Научная статья на тему 'Технология создания контента для сайта вуза'

Технология создания контента для сайта вуза Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
735
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТЕНТ / САЙТ УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ / МЕТОД ИНТЕРВЬЮ / ВОПРОСЫ / ДВИЖЕНИЕ / РЕПОРТАЖ / ЛИНИЯ ПОВЕСТВОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Щигельская Екатерина Эдуардовна

Сайт учреждения высшего образования это ресурс, предназначенный для публикации официальной информации университета. Контент сайта должен быть достоверным, уникальным и востребованным пользователями. Сегодня самыми распространенными жанрами, встречающимися на сайте вузов, можно считать репортаж и интервью. Написание материалов в упомянутых жанрах требует от авторов большой концентрации внимания и профессионализма. В данной статье, с учетом специфики технического вуза, подробно описываются ключевые моменты, на которые должны обратить внимание авторы при создании интервью и репортажей. Также на примере материалов с сайта Белорусского государственного технологического университета показываются особенности написания данных видов публикаций и ошибки, встречающиеся при создании материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF THE CREATION OF CONTENT FOR THE SITE OF THE HIGHER EDUCATION INSTITUTION

The website of the institution of higher education is a resource intended for the publication of official information of the university. The content of the site must be authentic, unique and demanded by users. Today, the most common genres found on the university website can be considered reportage and interviews. Writing materials in the mentioned genres requires a great concentration of attention and professionalism from an auto-mover. This article describes in detail the key points that authors should pay attention to when creating interviews and reports, taking into account the specifics of a technical university. Also on the example of materials from the website of the Belarusian State Technological Universit

Текст научной работы на тему «Технология создания контента для сайта вуза»

62

Труды БГТУ, 2018, серия 4, № 2, с. 62-66

УДК 004.738.1:378

Е. Э. Щигельская

Белорусский государственный технологический университет

ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ КОНТЕНТА ДЛЯ САЙТА ВУЗА

Сайт учреждения высшего образования — это ресурс, предназначенный для публикации официальной информации университета. Контент сайта должен быть достоверным, уникальным и востребованным пользователями. Сегодня самыми распространенными жанрами, встречающимися на сайте вузов, можно считать репортаж и интервью. Написание материалов в упомянутых жанрах требует от авторов большой концентрации внимания и профессионализма. В данной статье, с учетом специфики технического вуза, подробно описываются ключевые моменты, на которые должны обратить внимание авторы при создании интервью и репортажей. Также на примере материалов с сайта Белорусского государственного технологического университета показываются особенности написания данных видов публикаций и ошибки, встречающиеся при создании материала.

Ключевые слова: контент, сайт учреждения высшего образования, технология, метод интервью, вопросы, движение, репортаж, линия повествования.

Ye. E. Schigel'skaya

Belarusian State Technological University

TECHNOLOGY OF THE CREATION OF CONTENT FOR THE SITE OF THE HIGHER EDUCATION INSTITUTION

The website of the institution of higher education is a resource intended for the publication of official information of the university. The content of the site must be authentic, unique and demanded by users. Today, the most common genres found on the university website can be considered reportage and interviews. Writing materials in the mentioned genres requires a great concentration of attention and professionalism from an auto-mover. This article describes in detail the key points that authors should pay attention to when creating interviews and reports, taking into account the specifics of a technical university. Also on the example of materials from the website of the Belarusian State Technological University, the peculiarities of writing these types of publications and errors encountered in creating the material are shown.

Key words: content, institution of higher education, technology, interview method, questions, movement, reporting, story line.

Введение. Модернизация образования, реализация государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения невозможны без формирования надежного информационного обеспечения, включающего как традиционные (печатная продукция), так и электронные образовательные ресурсы (сайт вуза) [1].

Практический опыт вузов России и Беларуси показывает, что активно работающий образовательный веб-сайт позволяет успешно решать важные задачи продвижения образовательных услуг, поддержки имиджа высшего учебного заведения, коммуникации с профессиональным и научным сообществом [2]. В работах российских исследователей уже не единожды обращалось внимание на информационное наполнение веб-сайта, его особенности и функции [3-5]. Отдельные исследователи предлагали методику анализа сетевых информационных ресурсов [6], рассматривали проблемы, посвященные оценке качества образовательных веб-сайтов.

Однако, несмотря на значительный интерес авторов к проблеме информационного напол-

нения интернет-ресурсов вузов, в научной литературе отсутствуют комплексные исследования, посвященные описанию поэтапного создания контента на сайт с учетом специфики вуза. А ведь именно контент, по мнению большинства научных сотрудников, отвечает за высокое качество ресурса [7].

Задача статьи — описать технологические этапы создания структуры репортажа и интервью и разработать памятку для тех, кто будет создавать контент сайта технического вуза.

Материалом для исследования и разработки практических рекомендаций послужили более 50 репортажей и интервью, размещенных на сайте БГТУ (ЬеМи.Ьу).

Основная часть. Рассмотрим главные термины, используемые в научной и учебной литературе, касающиеся наполнения сайтов. Среди них «контент», «технология создания контента», «интервью», «репортаж».

Контентом в научной литературе принято считать информационно значимое наполнение информационного ресурса, которое может быть предоставлено пользователю. Слово

и значение «контент» заимствовано из английского языка — content, в котором оно означает «содержимое», «содержание». Под контентом понимают любой вид информации в каждом из возможных форматов, которая содержится на интернет-ресурсе: видео- и аудиоматериалы, рисунки, фотографии, иллюстрации, инструкции, инфографика и текст [2]. Современное общество привыкло к визуализированной подаче материала, поэтому необходимо большое внимание уделять графической составляющей сайта: использование качественных фотографий, инфографики и диаграмм повышает привлекательность контента и его усваиваемость. Текст материалов, размещенных на сайте, должен быть информативным, не содержать пустых сведений, для удобства восприятия текст необходимо делить на абзацы, использовать выделение цветом для акцента на важных моментах.

Несмотря на высокое развитие информационных технологий, профессиональное мастерство журналистов, корреспондентов и редакторов, участвующих в создании материала, напрямую влияет на качество контента.

Под термином «технология» мы будем понимать совокупность методов обработки исходного материала, которые применяются в процессе производства продукции. Иначе говоря, технология — это наука, которая отвечает на вопрос, как создать товар [8]. Задача технологии — выявить закономерности для использования на практике наиболее эффективных производственных методов по созданию или реализации товаров и услуг. Следовательно, все виды профессиональной деятельности человека сводятся к роли выполнения или использования соответствующей технологии.

Терминологическое сочетание «технология создания контента сайта» будет рассматриваться как стратегическое видение и понимание формата информационного ресурса, а также его пошаговое формирование.

Самыми популярными и социально значимыми жанрами сайта БГТУ и других вузов являются интервью и репортаж.

«Интервью — это целостный акт коммуникации, предполагающий диалогическое общение журналиста с респондентом в ситуации последовательного чередования вопросов и ответов, с целью получения информации, мнений или суждений, представляющих общественный интерес» [9]. Как определенная форма межличностного общения с определенными коммуникативными задачами, такими как обмен мыслями, идеями, размышлениями, чувствами и переживаниями, интервью отображается в конкретном тексте.

Существуют разные виды интервью, которые влияют на разработку стратегических планов, обусловливают характер предварительной подготовки, определяют особенности поведения журналиста и собеседника, а также конкретную технологию проведения беседы. Среди них:

- информационное интервью — вид, нацеленный на сбор материала для новостей, характеризующийся динамичными темпами и состоящий из ответов на ключевые вопросы: кто? что? где? когда? почему? зачем?

- оперативное интервью — разновидность информационного, состоящее из оперативных высказываний специалистов в какой-либо области по весьма конкретным поводам;

- интервью-портрет, или персональное интервью, сфокусированное на одном герое.

Интервью в зависимости от темы бывают трех видов — предметное, личностное и предметно-личностное [10].

Тема предметного интервью — положение вещей в какой-либо сфере деятельности. Обычно это интервью с экспертом, жанр рациональной публицистики. Собеседник интересен журналисту ровно настолько, насколько он с этим положением вещей связан.

В личностном интервью темой, наоборот, является человек. В роли персонажей личностного интервью, как правило, выступают уже известные читателям люди — преподаватели, студенты, побывавшие на заграничных стажировках, спортсмены БГТУ и др. В разговоре могут быть затронуты любые факты и сферы жизни.

Виды вопросов, используемых в интервью. Прежде всего, вопросы делятся на открытые и закрытые. Открытый вопрос — это вопрос с вопросительным словом, предусматривающий развернутый ответ. «Что вы можете посоветовать подрастающему поколению? — Надо учиться достигать поставленных целей и задач, а потом добросовестно трудиться на благо наших семей и государства».

Закрытый вопрос — это вопрос без вопросительного слова, предусматривающий ответ «да» или «нет». «Самый главный вопрос, который задается всеми студентами: помогли ли Вам знания, полученные в университете? — Да. Всё пригодилось. Институт многое дал нам». (Интервью с выпускниками БГТУ лесохозяй-ственного факультета 1973 г.).

Еще одним наиболее используемым жанром журналистики является репортаж, где важно не только описать какое-то событие, но и описать его так, чтобы вызвать у читателя сопереживание того, о чем идет речь в тексте.

В репортаже журналист должен непосредственно передавать сведения, не выясняя причину

и предугадывая возможные последствия. Задача автора — рассказать аудитории о том, что он видит, заметить какие-то мелкие, но важные детали, которые будут неуловимы для обывательского глаза и которые помогут составить максимально четкое представление о происходящем событии, о присутствующих на мероприятии людях, об окружающей обстановке [11].

Выделяют четыре наиболее часто встречающихся вида этого жанра: событийный репортаж, специальный репортаж, репортаж-расследование и репортаж-комментарий.

Для описания событий, происходящих в учреждении образования, чаще всего прибегают к событийному репортажу. Это повествование о важных и актуальных происшествиях, о событиях, в которых важна их внутренняя суть, а не только внешнее описание. Необходимо отмечать самые яркие факты и эпизоды. Главное в таком репортаже — создать «эффект присутствия».

Для создания острого репортажа нужно придерживаться определенной структуры: завязка действия, основная часть и итоги репортажа.

Сбор материала для репортажа обязательно включает в себя посещение места события. Если журналист не имеет возможности лично наблюдать событие, тогда лучше отказаться от подготовки репортажа и написать о событии новостную заметку, при которой без присутствия на месте события можно обойтись [12].

Важным аспектом при написании репортажа является определение «красной нити» - линии повествования. Репортаж — это всегда движение от точки А к точке В. Существует три вида линии повествования: хроника, путешествие и развитие доказательства [13].

«Красная нить»-хроника — движение в репортаже происходит во времени. Эта линия повествования наиболее подходит для описания мероприятий. Начало репортажа в этом случае совпадает с началом мероприятия, конец — с его окончанием либо с достижением мероприятием его высшей точки.

«Красная нить»-путешествие — это движение в пространстве. Репортаж начинается с прибытия журналиста в учреждение и заканчивается его отъездом либо каким-то ярким эпизодом в процессе сбора информации.

При написании репортажа с линией повествования «расследование» начинать стоит с эпизода, который показывает тему так, как ее и раньше представлял читатель. Однако затем следуют другие эпизоды, изменяющие представление о теме, и к концу репортажа первоначальные представления читателя разворачиваются на 180 градусов.

Любой репортаж начинается со сцены, которая должна находиться в центре события, куда сразу же помещают читателя. Цель исходной сцены — привлечь внимание читателя, зацепить его, задать вопрос, на который читатель будет искать ответ в репортаже.

Завершать репортаж следует сценой, цитатой или выводом автора. Завершающая сцена может быть либо повторением начальной сцены, либо ее противоположностью. Вывод автора в конце репортажа допустим при условии, что он не содержит морализаторства, так как люди читают репортаж, чтобы пережить событие, ощутить себя на месте другого, а вовсе не ради того, чтобы им в очередной раз напомнили вечные истины [14].

На примере интервью со студенткой БГТУ, размещенного на сайте Ье^Ш.Ьу, можно проследить соблюдение концепции создания интервью.

Данный материал относится к виду «Информационное интервью» и ставит перед собой задачу рассказать о жизни студентки в летнем лагере в Китае.

Ответы на главные вопросы «Кто?», «Что?» «Где?», «Когда?», которые вводят читателя в курс дела, даются в самом начале материала: «Александра Маленчик, студентка 4-го курса факультета ТОВ. Провела десять дней в КНР в рамках программы "Лагерь белорусских студентов в Китае"». Далее повествование идет о том, с какой целью была организована поездка (ответ на вопросы «Зачем?» и «Почему?»). Уточняющие вопросы помогли выяснить запоминающиеся моменты пребывания наших студенток в Китае, показать читателям, что они успели посетить, чему научились за время поездки. Завершается интервью общими впечатлениями от поездки: «Впечатления от поездки самые яркие, все очень понравилось. Когда-нибудь мне захочется снова побывать в этой прекрасной стране!»

Таким образом, можно сделать вывод, что задача интервью достигнута.

Все интервью, размещенные на сайте БГТУ, относятся к информационным и строятся по схожему плану.

Для оценки качества написания репортажей на сайте БГТУ рассмотрим материал «Открытие республиканской выставки современного визуального творчества "ГРАНИ ТВОРЧЕСТВА"».

Данный репортаж является событийным, так как в нем речь идет о мероприятии с участием студентов БГТУ и подробно повествуется о том, как оно проходило. Исходная сцена, с которой начинается повествование, дает информацию о том, когда и где происходило мероприятие и чему оно было посвящено.

«Открытие республиканской выставки современного визуального творчества "ГРАНИ ТВОРЧЕСТВА" состоялось 12 сентября на площадке Художественной галереи произведений Л. Д. Щемелёва».

Линия повествования — хроника, т. е. в материале последовательно описываются события, происходящие на открытии выставки. Основу репортажа составляют эмоции и комментарии участников выставки, которые позволяют читателю окунуться в атмосферу мероприятия. Цель данного интервью — рассказать о том, как прошло открытие выставки, кто от университета принимал участие, а также об итогах выставки.

Завершающей сценой репортажа стало поздравление участниц с успешным выступлением на выставке и пожелание им дальнейших творческих успехов.

Композиция данного репортажа соответствует композиции событийного репортажа, все аспекты написания материала в таком жанре соблюдены, следовательно, данный материал можно считать хорошим примером событийного репортажа.

Однако нередко на сайте встречаются ошибки в написании репортажа: несоответствие заявленного названия содержанию публикации, ошибки в фактическом материале. Следовательно, данная статья поможет авторам в создании грамотного материала для сайта, чем улучшит его качество.

Заключение. Контент сайта вуза позволяет создать представительство учебного заведения в глобальной информационной сети, поэтому следует с ответственностью относиться к его

написанию. Исходя из специфики технологического университета, можно сформулировать аспекты, которые должны учитываться при написании событийного репортажа либо информационного интервью. Необходимо различать интервью как метод сбора информации в журналистике и интервью как жанр, текст которого оформляется в виде вопросов журналиста и ответов собеседника. Интервью в зависимости от темы бывают трех видов - предметное (о положении вещей в какой-то сфере деятельности), личностное (о человеке) и предметно-личностное (о человеке в привязке к какому-то делу). Вначале показывают связь собеседника с темой. Затем идет разбор предмета с целью его представления, прояснения и оценки. Завершается интервью упорядочением сказанного, подведением итогов, практическими рекомендациями читателям.

Написание репортажа следует начинать с определения основной проблемы, которую необходимо раскрыть. Важным критерием написания любого репортажа является не только точное описание происходящего, но и акцент на ключевые моменты, эмоции, которые автор испытывает при сборе материала. Важно создать «эффект присутствия». При написании репортажа необходимо учитывать характер линии повествования, в соответствии с которой автор должен излагать свои мысли. Существует три вида линии повествования — хроника, путешествие и развитие доказательства. Также большое внимание следует уделять заключительной сцене репортажа — она должна содержать выводы по всему материалу, однако не навязывать читателям мнение автора.

Литература

1. Скипор И. Л. Интеграция электронных образовательных ресурсов вуза: разработка унифицированной структуры контента сайта «Электронная образовательная среда КЕМГУКИ» // Вестник КемГУКИ. 2012. № 20. С. 122-130.

2. Неретина Е. А., Макарец А. Б. Web-сайт вуза как важный инструмент маркетинговых коммуникаций // Вестник ЮУрГУ. 2009. № 41. С. 85-94.

3. Сугак Д. Б. Роль веб-сайта в научно-образовательной деятельности вуза // Вестник СПбГУКИ. 2012. С. 77-81.

4. Шурчкова Ю. В. Веб-сайт компании как коммуникативный маркетинговый инструмент // Вестник ВГУ. 2013. № 1. С. 211-218.

5. Овчинников С. А. Роль определения тематики веб-сайта для поисковой оптимизации вебсайта бизнеса в российском сегменте сети интернет // Вестник Волгоградского института бизнеса. 2010. № 2. С. 67-73.

6. Носырева М. В. Профессионально-ориентированные сетевые информационные ресурсы в образовательной среде библиотек региона: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2008. 24 с.

7. Матсюк Д. Контент сайта: секреты наполнения сайта контентом. СПб., 2017. URL: https://blog.statusbrew.com/kontent-sajta-sekrety-napolneniya-sajta (дата обращения: 25.08.2018).

8. Кулiковiч У. I. Тэхналопя рэдакцыйна-выдавецкай справы: курс лекцый для студэнтау спе-цыяльнасщ 1-47 01 01 «Выдавецкая справа». Мшск: БДТУ, 2015. 255 с.

9. Ильченко С. Н. Интервью в журналистике: как это делается. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, Ин-т высш. шк. журналистики и мас. коммуникаций, 2016. 236 с.

10. Скворцова В. А. Текстовое пространство интервью: модель организации // Вестник Адыгейского государственного университета. 2011. Вып. 1. С. 153-168.

11. Колесниченко А. В. Практическая журналистика. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008. 177 с.

12. Тертычный А. А. Жанры периодической литературы. М.: Аспект Пресс, 2000. 38 с.

13. Обласова Т. В. Специфика учебных текстов для развития текстовой деятельности школьников в процессе изучения предметов гуманитарного цикла // Образование и наука. 2012. № 4. C.93-102.

14. Корконосенко С. Г. Основы журналистики. М.: Аспект Пресс, 2004. 287 с.

References

1. Skipor I. L. Integration of the electronic educational resources of the university: the development of a unified structure of the content of the site "Electronic educational environment of Kemguki". Vestnik KemGUKI [Bulletin of the Kemerovo State Institute of Culture], 2012, no. 20, pp. 122-130 (In Russian).

2. Neretina Ye. A., Makarets A. B. Web-site of the university as an important tool of marketing communications. Vestnik YuUrGU [Bulletin of the South Ural State University], 2009, no. 41, pp. 85-94 (In Russian).

3. Sugak D. B. The role of the website in the scientific and educational activities of the university. Vestnik SPbGUKI [Bulletin of the St. Petersburg State Institute of Culture], 2012, pp. 77-81 (In Russian).

4. Shurchkova Yu. V. The company's website as a communicative marketing tool. Vestnik VGU [Bulletin of the Voronezh State University], 2013, no. 1, pp. 211-218 (In Russian).

5. Ovchinnikov S. A. The role of determining the subject of a website for search engine optimization of a business website in the Russian segment of the Internet. Vestnik Volgogradskogo instituta biznesa [Bulletin of the Volgograd Institute of Business], 2010, no. 2, pp. 67-73 (In Russian).

6. Nosyreva M. V. Professional 'no-orientirovannyye setevyye informatsionnyye resursy v obra-zovatel'noy srede bibliotek regiona. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Professional-focused network information resources-in the educational environment of libraries of region. Abstract of thesis cand. of ped. sci.], SPb., 2008. 24 p.

7. Matsyuk D. Kontent sayta: sekrety napolneniya sayta kontentom [Content of the site: the secrets of filling the site with content]. St. Ptersburg, 2017. Available at: https://blog.statusbrew.com/kontent-sajta-sekrety-napolneniya-sajta (accesed 30.08.2018).

8. Kulikovich V. I Tekhnalogiya redaktsyyna-vydavetskay spravy: kurs lektsyy dlya studentau spetsy-yal'nastsi 1-47 01 01 «Vydavetskaya sprava» [Technology of the publishing business: a course of lectures for students majoring 1-47 01 01 "Publishing"]. Minsk, BGTU Publ., 2015. 255 p.

9. Il'chenko S. N. Interv'yu v zhurnalistike: kak eto delayetsya [Interview in journalism: how to do it]. St. Petersburg, S.-Petersb. gos. un-t, Un-t vyssh. shk. zhurnalistiki i mas. kommunikatsiy Publ., 2016. 236 p.

10. Skvortsova V. A Space text interview: organization model. Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Adygeya State University], 2011, no. 1, pp. 153-168 (In Russian).

11. Kolesnichenko A. V. Prakticheskaya zhurnalistika [Practical journalism]. Moscow, Moskovskiy universitet Publ., 2008, 177 p.

12. Tertychnyy A. A. Zhanry periodicheskoy literatury [Genres of the periodical literature]. Moscow, Aspect Press Publ., 2000. 38 p.

13. Oblasova T. V. Specificity of the Texts for the Development of Text Activity of Schoolchildren in the Course of Studying the Subjects of the Humanitarian Cycle. Obrazovaniye i nauka [Education and science Publ.], 2012, no. 4, pp. 93-102 (In Russian).

14. Korkonosenko S. G. Osnovy zhurnalistiki [Basics of Journalism]. Moscow, Aspekt Press Publ., 2004. 287 p.

Информация об авторе

Щигельская Екатерина Эдуардовна — магистрант кафедры редакционно-издательских технологий. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13a, Республика Беларусь). E-mail: [email protected]

Information about the author

Schigel'skaya Yekaterina Eduardovna — Master's degree student, the Department of Editorial and Publishing Technologies. Belarusian State Technological University (13a, Sverdlova str., 220006, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: [email protected]

Поступила 13.09.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.