рование их правовой культуры. Знакомство с ино-фонной правовой культурой, приобретение новых правовых знаний, готовность и умение профессионального межкультурного иноязычного общения способствуют развитию профессиональной компетентности будущих юристов.
Примечания
1. Хуторский А. В. Определение общепредметного содержания как характера нового подхода к конструированию образовательных стандартов // Компетенции в образовании: опыт образования: сб. науч. тр. М: ИНЭК, 2007. С. 12-33.
2. Зимняя И. А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании // Иностранные языки в школе. 2012. № 6. С. 7.
3. Там же. С. 8.
4. Там же. С. 7.
5. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс: пособие для студентов пед. вузов и учителей. 3-е изд. М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010. С. 15.
6. Сороковик Т. И. Практикум «Профессиональная компетентность юриста»: учеб.-метод. пособие. Минск: БИП-С Плюс, 2010. URL: http:// bip-ip.com/programma-praktikuma-professionalnaya-kompetentnost-budushhego-yurista/
7. Панкратова Е. А. Формирование правовой картины мира у студентов юридических специальностей средствами иностранного языка (на материале английского языка): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Н. Новгород, 2004.
8. Большой юридический словарь / под ред. А. В. Малько. М.: Проспект, 2009. URL: http:// www.determiner.ru/ dictionary/880/ word/ pravovaja-kultura
9. Муравьева К. А. Формирование правовой культуры будущих юристов средствами иностранного языка: автореф. дис. . канд. пед. наук. Астрахань, 2011. С. 9.
10. Никитина О. А. Формирование правовой культуры студентов в процессе изучения иностранного языка: автореф. дис. . канд. пед. наук. Рязань, 2006. С. 7.
11. Муравьева К. А. Формирование правовой культуры будущих юристов средствами иностранного языка: автореф. дис. . канд. пед. наук. Астрахань, 2011. С. 10-11.
12. Там же. С. 22.
13. Пуленко Г. А. Воспитание правового сознания будущих юристов в процессе изучения иностранного языка: автореф. дис. . канд. пед. наук. Астрахань, 2009. С. 22.
УДК 372.8
Е. В. Береснева
ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ
НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕГО ХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ
В статье обсуждается проблема технологизации образовательного процесса как ресурса совершенствования современной системы предметного обучения. Показано, что технологичность процесса обучения выражается в использовании современных педагогических технологий, новых информационных технологий обучения и современной техники, в технологичности подготовки и проведения урока, экономичности учебного времени.
In the article a problem of technologization of educational process as resource of improvement of modern system of subject training is discussed. Shown that the manufacturability of the educational process is expressed in using of modern pedagogical technologies, new information technologies of teaching and modern equipment, in manufacturability of preparation and giving of a lesson, saving of training time.
Ключевые слова: технологизация обучения, критерии технологичности, структура педагогической технологии.
Keywords: technologization of teaching, criteria of manufacturability, structure of pedagogical technology.
В настоящее время в нашей стране наблюдается тенденция к снижению уровня подготовленности по химии выпускников школы. Об этом говорят результаты Единого государственного экзамена, а также результаты обучения студентов в вузе. Среди причин можно назвать снижение интереса подрастающего поколения к естественным наукам в целом, резкое сокращение количества часов на изучение химии в школе при практически не изменившемся объёме изучаемого материала, обеднение химического эксперимента и другие. Эти проблемы приводят к тому, что на уроке учителя не достигают той эффективности обучения школьников, как в былые годы, а учащиеся (по результатам анкетирования) относят химию к числу нелюбимых предметов.
Многие учителя причину данной ситуации видят в том, что урок как основная организационная форма обучения в школе утратил свои позиции, что он не обеспечивает требуемого в новых условиях уровня качества образования. В последние годы даже звучат призывы отойти от классно-урочной системы. Однако на сегодняшний день не найдена альтернативная этой форма обучения. Следовательно, нужно искать ресурсы развития современного урока.
© Береснева Е. В., 2012
В словаре С. И. Ожегова термин «ресурс» трактуется не только как запасы, источники чего-нибудь, но и как средство, к которому обращаются в необходимом случае [1]. Мы считаем, что такой случай настал, и таким ресурсом, к которому необходимо обратиться сейчас, является технологи-зация обучения. Именно в технологизации обучения кроется тот источник средств, который позволит обеспечить доступность образования для всех учащихся в условиях классно-урочной системы.
Проблема технологизации является одной из самых актуальных и наиболее обсуждаемых в настоящее время, о чём свидетельствуют работы
B. С. Безруковой, В. П. Беспалько, В. В. Гузеева, Е. С. Заир-Бек, М. В. Кларина, В. М. Монахова, Т. С. Назаровой, Е. С. Полат, Г. К. Селевко, Ф. Ш. Терегулова, А. В. Хуторского, Д. В. Чер-нилевского и ряда других ведущих учёных страны. В своих работах исследователи рассматривают сущность и значение педагогических технологий, в реализации которых видят путь к повышению эффективности образовательного процесса.
Исследования, посвящённые использованию современных педагогических технологий или их элементов в обучении предметам естественнонаучного цикла и, в частности, химии в школе, к сожалению, немногочисленны. Теоретические основы и практическое применение различных технологий предметного усвоения раскрываются в работах
C. В. Алексеева, П. Д. Васильевой, Н. П. Воско-бойниковой, С. А. Герус, Н. П. Гузика, О. С. Зайцева, Н. Е. Кузнецовой, Т. В. Машаровой, Н. Ф. Павловой, Л. М. Перминовой, М. С. Пак, Н. Н. Суртаевой, Ф. Т. Шагеевой, М. А. Шаталова и других учёных.
Идея технологизации педагогического процесса не является чем-то новым в педагогике. Мысль о ней высказывалась ещё Я. А. Коменским почти 400 лет назад. Он, в частности, призывал к тому, чтобы образование стало «механическим», чтобы всё, чему будут обучать, не могло не иметь успеха. Им была сформулирована важнейшая идея технологии - требование гарантии позитивного результата. Практическая реализация этой идеи зависит от многих факторов. Одним из первоочередных Я. А. Коменский считал отработку механизма обучения, называя его дидактической машиной, которая при условии правильного конструирования и правильной эксплуатации давала бы ожидаемый результат [2]. Описанный модуль «щель — средства — правила их использования — результат» составляет ядро любой технологии, используемой в сфере образования.
В начале XX в. учёные-авангардисты связывали надежды на возможность сделать образование эффективным именно с идеей технологизации учебного процесса. Такие зарубежные исследователи, как Л. К. Ларсен, Б. Ф. Скиннер, С. Пейперт,
М. Кларк, Ф. Персиваль, Г. Эллингтон, П. Д. Митчелл, Ф. Янушкевич, Т. Сакамото и другие, в своих работах выявили и охарактеризовали принципы технологизации обучения, выработав методологическое обоснование этому новому явлению в педагогике.
По мнению Т. С. Назаровой, с которым мы полностью согласны, технологизация в образовании является «объективным развивающимся процессом, вектор которого определяется в основном научно-техническим прогрессом и технологизаци-ей общества» [3]. «...именно развитие средств обучения и связанных с ними методик, увеличение их "веса" в педагогических системах от эпохи к эпохе стимулировало процесс технологизации педагогики» [4].
Однако, несмотря на большое количество исследований в этой области, в настоящее время в педагогической науке нет единого понимания тех-нологизации применительно к образовательному процессу. Свидетельством тому является перечень определений этой дефиниции, приведённый в табл. 1. Следует заметить также, что многие авторы активно пользуются термином «технологиза-ция», не давая ему определения и не ссылаясь на чьи-либо определения данного понятия.
Как мы видим, одни авторы говорят о техноло-гизации обучения, другие - о технологизации образования, поэтому необходимо уточнить позиции. Оба эти понятия многозначны. Мы считаем, что технологизировать необходимо деятельность по обучению, а образование будет являться результатом этой деятельности.
Разделяя точку зрения Н. Е. Кузнецовой и взяв за основу её определение [5], под технологиза-щией обучения мы понимаем процедуру трансформации и широкого внедрения различных педагогических технологий и их элементов в реальный процесс обучения с целью повышения его рациональности, управляемости, результативности и эффективности в соответствии с образовательными потребностями общества.
Следовательно, основную цель технологизации мы видим в обеспечении учительского труда педагогическими технологиями, вооружении учителя технологическим арсеналом методов и средств обучения, позволяющим чётко организовать все этапы технологической цепочки, управлять учебным процессом каждого ученика и достигать неизменного и повторяющегося положительного результата для всех учащихся в условиях массовой школы.
Признание возможности технологизировать процесс обучения предполагает более подробное выяснение того, что такое технологизация и технология, какие черты им присущи.
Поскольку понятие «технология» пришло в педагогику из производства, при переходе на технологические позиции при обеспечении обучения в
Таблица 1
Проблема технологизации в трудах некоторых учёных
Ф. и. о. учёных Идеи, лежащие в основе работ учёных по проблеме технологизации
Я. А. Коменский, XVII в. Он «желал, чтобы метод человеческого образования стал механическим, т. е. предписывающим всё столь определённо, чтобы всё, чему будут обучать ... не могло не иметь успеха»
М. В. Кларин, 1995 г. Технологизация учебного процесса связана с поиском таких дидактических подходов, которые могли бы превратить обучение в «производственно-технологический процесс с гарантированным результатом»
Н. Е. Кузнецова, 1995 г. Технологизация процесса обучения - процедура трансформации и широкого внедрения различных педагогических технологий и их элементов в реальные системы обучения
Ф. Ш. Терегулов, В. Э. Штейнберг, 1998 г. Суть технологизации образования состоит в обучении, основанном на развитой способности моделировать и инструментально употреблять по преимуществу внешние, но адекватные содержанию внутреннего плана и механизмам его функционирования средства
А. А. Машиньян, 2001 г. Технологизация учебного процесса - обеспечение учительского труда педагогическими технологиями
В. Л. Глазычев, 2002 г. Технологизация - это осознанная деятельность по выстраиванию цепей процедур и операций, необходимых для достижения прикладных целей и для отстраивания моделей таких цепей
Г. В. Лаврентьев, Н. Б. Лаврентьева, 2002 г. Технологизация процесса обучения - это процедура трансформации и внедрения конкретных инновационных методов, средств, форм и их элементов в реальные системы обучения. Цель - модернизация учебного процесса и внедрение компьютерной и аудиовизуальной техники на одно или несколько занятий, например использование ЭВМ для тестового контроля; использование видеофильма для формирования новых знаний; применение компьютерных программ для лабораторных работ или проведения эксперимента
М. Б. Бершадский, 2003 г. Технологизировать образовательный процесс - сделать его более управляемым и прогнозируемым
Г. Е. Муравьёва, 2004 г. Тенденции технологизации в образовании свидетельствуют об упорядоченности и управляемости образовательных процессов
В. Я. Синенко, 2004 г. Технологизация обучения не есть выбор какого-то одного метода. Технологизация - это когда процесс познания нужно сделать удобным, мобильным, обобщённо структурированным, понятным, объективным и т. д. Педагогическое проектирование (а оно является многоаспектным) и есть методологическая и организационная основа технологизации образования
Ж. А. Караев, Ж. У. Кобдикова, 2005 г. Технологизация учебного процесса позволяет реализовать на практике концептуальные идеи гуманизации образования
Т. В. Сафонова, 2006 г. Под технологизацией понимается придание образовательной деятельности логической завершённости и алгоритмизация процесса обучения, которые обеспечивают достижение запланированных результатов при воспроизведении
Е. Б. Куркин, 2007 г. 2008 г. Проблема технологизации образования - это проблема его качества и доступности. Главное предназначение технологизации образовательного процесса в том, чтобы научить учить всех вне зависимости от личностных особенностей и опыта в условиях массовой школы. Технологизация образования - это управляемое образование, в котором учитывается мотивация учителей и учащихся, которое начинается с диагностики и заканчивается полученным, запланированным, качественным и повторяющимся результатом. Технологизация в образовании - это создание условий для применения технологий, а также разработка и внедрение самих технологий
С. К. Исламгулова, 2008 г. Перспективу развития технологизации образовательной деятельности мы видим, с одной стороны, в унификации (рецептурности) процедур и правил, а с другой - в выявлении новых возможностей и аспектов проектирования
любом учебном заведении необходимо учитывать огромный опыт реализации технологического подхода на производстве, краткий анализ которого представлен в книге Ю. Г. Фокина [6].
Специалисты в области технологии выделяют следующие признаки технологии (как процесса):
- целенаправленная деятельность по достижению некоторого заранее заданного результата;
- разделение процесса на взаимосвязанные этапы;
- координированное и поэтапное выполнение действий, направленных на достижение искомого результата (поставленной цели);
- однозначность выполнения включённых в технологию процедур и операций, что является непременным и решающим условием достижения результатов, адекватных поставленной цели;
- организованность и управляемость технологического процесса, обеспечивающие достижение цели посредством целесообразных средств и оптимальных затрат;
- диагностичность и оценка процесса и результата;
- воспроизводимость в сходных условиях.
Перечисленные признаки, а также критерии технологичности (концептуальность, системность, про-ектируемость, эффективность, экономичность) определяют структуру педагогической технологии, которая включает в себя:
1) концептуальную основу;
2) содержательный компонент обучения;
3) процессуальную часть (технологический процесс);
4) результативную часть (рисунок).
Концептуальная основа
Идеи Гипотезы Принципы
Содержательный компонент
Система целей обучения -> Содержание учебного
_материала_
Процессуальный компонент (технологический процесс)
Этапы технологии обучения
\
Способы организации учебного процесса
I
Технологические карты занятий
\
Методы и формы работы учителя и учащихся
\
Деятельность учителя по управлению процессом обучения
1
_Мониторинг и диагностика учебного процесса_
Результативный компонент
Ученический самоанализ и рефлексия, учительский анализ _и оценка_
Основная цель педагогической технологии -эффективность процесса обучения, которая напрямую зависит от эффективного использования учебного времени, результативности каждого учебного действия, каждого учебного часа. Уже сегодня добиться этого помогает модернизация традиционной классно-урочной организации учебного процесса, в том числе и в химии, дополнение её новыми формами организационной деятельности, такими как модульная технология, технология коллективных способов обучения, технология индивидуализированного обучения и другие. Эти формы требуют изменения структуры урока, учёта психофизических особенностей обучающихся для эффективного использования учебного времени в режиме групповой или индивидуальной работы, стиму-
лирования самостоятельной учебной деятельности учащихся вне урока. В итоге повышается эффективность учебного процесса на уроке и сокращается количество и объём домашних заданий.
По результатам наших исследований, учителя химии испытывают некоторые трудности при организации технологического педагогического процесса. К числу видов технолого-мето-дической деятельности, в которых учителя испытывают наибольшие затруднения, относятся: проектирование процесса обучения на основе точного определения желаемого результата в виде компетенций обучающихся; выбор технологий обучения химии; разработка технологической карты занятия и его методического обеспечения; гарантированное достижение запланированных в целях результатов всеми обучающимися; химически, технически и методически грамотное проведение демонстрационного эксперимента.
На базе научно-исследовательской лаборатории методики обучения химии ВятГГУ ведётся активная работа по совершенствованию процесса обучения школьников, студентов и магистрантов путём использования современных педагогических технологий, оказывается помощь работающим учителям в освоении технологического педагогического процесса. Многие развивающие педагогические технологии адаптированы нами к химическому содержанию, апробированы в средней и высшей школе и внедряются в образовательный процесс нашего вуза и школ Кировской области. Это технология уровневой дифференциации, проблемного, исследовательского, проектного, модульного обучения, коллективных способов обучения, критического мышления, а также локальные химические технологии решения задач и проведения химического эксперимента [7].
Однако педагогам необходимо помнить, что теоретическое освоение той или иной технологии обучения - это только половина дела. Добиться результативности её применения можно только изменив управление процессом обучения, так как технология - это обязательно управляемый процесс. Учитель должен научиться управлять обеими частями обучения: и собственными действиями и действиями учеников. При этом руководство учителя должно быть гибким, носить не командный, а рекомендательный характер, должно быть не ограничивающим ученика в его деятельности, а стимулирующим его собственную активность. И здесь важную роль играют инструменты технологи-зации, среди которых мы выделяем такие её факторы, как стандартизация, алгоритмизация и компьютеризация.
Стандартизация образования, активно идущая в нашей стране, должна стать важнейшим инструментом технологизации процесса обучения.
Стандарт образования должен содержать научно обоснованный минимум обязательного содержания учебного материала, научно разработанные и экспериментально проверенные контрольно-измерительные материалы для использования в текущем учебном процессе, давать возможность педагогу выбирать различные модели, формы, технологии и методы обучения. Кроме того, новые стандарты должны быть обеспечены гарантиями государства относительно того, что образовательные результаты будут достигаться в условиях определённой информационно-образовательной среды (А. А. Кузнецов) [8].
Алгоритмизация - ещё один важный инструмент технологизации обучения. Она часто подвергается критике, так как якобы препятствует развитию креативности и уникальности личности, противопоставляется творчеству, гуманистической ориентации образования.
Мы считаем, что эти процессы нельзя противопоставлять. В химии они, наоборот, помогают друг другу, так как многое в ней хорошо поддаётся алгоритмизации. Освоить химию только путём передачи знаний учителем и заучивания их учеником невозможно. Нужна постоянная тренировка, существенную помощь в которой оказывают алгоритмы. Они бесспорно необходимы на начальном этапе изучения химического языка, решения задач по формулам и уравнениям химических реакций, расстановки коэффициентов в уравнениях окислительно-восстановительных реакций, освоения экспериментальных умений и т. п. Алгоритмизация подчиняется всем признакам технологии как процесса и помогает довести освоенные умения и навыки до автоматического уровня. И только после того как будет достигнут запланированный стандартизированный результат образования, можно развивать творческую деятельность.
Алгоритмы мы с успехом используем и при обучении студентов и магистрантов химико-педагогическим действиям (особенно на младших курсах), однако в этом случае они не являются жёсткими, и результат работы по ним у разных обучающихся может несколько отличаться. Большую помощь алгоритмы оказывают в освоении будущими специалистами-химиками такой важнейшей локальной технологии, какой является технология проведения химического эксперимента. Эту работу мы начинаем уже с первого курса, привлекая обучающихся к проведению не только лабораторных, но и демонстрационных опытов. Так, подготовительная работа к проведению демонстрационного эксперимента осуществляется по следующему алгоритму.
Алгоритм действий для подготовки и проведения демонстрационного эксперимента студентами I курса
1. Изучите технику эксперимента по указанным источникам:
- реактивы, необходимые для проведения эксперимента, и правила обращения с ними;
- химическую посуду и лабораторные принадлежности, необходимые для выполнения опыта;
- устройство и правила работы приборов и аппаратов, в которых будет проходить эксперимент.
2. Определите цель проведения опыта.
3. Составьте карту демонстрационного опыта. В центре карты изображается поясняющий рисунок, показывающий размещение установки на рабочем столе, подписывается название опыта, оборудование и реактивы, необходимые для его проведения. На обороте - библиографическая справка, особенности проведения опыта, техника безопасности и уравнение реакции.
4. Продемонстрируйте опыт, выполняя правильно химические операции и соблюдая правила техники безопасности.
5. Зафиксируйте результаты эксперимента, сформулируйте вывод и запишите уравнения химических реакций.
Мы сознательно сводим алгоритм действий на I курсе к минимуму, чтобы обучающиеся постепенно привыкали к роли учителя и его функциям. Подготовка и проведение демонстрационных опытов на занятиях по специальным химическим дисциплинам учит студентов и магистрантов держаться перед аудиторией, технически и методически грамотно проводить все химические операции, следить за реакцией аудитории, по возможности организовывать целенаправленное наблюдение и комментировать ход химического процесса. Эта работа готовит будущего преподавателя химии к проведению эксперимента на иллюстративном уровне.
Проведение демонстрационных опытов на II курсе осуществляется с использованием более сложного алгоритма, позволяющего проводить химический эксперимент не только иллюстративно, но и проблемно.
Алгоритм действий для подготовки и проведения демонстрационного эксперимента студентами II курса
1. Определите, пользуясь школьной программой по химии (указывается, какой), место данного эксперимента (класс, тема).
2. Изучите теоретические и технические основы данного опыта:
- свойства исходных веществ и продуктов реакции, правила обращения с ними;
- химические реакции, лежащие в основе проведения эксперимента и условия их осуществления;
- устройство и правила работы приборов, в которых будет проходить эксперимент.
3. Изучите литературу по технике и методике проведения опыта:
- найдите описание разных вариантов проведения данного эксперимента в пособиях и практикумах (литература указана);
- выберите наиболее удачный, по вашему мнению, вариант проведения этого опыта как с точки зрения техники эксперимента (простота, удобство, экономия реактивов, доступное оборудование, быстрота выполнения, наглядность), так и с позиций развития ученика (иллюстративная или проблемная демонстрация). Обоснуйте свою точку зрения.
4. Составьте карту демонстрационного опыта.
5. Определите цель проведения данного опыта.
6. Организуйте наблюдение за ходом химической реакции, обсуждение её течения и результатов; прокомментируйте их.
7. Сформулируйте выводы в соответствии с целью демонстрирования.
Мы придерживаемся того мнения, что в процессе образования надо обучать учащихся не накопленным знаниям, а учить учиться тем видам деятельности, которые обеспечивают получение новых знаний. Обычно студенты и магистранты испытывают затруднения в объяснении наблюдаемых явлений в соответствии с поставленной целью. Для устранения этого недостатка мы предлагаем им отдельно подготовить комментарий к проводимому демонстрационному эксперименту, предполагая ход рассуждений учащихся и возможные затруднения. В соответствии с этим обучающийся строит логическую схему своего объяснения, что помогает ему глубже проникнуть в сущность наблюдаемого явления.
На старших курсах мы привлекаем студентов к самостоятельному проведению под руководством преподавателя семинарских занятий по технологии обучения химии. Студентов заранее предупреждаем о том, что формы семинаров не должны
Деятельность преподавателя Деятельность студентов Деятельность ведущих семинара
Выбирает тему и проблемы, отбирает содержание материала по той или иной технологии обучения, освещает теоретические основы на лекции Воспринимают информацию
Составляет план семинара, конструирует вопросы, задания для студентов по приме-нению данной технологии обучения, проектирует индивидуальные и групповые, обязательные для всех и для желающих задания (возможно предъявление опорных конспектов, схем, таблиц) Обдумывают вопросы, задания, изучают рекомендации, опорные конспекты, схемы, таблицы
Подбирает источники для самостоятельной работы студентов, обязательную и дополнительную литературу. Вывешивает план семинара, вопросы и задания студентам за 2 недели до его проведения Выбирают среди желающих студентов ведущих семинара (одного или двух). Изучают рекомендованную литературу, ищут ответы на поставленные вопросы и проблемы
Изучает и корректирует предложенный студентами-ведущими сценарий семинара Оформляют выполненные задания в различных формах (тезисы, план, конспекты выступлений, рефераты, рецензии, проекты уроков) Составляют сценарий проведения семинара. Определяют методы и приёмы работы студентов на этапе подготовки к семинару
Проектирует способы руководства самостоятельной познавательной деятельностью студентов, формы осуществления контроля и оказания помощи студентам в подготовке к семинару (консультации, оформление стенда совместно с ведущими семинара) Уточняют неясные вопросы и способы деятельности у преподавателя или ведущих-студентов, знакомятся с материалами стенда Уточняют неясные вопросы и способы деятельности у преподавателя, помогают в оформлении стенда. Подбирают дополнительную литературу и дополнительные задания для студентов. Если необходимо, распределяют роли среди однокурсников, оповещают их об этом не менее чем за неделю до проведения семинара. Оформляют необходимую атрибутику
Таблица 2
Технологическая карта подготовки и организации семинарского занятия по спецкурсу «Технологии обучения химии»
повторяться и лучше, если они будут нетрадиционными, с практическим использованием той педагогической технологии, теория которой обсуждается на данном семинаре. Нетрадиционные формы проведения семинарских занятий способствуют вовлечению всех студентов в процесс обучения, деятельностному освоению современных технологий обучения химии, более глубокому рассмотрению проблемы и поиску путей её решения, развитию навыков работы в коллективе, формированию научной речи студентов, функционированию системы «знания - умения - опыт творческой деятельности - ценностные отношения к миру».
Задача педагога на семинаре - обеспечить на деле конкретную реализацию прогрессивных идей педагогики сотрудничества между участниками педагогического процесса, создать такие условия, при которых студенты-ведущие будут чувствовать себя учителями. Деятельность преподавателя и студентов на этапах подготовки, организации и проведения семинара различна, должна быть тщательно
продумана педагогом и представлена в виде технологических карт (табл. 2 и 3).
Из всего изложенного выше видна ещё одна важная особенность технологии обучения - это большое количество дидактических материалов, достаточное как для формирования знаний, так и для тренировки умственных действий, поскольку знание - это результат тренировки, а не заучивания. При этом количество дидактических материалов значительно возрастает с учётом потребностей слабых и интересов сильных учеников.
В связи с этим сегодня уже понятно, что тех-нологизация обучения невозможна без такого инструмента, как компьютер. Она требует огромных человеческих усилий по разработке и размножению дидактических материалов, ежеурочному контролю знаний и умений каждого ученика, мониторинговому учёту образовательных достижений обучающихся и многому другому. Поэтому компьютер на уроке должен стать инструментом управления учебным процессом. С его помощью можно
Таблица 3
Технологическая карта проведения семинарского занятия по спецкурсу «Технологии обучения химии»
Деятельность ведущих семинара Деятельность студентов Деятельность преподавателя
Мотивируют студентов на активную деятельность, предлагают определить цели семинарского занятия Воспринимают информацию, формулируют цели занятия Внимательно слушает, вникает, при необходимости корректирует формулировки целей семинара
Объясняют правила проведения занятия, его этапы и методы работы Воспринимают информацию Внимательно слушает, вникает, при необходимости вносит поправки и коррективы
Проводят семинар, выступая в роли преподавателя, способствуют обобщению, закреплению, применению и коррекции материала по той или иной технологии обучения Активно принимают участие в ходе семинара: отвечают на поставленные вопросы, выполняют творческие задания, дискутируют, выражают собственное мнение по рассматриваемому вопросу, проводят фрагменты уроков в режиме изучаемой технологии обучения Внимательно слушает, смотрит, вникает, при необходимости вносит поправки и коррективы в проведение занятия
Подводят итоги семинара, характеризуют его результаты в соответствии с поставленной целью, оценивают ответы студентов, проводят рефлексию, благодарят за работу Еще раз повторяют и закрепляют изученный материал при подведении итогов ведущими семинара, дают самоанализ и самооценку своей работы Внимательно слушает, вникает, при необходимости вносит поправки и коррективы
Выявляют положительные и отрицательные моменты в подготовке, организации и проведении семинара, высказывают предложения по оптимизации проведения данной формы семинара Выявляют положительные и отрицательные моменты в подготовке, организации и проведении семинара, высказывают личное мнение по оценке деятельности ведущих, вносят предложения по оптимизации проведения данной формы семинара Подводит итоги семинара, дополняет выявленные студентами положительные и отрицательные моменты в подготовке, организации и проведении занятия, даёт характеристику данной формы семинара в соответствии с изучаемой темой, вносит предложения по её улучшению, оценивает работу ведущих
быстро обеспечить учебный процесс информацией, справочными материалами, средствами контроля и коммуникации. Новые информационные технологии обучения не вытесняют традиционные и инновационные педагогические технологии. Они, скорее всего, дополняют и усиливают друг друга, «поскольку только широкое внедрение новых педагогических технологий позволит изменить саму парадигму образования и только новые информационные технологии позволят наиболее эффективно реализовать возможности, заложенные в новых педагогических технологиях» [9].
Для успешного использования компьютера в обучении химии нами создан комплект дидактических материалов по курсу неорганической и органической химии для средней школы. Он представляет собой несколько презентаций, которые являются последовательностью слайдов, связанных между собой общей темой, и мультимедийных фрагментов, которые показывают динамику различных химических процессов (трудных для понимания учащимися). Это механизм электролитической диссоциации, механизмы химических реакций разных типов, механизмы образования химических связей, гибридизация электронных облаков и др. В настоящее время ведётся дальнейшая разработка дидактических материалов и обучающих программ на базе Power point, приложения к Microsoft Office.
В заключение следует отметить, что технологический подход к обучению требует от педагогов не только профессиональной компетентности в своей предметной области, но и новых педагогических знаний и умений, которым они должны быть специальным образом обучены. Однако этого будет недостаточно, если не создать условий для технологизации обучения. А это не только разработка технологий, обучение учителей технологичности подготовки и проведения урока, в том числе и с использованием компьютера, но и поддержка творчески работающих педагогов, стимулирование тех усилий, которые они затрачивают на освоение педагогической деятельности совершенно нового качества, дающей положительные результаты.
Примечания
1. Ожегов С. И. Словарь русского языка: ок. 57000 слов. Екатеринбург: Урал-Советы (Весть), 1994. С. 589.
2. Коменский Я. А. Великая дидактика // Избранные педагогические сочинения. М., 1995.
3. Назарова Т. С. Педагогические технологии: новый этап эволюции? // Педагогика. 1997. № 3. С. 25.
4. Там же. С. 26.
5. Кузнецова Н. Е. Педагогические технологии в предметном обучении: лекции. СПб.: Образование, 1995. С. 29.
6. Фокин Ю. Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход. М.: Изд. центр «Академия», 2006. С. 4-5, 135-137.
7. Береснева Е. В. Современные технологии обучения химии: учеб. пособие. М.: Центрхимп-ресс, 2004; Береснева Е. В. Подготовка учителя к технологизации обучения химии: монография. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2011.
8. О государственных образовательных стандартах второго поколения рассказывают руководители Российской академии образования // Школа и производство. 2009. № 3. С. 3-6.
9. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. М.: Изд. центр «Академия», 2008. С. 15.
УДК 378.147
Т. В. Бобкова
ФОРМИРОВАНИЕ ДИЗАЙНЕРСКОГО СТИЛЯ
У СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА В ПРОЦЕССЕ ПОИСКА ВИЗУАЛЬНЫХ ИДЕЙ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье по результатам диагностического тестирования бакалавров университета сделан вывод о недостаточном уровне сформированности у них дизайнерского стиля. С целью повышения его уровня автором разработан и реализован метод поиска визуальных идей в проектной деятельности студентов. Приведены результаты тестирования, демонстрирующие эффективность предлагаемого метода.
In the article on the results of diagnostic testing bachelors University conclusion about an insufficient level of constraint they have a design style. With the purpose of increase of his, the author developed and implemented a method of retrieval of visual ideas in the project activities of the students. Results of testing, demonstrate the effectiveness of the proposed method.
Ключевые слова: стиль, дизайнерский стиль, визуальная идея, метод поиска визуальных идей, проектная деятельность.
Keywords: style, design style, a visual idea, the search method of the visual ideas, project activity.
Изменения в российском обществе, связанные с ростом промышленного производства (конец XIX - начало XX вв.), привели к появлению профессии дизайнера. В 20-е гг. XX в. произошло становление школ профессиональной подготовки дипломированных дизайнеров, и в 1966 г. введены типовые учебные программы по их подготовке [1]. В 1994 г. впервые утверждена специальность
© Бобкова Т. В., 2012