pairment: a socio-pedagogical aspects, monograph, LAP LAMBERT Academic Publishing, Saarbrücken.
7. Model law "On Paralympic sports" dated 25.11.2008 No. 31-13, available at: http://www.lawmix.ru/abrolaw/2566.
8. Osokina, E.A. and Stepanova, O.N. (2012), "System of fitness classes with deaf young women (25-35 years)", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1, Vol. 83, pp. 138-143.
9. Pelikh, E.Y. (2011), The motivation to physical activity in schoolchildren with intellectual disabilities in the classroom adaptive physical education, dissertation, St. Petersburg.
10. The rules of competitions in snowboarding (2015), available at: http://www.fgssr.ru (accessed: 14 june 2015).
11. Romantsov, A.N., Makhov A.S. and Rysakova G.O. (2015), "The analysis of the performance of the national team of the Russian Federation at the XVIII winter Deaflympic games in Khanty-Mansiysk and Magnitogorsk", Adaptive physical education, Vol 2 No 62, pp. 22-24.
12. Rysakova, O.G. (2015), "Analysis of the performances of the national team of Russia in snowboarding among hearing-impaired athletes", In book: Adaptation and rehabilitation technology of working with families raising children with disabilities Materials of all-Russian scientific-practical conference, Edited by E. A. Petrova, T. I. Bonkalo, pp. 163-167.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 25.06.2015.
УДК 796.011
ТЕХНОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ МОРАЛЬНО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЕДИНОБОРСТВ
Андрей Владимирович Семенов, соискатель,
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,
Санкт-Петербург
Аннотация
В статье представлены результаты исследований автора по обоснованию технологии воспитания морально-волевых качеств у военнослужащих внутренних войск МВД России с использованием средств единоборств. При построении педагогической технологии воспитания морально-волевых качеств у военнослужащих с использованием единоборств использовались основные представления о стандартных способах реагирования на изменение ситуации в боевой обстановке.
Ключевые слова: технология; военнослужащие внутренних войск МВД России; морально-волевые качества; средства единоборств.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.06.124.p173-177
TECHNOLOGY OF EDUCATION TO THE MORAL AND STRONG-WILLED QUALITIES AMONG THE MILITARY PERSONNEL OF INTERNAL TROOPS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA WITH APPLICATION OF
SINGLE COMBATS
Andrey Vladimirovich Semenov, the competitor, The Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg
Annotation
Results of the author researches of on justification of the technology of education of the moral and strong-willed qualities among the military personnel of the internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia with application of means of the single combats have been presented in the article. The main ideas of the standard ways of response to the change of the fighting situation have been used at creation of the pedagogical technology of education to the moral and strong-willed qualities with application of the single combats among the military personnel.
Keywords: technology, military personnel of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of
Russia, moral and strong-willed qualities, means of single combats.
В настоящее время большое внимание уделяется обоснованию и разработке различных педагогических технологий [1-5]. Для этого используется системный анализ. Он рассматривается как основной метод познания педагогических явлений. Этот метод широко используется и для управления педагогическими процессами. Разработка педагогической технологии физической подготовки военнослужащих внутренних войск МВД России для воспитания у них морально-волевых качеств, с использованием единоборств, также предполагает использование данного метода познания. Для разработки педагогической технологии физической подготовки военнослужащих внутренних войск МВД России с целью воспитания у них морально-волевых качеств, с использованием единоборств необходимо:
- определить теоретические основы создания данной технологии;
- наметить пути разрешения противоречий в воспитании морально-волевых качеств у военнослужащих с использованием единоборств;
- рассмотреть отдельные аспекты построения технологии воспитания морально-волевых качеств у военнослужащих;
- разработать целевой компонент данной технологии;
- спроектировать основные инновации в воспитания морально-волевых качеств у военнослужащих внутренних войск МВД России;
- определить основные подходы к оценке эффективности данной технологии физической подготовки военнослужащих внутренних войск МВД России;
- выявить психолого-педагогические условия, необходимые для реализации данной технологии.
Изучение психолого-педагогической литературы показало, что проблема воспитания морально-волевых качеств у военнослужащих рассматривается с разных позиций [1, 3, 5, 6]. Научное познание воспитания морально-волевых качеств у военнослужащих с использованием единоборств обеспечивает получение нового знания. Это знание расширяет информацию о психической деятельности военнослужащих внутренних войск МВД России. Педагогическая действительность по воспитанию морально-волевых качеств у военнослужащих с использованием единоборств позволяет проектировать различные профессиональные ситуации по освобождению заложников и ликвидации бандитских групп.
Таким образом, при построении педагогической технологии физической подготовки военнослужащих внутренних войск МВД России для воспитания у них морально-волевых качеств, на наш взгляд, важно исходить из того, что модель тренировки сама по себе не является самоцелью. Она является средством исследования процесса воспитания морально-волевых качеств у военнослужащих, с использованием единоборств [4].
При построении педагогической технологии воспитания морально-волевых качеств у военнослужащих с использованием единоборств мы стремились использовать представление о стандартных способах реагирования на изменение ситуации в боевой обстановке.
Исходя из задач исследования, мы сочли возможным и целесообразным предложить собственный вариант технологии физической подготовки военнослужащих внутренних войск МВД России для воспитания у них морально-волевых качеств, с использованием единоборств. При разработке такой технологии мы ставили целью определить основные составляющие деятельности руководителей занятий по воспитанию морально-волевых качеств у военнослужащих внутренних войск МВД России, что позволяет сделать вывод о системной организации этого процесса (рисунок 1).
В настоящее время наблюдается необходимость активизации работы по воспитанию морально-волевых качеств у военнослужащих с использованием единоборств.
I этап
«Целевой»
II этап
«Реализационный» § и «
* а и
0-
III этап
«Оценочно- _
корректировочный»
• Оценка возможностей средств единоборств по улучшению процесса воспитания морально-волевых качеств у военнослужащих внутренних войск МВД России;
• Поиск новых подходов к использованию единоборств, для воспитания морально-волевых качеств у военнослужащих;
• Определение уровня морально-волевой подготовленности военнослужащих;
• Разработка программы по повышению уровня морально-волевой подготовленности военнослужащих с использованием единоборств;
• Планирование физической подготовки с целью повышения уровня морально-волевой подготовленности военнослужащих;
• Определение целей по развитию морально-волевых качеств у военнослужащих в процессе физической подготовки.
1. Создание условий для эффективного воспитания морально-волевых качеств у военнослужащих внутренних войск МВД России в процессе физической подготовки;
2. Организация правильного взаимодействия между военнослужащими в процессе воспитания морально-волевых качеств с использованием единоборств;
3. Проведение мероприятий по повышению мотивации и активации деятельности военнослужащих в процессе воспитания морально-волевых качеств у военнослужащих;
4. Разработка системы мер по стимулированию деятельности военнослужащих в процессе занятий единоборствами.
- Определение показателей эффективности физической подготовки по воспитанию морально-волевых качеств у военнослужащих внутренних войск МВД России;
- Оценка военно-профессиональной деятельности каждого военнослужащего;
- Организация контроля над качеством процесса физической подготовки с использованием единоборств;
- Определение малоэффективных методов и средств воспитания морально-волевых качеств у военнослужащих внутренних войск МВД России;
- Оценка и учет мнения военнослужащих о качестве процесса физической подготовки с использованием единоборств;
- Выявление и устранение причин недостаточно высокого уровня эффективности воспитания морально-волевых качеств у военнослужащих внутренних войск МВД России в процессе физической подготовки;
- Сравнение полученных результатов с плановыми;
- Переработка информации об эффективности служебной деятельности, полученной по каналу «обратной связи»;
- Внесение изменений и дополнений в систему воспитания морально-волевых качеств у военнослужащих внутренних войск МВД России с использованием единоборств.
Рис.1. Технология воспитания морально-волевых качеств у военнослужащих внутренних войск МВД России с использованием единоборств
Наиболее эффективными в процессе физической подготовки военнослужащих внутренних войск МВД России являются следующие организационно-педагогические мероприятия и педагогические воздействия: совершенствование морально-волевых качеств, расширение условий для самостоятельного физического развития; проведение тренировок и соревнований с использованием единоборств. Разработанная технология воспитания морально-волевых качеств у военнослужащих с использованием единоборств, прошла экспериментальную проверку.
Результаты проведенного педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности разработанной педагогической технологии воспитания морально-
волевых качеств у военнослужащих с использованием единоборств (таблица 1).
Таблица 1
Изменение показателей развития морально-волевых качеств у военнослужащих контрольной и экспериментальной групп за опытный период
Наименование качеств Группы Средние значения показателей (балл) Р
До эксперимента х 1±т1 После эксперимента х 2±т2
Настойчивость и упорство ЭГ 7,3±0,3 7,9±0,3 <0,05
КГ 7,4±0,6 7,3±0,5 >0,05
Выдержка и самообладание ЭГ 6,7±0,4 7,6±0,2 <0,05
КГ 6,6±0,5 7,0± 0,4 >0,05
Уверенность в своих силах ЭГ 7,1±0,4 8,2±0,3 <0,05
КГ 7,2±0,3 7,6±0,7 >0,05
Смелость и решительность ЭГ 6,5±0,4 7,9±0,4 <0,05
КГ 6,6±0,5 7,0±0,5 >0,05
Дисциплинированность и инициативность ЭГ 6,8±0,6 7,2±0,4 >0,05
КГ 6,8±0,4 6,8±0,5 >0,05
Показатели настойчивости и упорства, а также выдержки и самообладания у военнослужащих экспериментальной группы имели достоверную положительную динамику в ходе проведения педагогического эксперимента.
Особенно значимые изменения наблюдались в проявлении смелости и решительности, а также уверенности в своих силах у военнослужащих экспериментальной группы. В начале педагогического эксперимента этот показатель составлял 7,1±0,2 балла, а в конце эксперимента - 8,2±0,3 балла при р<0,05.
У военнослужащих контрольной группы эти показатели также имели тенденцию к улучшению, однако изменения не были достоверными.
Направленное использование средств единоборств с учетом особенностей эмоционально-волевой сферы военнослужащих позволяет: снизить у них уровень тревожности, повысить показатель фрустрации и ригидность. Внедрение педагогической технологии физической подготовки военнослужащих внутренних войск МВД России для воспитания у них морально-волевых качеств, средств и методов тренировки, с использованием единоборств, позволяет: уменьшить количество военнослужащих с отрицательным отношением к воинской службе, низким уровнем развития самостоятельности, инициативности, организованности и дисциплинированности.
ВЫВОД. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что содержание и методика направленного воздействия на воспитание морально-волевых качеств у военнослужащих внутренних войск МВД России с использованием единоборств, способствуют позитивной коррекции их физического, психологического и эмоционального состояния.
ЛИТЕРАТУРА
1. Болотин, А.Э. Требования предъявляемые к выпускникам вузов внутренних войск МВД России к эффективному выполнению служебно-боевых задач / А.Э. Болотин, А.Н. Сивак // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 10 (92). - С. 30-35.
2. Болотин, А.Э. Технология профессиональной подготовки специальных подразделений ФСИН России с использованием рукопашного боя / А.Э. Болотин, А.Е. Эрастов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 4 (98). - С. 15-21.
3. Болотин, А.Э. Педагогическая модель формирования готовности курсантов вузов внутренних войск МВД России к боевой деятельности, с использованием средств огневой и физической подготовки / А.Э. Болотин, А.В. Зюкин, Ю.А. Напалков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 6 (112). - С. 75-79.
4. Болотин, А. Э. Педагогическая модель военно-профессиональной подготовки подразделений внутренних войск МВД России к проведению контртеррористических операций /
А.Э. Болотин, А.В. Петренко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 12 (118). - С. 25-30.
5. Семенов, А.В. Психолого-педагогические условия, необходимые для повышения эффективности воспитания морально-волевых качеств у военнослужащих внутренних войск МВД России посредством занятий единоборствами / А.В. Семенов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 4 (122). - С. 168-171.
6. Chistyakov V.A. Information interaction of the person with an environment / V.A. Chistyakov // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2006. - Вып. 19. - С. 90-99.
REFERENCES
1. Bolotin, A.E. and Sivak, A.N. (2012), "Requirements imposed to university graduates of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia to effective implementation of office and fighting tasks", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 92, No. 10, pp. 30-35.
2. Bolotin, A.E. and Erastov, A.E. (2013), "Technology of vocational training of special divisions of FSIN of Russia with use of hand-to-hand fight", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 98, No. 4, pp. 15-21.
3. Bolotin, A.E. and Zyukin, A.V., Napalkov, Yu.A. (2014), "Pedagogical model of formation of readiness of cadets of higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia for fighting activity, with use of means of fire and physical preparation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 112, No. 6, pp. 75-79.
4. Bolotin, A.E. and Petrenko, A.V. (2014), "Pedagogical model of military vocational training of divisions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia to carrying out counter-terrorist operations", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 118, No. 12, pp. 25-30.
5. Semenov, A.V. (2015), "The psychology and pedagogical conditions necessary for increase of efficiency of education of moral and strong-willed qualities at the military personnel of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia by means of occupations by single combats", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 122, No. 4, pp. 168-171.
6. Chistyakov, V.A. (2006), "Information interaction of the person with an environment", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Issue 19, pp. 90-99.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 19.06.2015.
УДК 796.011
МОНИТОРИНГ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ВЫПОЛНЕНИЮ НОРМАТИВОВ ВСЕРОССИЙСКОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА ГТО
Николай Иванович Синявский, доктор педагогических наук, профессор, Алексей Валерьевич Фурсов, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Альбина Амирзяновна Камартдинова, аспирант, Сургутский государственный педагогический университет
Аннотация
В статье рассматривались аспекты физической подготовки детей 6-7 лет обучающихся в дошкольных образовательных учреждениях к внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО. В ходе мониторинга было проанализировано соответствие уровня физической подготовки нормативам физкультурно-спортивного комплекса ГТО дошкольников в сравнении с результатами проводимых одних из самых массовых спортивных мероприятий регионального значения «Губернаторские состязания среди детей дошкольных образовательных учреждений ХМАО-Югры».
Ключевые слова: «Губернаторские состязания среди детей дошкольных образовательных учреждений ХМАО-Югры», ВФСК «ГТО», физическая подготовка детей 6-7 лет.