Т. С. Крестовских. Технология проектирования основной образовательной программы подготовки.
УДК 378
Т. С. Крестовских
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ-МЕНЕДЖЕРОВ*
Рассмотрен опыт разработки основной образовательной программы подготовки экономистов менеджеров с учетом современных требований компетент-ностного подхода в региональных условиях. Дана попытка сформулировать компетенции профиля «Производственный менеджмент» для менеджеров нефтегазовой отрасли.
This paper will examine our experimental development of the main educational programme for bachelors in economics and management. The study will take into consideration the new requirements of a competence approach applied in regional conditions. We have attempted to highlight the competences in the specialisation "Production Management" for managers of an oil-and-gas sector.
Ключевые слова: компетенции, основная образовательная программа, компетентностный подход, подготовка менеджеров.
Keywords: Competences, Main Educational Programme, Competence.
Разработанные новые федеральные государственные образовательные стандарты Высшего профессионального образования предполагают компетентностный подход, в котором происходит перенос акцента с предметно-дисциплинарной и содержательной стороны (характерной для стандартов предыдущих поколений) на ожидаемые результаты образовательного процесса, выраженного в ком-петентностном формате.
Требования к результатам освоения основных образовательных программ (ООП) в новых ФГОСах и отсутствие обязательных учебных дисциплин, формирующих ООП, и описаний их дидактических единиц, открывают новые возможности для высших учебных заведений. Однако современная ООП вуза должна учитывать помимо требований ФГОС профиль и специализацию программы развития данного университета с целью удовлетворения экономики региона конкурентоспособными и востребованными выпускниками.
Поскольку в качестве результата обучения в современном образовании рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных ситуациях, применять в практической деятельности навыки и знания, то
* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 11-16-11501г/С).
© Крестовских Т. С., 2012
построение образовательной программы нацеливает процесс укрупнения учебно-методических составляющих.
Компетентностная ориентация основной образовательной программы проявляется:
- в четко определенных результатах образования, которые должны быть размещены в свободном доступе для основных потребителей и заинтересованных сторон: студентов, работодателей, преподавателей;
- в специфическом проектировании содержания и технологий образования, обеспечивающих достижение ожидаемых результатов образования;
- в конструктивных системах оценки, адекватных установленным результатам образования, а также индивидуальных оценочных средств для студентов, позволяющих им удостовериться, что ожидаемые результаты достигаются.
Кроме того, в основной образовательной программе должны быть отражены результаты образования, формируемые дисциплинами, модулями программы с указанием «порогового», «допорого-вого» и «повышенного» уровня их освоения и соответствующих компетенций; матрица распределения компетенций по дисциплинам, модулям основой образовательной программы; перечень основных образовательных технологий (форм, методов обучения, типовых задач), используемых для формирования компетенций/групп компетенций; перечень форм, методов, типовых заданий для контроля и самооценки уровня сформированности, заявленных в ООП по дисциплинам, результатов образования (компетенций).
На базе изложенных требований кафедрой экономики и управления Ухтинского государственного технического университета была разработана основная образовательная программа по направлению подготовки бакалавров «Менеджмент», с профилем «Производственный менеджмент в топливно-энергетическом комплексе». Выбор такого профиля ООП обусловлен как спецификой вуза, так и спецификой экономики региона, для которой он готовит большую часть своих выпускников.
Ведущее место в экономике Республики Коми занимает промышленность, основные отрасли в которой - топливная, электроэнергетика, лесная и целлюлозно-бумажная. На долю топливно-энергетического комплекса республики приходится более 70% товарной продукции всей промышленности.
Ухтинский государственный технический университет является единственным вузом в Республике Коми, в наибольшей степени удовлетворяющим кадровые потребности предприятий, занимающихся поиском, разведкой, разработкой и эксплуатацией нефтяных и газовых месторождений, строительством и эксплуатацией магистральных газопроводов и нефтепроводов, переработкой нефти
Педагогика профессионального образования
и газа, предприятий угольной и электроэнергетической отраслей.
При разработке собственной ООП мы ориентировались на основные компетенции, рекомендуемые ФГОС ВПО по направлению «Менеджмент», учитывали компетенции профиля «Производственный менеджмент», предложенные УМО по образованию в области производственного менеджмента, и результаты анкетирования предприятий топливно-энергетического комплекса региона.
Согласно ФГОС ВПО по направлению «Менеджмент» выпускник по данному направлению подготовки должен обладать как минимум 22 общекультурными компетенциями и 50 профессиональными. Основная деятельность по разработке ООП заключалась в составлении полного перечня компетенций выпускника, с учетом профиля подготовки, с учетом специфики предприятий, заинтересованных в таких специалистах и требований предприятий-работодателей, регионального рынка труда к таким специалистам. Здесь важно понять, какими компетенциями должен обладать выпускник по поданному направлению и как их сформулировать.
Результаты анкетирования предприятий нефтегазового и энергетического секторов промышленности региона показали, что наиболее востребованными являются экономисты, знающие специфику технологии производства. Особенно технологические компетенции ценятся на предприятиях нефтегазового комплекса. Работодатели отмечают, что бакалавры-менеджеры нефтегазового профиля должны быть знакомы с современными подходами к организации деятельности предприятий топливно-энергетического сектора, уметь управлять экономическими процессами, производством и социальным развитием предприятий нефтегазового комплекса с учетом отраслевой специфики; вести экономическое планирование, бухгалтерский и управленческий учет, анализ и аудит; контролировать и анализировать добычу сырья, производство и реализацию нефтепродукции, соблюдая принцип рационального природопользования; оптимизировать производственные процессы и структуру управления предприятиями; разрабатывать перспективные планы и бизнес-проекты, в том числе по разработке и освоению новых месторождений, оценивать риски инвестиционных проектов; выполнять финансовое планирование и управление денежными потоками; анализировать и прогнозировать динамику мирового рынка энергоресурсов, нефтяных бирж и рынков ценных бумаг.
Таким образом, после сформулированных целевых компетенции ООП бакалавра по направлению «Менеджмент» с профилем «Производственный менеджмент в ТЭК» мы приступили к формированию компетентностно-формирующей части учебного плана ООП бакалавра. Вся пос-
ледовательность работы начиналась опять же с рекомендаций Методических указаний: «Для устойчивого (и восходящего по уровню) формирования у студентов каждой из обязательных компетенций на протяжении всего периода обучения студентов в вузе по ООП ВПО рекомендуется равномерно (во времени) распределять нагрузку по формированию компетенции между учебными дисциплинами, модулями, практиками, НИР и т. п. с учетом особенностей содержания последних и общих ресурсных ограничений» [1]. Таким образом, сначала нами были разработаны компетенции по уровню освоения дисциплины, по группам, далее они были укрупнены по результатам освоения модуля, при этом они немного изменяют свое содержание, и затем был сделан переход к компетенциям уровня освоения ООП. Например, для ООП «Менеджмент» профиля «Производственный менеджмент» одна и та же профессиональная компетенция, которой должен обладать выпускник, чтобы заниматься организационно-управленческой деятельностью, ПК-12 [2]: «способность оценивать влияние инвестиционных решений и решений по финансированию на рост ценности (стоимости) компании» - для дисциплины «Финансовый менеджмент» выглядит как «студенты должны уметь рассчитывать и анализировать структуру капитала предприятия, обосновывать устойчивые темпы его роста, в том числе с использованием заемных средств, знать финансовые пропорции в управлении капиталом», для дисциплины «Технико-экономическое обоснование инвестиционных проектов» выглядит как «студенты должны уметь анализировать технико-экономические показатели перспективных и современных технологий с применением современных методик оценки эффективности инвестиций». Для модуля, в который входят рассмотренные дисциплины, компетенция ПК-12 звучит как «студенты должны уметь оценивать эффективность инвестиционных решений для конкретного предприятия с точки зрения прибыльности и перспективной финансовой устойчивости», и та же компетенция, уже на уровне результата ООП, после прохождения всех видов учебной и производственной практик, в программе итоговых комплексных испытаний студентов выпускников звучит как «студенты должны обладать способностью оценивать влияние инвестиционных решений и решений по финансированию на рост ценности (стоимости) компании» [3]. То есть происходит взаимодействие, проникновение компетенции от дисциплины, модуля, практики и к завершению ООП.
Современные работодатели наряду с профессиональными знаниями и умениями сегодня ценят в специалистах способности устного и письменного общения, умения работать в команде, способ-
Г. И. Строилов. Словарный диктант как средство обогащения лексического запаса студентов.
ности предвидеть и помещать события в более широкий контекст, умения постоянно учиться и адаптироваться к переменам, деловитости, ответственности и организованности.
Важным инструментом реализации контекст-но-компетентностного подхода является матрица компетенций, позволяющая корректно выстроить формирование компетенции в течение всего цикла реализации ООП [4]. Важно было корректно сформулировать компетенцию для каждой отдельной дисциплины, чтобы она реализовывала все целевые установки на уровне модуля и гармонично выливалась в результаты ООП. Конечно, такая форма представления учебного плана громоздка, занимает большой объем, но в ней растолковываются многие особенности обучения. Любому заинтересованному лицу из предложенного учебного плана понятно, в решении каких профессиональных задач наиболее отчетливо проявляется та или иная компетенция, и наоборот, какие компетенции важны специалисту для решения современных профессиональных задач, поставленных рынком труда.
Примечания
1. Проектирование основных образовательных программ, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: метод. рек. для руководителей и актива учеб.-метод. объединений вузов / науч. ред. Н. А. Селезневой. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, координационный совет учеб.-метод. объединений и науч.-метод. советов высш. шк., 2009.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» (квалификация (степень) «бакалавр»).
3. Там же.
4. Кривых С. В., Строганова А. Н. Методические рекомендации по разработке учебных планов по ФГОС ВПО. СПб.: НОУ «Экспресс», 2011.
УДК 37.016:811.111373
Г. И. Строилов
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ КАК СРЕДСТВО ОБОГАЩЕНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА СТУДЕНТОВ НЕЛИНГВИСТИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
В статье проанализированы роль и место словарного диктанта в качестве одного из основных элементов учебного процесса в ходе практических занятий по английскому языку для студентов неязыкового профиля. Была дана оценка эффективности данного методического средства, основанная на практическом его использовании.
The role and the place of a word dictation as one of the main elements of the learning process within the practical English studies for the students of non-linguistic specializations were analyzed in the article. The efficiency of this methodic mean, based on its practical using, was evaluated.
Ключевые слова: словарный диктант, учебный процесс, английский язык, студенты неязыковых специальностей, лексический запас.
Keywords: word dictation, learning process, English language, non-linguistic specializations students, lexical fund.
Формирование коммуникативных навыков и умений в изучаемом языке находится в прямой зависимости от правильного выбора методических средств постановки учебного процесса. При этом одним из ключевых элементов в процессе формирования вторичной языковой личности является обогащение лексического запаса как общей, так и профессиональной (терминологической) лексикой. Это особенно актуально в процессе обучения студентов и аспирантов, основным направлением подготовки которых являются нелингвистические специальности, поскольку преподавание им иностранных языков является одним из элементов их общеобразовательной подготовки и не является приоритетным в системе их обучения избранной профессии. В то же время приходится констатировать, что нередко изучение иностранных языков в качестве одного из элементов общеобразовательной подготовки самими педагогами высшей школы рассматривается как нечто второстепенное и не оказывающее влияния на качество подготовки специалиста. Однако общеизвестно, что на современном этапе развития общества и усиления глобали-зационных процессов владение специалистом иностранным языком является не только показателем
© Строилов Г. И., 2012