Научная статья на тему 'Технология создания электронного учебного комплекса в системе дистанционного обучения "Прометей"'

Технология создания электронного учебного комплекса в системе дистанционного обучения "Прометей" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1350
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СИСТЕ-МА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / ПРОГРАММНАЯ СРЕДА SUNRAV / УЧЕБНЫЙ КУРС / ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНЫЙ КОМПЛЕКС / E-LEARNING / EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / E-LEANING SYSTEM / SOFTWARE ENVIRONMENT SUNRAV / TRAIN-ING COURSE / ELECTRONIC TRAINING COMPLEX

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филатова Зульфия Мирсайжановна

В статье рассмотрен технологический процесс создания электронного учебного курса в системе дистанционного обучения "Прометей".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TECHNOLOGY OF CREATION OF THE DISTANT ELECTRONIC TRAINING COMPLEX IN E-LEARNING SYSTEM "PROMETHEUS"

The author considers the technological steps of creation of the distant electronic training complex in e-learning system "Prometheus".

Текст научной работы на тему «Технология создания электронного учебного комплекса в системе дистанционного обучения "Прометей"»

ВЕСТНИК ТГГПУ. 2011. №1(23)

УДК 004.9:378;519.8;13.02

ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО КОМПЛЕКСА В СИСТЕМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ "ПРОМЕТЕЙ"

© З.М.Филатова

В статье рассмотрен технологический процесс создания электронного учебного курса в системе дистанционного обучения "Прометей".

Ключевые слова: дистанционное обучение, дистанционные образовательные технологии, система дистанционного обучения, программная среда SunRav, учебный курс, электронный учебный комплекс.

Введение

В настоящее время специалисты образовательных учреждений все более активно используют дистанционное обучение (ДО) в учебном процессе, так как на сегодняшний день это одна из наиболее "демократичных форм обучения, поскольку любой человек при сравнительно небольших материальных затратах может получить профессию, повысить квалификацию, переориентироваться в профессиональной деятельности, дополнить свое образование новыми областями знаний и т. д. " [1].

А.А.Андреев и В.И.Солдаткин обучение в дистанционной форме определяют как "целенаправленный, организованный процесс интерактивного взаимодействия преподавателей и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе" [2]. В основе такого специфического обучения заложена интенсивная самостоятельная работа учащегося, в процессе которой он осваивает в интерактивном режиме учебно-методические материалы, проходит дисциплинарное тестирование, выполняет письменные работы, взаимодействует с другими учащимися виртуальной учебной группы.

В своих исследованиях, посвященных проблемам теории и практики ДО, А.А.Андреев, Д.А.Давыдов, Е.С.Полат и др. [1; 2; 3; 4] отмечают, что в ДО создается специфическая информационно-образовательная среда. В частности, эта специфика заключается в организации и управлении учебным процессом, в котором основным средством обучения является электронный учебный комплекс (ЭУК). Электронный учебный комплекс определяется как "обучающая программная система многоцелевого назначения, которая позволяет в условиях интерактивной обратной связи: предоставлять теоретический материал для изучения; обеспечивать тренировоч-

ную учебную деятельность, информационнопоисковую деятельность, математическое и имитационное моделирование с компьютерной визуализацией, сервисные услуги; осуществлять контроль уровня знаний" [5].

В условиях дистанционного обучения электронный учебный комплекс может быть реализован при помощи так называемых кейс-технологий, когда учебные материалы предоставляются на записанном внешнем носителе, и/или сетевых технологий, когда учебные материалы в электронном виде размещаются на страницах образовательного портала, доступ к которым осуществляется через сеть интернет. В настоящее время наиболее перспективным для организации обучения в дистанционной форме являются сетевые электронные учебные курсы (СК), организации которых посвящена данная работа.

В области проектирования, создания и использования ЭУК в учебном процессе давно и плодотворно работают многие отечественные ученые и специалисты, такие как Г.А.Краснова, М.И.Беляев, А.В.Соловов [6], С.И.Макаров [7; 8], Е.В.Чернобай [9], В.В.Гриншкун, С.Г.Григорьев [10], А.Ю.Уваров [11], А.В.Курсакова [12] и др. Однако, несмотря на многолетний опыт использования ЭУК в системе дистанционного обучения (СДО), до сих пор отсутствует единый технологический подход к созданию электронного учебного комплекса в СДО и методических разработок по подготовке соответствующих учебных материалов, а также единая система подготовки тьюторов.

Общие принципы создания ЭУК в СдО "Прометей"

Рассмотрим технологию создания электронного учебного комплекса и его использование в СДО на базе Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального обучения "Набережночелнинский госу-

дарственный торгово-технологический институт" (далее НГТТИ). Для организации заочного обучения в дистанционном режиме в НГТТИ используется технологический комплекс "ВоокЕ^-Шг-РготеШеш", состоящий из отечественной системы дистанционного обучения "Прометей" [13] и редактора ИТМЬ "ВоокЕ^ог". СДО представляет собой "совокупность методов и программных средств, обеспечивающих выполнение инвариантных к изучаемым дисциплинам служебных функций: управление базами учебных материалов; разработка формы представления сетевых курсов; управление учебным процессом; защита информации и регламентация доступа к системе" [10].

Основным связующим звеном в СДО "Прометей" является электронный учебный комплекс, представленный в виде гипертекстовых материалов и объединяющий несколько блоков:

- инструктивный, содержащий описание курса и представленный в виде краткого руководства к выполнению заданий, методических рекомендаций для преподавателя и т.п., в формате текстовых документов;

- информационный, содержащий изучаемый материал и представленный в форме текстов с визуальной и медиа-информацией;

- контрольный, содержащий электронные контрольные материалы (тесты, разработки проектов, расчетные задания и т.п.) и представленный в текстовом формате с возможными графическими и мультимедийными приложениями.

При выборе содержания учебного комплекса необходимо учитывать как требования государственного стандарта, так и особенности учебной программы рассматриваемой дисциплины. Содержательная составляющая электронного комплекса в среде обучения должна "обеспечивать возможность обучаемому самостоятельно получать знания по выбранной специальности или направлению, закреплять необходимые навыки и умения, посредством интерактивного интерфейса программной среды и встроенных функций оценки качества усвоения полученной информации" [10].

Организационные мероприятия для создания ЭУК

Для создания дистанционного электронного комплекса и внедрения его в систему обучения на основе технологического комплекса в НГТТИ была организована рабочая группа специалистов, состоящая из авторов-преподавателей, в дальнейшем называемых тьюторами, и специалистов методической и технической службы. Структурирование и наполнение содержательной части определенного ЭУК текстом, иллюстрациями,

мультимедийными файлами, WEB-ссылками и т.п. осуществляется тьютором; методическая составляющая комплекса - тьютором совместно со специалистом по методике подготовки средств дистанционного обучения; проработка технической части ЭУК - специалистами отдела дистанционного обучения и информатизации. Тьютор предварительно подготавливает содержательное наполнение учебного комплекса, т.е. теоретическую, практическую и диагностирующую части.

Курс дистанционного обучения разрабатывается специалистами НГТТИ на модульной основе, где каждый модуль - это стандартный учебный продукт, обеспечивающий определенный объем знаний и умений и предназначенный для изучения в течение определенного времени. Набор компонентов электронного комплекса варьируется в зависимости от предметной области и специальности, к которым относится данный курс. При разработке дистанционного курса тьютор должен руководствоваться внутренними стандартами по разработке авторских ЭУК, потребностями вуза, уровнем технической оснащенности и наличием соответствующего программного обеспечения. При создании ЭУК немаловажным фактором служит наличие соответствующей квалификации тьютора как в предметной области, так и в области, связанной с разработкой электронного образовательного ресурса в целом.

Создание комплекса дистанционного обучения - это многоэтапный процесс, в ходе реализации которого разрабатываются и связываются между собой отдельные компоненты. Из множества различных вариантов этого процесса создания многокомпонентного и многомодульного электронного учебного курса наиболее рациональным, на наш взгляд, является следующий: проектирование ЭУК ^ формирование контента ЭУК ^ техническое исполнение ЭУК ^ тестирование ЭУК. Рассмотрим эти этапы более подробно.

Проектирование ЭУК

Последовательность проектирования ЭУК, адаптированных под технологический комплекс "ВоокЕ^ог-РготеШеш", принципиально не отличается от общепринятой:

1. Определение целевой аудитории: учет возрастной группы, а также уровней информационно-коммуникационной грамотности и подготовки в области знаний планируемого курса (базовой или продвинутой);

2. Постановка целей и задач и формулировка развернутой программы ЭУК;

3. Отбор содержания учебного материала ЭУК;

4. Разработка структуры и сценария ЭУК.

Содержательная часть учебного курса должна соответствовать общим требованиям отдела дистанционного обучения и информатизации НГТТИ к структуре, объему, форме и автономности модуля.

Структура ЭУК, приведенная в соответствии с выбранной технической базой исполнения, состоит из нескольких крупных блоков:

1. Вводного модуля, которая содержит рабочую программу курса, график проведения учебных мероприятий, глоссарий, литературу для изучения курса, сведения об авторах курса и пр.;

2. Основного модуля, который содержит теоретический и практический материал, отобранный и приведенный в соответствие с рабочей программой;

3. Контрольного модуля полученных компетенций (знаний, умений и навыков). В зависимости от видов учебной деятельности и форм контроля этот модуль может содержать текущее тестирование по контрольным вопросам, итоговый экзамен, разработку и выполнение курсовых работ и проектов.

На Рис.1. показана структура учебного пособия "Технология создания дистанционного элек-

||? E:\Kurs DO -ІПІ х] I

I Файл Правка Вид Избранное Сервис Справка

Назад - Ц jJ Поиск Пдпки Папки 1

|| Адрес]. | j E:\KursDO Переход

I_________

В | Q Control

□ modul_l_; . modul_3

□ modul_4

□ modul_5 BLi modui_4

. Audio і u Demo

I_|j Doc

I |j Graf 0 |_j Video В LJ modui_5 В modui_6 В a, modul_0 В Li modul_l

E і__,j modul_2

В |_j) modul_3 В _,j modul_7 В [_Jj Temp

I ■

Control

modui_6 modul_0 modul_l

k k

modul_2 modul_3 modul_7

k

Temp

Рис.1. Модульная структура ЭУК

Одним из этапов в проектировании ЭУК является проработка сценария электронного курса, т.е. плана взаимодействия пользователя с элек-

тронным изданием, содержащего отдельные структурные компоненты во временной последовательности и описание их содержательного, логического и временного взаимодействия [11]. Роль структурных компонентов могут играть, например, гиперссылки, визуальная и аудиоинформация. Структурные компоненты могут содержать внутреннюю иерархию компонентов, доступ к которым должен обеспечиваться средствами ЭУК.

Формирование контента ЭУК

С учетом требований по разработке электронных учебных комплексов тьютор готовит учебный материал в электронном виде:

- текстовую информацию для наполнения электронного учебного комплекса;

- демонстрационный материал (презентации, видеоролики, видеофильмы и т.п.);

- графические объекты (схемы, таблицы, диаграммы, рисунки, изображения, формулы и пр.);

- аудиоматериал.

Подготовка материала осуществляется посредством доступных ресурсов: поиска и сбора информации в интернете, оцифровки текстовых и графических материалов из учебников, создания объектов (текстов, рисунков, видеофрагментов и звука) при помощи программных приложений.

Техническое исполнение ЭУК

Техническая реализация электронного комплекса в НГТТИ основана на лицензированных инструментальных средствах, имеющихся в образовательном учреждении, и осуществляется специалистами отдела ДО и информатизации в программной среде ВоокЕ&1;ог, входящей в состав пакета 8ипЯау ВоокО£йсе. Технологическая среда 8ипИау ВоокЕ&1ог является ИТМЬ-редактором электронных учебников и позволяет создавать документы с иерархической структурой. Элементами такой структуры являются главы (разделы) учебника [14]. На Рис.2 представлено рабочее окно программы, состоящее из двух областей: в правой части окна расположена иерархическая структура электронного учебника, в левой - содержательная часть рассматриваемой главы (раздела).

U

V

Содержа»** и

Разделы

ОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ дистдниио V ВВЕДЕНИЕ В КУРС ^ МЕТОДИКИ СОЗДАНИЯ КУРСОВ £ _ ТЕ>МОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ДИСТА!

* I 3.1 Разработка и оогагмзаиия cifr

* I 32 Поогоговиа т^стсвь* ослут ^ I 3.3 Поиск >iиііор» ц>ціх ь глоба/ьч

134 Поагого#*агр»»те<»<йиму 1^341 Грее*мес».еяііі»ормаці« Q 342 Ауямоммфоомви*»

[+ (J 3421 Прогрв**»а Зауюм W lJ 3421 1 Загмс». еослро

ч[* L ШШВШЯШ

_j 3 4 3 Виаео іиВцм—

і ^ 344 Контрольная рабо*а №2 СОЗДАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОГО М/ ТЕ>НОЛОГИЯ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ ЗАЧЕТ

Заключение

вставка Фосфат Сереис Іабіміа

^ у ^ O'

М Загвммм

% т1

Фияьтр

Фильтр

г Развел Стмт> .'правка

4 ft =3 =3 -і <

Зафсгмть

ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО

п *

КУРСА -Н

Редан тор

X 4 Q

±і

■ А

F|S Е

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

►циламкм*

■5-.e-.7-.S-.5-. лій. . лі ■ . лі- ■ .15- ■ 1<- ■ ИБ- ■ і£- ■ 3.4.2.2. Редактор звуковых файлов Nero Wave Editor

ТТГ7

14 . -й .

*1

/ ** *> *) * 4>

“J J'44 0 0

Иотз 00 се 22 «1

Нижний кояонтитуя

zJ

Запретить - D X

НГТТИ Отдел листанциоомого обучения и информатизации ~т|

Клочееь* снова 10в:55

V:ycMGDPO^4atova\V«unt_0lM*/a^n9a2. *rb

Рис.2. Рабочее окно программы BookEditor в режиме редактирования

Редактор SunRav BookEditor совместим с платформой "Прометей" и обеспечивает важные для верстки контента ЭУК возможности:

- внедрение в учебный комплекс объектов графики, мультимедиа, ole и гиперссылок;

- защиту от несанкционированного распространения, разрешение или запрещение печати книги и (или) копирования информации;

- компилирование пособия в ЕХЕ-файлы и в формат ИТМЬ.

Электронный учебник, созданный при помощи программы 8ипИау BookEditoг, размещается на страницах образовательного портала. На Рис.3. показан фрагмент учебного комплекса "Технология создания дистанционного электронного учебного курса" после его конвертации в формате ИТМЬ.

О»

Технология создания дистаиционн

ku ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ дистднц Ф 1, ВВЕДЕНИЕ В КУРС ^ 2. МЕТОДИКИ СОЗДАНИЯ 11УРСС

*1 3. ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ДИС

UJ 4. СОЗДАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОГО J3 4 і, Введение ji 4.2 Этапы созданы я презен

Ф 4.3. Требования к хомпьюте 4.4. Построение преэемтаци -5) 4.4.1. Основные Приемы

.9 4.4.2. Применение эффек 9 4.4.3. Использование три .9 4.4.4. Вставка звука и ви .*3 4.4.5. Использование гип« 9 4.5. Методические приемы и .Й 4.6. контрольная работа юз % 5. ТЕХНОЛОГИЯ УЧЕБНОЙ РАБО Ф 6. ЗАЧЕТ 11 ?■ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

4

ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО КУРСА 4.2. Этапы создания презентации Создание презентации состоит из следующих этапов:

1 Создание сценария (выбор темы, олредепеиие цепей и задач демонстрационного материала, сбор и обработка информационного материала, разработка схемы проекта, создание и апробация презентации)

Перед созданием презентациоюого материала предварительно необходимо продумать содержание каждого слайда. а также связи между ними Поэтому основу любой презентации составляет схема в виде системы взаимосвязанных слайдов (рис 1)

D—HZD—*С

>HZD

о)

Рис 1 Схема презентации - множество слайдов и связей ме*ду міми а - простейшая структура. 6 -елодеия структура .иноговариаигныи сценарииt

zl

л

Рис.З. ЭУК в формате HTML

Тестирование ЭУК

Администратор системы ДО размещает учебный комплекс в технологическую среду обучения и обеспечивает к нему доступ потенциальных потребителей. Предварительно, перед размещением ЭУК в СДО, специалист-верстальщик электронного комплекса в готовом виде передает его для ознакомления автору курса для возможной корректировки содержательной части учебного материала. При апробации электронного курса в учебном процессе выявляются не замеченные ранее неточности в изложении учебного материала и программной реализации, которые в дальнейшем дорабатываются.

Заключение Таким образом, мы описали один из технологических подходов создания ЭУК и его внедрения в СДО "Прометей", в котором учтены специфические особенности учебного процесса ВУЗа, уровень технической оснащенности и наличие 1Т-специалистов.

1. Полат Е.С. Педагогические технологии дистан-

ционного обучения // иКЪ: http://www.uprav.biz/ materials/education/view/2724.html?next=2 (дата

обращения 15.01.2011).

2. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. -М.: Изд-во МЭСИ, 1999. - 196 с.

3. Давыдов Д.А., Шарафиев Р.Г. Дистанционное образование и обучение. - Уфа: Демиург, 2005. -112 с.

4. Полат Е.С. Проблемы организации системы дистанционного обучения в Российской федерации //

иКЬ: http://distant.ioso.ru/library/publication/

doproblem.htm (дата обращения 15.01.2011).

5. Зайнутдинова Л.Х. Создание и применение электронных учебников. - Астрахань: ЦНТЭП, 1999.

6. Краснова Г.А., Беляев М.И., Соловов А.В. Технологии создания электронных обучающих средств.

- М.: МГИУ, 2001.

7. Макаров С.И. Методические основы создания электронных учебных ресурсов для экономических вузов в предметной области "Математика". -Самара: Изд-во Самар. гос. экон. акад., 2002. -92 с.

8. Макаров С.И. Электронные учебные сетевые ресурсы // Вестник Самар. гос. экон. акад. - 2002. -№2(9). - С.157-158.

9. Чернобай Е.В. Методическая система подготовки учителей к созданию электронных образовательных ресурсов: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2008.

10. Гриншкун В.В., Григорьев С.Г. Образовательные электронные издания и ресурсы: учебно-методич. пособ. для студентов пед. вузов и слушателей системы повышения квалификации работников образования. - Курск: КГУ; Москва: МГПУ. -2006. - 98 с.

11. Уваров А.Ю. Электронный учебник: теория и практика. - М.: Изд-во УРАО, 1999. - 220 с.

12. Курсакова А.В. Технология проектирования учебно-методических комплексов в системе открытого дистанционного профессионального образования: дис. . канд. пед. наук. - М., 2007.

13. Система дистанционного обучения ГБОУ ВПО "НГТТИ" // иЯЬ: http://sdo.ngtti.ru (дата обращения 15.01.2011).

14. Сунгатулин Р. Т. Создание и распространение электронных учебников с помощью пакета программ BookOffice // иКЬ:

http://ipk.admin.tstu.гu/sputnik/index/stг/гesuгs.files/i ct.edu.ru/vconf/files/6846.doc (дата обращения

15.01.2011).

THE TECHNOLOGY OF CREATION OF THE DISTANT ELECTRONIC TRAINING COMPLEX IN E-LEARNING SYSTEM "PROMETHEUS"

Z.M.Filatova

The author considers the technological steps of creation of the distant electronic training complex in elearning system "Prometheus".

Key words: e-learning, educational technologies, e-leaning system, software environment SunRav, training course, electronic training complex.

Филатова Зульфия Мирсайжановна - аспирант кафедры геометрии и математического моделирования Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета.

E-mail: [email protected]

Поступила в редакцию 28.01.2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.