• одновременное использование нескольких каналов восприятия информации;
• возможность представления и взаимодействия с виртуальными образами изучаемых объектов;
• возможность автоматического поиска информации;
• возможность автоматизированного контроля знаний и т.д.
Мультимедийные средства обучения оказывают комплексное
психолого-педагогическое воздействие на обучаемого. Они позволяют обеспечить интерактивность взаимодействия учащегося с учебным материалом, индивидуальную траекторию его освоения, а также позволяют интенсифицировать обратную связь в процессе обучения.
И. А. Лебедева
Текстовые форматы и их место в подготовке будущих учителей информатики
Развитие технологий и широкое распространение устройств для чтения электронных книг обусловило появление электронных библиотек, а также развитие форматов для представления текстовой информации. Огромное количество электронных книг доступно и в файлообменных сетях. Не потеряли своей актуальности и существовавшие ранее форматы.
Информационные и коммуникационные технологии внедряются во все сферы нашего общества, и современная школа все больше и больше испытывает на себе влияние этого явления.
Не вызывает сомнения тот факт, что для того чтобы процесс обучения был эффективным, результативным необходимо обеспечить его разнообразными учебными материалами, в том числе и электронными. При этом важную роль играет текстовая информация.
Форматы для представления текстовой информации можно разбить на несколько групп.
1. Собственно текстовые форматы. Типичный представитель - файл с расширением .txt (plain text). Такие документы могут быть созданы в простейшем текстовом редакторе (например в Блокноте) и использоваться в ситуациях, когда достаточно неформатированного текста, например при написании электронного письма.
165
В эту же группу входят также файлы, представляющие собой исходные тексты программ на языках программирования (BASIC, Pascal, C и др.), и коды разметки документов (например на языках HTML, XML).
2. Форматы текстовых процессоров позволяют наряду с содержанием включить в документ и его оформление - форматирование. Это и двоичные форматы Microsoft Word разных версий, в которых создаются документы с расширением .doc, и формат RTF (Rich Text Format), основой которого является простой текст. Формат RTF создавался для хранения размеченных текстовых документов, используется он для передачи текстов между различными программами и генерируется автоматически большинством текстовых процессоров.
3. Мультимедийные форматы наряду с другими элементами мультимедийного содержимого включают или описывают текст. К этой группе относятся форматы презентаций (.ppt, .pps) и Flash-роликов (.swf), форматы веб-страниц .htm, .php, скомпилированные HTML-файлы справки .chm и др.
4. Гоафические форматы, изначально не предназначенные для представления текста, все чаще используются в этой роли Например, формат GIF прочно обосновался в сети Internet для визуализации рекламы, в том числе и текстовой, в виде анимированных баннеров, а в формате JPEG часто можно встретить отсканированные книги, журналы и другие издания.
5. Форматы электронных книг - это комбинированные форматы, включающие наряду с текстом и другие компоненты.
Кроссплатформенный формат PDF (Portable Document Format), в котором часто распространяется техническая документация, позволяет хранить файлы, являющиеся комбинацией текста с растровой и векторной графикой, кроме того, в файл могут встраиваться шрифты и гиперссылки. Файл в формате DjVu представляет собой растровое изображение, но может содержать и текстовый (OCR) слой. Формат FictionBook (.fb2) служит для представления электронных версий книг в виде XML-документов
Форматы именно из этой группы ввиду их актуальности на сегодняшний день требуют особого внимания. Остановимся на рассмотрении программных средств, позволяющих выполнять основные операции с документами в таких форматах.
166
• Программы для просмотра и чтения обычно распространяются бесплатно. Основными функциями таких программ являются: изменение масштаба, переход к определенной странице или закладке в документе, печать, поиск в документе.
Примеры: Adobe Reader для чтения PDF-файлов, WinDjView для чтения DjVu-файлов, Haali Reader для чтения FB2-файлов под управлением обычной ОС Windows и для КПК, Mobipocket Reader для чтения электронных книг различных форматов.
• Программы для создания документов в основном являются условно-бесплатными или платными. Они дают возможность создать электронную книгу «с нуля» или путем преобразования из других форматов. Программы этого типа могут предоставлять ряд сервисных функций, таких как создание оглавления, защита документа и др.
Примеры: Foxit PDF Creator, LizardTech DjVu Document Express Editor, Any to FB2.
• Программы для преобразования документов из форматов электронных книг позволяют преобразовать весь документ или его часть с выбором конечного формата. Большинство из них - платные.
Примеры: ABBYY PDF Transformer, PDF2Word, DjVuOCR, Portable STDU Converter (DjVu в PDF), FB2 to Any.
• Сетевые средства конвертирования документов обеспечивают загрузку исходного документа с компьютера пользователя или с указанного URL. с последующей возможностью скачать конечный документ с сервера или получить по электронной почте. Как правило, они являются бесплатными, но страницы конечного документа обычно дополняются названием сервиса или ссылкой на него.
Примеры: Zamzar (http://www.zamzar.com/), Any2DjVu server (http://any2djvu.djvuzone.org/).
Современный учитель информатики в своей деятельности сталкивается с необходимостью применения электронных книг, а также с необходимостью самостоятельной разработки и внедрения образовательных электронных изданий.
Образовательное электронное издание (ОЭИ) - электронное издание, содержащее систематизированный материал по соответствующей научно-практической области знаний, обеспечивающее творческое и активное овладение студентами и учащимися знаниями, умениями и навыками в этой области. ОЭИ должно отличаться высоким уровнем исполнения и художественного оформления, полнотой информации, качеством методического инструментария и
167
технического исполнения, наглядностью, логичностью и последовательностью изложения. ОЭИ не может быть редуцировано к бумажному варианту без потери дидактических свойств.
Существует множество классификаций ОЭИ по различным основаниям. Рассмотрим некоторые из них и определим место текстовых ОЭИ.
1. По природе основной информации ОЭИ могут быть разделены на следующие основные группы:
- текстовое (символьное) электронное издание;
- изобразительное электронное издание;
- звуковое электронное издание;
- программный продукт;
- мультимедийное электронное издание.
Как следует из названия первой группы, в нее включаются ОЭИ, содержащие преимущественно текстовую информацию, представленную в форме, допускающей посимвольную обработку; часть мультимедийного издания также может быть представлена в текстовой форме
2. По функциональному признаку, определяющему их значение и место в учебном процессе, выделяют следующие виды ОЭИ:
- программно-методические (учебные планы, учебные программы);
- учебно-методические (методические указания, руководства);
- обучающие (учебники, учебные пособия, конспекты лекций);
- контролирующие.
- вспомогательные (практикумы, сборники задач и упражнений, хрестоматии, книги для чтения).
В скобках приведены примеры текстовых изданий.
3. Виды ОЭИ по технологии распространения:
- издание на локальном носителе;
- информационный ресурс в компьютерной сети;
- комбинированное издание:
При любой технологии распространения часть ОЭИ или ОЭИ целиком может быть текстом.
Для успешной работы с перечисленными ОЭИ будущий учитель информатики должен получить соответствующую подготовку, включающую овладение практическими навыками обработки текстовой информации.
Приведем возможные темы лабораторных работ, сделав акцент лишь на форматах электронных книг:
1. Просмотр документов в формате PDF.
168
2. Создание документов в формате PDF.
3. Преобразование документов из формата PDF в другие форматы.
4. Просмотр документов в формате DjVu.
5. Создание документов в формате DjVu.
6. Преобразование документов из формата DjVu в другие форматы.
7. Просмотр документов в формате FB2.
8. Создание документов в формате FB2.
9. Преобразование документов из формата FB2 в другие форматы.
10. Сетевые сервисы конвертирования текстовых документов.
11. Публикация электронных книг в сети Интернет.
Представляется целесообразным включить подобную систему
лабораторных работ в одну из дисциплин: «Технология создания электронных учебных материалов», «Использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе», «Технология настольных издательских систем», «Компьютерные технологии в образовании» для будущих учителей информатики.
И. Н. Пальчикова
Направления модернизации дистанционных учебно-методических комплексов
Согласно концепции создания и развития единой системы дистанционного образования в России еще в 2007 г. Комитетом общего и профессионального образования был сформулирован порядок организации дистанционного обучения в системе общего образования Ленинградской области.
Основу дистанционного обучения составляет учебнометодический комплекс, его разработка является сложным и многоэтапным процессом. С 2007 по 2010 г. разработано и опубликовано на сервере WebCT Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина порядка 164 учебно-методических комплексов, в частности, 32 дистанционных курса для 15 учебных предметов второй ступени общего образования (5 - 9 классы) и 34 комплекса для 20 учебных предметов третьей ступени (10-11 классы), а также до 98 различных элективных дистанционных курсов. Процесс создания всех комплексов находится на этапе поддержки и эволюции, в
169