DOI: 10.12731/2218-7405-2017-4-2-147-159
ТЕХНОЛОГИЯ ВУЗОВСКОГО ЗАНЯТИЯ «ЛЕКЦИЯ-ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ»
Коршунова О.В.
ORCID: 0000-0003-2693-0305,
ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Российская Федерация
Статья раскрывает технологию подготовки и проведения учебного занятия в вузе в формате лекции-предположения. Представлены идеология, основные принципы технологии и пошаговые процедуры её реализации. Приведен пример содержания такой лекции для учебной дисциплины «Современные образовательные технологии», входящей в учебный план аспирантуры по непедагогическим направлениям подготовки.
Ключевые слова: вуз; учебное занятие; лекция; лекция-предположение; обучающая технология; аспирантура.
TECHNOLOGY OF THE UNIVERSITY'S LESSON «LECTURE-ASSUMPTION»
Korshunova О. V.
ORCID: 0000-0003-2693-0305, Vyatka State University, Kirov, Russian Federation
The article reveals the technology of preparing and conducting the training session at the university in the format of a lecture-assumption. Ideology, basic principles of thetechnology and step-by-step procedures for its implementation are presented. The example is given of the content of such a lecture for the academic discipline «Modern Educational
Technologies», which is included in the curriculum ofpostgraduate for non-pedagogical areas of training is given.
Keywords: High school, educational lesson, lecture, lecture-assumption, teaching technology, postgraduate study
Вузовская лекция, возникшая как одна из основных организационных форм обучения в высшей школе (ХШ—XIV вв.), до сегодняшнего дня остается актуальной и востребованной в образовательном процессе вуза [1; 2; 3]. Ясно, что данная форма претерпевает множественные трансформации, отражая вызовы времени современному образованию. Так, к явно обнаруживаемым характеристикам современной вузовской лекции можно отнести
- все более прослеживающийся диалогический характер (хотя с момента возникновения данной организационной формы обучения лекция преимущественно связывается с монологическим форматом передачи информации - учебного материала);
- становящиеся приоритетными ориентирующая функция лекции и организационная (особенно относительно самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов);
- мощная дидактическая под держка лекции как организационной формы обучения средствами информационно-коммуникационных технологий, в частности, рост доли использования при чтении лекции визуального ряда параллельно с текстовым, применение различного рода гаджетов (например, для обеспечения оперативной обратной связи); быстрый доступ к ресурсам Интернет и, вследствие этого, принципиальное изменение позиции и функций преподавателя на лекции;
- постепенное сближение характера деятельности обучающихся на лекции и других формах организации обучения в вузе (семинарских и лабораторных занятиях, коллоквиумах, занятиях в рамках прохождения производственных практик и др.) и, как следствие, потеря лекцией её специфических признаков, отличающих данную форму от других форм организации учебно-познавательной деятельности в высшей школе.
В этих условиях рождается проблема исследования, заключающаяся в поиске новых форматов организации учебно-познавательной деятельности на лекции в вузе, направленных на учет новых социальных требований к образованию в высшей школе и сохранение специфики именно данного вида учебных занятий. Объектом исследования выступают формы организации учебно-познавательной деятельности в вузе.
Достигнутый уровень процесса исследования
Наряду с уже становящимися традиционными разновидностями лекционных занятий — лекция-решение проблемы, лекция-вдвоем, лекция-панель, лекция с ошибками, лекция-визуализация и другими - нами предлагается и уже апробирован в практике формат лекции-предположения. Обозначим её основные характеристики, сформулируем основные принципы технологии подготовки и реализации.
Основные характеристики лекции-предположения Лекция-предположение - это такая организация учебно-познавательной деятельности студентов, когда педагог, учитывая запас наличных знаний обучающихся, уровень умений аналитико-синте-тической деятельности и способностей к творчеству, применения интуиции, предлагает студентам текст лекции с «белыми пятнами» - пропусками в документе-распечатке текста лекции - и дополнения его необходимой информацией; допускает возможность использования студентом любых доступных на данный момент источников информации для обеспечения условий поиска необходимой информации и её соответствующей оценки, обобщения и систематизации. При этом студенты работают самостоятельно и каждый индивидуально. После отведенного на самостоятельную поисковую, системагизационную, обобщающую и прогнозирующую работу времени производится сверка задуманного преподавателем текста лекции и предложенного обучающимися. Это может быть осуществлено с помощью презентации, раскрывающей основные
моменты текста, который необходимо было дополнить, основываясь на уже имеющемся запасе знания и интуитивном предположении. При этом студентам предлагается использовать при дополнении инструмент для записи другого цвета, чтобы можно было оценить и сравнить задуманное преподавателем и предложенное студентом. После такой работы каждый студент располагает откорректированным дополненным текстом с собственными мыслями и предположениями относительно обсуждаемых вопросов и проблем. На последнем этапе студентам выдается «правильный», по мнению преподавателя, полный текст лекции. При этом студенты имеют возможность вступить в дискуссию с преподавателем по тем вопросам, в осмыслении которых они чувствуют себя особо уверенными и могут четко обосновать свою позицию или мнение. И данное допущение предъявляет к преподавателю очень высокие требования в контексте способности быстрой ориентировки в изменении сценария лекции, обсуждения отличных от его собственной точек зрения, подходов и позиций, умения принять аргументированные и доказанные критические доводы студентов. Именно этот момент является особо методически ценным в данном формате лекции из-за проявления возможности для студентов развития их творческих способностей, оригинальности в мышлении, нешаблонных интерпретаций предлагаемых для познания феноменов. Таким образом, основными характеристиками лекции-предположения выступают:
- Целевая ориентированность на реализацию «переходного» механизма между присвоенным студентом багажом знаний, умений и навыков, представлений и последующими содержательными элементами, которые предстоит освоить обучающемуся в ближайшем будущем. Данный вариант организации учебно-познавательной деятельности как бы перекидывает «мостик» между знанием и незнанием (предположением).
- В качестве дидактических задач такой лекции рассматриваются, прежде всего, закрепление, обобщение и систематизация усвоенного учебного материала, а также консультационная задача
по осмыслению содержания планируемых для будущего усвоения дидактических элементов.
- В качестве развивающих задач лекции планируются задачи пробуждения и усиления познавательного интереса студентов к предмету, развитие мотивов познания, оказание помощи в ориентировке в необходимой литературе, стимулирование к самостоятельной работе, развитие интуиции, регулятивных и информационных умений, методологической культуры обучающихся.
- В качестве профессионально-воспитательных задач рассматриваются задачи превращения учебного материала из просто информации в живое знание, обладающее ценностями и смыслами, воспитания уважения к выбранной профессии и осознанного отношения к ней.
- Среди традиционных функций вузовской лекции - информационной, мотивационной, организационно-ориентационной, профессионально-воспитывающей, методологической и оценочно-развивающей - приоритетными выступают три последние.
- Содержание такой лекции целесообразно делить на несколько пунктов, соблюдая психологический закон «5 ± 2» и обозначая пункты (по возможности) с помощью вопросного формата. Содержание не должно быть слишком сложным, но, в то же время, и слишком простым, чтобы соблюсти принцип чередования «попадания» вопросов в зоны актуального и ближайшего развития каждого студента и принцип реализации возможности развития творческих способностей и интуиции обучающихся.
—Средства обучения, требующиеся для обеспечения такой лекции, это - распечатки неполного (для самостоятельного дополнения) и полного (корректирующее-поверяющего) текста лекции, комплект аппаратуры для видеопроектирования (мультипроектор и ноутбук), средства, обеспечивающие доступ в интернет для студентов (телефоны, компьютеры, планшеты, ноутбуки).
- Общие организационные формы - индивидуальная, групповая и фронтальная - применяются на лекции во взаимодополнении, причем примерно 2/3 времени занятия расходуется на самостоятельную
индивидуальную работу, 1/3 - на фронтальное и групповое обсуждение информации лекции и содержания презентации.
—Обратная связь устанавливается в живом контакте преподавателя и студентов на этапе обсуждения текста лекции, также преподаватель может предложить студентам сдать рабочие листы-заготовки после окончания лекции для того, чтобы сориентироваться в том, с какой частью учебного материала студент справился самостоятельно, а в каких элементах потребовалась внешняя помощь или подсказка (корректирующие элементы в конспекте отмечаются студентом другим цветом).
Основные принципы технологии подготовки и реализации лекции-предположения :
- принцип соответствия: на этапе подготовки следует принять решение о таком формате проведения лекции: коллектив, в котором предполагается проведение такой формы занятия, должен быть готов выполнять достаточно сложную интеллектуальную деятельность с выполнением операций анализа, синтеза, обобщения, сравнения, индукции и дедукции. Учебный материал не должен быть слишком сложным для данной аудитории и содержание подбирается таким образом, чтобы студент мог учесть имеющийся субъектный опыт в построении предположений в тексте лекции;
- принцип развития интуиции и творческих способностей: материал, выбранный для такого вида лекции, должен создавать «почву» для приложения творческих сил обучающихся и применения возможностей их интуитивных ресурсов;
- принцип ограниченности: устанавливает определенные граничные условия для количества дидактических элементов лекции, с которыми организуется учебно-познавательная деятельность; а также временные границы самостоятельной и совместной деятельности на лекции;
- принцип гармоничности: ответственен за рациональное сочетание в содержании дополняемой лекции и варианте последующей презентации полного содержания лекции
текстового и визуального рядов, различных организаторов информации;
- ориентационный принцип: принцип учета дидактического места такой лекции среди других учебных занятий; заметим, что основная дидактическая роль такой лекции - реализация связующего «мостика» между уже усвоенными единицами содержания учебной дисциплины и будущими его элементами.
Приведем пример содержания такой лекции для учебной дисциплины «Современные образовательные технологии», входящей в учебный план аспирантуры по непедагогическим направлениям подготовки. (То, что выделено курсивным шрифтом, предполагалось заполнить студентам.)
«Лекция-предположение» Особенности педагогических технологий
1. В чем состоит отличие технологий в образовании от промышленных технологий? (Раскройте роль субъектного фактора в педагогических технологиях и вероятность достижения результата.)
В промышленности следование шагам технологии в обязательном порядке приводит к получению запрограммированного результата после реализации технологического цикла. При реализации образовательных технологий неизбежно возникают отклонения от технологического процесса, от технологических предписаний в силу действия в частности, субъективных факторов, и достижение запланированных результатов обеспечивается при выполнении технологического цикла всегда с определенной долей вероятности.
2. Каковы основные признаки образовательных технологий? Заполните таблицу 1:
Таблица 1.
Признаки образовательных технологий Показатель их реализации
Концептуальность Опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей
Окончание табл. 1.
Системность (гармонизация целей, содержания обучения и дидактического процесса) Обладание всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью
Управляемость Возможность диагностического целеполагания, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов
Эффективность Существование образовательных технологий в конкурентных условиях обязывает быть их эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать (с определенной степенью вероятности) достижение запланированных образовательных результатов
Воспроизводимость (Тиражируемость) Наличие возможности применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных условиях другими субъектами
Наличие системы обратной связи Наличие системы контрольных заданий, диагностических средств, адекватных целям. Наличие алгоритма контроля (виды, цели, частота, способы контроля)
Конкурентоспособность педагогической продукции, полученной в итоге применения СОТ Качество педагогической продукции, полученной в итоге применения СОТ, должно, по крайней мере, быть не ниже, чем при использовании образовательных систем, отличных от технологического варианта
Капиталоемкость технологии Затрата человеческих и материальных ресурсов должна быть не выше, чем при использовании образовательных систем, отличных от технологического варианта
Краткость (удобочитаемость) инструкций (технологических предписаний) Простота и доступность технологических предписаний для среднестатистического педагога
Персональность технологии Адаптирование общего, инвариантного для всех педагогов компонента, к конкретных дифференцирующим факторам ситуации, среди которых важнейшими являются индивидуально-личностные особенности учителя и обучающихся. Ориентация процесса обучения, выстроенного в режиме технологии, на приоритетное взаимодействие с оригинальностью личности - индивидуальностью
Личностная ориентированность Удовлетворение условию принятия личности обучаемого как центра всего образовательного процесса, когда все другие его условия рассматриваются как средства развития этой личности
Ориентация технологии на развитие субьектно-сти обучающегося (субь-ектно-ориентированные технологии) Наличие на этапах реализации технологии следующих элементов этапов: Самодиагностики, самоанализа, самоопределения, самореализации, самооценки, самоутверждения относительно учебно-познавательной деятельности
Обеспечение индивидуа-лизированности учебно-познавательной деятельности обучающихся Учет при использовании технологии психофизиологических и индивидуально-личностных параметров обучающегося
3. Образовательная технология всегда комплексна (интегратив-на), но при выделении определенного аспекта процесса обучения она приобретает определенную характерность (дифференцирующий признак) и получает от этого свое название. Чаще всего образовательный процесс строится на применении полидидактической технологии, объединяющей (интегрирующей) ряд элементов различных монотехнологий на основе избранной авторской идеи. Технологии, элементы которых особенно часто включаются в другие технологии и играют для них роль катализаторов, называют проникающими (сквозными) технологиями. К таким технологиям возможно отнести:
- саморазвития (формирования самоуправляющих механизмов личности);
- гуманно-личностные (психотерапевтическая направленность на поддержку личности, помощь ей, всестороннее уважение к личности обучающегося, оптимистическая вера в его творческие силы, отвержение принуждения);
- сотрудничества (партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и обучающегося, совместного определения цели, содержания обучения и оценки достигнутого);
- информационные технологии (организация работы с текстом, с различными вариантами по-разному кодированной информации; работа с компьютером и др.).
4. Личностно-ориентированная технология для вуза - это такая технология обучения, для которой в качестве исходной концептуальной идеи, а также модели постановки и решения проблем образования признаются уникальная сущность каждого обучающегося (студента) и индивидуальность его образовательной траектории (H.A. Алексеев). В данном определении акцентируется внимание также и на личностных особенностях педагога. Важным аспектом определения является «ориентация на тип психического развития» студента, что обосновывает конструирование технологии на основе учета когнитивных закономерностей. Функции педагога и его профессиональные умения в условиях применения личностно-ориентированных технологий значительно шире «традиционных» профессиональных умений.
5. Каков смысл термина «двуперсональность» СОТ?
«Двуперсоналъностъ» СОТ подразумевает учет в процессе
проектирования и реализации образовательной технологии адаптационно-дифференцирующих условий как со стороны личности обучающихся, так и личности педагога.
6. Что такое «технологический подход в образовании»? Что вообще понимается под термином «подход» в педагогике?
Технологический подход в образовании подразумевает точное инструментальное управление учебным процессом (Т.К. Селевко), позволяет отрабатывать схемы и алгоритмы обучающей и учебной деятельности, гарантирующие получение планируемых результатов (В.И. Загвязинский).
Подход в педагогике-методологическая категория, включающая совокупность определенных принципов и теоретических положений и определяющая соответствующие им способы деятельности (имеет концептуально-теоретический и процессуально-деятель-ностный уровни). Характеризуется центральной концептуальной позицией, системообразующим фактором.
Подход - комплексное педагогическое средство, включающее три основных компонента:
• основные понятия, используемые в процессе изучения, управления и преобразования образовательной практики, выступающие в качестве главного инструмента мыследеятельности;
• принципы как исходные положения или главные правила осуществления педагогической деятельности, оказывающие существенное влияние на отбор содержания, форм и способов организации воспитательного процесса, на построение стиля общения и отношений с учащимися, родителями и коллегами, на выбор критериев оценки результатов педагогической деятельности;
• методы и приемы построения образовательного процесса, которые в наибольшей степени соответствуют избираемой ориентации.
Подход существует как определенный акцент совокупности целей, содержания, методов, средств и способов деятельности, применяемых в педагогическом процессе и определяемых технологией.
Дидактический подход фокусирует определенный аспект в обучении, который становится ясным из самого названия. Так как педагогика выполняет собственно научные функции—концептуально-теоретические (описательную, объяснительную, прогностическую) и конструктивно-технологические (определяет, как должен быть сконструирован образовательный процесс, его нормативы), то в дидактике подход определяет не только аспект рассмотрения, но и способы конструирования педагогической действительности. Дид. подход включает совокупность идей, концепций, принципов, предписаний, определяющих характер рассмотрения и конструирования дидактических объектов (И.М. Осмоловская).
7. Имеет ли право на существование следующее выражение и почему: «Образовательная технология есть праксеологический феномен»?
Да, имеет, так как образовательная технология, по определению, имеет праксеологические признаки: целесообразность, эффективность в достижении результата, нормированность, «правильность делания» и др.
8. Разработка формулы образовательной технологии.
В.П. Беспалько выражает процесс обучения формулой:
ДП = М + Аф + Ау, где ДП - дидактический процесс, М - мотивация, Аф - алгоритм функционирования (учебно-познавательная деятельность ученика), Ау - алгоритм управления (деятельность преподавателя (учителя) по управлению учением).
В ходе «мозгового штурма» учителя школ предложили следующие варианты модернизации данной «формулы»:
ДП = Ау (М + аД ДП = Ау/[(М + Аф)/Вс], где Вс - воспитательная деятельность семьи, ДП = Ау {/ [(М + Аф)/Вс] + /ФГОС},
«Разверните» все три формулы, преобразовав их в текстовый ряд. В какой формуле дидактический процесс представлен только как совокупность подсистем? В каких формулах мотивация ученика становится объектом педагогического воздействия? Чем отличаются две последних формулы? В каких образовательных условиях (или педагогических ситуациях) вторая формула будет педагогически более конструктивной?
Какова «ФОРМУЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ» по вашему мнению? Запишите её с помощью символов, дайте ек-стовую интерпретацию.
Формула образовательной технологии, например, может иметь следующий вид:
ОТ=(М + ПР + КР + Р)(ЦЗ + С + Пр-Орг + ГарантРез) М-моделирование, ПР—проектирование, КР-конструирование Р - реализация, ЦЗ — цели-задачи обучения, С - содержание Пр-Орг - процессуально-организационная компонента (сторона процесса обучения), ГарантРез - гарантированный результат Таким образом, современная вузовская лекция остается одной из основных форм взаимодействия преподавателя и студентов, однако характеристики её жанра испытывают постепенную трансформацию в соответствии с вызовами времени. Новизна полученного результата заключается в представлении «гибридного» формата лекционного занятия в вузе, сочетающего в себе организационные признаки активных методов обучения, приемов интенсивного обобщения и систематизации материала, развития теоретического мышления при взаимодополняющем применении индивидуальных и фронтальных форм организации учебно-познавательной деятельности обучающихся высшей школы. Конкретные процедуры технологии представлены в таблице 2.
Таблица 2.
Основные процедурные шаги технологии подготовки и реализации лекции-предположения
Этапы технологии Содержание деятельности на этапах
Педагога Студентов
Подготовительный 1. Тщательно изучает возможность проведения именно такого формата лекции, учитывая адаптационно-дифференцирующие условия (уровень обученное™ студентов; достаточный уровень сфор-мированности их информационных умений и умений самостоятельной работы и; наличие необходимого времени, доступность учебного материала). 2. Формирует цель и полный текст лекции. 3. Формирует пункты-вопросы содержания лекции (5 ± 2) и готовит распечатанные варианты рабочего и полного текста лекции. 4. Конструирует презентацию для визуализации основных положений лекции Повторяют материал предыдущих занятий
Окончание табл. 2.
Основной (реализационный) 1. В начале занятия мотивирует студентов на формат учебно-познавательной деятельности в виде лекции-предположения и создает условия для поиска личностного смысла в предстоящей деятельности. 2. Обеспечивает каждого студента рада-точным материалом - неполным текстом лекции и определяет время д ля самостоятельной работы по её дополнению. 3. Организует проверку выполненных работ, представляя слайды презентации-визуализации по содержанию лекции и предлагая студентам использовать для корректировки содержания прием «выделение цветом» 1. Принимают учебно-профессиональную задачу. 2. В самостоятельном режиме пытаются дополнить текст лекции, имея возможность опоры на любые доступные источники информации. 3. В диалоговом режиме участвуют в комментировании слайдов презентации, работают с конспектом собственной лекции, маркируя разным цветом добавления в текст
Итоговый (рефлексив-но-оце-ночный) 1. Предлагает каждому студенту полный текст лекции, отражающей позицию педагога. При этом студентам предлагается согласиться с ним или высказать аргументированные дополнения и обозначить собственные позиции. 2. Проводит самоанализ полученных результатов (может исследовать дополненные варианты текста лекций студентами) 1. Знакомятся с «задуманным» текстом лекции, могут дополнить мнение педагога доказательными рассуждениями, предложить новые источники информации по проблеме. 2. Рефлексируют достижения и промахи в собственной деятельности, намечают пути совершенствования
Список литературы
1. Буланова-Топоркова М.В., Духавнева A.B., Самыгин С.И. и др. Педагогика и психология высшей школы: Глава 5. Формы организации учебного процесса в высшей школе. URL: http://krotov.info/lib_sec/ shso/71_rostlb.html
2. Даринская JI.A. Дидактика высшей школы: учебное пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2011. 148 с.
3. Попков В.А., Коржуев A.B. Дидактика высшей школы. М.: Академия, 2009. 224 с.