Научная статья на тему 'Технология разноуровневого обучения. Дифференцированный подход в обучении английскому языку'

Технология разноуровневого обучения. Дифференцированный подход в обучении английскому языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
824
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дифференцированный подход в обучении / критерии / уровни / иностранный язык / differentiated approach in teaching / criteria / levels / foreign language

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зубкова Л. А.

Интерес к использованию новых технологий во многом объясняется стремлением учителей так организовать учебно-воспитательный процесс, чтобы каждый обучающийся был оптимально занят учебной деятельностью на уроках и в домашней подготовке к ним с учетом его способностей и интеллектуального развития. Увеличение умственной нагрузки обучающихся на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать у них интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Цель работы – определить актуальность применения дифференцированного подхода на уроке иностранного языка. Методы и объекты исследования: теоретические: изучение и анализ научной литературы по теме дифференцированного подхода, а также статьи отечественный и зарубежных авторов по теме исследования, практические: личный опыт применения дифференцированного подхода на уроке иностранного языка. Результаты и выводы. В статье дается краткая историческая справка о дифференцированном подходе в обучении, начиная со временем Советской школы, до современных последователей данного подхода, заканчивая личным опытом использования данного подхода в обучении английскому языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technology of multi-level training. Differentiated approach in teaching English

The interest in the use of new technologies is largely explained by the desire of teachers to organize the educational process in such a way that each student is optimally engaged in learning activities in the classroom and in home preparation for them, taking into account his abilities and intellectual development. The increase in the mental load of students in the classroom makes them think about how to maintain their interest in the material being studied, their activity throughout the lesson. In this regard, the search is underway for new effective teaching methods and such methodological techniques that would activate the students' thoughts, stimulate them to acquire knowledge independently. The purpose of the article is to determine the relevance of using a differentiated approach in a foreign language lesson. Research methods: theoretical: study and analysis of scientific literature on the topic of a differentiated approach, as well as articles by domestic and foreign authors on the topic of research, practical: personal experience of using a differentiated approach in a foreign language lesson. Results and conclusions. The article provides a brief historical background on the differentiated approach in teaching, starting from the time of the Soviet school, to the modern followers of this approach, ending with personal experience of using this approach in teaching English.

Текст научной работы на тему «Технология разноуровневого обучения. Дифференцированный подход в обучении английскому языку»

Технология разноуровневого обучения. Дифференцированный подход в обучении английскому

языку

Зубкова Л.А., Аннотация. Интерес к использованию новых технологий во

[email protected] многом объясняется стремлением учителей так организовать

учебно-воспитательный процесс, чтобы каждый обучающийся ФГБОУВО «Южно- был оптимально занят учебной деятельностью на уроках и в

Уральский государственный домашней подготовке к ним с учетом его способностей и гуманитарно- интеллектуального развития. Увеличение умственной нагрузки

педагогический обучающихся на уроках заставляет задуматься над тем, как

университет» поддержать у них интерес к изучаемому материалу, их

(г. Челябинск, Россия) активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся

поиски новых эффективных методов обучения и таких УДК 37.02 методических приемов, которые активизировали бы мысль

школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Цель работы - определить актуальность применения дифференцированного подхода на уроке иностранного языка. Методы и объекты исследования: теоретические: изучение и анализ научной литературы по теме дифференцированного подхода, а также статьи отечественный и зарубежных авторов по теме исследования, практические: личный опыт применения дифференцированного подхода на уроке иностранного языка. Результаты и выводы. В статье дается краткая историческая справка о дифференцированном подходе в обучении, начиная со временем Советской школы, до современных последователей данного подхода, заканчивая личным опытом использования данного подхода в обучении английскому языку.

Ключевые слова: дифференцированный подход в обучении, критерии, уровни, иностранный язык.

Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х

молодёжной науки 47 www.forummn.ru

Youth 11 Forun ,rnal http: //forummn.ru/article -3.2.8 .html

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

Technology of multi-level training. Differentiated approach

in teaching English

Abstract. The interest in the use of new technologies is largely explained by the desire of teachers to organize the educational process in such a way that each student is optimally engaged in learning activities in the classroom and in home preparation for them, taking into account his abilities and intellectual development. The increase in the mental load of students in the classroom makes them think about how to maintain their interest in the material being studied, their activity throughout the lesson. In this regard, the search is underway for new effective teaching methods and such methodological techniques that would activate the students' thoughts, stimulate them to acquire knowledge independently. The purpose of the article is to determine the relevance of using a differentiated approach in a foreign language lesson. Research methods: theoretical: study and analysis of scientific literature on the topic of a differentiated approach, as well as articles by domestic and foreign authors on the topic of research, practical: personal experience of using a differentiated approach in a foreign language lesson. Results and conclusions. The article provides a brief historical background on the differentiated approach in teaching, starting from the time of the Soviet school, to the modern followers of this approach, ending with personal experience of using this approach in teaching English.

Keywords: differentiated approach in teaching, criteria, levels, foreign language.

Введение

Возникновение интереса к английскому языку у значительного числа обучающихся зависит в большей степени от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы каждый обучающийся работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Ведущая роль в решении этой задачи принадлежит учителю, его умению применять эффективные технологии в рамках своего предмета. Одной из таких технологий является технология дифференцированного обучения. [1-7]

Основная часть

1. История возникновения и понятие дифференцированного подхода

Впервые понятие «дифференцированный подход в обучении» появилось в начале XX века. Основателями его считают западных представителей направления гуманистической психологии К. Роджерса, А. Маслоу, Р. Мей. В настоящее время в нашей стране имеется достаточное количество научных работ, в которых представлены концепции, модели, технологии дифференцированного подхода в обучении. Наиболее существенный вклад в разработку этого вопроса внесли С. В. Панюкова, В. В. Сериков, М. Н. Скаткин, В. Д. Шадриков и др.

Zubkova L.A.,

zubkova.9@mail. ru

South Ural State Humanitarian Pedagogical University

(Chelyabinsk, Russia) UDC 37.02

Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х

молодёжной науки 48 www.forummn.ru

Youth 11 Forun ,rnal http: //forummn.ru/article -3.2.8 .html

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

«Важнейшей задачей перестройки школы является ориентация всей учебно-воспитательной работы на формирование личности школьника. Но все дети разные. У них разные задатки, склонности, интересы, разные типы высшей нервной деятельности, внимания, памяти, мышления, а в старших классах и разные жизненные планы. Не считаться с этими личностными особенностями школьников при обучении и воспитании нельзя. Стандартизация педагогического процесса, игнорирующая личностные особенности детей, одна из причин брака продукции, выпускаемой массовой школой».

Эти прогрессивные идеи нашли отражение в одном из первых документов Советского правительства - «Основные принципы единой трудовой школы», в котором был провозглашен принцип единства общеобразовательной школы. В документе приводится убедительная аргументация в пользу дифференциации обучения: «Государству нужны специалисты. Подростки сами имеют явно различные наклонности дарования. Педагогика, как таковая, стоит за постепенное сужение круга знаний, за фиксирование внимания на специально выбранных предметах, ибо от идеала образованного человека одинаково далек и специалист, которому чуждо вне его специальности все человеческое, и верхогляд, который знает все понемногу и ничего не до конца»

Съезд работников народного образования (декабрь 1988 г.) высказался за дифференциацию образования в старших классах школы. Это нашло отражение во Временном положении о средней общеобразовательной школе СССР (примерном). В нем предусмотрено, что школа 3 ступени обеспечивает завершение общеобразовательной подготовки обучающихся на основе широкой и глубокой дифференциации обучения, создает условия для наиболее полного учета интересов обучающихся, сознательного и активного их включения в жизнь социалистического общества. С этой целью учебный план школы 3 ступени включает, наряду с обязательными, предметы по выбору самого обучающегося.

Вопросом дифференцированного обучения занимались многие педагоги. В 20-е годы ХХ века Н.М. Шахмаев создал дидактические основы дифференцированного обучения, предложил теоретическое обоснование дифференциации и рассмотрел проблемы её практической реализации.

Идеи Н.М. Шахмаева о дифференцированном обучении были развиты И.М. Осмоловской (заведующая лабораторией дидактики и философии образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». Доктор педагогических наук.): разработана целостная концепция дифференциации обучения, включающая общие принципы дифференциации, дидактические основания отбора содержания образования и организации процесса обучения.

Кроме того, история возникновения и развития дифференцированного обучения тесно связана с развитием педагогики и приобретает особую значимость на определенных этапах развития образования: до середины XIX века, когда обучение проходило при непосредственном взаимодействии учителя и обучающегося (индивидуальное обучение), в конце XIX века дифференцированное обучение активно внедряется в массовую школу. В 20-е годы XX века были разработаны и апробированы различные виды дифференцированного обучения, в 50-60 гг. акцентировалось внимание на создании в старших классах такой системы обучения, которая позволила бы обучающимся наряду с получением среднего образования, более углубленно изучить предметы в избранной ими области знаний. В 60-70 гг. единственным видом дифференцированного обучения стали факультативные занятия.

В последние годы - профильное обучение, курсы по выбору, факультативы, дополнительное образование.

Авторами дифференцированного подхода также являются:

- Выготский Лев Семёнович (17.11.1896 -11.06.1934)- советский психолог. Основатель исследовательской традиции, которая стала известна с 1930-х годов как «культурно-

Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х

молодёжной науки 49 www.forummn.ru

Youth 11 Forun ,rnal http: //forummn.ru/article -3.2.8 .html

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

историческая теория» в психологии, в основу дифференциации положена теория Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития.

- Фирсов Виктор Васильевич - (04.02.1942-10.04.2006) кандидат педагогических наук, разработал уровневую дифференциацию обучения на основе обязательных результатов.

- Гузик Николай Петрович (02.11.1941 - 10.11.2021)- Народный учитель Украины, директор школы и учитель химии (Украина, Крым). Автор назвал свою систему «Комбинированной системой обучения», имеющей две отличительные стороны: внутриклассную дифференциацию обучения по уровню и развивающий цикл уроков по теме.

Дифференциация в переводе с латинского означает «разделение, расслоение» целого на различные части, формы, ступени.

Дифференцированное обучение - это способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально-типологические особенности личности (обучаемость, обученность, общие умственные и специальные способности, интересы, склонности, работоспособность, темп обучения) и создаются группы обучающихся, в которых элементы дидактической системы различаются.

Уровневая дифференциация - обучаясь в одном классе по одной программе и учебнику, школьники могут усваивать материал на разных уровнях.

Индивидуализация — это предельный вариант дифференциации, когда учебный процесс строится с учетом особенностей не групп, а каждого отдельно взятого обучающегося.

2. Реалии настоящего времени

На сегодняшний день в обычной общеобразовательной школе большинство школьных классов являются разноуровневыми, поскольку детей в них не отбирают специально по какому-либо критерию. Учителя обычно выделяют в таких классах группы, называя их «сильные», «средние», «слабые» обучающиеся. При этом одни педагоги считают главным критерием деления на группы успеваемость, другие - способности обучающихся.

Для деления обучающихся на группы используются результаты диагностики проводимой школьным психологом и педагогической диагностики, которую учитель проводит сам. Ее характер определяется выбранным критерием дифференциации. Так, для диагностики обученности пригодны работы проверочного характера. Учитель также анализирует результаты самостоятельного выполнения детьми различных заданий, устные ответы у доски, работу в тетрадях. Наиболее полную картину дают разноуровневые проверочные, контрольные работы. На основе результатов диагностики дети распределяются по группам (уровням).

3. Распределение обучающихся по уровню обучаемости

Первая группа - с высоким уровнем обученности и творческие обучающиеся. Все задания обучающимися выполняются самостоятельно, они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания, умеют объяснять свои действия, сознательно усваивают программный материал. При выполнении сравнительно сложных заданий нужна незначительная активизирующая помощь взрослого. С желанием берутся за выполнение творческих заданий.

Вторая группа - со средним и достаточным уровнем обученности; обучающиеся в основном понимают объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материл, но без посторонней помощи сделать выводы, обобщения не в состоянии. Нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей.

Третья группа - обучающиеся с низким и удовлетворительным уровнем обученности. Таким обучающимся трудно определить главное в изучаемом материале, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Трудно понять материал во время фронтальных занятий; они нуждаются в дополнительном разъяснении. Обучающихся отличает низкая степень

Ф Р У М ISSN 2687-086Х

молодёжной науки 50 www.forummn.ru

Youth 1 1 с 11 http: //forummn.ru/article -3.2.8 .html ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

самостоятельности. Темп усвоения материала низкий. Нуждаются в разнообразных видах помощи учителя.

Таблица 1 - Три типа дифференцированных заданий

«С» «В» «А»

1 уровень сложности -это базовый стандарт. Обучающийся овладевает базовым уровнем 2 уровень - обеспечивает овладение обучающимися теми приемами учебной деятельности, которые необходимы для решения задач на применение. Вводятся дополнительные сведения, которые углубляют материал 1 уровня, показывают применение понятий 3 уровень - предусматривает свободное владение фактическим материалом, приемами учебной работы и умственных действий, дает развивающие сведения, углубляет материал его логическое обоснование, открывающее перспективы творческого применения

4. Технология дифференцированного обучения

1 группа - большую часть времени работает самостоятельно, получая творческие и проблемные задания.

2 группа - выполняя самостоятельные задания, работает чаще по образцам, им необходим детальный рассказ.

3 группа - здесь учитель должен в основном работать сам: рассказать, опросить, проверить, помочь, показать абсолютно каждому обучающемуся.

Методы и приемы реализации дифференцированного подхода на уроке:

1. увеличение объема самостоятельной работы;

2. интенсификация обучения;

3. усиление индивидуальной работы учителя с обучающимися;

4. создание атмосферы доверия, сотрудничества, настроя на работу;

5. разноуровневое изложение материала; вначале упрощенное изложение, затем усложненное;

6. целостное изложение основного, затем детализация и конкретизация по частям;

7. использование наглядности;

8. дозированная помощь на основе изучения причин отставания в учебе;

9. индивидуальный опрос (по заранее предложенным обучающемуся вопросам, по плану)

10. дифференцированный контроль (уровневые задания, задания с выбором, индивидуализация критериев оценки);

11. самоконтроль по образцам и критериям;

12. индивидуализация домашних заданий (по объему, по сложности, по творческой направленности);

13. дифференциация темпов изучения;

14. содержание задания одинаково для всего класса, но для сильных обучающихся время на выполнение работы уменьшается;

15. содержание задания одинаково для всего класса, но для сильных обучающихся предлагаются задания большего объема или более сложные;

16. задание общее для всего класса, а для слабых обучающихся дается вспомогательный материал, облегчающий выполнение задания (опорная схема, алгоритм, таблица, программированное задание, образец, ответ и т.д.);

17. использование карточек-тренажеров;

Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х

молодёжной науки 51 www.forummn.ru

Youth 11 Forun ,rnal http: //forummn.ru/article -3.2.8 .html

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

18. использование на одном этапе урока заданий различного содержания и сложности;

19. применение практических задач, творческих заданий;

20. самостоятельный выбор обучающимися одного из нескольких предложенных вариантов заданий.

5. Применение дифференцированного подхода на уроке английского языка (пример)

Английская грамматика, особенно система времён, часто вызывает много трудностей у школьников. Например, тренировка времени Present Simple в 5 классе. В своей работе для того, чтобы задействовать в учебной деятельности всех учеников, я использую дифференцированный подход.

Перед вами задания трёх степеней сложности в зависимости от уровня овладения обучающимися структурами грамматической структуры Present Simple в виде карточек.

Таблица 2 - Дифференциация содержания учебных заданий по уровню трудности и по уровню

творчества

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Grammar Present Simple

Низкий уровень. Write the verbs

I hide - he.......... I walk - she.......

we do - she we use - he.........

they live - he......... they carry - he

you have - she you wash - she

Средний уровень. Write the verbs and tick the sounds

I watch - he.......... you write - she.............

we......- she walks we teach - he..............

they go - he... they......- he cries

Verbs /s/ /z/ /iz/ Verbs /s/ /z/ /iz/

cries

walks

Высокий уровень. Put the verbs in brackets into the correct form

1. А crocodile............(swim) in the river.

2. The Bengal tigers............(live) in India.

3. A lion...............(sleep) during the day.

4. Mike...............(go) to the park.

5. I.........(get) up at 7 o'clock every morning.

Write the verbs and tick the sounds

verb /s/ /z/ /iz/

_Продолжение табл. 2.

_Vocabulary_

Module about Clothes_

Дифференциация содержания учебных заданий по уровню трудности_

Низкий уровень_

1а. Fill in the gaps.

Bl_use, _kirt, bo_ts, s_oes, ca_, soc_s, tr_iners, jack_t, coa_, s_oes, shi_t. 1b. Fill in the gaps.

Sh_rts, s_arf, tro_sers, T-s_irt, dre_s, ra_ncoat, _umper , s_it, h_t, um_rella, glo_ers, to wea_, p_t on.

Средний уровень._

Fill in the gaps. Answer the question.

Bl_use, _kirt, bo_ts, s_oes, ca_, soc_s, tr_iners, jack_t, coa_, t_e, shi_t, dre_s, s_arf, tro_sers, T-s_irt. Which clothes are for warm weather ?

Which clothes are for cold weather ?

Высокий уровень._

Answer the questions.

Which clothes are for warm weather ? Write the words.

Which clothes are for cold weather ? Write the words.

_Reading_

Работа проходит по одному тексту на низком, среднем и высоком уровнях._

My pet

Hi there. My name is Jessie. I've got a cat. Her name is Stripes. She is 5 years old with big ears and bright green eyes. Stripes plays in the garden all day and at night she sleeps on my bed. Cats are great! What do you think?

Низкий уровень. Read the text and choose the correct answer._

What's the girl's name?

A. Jessie

B. Cats

C. Stripes

What pet has she got?

A. a bear

B. a dog

C. a cat

What's its name?

A. Jessie

B. Stripes

C. Plays

Средний уровень. Read the text and answer the questions._

1. What's the girl's name? _

2. What pet has she got? _

3. What's its name? _

Высокий уровень. Read the text, think of questions and answer on it._

1. _

2. ______________________________

3. ______________________________

_Продолжение табл. 2.

_Listening_

Дается текст на прослушивание_

На низком уровне даны утверждения - задание записать верно (T) или неверно (F). На среднем уровне помимо верно- неверно необходимо написать правильный ответ. На высоком уровне при прослушивании нужно заполнить пропуски слов в тексте.

Заключение

С помощью дифференцированного подхода все ученики работают на уроке, каждый из них обучается и не чувствует себя просто присутствующим на уроке.

Стоит обратить внимание на тот факт, что способности обучающихся к изучению иностранного языка отличаются: одним язык дается легко, другим - с большим трудом. Кроме того, следует отметить, что учебный материал на разных этапах обучения может усваиваться обучающимися одного и того же класса по-разному: один легче усваивает лексику в силу хорошо развитой механической памяти, у других более развито слуховое восприятие, поэтому они легче справляются с заданиями по восприятию и пониманию иноязычной речи на слух. У всех обучающихся разные типы мышления.

Использование дифференцированных заданий на различных этапах обучения позволяет мне, как учителю иностранного языка решать определенные задачи, повышая мотивацию учеников, направленную на изучение языка, более слабые обучающиеся получают знания по той же программе, что и обучающиеся с высоким уровнем. Все ученики получают оценки. У многих обучающихся с недостаточным уровнем знаний появляется желание перейти на более высокий уровень, сильные же ученики узнают больше слов, более сложные грамматические структуры. Таким образом, выполняя более сложные задания они не скучают на уроке. Следовательно, дифференцированный подход помогает учителю и ученикам достичь поставленные перед ними задачи и на сегодняшний день применение дифференцированного подхода в обучение иностранному языку является актуальным.

Библиографический список

1. Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е., Эванс В. Английский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. Организаций. 13-е изд. М.: Express Publishing: Просвещение, 2021. 168 с.

2. Гузеев В. В. Постановка целей и дифференциация образовательного процесса. М.: Знание, 1998. 68 с.

3. Народное образование в СССР. Сб. документов 1917-1973 гг. М.: 1974. 138 с.

4. Рыжкова В.Н. Дифференциация обучения, как важный фактор развития познавательных интересов школьников // Завуч. 2003. №8. C. 14-19.

5. Скаткин М.Н. О школе будущего. М.: Знание,1974. 64 с.

6. Технологии уровневой дифференциации. Дифференциация обучения. [Электронный ресурс]. URL: https://studfile.net/preview/1806271/page:14/ (дата обращения: 10.03.2022г.)

7. Фирсов В.В. Дифференциация обучения на основе обязательных результатов обучения. М.: 1994. 70 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.