УДК 070:81’42
ББК 76.120.4
С 42
Скворцова В. А. Текстовое пространство интервью: модель организации Аннотация:
Характеризуется коммуникативная модель интервью. Определяется текстовое пространство интервью, выделяется 2 уровня репрезентации интервью и предлагается организационная структура текста интервью. В работе описывается модель организации текстового пространства интервью.
Ключевые слова:
Коммуникативная модель интервью, адресант, интервью, текстовое пространство.
Skvortsova V.A.
Lecturer of French Philology Department, the Kuban State University, e-mail: [email protected]
Text space of interview: a model of its organization
Abstract:
The paper gives a characteristic of a communicative model of interview. The text space of interview is defined. Two levels of interview representation are distinguished and the organizational structure of the text of interview is provided. The work describes the model of the organization of text space of interview.
Keywords:
Communicative model of interview, the addresser, interview, text space.
Интервью является неотъемлемой частью коммуникативного процесса. «Интервью -это целостный акт коммуникации, предполагающий диалогическое общение журналиста с респондентом в ситуации последовательного чередования вопросов и ответов, с целью получения информации, мнений или суждений, представляющих общественный интерес» [1: 10]. Представляя собой определенную форму межличностного общения с определенными коммуникативными задачами, такими как обмен мыслями, идеями, размышлениями, чувствами и переживаниями, интервью отображается в конкретном тексте.
Текстовое пространство интервью как элемент социальной коммуникации представляет собой тесное взаимодействие вопросно-ответных реплик, характеризующих коммуникативную деятельность интервьюера и интервьюируемого. Доминантой данного текстового пространства выступают ответные реплики интервьюируемого, представляющие собой вербальную репрезентацию ментальной сущности определенного стиля мышления (синтетического, прагматического, аналитического, реалистического или идеалистического).
В независимости от вопросного пространства интервьюера (его стиля мышления) в тексте интервью доминируют ответные конструкции интервьюируемого. Доминантность стиля мышления интервьюируемого обусловлена когнитивностью его текстового пространства.
Текстовое пространство интервью обладает коммуникативной моделью своего представления. Коммуникативная модель интервью (КМИ) понимается как система речевых параметров, воспроизводящая собственные коммуникативные действия и позволяющая просчитать ответные действия партнера в такой коммуникативной ситуации, как интервью. Данная модель интервью демонстрирует возможные подходы к моделированию коммуникативной деятельности.
Для анализа функций языка в лингвистике применяется модель коммуникации Р. О.
Якобсона. В модели коммуникации или речевого события, по Якобсону, участвуют адресант и адресат, от первого ко второму направляется сообщение [2: 306-330] В нашем исследовании уделяется внимание именно «сообщению» в модели коммуникации. Коммуникативная модель интервью имеет 2 уровня репрезентации: структурно-
тематический и семантико-прагматический.
Структурно-тематический уровень КМИ.
Ответное пространство интервьюируемого строится при помощи определенной коммуникативной стратегии, предполагающей применение таких обязательных тактик, как постановка проблемы (целевая установка интервью), оценка ситуации (компетентное мнение), анализ проблемы (причинная детализация), решение проблемы (способ устранения проблемы). Коммуникативная модель интервью на структурно-семантическом уровне выглядит следующим образом:
Организационная структура текста
(сообщение)
Адресант (Синтезатор) ^ проблемам оценкам решением Адресат
Проанализировав различные интервью, мы считаем, что такая коммуникативная тактика, как анализ проблемы в дискурсе синтезатора, отсутствует.
Адресант (Аналитик) ^ проблемам анализа решением Адресат
Поскольку аналитик склонен к структурированному и методичному решению проблемы, ему не свойственно давать оценку ситуации.
Адресант (Идеалист) ^ проблема^оценка^анализ^ Адресат
В силу своих характерологических свойств и коммуникативных установок идеалист не всегда предлагает решение проблемы в тексте интервью.
Адресант (Реалист) ^ проблема^ решение^ анализа Адресат
Уклонение от оценки проблемы в речи реалиста объясняется тем, что он ориентирован на конкретный результат и фокусируется на деталях и реальных фактах.
Адресант (Прагматик) ^ проблема^ решение^ оценка ^ Адресат
Основываясь на исследованиях коммуникативного образа прагматиков, можно утверждать, что прагматик всегда ищет кратчайший путь к развязке событий и не задумывается о перспективе, - что явно демонстрирует «непотребность» в аналитическом подходе к решению проблемы.
Системное функционирование перечисленных тактик обеспечивает когнитивную обработку текста интервью.
Семантико-прагматический уровень КМИ.
Совокупность речевых параметров интервью составляет единое ответное пространство интервьюируемого, то есть «... достигается коммуникативная цель речевого общения в соответствии с прагматической целеустановкой говорящего» [3: 154]. При наличии следующих параметров речи реализуется цель коммуникативного процесса в рамках интервью:
- языковые средства;
- способ аргументации;
- логика мышления;
- моделирование сценария.
Для достижения успешного результата коммуникативного процесса представитель определенного стиля мышления (синтетического, прагматического, аналитического, реалистического или идеалистического) выбирает «свои» параметры речи.
Стили мышления синтезатор идеалист прагматик аналитик реалист
Речевые параметры
языковые дескриптив положитель стереотипны длинные сжатые
средства ные ные е фразы, дискурсивные формулиров
конструкци оценочные сравнительн предложения, ки и
и, вводные высказыван ые развернутые и модальные
слова, ия, вводные конструкции, конкретизирую высказыван
сложные слова и оценочные щие ия,
прилагател модальные высказывани высказывания, повелительн
ьные, высказыван я, глаголы 1 повелительное и е о
безличные t s 'e C( я и л. ед.ч. (Moi, и условное условное
обороты, une trёs je crois que наклонения, наклонения,
глаголы 1 bonne ux fa n u t s 'e c побудительные глаголы в
л.ед. ч., initiative. Je probleme.) предложения, будущем
распростра remercie, je глаголы в времени,
ненные t e ite ici li будущем невосклицат
предложен encourage времени, чаще ельные
ия (Done, le Pasteur всего предложени
engageons Mulunda.) восклицательн t s 'e C( я
la ые vrai.)
republique предложения
lucidement, le l t n 0 s 1 5S
parce qu'il portugais
est facile comme langue
mourir et ne de
point rendre communication,
compte a la pourquoi pas!)
descendanc e)
способ софистика, стратегии эмпирически Теоретические стратегии
аргументац стратегии сотрудниче е аргументы, обоснования, сотрудничес
ии противобор ства, полемика, корректные тва,
ства (En уступки, стратегии приемы спора исключител
revanche...) корректные компромисса, (дискуссии), ьно
приемы предложения стратегии эмпирическ
спора, 5 сотрудничеств ие
эмпирическ сотрудничест а и обоснования
ие и ва (Ma предложения , корректные
теоретичес strategie est (le principe de и
кие de confirmer ma vie - de dire некорректн
обосновани toutes les oui a toutes les ые приемы
я (Pour etre interpretation hypoMses) спора
franc.) s) (эклектика) (...c’est ce que j ’ai appris de plus important.)
логика Опроверже ассоцииру метод см. прагматика эмпирическ
мышления ние ющая сотрудниче e j( ая
высказыван (рецептивн ства pensais qu'il
ия (Non, ое (Oui. Je m'en valait mieux
j'assume la мышление) explique... ) t oi s e n il u' q
situation et (Je n'ai pas pas
je ne peux ete surprise, reconnaissab
rien y changer...) j'ai ete submergee.) 1е sur les clicMs...)
моделирова ние ситуации метод провокации /конфликта (доминанта - решение проблемы) метод компромис са (доминанта обобщение) метод предложения (доминанта-ссылка на свой опыт) детальность и реалистичност ь (доминанта- констатация факта - решение проблемы) достижение согласия на уровне фактов (доминанта- решение проблемы)
Основываясь на знании стиля мышления интервьюируемого, представляется возможным прогнозировать коммуникативные действия собеседника и просчитать его модель поведения в ходе интервью.
Примечания:
1. Ильченко С.Н. Интервью в журналистском творчестве: учеб. пособие. СПб: Изд-во СПбГУ, 2003. 93 с.
2. Якобсон Р.О. Речевая коммуникация. Язык в отношении к другим системам коммуникации // Якобсон РО. Избранные работы. М.: Прогресс, 1985. 342 с.
3. Скворцова В.А. Мыслительные стили через призму языкового пространства коммуникативных стратегий // Вестник Адыгейского государсвенного университета. Сер. «Филология и искусствоведение». Майкоп, 2011. Вып. № 1. С. 153-168.
References:
1. Iljchenko S.N. The interview in journalistic creativity: manual. SPb: SPbSU Publishing house, 2003. 93 pp.
2. Yakobson R.O. Speech communication. Language in the relation to the other systems of communication // Yakobson R.O. Selected works. М.: Progress, 1985. 342 pp.
3. Skvortsova V.A. Cogitative styles through the prism of language space of communicative strategies // Bulletin of the Adyghe State University. Series «Philology and the Arts». Maikop, 2011. Issue № 1. P. 153-168.