Научная статья на тему 'Текст речи на церемонии вручения премии имени Н. Е. Жуковского'

Текст речи на церемонии вручения премии имени Н. Е. Жуковского Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
535
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Стрелков С. П.

За работы в области электромеханического моделирования флаттера Сергею Павловичу Стрелкову и Всеволоду Игоревичу Смыслову решением жюри конкурса имени профессора Н.Е. Жуковского от 2 января 1962 года присуждена премия первой степени за 1960 год.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Текст речи на церемонии вручения премии имени Н. Е. Жуковского»

История

К 100-летию со дня рождения С.П. Стрелкова

Изв. вузов «ПНД», т. 13, № 5-6, 2005

ТЕКСТ РЕЧИ НА ЦЕРЕМОНИИ ВРУЧЕНИЯ ПРЕМИИ ИМЕНИ Н.Е. ЖУКОВСКОГО*

С.П. Стрелков

За работы в области электромеханического моделирования флаттера Сергею Павловичу Стрелкову и Всеволоду Игоревичу Смыслову решением жюри конкурса имени профессора Н.Е. Жуковского от 2 января 1962 года присуждена премия первой степени за 1960 год.

Председатель жюри В.М.Мясищев

Ученый секретарь жюри Н.М.Семенова

Мы выражаем свою глубокую благодарность руководству ЦАГИ, жюри и Комитету по Авиационной технике за столь высокую оценку нашей работы. Нам очень радостно принять эту награду не только потому, что наша работа так высоко оценена, а главным образом, нас радует то, что разработанный нами метод получает более надежную и авторитетную поддержку нашей научной общественности. А мы, со своей стороны, будем употреблять еще больше усилий для внедрения этого метода в практику исследования опасных вибраций.

Наша работа поставлена с целью теоретического исследования и развития методов устранения опасных вибраций, возникающих в полете. Но основные трудности в решении поставленной задачи заключаются в эксперименте - успех зависит от удачного решения опытных задач, от преодоления ряда чисто экспериментальных препятствий, и не только от успешного решения механических задач, но электротехнических, электронных и других.

*Текст речи поступил в редакцию 15.06.2005.

Ввиду болезни С.П. Стрелкова текст речи был зачитан В.И. Смысловым.

Мясищев Владимир Михайлович (1902-1978) - генеральный конструктор, начальник ЦАГИ с 1960 по 1967 год. Семенова Надежда Матвеевна - ученица Н.Е. Жуковского, ученый секретарь жюри с 1947 по 1983 год.

Как мне представляется, деятельность великого русского ученого Н.Е. Жуковского, премию имени которого мы имеем честь получать, представляет наиболее четкий и яркий пример гармонического сочетания теоретических и экспериментальных исследований. Хотя может и некстати здесь упоминать, но теперь часто можно слышать голоса авторитетных ученых современности, что соединение в одних исследованиях теории с экспериментом - это уже прошлый этап. Теперь разделение труда в науке достигло такой высокой степени, что целесообразно теоретикам заниматься только теорией, а экспериментаторам - только экспериментом. Сейчас так и происходит, а времена Бернулли, Жуковского, Максвелла давно прошли.

Не будем здесь начинать дискуссии, действительно, фронт научных исследований непрерывно расширяется с каждым годом и специализация в науке все увеличивается и увеличивается.

Но, тем не менее, или так нас, физиков, воспитали, наши симпатии всё же на стороне тех идеалов, которые сочетают теоретические и экспериментальные исследования. И неправда, что среди наших современников нет таких идеалов, достаточно назвать имя недавно умершего великого физика Энрико Ферми.

Мне только хотелось подчеркнуть этим, что наша в основном (по трудности) экспериментальная работа получила высокую оценку, премию имени великого теоретика механики и авиации Н.Е. Жуковского.

Теперь разрешите сказать несколько слов о самой работе. Проблема упругих вибраций летящих объектов, существенно связанных с динамическими реакциями среды, довольно сложная проблема, все усложняющаяся по мере увеличения веса и скорости объектов. Самовозбуждающиеся вибрации (автоколебания, флаттер) служат причиной гибели, и уж во всяком случае причиной прекращения полетов.

Теоретическое решение задачи наталкивается на большие трудности. Для самолетов, которые летали 15-20 лет назад, применение метода Бубнова - Галеркина, в таком совершенстве разработанного учеными ЦАГИ под руководством академика, ныне президента Академии наук, М.В. Келдыша, успешно решало задачу теоретического исследования. И до сих пор этот метод еще «не снят с вооружения», но его недостаточность теперь очевидна - сложные и быстро изменяющиеся формы летающих объектов не дают возможности, без опытов в трубе и на натуре, разумно выбрать формы колебаний. А после таких опытов уже не нужны расчеты. Поэтому и предлагается целый ряд методов теоретического исследования проблем вибраций не по Бубнову - Галеркину.

Во всех этих случаях задача сводится к решению системы с большим числом степеней свободы, к отысканию собственных и вынужденных колебаний в этой системе.

А так как вся система является активной и неконсервативной, или с математической точки зрения сводится к несамосопряженной системе, то проблема заключается в отыскании комплексных корней в системе высокого порядка, а для лучших современных быстродействующих машин эти задачи еще не по силам, если порядок уравнений превышает 40-50.

Поэтому и у нас и за рубежом ищут иные методы и культивируют их, если они по простоте, дешевизне, наглядности, быстроте получения решений для различных вариантов могут успешно конкурировать с быстродействующими машинами, хотя и значительно уступают им, например, в точности.

Немыслимо для наших целей сделать чисто электронную модель, во всяком случае, такой пока нет, и на этом пути видны огромные трудности. Поэтому и был предложен и развивается метод электромеханического моделирования, в котором объект - механическая динамически подобная в смысле упругих вибраций модель, воздух (или поток) - электронная модель, состоящая из элементов типа интеграторов ИПТ. Сигналы от колеблющейся механической модели поступают на электронную модель, которая их обрабатывает и выдает команду на силовозбудители, последние действуют так, как действовал бы окружающий воздух в полете. Модель может быть связана с электронными имитаторами автопилота, других стабилизирующих и регулирующих устройств.

Вот идея. Но для ее осуществления нужно было решить целый ряд сложных и трудных задач, которые требовали и теоретических расчетов, и экспериментов, физических и технических. Вот эту проблему успешно решал небольшой коллектив сотрудников 3-й лаборатории ЦАГИ и добился определенных успехов. Я не могу и не собираюсь делать здесь отчет о проделанной работе, очень важной, трудной и сложной, только укажу, что одной из последних работ были исследованы колебания системы со 128 степенями свободы (то есть описывающие ее уравнения имеют такой порядок).

Необходимо отметить, что первая простейшая модель с двумя степенями свободы была реализована в 1954-55 годах в МГУ А.А. Харламовым, а в 1959 году в Райтовской лекции Коллара (английского специалиста в области аэроупругости) появилось сообщение о начале подобных работ в Англии, примерно на уровне полученных в свое время в МГУ (то есть тех, с которых начиналась работа в ЦАГИ).

Конечно, метод находится в развитии, по-видимому, он себя вполне оправдал, если бы работать только с небольшими механическими моделями, но - аппетит приходит во время еды, и нам хочется применить его (метод) и для натурных объектов, и в этом направлении уже сделан первый опыт - Вадимом Ивановичем Ульяновым.

Нельзя не отметить, что активное участие в экспериментальной работе принимал коллектив сотрудников, хотя уж и не такой большой. Всем им мы высказываем здесь нашу глубокую благодарность за их успешную работу, В.И. Ульянову, Р.Э. Лу-цевичу и другим. Существенную помощь и поддержку с самого начала работы оказывали нам А.И. Макаревский и руководство 3-й лаборатории.

Еще раз разрешите поблагодарить за столь высокую честь, которая была оказана нам, и обещать употребить все наши силы для более быстрого и совершенного применения электромеханического метода для решения практических задач вибраций в авиационной технике.

26 января 1962

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.