Научная статья на тему 'Технология симуляции в области формирования репутационного капитала государства'

Технология симуляции в области формирования репутационного капитала государства Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
410
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
PolitBook
ВАК
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / СИМУЛЯЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / РЕПУТАЦИОННЫЙ КАПИТАЛ / ИНТЕРНЕТ / VIRTUAL REALITY / SIMULATION / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGY / REPUTATIONAL CAPITAL / REPUTATION / INTERNET

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Рудакова Алевтина Эдуардовна

В статье анализируются современные тренды на развитие виртуальной реальности и перспективы использования на её основе информационно-коммуникационных технологий для формирования и укрепления репутационного капитала государства. Даны определения понятий: «виртуальная реальность», «симуляция», «технологии симуляции», «репутация государства», «репутационный капитал», «информационные технологии». Предпринята попытка применить к описанию процессов продвижения в условиях виртуальной среды нематериальных активов государства теорию симуляции. Отчасти исследование опирается на научные идеи Ж. Бодрийяра. Более подробно рассмотрена специфика деятельности средств массовой информации, описаны новые их функции и роли. Отмечены наиболее востребованные форматы работы СМИ, способах профессионального воздействия на целевую аудиторию. Автор осмысляет, почему СМИ активно участвуют в симуляции реальности и выполняют одну из ключевых функций в создании репутации государства. Также особенный исследовательский интерес обращен к возможностям Интернет-пространства. Выявлены самые популярные и перспективные, по мнению автора, его ресурсы для формирования и укрепления нематериальных активов государства, укрепления его внутрии внешнеполитических позиций. Сделаны выводы о том, что современные информационно-коммуникационные технологии лежат в основу конструирования интересной, яркой и понятной востребованной среды виртуальной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SIMULATION TECHNOLOGY IN THE FIELD OF FORMATION OF REPUTATIONAL CAPITAL OF THE STATE

The article analyzes modern trends in the development of virtual reality and possibilities of using information and communication technologies based on it for creation of the reputational capital of the state. There are the definitions of «virtual reality», «simulation», «simulation technology», «the state's reputation», «reputation capital», «information technology». An attempt was made to apply simulation theory to the description of the processes of promotion in a virtual environment the intangible assets of the state's. Part of the research is based on the scientific ideas of J. Baudrillard. The specifics of the activity of the mass media are examined in more detail, new functions and roles are described. Marked the most popular formats of media, methods and professional impact on the target audience. The author interprets why the media actively participate in a simulation of reality and play one of the key functions in establishing the reputation of the state. Also a special research interest turned to the possibilities of the Internet space. Identified the most popular and promising, in the author's opinion, his resources for the formation and strengthening of intangible state assets, the strengthening of its domestic and foreign policy positions. It is concluded that modern information and communication technologies are the basis for constructing an interesting, bright and clear environment virtual.

Текст научной работы на тему «Технология симуляции в области формирования репутационного капитала государства»

А.Э. Рудакова

ТЕХНОЛОГИЯ СИМУЛЯЦИИ В ОБЛАСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕПУТАЦИОННОГО КАПИТАЛА ГОСУДАРСТВА

A. Rudakova

SIMULATION TECHNOLOGY IN THE FIELD OF FORMATION OF REPUTATIONAL CAPITAL OF THE STATE

Аннотация

В статье анализируются современные тренды на развитие виртуальной реальности и перспективы использования на её основе информационно-

коммуникационных технологий для формирования и укрепления репутационного капитала государства. Даны определения понятий: «виртуальная реальность», «симуляция», «технологии симуляции», «репутация государства», «репутацион-ный капитал», «информационные технологии». Предпринята попытка применить к описанию процессов продвижения в условиях виртуальной среды нематериальных активов государства теорию симуляции. Отчасти исследование опирается на научные идеи Ж. Бодрийяра. Более подробно рассмотрена специфика деятельности средств массовой информации, описаны новые их функции и роли. Отмечены наиболее востребованные форматы работы СМИ, способах профессионального воздействия на целевую аудиторию. Автор осмысляет, почему СМИ активно участвуют в симуляции реальности и выполняют одну из ключевых функций в создании репутации государства. Также особенный исследовательский интерес обращен к возможностям Интернет-пространства. Выявлены самые популярные и перспективные, по мнению автора, его ресурсы для формирования и укрепления нематериальных активов государства, укрепления его внутри- и внешнеполитических позиций. Сделаны выводы о том, что современные информационно-коммуникационные технологии лежат в основу конструирования интересной, яркой и понятной востребованной среды -

Abstract

The article analyzes modern trends in the development of virtual reality and possibilities of using information and communication technologies based on it for creation of the repu-tational capital of the state. There are the definitions of «virtual reality», «simulation», «simulation technology», «the state's reputation», «reputation capital», «information technology». An attempt was made to apply simulation theory to the description of the processes of promotion in a virtual environment the intangible assets of the state's. Part of the research is based on the scientific ideas of J. Baudrillard. The specifics of the activity of the mass media are examined in more detail, new functions and roles are described. Marked the most popular formats of media, methods and professional impact on the target audience. The author interprets why the media actively participate in a simulation of reality and play one of the key functions in establishing the reputation of the state. Also a special research interest turned to the possibilities of the Internet space. Identified the most popular and promising, in the author's opinion, his resources for the formation and strengthening of intangible state assets, the strengthening of its domestic and foreign policy positions. It is concluded that modern information and communication technologies are the basis for constructing an interesting, bright and clear environment - virtual.

виртуальной.

Ключевые слова:

виртуальная реальность, симуляция, информационно-коммуникационные технологии, репутационный капитал, Интернет.

Key words :

virtual reality, simulation, information and communication technology, reputational capital, reputation, Internet.

Характеризуя общество XXI века, в качестве ярких его свойств можно отметить чёткий тренд на создание новой формы социальной жизни - виртуальной. Высокий уровень развития и доступности компьютерных и информационных технологий и техник обуславливает широкую вовлеченность общества в виртуальные процессы [2; 4]. Термин «виртуальная реальность» получает распространение в качестве понятия массовой культуры [5, с. 87]. Данная условная искусственная область охватывает те элементы реальности, которые, до недавних пор являлись сугубо материальными: финансовые отношения, образовательные модели, политические процессы, развлечения и даже медицинские услуги. Названный феномен требует философского, социологического, психологического осмысления. В современной науке под термином «виртуальная реальность» подразумевают «...сгенерированную компьютером среду, в которой с помощью определенной аппаратуры может действовать один или взаимодействовать несколько пользователей, погружаясь внутрь сгенерированного компьютером воображаемого мира. При этом виртуальная реальность имеет два отличительных качества. Это, во-первых, передача информации не только на зрительный анализатор, но и на другие органы чувств (слух, осязание), а во-вторых, интерактивное взаимодействие с человеком» [10, с. 72; 23].

Дать описание явлению «виртуальной реальности» можно в рамках теории симулякров, сформулированной в учении Платона, и развитой такими представителями постструктуралистско-постмодернистского направления философии, как Ж. Делез, Ж. Бодрийяр [5, с. 88; 22]. Термин симулякр (лат. simulacrum - изображение, от лат. Simulo - притворяться), введенный в научный оборот французским философом Ж. Батаем и интерпретированный в современном понимании Ж. Бодрийяром, означает некоторую «копию», которая в действительности не имеет своего оригинала [18, с. 75]. Симулякром можно назвать ложный знак, заменяющий что-либо, сконструированный привлекательный символический объект, ориентированный на удовлетворение желаний потребителя [6, с. 211].

Сходя из данных определений, можно заключить, что виртуальная реальность становится не отражением или моделью реальности вещественной, а её симуляцией, то есть мнимой явью, но пока еще устроенной по схожим с живой действительностью принципам и формам. Как для поддержания существования материальной реальности требуются конкретные физические условия (биологические, социальные), так и виртуальная реальность возможна лишь на базе информационных технологий и определенных технических мощностей, ресурсов. Виртуальная реальность хоть и порождает новые феномены, все же эксплуатирует близкие и понятные человеку образы и коды, потребности и функции, существующие в окружающей действительности. На данном принципе основывается технология симуляции.

Говоря о «технологии» как таковой, согласимся с определением, что это специфическая деятельность по целенаправленному преобразованию социально-политических объектов [3]. А технология симуляции - преобразование социально-политических объектов посредством наделения их иллюзорными качествами, создания мнимого впечатления о них. В более прикладной «агрегированной», несколько отличной от философского толкования форме указанная технология активно применяется в системе образования. Заключается это в том, что обучаемый погружается в воображаемые, имитирующие реальные, ситуации для обучения или получения оценки проделанной работы [13, с. 202]. Подобные техники востребованы в изучении иностранных языков, подготовке военных, сотрудников экстренных служб и др. (активно при этом используются и компьютерные технологии) [21].

Государство, как базовый политический институт, есть один из ключевых атрибутов материальной реальности. Оно обладает конкретными характеристиками: природно-климатическими, географическими, экономическими, социально-демографическими, историческими (территориальные границы и национальный «рельеф» складывались в результате сложных эволюционных и революционных процессов) и прочими. Информация об этих характеристиках, производные от неё ожидания от государства и отношение к нему, формируют в сознании общества единое впечатление, включающее как рациональное, так и иррациональное в мышлении и поведении, то есть создается образ государства [16]. Сформировавшийся образ в сознании целевой аудитории порождает общее мнение о достоинствах или недостатках его (государства), общественная оценка. То есть появляется репутация государства [8]. В свою очередь репутация государства используется как политический ресурс -

нематериальный актив, могущий обеспечить конкурентное преимущество в борьбе за получение выгодных стратегических позиций, внутриполитической и внешнеполитической лояльности, а как следствие - эффективная политика безопасности, отвечающие национальным интересам торгово-промышленные отношения, прогрессивное культурное развитие, участие в международном социокультурном опыте, социальном и гуманитарном сотрудничестве. То есть некоторые позитивные элементы репутации становятся интенсивным фактором роста - нематериальным активом.

Стоимостным выражением репутации как нематериального актива является репутационный капитал. Определить его можно как сложный конструкт, включающий сложившиеся в массовом сознании целевых групп впечатление и знание о характеристиках носителя репутации, который может являться нематериальным активом, приносящим прибыль в виде материальных, социальных, политических и других инвестиций.

Репутационный капитал государства является гарантией доверия, которое может быть ему оказано [29]. В сочетании всех репутационных свойств именно тот набор положительных аспектов, который в итоге становится определяющим для принятия положительного решения относительно взаимодействия с носителем репутации (государством), является его репу-тационным капиталом.

Возвращаемся к теории симулякров. Выше мы пришли к выводу, что на основе материальных качеств и характеристик государства появляются символические, невещественные, но не менее ценные. Над реальной средой существования государства надстраивается симулирующая виртуальная реальность (появляется гиперреальность), центральные места в которой занимают привлекательные условные объекты и субъекты.

Сегодня государства по принципам своего существования похожи на мировые корпорации, которые все больше внимания уделяют созданию сильных нематериальных активов. Ж. Бодрийяр в своей теории приходит к суждению, что вещь не может быть объектом потребления, пока она не стала знаком. Этот тезис в равной степени справедлив в отношении государств как единиц символического потребления мировым общественным мнением [1].

Основу репутационного капитала государства составляет информация. Современное нам общество по праву называют информационным [26]. Для любой развитой страны характерно широкое распространение информационно-коммуникационных технологий. Информационные технологии - широ-

кий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, а также создания данных, в том числе с применением вычислительной техники [19, с. 52]. Информационные технологии, безусловно, плотно связаны с процессом коммуникации, так как сама по себе информация приобретает значимость и ценность, если может быть доведена до адресата, интерпретирована им.

«Три кита» среди информационно-коммуникационных технологий: телевидение, Интернет и телефония - системы, создающие и поддерживающие информационное пространство. В пространство это активно включены все области человеческой деятельности (в расчет не принимаются общности, живущие по первобытным, архаичным порядкам, а также сознательно отказывающиеся от достижений цивилизации), в том числе управленческая и политическая.

Практика современного управления общественными отношениями ориентирована в значительной степени на массовые коммуникации и манипуля-тивные технологии [15, с. 38]. Прикладными ресурсами реализации информационно-коммуникационных и манипулятивных технологий являются средства массовой информации (СМИ), в актуальной западной традиции в употреблении термин «средства массовой коммуникации». Ежедневно взрослый человек в той или иной степени соприкасается с деятельностью СМИ и её результатами (телевидение, газеты, радио, «новые медиа»).

На этапах своего становления СМИ были призваны исполнять информационную, образовательную, воспитательную функции, а сегодня приняли роль средства реализации политических и экономических интересов [17, с. 100-101]. Современные новостные сюжеты изобилуют информацией политического характера: освещаются внешнеполитические события (вооруженные конфликты, выборы, заключение и расторжение соглашений, формирование союзов, крупные формальные мероприятия, деятельность первых лиц государств и др.), а также внутриполитическая жизнь государств (деятельность руководства страны, мероприятия общегосударственного и территориального уровней, назначения на ключевые посты, увольнения, законотворческая активность и т.д.). Политическая составляющая проникает в большинство областей жизни. Этот факт «подсвечивается», контуроризируется и тиражируется информационным продуктом, выпускаемым СМИ, доходящим до целевой аудитории. Политические решения направлены на экономические изменения (например, санкции), распределение сил в большом спорте (пример

- допинговые скандалы), социальные и культурные процессы (например, попытки цензурирования произведений культуры, регулирование деятельности общественных организаций и др.)

Для привлечения широкой публики СМИ все больше отвечают запросу на зрелищность. На телевидении и в Интернете ценятся прямые эфиры с места событий, яркие и впечатляющие кадры, иллюстрирующие как позитивные, так и трагические события. Подобная техника усиливает эффект правдоподобности, сопричастности целевой аудитории к освещаемым событиям (этот же эффект укрепляется принятым и устоявшимся мнением о свободе и независимости СМИ). Так новость прирастает абстрактными визуальными и аудиальными атрибутами, символами и знаками, решающими задачи не передачи информации, а становится коммуникационно-манипуляционным средством. Симуляция острой значимости позволяет преодолеть конкуренцию в гуще других информационных поводов, довести некий смысловой трек до объекта.

СМИ выступают механизмом, конструирующим реальность общества потребления. Для СМИ в таком обществе присуще преподнесение фактов в виде «универсального «происшествия». Любая информация доводится до масс в одном и том же формате безобидного и чудотворного происшествия. Вся она актуализирована (представлена в форме зрелища). СМИ предоставляют обществу не реальность и действительность, а головокружение от этой действительности [11, с. 139]. Поскольку СМИ активно участвуют в симуляции реальности, они же выполняют одну из ключевых функций в создании репутации государства, а возможность «кристаллизовать» информацию, расставлять акценты на конкретных эпизодах, знаках, позволяет им быть включенными в процесс появления репутационного капитала. Через СМИ мы наблюдаем недоступную нам физически ввиду географических и социальных условий картину мира. Но специфика заключается в том, что ограничена, а точнее, заранее задана, возможность интерпретации, так как информацию мы воспринимаем через посредника в виде корреспондента, оператора, некого эксперта, дающего интервью и т.д. Для объекта информации уже может быть подготовлена, хоть и не в открытом виде, оценка происходящего, проанализировано освещаемое событие. То есть смотреть телерепортаж, ролик в Интернете, слушать передачу по радио - это не то же самое, что быть очевидцем события. Но в то же время СМИ и другие информационно-коммуникационные ресурсы не существуют как закрытая система, для обще-

ства есть условия интерактивного участия в работе СМИ, телепередач и др. (предоставлять видеозаписи, направлять обращения в редакции, проявлять активность в социальных сетях).

С развитием цифровых технологий появилась возможность сохранять и транслировать большие, практически неограниченные объемы информации, что обеспечивает беспрерывность существования виртуальной реальности. Благодаря мощным компьютерным ресурсам, она существует круглосуточно, неисчерпаема и доступна для восприятия любому, обладающему специальной техникой (стоит только включить телевизор, радио, мобильный телефон, войти в Интернет). Информация подлежит бесконечно многоразовому употреблению (редкое свойство какого-либо продукта), хранится в архивах, копируется, всё сложнее поддаётся регулированию.

Технологии симуляции формируют репутацию государства как на внутренне-, так и на внешнеполитическом уровнях. Причем содержательное состояние её иногда значительно разнится. По поводу одного и того же события могут возникать и существовать длительное время биполярные образы. Например, историческое явление мирового уровня - воссоединение Крыма с Россией стало причиной появления в информационном пространстве образа с одной стороны (российской) легитимного позитивного события, с другой стороны (западной) - неправомерного акта нарушения границ и др. [27]. После референдума в Крыму российское государство получило одобрительную оценку со стороны граждан [9], вырос рейтинг руководства [14] и т.д. Вероятно, это событие укрепило веру российского общества в политическую силу государства, устойчивость его позиций на международной арене. Возможность изоляции не казалась неизбежной [7]. Можно сказать, что сработал накопленный и усиленный крымским референдумом репутационный капитал.

Рассмотрим актуальные алгоритмизированные способы и методы формирования положительного одобрительного мнения граждан о государстве, его структурах, лидере, других публичных персонах. Как уже было сказано, СМИ имеют реальную власть в области манипуляции общественным мнением, они представляют собой профессионально организованные структуры, укомплектованные компетентными кадрами и современным оборудованием. Но особенный интерес для экспертов в области развития репутационного капитала государства сегодня вызывают возможности Интернет-пространства.

Интернет как технический и даже философский феномен предоставляет пользователям уникальные возможности - информацию воспринимать и

создавать одновременно [24]. Миллионы пользователей по всему миру получают сведения о событиях, представляющих для них интерес не только из формализованных СМИ, но и через иные веб-страницы, социальные сети [28]. Аудитория Интернета широка и разнообразна (нет ни возрастных, ни социальных ограничений: личные профили, блоги в социальных сетях [20] имеют школьники, взрослое население, политики, деятели культуры и искусства, спортсмены и многие другие). Соответственно, для решения задач формирования необходимого образа государства это очень перспективная площадка. К работе в данном сегменте, по аналогии с коммерческими, в государственные структуры, общественные организации привлекаются профессионалы нового типа (программисты, разработчики, дизайнеры, веб-аналитики, smm-специалисты и др.).

Руководство государства активно присутствует в Интернет-пространстве. Помимо современных качественных веб-сайтов (например, kremlin.ru, government.ru) органы федеральной и региональной власти имеют аккаунты в социальных сетях, в которых публикуются текстовые, фото- и видео-сообщения как о ежедневной работе, так и нейтрального или даже личного характера. Официальные аккаунты становятся первоисточниками информации, на которые зачастую ссылаются СМИ. Активность политических деятелей в социальных сетях сегодня становится фактором, по которому оценивают и измеряют уровень открытости, доступности и прогрессивности власти (так в России активисты Общероссийского народного фронта провели мониторинг и составили рейтинг присутствия в соцсетях региональных лидеров [12]. Контент, размещаемый в социальных сетях, конечно же, в первую очередь, нацелен на создание позитивного, максимально очеловеченного образа, выведенного за формальные рамки (перед вами не «чиновник-небожитель», а «труженик», «семьянин», «спортсмен», «патриот» и т.д.). Так параллельно с реальной действительностью сосуществует её симуляция. Веб-копии живут яркой, «объемной» жизнью, пользуются понятными для целевой аудитории кодами и символами. Оригиналы же порой становятся заложниками новых условий публичной работы - вынуждены иметь активные профили на популярных Интернет-ресурсах, даже если объективно не располагают достаточным количеством времени для личного их ведения (как правило, основную работу выполняет специалист пресс-службы).

Заметную роль в создании образов на основе эксплуатации Интернет-пространства играют не только официальные профили тех или иных лиц и

структур, но и безликие аккаунты, публикующие материалы, посвященные деятельности политиков, органов власти, сопричастных к ним организаций. Не говоря уже об обсуждениях, дискуссиях, разворачивающихся иногда в неспециализированных, частных «пабликах». Читатель не всегда знает, кому профиль принадлежит, но все равно проявляет интерес к контенту. Информация в жанре «шок», юмор, сатира, открытая и скрытая пропаганда -все востребовано в условиях соперничества за власть [30]. На фоне международного напряжения и политической конкуренции за мировое влияние отчетливо прослеживаются тренды борьбы за лояльность аудитории. И говорить здесь стоит не только о региональных доменных зонах, охвату подлежит все «необъятное» Интернет-поле, так как постепенно стираются языковые границы (все больше граждан владеют «универсальным» английским зыком, проникающий в другие языки). Чем интенсивнее растет число пользователей Интернет-возможностями, тем сложнее официальным структурам вносить элементы контроля и регулирования, а делать это необходимо, так как распространяется небезопасная и вредоносная информация, тиражируются ложные профили («фейки»), действуют «боты» и др. В России сегодня Роскомнадзор (Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций) в рамках действующего правового поля осуществляет государственный контроль и надзор в сфере информационных технологий. Например, в 2014 году был принят так называемый «закон о блогерах», обязывающий владельцев Интернет-ресурсов (сайтов, блогов, учётных записей и др.) с аудиторией свыше 3000 пользователей в сутки регистрироваться в Роскомнадзоре и предъявляющий ряд требований к содержимому этих ресурсов, как контенту СМИ.

Таким образом, современные реалии жизни социума не так уж и «реальны». Интересы сместились в область виртуального и иллюзорного, потребности общества и индивидов стало проще удовлетворять методом симуляции, создавая эффект и впечатление удовлетворенности. Потому такой актуальной представляется «теория симулякров» Ж. Бодрийяра. Информационно-коммуникационные технологии легли в основу конструирования интересной, яркой и понятной востребованной в обществе потребления среды, в которой действуют копии и симулякры, участвующие в процессе манипулирования общественным сознанием. Более подробно мы рассмотрели возможности СМИ и Интернет-ресурсов в области формирования репутационно-го капитала государства, обнаружили эффективные их характеристики. Тех-

нологии симуляции таят в себе немало рисков, скрытых угроз, но в то же время перспективны и заслуживают внимания экспертов, специалистов в сфере создания нематериальных активов, укрепления и развития позиций государства на внутри- и внешнеполитической платформе.

Литература

1. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М.: Культурная революция; Республика, 2006.

2. Володенков С.В. Особенности и возможности применения технологий интернет-пропаганды в политическом управлении // PolitBook. 2016. №4.

3. Гришин О.Е. Технологический подход в российской политической науке: сущность, становление, проблемы // PolitBook. 2013. №4.

4. Гудошникова О.Е. Технологии «новых медиа» как платформа гражданской активности // Современные проблемы науки и образования. 2015. №1-1.

5. Емелин В.А. Симулякры и технологии виртуализации в информационном обществе // Национальный психологический журнал. 2016. №3(23).

6. Ерохин В.С. Симулякр: сущность и значение // Актуальные вопросы развития науки: Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 6 частях. Отв. ред. А.А. Сукиасян. Уфа, 2014.

7. Изоляция России от Запада - миф или реальность? URL: https://wdom.m/index.php?id=236&uid = 114802 (дата обращения 11.05.2017).

8. Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.

9. Крым в России - навсегда! URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid = 114888 (дата обращения 11.05.2017).

10. Ленсу Я.Ю. На пути к виртуальной реальности (из истории зарождения представления о виртуальной реальности // Инновационные образовательные технологии. 2014. №1(37).

11. Мищенко Е.Ю. СМИ как механизм репрезентации реальности общества потребления: взгляд Ж. Бодрийяра // Гуманитарные и юридические исследования. 2015. №1.

12. Не все губернаторы освоили соцсети. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3379156 (дата обращения 14.05.2017).

13. Одарюк И.В., Колмакова В.В. Симуляция как интерактивная технология обучения деловому общению на иностранном языке // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. №5-2(59).

14. Рейтинг Путина: новая высота. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid = 114759 (дата обращения 11.05.2017).

15. Розанова Н.Н. Исследовательская модель концепта «репутация региональной власти» // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: политология. 2016. №4.

16. Розанова Н.Н. Репутационный капитал власти как ресурс регионального развития // Вестник государственного и муниципального управления. 2016. Т. 5. №3.

17. Цвынар К.М. Средства массовой информации в современной культуре: информация и просвещение или манипуляция? // Политическая кон-цептология: журнал метадисциплинарных исследований. 2015. №2.

18. Чимаров С.Ю. К вопросу о «симуляции» и «диссимуляции» в структуре политики «мягкой силы» // Национальная ассоциация ученых. 2015. №9-4(14).

19. Юрбачева А.В., Скосарева М.А. Применение новых информационных технологий в политике / Сб. конференций НИЦ Социосфера. 2013. №1.

20. Adi A., Erickson K., Lilleker D.G. Elite Tweets: Analyzing the Twitter Communication Patterns of Labour Party Peers in the House of Lords // Pol-icy&Internet. 2014. Vol.6, №1.

21. Aldrich C. Simulations and the Future of Learning: An Innovative (and Perhaps Revolutionary) Approach to E-Learning. San Francisco, CA: Pfeiffer, 2003.

22. Baudrillard J. Simulacra and Simulation. University of Michigan Press,

1994.

23. Hammet F. Virtual Reality. New York: Straus Ed., 1993.

24. Kende M. How the Internet continues to sustain growth and innovation: Report for the Internet Society. Washington: Analysys Mason, 2012.

25. Landousse G.P. Role play. Oxford: Oxford University Press, 2005.

26. Masuda Y. The Informational Society as Post-Industrial Society. World Future Society, 1981.

27. McFarquhar N. From Crimea, Putin Trumpets Mother Russia // NY Times. 2014. 9 May.

28. Migdal J. State in Society. Cambridge: Cambridge Univ Press, 2001.

29. Reputation Capital. Building and Maintaining Trust in the 21st Century Joachim Klewes, Robert Wreschniok (Editors). Berlin-Heidelberg: SpringerVerlag, 2009.

30. Weaver K., Motion J., Roper J. From Propaganda to Discourse (and Back Again): Truth, Power, the Public Interest and Public Relations // Public relations: critical debates and contemporary practice / ed. by J. Yvonne L'Etang and M. Pieczka. London: Lawrence Erlbaum Associates, Publishers. 2006.

References

1. Bodriiyar Zh. Obshchestvo potrebleniya. Ego mify i struktury. M.: Kul'turnaya revolyutsiya; Respublika, 2006.

2. Volodenkov S.V. Osobennosti i vozmozhnosti primeneniya tekhnologii internet-propagandy v politicheskom upravlenii. PolitBook. 2016. №4.

3. Grishin O.E. Tekhnologicheskii podkhod v rossiiskoi politicheskoi nauke: sushchnost', stanovlenie, problemy. PolitBook. 2013. №4.

4. Gudoshnikova O.E. Tekhnologii «novykh media» kak platforma grazhdanskoi aktivnosti. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015. №1-1.

5. Emelin V.A. Simulyakry i tekhnologii virtualizatsii v informatsionnom obshchestve. Natsional'nyi psikhologicheskii zhurnal. 2016. №3(23).

6. Erokhin V.S. Simulyakr: sushchnost' i znachenie. Aktual'nye voprosy razvitiya nauki: Sbornik statei Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konfer-entsii: v 6 chastyakh. Otv. red. A.A. Sukiasyan. Ufa, 2014.

7. Izolyatsiya Rossii ot Zapada - mif ili real'nost'? URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid = 114802 (data obrashcheniya 11.05.2017).

8. Komlev N.G. Slovar' inostrannykh slov. M.: EKSMO-Press, 2000.

9. Krym v Rossii - navsegda! URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid = 114888 (data obrashcheniya 11.05.2017).

10. Lensu Ya.Yu. Na puti k virtual'noi real'nosti (iz istorii zarozhdeniya predstavleniya o virtual'noi real'nosti. Innovatsionnye obrazovatel'nye tekhnologii. 2014. №1(37).

11. Mishchenko E.Yu. SMI kak mekhanizm reprezentatsii real'nosti ob-shchestva potrebleniya: vzglyad Zh. Bodriiyara. Gumanitarnye i yuridicheskie issledovaniya. 2015. №1.

12. Ne vse gubernatory osvoili sotsseti. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3379156 (data obrashcheniya 14.05.2017).

13. Odaryuk I.V., Kolmakova V.V. Simulyatsiya kak interaktivnaya tekhnologiya obucheniya delovomu obshcheniyu na inostrannom yazyke. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. 2016. №5-2(59).

14. Reiting Putina: novaya vysota. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid = 114759 (data obrashcheniya 11.05.2017).

15. Rozanova N.N. Issledovatel'skaya model' kontsepta «reputatsiya re-gional'noi vlasti». Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: politologiya. 2016. №4.

16. Rozanova N.N. Reputatsionnyi kapital vlasti kak resurs regional'nogo razvitiya. Vestnik gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniya. 2016. T. 5. №3.

17. Tsvynar K.M. Sredstva massovoi informatsii v sovremennoi kul'ture: informatsiya i prosveshchenie ili manipulyatsiya?. Politicheskaya kontsep-tologiya: zhurnal metadistsiplinarnykh issledovanii. 2015. №2.

18. Chimarov C.Yu. K voprosu o «simulyatsii» i «dissimulyatsii» v strukture politiki «myagkoi sily». Natsional'naya assotsiatsiya uchenykh. 2015. №9-4(14).

19. Yurbacheva A.V., Skosareva M.A. Primenenie novykh informatsion-nykh tekhnologii v politike / Sb. konferentsii NITs Sotsiosfera. 2013. №1.

20. Adi A., Erickson K., Lilleker D.G. Elite Tweets: Analyzing the Twitter Communication Patterns of Labour Party Peers in the House of Lords. Pol-icy&Internet. 2014. Vol.6, №1.

21. Aldrich C. Simulations and the Future of Learning: An Innovative (and Perhaps Revolutionary) Approach to E-Learning. San Francisco, CA: Pfeiffer, 2003.

22. Baudrillard J. Simulacra and Simulation. University of Michigan Press,

1994.

23. Hammet F. Virtual Reality. New York: Straus Ed., 1993.

24. Kende M. How the Internet continues to sustain growth and innovation: Report for the Internet Society. Washington: Analysys Mason, 2012.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. Landousse G.P. Role play. Oxford: Oxford University Press, 2005.

26. Masuda Y. The Informational Society as Post-Industrial Society. World Future Society, 1981.

27. McFarquhar N. From Crimea, Putin Trumpets Mother Russia. NY Times. 2014. 9 May.

28. Migdal J. State in Society. Cambridge: Cambridge Univ Press, 2001.

29. Reputation Capital. Building and Maintaining Trust in the 21st Century Joachim Klewes, Robert Wreschniok (Editors). Berlin-Heidelberg: SpringerVerlag, 2009.

30. Weaver K., Motion J., Roper J. From Propaganda to Discourse (and Back Again): Truth, Power, the Public Interest and Public Relations. Public relations: critical debates and contemporary practice / ed. by J. Yvonne L'Etang and M. Pieczka. London: Lawrence Erlbaum Associates, Publishers. 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.