность его главного редактора Д.К. Орлова была подвергнута резкой критике.
В конце 1986 года пост главного редактора «Советского экрана» занял театровед Ю.С. Рыбаков. Несмотря на общее падение кинопосещаемости в СССР, тираж журнала в 1987-1988 годах оставался на уровне 1986 года — 1,7 млн экземпляров.
Однако продолжающийся спад кинопосещаемости и набирающее силу распространение видео сделали свое дело: в 1989 году тираж журнала снизился до миллиона экземпляров. Кроме того, вместо 24 номеров в год стало выходить только 18 (правда, при увеличении объема каждого выпуска с 24 до 32 страниц).
Меж тем «перестроечные» тенденции в СССР резко набирали обороты. Это привело к тому, что редакционный курс
Ю.С. Рыбакова стал восприниматься Союзом кинематографистов СССР не соответствующим динамике «перестроечных» событий, и весной 1990 года главным редактором «Советского экрана» был назначен один из тогдашних секретарей Союза кинематографистов — кинокритик и киновед В.П. Демин (1937-1993).
Несмотря на все перемены, тираж «Советского экрана» 1990 года все еще составлял миллион экземпляров. Но общие тенденции экономического кризиса, подкрепленные резким падением посещаемости кинозалов и расцветом пиратского видео, привели к весьма негативным тенденциям для существования журнала: в 1991 году тираж журнала (из названия которого ушло слово «Советский») резко упал до 0,4-0,7 млн экземпляров, с итоговой тенденцией временной стабилизации на уровне 400 тыс. экземпляров.
Материалы журнала стали более вольными, политизированными, призывающими к дальнейшим «демократическим переменам» в обществе, что не могло не вызвать резкого сопротивления консервативной части аудитории «Экрана», которая данные перемены восприняла крайне негативно (и в конечном счете это, разумеется, уменьшило число подписчиков журнала).
В целом распределение текстов о западном кинематографе, опубликованных в журнале «Советский экран» в период перестройки с 1986 по 1991 год, по жанрам и числу статей выглядит следующим образом (Таблица 5):
Год/жанр текста о западных фильмах и кинематографистах 1986 1987 1988 1989 1990 1991 ИТОГО:
Рецензии 8 13 7 16 9 16 69
Аналитические статьи 3 4 4 3 2 5 21
Статьи по истории кино 1 0 1 1 2 6 11
Обзоры 4 5 5 22 16 20 72
Творческие портреты 5 9 4 6 8 8 40
Интервью 4 5 3 2 3 2 19
ИТОГО: 25 36 24 50 40 57 232
Таблица 5. Распределение текстов о западном кинематографе, опубликованных в журнале «Советский экран» с 1986 по 1991 год, по жанрам и числу статей
Как следует из анализа данных Таблицы 5, количество статей о западном кинематографе в журнале «Советский экран» с 1986
по 1991 год колебалось в диапазоне от двух до пяти десятков в год, то есть в конце перестроечного периода число такого рода материалов существенно возросло по сравнению с периодом с 1957 по 1988 год, хотя и не достигло пиковых показателей журнала 1925-1927 годов, когда количество материалов о западном кино достигало сотни в год.
Итак, на основе контент-анализа (в контексте исторической, социокультурной и политической ситуации и пр.) текстов журнала «Советский экран» (опубликованных в перестроечный период 1986-1991), мы пришли к выводу, что материалы по тематике западного кинематографа на этом этапе можно разделить на следующие жанры:
— идеологизированные статьи, акцентирующие критику буржуазного кинематографа и его вредного влияния на аудиторию (с 1986 по 1987 год);
— статьи по истории западного кино;
— биографии и творческие портреты западных актеров и режиссеров (как правило, с позитивными оценками);
— интервью с западными кинематографистами (как правило, с теми, кто приезжал на московские кинофестивали);
— рецензии на западные фильмы (здесь можно отметить нарушение прежней традиции: если в 1986-1987 годах журнал еще часто негативно оценивал некоторые «политически вредные буржуазные» фильмы, то далее западная кинопродукция оценивалась уже без оглядки на идеологические стереотипы; более того, положительную трактовку получали даже фильмы, которые ранее отвергались по идеологическим соображениям);
— статьи о международных кинофестивалях и неделях зарубежного кино в СССР, обзоры текущего репертуара западных национальных кинематографий (уже без разделения на «прогрессивное» и «буржуазное» киноискусство);
— короткие информационные материалы о событиях в западном кино (от нейтрально поданных сообщений до «желтых» сплетен).
Синтезированные, графически представленные основные теоретические модели кинокритических подходов к западному кинематографу на страницах самого массового советского киножурнала — «Советский экран»
Можно согласиться с тем, что философский смысл контент-анализа как исследовательского метода состоит в восхождении от многообразия текстового материала к абстрактной модели содержания текста (АЬцу1а, 2001; ВегеЬоп, 1952; Сгез^теП, 2003; ОегЬпег,1956; Lasswell, 1948; Кирреп^гЙ, 1980. Мауп^,
1994; McQuail, 1987; Weber, 1985; Семенова, Корсунская, 2010; Семенова, 1998; Терин, 2000; Федотова, 2001 и др.). Поэтому по итогам исследования нами были синтезированы и графически представлены основные теоретические модели кинокритических подходов к западному кинематографу на страницах самого массового советского киножурнала — «Советский экран».
Теоретическая модель кинокритических подходов к западному кинематографн на страницах журнал а «Советский экран» (1925-1927)
1925-1927: начальный период развития журнала, этап относительной творческой свободы советской кинокритики, когда зарубежная тематика нередко составляла до половины текста каждого журнала.
Теоретическая модель кинокритиче ских кодходов к западному кинематографу на страницах журнала «Советский экран» (1928-1930)
1928-1930: период реакции журнала на итоги Первой Всесоюзной конференции кинофотоработников (12-17 декабря 1°27 годе), Первого Всесоюзного партийного совещания по кино (созванного ЦК ВКП(б) 15-21 марта 1928 года и утвердившего резолюцию «Итоги строительства кино в СССР и задачи ооветск-й киноматографии»); -овещания в Рлавропертко -ме по пересмотру фонда кинофильмов и очигцению экрана от «ид еологически вредных» картин (7 апреля 1928 года), после чего зарубежная тематика в журнале постепенно была сведена к минимуму. Мы учитываем, что в конце 1929 года «Советский экран» был преобразован в «Кино и жизнь», а в начале 1931 год объединен с журналом «Кино и культура» под названием «Пролетарское кино», и с этого года стал вести свой отсчет журнал «Искусство кино».
Теоретическая модель кинокритических подходов к западному кинематогрмфу на страницах журнала «Советский экран» (^Эи-^^)
1939-193411: период строгой идеологической унификации, когда объем материалов, посвященных; западному кино, был минимальным (в эти годы журнал возобновил свой выход под названием «Советский киноэкран»).
Теоретическая мпдель кинокритических подходов к западному кинематографу на нтраницах журнала «Советский экран» (1957-Р96У)
1957-19И8: «оттепельный» этап развития возрожденного журнала «Советский экран» (когда объем статьей о западном кино вновь стал увеличиваться и далеко не всегда был связан с негативной оценкой зарубежных произведений киноискуб-отв а).
Все чаще публиковались фотографии западных киноовезд (а редких случаях — д аже на цветных обложках), нейтрально или позитивно поданные биографии голливудских и европейских актеров и рбжиосеров, статьи о неделях; западного кино и о международных кинофестивалях, рецензии на западные фибь-мы и т. д. При этам в журнале были, разумеесся, и идеологисе-ски ангажированные материалы.
Таким образом, «Совет ский экран» соблюдал баланс между коммунистической идеологией (статьи и заметки о важных с этой точки зрения событиях и советских фильмах) и привлечением самой широкой аудитории, которая интересовалась широкой панорамой кинематографа, в том числе зарубежного.
Теоретическая модель кинокритичесю1х подходов к западному кинематографу на стр а ниц ах журн ала «Советский экран» (1969-1985)
1969-1985: период «стагнации», когда после смены международной «разрядки» 1970-х новой фазой «холодной войны» начала 1980нх в журнале активировалась отрицательная оценка западных; фильмов (хотя произведения «прогрессивных зарубежных мастеров экран»» по-прежнему получ«ли высокую оценку у советских кинокритиков).
«Оттепельные» тенденции в «Советском экране» 1960-х в целом и увеличение объема статей о западном киноискусстве в частности вызвали в 1968 году крайне негативную реакцию власти. Катализатором этого стали события в Чехословакии и ввод советских войск в эту страну в августе 1968 года. Советским идеологам стало ясно, «социализм с человеческим лицом»,
уже одним своим провозглашением угрожавший крепости идеологических устоев СССР, был во многом поддержан чехословацким кинематографом и прессой.
7 января 1969 года вышло постановление секретариата ЦК КПСС «О повышении ответственности руководителей органов печати, радио, телевидения, кинематографа, учреждений культуры и искусства за идейно-политический уровень публикуемых материалов и репертуара» [3]. Данное постановление обязывало Министерство культуры СССР, Комитет по печати при Совете Министров СССР, Комитет по радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССР и их органы на местах, творческие союзы «принять конкретные меры по улучшению руководства печатными органами и издательствами», повысить идейно-политический и профессиональный уровень их деятельности «в духе партийности, принципиальности, высокой ответственности перед партией и народом», «принять меры к укреплению редакционных коллективов журналов, особенно литературно-художественных, газет, радио и телевидения, редакционных и художественных советов издательств» (Постановление..., 1969).
Разумеется, «Советский экран» стал далее строго следовать всем директивам ЦК КПСС, по причине чего информация о зарубежном кино в журнале подверглась существенной иееоло-гической трансформации.
Теоретическая модель кинокритическоIх подходов 1« западннму кинематографу на страницах журнала «Советский экран» (1986-1991)
1986-1991.: период перестройки, когда на страницах «Советского экрана» во многом произошла переоценка отношения к западному кино.
Философские основы текстов о западном кинематографе в журнале «Советский экран» с 1925 по 1987 год в целом базировались на марксистско-ленинской концепции классовой борьбы с буржуазной идеологией, с вредным для советских граждан влиянием пропаганды «буржуазного образа жизни». В 1939-1941 годах эта концепция приобрела ярко выраженную сталинскую трактовку, что в конечном счете привело к резкому сокращению числа статей о зарубежном кино на страницах журнала. Наиболее яркие представители такого рода подходов в журнале: В. Баскаков, А. Караганов, С. Фрейлих (1960-е — первая половина 1980-х).
В период поздней перестройки (с 1988 по 1991 год) на смену марксистско-ленинской концепции классовой борьбы с буржуазной идеологией в материалах о западном кинематографе, опубликованных на страницах журнала «Советский экран», доминировал своего рода философский, культурологический и социокультурный релятивизм.
На протяжении всего своего существования журнал «Советский экран» довольно чутко реагировал на конкретные исторические, социокультурные политические и идеологические реалии исследованных нами периодов, что не могло не отразиться на представлении тематики западного кинематографа на его страницах: от относительно широкой панорамы кинопроцесса за рубежом в эпоху нэпа (в середине 1920-х) к минимализму и изоляционизму в эпоху максимальной идеологической цензуры (1939-1941), а далее — к «оттепельным» тенденциям постепенного увеличения объема текстов о западном кинематографе в 1957-1968 годах; к тенденциям «стагнации» (1969-1985) и «перестроечному» релятивизму (1986—1991). ^
Для цитирования: Федоров А.В., Левицкая А.А. Тексты журнала «Советский экран» по тематике западного кинематографа с 1925 по 1991 год: контент-анализ // Вестник ВГИК. 2024. Т. 16. № 3 (61), с. 44-57.
For citation: Fedorov A.V., Levitskaya A.A. Texts from the magazine Soviet Screen on Western cinema from 1925 to 1991: content analysis // Vestnik VGIK 2024. Vol. 16. No. 3 (61), pp. 44-57.
ЛИТЕРАТУРА
1. Контент-анализ // Большая российская энциклопедия / гл. ред. Ю.С. Осипов. Т. 15. М., 2010. 766 с.
2. Крючков Н. Справедливая критика // ж. Огонек. № 48. 1968. С. 17.
3. Постановление секретариата ЦК КПСС «О повышении ответственности руководителей органов печати, радио, телевидения, кинематографии, учреждений культуры и искусства за идейно-политический уровень публикуемых материалов и репертуара» от 7.01.1969. URL: https://opentextnn.ru/censorship/russia-after-1917 (дата обращения 13.04.2024)
4. Постановление ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию советской кинематографии» // Правда. 22.08.1972 // Советский экран. № 9. 1972. С. 19.
5. Постановление ЦК КПСС «О литературно-художественной критике» от 21.01.1972. URL: https://voplit.ru/article/v-tsentralnom-komitete-kpss-o-literaturno-hudozhestvennoj-kritike (дата обращения 13.04.2024)
6. Разумный В. Позиция... но какая? // ж. Огонек. № 43. 1968. С. 26-27.
7. Семенова А.В., Корсунская М.В. Контент-анализ СМИ: проблемы и опыт применения. М.: Институт социологии РАН, 2010. 324 с.
8. Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет, 1998. 292 с.
9. Советский экран. 1925-1991. Электронный архив. URL: http://magzdb.org/j/60 (дата обращения 13.04.2024)
10. Терин В.П. Массовая коммуникация. Исследование опыта Запада. М., 2000. 169 с.
11. Толченова Н. Фильмы «замочной скважины» и кинокритика // ж. Огонек. № 27. 1968. С. 22-24.
12. Федотова Л. Анализ содержания — социологический портрет изучения средств массовой информации. М.: Институт социологии РАН, 2001. 212 с.
13. Ahuvia, A. Traditional, interpretive, and reception based content analyses: improving
the ability of content analyses to address. Issues of pragmatic and theoretical concern: social indicators research, no. 54 (2), 2001, pp. 139-172.
14. Berelson, B. Content Analysis in Communication Research. Glance, IL: The Free Press, 1952. 220 p.
15. Creswell, J.W. Research design: qualitative, quantitative and mixed methods approaches. Thousand Oaks, CA: Sage, 2003. 342 p.
16. Gerbner, G. Toward a General Model of Communication. AudioVisual Communication Review, 1956. pp. 171-199.
17. Krippendorff, K. Content analysis. An Introduction to its Methodologyю Beverly Hills, 1980. 189 p.
18. Lasswell, H.D. The Structure and function of communication in society. The Communication of Ideas. N.Y.: Bryson, 1948. pp. 37-51.
19. Mayring, P. Qualitative Inhaltsanalyse: Grundlagen und Techniken, Weinheim, 1994. 152 p.
20. McQuail, D. Mass Communication Theory: An Introduction. Beverly Hills, CA: Sage Publications, 1987. 416 p.
21. Weber, R.P. Basic Content Analysis. Beverly Hills, CA: Sage, 1985. 95 p..
REFERENCES
1. Osipov, Yu.S., editor. Kontent-analiz [Content analysis]. BoFshaya rossijskaya e'nciklopediya, vol. 15. Moscow, 2010. 766 p. (In Russ.)
2. Kryuchkov, N. Spravedlivaya kritika [Fair criticism]. zh. Ogonek, no. 48, 1968. p. 17. (In Russ.)
3. Postanovlenie sekretariata CzK KPSS "O povy'shenii otvetstvennosti rukovoditelej organov pechati, radio, televideniya, kinematografii, uchrezhdenij kul'tury' i iskusstva za idejno-politicheskij uroven' publikuemy'x materialov i repertuara" ot 7.01.1969 [Resolution of the Secretariat of the CPSU Central Committee "On increasing
the responsibility of heads of press, radio, television, cinematography, cultural and art institutions for the ideological and political level of published materials and repertoire"]. Available at: https://opentextnn.ru/censorship/russia-after-1917. (Accessed 13 February 2024). (In Russ.)
4. Postanovlenie CzK KPSS "O merax po dal'nejshemu razvitiyu sovetskoj kinematografii" [Resolution of the CPSU Central Committee "On measures for the further development of Soviet cinematography"]. Pravda. 22.08.1972. Sovetskij e'kran, no. 9, 1972, p. 19. (In Russ.)
5. Postanovlenie CzK KPSS "O literaturno-xudozhestvennoj kritike" [Resolution of the CPSU Central Committee "On literary and artistic criticism"] ot 21.01.1972. Available at: https:// voplit.ru/article/v-tsentralnom-komitete-kpss-o-literaturno-hudozhestvennoj-kritike (Accessed 13 February 2024). (In Russ.)
6. Razumny'j, V. Poziciya... no kakaya? [Position... but what?]. zh. Ogonek, no. 43, 1968, pp. 26-27. (In Russ.)
7. Semenova, A.V., Korsunskaya, M.V. Kontent-analiz SMI: problemy' i opy't primeneniya [Content analysis of media: problems and experience of application]. Moscow, Institut sociologii RAN Publ., 2010. 324 p. (In Russ.)
8. Semenova, V.V. Kachestvenny'e metody': vvedenie v gumanisticheskuyu sociologiyu [Qualitative methods: An introduction to humanistic sociology]. Moscow, Dobrosvet Publ., 1998. 292 p. (In Russ.)
9. Sovetskij e'kran [Soviet screen. 1925-1991.]. E'lektronny'j arxiv. Available at: http://magzdb. org/j/60 (Accessed 13 February 2024). (In Russ.)
10. Terin, V.P. Massovaya kommunikaciya. Issledovanie opy'ta Zapada [Mass communication. Study of Western experience]. Moscow, 2000. 169 p. (In Russ.)
11. Tolchenova, N. Fil'my' "zamochnoj skvazhiny'" i kinokritika [Keyhole films and film criticism]. zh. Ogonek, no. 27, 1968. pp. 22-24. (In Russ.)
12. Fedotova, L. Analiz soderzhaniya — sociologicheskij portret izucheniya sredstv massovoj informacii [Content Analysis — A Sociological Portrait of Media Studies]. Moscow, Institut sociologii RAN Publ., 2001. 212 p. (In Russ.)
13. Ahuvia, A. Traditional, interpretive, and reception based content analyses: improving
the ability of content analyses to address. Issues of pragmatic and theoretical concern: social indicators research, no. 54 (2), 2001, pp. 139-172.
14. Berelson, B. Content Analysis in Communication Research. Glance, IL: The Free Press, 1952. 220 p.
15. Creswell, J.W. Research design: qualitative, quantitative and mixed methods approaches. Thousand Oaks, CA: Sage, 2003. 342 p.
16. Gerbner, G. Toward a General Model of Communication. AudioVisual Communication Review, 1956. pp. 171-199.
17. Krippendorff, K. Content analysis. An Introduction to its Methodology Beverly Hills, 1980. 189 p.
18. Lasswell, H.D. The Structure and function of communication in society. The Communication of Ideas. N.Y.: Bryson, 1948, pp. 37-51.
19. Mayring, P. Qualitative Inhaltsanalyse: Grundlagen und Techniken, Weinheim, 1994, 152 p.
20. McQuail, D. Mass Communication Theory: An Introduction. Beverly Hills, CA: Sage Publications, 1987. 416 p.
21. Weber, R.P. Basic Content Analysis. Beverly Hills, CA: Sage, 1985. 95 p.
Статья поступила в редакцию 26.02.2024; одобрена после рецензирования 11.03.2024; принята к публикации 18.03.2024.
The article was submitted 26.02.2024; approved after reviewing 11.03.2024; accepted for publication 18.03.2024.