ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2016. № 1 (9). С. 10-12. УДК 94(47).01+61
А. Л. Брицкая
ТЕКСТЫ ЯЗЫЧЕСКИХ ЗАГОВОРОВ КАК ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ МЕДИЦИНЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ
Медицина в Древней Руси была представлена народными лекарями и знахарями и, в отличие от медицины западно-европейских государств, не была жестко привязана к монастырям. Рассматриваются возможности заговора как источника для реконструкции эмпирических знаний и навыков исцеления больных в Древнерусском государстве.
Ключевые слова: заговоры; языческая культура; болезнь; знахарство; исторический источник.
A. L. Britskaya
TEXTS OF PAGAN ARCANE RITES AS A SOURCE OF HISTORY OF MEDICINE IN ANCIENT RUSSIA
Medicine in Ancient Russia was represented by folk healers and quacks contrasting witch the West -European countries the medicine in Russia was not rigidly attached to the monasteries . The article is about the possibility of arcane rites as a source for the reconstruction of empirical knowledge and skills to make those who were ill free from their diseases in the Old Russian state.
Keywords: arcane rites; pagan culture ; disease; quackery; historical source.
Важное место в языческой культуре восточных славян занимали накопленные веками знания и опыт оказания помощи больным. Отличительной чертой древнерусской медицины следует считать то, что корнями она уходила в знахарство и колдовство и не знала жреческой организации. Источниками по истории медицины Древней Руси являются данные археологии, летописи, памятники изобразительного и прикладного искусства. Главнейшими источниками считаются старинные лечебники и травники, так как они, несмотря на своё более позднее происхождение, всё-таки содержат много традиционного, перешедшего в них из языческого периода. Несомненно, важнейшим источником считаются памятники устного народного творчества, сказания, былины, пословицы и заговоры.
Заговоры - это «особые тексты формулярного характера, которым приписывается магическая сила, способная вызвать желаемое состояние» [1, с. 450]. Заговоры являются жанром фольклора, который отличается от календарного фольклора тем, что не приурочен ко времени исполнения; от обрядового -тем, что употребление заговоров всегда вызывается стремлением удовлетворить какую-либо потребность. Заговоры являлись магическим орудием, с помощью которого возможен был переход с чьей-либо помощью (божества или знахаря) от исходного состояния болезни к выздоровлению.
Возникновение заговоров восходит к глубокой древности. Исследователи отмечают, что «заклинания идут непосредственно от периода языческого, стоят в теснейшей связи
© Брицкая А. Л., 2016 10
Тексты языческих заговоров как источник по истории медицины Древней Руси
с первобытной поэтической поэзией, входят в древнейший эпический миф как отдельные эпизоды» [2, с. 14]. Заговоры очень часто сопровождаются обрядами, согласованными с их содержанием. Возможно, слово первоначально только поясняло действие, но затем оно стало самостоятельной магической силой.
Древнеславянские заговоры имеют строго определенную форму. Тексты заговоров, как правило, состояли из зачина - описания пути через границы «своего» и «чужого» миров к центру мира магических сил, основной части - встречи с волшебным помощником (или противником) и заключительной части -печати (закрепки). В заговоре часто говорится о Латырь-камне, который лежит в «чистом поле» или «море-океане», вокруг него строится всё лечение - заговаривание. «Шла русалка лесной дорожкой, оцарапала ножку, а из ранки той не кровь-руда, а из ранки той чиста вода. Да чиста вода та ручьем текла, да по всей земле та вода прошла, да на остров тот на Буян, а на Буяне том высокий курган, на кургане том камень-алатырь лежит во всю ширь, не поднять его, не свернуть его, пока род людской на земле живет. Как под камень тот утекла вода, а за ней утекла болезнь навсегда. Ныне и присно и от круга до круга!» [3].
При исследовании заговоров необходимо учитывать ряд определенных сложностей: несмотря на то, что обрядовая сторона заговора позволяет до некоторой степени судить о верованиях, их породивших, заговоры и магические обряды отличаются такой географической и этнографической неопределенностью, что становится затруднительным сделать весьма определенное приурочение. Кроме того, заговорные формулы в последней стадии своего развития говорят о преклонении перед христианским богом. Влияние христианства сказалось не только в замене языческих имен христианскими, но со второй половины XII в. эпическая часть заговора разрастается, часто в ней соединяется несколько событий, а ядро заговора оттесняется, в то же время заговор приближается к молитве. Однако заговоры как источник имеют существенное значение, порой даже основное, так как образы, встречающиеся в заговорах, не просто символы, а имеют (или когда-то имели) реальную почву, на которой они если не выросли, то, по крайней мере, укрепились.
Об уровне знаний по анатомии и физиологии древних славян можно судить по заговорам, в которых подробно перечисляются все возможные виды болезни и частей тела, где болезнь может находиться: «Четыре девицы, четыре зарницы: утренняя Мермерия, полуденная Мария, вечерняя Настасья, полночная Дарья, как вы тухнете-потухаете, так пусть тухнут-потухают все скорби-боли. Не боли у (имя больного) ни глаза, ни мозги, ни кости, ни зубы, ни ногти, ни белое тело, ни головушка, ни горлышко, ни пищеводик, ни желудочек, ни поджелудочная железа, ни печенка, ни селезенка, ни почки, ни кишочки не боли у тебя во-веки веков аминь, во-веки веков аминь, во-веки веков аминь» [4].
Заговоры, магические заклинания создавали особую атмосферу, дающую не только мощный психотерапевтический эффект, но и сочетали в лечебных обрядах иррациональное с вполне рациональным. Так при трудных родах открывали двери, окна, снимали пояса (в том числе и с самой роженицы), расстегивали воротники и т. п. Роженицу заставляли ходить, трижды обходя вокруг стола в избе, заставляли перешагивать через метлу, напрягать мускулы, дуть в бутылку и т. п. При проведении лечебных (магических) обрядов учитывали фазу луны и время суток, что связано с представлением о природных циклах. На растущую луну делали заготовки лечебного растительного сырья, а различные процедуры, связанные с избавлением от заболеваний типа «порчи», грыжи, «испуга» проводили вечером, на убывающую луну.
Важнейшим аспектом лечебных заговоров является «ссылание» болезни (например, закапывание в землю), «состригание» (волос или ногтей как медицинский прием) или «сметание» при помощи веника. Болезнь часто «сжигали»: прижигали раны или окуривали больного, сжигали одежду и вещи больного, что весьма важно для поддержания должного санитарно-гигиенического состояния, особенно в период эпидемий. Также часто болезнь «сливали»: омывали больного водой. Все исследователи отмечают русские бани как важнейший аспект в развитии народной медицины, причем и по устройству (деревянные срубы), и по процедурам (лиственные веники, контраст температур, продукты пчеловодства и прочее). В русских банях
А. Л. Брицкая
не только мылись, но лечили, принимали роды, проводили массажи и растирания, делали кровопускание, накладывали мази.
Сама болезнь воспринималась как живая сущность, которую можно обмануть или заговорить: больному, например, меняли имя, чтобы запутать «злого духа» (весьма распространенная мировая практика). При этом знахарка чаще всего обращалась к ветру, дереву, месяцу и использовала «приколень». Пример типичного заговора: «Как земляника засыхает и завядает, так чтобы у (имя больного) зубы замирали и занемели, по сей день, по сей час» [5, с. 17]. Постепенно слова заменялись символическими действиями, а затем действия заменялись символическими лекарствами-амулетами. Продолжение этого часто можно встретить в былинах, когда русские богатыри обретали силу с передачей им горсти родной земли или капли крови.
Часто медициной на Руси занимались женщины. Так, в «Сказании о Муромском князе Петре и девице Февронии» девушка-лекарь излечила князя, тело которого было покрыто струпами. Больница как стационарное лечебное учреждение появилось на Руси уже в X в., о чем сообщает Л. Ф. Змеев (1896 г.), и именно женщина организовала эту больницу (в частности, называется княгиня Ольга), и женщины ухаживали за больными. Евпраксия Мстиславовна, внучка Владимира Мономаха, считается автором трактата «Мази» (XII в.). А в «Правде Ярослави-чей» к лечебной практике женщины допускались законодательно.
В произведениях устной народной словесности посредниками между людьми и таинственными силами природы считались волхвы, ведуньи. Причем главная сила приписывалась именно женщинам, обладающим «мифической сущностью, даром гаданий, чарова-ний, пророчества... в ее руках хранится врачевание болезней и, следовательно, колдовство, ведовство и заговоры, заклинания. Она в близких связях с мифическими силами, в ее руках добро и зло этих сил» [6, с. 185]. Так, у восточных славян оспа, холера и лихорадка выражены в образах злых, уродливых женщин, упоминаются 12 сестер-лихорадок: Тря-суха, Знобуха, Простуда и т. д. Если обратиться к более поздним источникам 1071 г. (т. е. уже после принятия христианства), то
там волхование будет осуждено как «бесовская сила, наводящая и благо и немощь. Чаще всего дар волхования дается женщинам, ибо первая жена была прельщена бесом».
Борьба насаждавшегося христианства со старым местным язычеством сопровождалась и приспособлением друг к другу: так, с одной стороны, «Устав о церковных судах» князя Владимира в числе преступлений против церкви считал волхование и зелейниче-ство, с другой стороны, сохранилось более 250 «зельников», большое количество заговоров, тексты которых, правда, переделывались на христианский манер. Таким образом, несмотря на отдельные факты антогонизма, существовала единая медицинская система знаний и медицинской помощи, представители которой весьма терпимо относились друг к другу.
Исследуя различные источники, и в частности заговоры, необходимо учитывать, что каждый жанр имеет свой круг тем, сюжетов, отличается своей системой образов. Соотнося фольклорный материал с фактами исторической действительности, чтобы объяснить наличие определенного мотива и найти его истоки, нужно понимать, что здесь одно неизвестное до некоторой степени сводится к другому неизвестному, но широкое изучение фольклорного материала в его историческом развитии показало, что старое не всегда отмирает и вытесняется новым, часто оно сосуществует с новым параллельно либо вступает в различного рода соединения. Таким образом, заговоры могут использоваться как источники для реконструкции медицинской практики языческой Руси, но необходимо учитывать природу данного жанра.
ЛИТЕРАТУРА
1. Топоров В. Н. Заговоры и мифы // Мифы народов мира. - М., 1987. - Т. 1. - С. 450-452.
2. Познанский Н. Ф. Заговоры: Опыт исследования происхождения и развития заговорных формул. - Репр. воспроизведение изд. 1917 г. - М. : Индрик, 1995. - 327 с.
3. Славянские заговоры. Древнерусское цели-тельство. - ЫЯЬ: http://www.prekrasana.ru/ с1геупешБ (дата обращения: 08.01.2016).
4. Беседа со знахаркой Шуклиной Н. И., 1909 г. рожд. // Личный архив А. Л. Брицкой. Записала А. Л. Брицкая (1995 г.).
5. Скороходов Л. Я. Краткий очерк истории русской медицины. - Л., 1926. - 430 с.
6. Горелова Л. Е. Медицинские воззрения языческой Руси // РМЖ. - 2000. - № 4. - С. 185-187.