№ 5 (34), 2009 "Культурная жизнь Юга России"
3. Открытие русских школ грамоты ... С. 11841188; Противомусульманская миссия среди трухмян и горцев ... С. 735-736.
4. Там же. С. 719.
5. Арабский язык преподавали почти во всех школах, в основном частных, которые имелись во многих аулах. Так, в Ульской школе арабскому языку обучалось 45 чел., в Блечепсинской - 12. В Хату-каевском ауле с 1903 года появилась частная школа (27 учеников). Исключение составлял аул Коше-хабль, где арабский язык не преподавался и частной школы арабского языка не было.
6. Противомусульманская миссия среди трух-мян ... С. 736; Открытие русских школ грамоты ... С. 1126; Русская школа грамоты в магометанском ауле ... С. 1184-1188.
7. Открытие русских школ грамоты . С. 1125.
8. Там же.
9. Там же. С. 741.
10. Отчет о деятельности Ставропольского епархиального комитета Православного миссионерского общества за 1900 г. ... С. 22.
11. Русская школа грамоты ... С. 1185.
12. Противомусульманская миссия среди трух-мян . С. 742.
13. Там же. С. 729; Отчет о деятельности Ставропольского епархиального комитета Православного миссионерского общества за 1900 г. ... С. 15; Отчет о деятельности Ставропольского Андреевско-Вла-димирского Братства ... С. 503; Отчет Ставропольского Епархиального комитета Православного миссионерского общества за 1903 г. . С. 630.
R. A. OSTAPENKO. SCHOOL EDUCATION AMONG ADYGEIS AS THE FORM OF MISSIONARY ACTIVITY OF ORTHODOX CHURCH (1898-1903)
The article deals with the problem of organization and development of education among Adygeis of Kuban region as a specific form of missionary activity of Orthodox Church. The following aspect of education of non-Russian Muslims is written in the context of cultural situation of the Russian Empire in the end of the 19th - in the beginning of the 20th century.
Key words: missionary activity, Russian Eparchial schools of literacy, missionary committee, aul societies.
н. г. АМУР0ВА
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗИТИВНОЙ «Я»-КОНЦЕПЦИИ СТУДЕНТОВ
В целях индивидуализации процесса образования автором разработана модульная система, позволяющая оптимизировать самопознание в ходе реализации «Я»-концепции студентов.
Ключевые слова: модульное обучение, позитивная «Я»-концепция, внутренняя мотивация, саморазвитие.
Под развитием «Я»-концепции личности современная наука понимает не только интенцию к самоорганизации, но и усвоение определенных знаний, умений и навыков, системную активизацию (высокую степень продуктивности) способностей. Это предполагает разработку технологии, в которой играют приоритетную роль самоактуализация и самосознание студента.
Технология в широком смысле означает совокупность знаний о способах и средствах осуществления процессов, при которых происходит качественное изменение объекта. Технология обучения (в отличие от метода) поддается алгоритмизации и точному описанию [1]. При выборе технологии мы руководствовались следующими требованиями: она должна индивидуализировать обучение студентов путем активизации процессов самопознания, самореализации и позитивного самоизменения. Эти характеристики, на наш взгляд, в значительной степени соответствуют модульному обучению, в проектирование которого внесли существенный вклад В. А. Вединяпина и К. Я. Вазина.
В разработанном нами спецкурсе «Психолого-педагогические основы развития позитивной "Я"-концепции» определены методы усвоения содержания, индивидуального овладения укрупненными учебными разделами в форме блоков-модулей. Под модулем подразумевается относительно самостоятельная дидактическая единица модульной программы, состоящая из учебных элементов и интегрированная в общую цель (саморазвитие личности). Применяя данную технологию, мы руководствовались следующими принципами:
- модульность (обучение в рамках вышеназванного спецкурса построено по функциональным блокам-модулям, обеспечивающим каждому студенту достижение поставленных целей в процессе формирования позитивного самовосприятия);
- динамичность (условия свободного изменения: содержание каждого элемента модулей может варьироваться, дополняться);
- осознанная перспектива (для актуализации глубокого понимания близких, средних и дальних стимулов самосовершенствования каждый студент должен располагать на весь этап обучения
g "Культурная жизнь Юга России" № 5 (34), 2009
модульной программой, в которой определена комплексная цель самореализации, лично значимой как результат; все это фиксируется в индивидуальной карте саморазвития обучаемого);
- паритетность (взаимодействие между педагогом и слушателями спецкурса, обеспечивающее студентам возможность самостоятельно усваивать информацию, а преподавателю - консультировать и координировать их деятельность).
Спецкурс предполагает реализацию следующих дидактических целей:
- знакомство с понятиями «Я»-концепция, образ «Я», позитивная «Я»-концепция, самопознание, самоорганизация, саморегуляция;
- усвоение сущности позитивной «Я»-концеп-ции как инструмента управления собственным развитием;
- познание основы индивидуального образа
«Я»;
- проектирование основных направлений самосовершенствования, составление индивидуальной карты «Творение себя» [2].
Программа обучения [3] в спецкурсе состоит из 8 модулей (М-1 - М-8), интегрирующих определенные дидактические цели.
М-1 «Развитие позитивной Я-концепции личности» подразумевает: а) осмысление сущности категорий позитивная «Я»-концепция, образ «Я»; б) умение анализировать компоненты «Я»-кон-цепции, обосновывать установку на позитивное развитие образа «Я».
М-2 «Любовь к себе» объединяет: а) создание представления о самопознании как необходимом процессе развития позитивной «Я»-концепции; б) воспитание умений критически оценивать свой образ «Я», учитывая аспекты позитивной «Я»-концепции; в) познание наиболее важных характеристик образа «Я» и выделение определенных качеств, позволяющих активизировать процесс позитивного развития; г) формирование чувства любви к себе.
Интегрирующие дидактические цели М-3 «Проектирование карты "Творение себя"» побуждают к следующему: а) формировать навыки самодиагностики, развитию которых способствуют методика О. Казанского «Знаю ли я себя», диагностика самооценки, методика диагностики психического здоровья Ю. Л. Ханина; б) определять на основе самодиагностики возможности позитивного самоизменения; в) проектировать этот процесс с учетом дальних, средних, близких целей самореализации.
М-4 «Самостоятельная работа по самопознанию» предполагает: а) умение анализировать об-
раз «Я» («Я» и моя внешность, «Я» и мое здоровье; «Я»-ретро, «Я»-будущее), изучать свои отношения с окружающим миром и близкими людьми; б) формирование навыков выбора направлений позитивного самоизменения; в) планирование своего жизненного пути.
М-5 «Творение себя» требует от студента: а) располагать знаниями о цели, задачах, содержании, методах и формах позитивного самоизменения; б) отражать в индивидуальной карте процесс обогащения своего социального опыта, охрану психического здоровья и др.; в) формировать умение целенаправленно воздействовать на себя, используя собственный потенциал и возможности образовательной среды.
М-6 «Тренинг и игры как средство творения себя» активизирует: а) умение ставить цели самоизменения с учетом личностных и профессиональных качеств - дальних, средних, близких перспектив; б) определять и распределять временной отрезок самоизменения, фиксируя это в индивидуальной карте «Творение себя»; в) осваивать тренинговые технологии, способствующие позитивному самоизменению.
В состав М-7 «Профессия в системе процесса "Творения себя"» входят: а) умение моделировать основные элементы своего профессионального профиля; б) способность соотносить элементы личностного и профессионального в процессе позитивного изменения образа «Я»; в) владение основами аналитических, прогностических, проективных, рефлексивных, коммуникативных умений, создающих условия для решения проблем «Творения себя».
В комплекс М-8 «Позитивное движение к "Я"-идеальному» включены: а) способность определять идеальное «Я»; б) формирование знаний об образе «Я»; в) выявление путей к «Я»-идеально-му и обучение соответствующим методам самопрограммирования.
Таким образом, компоненты технологии развития позитивной «Я»-концепции, представленные в программе спецкурса «Психолого-педагогические основы развития позитивной "Я"-концеп-ции», отражают дидактическую цель, содержание и результативность модульной технологии.
Литература
1. Вазина К. Я. Природно-рефлексивная технология саморазвития человека. М., 2002. С. 13.
2. Вединяпина В. А. Субъект-Я как педагогическая проблема. СПб., 1998. С. 18.
3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. С. 122-137.
N. G. AMUROVA. TECHNOLOGY OF DEVELOPMENT OF POSITIVE «I»-C0NCEPT OF STUDENTS
The author developed the modular system, permitting to optimize self-knowledge in the course of realization of «I»-concept of students to individualize the process of education.
Key words: Modular training, positive «I»-concept, internal motivation, self-development.
№ 5 (34), 2009 "Культурная жизнь Юга России" ^
т. В. БОРДЮЖА
К ВОПРОСУ о ТОРГОВЛЕ «ПИТИЯМИ» НА КУБАНИ В XIX ВЕКЕ
в статье рассматриваются вопросы становления частного предпринимательства и формы регулирования торговли спиртными напитками в станицах на территории Кубанского казачьего войска.
Ключевые слова: борьба с пьянством, акцизы, регламентация торговли спиртными напитками.
По данным социологов, к нынешнему моменту потребление алкоголя в нашей стране увеличилось на 55% по сравнению с первыми годами перестройки (периодом правления М. Горбачева) [1]. На совещании в Сочи 12 августа 2009 года президент Д. Медведев отметил, что годовая продажа спиртных напитков более чем в 2 раза превышает уровень, который Всемирная организация здравоохранения определила как опасный для жизни и здоровья человека. Растет потребление пива и слабоалкогольных напитков, запрещение о продаже алкоголя лицам младше 18 лет не дает желаемых результатов. В докладе министра здравоохранения и социального развития России Т. Голиковой сообщалось, что в начале ХХ века в нашей стране потребление алкоголя составляло 3,4 л на душу населения, теперь - около 18 л. «Алкоголизм стал настоящим врагом нации», в сложившихся обстоятельствах государство намерено «планомерно отбивать у россиян тягу к этой пагубной привычке» (пьянству) [2].
До конца 2009 года решено подготовить концепцию государственной политики по снижению употребления алкоголя. Для решения поставленных задач нужна хорошо продуманная долгосрочная система мер. В поисках путей можно обратиться к истории. Рассмотрим, как регулировались вопросы торговли спиртными напитками на Кубани в XIX веке.
Тогда организация торговли спиртными напитками начиналась с определения допустимого количества (нормы) питейных заведений. Норма утверждалась наказным атаманом Кубанского казачьего войска. К примеру, в 1871 году в станице Холмской, где насчитывалось 315 дворов, было: четыре питейных заведения, производивших торговлю распивочно и на вынос, три, «из которых должна производиться торговля только на вынос (ренсковые погреба)», и три торговавших «только распивочно (трактирные заведения, буфеты, постоялые дворы, станционные и заезжие дома)»; в станице Ахтырской при 252 дворах количество перечисленных мест торговли спиртным составляло, соответственно, 3, 2, 2; в станице Азовской на 74 двора - 1, 0, 1» [3]. Вообще к местам такой торговли причислялись «питейные дома, временные выставки, шинки, корчмы, духаны, портерные и штофные лавки, погреба, торгующие русским виноградным вином, ренсковые погреба, взявшие патенты на оба вида торговли» [4]. В сохранившихся архивных документах упоминаются следующие «алкогольные пития»: водка (сладкая,
специальная, мятная, померанцевая, полынная, ординарская), вино (трехпробное, пенное, полужирное, полугарное), ром (хлебный, сладкий, рисовый) и пиво [5].
После установления «нормы о числе питейных заведений» для каждого конкретного населенного пункта все желавшие торговать спиртными напитками могли представить станичному начальству заявление, где указывалось, как они намерены торговать - распивочно или на вынос. Правление, обсудив кандидатуры с депутатами станичного общества, выносило вердикт «о допущении или недопущении к продаже питей лиц, подавших заявления». Случаи отказа сопровождались подробным объяснением причин.
Станичным правлениям и обществам не разрешалось изменять число питейных заведений, определенных «нормою». Кроме того, депутаты и станичное правление не имели «права отговариваться незнанием лица, проживающего в их станице или голословно обвинять его в неблагонадежности». Если число одобренных заявлений оказывалось «более числа питейных заведений, определенных нормою, то лицам, получившим право на продажу питей, составлялись списки в алфавитном порядке, по роду заведений» [6]. Среди включенных в этот список претендентов проводилась жеребьевка (тираж). Лиц, находившихся под судом или следствием по уголовным преступлениям, к жеребьевке не допускали (им категорически запрещалось содержание питейных заведений). После жеребьевки сыскные начальники или председатели полковых (бригадных) правлений определяли для каждой станицы дату проведения тиражей. Предназначенные для тиража билеты с надписью изготовлялись для каждого разряда заведений отдельно, но все три тиража проходили в один день в присутствии депутатов станичного общества под председательством чиновника, назначенного бригадным или полковым командиром.
Лица, допущенные к участию в тираже (или их поверенные), вынимали билеты по алфавитному списку, составленному в станичном правлении. О тех, кому попадался билет с надписью, «объявлял гласно» чиновник. Имена их заносили в список, который по окончании тиража подписывали все присутствующие. Этот список передавался в станичное правление для составления «общественного приговора» (разрешения) о праве на торговлю спиртными напитками. Далее список утверждался Войсковым Правлением, что было последней инстанцией перед открытием питейного заведения.