Этот подход предполагает постановку такой задачи перед студентами, которую они должны сознательно принять и суметь осуществить на каждом этапе обучения, максимально эффективно достичь поставленной задачи.
2) Ориентация на акмеограмму.
Данный принцип означает, что студент должен стремиться получить максимум знаний, навыков, и умений, он должен саморазвиваться и самосовершенствоваться.
3) Следование акмеэтике.
Этот принцип подразумевает воспитание духовно-нравственных качеств будущего специалиста и соблюдение этических норм.
Последняя ступень акмелингвистического обучения - сформировать навык самообучения, саморазвития и самосовершенствования, автономной деятельности будущего специалистах [3, с. 165].
Список литературы
1. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала, 2004. 71 с.
2. Кузьмина Н.В., Зимичева А.М. Акмеология-2000. Методические и методологические проблемы // СПб., 2000. 248 с.
3. Румянцева Л.Н. Акмеолингвистика. Ч. 2: Преподавателю о студенте / Под ред. акад. Н.В. Кузьминой. СПб., 2000. 180 с.
ТЕХНОЛОГИЯ WEB-QUEST КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Тахауова Л.М.
Тахауова Лилия Мустафаевна - учитель английского языка, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Гимназия № 5, г. Альметьевск, Республика Татарстан
Аннотация: популярность метода проектов обусловлена тем, что в силу своей дидактической сущности он позволяет решать задачи развития творческих возможностей учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и применять их для решения познавательных и практических задач. В статье проводится анализ эффективности использования технологии Web-quest как способ реализации проектной деятельности на уроках английского языка. Ключевые слова: Web-quest, проектная деятельность, интернет-ресурсы.
В настоящее время в центре внимания всей системы образования и воспитания стоит ученик и его личностные особенности и потребности. В условиях реализации ФГОС одним из эффективных методов обучения иностранным языкам является проектная методика. Она наиболее полно обеспечивает личностно-ориентированное обучение. Применение проектной методики или исследовательской работы на уроках иностранного языка - это один из способов развития и раскрытия творческого потенциала учащегося, а вместе с этим его познавательной деятельности и самостоятельности, что и делает его приоритетным методом в сфере ФГОС. Проектная методика и исследовательская работа дает возможность учащимся выражать свои собственные идеи в удобной и наиболее приемлемой для них форме.
Данная технология называется веб-квест. Филипп Бенц так описывает веб-квест: «Это конструктивный подход к обучению. Ученики не только собирают и организуют информацию, полученную из Интернета, они направляют свою деятельность на поставленную перед ними задачу, часто связанную с их будущей профессией» [1].
Веб-квест (webquest) как технология обучения — проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Главная особенность веб-квеста состоит в следующем: вместо того чтобы заставлять учащихся бесконечно блуждать по Сети в поисках необходимой информации, учитель дает им список web-сайтов, соответствующих тематике проекта и уровню знаний. Конечно же, дети должны будут зайти на эти сайты в поисках необходимых сведений, однако благодаря предоставленному заранее списку нужных ресурсов они не затеряются в Интернете и не станут бесцельно блуждать в нем, вместо того чтобы заниматься своим проектом.
Таким образом, технология веб-квестов ориентирована на эффективное формирование целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие качество современного образования. Она направлена на максимальную практическую деятельность и является актуальным механизмом включения учащихся, в процессы способствующие развитию их информационных и коммуникационных компетенций.
Веб - квест имеет четкую структуру. Он состоит из следующих разделов:
• Введение - краткое описание темы веб-квеста. Этот раздел предназначен для привлечения интереса учащихся.
• Задание - формулировка проблемной задачи и описание формы представления конечного результата.
• Порядок работы и необходимые ресурсы - описание последовательности действий, ролей и ресурсов, необходимых для выполнения задания (ссылки на Интернет-ресурсы и любые другие источники информации), а также вспомогательные материалы (примеры, шаблоны, таблицы, бланки, инструкции и т.п.), которые позволяют более эффективно организовать работу над веб-квестом.
• Оценка - описание критериев и параметров оценки выполнения веб-квеста, которое представляется в виде бланка оценки. Критерии оценки зависят от типа учебных задач, которые решаются в веб-квесте.
• Заключение - краткое описание того, чему смогут научиться учащиеся, выполнив данный веб-квест.
• Использованные материалы - ссылки на ресурсы, использовавшиеся для создания веб-квеста.
• Комментарии для преподавателя - методические рекомендации для преподавателей, которые будут использовать веб-квест [2].
Веб- квест имеет ряд преимуществ, способствующих решению задач при изучении иностранного языка:
• обеспечивает автономность и самостоятельность учащихся;
• развивает коммуникативную компетенцию;
• дает возможность осуществить индивидуальный подход;
• мотивирует учащихся к применению языковых знаний и изучению нового языкового материала;
• позволяет использовать большое количество актуальной аутентичной информации;
• помогает организовать активную самостоятельную или групповую поисковую деятельность учащихся, которой они сами управляют;
• организует работу над любой темой в форме целенаправленного исследования, как в течение нескольких часов, так и нескольких недель;
• способствует принятию самостоятельных решений;
• развивает критическое мышление, тренирует мыслительные способности.
При использовании данной технологии обучение становится менее ориентированным на преподавателе, а ученик становится более ответственным за свои собственные знания и сам процесс получения знаний: он должен организовать собственное время, решить в какой форме представить свою точку зрения. Преподаватель здесь скорее помощник или наставник, умело направляющий ученика к формированию навыков самообразования [3].
89
Рассмотрим этапы работы над проектом на примере веб-квеста, который был проведен в 10 классе при изучении темы «Ecological problems in my home town». Home task was to:
1. Study web-based materials according to your ecological problems. Use links suggested.
2. Answer the questions.
3. Divide the material between all the team members for presentation in class for the members of other groups.
4. Prepare your presentations and reports.
I'll give you 10 minutes to make sure that everything is covered and there is no overlap and be ready with your presentations.
Your time is over! Let's start our presentations. I'll give 5 min for presentation and questions. After each presentation everybody should evaluate this group using Fist to five... The leader of group should count the average point.
Group 1: Noise Pollution: Загрязнение от шума http://www.pollutionissues.com/Na-Ph/Noise-Pollution.html http://www.buzzle.com/articles/noise-pollution-effects.html http://b4tea.com/information/noise-pollution-causes-effects-solutions-for-control/ QUESTIONS:
1. What is a noise pollution?
2. What are the effects of noise pollution?
3. Is there noise pollution in our city?
4. What can people do to stop noise pollution? Group 2: Air Pollution: Загрязнение воздуха http ://en.wikipedia. org/wiki/Air_pollution
http://environment.nationalgeographic.com/environment/global-warming/pollution-overview/ QUESTIONS:
1. What is air pollution?
2. What are the causes and consequences of air pollution?
3. Does our city suffer from air pollution?
4. What can people do to stop air pollution? Group 3: Water Pollution: Загрязнение водоемов http://www.alleng.ru/engl-top/115.htm
http ://www.water-pollution. org.uk/ QUESTIONS:
1. What is water pollution?
2. What are the reasons for water pollution?
3. Is there water pollution in your city? Where and how?
4. How can you personally help to prevent water pollution? Group 4: Natural Disasters: Природные катаклизмы http://environment.nationalgeographic.com/environment/natural-disasters/ http://www.speakupenglish.org/en/topic/natural-disasters QUESTIONS:
1. What types of natural disasters can you name?
2. What are the reasons for each natural disaster?
3. What natural disasters are typical in our region?
4. What can you do to prevent natural disasters?
Was our lesson useful for you and why? How much has changed your view about our environment?
Students' answers:
Teacher: So, all of you worked very well! Thank you very much for the lesson. I hope you enjoyed it.
Критерии оценки проекта:
Сумма баллов 50% - 70% - «3», 71% - 84% - «4», 85% и выше - «5».
90
Содержание работы - 15 Оформление работы - 10 Коммуникативная часть - 15 Дизайн, оригинальность представления результатов - 15 Максимальное количество баллов по критериям - 55.
Список литературы
1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://grantproject.ru/publ/konferencija_po_proektno j_dejatelnosti/uchebnye_proekty/tekhnologija_veb_kvestov_na_urokakh_anglijskogo_jazyka/1 1-1-0-215/ (дата обращения: 28.11.2017).
2. Побокова О.А. Новые технологии в обучении языку: проектная работа / О.А. Побокова, А.А. Немченко // Новые возможности общения: достижения лингвистики, технологии и методики преподавания языков. Иркутск, 2015.
3. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации / В. Васильев // Народное образование, 2014. № 9, 7.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Иргалиева Г.А.
Иргалиева Гульнара Анвербековна - учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 20, г. Астрахань
Аннотация: традиционно считается, что грамотность ребенок получает в начальной школе, где его учат писать, читать и считать. Это, несомненно, так. Но современному обществу нужны новые способы деятельности, что требует развития у человека целого комплекса умений и навыков — поиска необходимой информации, ее обработки, предоставления другим людям, моделирования новых объектов и процессов, самостоятельного планирования и выстраивания своих действий. Наряду с обучением навыкам чтения, письма и счета важно учить детей использованию цифровой техники в качестве рабочего инструмента в учебе и повседневной жизни, начиная с первого класса. Ключевые слова: мультимедийные продукты, интерактивные технологии, образовательные эффекты, информационные и коммуникационные технологии.
Современный человек окружен таким количеством информации, которое он не в состоянии перерабатывать и использовать для развития общества без помощи новых информационных технологий. С каждым годом все настойчивее в нашу жизнь врывается компьютер, а вместе с ним и информационные технологии. Исходя из того, что «информационные и коммуникационные технологии - это совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации», главным в практической деятельности учителя становится понимание роли применения ИКТ в учебной деятельности. Успех реформы российского образования во многом зависит от человеческого фактора: педагога и его профессионализма. Именно уровень квалификации преподавательских кадров, их готовность использовать современные технологии в профессиональной деятельности будут главными в сложном процессе вывода образования на уровень потребностей современного общества. Информационные технологии дают уникальную возможность развиваться не только ученику, но и учителю. Развитие и расширение информационного пространства детей и подростков, побуждает учителя заниматься вместе с учениками, осваивая новые неизведанные ранее просторы. Подчеркну, что простое использование компьютерной техники на уроках не влечет за собой автоматически повышение уровня профессионального мастерства учителя и рост качества образования. Определяющую роль играет, прежде всего, личность педагога и его мотивация. Поэтому в школах необходимо создать такие условия работы, при которых
91