ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОГРАММИРОВАНИЯ АНИМАЦИИ НА ЯЗЫКЕ ПРОГРАММИРОВАНИЯ PYTHON Адизова З.М.1, Нарзиева Ш.Л.2
1Адизова Зухро Маруф кизи - магистр, физико-математический факультет, Навоийский государственный педагогический институт, г. Навои;
2Нарзиева Шахноза Лутфуллоевна - преподаватель, Общеобразовательная школа № 19, Бухарский вилоят, Гиждуванский район, Республика Узбекистан
Аннотация: в этой статье описана технология создания анимированных программ на популярном языке программирования Python. Python — это скриптовый язык программирования. Он универсален, поэтому подходит для решения разнообразных задач и многих платформ, начиная с iOS и Android и заканчивая серверными ОС. Это высокоскоростной, высокопоставленный язык программирования Python, которому присущи эффективность, технологии программирования, удобство создания программ на основе информационных и коммуникационных технологий, решения. Python широко распространен во многих сферах: от системного администрирования до Data Science. Ключевые слова: Python, язык программирования, анимация, технологии, информация, компьютер, программное обеспечение.
Образовательные учреждения, которые развиваются в результате реформы образования, играют очень важную социальную роль в нашем обществе. Как отметил Президент Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёев: «Известно, что воспитание подрастающего поколения всегда было важным и актуальным. Но в 21 веке, где мы живем, это действительно вопрос жизни и смерти ». Выполнение этой задачи зависит не только от социально-политических, экономических и педагогико-организационных условий, созданных в обществе, но и от внутренних факторов, которые может использовать каждое учебное заведение. Внутренние возможности образовательного учреждения определяются системой образования, объективными и субъективными отношениями, общественными организациями, сплоченностью педагогического коллектива, уровнем сформированности.
Python, один из самых современных и популярных языков программирования сегодня, является очень быстрым и простым языком программирования. Для использования была написана статья, предназначенная для создания анимационной программы на основе ее графического раздела. Python — это скриптовый язык программирования. Он универсален, поэтому подходит для решения разнообразных задач и многих платформ, начиная с iOS и Android и заканчивая серверными ОС. Это интерпретируемый язык — он не компилируется, то есть до запуска представляет собой обычный текстовый файл. Программировать можно практически на всех платформах, язык хорошо спроектирован и логичен. Python широко распространен во многих сферах: от системного администрирования до Data Science. Его можно встретить в вебе и на мобильных устройствах, в приложениях и решениях, связанных с машинным обучением (нейросети и искусственный интеллект), а также в качестве встроенной системы. Python — один из самых используемых в Data Science языков. На нём пишут алгоритмы программ с машинным обучением и аналитические приложения. С помощью него обслуживают хранилища данных и облачные сервисы. Также он помогает парсить данные из интернета. Например, в Google Python применяют для индексации сайтов.
Программный код:
from graph import * from random import randint from math import sin, cos, pi balls = [] score = 0 step = 1 Rmin = 10 Rmax = 20 fieldWidth = 300 fieldHeight = 400 def createBalls( M ): global balls for i in range(M): brushColor( randColor() ) R = randint(Rmin, Rmax) angle = randint(0,360) xc = randint(R,fieldWidth-R) yc = randint(R,fieldHeight-R) id = circle(xc, yc, R) balls.append( [id, xc, yc, R, angle] )
def moveBalls(): global balls
for i in range(len(balls)): id, xc, yc, R, angle = balls[i] dx = step*cos(angle*pi/180) dy = step*sin(angle*pi/180) xc += dx yc -= dy balls[i][1] = xc balls[i][2] = yc moveObjectBy(id, dx, -dy) if xc < R or xc+R > fieldWidth: angle = 180 - angle elif yc < R or yc+R > fieldHeight: angle = 360 - angle balls[i][4] = angle
def hit(b, x, y):
id, xc, yc, R, _ = b
d2 = (x-xc)**2 + (y-yc)**2
return d2 <= R**2
def mouseCLick99(event): global lbl, score, balls for b in balls: if hit(b, event.x, event.y): score += Rmax + 1 - b[3] lbl["text"] = "Hisob: " + str(score) deleteObject(b[0]) balls.remove(b)
createBalls(1) break
def update(): moveBalls()
def keyPressed(event): if event.keycode == VK_ESCAPE: close()
def main(): global lbl canvasPos(0, 25)
canvasSize(fieldWidth, fieldHeight) windowSize(fieldWidth+2, fieldHeight+27) createBalls( 10 )
lbl = label("Hisob: 99", 10, 0, font="Arial, 14")
onKey(keyPressed)
onMouseClick(mouseCLick99)
onTimer(update, 10)
run()
main()
Hisob: 99
OO
о
Рис. 1. Программное окно анимации
В заключении можно сказать, что программа предназначена для обучения студентов академических лицеев, профессиональных колледжей и высших учебных заведений графическим концепциям языка программирования Python. Кроме того, эту статью желательно использовать при решении олимпиадных задач и реализации использования этого языка программирования для достижения хороших результатов.
Список литературы
1. Мусин Дмитрий. Самоучитель Python, 2015.
2. Поляков К.Ю., Гуровиц В.М.. Язык Python в школьном курсе информатики. М.: Издательский дом МЭИ, 2011. 424.
3. Россум Г., Дрейк Ф.Л.Дж., Откидан Д.С. Язык программирования Python. М.: Издательский дом МЭИ, 2001. 454 c.
4. Информатика. 10 класс. Базовый и углублённый уровни. Часть 2. Поляков К.Ю., Еремин Е.А. Издательство: Бином, 2019.
5. Лутц Марк. Программирование на Python. 1995.
6. Бизли Дэвид. Python. Санкт-Петербург: МЭИ, 2008. Часть III.
7. Прохоренок Н.А. Python. Самое необходимое. Санкт-Петербург: БХВ-Петербург, 2011, 416 с.