УДК 656.7.076:55
ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ АВИАЦИОННЫХ ХИМИЧЕСКИХ РАБОТ НА ДЕЛЬТАЛЕТЕ НА ПРИМЕРЕ АСК «ДЕЛЬТА»
И.В. НИКИТИН, И.В. ХАЙНАЦКИЙ
В статье рассмотрена технология выполнения АХР с использованием дельталета на примере авиационного предприятия АСК «Дельта». Представлены общие требования к выполнению авиационных работ, описаны загонный, улиточный и челночный способы обработки сельскохозяйственных угодий, детально рассмотрена технология внесения химпрепаратов.
Ключевые слова: авиационно-химические работы, дельталет, технология и способы обработки сельхозугодий.
Общество с ограниченной ответственностью «Авиационно-спортивный клуб «Дельта» (ООО «АСК «Дельта») занимается проведением различных видов АХР в южных областях нашей страны с использованием СВС, в том числе и дельталетов. Данная организация создана в 2000 году и имеет сертификат эксплуатанта № АР-16-10-15, выданный Южным МТУ ФАВТ МТ РФ. Для выполнения авиационных работ на предприятии разработана инструкция по организации полётов на АХР с использованием дельталета и памятка пилота. Данные нормативные документы используются сотрудниками АСК «Дельта» при выполнении полётов на АХР.
Все полёты выполняются только при условии наличия заполненного задания на полёт. ВС должно быть в исправном состоянии с установленной и отрегулированной аппаратурой для данного вида авиационных работ. Перед началом авиаобработки командир звена должен обязательно сформировать аварийно-спасательную команду (АСК). Перед вылетом пилот должен проделать следующие действия: надеть защитный комбинезон, панорамный противогаз, защитный шлем и перчатки. После произведения посадки в дельталёт необходимо включить наддув противогаза и ожидать разрешения на запуск двигателя.
Во время полёта работу нужно строить таким образом, чтобы при выполнении очередного гона не попадать в свой шлейф химикатов. Попадание в среду этих веществ является предпосылкой для возникновения авиационного происшествия. В интервалах между полётами при процедуре загрузки дельталёта химпрепаратами пилоту запрещено есть и курить. Если пилоту приходится выходить из машины и снимать противогаз, то в таком случае он должен находиться с наветренной стороны от дельталёта и загрузчика. Персонал, обслуживающий дельталёт и загружающий химические вещества, должен работать в средствах защиты (респиратор, перчатки) и по возможности находиться с наветренной стороны от химпрепаратов.
Чтобы уменьшить вероятность контакта с химпрепаратами, проводят периодически дегазацию авиационной техники и защитного снаряжения. Это осуществляется при помощи мытья и стирки вышеперечисленных объектов в специальных растворах, содержащих щелочь. Такие работы выполняются со следующей периодичностью:
- промывка химаппаратуры - после каждой смены с применением чистой воды;
- помывка дельталёта и химаппаратуры ежедневно с использованием особых растворов моющих средств в воде;
- стирка защитной одежды производится один раз в пять дней в растворе моющих средств.
Полёты на АХР проводятся только при наличии автомобиля для наземного сопровождения.
При загрузке химических веществ, двигатель должен быть выключен, зажигание выключено, пилот в это время может находиться в кресле дельталёта. После произведения посадки техник должен получить информацию о замечаниях и недостатках в работе авиационной техники с тем, чтобы устранить их в процессе подготовки к повторному полёту.
При выполнении АХР любые вылеты, не связанные с производственной необходимостью, запрещены! Перед началом полёта пилот производит осмотр ВПП на наличие следующих факторов:
- отсутствие на ВПП посторонних предметов, ям, рытвин, канав, мешающих нормальному взлёту и посадке СВ С;
- возможность обеспечения безопасного прохождения элементов дельталёта и химнавески по ширине ВПП;
- ВПП должна быть достаточной для взлёта по длине (не менее 100 м - 130 шагов);
- отсутствие в пределах взлётной и посадочной дистанций посторонних предметов, препятствующих набору высоты и снижению.
При загрузке химикатами все развороты выполняются на высоте не менее 10 метров. Развороты загруженного дельталёта на меньших высотах строго запрещены.
После взлёта пилот может производить следующие действия: включить помпу для начала перемешивания раствора в химбаке. С этой целью включает выключатель «Помпа» и нажимает на кнопку «Возбуждение генератора».
К месту начала обработки нужно лететь по кратчайшему пути. Если не был произведён осмотр обрабатываемого участка во время перелёта, то это необходимо сделать при первом вылете на АХР. Это нужно для выявления препятствий, опасных мест и принятия решения о выборе наиболее целесообразного способа обработки.
Чтобы проверить работоспособность аппаратуры, её можно включить на 1-2 секунды во время нахождения над обрабатываемым участком. После успешного осмотра обработку поля удобнее всего начать с обработки периметра поля (так называемое отбивание краев). Обработка запрещена при высоте солнца над горизонтом менее 15 градусов и курсовом солнечном угле менее 30 градусов. При работе гербицидами ширина защитных полос позволяет выполнять развороты внутри поля.
Первый заход на обработку выполняют только с прямой. Снижение нужно производить на повышенной скорости. Выходить из гона нужно заранее. Так надо делать для того, чтобы вовремя оценить местную аэрологию и летные возможности дельталёта. В процессе всей работы скорость полёта должна быть несколько выше балансировочной, около 85 км/ч. Для дельталёта с максимальной взлетной массой балансировочная скорость составляет 75 км/ч.
При осуществлении разворотов для захода на очередной гон угол крена не должен превышать 30 градусов. При болтанке угол крена уменьшают, а скорость полёта, наоборот, увеличивают. Снижение на гон производится на повышенной скорости с целью избежания потерь при входе на очередной гон.
Работать на гоне нужно на оптимальной высоте порядка 3-5 метров. При работе на высоте менее 3 метров возникают предпосылки для неравномерного покрытии поля. Это явление особенно ярко проявляется при работе гербицидами. Наряду с вышеуказанным фактором при таких условиях увеличивается риск касания дельталёта поверхности посевов. Рабочие полёты на высоте менее 3 метров строго запрещены. Пилот должен всегда помнить, что при взгляде вперед по полёту его высота кажется больше, чем на самом деле.
В случае, если приходится обрабатывать поля, через которые проходят высоковольтные линии электропередач (ЛЭП), необходимо всегда руководствоваться следующими правилами техники безопасности:
1) все гоны выполняются только вдоль ЛЭП;
2) выполнять разворот в сторону ЛЭП можно только после того, как высота полёта при наборе высоты по прямой не станет на 10 метров больше, чем высота соответствующей ЛЭП;
3) разворот на очередной гон выполняется только в противоположную ЛЭП сторону;
4) если поле узкое и длинное и по его короткой стороне проходит ЛЭП, то сначала обрабатываем параллельными гонами участок, примыкающий непосредственно к ЛЭП. Далее строим гоны вдоль длинной стороны поля, выполняя развороты без пересечения ЛЭП;
5) пересекать ЛЭП следует с превышением не менее 10 м над мачтами под углом 45 градусов к линии ЛЭП.
Нужно всегда соблюдать максимальную допустимую временную продолжительность полётов и грамотно распределять отведенные временные перерывы для отдыха лётного персонала.
В день нужно делать не более 30 посадок и в сумме налетать не более 6 ч. Через каждые 2 ч или 10-12 посадок необходимо делать перерыв продолжительностью не менее 20 мин. После 4 ч работы или выполнения 20-25 посадок делаем соответственно перерыв продолжительностью в полтора часа. Согласно регламенту, продолжительность дневного отдыха между утренней и вечерней сменой должна быть не менее 3 ч.
Перед началом выполнения АХР нужно обязательно выполнить следующие действия:
1) взять у агронома карту полей;
2) по карте определить точно площадь обрабатываемых сельхозугодий и суммарную площадь участков;
3) наметить графически порядок обработки полей. При работе гербицидами учитывать направление ветра;
4) отметить расположенные вблизи водоёмы, птицефермы, фермы, поселки и другие объекты;
5) когда выполняются АХР с использованием гербицидов, то обязательно отмечают поля с чувствительными к гербицидам культурами не только своего хозяйства, но и расположенных рядом других хозяйств;
6) выяснить у агронома, осведомлены ли о предстоящих АХР пчеловоды;
7) обязательно подписать наряд-задание у агронома;
8) узнать у администрации хозяйства местоположение ближайшего медицинского пункта, в котором в чрезвычайном случае можно получить экстренную квалифицированную медицинскую помощь;
9) произвести полный инструктаж загрузочной бригады по технологии выполнения своих обязанностей и техники безопасности.
В процессе работы каждый день, когда выполнен определённый объём АХР, закрывать специальным актом выполненных работ.
Для предохранения окружающей среды от воздействия химпрепаратов при обработке нужно оставлять специальные необработанные участки, так называемые защитные полосы. При обработке ядами такие полосы можно не оставлять, а при работе гербицидами их ширина будет зависеть от силы и направления ветра, используемого гербицида, сельскохозяйственных культур, растущих на окружающих полях и других факторов.
Если обрабатываемый участок окружен злаковыми или целиной, то защитные полосы можно не оставлять. Когда поле окружено лесополосами, то протяженность защитной полосы с подветренной стороны в зависимости от силы ветра составляет от 40 до 120 метров. Для остальных сторон эта величина составляет 40 метров. При отсутствии лесополосы с подветренной стороны проход нужно строить так, чтобы шлейф химикатов с учетом сноса реагентов ложился на край поля.
Если с подветренной стороны растут двудольные растения или такие культуры, как картофель, гречиха, нут, кукуруза и другие, то защитная полоса в зависимости от силы ветра имеет протяженность в диапазоне от 100 до 600 метров. Если же с подветренной стороны растёт подсолнечник, то её размеры колеблются от 600 до 1000 метров. Если защитная полоса менее 100 метров, то её величина определяется визуально, а если более 100 метров - по GPS.
При выполнении АХР установлены следующие нормы внесения рабочего вещества при различных видах химобработки:
1) при работе по вредителям (яды) норма внесения составляет 3 л/га, ширина захвата в штиль или при встречно-попутном ветре составляет 25 метров, а при боковом ветре скоростью от 1 до 4 м/с также 25 метров;
2) при работе гербицидами норма внесения составляет 4 л/га, ширина захвата в штиль или при встречно-попутном ветре - 20 метров, а при боковом ветре от 1 до 4 м/с - 25 метров.
При изменении способа химической обработки необходимо обязательно менять размер капли при помощи перестановки угла лопаток ВРЖ:
1) при работе инсектицидами (капля мелкая) - угол маленький (указатель установщика на метке И);
2) при работе гербицидами (капля крупная) - угол большой (указатель установщика на метке Г).
При выходе из гона независимо от способа обработки и при наличии посторонних препятствий необходимо выполнять следующие действия:
1) иметь необходимый запас скорости;
2) встречные препятствия пересекать под углом 40-45%.
Данные действия необходимо выполнять с той целью, чтобы в случае непредвиденного отказа двигателя своевременно выполнить отворот от возникшего препятствия и совершить аварийную посадку. В процессе полёта пилот должен постоянно следить за уровнем жидкости в баке. Если при выходе из гона видно, что жидкость почти закончилась, то нужно уходить на дополнительную заправку.
Существует три способа выполнения обработки:
1) загонный способ;
2) улиточный способ;
3) челночный способ;
4) смешанный способ.
Как известно, гоны на поле рекомендуется выполнять по наибольшей длине, предварительно выполнив отбой краёв и искусственных препятствий на обрабатываемом участке.
При построении схемы обработки поля необходимо учитывать направление ветра и сельскохозяйственные культуры, засеянные на соседних полях.
Необходимо постоянно вести контроль остатка химических препаратов в баке. Если реагент внезапно заканчивается в середине гона, необходимо выполнить энергичный отворот с курса в сторону обработанного поля для получения необходимой отметки GPS.
Рассмотрим сначала загонный способ обработки. Данная технология применяется только в штиль или при ветре не более 1-2 м/с. В определённых случаях он имеет следующие недостатки: если ветер является не строго боковым, то на участки поля, обработанные по ветру и против ветра, попадает разное количество реагента. К тому же, при ветре скоростью более 2 м/с усложняется выполнение точного захода на гон. Преимуществом данного способа является тот фактор, что пилот в штиль не попадает в свой шлейф химикатов. Наряду с вышесказанным требуется меньшее количество времени на осуществление разворотов.
Улиточный способ применяется только при работе по вредителям. Его широко используют на полях правильной прямоугольной конфигурации в штиль или ветре скоростью до 1 м/с, дующем с угла поля. Его недостатками являются некоторое снижение точности внесения и постоянное попадание в край своего шлейфа, опасная близость земли в момент поворота.
В остальных случаях используется челночный способ. Его базовым недостатком является потеря времени на холостых разворотах.
Относительно способов обработки отметим следующие факты. При работе по вредителям периметр поля удобней всего обрабатывать методом наружных разворотов. А при работе с гербицидами ширина защитной полосы от края поля является достаточно большой. Поэтому можно делать внутренние развороты.
На рис. 1. представлено схематическое изображение загонного, улиточного и челночного способов обработки.
Загонный способ
Челночный способ
Рис. 1. Способы обработки угодий при АХР
На гоне для поддержания горизонтальной траектории полёта пилот должен прикладывать небольшое усилие к ручке «на себя». При малом значении балансировочной скорости это становится утомительным. В случае большой балансировочной скорости становится физически сложно удерживать дельталёт от скольжений.
Встав на гон, необходимо засечь ориентир и держать курс на него. Примерно один раз в 60 с нужно переводить взгляд на GPS для контроля правильности ширины захвата и направления полёта. Заметив отклонение от намеченного курса, нужно при помощи энергичного подрулива-ния выправить курс.
Когда пилот работает челночным способом, то при выходе из гона на очередной разворот ему необходимо засечь ориентир, соответствующий длине захвата, над которым нужно пролететь перед входом на новый гон. В рассматриваемой ситуации GPS применяется для контроля правильности захода и соблюдения параллельности выполняемых гонов в начальный момент работы. Первый раз пилот смотрит на GPS после окончания разворота для контроля ширины захвата. Второй раз смотрит на показания прибора после снижения до уровня рабочей высоты полёта и установки газа. Так делается с целью контроля ширины направления.
При работе загонным или улиточным способом выход на гон осуществляется гораздо сложнее. Данное действие производится в большинстве случаев при помощи GPS, что приводит к определённому запаздыванию. Для его устранения требуется наличие у пилота определённых навыков. При работе улиточным способом нужно производить тщательный контроль высоты в момент поворота. В такой ситуации внутренние консоль и штанга оборудования АХР могут находиться на расстоянии одного метра над землёй.
При загонном и челночном способе за 150 метров до конца гона на 5-7 км/ч увеличивается скорость полёта наряду с добавлением оборотов двигателя. Г орку для разворота пилот выполняет без резкого добавления газа за счет запаса скорости. Дополнительный запас скорости необходим также для возможности быстрого отворота от возникающих препятствий и дальнейшей посадки в случае отказа двигателя.
ЛИТЕРАТУРА
1. Инструкция по организации полетов на АХР (дельталёт) в АСК «Дельта». - Самара, 2003.
2. Памятка для пилотов АСК «Дельта» по выполнению АХР.
TECHNOLOGY OF PERFORMANCE OF ACW ON TRICKE ON EXAMPLE АСК "DELTA"
Nikitin I.V., Khainatsky I.V
In this article considered the technology of making avia chemical works with using motordeltaplanes on the example of the aero sport club “Delta”. The basic requirements to the avia chemical works are represented; the enclosuring, snailing and shuttle technologies of producing avia chemical works are described. In details described the technology of entering the chemical preparations.
Key words: avia chemical works, a motodeltaplane, the technology and the methods of cultivating agricultural fields.
Сведения об авторах
Никитин Игорь Валентинович, 1953 г.р., окончил МИИГА (1979), доктор технических наук, ведущий научный сотрудник МГТУ ГА, автор более 100 научных работ, область научных интересов -сверхлегкая авиация, проектирование и конструкция, область и эффективность применения сверхлегких воздушных судов, аэродинамика и динамика полета, методы испытаний.
Хайнацкий Иван Владимирович, 1987 г.р., окончил МФТИ (2009), аспирант МГТУ ГА, область научных интересов - обоснование экономической эффективности использования СВС при проведении различных авиационно-химических работ.