УДК 364.044.24 doi: 10.20310/1810-231X-2016-15-4-42-46
ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ
Болдина Марина Александровна
Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, Россия, г. Тамбов, e-mail: [email protected]
В данной статье социально-медицинское просвещение молодых семей рассматривается как новый вид профессиональной деятельности медицинского, психолого-педагогического и социально-правового характера. Социально-медицинское просвещение включает в себя половое просвещение, информационно-просветительскую работу, консультирование молодых семей, профилактику и рассматривает такие аспекты жизнедеятельности, которые наиболее важны и значимы для молодых семей.
Ключевые слова: технологии социальной работы, молодые семьи, социально-медицинское просвещение, консультирование, профилактика
В современном обществе с каждым годом увеличивается число молодых семей, которые сталкиваются с огромным числом проблем: это и выбор жизненного пути, и приобретение профессии, и повышение квалификации, и поиск любимой работы и многое другое - все это общая направленность современной молодежи. И, соответственно, чтобы от них избавиться, нужно быть просвещенным.
Просвещение рассматривается как обеспечение наиболее благоприятных условий развития каждого молодого человека посредством передачи знаний по информированию и консультированию молодых семей по важнейшим вопросам их жизнедеятельности, способствующее социальному становлению личности, обретению всех видов, свобод и полноценного участия молодых семей в жизни общества.
Просвещение - разновидность образовательной деятельности, рассчитанная на большую, официально незарегистрированную и неформальную аудиторию, обычно не расчлененную на устойчивые учебные группы. Основная задача просвещения - широкое распространение знаний и иных достижений культуры, способствующее правильному пониманию жизни в целом или ее отдельных сторон, а также пропаганда тех или иных идей, их внедрение в сознании людей в целях привлечения и участия в их воплощение названных задач выполнения через лекции, беседы, выступления в средствах массовой
информации, разного рода популярных изданиях [1, с. 57].
Перед тем, как рассмотреть технологию социально-медицинского просвещения, дадим базовое понятие технологии социальной работы. Технологии социальной работы рассматривали многие ученые. Е. И. Холостова определяет технологию социальной работы, как «прикладную часть теории социальной работы, которая изучает и разрабатывает формы, методы и средства взаимодействия и взаимодеятельности с человеком в проблеме по выявлению его способности к активному социальному функционированию, а также выработку и реализацию программ и конкретных мер восстановления его социальности» [2, с. 19-20].
Социально-медицинское просвещение является одной из основных технологий социальной работы с молодыми семьями. Технология социально-медицинского просвещения применяется для предупреждения социально зависимых состояний здоровья: социально значимых и особенно социально обусловленных заболеваний. Сюда относятся все профилактические технологии, применяемые в сферах здравоохранения, образования, социального обслуживания и в силовых структурах для предупреждения нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья, формирование установок на здоровый образ жизни, обеспечение доступа к информации по вопросам здоровья, участие в разработке целевых программ ме-
дико-социальной помощи на различных уровнях [3, с. 65].
Социально-медицинское просвещение молодых семей рассматривается как новый вид профессиональной деятельности медицинского, психолого-педагогического и социально-правового характера, направленный не только на передачу знаний, но и на сохранение и укрепление здоровья молодых семей. Социально-медицинское просвещение принципиально изменяет характер комплексной помощи в сфере охраны здоровья, предполагая системные медико-социальные воздействия на разных этапах развития болезни и социальной дезадаптации, являющихся потенциальными причинами тяжелых осложнений.
Цель социально-медицинского просвещения молодых семей - посредством передачи знаний достичь максимально возможно уровня здоровья у семей. Они должны в доступной форме получать информацию о вреде тех или иных факторов, о правильном использовании полученных знаний. Хорошо организованная пропаганда знаний, в той или иной области среди населения способствует снижению заболеваемости и преждевременной смертности, помогает воспитывать здоровое, физически крепкое поколение.
По своей сути, социально-медицинское просвещение тесно связано с медицинской помощью и деятельностью органов здравоохранения в целом. Но при этом данная технология не превышает пределы своей компетенции, не претендует на выполнение лечебно-диагностических функций, а лишь предусматривает тесное взаимодействие с медицинским персоналом и четкое разграничение сфер ответственности [2, с. 222].
Социально-медицинское просвещение можно разделить по виду передачи информации на методы индивидуального воздействия, воздействия на группу лиц, массового воздействия. По видам используемой пропаганды различают: методы устной (беседы, доклады), печатной (плакаты, брошюры, листовки) и изобразительной (выставки и т. д.) пропаганды. В работе с молодыми семьями используется групповой метод. Этот метод достаточно эффективен - есть обратная связь.
Мы считаем, что технология социально-медицинского просвещения должна быть обязательным мероприятием деятельности каждого лечебно-профилактического учреждения. Но, стоит отметить, что в настоящее
время данная работа очень редко проводится в учреждениях здравоохранения.
К сожалению, очень часто социально-медицинское просвещение ведется формально. Это происходит из-за недооценки работниками значения просветительской работы, из-за отсутствия знаний в той или иной области, что приводит к нарушению основного принципа социально-медицинского просвещения - дифференцированности и целенаправленности пропаганды.
Социально-медицинское просвещение среди здоровых молодых семей в условиях Центра охраны здоровья семьи и репродукции предполагает, прежде всего, пропаганду здорового образа жизни: гигиенические советы относительно труда, отдыха, питания, занятий физкультурой и спортом, борьбы с вредными привычками и т. д. Для этой цели используются лекции, индивидуальные беседы, различного рода бюллетени и т. д. Особенно важна коррекция гигиенического поведения беременных женщин, имеющих определенный риск заболеваний, так как это важнейший момент первичной профилактики, формирование установки на здоровый образ жизни.
Социально-медицинское просвещение в Центре охраны здоровья семьи и репродукции формирует не только знания и взгляды человека в отношении здоровья, но и его образ жизни. Формирование здорового образа жизни является обязанностью не только медицинских сотрудников, но и социальных работников. Необходим тесный контакт медицинских и социальных работников, сотрудников просве-тигельных учреждений, объединение их совместных усилий в деле формирования высокой просвещенческой культуры населения и сознательного гигиенического поведения граждан [4, с. 165].
Несомненно, данная технология имеет свои разновидности. Одной из таких разновидностей медико-социального просвещения является половое просвещение. В свою очередь половое просвещение является частью полового воспитания. Половое воспитание - это система медико-педагогических мер по воспитанию у родителей, детей, подростков и молодежи правильного отношения к вопросам пола. В составе воспитания индивида половое воспитание представляет один из видов его содержания.
Своей целью половое воспитание способствует гармоничному развитию подрастаю-
щего поколения, повышению сексологических знаний, полноценному формированию детородной функции у будущей жены (мужа), созданию чувства ответственности за здоровье и благополучие будущей жены (мужа), детей, т. е. укреплению брака и семьи. Половое воспитание связано со сложными медико-педагогическими и социальными проблемами. В нем тесно переплетаются физиолого-гигиенические, педагогические, морально-этические и эстетические аспекты.
Половое просвещение - это знания о репродуктивном здоровье, эмоциональных отношений с половым партнером, репродуктивных правах и ответственностях, противозачаточных средствах и других аспектов сексуального поведения человека. Половое (сексуальное) просвещение дает возможность осмыслить собственные ценностные ориентиры и взгляды, приобрести навыки принятия решений, ведения диалога и снижения рисков, связанных со многими аспектами сексуальной жизни.
Половое просвещение также может включать сведения о сексуальности, включая информацию о планировании семьи, обо всех аспектах сексуальностях индивида, общении, заведении знакомства, взаимоотношениях, инфекциях, передающихся половым путем, и как избежать их [5, с. 326].
Социальный работник обращается к сознанию клиента, тем самым применяя технологию социально-медицинского просвещения. Он побуждает клиента задуматься о своем здоровье и предпринять конкретные шаги по его улучшению: осознать значимость собственных поступков, совершаемых сегодня для дальнейшей жизни; способствует пробуждению чувства собственного достоинства, любви и уважения к себе, что, в конечно счете, является необходимым условием для правильного поведения.
Еще одной разновидностью социально-медицинского просвещения является информационно-просветительская работа. Это профессиональная деятельность по оказанию помощи как отдельному молодому человеку, так и группам в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию; создание условий, благоприятствующих достижению этих целей в обществе, а также работу с подростками на индивидуальном уровне, в группе, по месту жительства или в коллективе, направленную на повышение ин-
формированности молодежи о методах планирования семьи и охраны репродуктивного здоровья, формирование культуры ответственного родительства [6, с. 128].
В работе с семьями большую роль играет и консультирование, которое также является частью процесса социально-медицинского просвещения и образования. Существует разнообразие форм социального консультирования, например, психолого-педагогическое, се-мейно-терапевтическое, медико-социальное, социально-правовое [7, с. 263].
Консультирование как социальная технология имеет большие возможности и огромный потенциал использования для решения социальных проблем. Выделяют несколько этапов консультирования молодых семей:
- добрачное консультирование;
- вооружение молодых людей основами юридических знаний, необходимых при заключении брака и в брачных отношениях;
- работа по организации планирования семьи;
- помощь беременным женщинам при возникновении у них психологических или иных кризисных состояний.
Помимо данных методов, активно используется профилактика - еще одна форма просветительской деятельности. Профилактика абортов, профилактика заболеваний, переданных половым путем, СПИДа, профилактика сексуального насилия [8, с. 64].
Специалист по социальной работе может участвовать в профилактике ухудшений репродуктивного здоровья, осуществляя при этом профилактическую медико-социальную работу, т. е. мероприятия по предупреждению социально зависимых нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья, формированию установок на здоровый образ жизни, обеспечению доступа к информации по вопросам здоровья и др. Профилактику репродуктивного здоровья можно рассматривать с точки зрения полового просвещения -процесса, направленного на изучение вопросов интимной гигиены, контрацепции, профилактики инфекционных заболеваний, передаваемых половым путем, включая ВИЧ-инфекцию, профилактики беременности, техники половой жизни и др.
Несомненно, профилактика заболеваний, имеющих социально-медицинское значение, является одной из приоритетных задач не
только системы здравоохранения, но и общества в целом, поскольку реальный позитивный эффект профилактики заболеваний и укрепления здоровья населения зависит от согласованных действий различных секторов общества и государственной политики в этой области.
В целом, в России используется широкий спектр различных технологий в работе с молодыми семьями, их использование определяется уровнем компетентности социального работника и социальной организации, в которой они используются. Одной из ведущих технологий является технология социально-медицинского просвещения, потому что данная технология рассматривает такие аспекты жизнедеятельности, которые наиболее важны и значимы для молодых семей. Сюда относятся все профилактические технологии, применяемые в сферах здравоохранения, образования, социального обслуживания и в силовых структурах, для предупреждения нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья, формирование установок на здоровый образ жизни, обеспечение доступа к информации по вопросам здоровья, участие в разработке целевых программ медико-социальной помощи на различных уровнях.
Литература
1. Алексеева Л. С., Меновщиков В. Ю. Социальный патронаж семьи в системе социального обслуживания. М., 2000.
2. Холостова Е. И, Конова Л. И. Технология социальной работы. М., 2013.
3. Афанасьева Т. М. Семья. М., 2008.
4. Тен Е. Е. Основы медицинских знаний: учебник. М., 2002.
5. Болдина М. А. Информационно-просветительская деятельность специалиста по социальной
работе с молодыми семьями в центрах планирования семьи // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 11. С. 321-328.
6. Кобылева В. Г. Современные технологии социальной работы с молодежью // Проблемы социализации личности в период экономической нестабильности. 2009. № 9. С. 124-129.
7. Болдина М. А. Технологии социальной работы с молодыми семьями // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2013. № 5. С. 261-266.
8. Черняцкая А. А. Технология социальной работы. Ростов-н/Д., 2006.
References
1. Alekseeva L. S., Menovshchikov V. YU. Social'nyj patronazh sem'i v sisteme social'nogo ob-sluzhivaniya [Social patronage of family social service system]. M., 2000.
2. Holostova E. I, Konova L. I. Tekhnologiya so-cial'noj raboty [The technology of social work]. M., 2013.
3. Afanas'eva T. M. Sem'ya [Family]. M., 2008.
4. Ten E. E. Osnovy medicinskih znanij: uchebnik [Fundamentals of medical knowledge: a textbook]. M., 2002.
5. Boldina M. A. Informacionno-prosveti-tel'skaya deyatel'nost' specialista po social'noj rabote s molodymi sem'yami v centrah planirovaniya sem'i [Information and education activities of the expert for social work with young families in the centers of planning of the family] // Social'no-ekonomicheskie yavleniya i processy. Tambov, 2012. № 11. S. 321-328.
6. Kobyleva V. G. Sovremennye tekhnologii social'noj raboty s molodezh'yu [Modern technologies of social work with young people] // Problemy socializacii lichnosti v period ekonomicheskoj nestabil'nosti. 2009. № 9. S. 124-129.
7. Boldina M. A. Tekhnologii social'noj raboty s molodymi sem'yami [Technologies of social work with young families] // Social'no-ekonomicheskie yavleniya i processy. Tambov, 2013. № 5. S. 261-266.
8. Chernyackaya A. A. Tekhnologiya social'noj raboty [Social Work Technology]. Rostov-n/D., 2006.
* * *
TECHNOLOGY OF SOCIAL AND HEALTH EDUCATION FOR YOUNG FAMILIES
Boldina Marina Aleksandrovna
Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Russia, Tambov, e-mail: [email protected]
In this article, social and health education of young families is regarded as a new type professional work of medical, psychological, pedagogical, social and legal nature. The social and health education includes sexuality education, informational and educational work, counseling for young families, prevention and considers such aspects of life that are most important and meaningful for young families.
Key words: social work technology, young families, social and health education, counseling, prevention
Об авторе:
Болдина Марина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психолого-педагогического и социального образования Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина
About the author:
Boldina Marina Aleksandrovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Psychology and Pedagogical and Social Formation Department, Tambov state university of G. R. Derzhavin