ВЕСТНИК ТГГПУ. 2011. №1(23)
УДК 004.9:378;519.8;13.02
ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО КОМПЛЕКСА В СИСТЕМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ "ПРОМЕТЕЙ"
© З.М.Филатова
В статье рассмотрен технологический процесс создания электронного учебного курса в системе дистанционного обучения "Прометей".
Ключевые слова: дистанционное обучение, дистанционные образовательные технологии, система дистанционного обучения, программная среда SunRav, учебный курс, электронный учебный комплекс.
Введение
В настоящее время специалисты образовательных учреждений все более активно используют дистанционное обучение (ДО) в учебном процессе, так как на сегодняшний день это одна из наиболее "демократичных форм обучения, поскольку любой человек при сравнительно небольших материальных затратах может получить профессию, повысить квалификацию, переориентироваться в профессиональной деятельности, дополнить свое образование новыми областями знаний и т. д. " [1].
А.А.Андреев и В.И.Солдаткин обучение в дистанционной форме определяют как "целенаправленный, организованный процесс интерактивного взаимодействия преподавателей и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе" [2]. В основе такого специфического обучения заложена интенсивная самостоятельная работа учащегося, в процессе которой он осваивает в интерактивном режиме учебно-методические материалы, проходит дисциплинарное тестирование, выполняет письменные работы, взаимодействует с другими учащимися виртуальной учебной группы.
В своих исследованиях, посвященных проблемам теории и практики ДО, А.А.Андреев, Д.А.Давыдов, Е.С.Полат и др. [1; 2; 3; 4] отмечают, что в ДО создается специфическая информационно-образовательная среда. В частности, эта специфика заключается в организации и управлении учебным процессом, в котором основным средством обучения является электронный учебный комплекс (ЭУК). Электронный учебный комплекс определяется как "обучающая программная система многоцелевого назначения, которая позволяет в условиях интерактивной обратной связи: предоставлять теоретический материал для изучения; обеспечивать тренировоч-
ную учебную деятельность, информационнопоисковую деятельность, математическое и имитационное моделирование с компьютерной визуализацией, сервисные услуги; осуществлять контроль уровня знаний" [5].
В условиях дистанционного обучения электронный учебный комплекс может быть реализован при помощи так называемых кейс-технологий, когда учебные материалы предоставляются на записанном внешнем носителе, и/или сетевых технологий, когда учебные материалы в электронном виде размещаются на страницах образовательного портала, доступ к которым осуществляется через сеть интернет. В настоящее время наиболее перспективным для организации обучения в дистанционной форме являются сетевые электронные учебные курсы (СК), организации которых посвящена данная работа.
В области проектирования, создания и использования ЭУК в учебном процессе давно и плодотворно работают многие отечественные ученые и специалисты, такие как Г.А.Краснова, М.И.Беляев, А.В.Соловов [6], С.И.Макаров [7; 8], Е.В.Чернобай [9], В.В.Гриншкун, С.Г.Григорьев [10], А.Ю.Уваров [11], А.В.Курсакова [12] и др. Однако, несмотря на многолетний опыт использования ЭУК в системе дистанционного обучения (СДО), до сих пор отсутствует единый технологический подход к созданию электронного учебного комплекса в СДО и методических разработок по подготовке соответствующих учебных материалов, а также единая система подготовки тьюторов.
Общие принципы создания ЭУК в СдО "Прометей"
Рассмотрим технологию создания электронного учебного комплекса и его использование в СДО на базе Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального обучения "Набережночелнинский госу-
дарственный торгово-технологический институт" (далее НГТТИ). Для организации заочного обучения в дистанционном режиме в НГТТИ используется технологический комплекс "ВоокЕ^-Шг-РготеШеш", состоящий из отечественной системы дистанционного обучения "Прометей" [13] и редактора ИТМЬ "ВоокЕ^ог". СДО представляет собой "совокупность методов и программных средств, обеспечивающих выполнение инвариантных к изучаемым дисциплинам служебных функций: управление базами учебных материалов; разработка формы представления сетевых курсов; управление учебным процессом; защита информации и регламентация доступа к системе" [10].
Основным связующим звеном в СДО "Прометей" является электронный учебный комплекс, представленный в виде гипертекстовых материалов и объединяющий несколько блоков:
- инструктивный, содержащий описание курса и представленный в виде краткого руководства к выполнению заданий, методических рекомендаций для преподавателя и т.п., в формате текстовых документов;
- информационный, содержащий изучаемый материал и представленный в форме текстов с визуальной и медиа-информацией;
- контрольный, содержащий электронные контрольные материалы (тесты, разработки проектов, расчетные задания и т.п.) и представленный в текстовом формате с возможными графическими и мультимедийными приложениями.
При выборе содержания учебного комплекса необходимо учитывать как требования государственного стандарта, так и особенности учебной программы рассматриваемой дисциплины. Содержательная составляющая электронного комплекса в среде обучения должна "обеспечивать возможность обучаемому самостоятельно получать знания по выбранной специальности или направлению, закреплять необходимые навыки и умения, посредством интерактивного интерфейса программной среды и встроенных функций оценки качества усвоения полученной информации" [10].
Организационные мероприятия для создания ЭУК
Для создания дистанционного электронного комплекса и внедрения его в систему обучения на основе технологического комплекса в НГТТИ была организована рабочая группа специалистов, состоящая из авторов-преподавателей, в дальнейшем называемых тьюторами, и специалистов методической и технической службы. Структурирование и наполнение содержательной части определенного ЭУК текстом, иллюстрациями,
мультимедийными файлами, WEB-ссылками и т.п. осуществляется тьютором; методическая составляющая комплекса - тьютором совместно со специалистом по методике подготовки средств дистанционного обучения; проработка технической части ЭУК - специалистами отдела дистанционного обучения и информатизации. Тьютор предварительно подготавливает содержательное наполнение учебного комплекса, т.е. теоретическую, практическую и диагностирующую части.
Курс дистанционного обучения разрабатывается специалистами НГТТИ на модульной основе, где каждый модуль - это стандартный учебный продукт, обеспечивающий определенный объем знаний и умений и предназначенный для изучения в течение определенного времени. Набор компонентов электронного комплекса варьируется в зависимости от предметной области и специальности, к которым относится данный курс. При разработке дистанционного курса тьютор должен руководствоваться внутренними стандартами по разработке авторских ЭУК, потребностями вуза, уровнем технической оснащенности и наличием соответствующего программного обеспечения. При создании ЭУК немаловажным фактором служит наличие соответствующей квалификации тьютора как в предметной области, так и в области, связанной с разработкой электронного образовательного ресурса в целом.
Создание комплекса дистанционного обучения - это многоэтапный процесс, в ходе реализации которого разрабатываются и связываются между собой отдельные компоненты. Из множества различных вариантов этого процесса создания многокомпонентного и многомодульного электронного учебного курса наиболее рациональным, на наш взгляд, является следующий: проектирование ЭУК ^ формирование контента ЭУК ^ техническое исполнение ЭУК ^ тестирование ЭУК. Рассмотрим эти этапы более подробно.
Проектирование ЭУК
Последовательность проектирования ЭУК, адаптированных под технологический комплекс "ВоокЕ^ог-РготеШеш", принципиально не отличается от общепринятой:
1. Определение целевой аудитории: учет возрастной группы, а также уровней информационно-коммуникационной грамотности и подготовки в области знаний планируемого курса (базовой или продвинутой);
2. Постановка целей и задач и формулировка развернутой программы ЭУК;
3. Отбор содержания учебного материала ЭУК;
4. Разработка структуры и сценария ЭУК.
Содержательная часть учебного курса должна соответствовать общим требованиям отдела дистанционного обучения и информатизации НГТТИ к структуре, объему, форме и автономности модуля.
Структура ЭУК, приведенная в соответствии с выбранной технической базой исполнения, состоит из нескольких крупных блоков:
1. Вводного модуля, которая содержит рабочую программу курса, график проведения учебных мероприятий, глоссарий, литературу для изучения курса, сведения об авторах курса и пр.;
2. Основного модуля, который содержит теоретический и практический материал, отобранный и приведенный в соответствие с рабочей программой;
3. Контрольного модуля полученных компетенций (знаний, умений и навыков). В зависимости от видов учебной деятельности и форм контроля этот модуль может содержать текущее тестирование по контрольным вопросам, итоговый экзамен, разработку и выполнение курсовых работ и проектов.
На Рис.1. показана структура учебного пособия "Технология создания дистанционного элек-
||? E:\Kurs DO -ІПІ х] I
I Файл Правка Вид Избранное Сервис Справка
Назад - Ц jJ Поиск Пдпки Папки 1
|| Адрес]. | j E:\KursDO Переход
I_________
В | Q Control
□ modul_l_; . modul_3
□ modul_4
□ modul_5 BLi modui_4
. Audio і u Demo
I_|j Doc
I |j Graf 0 |_j Video В LJ modui_5 В modui_6 В a, modul_0 В Li modul_l
E і__,j modul_2
В |_j) modul_3 В _,j modul_7 В [_Jj Temp
I ■
Control
modui_6 modul_0 modul_l
k k
modul_2 modul_3 modul_7
k
Temp
Рис.1. Модульная структура ЭУК
Одним из этапов в проектировании ЭУК является проработка сценария электронного курса, т.е. плана взаимодействия пользователя с элек-
тронным изданием, содержащего отдельные структурные компоненты во временной последовательности и описание их содержательного, логического и временного взаимодействия [11]. Роль структурных компонентов могут играть, например, гиперссылки, визуальная и аудиоинформация. Структурные компоненты могут содержать внутреннюю иерархию компонентов, доступ к которым должен обеспечиваться средствами ЭУК.
Формирование контента ЭУК
С учетом требований по разработке электронных учебных комплексов тьютор готовит учебный материал в электронном виде:
- текстовую информацию для наполнения электронного учебного комплекса;
- демонстрационный материал (презентации, видеоролики, видеофильмы и т.п.);
- графические объекты (схемы, таблицы, диаграммы, рисунки, изображения, формулы и пр.);
- аудиоматериал.
Подготовка материала осуществляется посредством доступных ресурсов: поиска и сбора информации в интернете, оцифровки текстовых и графических материалов из учебников, создания объектов (текстов, рисунков, видеофрагментов и звука) при помощи программных приложений.
Техническое исполнение ЭУК
Техническая реализация электронного комплекса в НГТТИ основана на лицензированных инструментальных средствах, имеющихся в образовательном учреждении, и осуществляется специалистами отдела ДО и информатизации в программной среде ВоокЕ&1;ог, входящей в состав пакета 8ипЯау ВоокО£йсе. Технологическая среда 8ипИау ВоокЕ&1ог является ИТМЬ-редактором электронных учебников и позволяет создавать документы с иерархической структурой. Элементами такой структуры являются главы (разделы) учебника [14]. На Рис.2 представлено рабочее окно программы, состоящее из двух областей: в правой части окна расположена иерархическая структура электронного учебника, в левой - содержательная часть рассматриваемой главы (раздела).
U
V
Содержа»** и
Разделы
ОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ дистдниио V ВВЕДЕНИЕ В КУРС ^ МЕТОДИКИ СОЗДАНИЯ КУРСОВ £ _ ТЕ>МОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ДИСТА!
* I 3.1 Разработка и оогагмзаиия cifr
* I 32 Поогоговиа т^стсвь* ослут ^ I 3.3 Поиск >iиііор» ц>ціх ь глоба/ьч
134 Поагого#*агр»»те<»<йиму 1^341 Грее*мес».еяііі»ормаці« Q 342 Ауямоммфоомви*»
[+ (J 3421 Прогрв**»а Зауюм W lJ 3421 1 Загмс». еослро
ч[* L ШШВШЯШ
_j 3 4 3 Виаео іиВцм—
і ^ 344 Контрольная рабо*а №2 СОЗДАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОГО М/ ТЕ>НОЛОГИЯ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ ЗАЧЕТ
Заключение
вставка Фосфат Сереис Іабіміа
^ у ^ O'
М Загвммм
% т1
Фияьтр
Фильтр
г Развел Стмт> .'правка
4 ft =3 =3 -і <
Зафсгмть
ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО
п *
КУРСА -Н
Редан тор
X 4 Q
±і
■ А
F|S Е
►циламкм*
■5-.e-.7-.S-.5-. лій. . лі ■ . лі- ■ .15- ■ 1<- ■ ИБ- ■ і£- ■ 3.4.2.2. Редактор звуковых файлов Nero Wave Editor
ТТГ7
14 . -й .
*1
/ ** *> *) * 4>
“J J'44 0 0
Иотз 00 се 22 «1
Нижний кояонтитуя
zJ
Запретить - D X
НГТТИ Отдел листанциоомого обучения и информатизации ~т|
Клочееь* снова 10в:55
V:ycMGDPO^4atova\V«unt_0lM*/a^n9a2. *rb
Рис.2. Рабочее окно программы BookEditor в режиме редактирования
Редактор SunRav BookEditor совместим с платформой "Прометей" и обеспечивает важные для верстки контента ЭУК возможности:
- внедрение в учебный комплекс объектов графики, мультимедиа, ole и гиперссылок;
- защиту от несанкционированного распространения, разрешение или запрещение печати книги и (или) копирования информации;
- компилирование пособия в ЕХЕ-файлы и в формат ИТМЬ.
Электронный учебник, созданный при помощи программы 8ипИау BookEditoг, размещается на страницах образовательного портала. На Рис.3. показан фрагмент учебного комплекса "Технология создания дистанционного электронного учебного курса" после его конвертации в формате ИТМЬ.
О»
-и
Технология создания дистаиционн
ku ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ дистднц Ф 1, ВВЕДЕНИЕ В КУРС ^ 2. МЕТОДИКИ СОЗДАНИЯ 11УРСС
*1 3. ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ДИС
UJ 4. СОЗДАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОГО J3 4 і, Введение ji 4.2 Этапы созданы я презен
Ф 4.3. Требования к хомпьюте 4.4. Построение преэемтаци -5) 4.4.1. Основные Приемы
.9 4.4.2. Применение эффек 9 4.4.3. Использование три .9 4.4.4. Вставка звука и ви .*3 4.4.5. Использование гип« 9 4.5. Методические приемы и .Й 4.6. контрольная работа юз % 5. ТЕХНОЛОГИЯ УЧЕБНОЙ РАБО Ф 6. ЗАЧЕТ 11 ?■ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
4
ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО КУРСА 4.2. Этапы создания презентации Создание презентации состоит из следующих этапов:
1 Создание сценария (выбор темы, олредепеиие цепей и задач демонстрационного материала, сбор и обработка информационного материала, разработка схемы проекта, создание и апробация презентации)
Перед созданием презентациоюого материала предварительно необходимо продумать содержание каждого слайда. а также связи между ними Поэтому основу любой презентации составляет схема в виде системы взаимосвязанных слайдов (рис 1)
D—HZD—*С
>HZD
о)
Рис 1 Схема презентации - множество слайдов и связей ме*ду міми а - простейшая структура. 6 -елодеия структура .иноговариаигныи сценарииt
zl
л
Рис.З. ЭУК в формате HTML
Тестирование ЭУК
Администратор системы ДО размещает учебный комплекс в технологическую среду обучения и обеспечивает к нему доступ потенциальных потребителей. Предварительно, перед размещением ЭУК в СДО, специалист-верстальщик электронного комплекса в готовом виде передает его для ознакомления автору курса для возможной корректировки содержательной части учебного материала. При апробации электронного курса в учебном процессе выявляются не замеченные ранее неточности в изложении учебного материала и программной реализации, которые в дальнейшем дорабатываются.
Заключение Таким образом, мы описали один из технологических подходов создания ЭУК и его внедрения в СДО "Прометей", в котором учтены специфические особенности учебного процесса ВУЗа, уровень технической оснащенности и наличие 1Т-специалистов.
1. Полат Е.С. Педагогические технологии дистан-
ционного обучения // иКЪ: http://www.uprav.biz/ materials/education/view/2724.html?next=2 (дата
обращения 15.01.2011).
2. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. -М.: Изд-во МЭСИ, 1999. - 196 с.
3. Давыдов Д.А., Шарафиев Р.Г. Дистанционное образование и обучение. - Уфа: Демиург, 2005. -112 с.
4. Полат Е.С. Проблемы организации системы дистанционного обучения в Российской федерации //
иКЬ: http://distant.ioso.ru/library/publication/
doproblem.htm (дата обращения 15.01.2011).
5. Зайнутдинова Л.Х. Создание и применение электронных учебников. - Астрахань: ЦНТЭП, 1999.
6. Краснова Г.А., Беляев М.И., Соловов А.В. Технологии создания электронных обучающих средств.
- М.: МГИУ, 2001.
7. Макаров С.И. Методические основы создания электронных учебных ресурсов для экономических вузов в предметной области "Математика". -Самара: Изд-во Самар. гос. экон. акад., 2002. -92 с.
8. Макаров С.И. Электронные учебные сетевые ресурсы // Вестник Самар. гос. экон. акад. - 2002. -№2(9). - С.157-158.
9. Чернобай Е.В. Методическая система подготовки учителей к созданию электронных образовательных ресурсов: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2008.
10. Гриншкун В.В., Григорьев С.Г. Образовательные электронные издания и ресурсы: учебно-методич. пособ. для студентов пед. вузов и слушателей системы повышения квалификации работников образования. - Курск: КГУ; Москва: МГПУ. -2006. - 98 с.
11. Уваров А.Ю. Электронный учебник: теория и практика. - М.: Изд-во УРАО, 1999. - 220 с.
12. Курсакова А.В. Технология проектирования учебно-методических комплексов в системе открытого дистанционного профессионального образования: дис. . канд. пед. наук. - М., 2007.
13. Система дистанционного обучения ГБОУ ВПО "НГТТИ" // иЯЬ: http://sdo.ngtti.ru (дата обращения 15.01.2011).
14. Сунгатулин Р. Т. Создание и распространение электронных учебников с помощью пакета программ BookOffice // иКЬ:
http://ipk.admin.tstu.гu/sputnik/index/stг/гesuгs.files/i ct.edu.ru/vconf/files/6846.doc (дата обращения
15.01.2011).
THE TECHNOLOGY OF CREATION OF THE DISTANT ELECTRONIC TRAINING COMPLEX IN E-LEARNING SYSTEM "PROMETHEUS"
Z.M.Filatova
The author considers the technological steps of creation of the distant electronic training complex in elearning system "Prometheus".
Key words: e-learning, educational technologies, e-leaning system, software environment SunRav, training course, electronic training complex.
Филатова Зульфия Мирсайжановна - аспирант кафедры геометрии и математического моделирования Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета.
E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 28.01.2011