Научная статья на тему 'Технология управления конкурентоспособностью промышленного предприятия'

Технология управления конкурентоспособностью промышленного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
535
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Драгун Н. П., Карпенко Е. М.

Описаны алгоритм и методическая база технологии управления конкурентоспособностью промышленного предприятия, построенной на основе концепции целевого управления. Предлагаемая технология управления конкурентоспособностью апробирована на примере предприятий молочной промышленности Гомельской области Республики Беларусь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDUSTRIAL ENTERPRISE COMPETITIVE ABILITY MANAGEMENT TECHNOLOGY

The article states the algorithm and the methodical basis of management technology of industrial enterprise competitive ability based on conception of venture management. The suggested technology of management of competitive ability is approved in dairy product enterprises situated in Gomel region of the Republic of Belarus.

Текст научной работы на тему «Технология управления конкурентоспособностью промышленного предприятия»

УДК 339.137.22:637.1/.3

Н.П. Драгун, Е.М. Карпенко

ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Описаны алгоритм и методическая база технологии управления конкурентоспособностью промышленного предприятия, построенной на основе концепции целевого управления. Предлагаемая технология управления конкурентоспособностью апробирована на примере предприятий молочной промышленности Гомельской области Республики Беларусь.

N.P. Dragun, E.M. Karpenko

INDUSTRIAL ENTERPRISE COMPETITIVE ABILITY MANAGEMENT

TECHNOLOGY

The article states the algorithm and the methodical basis of management technology of industrial enterprise competitive ability based on conception of ven-

ture management. The suggested technology of management of competitive ability is approved in dairy product enterprises situated in Gomel region of the Republic of Belarus.

Введение

Процессы, происходящие в трансформирующихся экономиках постсоциалистических стран, приводят к возникновению острого конкурентного соперничества между её субъектами хозяйствования как на внешнем, так и на внутреннем рынке. В то же время отечественные предприятия оказались не готовы к эффективному его ведению вследствие фактического отсутствия теоретической и методической основы данной деятельности. Это приводит к снижению уровня их конкурентоспособности и утрате конкурентных преимуществ на рынке. В этой связи важнейшей задачей является разработка технологии управления конкурентоспособностью промышленного предприятия, реализация которого позволила бы избежать негативных последствий усиления конкурентного противодействия на рынке.

Предлагаемая технология управления конкурентоспособностью построена на основе концепции целевого управления [1, 9], которая позволяет связать процессы планирования и контроля (что важно для отечественных бюрократических систем управления, активно использующих стандартизацию результатов деятельности как механизм координации), повысить мотивацию и производительность труда персонала, формализовать процесс управления. Однако для практического применения данная концепция должна быть конкретизирована с учётом особенностей объекта управления - конкурентоспособности промышленного предприятия. Прежде всего, это касается целей управления и факторов конкурентоспособности [2].

Общая характеристика алгоритма и методической базы технологии управления конкурентоспособностью промышленного предприятия

Управление конкурентоспособностью промышленного предприятия представляет собой частную функцию управления, реализуемую посредством замкнутой последовательности операций и процедур, в своей совокупности представляющих технологию управления.

Технология управления конкурентоспособностью промышленного предприятия включает в себя следующие этапы:

1. Анализ результатного уровня конкурентоспособности, достигнутого предприятием в предшествующем планируемому периоде, постановка целей управления конкурентоспособностью [4, 5].

2. Определение внешних и внутренних факторов результатного уровня конкурентоспособности предприятия - объектов управленческого воздействия. Включает следующие подэтапы:

2.1. Оценка величины конкурентных преимуществ предприятия и анализ их влияния на результатный уровень его конкурентоспособности [6].

2.2. Оценка ретроспективного уровня интенсивности конкурентного противодействия деятельности предприятия на рынке и анализ его влияния на результатный уровень конкурентоспособности предприятия [6].

2.3. Оценка факторного уровня конкурентоспособности предприятия (то есть его потенциала) [7, 8].

3. Разработка конкурентной стратегии предприятия, мероприятий, направленных на её реализацию, и оценка эффективности их реализации. Включает следующие подэтапы:

3.1. Оценка степени опасности конкурентной ситуации на рынке (например, с использованием матрицы конкурентных ситуаций [3]).

3.2. Разработка конкурентной стратегии предприятия на планируемый период.

3.3. Разработка мероприятий, направленных на реализацию конкурентной стратегии.

3.4. Реализация конкурентной стратегии и контроль над ней.

Создание технологии управления конкурентоспособностью промышленного предприятия требует разработки методического обеспечения реализации её отдельных процедур.

Методика оценки результатного уровня конкурентоспособности предприятия

направлена на оценку величины результатов реализации её факторов, которые представляют собой результаты достижения предприятием преследуемых целей деятельности в существующих условиях конкурентного противодействия и при существующих внутренних целевых установках. Реализация методики предполагает последовательное осуществление следующих этапов:

1. Определение задач оценки и в зависимости от них баз оценки - частных показателей уровня достижения целей деятельности хозяйствующими субъектами, имеющими их структуру, аналогичную структуре целей деятельности оцениваемого предприятия: одноотраслевым предприятием, совокупностью одноотраслевых предприятий (отраслью оцениваемого предприятия).

2. Определение субъектов оценки (ими могут являться работники предприятия, его менеджмент, собственники имущества, поставщики, потребители, государство, само предприятие как производственная система) и в зависимости от них используемых для оценки частных показателей уровня достижения целей деятельности оцениваемым предприятием и его базой оценки.

3. Расчёт значений указанных частных показателей для базы оценки и оцениваемого предприятия.

4. Расчёт частных показателей результатного уровня конкурентоспособности оцениваемого предприятия как отношения его значения для оцениваемого предприятия к соответствующему частному показателю базы оценки.

5. Расчёт частных интегральных (по формуле среднеарифметической взвешенной) для каждого субъекта оценки и общего интегрального (по формуле среднегеометрической взвешенной) показателей результатного уровня конкурентоспособности оцениваемого предприятия. Интерпретация результатов оценки (их сравнение с единицей).

Методика оценки величины и значимости конкурентных преимуществ предприятия предназначена для комплексной оценки его внутренних факторов, определяющих способность предприятия эффективно использовать различные методы ведения конкурентной борьбы на рынке. Реализация методики предполагает последовательное осуществление следующих этапов:

1. Расчёт значений частных показателей величины конкурентных преимуществ оцениваемого предприятия: эффективности использования производственных ресурсов; адаптивности деятельности; конкурентоспособности продукции; рыночной власти; способности удовлетворять цели заинтересованных групп.

2. Расчёт значений величины конкурентных преимуществ баз оценки результатного уровня конкурентоспособности оцениваемого предприятия.

3. Расчёт относительных значений частных показателей величины конкурентных преимуществ оцениваемого предприятия как их отношения к соответствующему частному показателю базы оценки.

4. Оценка при помощи корреляционно-регрессионного анализа значимости конкурентных преимуществ оцениваемого предприятия в имеющих для него место отраслевых условиях конкуренции с точки зрения определения ими его результатного уровня конкурентоспособности. Интерпретация полученных регрессионных уравнений.

Методика оценки ретроспективного уровня интенсивности конкурентного противодействия деятельности промышленного предприятия на рынке предназначена для осуществления комплексной оценки наблюдаемого в анализируемом периоде уровня интенсивности использования конкурентами предприятия прямых методов конкуренции по отно-

шению к его аналогичному показателю. Реализация методики предполагает последовательное осуществление следующих этапов:

1. Определение решаемых при помощи методики задач и выбор в зависимости от них оцениваемых конкурентов предприятия, которыми могут быть одноотраслевые предприятия, производители товаров-заменителей, потенциальные конкуренты, поставщики и потребители.

2. Определение баз оценки частных показателей интенсивности использования оцениваемым предприятием методов конкуренции. Базами оценки являются частные показатели интенсивности использования конкурентами предприятия методов конкуренции.

3. Определение значений частных показателей интенсивности использования оцениваемым предприятием и его конкурентами методов конкуренции.

4. Определение значений частных показателей ретроспективного уровня интенсивности конкурентного противодействия деятельности рассматриваемого предприятия со стороны его конкурентов как отношения интенсивности использования базой оценки прямых методов конкурентной борьбы к интенсивности их использования оцениваемым предприятием.

5. Расчёт частных и общего интегральных (по формуле среднеарифметической взвешенной) показателей ретроспективного уровня интенсивности конкурентного противодействия деятельности предприятия со стороны его конкурентов. Интерпретация результатов оценки (сравнение с единицей).

Апробация предлагаемой технологии управления конкурентоспособностью на примере предприятий молочной отрасли Г омельской области Республики Беларусь

Реализация предлагаемой технологии управления конкурентоспособностью на примере предприятий молочной отрасли Г омельской области Республики Беларусь позволила получить следующие результаты:

Этап 1. Оценка результатного уровня конкурентоспособности исследуемых предприятий (по показателю - отношение рентабельности активов предприятия к среднеотраслевому показателю) и его динамики в период 1999-2003 гг. показала, что наблюдаемая динамика результатного уровня конкурентоспособности исследуемых предприятий и его вариации могут быть объяснены влиянием как имеющихся у них конкурентных преимуществ (факторного уровня конкурентоспособности), так и условий конкуренции на рынке.

Этап 2. Оценка влияния в краткосрочном периоде величины конкурентных преимуществ исследуемых предприятий на результатный уровень их конкурентоспособности в период 1999-2003 гг. показала, что: а) в краткосрочном периоде только конкурентоспособность продукции (работ, услуг) и рыночная власть являются значимыми внутренними факторами результатного уровня конкурентоспособности исследуемых предприятий (формула (1)):

Ррез = 172,9355 • Кт2,8569 • Вли987 , (1)

где Ррез - расчётное значение результатного уровня конкурентоспособности исследуемых предприятий; Кт, Вл - величина конкурентоспособности продукции (работ, услуг) и рыночной власти соответственно; б) проведённый регрессионный анализ (1) позволил утверждать о наличии неучтённых факторов, определяющих величину изучаемого свойства. Это потребовало проведения анализа влияния конкуренции как внешнего фактора уровня конкурентоспособности исследуемых предприятий.

Этап 3. Оценка влияния в краткосрочном периоде ретроспективного уровня интенсивности конкурентного противодействия деятельности исследуемых предприятий на результатный уровень их конкурентоспособности в период 1999-2003 гг. показала, что: а) среди частных показателей интенсивности конкурентного противодействия со стороны одноотраслевых предприятий значимыми оказались только два - темп снижения цен на продукцию и темп роста цен на продукцию предприятия по отношению к отрицательной дина-

161

мике темпов роста объёма её производства. Это говорит о том, что в исследуемый период значимыми с точки зрения влияния на результатный уровень конкурентоспособности были интенсивность ценовой конкуренции и использования рыночной власти; б) значимость интенсивности конкуренции со стороны потребителей и одноотраслевых предприятий примерно одинакова (0,4215 и 0,5785 соответственно). Большая значимость интенсивности конкуренции со стороны одноотраслевых предприятий в исследуемом периоде объясняется наличием в начале периода (1999-2001 гг.) у исследуемых предприятий существенной рыночной власти по отношению к потребителям, что подавляло их конкурентную активность и снижало угрозу переключения на продукцию конкурентов; в) между величиной интенсивности конкурентного противодействия и результатным уровнем конкурентоспособности исследуемых предприятий существует обратная зависимость степенной формы.

Включение в модель (1) интенсивности конкуренции как внешнего фактора результатного уровня конкурентоспособности исследуемых предприятий позволило получить следующую регрессионную зависимость (2):

Ррез = 37,9150 • Кт2,2903 • Вл1,5247 • Ик;-"0,9718 , (2)

где Ррез - расчётное значение результатного уровня конкурентоспособности исследуемых предприятий; Кт, Вл, ИкЩт - величина конкурентоспособности продукции, рыночной власти и интенсивности конкурентного противодействия соответственно.

Предсказательная сила зависимости (2) выше, чем зависимости (1) (Л = 0,5583). Значение статистики Дарбина-Уотсона показывает, что все значимые факторы в регрессионное уравнение (2) включены. Величина влияния интенсивности конкурентного противодействия позволяет говорить о том, что в рассматриваемой отрасли оно достаточно велико, так как предприятия интенсивно используют такие методы конкуренции, как ценовая и рыночная власть.

Этап 4. Оценка влияния в долгосрочном периоде величины конкурентных преимуществ исследуемых предприятий на результатный уровень их конкурентоспособности в период 1999-2003 гг. показала, что: а) большое значение для роста результатного уровня конкурентоспособности исследуемых предприятий в долгосрочном периоде имеет их способность удовлетворять цели потребителей относительно цены и качества продукции, формировать в их сознании соответствующий имидж, а также способность удовлетворять цели государства, связанные с исполнением предприятиями социальных функций. При этом воздействие потребителей на результатный уровень конкурентоспособности гораздо сильнее воздействия государства; б) степень удовлетворения целей потребителей и государства и результатный уровень конкурентоспособности исследуемых предприятий связаны линейной зависимостью с временным лагом один год (формула (3)):

РГ =-1,7177 + 3,2887 • СУЩ,м + 0,5226 • СУЩ^ , (3)

где Р/ет - расчётное значение результатного уровня конкурентоспособности исследуемых предприятий в период времени Р; СУЦоот-1, СУЦ0г1с (-1- величина способности предприятия

удовлетворять цели потребителей и государства в период времени - соответственно.

Этап 5. Разработка мероприятий по повышению уровня конкурентоспособности исследуемых предприятий. Реализация аналитических этапов предлагаемой технологии управления конкурентоспособностью позволяет сделать следующие выводы о содержании оптимальной для молочных предприятий Гомельской области стратегии повышения конкурентоспособности и конкуренции на рынке:

1. В краткосрочном периоде конкурентная стратегия должна быть направлена на повышение уровня значимых в существующих условиях на рынке конкурентных преимуществ - конкурентоспособности продукции (работ, услуг) и рыночной власти. При этом для

региональных предприятий рыночная власть имеет сегодня в условиях недостатка инвестиций гораздо большее значение. Рост рыночной власти на рынке в существующих условиях для региональных предприятий возможен только за счёт установления особых отношений с торговой сетью и региональными органами государственной власти.

2. В долгосрочном периоде конкурентная стратегия должна быть направлена на повышение степени удовлетворения потребителей и государства. Рост первого из этих конкурентных преимуществ должен происходить на основе постоянно растущего качества товара и недопустимости его колебаний, а также проведении мероприятий стимулирующего потребление характера. Рост степени удовлетворения интересов государства должен основываться на полном выполнении возложенных на предприятие социальных функций: сохранение и создание рабочих мест, уплата налогов, финансирование социальной сферы. Партнёрские отношения с органами государственной власти важны с точки зрения поддержания власти на рынке.

ЛИТЕРАТУРА

1. Блинов А.Ю. Внедрение системы управления по целям в российских условиях / А.Ю. Блинов // Проблемы теории и практики управления. 2004. № 1. С. 103-106.

2. Драгун Н.П. Алгоритм управления конкурентоспособностью промышленного предприятия / Н.П. Драгун // Вестник ГГТУ им. П.О. Сухого. 2004. № 1. С. 69-76.

3. Драгун Н.П. Матричный метод анализа конкурентной ситуации в отрасли / Н.П. Драгун // Вестник ГГТУ им. П.О. Сухого. 2004. № 4. С. 77-86.

4. Драгун Н.П. Методика оценки результатного уровня конкурентоспособности предприятия / Н.П. Драгун // Проблемы создания механизма конкурентоспособного менеджмента: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. / РУП «Гипросвязь». Минск,

2004. С. 118-120.

5. Драгун Н.П. Особенности оценки результатного уровня конкурентоспособности предприятия в социально ориентированной экономике Республики Беларусь / Н.П. Драгун // Менталитет славян и интеграционные процессы: история, современность, перспективы: материалы IV Междунар. науч. конф. / ГГТУ им. П.О. Сухого. Гомель,

2005. С. 88-90.

6. Драгун Н.П. Оценка интенсивности конкурентного противодействия деятельности предприятия как фактора его конкурентоспособности / Н.П. Драгун // Вестник ГГТУ им. П.О. Сухого. 2003. № 4. С. 99-108.

7. Драгун Н.П. Факторы конкурентоспособности промышленных предприятий Республики Беларусь / Н.П. Драгун // Социальное партнёрство в условиях социально-правового государства: региональный аспект: материалы IX межвуз. науч.-практ. конф.: В 2 ч. Ч. 1 / ФПБ «МИТСО». Гомель, 2005. С. 222-224.

8. Карпенко Е.М. Потенциал производственной системы: сущность, методика оценки, процесс актуализации / Е.М. Карпенко. Гомель: ГГТУ им. П.О. Сухого, 2003. 377 с.

9. Управление по результатам / пер. с финск.; общ. ред. и предисл. Я.А. Леймана. М.: Прогресс, 1988. 320 с.

Драгун Николай Павлович -

старший преподаватель кафедры «Менеджмент»

Гомельского государственного технического университета имени П.О. Сухого

Карпенко Елена Михайловна -

кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой «Менеджмент»

Гомельского государственного технического университета имени П.О. Сухого

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.