Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 14 (305). Филология. Искусствоведение. Вып. 77. С. 140-142.
С. С. Распопова
ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ ЖУРНАЛИСТА НАД ИНТЕРАКТИВНЫМИ ТЕКСТАМИ
Выявляются особенности использования термина «интерактивность» применительно к жанрам СМИ. Рассматривается технология работы над интерактивными текстами, основу которой составляет контакт журналиста с представителями аудитории.
Ключевые слова: интерактивность, контакт, интерактивная журналистика, сотворчество, жанрообразующий признак.
Современная журналистика по своему характеру интерактивна. Речь идет об акте сотрудничества журналистов с представителями аудитории для создания информационного продукта. Отсюда значение термина «интерактивность» как «сотворчество». Данный термин применительно к обозначению отдельной жанровой группы ранее не использовался. Интерактивность традиционно рассматривалась как характеристика, прежде всего, сетевых СМИ. На это указывает М. В. Антропова в статье «Интернет-технологии в журналистике» [1]. Исследователь говорит о том, что многие интернет-ресурсы предоставляют пользователям возможность оставлять комментарии под информационным материалом, оценивать публикации, высказываться. В данной статье мы выйдем за рамки этого устоявшегося толкования интерактивности и рассмотрим данный термин применительно к жанровой специфике текстов.
В настоящее время в теории журналистики складывается представление об интерактивной журналистике как взаимодействии журналиста с представителями аудитории в ходе их продуктивной деятельности, где контакт является жанрообразующим признаком. В зависимости от характера этого контакта меняется и состав задач, которые должен решить журналист в ходе своей работы. Прежде чем говорить об этих задачах, охарактеризуем разновидности контактов, которые осуществляет журналист. Для этого условно разделим все тексты, принадлежащие к этой жанровой разновидности, на несколько групп. К первой группе отнесем материалы, основанные на опосредованном контакте. Это обзор писем и вопрос-ответ. Обзор писем передает оценки журналиста, возникающие у него при чтении писем. Текст несет информацию о ситуации контакта, которая объединяет авторов писем и журналиста в творческий коллектив, создающий общее про-
изведение. И журналист выступает здесь консолидирующей силой, от его усилий зависит качество информационного продукта. В обзоре писем контакт журналиста и представителей аудитории опосредован письмами, но это контакт. И он входит в структуру предмета отображения как ее существенный элемент. Есть в этой группе одна жанровая модель, которая в профессиональном обиходе называется «вопрос-ответ», в ее основе лежит опосредованный контакт. Фактически данный текст представляет собой связку читательского письма с конкретным вопросом и ответа на него, даваемого журналистом или привлеченным автором (экспертом в соответствующей области). Существование этих текстов друг без друга неправомочно: только вместе они обретают законченный смысл и предстают как единый материал. На журналиста при этом ложится роль организатора контактов между соавторами, но сам он чаще всего остается «за кадром».
Вторая группа текстов включает в себя отчеты, основанные на непосредственном пассивном контакте журналиста. Это контакт- наблюдение журналиста за публичным обменом суждениями в ходе собраний, заседаний, митингов. Пассивный характер контакта проявляется в том, что журналист чаще всего не вступает в вербальное общение с участниками мероприятия. Более того, нередко они и не предполагают, что включены в контакт, который получит отражение в прессе. Тем не менее это происходит, рождаются тексты, воспроизводящие произнесенные ими слова. Непроизвольно участники диалога оказываются соавторами журналиста.
Третья подгруппа интерактивных текстов возникает на базе ситуаций непосредственного активного контакта журналиста с партнерами по общению в форме диалога. Основными здесь являются три жанровых модели: лите-
ратурная запись, интервью и беседа. Литературная запись - жанр в известной степени парадоксальный. Материалы этой жанровой модели рождаются из контакта журналиста с человеком, которого он «открыл» и которого «вызвал» на монолог, - без такого контакта их просто бы не было. Однако документально свидетельствует об этом, как правило, одна строка, завершающая текст: «Литературная запись такого-то». Процесс общения - процесс профессиональной деятельности журналиста -в текст не выносится. Сам журналист остается «за кадром»: как режиссер спектакля «растворяется» в актерах, так и он «растворяется» в динамике монолога своего героя. Кажется, у монолога один автор - тот, от чьего имени он звучит. Но оба участника контакта, знают, что это не так. В интервью основной коммуникативной единицей является реплика, которая, соединяясь с другой репликой, образует единство. Основа этих материалов - диалог журналиста с партнером по общению, предусматривающий жесткое распределение ролей. Журналист - коммуникативный лидер стимулирует собеседника к поиску ответов. Беседа -всегда совместное размышление. Она предполагает более тесный и доверительный контакт, который требует от журналиста не только обстоятельной подготовки (нередко для этого привлекается целая команда помощников), но и особых личностных качеств. Чтобы беседа получилась интересной, ведущий сам должен быть хорошим собеседником - эрудированным, мыслящим, готовым к полемике, умеющим находить остроумные решения в ситуациях спора.
Тексты, которые мы относим к четвертой группе, основаны на ситуациях активного контакта журналиста с партнерами по общению в форме полилога, представляющего собой непосредственное или опосредованное информационное взаимодействие многих лиц. Контакт с большим числом лиц позволяет журналисту включить в предмет отображения материала существенный момент самоопределения общественного мнения. Это блиц-опрос и «круглый стол». Особенности блиц-опроса: журналист задает один и тот же вопрос большому числу респондентов. Ответы воспроизводятся в тексте, давая адресату возможность представить себе разброс мнений, существующих в обществе по той или иной проблеме. Контакт журналиста может быть непосредственным (собственно уличный опрос) иди опосредованным
(интернет-опрос), - суть дела не меняется: аудитория подключается с помощью такого текста к процессу самоопределения общественного мнения. «Круглый стол» тоже ориентирован на помощь самоопределению общественного мнения. В данном случае структура текста несет в себе не просто отдельные мнения по актуальной проблеме, - в ней запечатлено взаимодействие их субъектов. Мнения оглашаются, сопоставляются, поддерживаются, отрицаются - идет обсуждение, поиск консенсуса. Журналист выступает организатором этого процесса, поддерживая его полемический настрой и конструктивную направленность. Его контакт с участниками круглого стола оказывается зеркалом, в котором отражается механизм самоопределения общественного мнения.
Таким образом, мы выделили несколько видов контакта журналиста с представителями аудитории в ходе создания текстов интерактивной журналистики. Характер этих контактов определяет тактику профессионального поведения журналиста, а, следовательно, и технологию создания конкретной жанровой модели. Так, при подготовке обзора писем журналисту важно иметь навык работы с редакционной почтой. Письма вскрывают серьезные общественные проблемы, и журналист должен уметь увидеть и распознать их. При подготовке к блиц-опросу ему важно выбрать информационный повод, источником которого могут быть нормативные документы, статистические данные, различные обсуждения в Интернете и др. Готовясь к интервью необходимо познакомиться с имеющейся информацией о своем собеседнике, а при подготовке к круглому столу, заранее получить представления обо всех его участниках. Как видим, в зависимости от характера контакта меняется состав задач, которые должен решить журналист при организации взаимодействия с представителями аудиторией. На стадии осуществления контакта (там, где этот контакт непосредственный): интервью, беседа, блиц-опрос, круглый стол, полилог, ток-шоу - журналисту нужно освоить технологию активного слушания: задавать уточняющие вопросы, замечать особенности речи собеседника, подчеркивающие его индивидуальность. Организация контакта требует от журналиста также соблюдение профессионально-этические нормы. Причем, при каждом конкретном контакте журналиста с аудиторией (работе с редакционной почтой, беседа с одним или несколькими гостями и др.) регуля-
142
С. С. Распопова
торы поведения журналиста будут иметь свои особенности.
Сказанное выше позволяет нам сделать несколько выводов. Во-первых, в определении жанровой принадлежности применительно к рассмотренной группе текстов контакт журналиста с представителями аудитории является жанрообразующим признаком. Во-вторых, то обстоятельство, что интерактивные тексты представляют собой всегда акт сотворчества, ставит журналиста перед необходимостью соблюдения технологических и профессионально-этических норм, которые способствуют процессу сотрудничества.
Список литературы
1. Антропова, М. В. Интернет-технологии в журналистике // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2012. № 2. С. 82-86.
2. Бахтин, М. М. Проблема текста // Собр. соч. : в 7 т. Т. 5. М., 1997. 279 с.
3. Лазутина, Г. В. Жанры журналистского творчества / Г. В. Лазутина, С. С. Распопова. М., 2011. 319 с.
4. Лазутина, Г. В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2001. 240 с.