Интересной и доступной является программа Microsoft Office Power Point, которая дает возможность создать свои презентации, по новому представить учебный материал, расширить творческие возможности учителя и обучающихся.
Рациональное использование ИКТ дает учителю возможность нагрузить речевой и слуховой каналы учащихся до любых разумных пределов и активизировать их речевую деятельность в требуемом направлении.
Применение ИКТ на уроках английского языка также позволяет выявлять внутрипредметные и межпредметные связи. Этому способствуют и ученические проектные работы, учебно-исследовательские работы с применением ИКТ-технологий на уроках.
Проектная деятельность учащихся является одним из средств развития познавательных интересов школьников. Творческие работы школьников носят исследовательский характер. Они позволяют приобрести школьникам первоначальный опыт проведения исследовательских работ, самостоятельно научится добывать знания, используя литературу, ИКТ ресурсы, рекомендации учителя. Выступая перед сверстниками, ребята учатся представлять свои работы аудитории, дискутировать, отстаивать свою точку зрения. Метод проектов является первым шагом в большую науку [1, с. 404-408].
При обучении аудированию с применением ИКТ может быть значительно эффективнее, намного облегчить труд учителя и повысить интерес обучаемых и мотивацию. В научной литературе встречается определение аудирования как смыслового восприятия речи, или восприятия на высшем смысловом уровне (И.А. Зимняя) [2, с. 52 - 56], слушание с пониманием, или понимание речи на слух (А.А. Леонтьев) [3, с. 7 - 9]. В общем плане аудирование можно определить как ана- лити-ко-синтетический процесс по обработке акустического сигнала, результатом которого является осмысление воспринятой информации.
Механизм аудирования как процесс распознавания слуховых образцов очень сложный и представляет собой многоступенчатое отображение речевого воздействия:
1) восприятие звучащего текста;
2) преобразование исходного сигнала в спектрально-временное представление;
3) слияние и сличение с находящимися в памяти;
4) обработка речевого сигнала в соответствии с уровнями языковой иерархии;
5) вероятностное прогнозирование: контекстуальное или ситуационно-обусловленное;
6) извлечение нужной информации [4, с. 240].
Предмет сообщения и языковые средства определяются говорящим, реципиент вынужден воспринимать сообщение в том виде, в котором оно ему передается. Слушающий бессилен что-либо изменить в выполняемой деятельности, облегчить ее, приспособить к своим возможностям и, тем самым, создать
благоприятные условия для приема информации. Другим фактором, усложняющим процесс овладения данным видом речевой деятельности, является то, что аудирование требует напряжённой психической деятельности, вызывая быстрое утомление и отключение внимания слушающего [5, с. 123 - 130]. Восприятие связной речи сопровождается сложной мыслительной деятельностью и протекает в особых условиях, определяемых рядом акустических факторов. Отсюда возникает необходимость в упражнениях, направляющих внимание на осмысление содержания воспринимаемой речи. Такие упражнения принято называть речевыми. Как известно, речь - основная составляющая мышления.
Аудирование как вид речевой деятельности играет большую роль в достижении практических, развивающих, образовательных и воспитательных целей и служит эффективным средством обучения иностранному языку, участвует при протекании других видов речевой деятельности. Так, во время чтения как вслух, так и «про себя» человек пользуется речью, причём в последнем случае - внутренней. Она позволяет ему контролировать себя и правильность своих высказываний. Отталкиваясь от этого, мы можем сделать вывод, что без овладения речью во всех ее видах невозможно научиться правильно читать, а аудирование - один из способов для тренировки проговаривания. Велика роль аудирования и в осуществлении письменной речи, где наряду с памятью у человека работает еще и внутренняя речь - не отдавая себе отчета, он проговаривает то, что пишет.
Методика обучения языкам с применением ИКТ имеет некоторые особенности по сравнению с обычными формами педагогического процесса:
1. Во время интерактивного урока с использованием техники преподаватель превращается в комментатора. Практика показывает, что основным источником информации в этом случае должен служить именно аудиовизуальный технический комплекс. Это позволит слушателям курса лучше сосредоточиться и, следовательно, больше запомнить.
2. Комментарии преподавателя должны быть к месту. Это определяет методику работы с ИКТ - чёткая программа должна быть составлена заранее. Преподаватель должен хорошо ориентироваться в материале, знать «точки остановок» для комментариев и разъяснений поминутно.
3. Применение ТСО утомляет учащихся, поэтому подобными занятиями не следует злоупотреблять. Даже на интенсивных курсах языков число «демонстрационных» часов должно быть ограничено.
Сегодня мультимедиа-технологии - это одно из перспективных направлений информатизации учебного процесса. В совершенствовании программного и методического обеспечения, материальной базы, а также в обязательном повышении квалификации преподавательского состава видится перспектива успешного применения современных информационных технологий в образовании.
Библиографический список
1. Модернизация системы непрерывного образования: сборник материалов VI Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией профессора Т.Г. Везирова. Махачкала: АЛЕФ (ИП Овчинников М.А.), 2014.
2. Леонтьев А.А. Деятельность, сознание, язык. Вопросы философии. 1977; 12: 7 - 9.
3. Митрофанова О.Д., Костомаров В.Г. Методика преподавания русского языка как иностранного. Москва: Русский язык, 2000.
4. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие. Авторы-составители: Д.П. Тевс, В.Н. Подковырова, Е.И. Апольских, М.В. Афонина. Барнаул: Издательство БГПУ, 2006.
5. Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку. Москва: Просвещение, 1989.
References
1. Modernizaciya sistemy nepreryvnogo obrazovaniya: sbornik materialov VI Mezhdunarodnojnauchno-prakticheskojkonferencii. Pod obschej redakciej professora T.G. Vezirova. Mahachkala: ALEF (IP Ovchinnikov M.A.), 2014.
2. Leont'ev A.A. Deyatel'nost', soznanie, yazyk. Voprosy filosofii. 1977; 12: 7 - 9.
3. Mitrofanova O.D., Kostomarov V.G. Metodika prepodavaniya russkogo yazyka kak inostrannogo. Moskva: Russkij yazyk, 2000.
4. Ispol'zovanie sovremennyh informacionnyh i kommunikacionnyh tehnologij v uchebnom processe: uchebno-metodicheskoe posobie. Avtory-sostaviteli: D.P. Tevs, V.N. Podkovyrova, E.I. Apol'skih, M.V. Afonina. Barnaul: Izdatel'stvo BGPU, 2006.
5. Zimnyaya I.A. Psihologiya obucheniya nerodnomuyazyku. Moskva: Prosveschenie, 1989.
Статья поступила в редакцию 27.01.16
УДК 811.11(07)
Magomedova A.D., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Theory and Methods of Teaching Foreign Languages, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: a913046@mail.ru Demchenko A.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Theory and Methodology of Teaching Foreign Languages, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: a913046@mail.ru
Alipulatova N.S., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Theory and Methodology of Teaching Foreign Languages, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), Е-mail: umudatka@mail.ru
TECHNOLOGY OF TEACHING INTERACTIVE CLASSES ON THEORY AND METHODS OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING. The article deals with topical issues of formation of students' professional competence as the main task at interactive classes during teaching a course "Theory and methods of teaching foreign languages". The paper explains what separate stages in doing teaching activities are found, which are meant to solve teaching problems. The authors give examples of problematic tasks that could be used in the course of cooperative discussions and dialogues in project activities with pupils. The article points to the necessity of students to learn educational activity management through instructions and supportive schemes.
Key words: professional competence, interactive training, guidance of training activities, teamwork, cooperative learning, problematic tasks, creativity, methodical thinking, project work.
А.Д. Магомедова, канд. филол. наук, доц., доц. каф. теории и методики обучения иностранным языкам,
Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Е-mail: a913046@mail.ru
А.И. Демченко, канд. пед. наук, доц., доц. каф. теории и методики обучения иностранным языкам, Дагестанский
государственный педагогический университет, г. Махачкала, Е-mail: a913046@mail.ru
Н.С. Алипулатова, канд. филол. наук, доц., доц. каф. теории и методики обучения иностранным языкам,
Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Е-mail: umudatka@mail.ru
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕОРИИ И МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
В статье рассматриваются актуальные вопросы формирования профессиональной компетенции у студентов языкового вуза в ходе изучения учебной дисциплины «Теория и методика обучения иностранным языкам» на интерактивных формах практических занятий. Аргументировано и научно обоснованно поэтапное, пошаговое выполнение студентами учебных действий в решении поставленных методических задач, проблемных заданий в ходе коллективных дискуссий и диалога в условиях проектной деятельности. В исследовании указывается на необходимость осуществления управления учебной деятельностью студентов посредством установок, инструкций, опорных схем по вопросам, подлежащим исследованию.
Ключевые слова: профессиональная компетенция, интерактивное обучение, управление учебной деятельностью, работа в команде, обучение в сотрудничестве, проблемная методическая задача, креативность, методическое мышление, проектная деятельность.
Проблема повышения качества профессионально-методической подготовки студентов, будущих учителей иностранных языков, является одной из актуальных в связи с процессами модернизации языкового образования в школе и вузе.
В настоящее время, на наш взгляд, крайне необходимо развитие творческого методического мышления, способного располагать и гибко владеть методическими приемами и современными педагогическими технологиями обучения иностранному языку и культурам.
В свете современных требований ФГОС в процессе подготовки бакалавров и магистров реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе интерактивных форм проведения занятий (обучение в сотрудничестве, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций) с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся [1, с. 3].
В этой связи нам представляется актуальным применение интерактивных форм проведения семинарских занятий по теории и методике обучения иностранному языку на языковом факультете. На предлагаемых нами интерактивных занятиях для студентов создаются условия совместного погружения в процесс познания в области теории и практики преподавания иностранного языка в общеобразовательных учреждениях с учетом личностных суждений, готовности и способности участия в решении обсуждаемых проблем.
В методической литературе под интерактивным обучением понимается, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется учебное взаимодействие преподавателя и студентов.
Опыт отечественных и зарубежных школ подтверждает эффективность использования обучения в сотрудничестве на интерактивных занятиях. Данная технология способствует активизации процесса овладения студентами профессионально-значимыми компетенциями учителя иностранного языка, к которым относятся следующие:
- готовность применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;
- способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности.
В ходе преподавания теории и методики обучения иностранному языку нами накоплен определенный опыт использования
технологии интерактивного взаимодействия как средства развития методического мышления и умения студентов работать в команде.
Наиболее эффективными технологиями, используемыми нами на интерактивных практических занятиях, являются обучение в сотрудничестве, метод проектов, деловая игра, мозговой штурм, дискуссия, суть которых заключается в создании условий для активной совместной деятельности обучаемых в разных методических ситуациях [2, с. 106]. В частности, согласно технологии обучения в сотрудничестве целесообразно объединить студентов в небольшие группы (по 3-4 человека) и предложить им определённое задание, оговорив роль каждого участника группы при его выполнении. В данных условиях каждый участник группы несёт ответственность за результат выполнения общего задания.
В этой связи в ходе выполнения заданий в команде обеспечивается взаимопомощь при решении наиболее сложных методических задач, что способствует установлению между участниками группы эмоциональных, творческих контактов, толерантного взаимоотношения.
В качестве примера рассмотрим содержание интерактивного семинарского занятия по теме «Современные педагогические технологии в обучении иностранному языку». Работа в группах осуществляется в соответствии с тремя этапами: подготовительный, основной, заключительный.
На подготовительном этапе студентам предлагается изучить научную литературу по проблемам педагогических технологий обучения иностранному языку, провести сопоставительный анализ сущностных характеристик педагогических технологий, представленных различными авторами, выявляя достоинства и недостатки. В этом задании студенты могут привлечь также материал опроса учителей школы, в которой они проходили педагогическую практику, по проблеме применения ими педагогических технологий на уроках иностранного языка.
На втором, исполнительном, этапе работы перед студентами стоит проблемная задача определить наиболее рациональную технологию обучения иностранным языкам в ходе дискуссии и обосновать свой выбор. На данном этапе нами используется такая стратегия, как «перекрестная дискуссия».
На третьем, заключительном, этапе работы студентов в команде преподаватель осуществляет контроль и оценивание знаний в области современных педагогических технологиях обучения иностранным языкам и практических результатов, полученных в ходе решения поставленной методической проблемы.
По результатам дискуссии студенты составляют итоговую презентацию в виде методических разработок, развернутых планов уроков с использованием современных педагогических технологий.
В процессе организации данной формы группового взаимодействия на занятии:
а) студенты активно и интенсивно общаются друг с другом, обмениваются учебной информацией, расширяя за счёт этого свои знания, совершенствуют умения и навыки;
б) между участниками складываются благоприятные взаимодействия и формируются характерные для коллектива взаимоотношения, служащие условием и средством повышения эффективности обучения;
в) условием успеха каждого являются успехи остальных.
В условиях интерактивного взаимодействия студентов обеспечивается совместная учебная деятельность обучающихся в решении поставленной методической проблемной задачи, и данный процесс носит управляемый характер со стороны преподавателя. В частности, управление интерактивной деятельностью студентов на занятиях обеспечивается благодаря организации их совместной деятельности в следующих формах:
1) решение проблемной методической задачи в парных формах работы с опорой на предлагаемые преподавателем инструктивные учебные материалы с последующим обсуждением полученных результатов всей группой;
2) решение методической задачи в малых группах (три-четыре человека). Преподаватель формулирует задание для каждой микрогруппы таким образом, чтобы результаты работы каждой из них дополняли друг друга и помогали принять общее решение по исследуемой методической проблеме в ходе дискуссии;
3) решение методической задачи всем коллективом учебной группы и принятие единого решения по исследуемой проблеме
при участии (высказывании) каждого студента группы, в том числе и преподавателя.
4) конкурс среди команд, отстаивающих свою позицию в решении поставленных перед ними проблемных методических задач.
Интерактивные формы семинарских занятий по методике преподавания иностранного языка в сравнении с традиционными формами занятий способствуют изменению формы взаимодействия между преподавателем и студентами, в частности, активность педагога уступает место активности обучающихся. При этом преподаватель нацелен на создание условий, обеспечивающих проявление креативности, инициативы для решения проблемных задач у студентов [3, с. 29].
Более того, использование интерактивных методов способствует развитию критического мышления, самостоятельности, ответственности, сотрудничества. Интерактивные технологии позволяют преподавателю создавать учебно-познавательную высокоэффективную среду, которая способна реализовать широкий спектр дидактических задач [4, с. 12].
Наши наблюдения свидетельствуют о том, что в условиях интерактивного взаимодействия, при которых решение проблемных задач обеспечивается в сотрудничестве, активизируется мыслительная деятельность обучаемых, осуществляется овладение учебным материалом на качественно новом уровне.
Из вышеизложенного следует, что на рассматриваемых нами интерактивных формах занятиях оценивается способность и готовность студентов к педагогическому взаимодействию по проблемам методики преподавания иностранного языка, что является весьма важным для формирования у них профессионально-значимых компетенций.
Библиографический список
1. Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры). Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 ноября 2014 г. №1505.
2. Куклина С.С. Коллективная учебная деятельность в группе на завершающих этапах овладения иноязычным общением. ИЯШ. 2012; 6: 38 - 41.
3. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя. 2-е издание, переработанное и дополненное. Москва: АРКТИ, 2003.
4. Демченко А.И., Алипулатова Н.С. Проектная деятельность в обучении иностранному языку. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Махачкала, 2013: 2.
References
1. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart po napravleniyu podgotovki 44.04.01 Pedagogicheskoe obrazovanie (uroven' magistratury). Utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 21 noyabrya 2014 g. №1505.
2. Kuklina S.S. Kollektivnaya uchebnaya deyatel'nost' v gruppe na zavershayuschih 'etapah ovladeniya inoyazychnym obscheniem. lYaSh. 2012; 6: 38 - 41.
3. Gal'skova N.D. Sovremennaya metodika obucheniya inostrannym yazykam: posobie dlya uchitelya. 2-e izdanie, pererabotannoe i dopolnennoe. Moskva: ARKTI, 2003.
4. Demchenko A.I., Alipulatova N.S. Proektnaya deyatel'nost' v obuchenii inostrannomu yazyku. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Mahachkala, 2013: 2.
Статья поступила в редакцию 29.01.16
УДК 378
Ovsyannikov S.Yu., adjunct, Military University of Ministry of Defense of Russian Federation (Moscow, Russia), Е-mail: sergei. ovsjannikov@mail.ru
HISTORICAL AND PEDAGOGICAL ANALYSIS OF REALIZATION OF POTENTIAL OF THE MILITARY SUBCULTURE EDUCATION INTERNAL TROOPS. The article discusses problems of understanding a military subculture, and in particular the implementation of its constructive potential in education of servicemen of internal troops of the Russian Ministry of Home Affairs. The author attempts to conduct historical and pedagogical analysis of the use of the constructive potential military subculture during the period of existence of the army and the armed forces. The article discusses specific examples of origin and development of the glorious military traditions and rituals of subculture phenomena, many of which are not accepted by the military command. The author concludes that one of the main tasks of the command of military units and divisions consists in the education of soldiers - to distinguish between constructive and destructive sides of military subculture, to see trends in the development of subcultural processes in military teams. The author tells that the society must not allow predicting and creating an educational environment, in which the destructive elements of the military subculture will be unacceptable and condemn among military personnel, constructive will be encouraged by the command.
Key words: military subculture, military, military slang, rituals, customs, tradition, attributes, slang.
С.Ю. Овсянников, адъюнкт Военного университета Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва,
E-mail: sergei.ovsjannikov@mail.ru