Научная статья на тему 'Текст С. Дыкова: литература и изобразительное искусство'

Текст С. Дыкова: литература и изобразительное искусство Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
369
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Текст С. Дыкова: литература и изобразительное искусство»

Лихацкая Л.Н.

(Барнаул)

ТЕКСТ С.ДЫКОВА: ЛИТЕРАТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Отношения между литературным текстом и сопровождающим его изображением - тема многогранная. Традиционная форма этих отношений иллюстрация, посредством которой осуществляется интерпретирование словесных образов в визуальные. При этом, как правило, оба текста - вербальный и визуальный - создаются разными людьми и в разное время (литературный текст может иллюстрироваться спустя десятилетия, столетия и т.д.). При иллюстрировании происходит процесс наложения культурного опыта, принадлежащего разным эпохам.

Однако в данной работе речь пойдет о новом качестве отношений вербальных и визуальных образов на страницах книги. Синтез вербальных и визуальных образов прослежен на материале поэтического сборника "Стихи" [1].

В сборнике С. Дыкова "Стихи" литературный текст и рисунки составляют единое целое, так как каждое стихотворение закомпоновано в общую композицию на отдельной странице. Образы вербальные и визуальные являются продолжением "друг друга; эти сложные образы образуются из компонентов, принадлежащих разным видам искусства. Синтез осуществляется через механизм синестезии, строится на межчувственных связях, переносах качеств явлений и предметов, когда образная семантика, трансформируется из одного вида искусства в другой, представляет собой игру с метафорой. Таким образом, автор создает единую условную среду, условное пространство и условное время, где существуют его образы.

Несмотря на то, что стихи и рисунки создавались автором не одновременно (рисунки чуть позже, в подготовке к изданию книги) единство концептуальной ситуации в визуальных образах, возникающих вслед за вербальными, автор продолжает размышлять на те же темы, используя при этом изобразительные средства другого вида искусства.

Итак, отображение мысли осуществляется вербальным путем (в литературном тексте) и визуальным путем (в графическом изображении). В обоих случаях автор использует специфические средства, соответствующие определенному виду искусства.

Литературный текст - организован художественно-речевыми явлениями, создающими словесную образность повествования и ритмико-интонационной организацией. Художественноречевые явления создают изобразительность как таковую, способствуют "зримости" повествования, передают внутренний мир в переживании. Стихи написаны в силлабо-тонической системе стихосложения, хотя графика их нетрадиционна. Их характеризует выразительный ритм, легкость рифмы, отточенность языка.

В рисунках, сопровождающих текст, - минимум изобразительных средств: плоскость белого листа и взаимодействующие с ней графическая линия и пятно. Рисунки выполнены в технике "бумага - тушь". В изображении имеет значение характер линии (прерывистая, непрерывистая, тонкая, имеющая толщину), а также характер ритма линий. Стиль рисования условный, приближающийся к абстрактному в зависимости от особенностей композиции, характера образа, В уровнях стилизации наблюдается четкая иерархия, которая читается в композиции: от стилизации реалистического изображения, через условное к абстрактному.

Графические образы символичны. Линия как таковая может обозначать линию горизонта, путь человеческой жизни, путь духовного движения, путь в космос. Ключевые словесные образы отражаются в образах графических.

Литературные и графические образы взаимодействуют друг с другом, они порождают друг друга, взаимопревращаются, обогащая и расширяя образную систему стиха в целом. Образы, видоизменяясь, приобретают иную семантику, кочуя в разные тексты.

В вербальньных и визуальных; присутствует бесконечное движение, трансформируется в

мотив.

Непрерывность мысли и метафоры в графике выражается через симбиоз визуальных образов (прием непрерывного рисования - не отрывая кисти или карандаша от бумаги). В этом приеме выразилось то, что можно метаморфозой метафоры.

Темы у Дыкова сосредоточены вокруг двух субъектов - природы и человека. Природа, являясь эстетическим и этическим критерием человеческого бытия, одновременно становится средой бытования человека. Это естественная природа и в то же время природа как часть культуры, среда, где время и пространство - условные категории искусства.

В сборнике "Стихи" вычленяется несколько тем: природа (назовем эти стихотворения пейзажными); космос и археология, творчество. Ряд стихотворений представляют собой собственно философские рассуждения. Однако, лирический герой - созерцатель - философ присутствует в каждом из стихов. Темы взаимодействуют друг с другом через образную систему. В стихотворении "Брожу по ладони зимы" - это классический литературный пейзаж и переживание лирическим героем определенного состояния природы.

Брожу по ладони зимы По ласам, горем - без дороги Ослепленный снегом, оглушенный тишиной.

Задыхаясь ветром и радостью. (24)

Картина заснеженного поля создается через ключевое слово "ладонь". Эта метафора дает богатую характеристику. Мы представляем себе бескрайнее, сверкающее белизной пространство -нехоженое поле. Однако "бесконечное пространство" - метафора, но она существует не в самом литературном тексте, в восприятии читателя. Автор не дает возможности бескрайнему полю окончательно превратиться в абстрактное бесконечное пространство. Образ лесов и гор ограничивает пространство, как бы возвращая его в реальный пейзаж. Итак, второй уровень метаморфозы метафоры наблюдается при восприятии текста читателем в воображаемых им образах.

Литературный текст сопровождается графическим изображением, которое, на первый взгляд, можно принять за иллюстрацию в традиционном понимании. В графическом изображении первоначальный литературный пейзаж как бы развивается, трансформируется и сам рисунок: теряет качество иллюстрации ввиду того, что он теряет функцию зеркального отражения текста. Сам литературный текст является прелюдией к изображению. Литературный образ пейзажа - это своеобразная позиция, "показ" темы перед развитием ее, как в музыке. Лирический пейзаж, созданный вербальным способом в графическом изображении, постепенно обобщается, и переживания лирического героя приобретают несколько иную окраску. В переживаниях лирического героя в графике (здесь он изображен сам) больше налета печали. Графическое изображение раскрывает философский подтекст стихотворения.

Чувства, вызванные литературным пейзажем, с подключением графического изображения приобретают иное качество; на уровне чувственного восприятия можно наблюдать явление модуляции (музыкальный термин).

Рассмотрим этот момент подробнее. Графический рисунок, как и само стихотворение, в своей композиции предстает как самостоятельное произведение. Человек ощущает себя не в природе, а в космосе. На этом этапе восприятия вычленяются два абсолюта: человек и мир. Плавная, имеющая неравномерную толщину линия воспринимается как линия жизни человека, его "путь", а верхние прерывистые гонкие линии - среду, где отсутствуют посторонние предметы, отсутствуют предметы вообще, - человек наедине с самим собой и с космосом. Линия символизирует бесконечность движения, и данном случае наблюдается момент рождения метафоры - в графике на основе содержания литературного текста. Физическое действие ("брожу по ладони зимы") создает образ "пути" человека по жизни.

Окончательно абстрагироваться от текста или от изображения воспринимающий это синтетическое произведение не может. Плавная, чуть извивающаяся линия рисунка напоминает касательную поверхности сугроба. Это возникающий только в графике, в рисунке, образ, подготавливает следующий этап восприятия синтетического произведения - нижнюю часть рисунка, но одновременно это самостоятельный рисунок, изображающий засохшую былинку в снегу. Воспринимая оба рисунка как самостоятельные, мы все-таки ощущаем их связь, которая обусловливается композиционно: угол наклона тела ищущего человека повторяет угол наклона склонившейся от ветра былинки. Данное наблюдение дает толчок к еще одной ассоциации: одиночество человека в этом мире может иметь космические масштабы, подобно масштабному соотношению былинки и заснеженного поля.

В этом синтетическом произведении появляются уже два лирических героя. Один - в литературном тексте с его гармоничными переживаниями, связанными с наблюдением природы, Второй - изображенный в рисунке - с его мыслями философского плана. Композиция всего произведения в целом (графика и стихотворение) развивается по нарастающей, наблюдается трансформация словесных образов в графические. В результате метафорического развития образов, переходящих из литературного текста в графику, нижний рисунок общей композиции можно воспринимать как знак или символ философского смысла.

Говоря о единстве формы и содержания в этом литературно-графическом произведении, отметим, что характер линии графической, передающей бесконечность движения, отражается на лингвистическом уровне. В несовершенной форме глагола "брожу" ("Брожу по ладони зимы"), которая передает незавершенность действия. Стих белый, нерифмованный. Ритм создается приблизительно равным количеством слогов в строке и цезурой, что соответствует ритму и характеру линий в графике.

В стихотворении "Ночью упал снег" трехстопный хорей и мужская рифма создают определенную интонацию, которая соответствует характеру переживаний лирического героя -тяжелым безысходным раздумьям. Синонимические ряды рифмующихся слов "снег-легка-бег-река" и "след-вдоль-лет-боль" подчеркивают, что два мира - мир гармоничной природы и мир человека с его переживаниями - не тождественны. В рисунках, сопровождающих этот текст, характер движения соответствуют вербальным интонациям и переданному в стихотворении смыслу. В стихотворении "Ночью упал снег" передается бесконечность замкнутого движения. Направление непрерывных линий в верхнем рисунке параллельно линиям нижнего рисунка; в этом как бы запечатлен круговорот навязчивых печальных мыслей. На движение по кругу указывают и цепочка следов, композиционно повторяющаяся в верхнем и нижнем рисунках. Верхнее и нижнее изображения не тождественны, однако с долей условности их можно считать сериальными. Графическая композиция замыкает, как в раму, литературный текст, утверждая идею безысходности и тем самым подчеркивая, что в композиции литературного текста противопоставлены гармония природы и дисгармония внутреннего мира человека. В композиции литературного текста тоже ощутима зеркальность, но это уже зеркальность позитива и негатива.

Ночью упал снег Тишь светла и легка Вод слабеет бег Вяло дышит река Черный тяну след Черной реки вдоль Правлю ладью лет Плавлю как лед боль. (27)

Отсутствие знаков препинания в авторском тексте, на мой взгляд, способствует срабатыванию механизма синестезии.

В четверостишии "Я устрою ночлег у воды" ритм и размер стиха (трехстопный анапест) соответствуют характеру переживаний лирического героя, как бы подчеркивая легкий ритм волн. Графическое изображение выявляют философский подтекст, - позволяя этот подтекст ощутить зримо. Линия волны на песке - как линия жизни в верхнем рисунке. В нижнем рисунке - человек в реке времени.

В большом цикле пейзажных стихов звучат пантеистические настроения, Это можно рассматривать как явление внутренней метафоры, которую можно рассматривать как источник конкретной метафоры, как формального приема в литературном тексте и графике. Особо выделяется группа стихов, где присутствуют образы звезды, луны, планеты, Вселенной. Тема природы трансформируется в тему космическую - реальный пейзаж вписывается в концептуальную тему космоса. Особенно наглядно это проявляется в стихотворении "И заснет окно во Вселенной спящей". В графическом изображении - калькирование земного и космического миров через некий ключевой образ. Калькирование происходит одновременно с метаморфозой - превращением окна в звезду в нижнем рисунке, в верхнем рисунке окно дома светится там, где обычно звезда. Гармоничный лирический земной пейзаж передает ощущение вселенской гармонии одновременно на вербальном и визуальном уровнях.

Взаимодействие вербального и визуального уровня в построении этого синтетического произведения ведет к тому, что в основе композиции ощущается постоянное движение от микрокосма к макрокосму и наоборот.

В кульминации (то есть в нижнем рисунке) калькированием, метаморфозой и упрощением образных средств - создается абстрактный рисунок, который графически выглядит как знак (калька окна и снежинки) и одновременно является как бы символом закодированного смысла, содержащегося и в тексте стихотворения, и в верхнем рисунке Композиционное движение с неотъемлемым движением смысла подготавливает восприятие абстрактного самостоятельного нижнего рисунка.

В синтезе образов "космической" темы, подчеркивающей связь человека, с миром природы и через него - с космосом, тоже заложена внутренняя метафора. В литературных образах, как и в графических, наблюдается текучесть. В стихотворении "Может быть земля - только шаг от одной звезды до другой", земля это шаг - это метафора в тексте. "Рука, как ветвь склонилась над огнем", где сопоставляются рука и ветвь, огонь земной и наблюдаем движение к метафоре.

Для стихов археологической темы характерны ощущение времени и вечности, ощущение раскручивания спирали истории. Здесь присутствуют этнографические мотивы, особенно ощутимы мотивы пантеистические. Намек на синкретический характер древних культур отражается в графическом приеме застывшей метаморфозы ("Косу расплел скиф"). Стихотворения археологических мотивов с литературной точки зрения изобразительны. По-видимому, работа в области археологии навеяла тему и стилистику в графике - стиль близок к неоархаике.

Система образов в графике для всех тем едина. Однако в той или иной теме чаще повторяются отдельные образы. Например, в цикле стихов о творчестве наиболее часто встречается изображение человеческого глаза со зрачком, в литературном тексте - слово "зрачок". "Ночь оттачивает зрачок как острие карандаша" (58). Глаз - символ творчества. Эта метафора акцентируется автором в стихотворении "Кузнечик чеканит мгновенья". Кузнечик - это поэт. В нижнем абстрактном рисунке - голоса кузнечика - это глаз со зрачком. На самом деле это визуальная метафора.

В разных стихотворениях и разных рисунках стилистика изображения глаза со зрачком одна и та же. В стихотворении "Зерно зреет" в рисунке - человеческий глаз со зрачком - это проросшее зерно.

Концептуальная схема темы творчества, представляемая С. Дыковым в графике и стихах, довольно обширна. Он утверждает, что достоверность отображения мира возможна только через творческий художественный процесс ("Есть следопыты глаз"), однако обрести способность творить человек может только, будучи в гармонии с природой, то есть с окружающим миром:

Если слиться с бегущей водой И с движеньем ее сродниться,

То припомнишь начало ручья И начало пения птицы (11)

В нижнем рисунке, сопровождают этот текст, изображен симбиоз (в биологическом понимании этого термина) людей и птиц, парящих в небе.

В концепции С. Дыкова творческий процесс уподобляется процессам природы, гармоничным и щедрым ("Иные что-то открывают"). "И сердцу хочется раскрыться, чтобы мучительно не биться" (59). Процесс творчества и само понятие "творчество" таят в себе противоречие. Он несет радость и муку:

Для художника творчество - это знание.

Поэтому и ведать - значит видеть Цветущий миг на вечности холста Коснуться, разбудить и не обидеть Своим касаньем белого листа (45)

Он касается проблемы вечного и преходящего, взаимоотношений художника и мира, проблемы выражения - главной проблемы в искусстве. Мир преломляется через белый лист и становится иным: "Как это все объяснить на этом тонком листе?" ("Путь от зрачка к зрачку"). В стихотворении "В бумажном домике сознании моем он говорит о невыразимости тени дыма, нашествия ветвей, нашествия легких облаков, т.е. о границах творческих возможностей. Поэтому творчество лирический герой-художник воспринимает еще и как муку.

Пути творчества неисповедимы. И все-таки творчество - это загадка.

Почему, почему, почему Мастер прячет касанье?

Потому, потому, потому -Смысл не есть осязанье (143)

Тема творчества в стихах С. Дыкова бесконечно варьируется и развивается. Творчество - это и жизнь, и истина. Автором подчеркивается космическое начало в процессе творчества. Апогей

творческого процесса - связь с космосом а это и причина, и следствие успеха, как утверждает автор

В многообразии нюансов темы творчества, на соединении вербального и визуального наблюдается взаимодействие следующих образов: глаз, шаг, дорога, человек, время, касание, след и т.д. След - это тоже символ творчества. В стихотворении "С утра вышивая ногами" интересно проследить превращение этого ключевого образа в другой: это глаз, смотрящий в небо, но глаз без зрачка - здесь след на грязной слякотной дороге.

Что мы оставим назавтра,

День проведя без ума?

Эту загадку решает Ночью природа сама (61)

Тема творчества в этом стихотворении перерастает в философскую тему о творчестве и о человеке дисгармоничном, о поколении.

Собственно философские размышления пронизывают все темы. Однако целый ряд стихов отличается по стилю от рассмотренных выше. Это размышления о жизни, смерти, человеке, его судьбе ("судьба - это ветер"), о современнике, об истине и заблуждении. Истина, проходя сквозь время, постепенно становится зашифрованной и прячется в знаке.

В сборнике "Стихи" С. Дыков обращается к истории, археологии, этнографии, при этом остро ощущается связь с ушедшими культурами. Итог раздумий в стихотворении "Великая сосна".

Великая сосна!

Шум твоей кроны Ночью только снится Собери воедино нас,

Тысячи иголок,

Разбросанных по свету (74).

Вариации темы и новые глубины смысла возникают на основе метаморфозы метафоры, которая легко движется в особом искусственном пространстве, созданном ассоциациями с культурой прошлого. Характер метафоры можно определить как блуждающий. В результате возникает богатая палитра образной системы с очень гибкими элементами; в графике это отражается в виде симбиоза образов. В синтезе графического изображения и стихотворного текста происходит выявление автором новых смыслов. Через литературный текст автор сам артикулирует смыслы своей условной графики и дает ключ к пониманию абстрактных элементов своих графических композиций.

В определенном смысле художественное оформление автором своих стихов в этом сборнике можно считать иллюстрацией. На мой взгляд, в синтезе графики и литературы, в концептуальной и образной целостности сборника возникает новый тип художественного мышления.

Примечания

1 . Дыков С. Стихи. Новосибирск, 1992 (Редактор Н. Мясников, художественный редактор А. Кальмуцкий). Это факсимильное издание содержит уникальную графику и рукописный текст. Автор текста и изображения Сергей Владимирович Дыков, член Союза художников, член Союза театральных деятелей. Он работает в области станковой живописи, графики, керамики, театрально-декоративного искусства, сотрудничает с институтом археологии г. Горно-Алтайска, работал также в области полиграфии в качестве художника книги. Участник многих выставок, в том числе зарубежных. В 1994 году издал сборник стихов "Линия жизни". Далее все тексты цитируются по изданию: Дыков С. Стихи. Новосибирск, 1912. Страницы указываются в скобках за текстам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.