УДК 373. 4/5
Исакова Ольга Анатольевна
МКОУ «Лодейнопольская средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов»
Россия, Лодейное Поле1 Директор школы E-Mail: [email protected]
Технология реализации выбора индивидуальной
ельной траектории учеником профильной школы
Аннотация: Профильное обучение стремится более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Реализация профильного обучения ставит школьника перед необходимостью выбора образовательной траектории, но как показывает практика профильной школы, ученики не умеют осуществлять выбор. Умение выбирать может сформироваться в процессе образования, а для этого школьника необходимо неоднократно погрузить в ситуацию выбора. В связи с этим в профильной школе мы используем педагогическую технологию, чтобы, с одной стороны, предоставить ученику выбор желаемой образовательной траектории в соответствии с его интересами, способностями и образовательными потребностями, а с другой стороны, подготовить школьника к осуществлению этого выбора. Проведенная опытно -экспериментальная работа показала эффективность разработанной и теоретически обоснованной педагогической технологии реализации выбора индивидуальной образовательной траектории, включающей целевой, содержательный и организационный компоненты. Данная технология позволяет инициировать и корректировать реализацию осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории учеником профильной школы в соответствии с его интересами, способностями и образовательными намерениями, что подтверждает вывод о значимости результативности и перспективности изложенных идей
Ключевые слова: Профильное обучение; профильная школа; профиль; индивидуальная образовательная траектория; выбор индивидуальной образовательной траектории; процесс самоопределения; нелинейное обучение; индивидуальный учебный пан; предметно-коллективная форма организации обучения; нелинейное расписание.
1 187700, Ленинградская область, город Лодейное Поле, улица Ульяновская, дом 8, корпус 2, квартира 56
Идентификационный номер статьи в журнале 146PVN214
В XXI веке школа стремится создавать условия для развития и максимальной реализации способностей и интересов школьников, предоставлять возможности для формирования умения осуществлять выбор.
Признанным и эффективным средством решения перечисленных задач является профильное обучение, формой реализации целей которого признана «профильная школа». Она «может быть однопрофильной, многопрофильной или ... не ориентирована на конкретные фиксированные профили, но предоставляет школьникам в полной мере осуществлять свои индивидуальные профильные образовательные программы» [7].
Отечественная модель и зарубежные модели профильной школы имеют много общего. Особый интерес вызывает реализация профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов и как следствие индивидуальных образовательных траекторий (Россия, Англия, Шотландия, Германия, Франция, США и др.) [1, 2, 5, 7, 10]. Однако до сих пор в педагогической науке окончательно не разработан вопрос практической реализации выбора индивидуальной образовательной траектории и подготовки к нему.
В данной статье мы представляем технологию, позволяющую инициировать и корректировать реализацию осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории учеником профильной школы в соответствии с его интересами, способностями и образовательными намерениями. Карта апробированной нами в процессе диссертационного исследования технологии представлена в таблице 1.
Таблица 1
Технологическая карта реализации выбора индивидуальной образовательной траектории учеником профильной школы
Этапы 5-7 класс 8-9 класс 10-11 класс
Целевой компонент
Осознанный выбор индивидуальной образовательной траектории
Цели отдельных этапов Осознанный выбор предмета, вызываемого интерес и учебных программ его изучения (углубленного или базового уровня) Осознанный выбор группы предметов для изучения на углубленном или профильном уровне, курсов по выбору, способа образования Осознанный выбор направления, уровня и способа профессионального образования
Содержательный компонент
Обогащение содержания образования
Расширение содержания образования Реализация программы курса «Самоопределение», курсов по выбору
Углубление содержания образования Реализация программ углубленного изучения иностранного языка Реализация программ углубленного изучения отдельных предметов Реализация программ углубленного и профильного изучения группы предметов
Этапы 5-7 класс 8-9 класс 10-11 класс
Организационный компонент
Структура процесса обучения Нелинейная
Форма организации урочных занятий Классно-урочная Предметно-коллективная
Форма организации внеурочных занятий Предметно-коллективная
Средства самоопределения Предметная ориентация Профильная ориентация Профессиональная ориентация
Предметное, профильное, профессиональное консультирование и информирование, профориентация, папка самоопределения
Средства рефлексии Папка самоопределения, диагностики, самодиагностики
Критерии результативности Готовность школьников к осознанному выбору индивидуальной образовательной траектории, доля школьников, реализующих индивидуальные образовательные траектории, удовлетворенность участников, качество образования
Кратко остановимся на теоретических основаниях педагогической технологии, выделенных нами на основе анализа психолого-педагогической литературы:
1. Одним из основных понятий профильного обучения является понятие «профиль». Существует два способа его формирования: на основе межнаучного синтеза и на основе учета желаний школьников изучать предметы школьной программы на определенном уровне (базовом, профильном, углубленном). Традиционно профиль трактуется как набор учебных предметов, изучаемых школьником на профильном уровне, сформированный на основе межнаучного синтеза. В этом случае набор предметов, составляющих профиль, заранее задан. Их состав неизменный и не зависит от желания учеников. В контексте нашего исследования мы понимаем, что набор предметов, составляющих профиль, может изменяться в соответствии с желаниями и образовательными намерениями школьников. Эти предметы могут изучаться по учебным программам повышенного уровня - профильного или углубленного. Исходя из этого, мы предлагаем под профилем понимать набор предметов, изучаемых школьником на повышенном уровне, выявленный в процессе формирования индивидуального учебного плана и как следствие индивидуальной образовательной траектории школьника.
2. При определении понятия «индивидуальная образовательная траектория» мы опираемся на мнение Т.М. Ковалевой и Н.В. Рыбалкиной и предлагаем под ней понимать индивидуальный процесс продвижения школьника в личностно значимом образовании, предполагающий содержательное и организационное направления реализации в соответствии с интересами, способностями и образовательными намерениями ученика [6, 9].
3. Возможность реализации индивидуальных образовательных траекторий ставит учеников профильной школы перед проблемой осознанного ее выбора. Вслед за Д.А. Леонтьевым и Н.В. Пилипко, рассматривая выбор с точки зрения деятельностного подхода, мы определяем выбор индивидуальной образовательной траектории как предпочтение одного варианта образования из набора возможных альтернатив [8]. Значит, чтобы была реальная возможность выбора необходимо наличие различных вариантов образования, которые профильная школа может предоставить своим ученикам с учетом их потребностей, желаний, интересов, возможностей и индивидуальных особенностей на протяжении всего процесса обучения.
4. Решение задачи предоставления множества альтернатив, напрямую связываем с проблемой отбора содержания школьного образования. Содержание образования в профильной
школе должно, с одной стороны, способствовать обнаружению и развитию способностей, интересов школьников, удовлетворению их образовательных потребностей и желаний, а с другой стороны, в процессе обучения школьник должен себя познавать.
5. Содержание школьного образования реализуется через содержание учебных предметов, курсов по выбору, кружков по интересам и т.д., определяемое их программами, что и наполняет образовательную траекторию ученика. В каждом возрастном периоде необходимо выделить средства, которые будут определять индивидуальность выбираемых образовательных траекторий, отличать одну траекторию от другой.
6. Чтобы выбор школьником индивидуальной образовательной траектории был осознанным, необходимо учеников подготовить к осуществлению выбора. На решение этой задачи в профильной школе направлен процесс самоопределения, в результате которого у школьника формируется готовность к осознанному выбору на основе соотнесения своих наличных качеств и требований, предъявляемых к нему вариантом выбора. При этом педагогическим средством выступает специальным образом организованная ориентация школьников (предметная, профильная, профессиональная).
7. Реализация индивидуальных образовательных траекторий на практике возможна при нелинейном структуировании процесса обучения - нелинейном обучении (О.В. Акулова) [3].
В связи с этим на первой ступени обучения (1-4 класс) мы предлагаем организовать общеобразовательную подготовку учащихся с дополнительными компонентами развития личности, формирование навыков культуры общения, развитие творческих способностей ребят, их природных задатков, укрепление физического здоровья, формирование интересов, проводить общекультурную подготовку.
В параллели пятых-седьмых классов круг решаемых задач расширяется. Это общеобразовательная подготовка, знакомство с основами наук, изучение и развитие склонностей и способностей учеников, выявление интересов и возможностей, формирование интересов и навыков исследовательской деятельности, эстетическая подготовка, психолого-педагогические рекомендации для дальнейшего обучения в классах с разной специализацией. На данном этапе нами было сформировано три класса. Группа детей продолжала, начатое в начальной школе, изучение английского языка на углубленном уровне. Остальные школьники получили "легкую" специализацию - ориентацию по различным направлениям. На основании интересов, желаний учеников, родителей этим детям предлагались предметные курсы различных направлений. Специализация на данном этапе была весьма условна: через незначительное увеличение количества часов на предметы школьной программы и введение некоторых дополнительных предметов - предметных проб. На этом этапе запускались механизмы первого этапа процесса самоопределения - предметное самоопределение, целью которого является подготовка школьников к осознанному выбору предмета, вызываемого интерес и учебных программ его изучения (углубленного или базового уровня). Детям предлагались на выбор предметные курсы, проводилось предметное консультирование, информационная и диагностическая работа. Ученики знакомились с технологией «папка самоопределения». Курс «Самоопределение», предполагающий диагностику, самодиагностику и развитие психосоциальной сферы был обязательным для посещения школьниками. Дети учились в общеобразовательных классах, частично реализовывая индивидуальные образовательные траектории. По завершении 7 класса на основании желаний учеников, родителей, психолого-педагогических рекомендаций ребята распределились по классам различной специализации, в которых один предмет учебного плана с 8 класса изучался на углубленном уровне.
В параллели восьмых--девятых классов учащиеся, осваивая образовательные программы основного общего образования базового и углубленного уровня в классах и группах относительно постоянного состава, частично реализовывали свои индивидуальные образовательные траектории. Мы осуществляли второй этап процесса самоопределения -профильное самоопределение через информационную роботу, диагностическую работу, курсы по выбору, профконсультирование, занимались формированием папки самоопределения. Работа проводилась с целью подготовки школьников к осознанному выбору группы предметов для изучения на углубленном или профильном уровне, курсов по выбору и способа дальнейшего образования.
В параллели десятых-одиннадцатых классов ученики, осваивая образовательные программы среднего (полного) общего образования базового, профильного и углубленного уровня, реализовывали свои индивидуальные образовательные траектории. С целью подготовки школьников к осознанному выбору направления, уровня и способа профессионального образования учащиеся включались в третий этап процесса самоопределения - профессиональное самоопределение.
Представленная структура обучения позволила каждому ребенку ориентироваться на свои возможности и способности. Учитывая то, что первоначальный выбор направления образования с 8 класса или профиля обучения с 10 класса не может быть окончательным, нами предусмотрен и апробирован механизм регулярной рефлексии правильности сделанного ранее выбора и при необходимости коррекции образовательной траектории. Так как до 8 класса специализация была еще очень легкая, а классы и группы весь период обучения весьма подвижны, то каждый ребенок не терял права на выбор и поиск, на возможность переориентации.
Реализация индивидуальных образовательных траекторий на практике осуществлялась при нелинейном структуировании процесса обучения. Элементами нелинейного обучения являются: индивидуальные учебные планы школьников (совокупность учебных предметов, курсов, выбранных учащимися для освоения из учебного плана общеобразовательного учреждения), предметно-коллективная форма организации обучения (модификация классно-урочной системы со следующими дополнительными признаками: разные ученики осваивают предметное содержание образования по разным образовательным траекториям, на местах пересечения траекторий создаются группы учащихся одной параллели, в которых проводятся индивидуальные, групповые и коллективные занятия), нелинейное расписание учебных занятий, предусматривающее реализацию школьниками их индивидуальных образовательных траекторий в группах переменного или относительно постоянного состава.
Ведущим критерием успешной реализации представленной технологии является готовность школьников к осознанному выбору индивидуальной образовательной траектории. Этот критерий оценивался по следующим параметрам: знание учеником своих: интересов (1), способностей (2), индивидуальных качеств (3), владение учеником способами самодиагностики (4), познавательный интерес (5), отношение к продолжению обучения в соответствии с избираемым направлением (6), проявление волевых усилий в достижении поставленных образовательных целей (7). По этим показателям на разных этапах обучения, работая с папкой самоопределения, ученики оценивали, насколько они готовы к осознанному выбору своей дальнейшей образовательной траектории. Динамика готовности представлена в таблице 2.
Таблица 2
Динамика готовности школьников к осознанному выбору (данные представлены в %)
Критерии Показатели 2009 2011 2013
Когнитивный 1 66 80 94
2 40 64 82
3 36 60 80
4 40 62 78
Мотивационно- 5 40 64 80
ценностный 6 48 76 92
Деятельностно- 7 44 62 82
практический
Данные, представленные в таблице, показывают, что в ходе эксперимента доля учащихся готовых к осуществлению осознанного выбора своей дальнейшей образовательной траектории растет. Причем на завершающем этапе работы это число увеличивается почти в два раза. Это означает, что разработанная нами технология способствуют реализации осознанного выбора учеником его образовательной траектории. Достоверность полученного результата была установлена с помощью статистического критерия ф - угловое преобразование Фишера
[4].
Положительная динамика доли школьников, реализующих индивидуальные образовательные траектории, анализ результатов анкетирования учителей, учеников и их родителей, динамика качества образования также подтверждают эффективность представленной технологии.
Итоги исследования дают основания сделать вывод о значимости, результативности и перспективности изложенных идей, что подтверждается всей логикой эксперимента и полученными данными.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аксенова, Э.А. Приоритетные направления подготовки школьников Норвегии к профессиональной деятельности / Э.А. Аксенова // Профильная школа. - 2007. -№6 (27). - С. 54-60.
2. Аксенова, Э.А. Профильное обучение в средней школе Франции / Э.А. Аксенова // Профильная школа. - 2004. - №1 (4). - С. 48-52.
3. Акулова, О.В. Проблема построения нелинейного процесса обучения в информационной среде / О.В. Акулова // Человек и образование. 2005. -№ 3. - С.7-11.
4. Алькина, Т.Н. Математическая статистика для психологов: учебное пособие / Т.Н. Алькина. - Петрозаводск: Изд-во КГПУ, 2007. - 112 с.
5. Власова, Ю.Ю. Индивидуальные учебные планы: опыт регионов / Ю.Ю. Власова. - М.: Просвещение, 2012. - 95 с.
6. Ковалева, Т.М. Идея тьюторства как идея работы с индивидуальными образовательными траекториями / Т.М. Ковалева // Индивидуально-ориентированная педагогика: Сб. научных трудов по материалам 2-й Международной научно-тьюторской конференции (6-8 февраля 1997 г.) и региональных семинаров / Отв. ред. А.О. Зоткин, И.Д. Проскуряковская. -Москва - Томск, 1997. - 122 с.
7. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2002 г. - №3. - С. 3-14.
8. Леонтьев, Д. А. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования / Д.А. Леонтьев, Н.В. Пилипко // Вопросы психологии. - 1995. №1. - С. 97—110.
9. Рыбалкина, Н.В. Педагогика самоопределения. Основания проектирования / Н.В. Рыбалкина // Индивидуально-ориентированная педагогика: Сб. научных трудов по материалам 2-й Международной научно-тьюторской конференции (6-8 февраля 1997 г.) и региональных семинаров / Отв. ред. А.О. Зоткин, И.Д. Проскуряковская. - Москва - Томск, 1997. - 122 с.
10. Тарасова, Ю.А. Содержание и организация школьного образования в России и США на рубеже 21 века в контексте профилизации / Ю.А. Тарасова // Профильная школа. - 2007. - №2 (23). - С. 51-55.
Рецензент: Туркина Валентина Михайловна, заведующая кафедрой теории и методики начального образования Института педагогики и психологии, доктор педагогических наук, ФГБОУ ВПО «Петрозаводский государственный университет», г. Петрозаводск, Россия.
Olga Isakova
Lodeynopolskaya secondary school 2 with the profound studies of some subjects
Russia, Lodeynoye Pole E-Mail: [email protected]
Technology of realization of a choice of an individual trajectory of the pupil of profile school
Abstract: The profile education is aimed to take into consideration pupils' interests, abilities and create conditions for senior pupils' studies according to their professional interests and ambitions for their further education. The carrying out of the profile education makes a pupil choose an individual trajectory, but the profile school practice shows that pupils can't make choice. The ability of making a choice can be formed during the educational process that's why it's necessary to put a pupil in the situation of choosing more than once. In this connection, we use the pedagogical technology in the profile school which makes it possible, on the one hand, to provide a pupil with a choice of the educational trajectory according to his or her interests, abilities and educational needs. On the other hand, they prepare a pupil for making a choice. We have carried out a skilled and experimental work, which showed the efficiency of the pedagogical technology of realization of a choice of an individual trajectory we have found out and proved theoretically. This technology includes target, substantial and organizational components. This technology allows to initiate and adjust a conscious choice of an individual trajectory by the profile school pupil according to his interests, abilities and educational purposes. It proves the conclusion about the importance of the results and the perspective of the stated ideas.
Keywords: The profile education; the profile school; an individual educational trajectory; the choice of an individual educational trajectory; self-determination process; nonlinear education; individual curriculum; subject and collective form of; organization of education; nonlinear schedule.
Identification number of article 146PVN214
REFERENCE
1. 2.
3.
4.
5.
6.
7.
8. 9.
10.
Aksyonova E.A. ProfiVnaya shkola, no 6(27), (2007): 54-60 Aksyonova E.A. ProfiVnaya shkola, no 1(4), (2004): 48-52
ATkina T.N. Matematicheskaya statistika dlyapsikhologov [Mathematical statistics for psychologists]. Petrozavodsk: KGPU, 2007. 112 p.
Akulova O.V. Tchelovek i obrazovanie, no 3, (2005): 7-11
Vlasova Y.Y. IndividuaVnye uchebnye plany: opyt regionov [Individual educational plans: regional experience]. Moscow: Prosveshcheniye, 2012. 95 p.
Kovalyova T.M. Sbornik nauchnykh trudov po materialam 2 Mezhdunarodnoy nauchno-tutorskoy konferentsyi 1997 i regionalnykh seminarov [Collection of the research work based on the materials of the 2nd International scientific and tutor conference of 1997 and regional seminars]. Moscow-Tomsk, 1997. 122 p.
Kontseptsya profifnogo obucheniya na starshei stupeni obshchego obrazovaniya. Standarty i monitoring v obrazovanii, no 3, (2002): 3-14
Leontyev D.A., Pilipko N.V. Voprosypsikhologii, no 1, (1995): 97-110
Rybalkina N.V. Sbornik nauchnykh trudov po materialam 2 Mezhdunarodnoy nauchno-tutorskoy konferentsyi 1997 i regional'nykh seminarov [Collection of the research work based on the materials of the 2nd International scientific and tutor conference of 1997 and regional seminars]. Moscow-Tomsk, 1997. 122 p.
Tarasova U.A. ProfiVnaya shkola, no 2(23), (2007): 51-55