УДК 021 Дроздова Н.В., Павлова О.А.
Дроздова Н.В.
студент факультета гуманитарного образования Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар, Россия)
Научный руководитель: Павлова О.А.
доцент кафедры социально-культурной деятельности
доктор филологических наук, доцент Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар, Россия)
ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ: ОСВОЕНИЕ ИННОВАЦИЙ КАК ИНСТРУМЕНТА ДЛЯ РАЗВИТИЯ БИБЛИОТЕЧНОЙ СФЕРЫ
Аннотация: в статье представлена информация о реализации деятельности российских библиотек на основе инновации. О необходимости обновления и обогащения прежних творческих установок с тем, чтобы лучшим образом ответить на многие вопросы времени.
Ключевые слова: инновации, библиотека, творческий потенциал, технологии, информация, проект, социокультурное проектирование, фандрейзинг.
Сегодня многие российские организации реорганизуют свою деятельность на основе инновации. Не являются и исключением и библиотеки.
Освоение инноваций как инструмента для развития библиотечной сферы страны представляется неизбежным. Пересматриваются многие традиционные методы библиотечной работы, возникает необходимость обновления и
обогащения прежних творческих и практических установок с тем, чтобы лучшим образом ответить на многие вопросы времени.
Сегодня необходим поиск рациональных способов управления изменениями, позволяющие предвидеть проблемы, прогнозировать развитие библиотеки, своевременно и качественно предоставлять пользователю необходимую информацию, библиотечную продукцию. Специалистам библиотечного дела становится ясно, что именно инновационный путь развития библиотек, обновление всех сторон их деятельности обеспечат выполнение возложенной на них социальной задачи.
Эффективное использование инноваций — сложная профессиональная задача библиотек. Инновационные подходы к реализации поставленных задач требуют у сотрудников библиотек наличия знаний, умений, навыков, творческого потенциала, способствующих организации, управлению и осуществлению деятельности. Любой библиотечный специалист должен понимать содержание инновационных процессов, знать уровень развития библиотечно-информационной науки, технологий, уметь отслеживать тенденции их развития, владеть навыками инновационного проектирования.
Информация — это ресурс, которым обладают библиотеки ежедневно. Информация как ресурс устойчивого развития ценится за своё содержание, возможность многократно использоваться. Эти особенности информации реализуются с помощью материальных, информационных средств техники и информационной технологии. Новая концепция развития общества повышает социальный статус библиотек, который обеспечивает доступ к накопленным человечеством знаниям. В этих условиях библиотека становится информационным центром зоны обслуживания и источником доступа к информационным ресурсам.
Сегодня российские библиотеки сталкиваются со множеством ограничений:
- сокращение государственных расходов на культуру,
- низкая заработная плата привела к оттоку молодых кадров,
- снижение государственного финансирования привело к поиску дополнительных источников финансирования — развитие методов фандрейзинга. Фандрейзинг — это привлечение и концентрация финансовых ресурсов для определённых целей, проектов и программ. Все организации культуры занимаются привлечением денежных средств, осуществляя многоканальное финансирование. Основой финансирования библиотечных проектов являются государственные источники, и осуществляется за счёт инвестиционных программ через прямое субсидирование.
В связи с этим библиотеки ведут поиск новых направлений деятельности. Сочетание общедоступности, многофункциональности и современных инновационных технологий в библиотеках не только открываются более эффективные возможности для обслуживания пользователей, но и требует новых подходов к планированию мероприятий и выбору новых форм работы с населением.
Социокультурное проектирование — специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующие желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработки путей и средств достижения поставленных целей [1].
Проектные технологии активно востребованы некоммерческими общественными организациями, так как являются для них одним из основных механизмов финансирования деятельности по некоммерческим проектам в социальной сфере. Среди библиотек есть лидеры и только осваивающие технологии проектирования.
Проектное развитие предполагает использование библиотеками внебюджетных финансовых поступлений. При этом ресурсная помощь поступает в библиотеку по каналам привлечения сверхнормативных средств, которые не предполагают продажу библиотекой конкретных результатов деятельности. Такие внебюджетные поступления называются фандрейзинг. Не
многие социальные проекты могут быть реализованы без привлечения материальных средств. Даже если деятельность руководителей и участников проекта не оплачивается, финансовые ресурсы необходимы для решения многих проблем, которые возникают в процессе реализации проекта.
Технологии привлечения средств из различных источников для реализации социального проекта принято называть фандрейзингом [2]. деятельность эта имеет давние традиции в сфере искусства, науки и образования. Во все времена художники, композиторы, учёные успешно находили средства на свои проекты. Однако только в наше время эта деятельность приобрела распространённый характер.
К началу XXI века возникла новая цивилизация, появились новые информационные технологии. Неизбежно сказалось влияние цифровых технологий и на творческой, проектной деятельности, на организации деятельности библиотек.
Практика разработки библиотечных проектов и программ в условиях цифровизации существует давно, и эффективность работы сотрудников оценивается по реальным делам, в том числе по привлечённым внебюджетным средствам. Но во многом эта работа носит стихийный характер и в связи с этим проектная деятельность библиотек ограничивается реализацией отдельных элементов социокультурного проектирования. Это не всегда позволяет получать желаемый результат, нацеленный на оказание качественной библиотечной услуги населению с привлечением современных технологий и ресурсов, и планируемый результат — это дополнительная финансовая поддержка для дальнейшего развития, внедрения инновационных форм работы, улучшения материально-технической базы. Основная задача социокультурной проектной деятельности научиться сотрудникам библиотек применять полученную информацию о технологиях проектирования на практике. В процессе работы над проектом определить задачу, найти наиболее рациональные пути решения и практического применения выбранных или предложенных новых методик, методов и способов для получения обозначенного результата, создание условий
для развития личности, коллектива или общества в целом, помощь в самореализации человека в основных сферах его жизнедеятельности путём применения различных инновационных методик, методов для устранения или минимизации неблагоприятных факторов, мешающих нормальной жизнедеятельности, поддержания культурной среды на должном уровне. Большой плюс проектной деятельности для библиотек состоит в том, что в основном, она предполагает детальную отработку отдельных профессиональных навыков и умений, что способствует глубокому осмыслению своей профессиональной задачи в целом и прочному усвоению профессиональных навыков, способствует полному раскрытию творческого потенциала.
В заключении отметим, что хороший проект несёт в себе социальную составляющую, вносит положительные изменения в социальную ситуацию, способствует привлечению внебюджетных средств и развитию творческого потенциала библиотечных работников. Овладение технологией социокультурного проектирования сегодня является основой профессионального развития современных библиотекарей — специалистов в области библиотечно-информационной деятельности, также решится задача привлечения новых пользователей библиотекой.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Социально-культурное проектирование: в помощь библиотекам: методические рекомендации и библиогр. Список / Бюджет.учреждение Ханты-Мансийск. авт.окр.- Югры «Государственная библиотека Югры». Составитель Н. В. Браун, редактор А. В. Куртова. - 2020. -40с;
2. Т. В. Артемьева, Г. Л. Тульчинский. Фандрейзинг. Привлечение средств на проекты и программы в сфере культуры и образования. Учебное пособие 2022г.
Drozdova N. V., Pavlova O.A.
Drozdova N.V.
Krasnodar State Institute of Culture (Krasnodar, Russia)
Scientific advisor: Pavlova O.A.
Krasnodar State Institute of Culture (Krasnodar, Russia)
TECHNOLOGY OF SOCIO-CULTURAL DESIGN: MASTERING INNOVATIONS AS TOOL FOR DEVELOPMENT OF LIBRARY SECTOR
Abstract: the article provides information on the implementation of the activities of Russian libraries based on innovation. About the need to update and enrich previous creative attitudes in order to better answer many questions of the time.
Keywords: innovation, library, creativity, technology, information, project, socio-cultural design, fundraising.