Научная статья на тему 'Технология организации гуманистической пропедевтики естественнонаучного образования в школе'

Технология организации гуманистической пропедевтики естественнонаучного образования в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ДУХОВНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТЕХНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тебенькова Елена Александровна

В статье представлена политехнология организации гуманистической пропедевтики естественнонаучного образования в школе. Выделены этапы и задачи каждого этапа, обозначены основные педагогические монотехнологии и методики, а также курсы, позволяющие реализовать содержание педагогами и освоить его обучающимися. Выделены критерии оценки эффективности реализации технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология организации гуманистической пропедевтики естественнонаучного образования в школе»

УДК 373.017.924 ББК 74.200.514 Т 29

Е.А. Тебенькова

Кандидат педагогических наук, руководитель Центра развития образования; E-mail:

eashu@mail. ru

ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПРОПЕДЕВТИКИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ

(РЕЦЕНЗИРОВАНА)

Аннотация. В статье представлена политехнология организации гуманистической пропедевтики естественнонаучного образования в школе. Выделены этапы и задачи каждого этапа, обозначены основные педагогические монотехнологии и методики, а также курсы, позволяющие реализовать содержание педагогами и освоить его обучающимися. Выделены критерии оценки эффективности реализации технологии.

Ключевые слова: гуманистическая пропедевтика естественнонаучного образования, духовно-экологическое развитие, технологический подход, образовательная политехнология.

E.A.Tebenkova

Candidate of Pedagogy, Head of Centre of Education Development; E-mail: eashu@mail. ru

TECHNOLOGY OF THE ORGANIZATION OF HUMANISTIC PROPAEDEUTICS OF NATURAL-SCIENCE EDUCATION AT SCHOOL

Abstract. The paper provides the multitechnology of the organization of humanistic propaedeutics of natural-science education at school. Stages and problems of each stage are shown; the basic pedagogical monotechnologies and techniques, as well as the courses, allowing realization of the content by teachers and learning it by trainees are designated. Criteria for an assessment of efficiency of technology realization are allocated.

Keywords: humanistic propaedeutics of natural-science education, spiritual-ecological development, the technological approach, educational multitechnologies.

К настоящему моменту сложились традиционные формы гуманизации естественнонаучного образования (ЕНО): анализ жизни и деятельности ученых,

раскрытие духовно-нравственного потенциала естественнонаучных дисциплин; воспитание экологической культуры, краеведение. Однако С. Холл еще в 1905 году указал на необходимость специального гуманистического введения в естественные науки в школах, которое должно касаться слегка, «но зато всех великих гипотез, коренных вопросов и широких синтезов. Путь этот неизвестен современному специалисту: он должен быть объединяющий и синтетический, но никак не аналитический: он должен охватывать, сравнивать все великие народные мифы и сказания, должен носить поэтический, исторический и ориентирующий характер» [1, с. 46]. Развивая идею С. Холла, в дополнение указанные формы гуманизации ЕНО мы дополняем гуманистической пропедевтикой, которую предлагаем понимать в двух смыслах:

1) в широком (человекообразовательном) смысле гуманистическая пропедевтика ЕНО - это восстановление в образовательном процессе гармонии между естественнонаучным образованием и духовно-нравственным воспитанием с целью развития способностей обучающихся к осуществлению человеческих видов деятельности (нравственность, познание, любовь, свободная воля);

2) в узком (предметном) смысле гуманистическая пропедевтика ЕНО в школе - восстановление в процессе преподавания естественнонаучных дисциплин логики

изучения природы в соответствии с общечеловеческой логикой познания природы доступными научными и донаучными способами познания (созерцание, синестезия ландшафтов), отвечающими особенностям гуманистических стадий развития обучающихся.

Технологический подход к организации гуманистической пропедевтики предусматривает конструирование учебно-воспитательного процесса, исходя из образовательных ориентиров, целей и содержания духовно-экологического развития личности. Под духовно-экологическим развитием мы мыслим развитие человека в качестве духовного существа, подчиняющегося закономерностям духовнонематериальных сфер (психосферы, ноосферы, пневматосферы) и требованиям духовноэкологического императива.

Структурными компонентами педагогической технологии как системной категории являются: цели обучения; содержание обучения; средства педагогического взаимодействия, в том числе мотивация и средства обучения; организация гибкого процесса; субъекты процесса обучения; результат и критерии оценки деятельности.

Современный этап развития педагогической теории и практики наряду с разработкой новых образовательных технологий требует их интеграции с уже известными, что позволяет создавать «политехнологии», которые аккумулируют достоинства интегрируемых теорий и образуют целостность. Образовательная технология реализации концепции гуманистической пропедевтики ЕНО в школе представляет собой политехнологию, обеспечивающую обращение к диалектике и нелинейному (синергетическому) способу педагогического мышления и выход на новый качественный уровень решения задач по гуманизации ЕНО в школе.

Организация гуманистической пропедевтики ЕНО не может быть одинаковой на всем протяжении обучения в школе, поэтому при проектировании были выделены этапы, задачи и педагогические технологии, гарантирующие достижение поставленных целей (табл. 1). Учитывая, что образовательная технология проектируется для целостного процесса гуманистической пропедевтики ЕНО в школе, в этом контексте она может быть одна и состоять из множества педагогических технологий, решающих частные задачи обучения, воспитания, развития, управления качеством образования и т.п.

Педагогические технологии, реализующие задачи отдельных компонентов гуманистической пропедевтики ЕНО, направленные на создание витагенного опыта осуществления разных видов человеческой деятельности, формирование знаний, личностных качеств, духовных структур, в исследовании отнесены к категории «монотехнологий».

Совокупность элементов целостного процесса образовательной технологии реализации концепции гуманистической пропедевтики школьного ЕНО как система совместимых и взаимодополняющих педагогических монотехнологий в исследовании отнесена к категории «политехнологий».

Таблица 1.

Структурные компоненты образовательной технологии гуманистической пропедевтики

ЕНО

Задачи этапа Основные педагогические Курсы

технологии и методики,

реализующие задачи этапа

1. Разработка методологии и технологии проектирования содержания гуманистической пропедевтики ЕНО и необходимых учебных материалов - технология проектирования метапредметного содержания в сопряжении с антропологической матрицей; - технология целеполагания на основе таксономического подхода в когнитивной и аффективной области; - технология мониторинга развития педагогической деятельности. Курсы инновационного проектирования, проблемные курсы, семинары

2. Организация деятельности обучающихся Начальная школа

Художественно-творческое освоение мира природы: развитие воображения посредством ролевых игр, общения с природой, творческих способностей посредством освоения различных видов искусства (рисование, фотография, литература) Преобразовательная деятельность: освоение ремесел и прикладного творчества на природном материале Нравственная деятельность: формирование нравственного отношения и правильного поведения в природе Познавательная деятельность: знакомство с основными законами природы, развитие интереса к наукам о природе, освоение методов созерцания и наблюдения природы Ценностно- ориентационная деятельность: изучение и применение общечеловеческих ценностей в служении природе и людям Любовь: формирование продуктивного отношения к себе, родителям, друзьям, природе Рефлексия чувств к себе и значимым другим, себя в природе Групповые формы обучения преобладают над индивидуальной учебной деятельностью, исследовательская деятельность минимизирована. - игровые технологии - технология преподавания общечеловеческих ценностей - технология созерцания, осязания природы - технология эстетического восприятия природы - рефлексивные технологии - технологии из разных видов искусства - технологии прикладного творчества из природного материала - технология ведения дневника наблюдений за природой и собой в природе Общечеловеческие ценности Учимся любить Мир глазами души

Результат: интерес детей к природе и процессу её познания, формирование витагенного опыта осуществления различных видов деятельности в отношении к природе и значимым другим

Подростковая школа

Освоение гуманистического, ценностного содержания предметов цикла; Целеполагающая деятельность: воспитание воли, ответственности, чувства долга Познавательная деятельность: - изучение законов, закономерностей развития природы; - освоение исследовательских методов изучения социоприродной реальности (социально-экологических, -социологических, психологических) Нравственная деятельность: осмысление нравственного, Индивидуальные формы учебной деятельности несколько преобладают над групповыми, доля времени на духовную и практическую деятельность равна в среднем 50%. - технология преподавания общечеловеческих ценностей - потребностно-мотивационные технологии - технология коллективной мыследеятельности - технологии духовной практики (контроля чувств, послушания, служения) - технология социального проектирования Общечеловеческие ценности Волшебный мир природных ландшафтов Зерцало юности 1 часть

экологического, духовноэкологического императивов, идей экологической этики Ценностно- ориентирующая деятельность: - самоопределение в сфере витагенных и экологических ценностей Преобразовательная деятельность: участие в деятельности на благо природы, общества, близких людей Рефлексия, оценка того, «кем я был» и «кем я стал» - технология индивидуальных маршрутов - технология целостного изучения природных ландшафтов - технология этноэкологического исследования - здоровьесберегающие технологии

Результат: знание и уважение природы. становление экосознания. соподчинение мотивов

Старшая школа

Смыслообразующая деятельность: обретение ориентиров социальной, профессиональной, семейной и личной жизни Художественно-творческое освоение мира: изучение произведений разных видов искусства, демонстрирующих образцы межличностных, половых, социальных, социоприродных отношений. Познавательная: исследование, познание внутреннего мира: своего, любимого человека, природы. Нравственная деятельность: уверенное различение добро-зло Любовь: приобретение опыта отношений между юношами и девушками, романтическое (сакральное) восприятие природы Свободная воля: способность ограничения и сдерживания себя на основе принятия социальных требований, опыт свободного творчества Преобразовательная деятельность: участие в профессиональных пробах, социальных практиках, задействующих экологическую компетентность Индивидуальная и групповые формы учебной деятельности 50/50, доля времени на духовную деятельность максимальна. - технология преподавания общечеловеческих ценностей - потребностно-мотивационные технологии - технология бытия-познания - технология изучения сакральных ландшафтов - технология трансфизического познания природы - здоровьесберегающие технологии Общечеловеческие ценности Зерцало юности Социальная экология Экспедиция в Аркаим

Результат: готовность обучающихся к духовно-экологическому развитию в течение всей жизни

3. Деятельность педагога (родителей) по самоподготовке и саморазвитию - технология педагогических мастерских. - технология учебного проектирования. - технология педагогической поддержки и сопровождения социально- и экологически значимых инициатив подростков Курсы инновационного проектирования, проблемные семинары, психологические тренинги

4. Оценка качества реализации гуманистической пропедевтики ЕНО в школе: - оценка качества гуманистического содержания; - оценка качества обучения, воспитания, развития; - оценка качества педагогической деятельности; - технология оценки уровня профессиональной подготовки педагогов: гуманистический аспект; - технология оценки качества содержания; - технологии оценки. Обучения (технология определения уровня Проблемные курсы повышения квалификации, анализ программ саморазвития, рабочих программ по предметам, воспитательных программ

5.Рекомендации содержания и технологии.

по коррекции образовательной

экологической компетентности, портфолио)

Воспитания (технологии

выявления ценностных

ориентаций)

Развития (технологии

определения уровня развития психических качеств)

- технология оценки качества методического обеспечения и КИМы.

Особое внимание уделяется коррекции учебно-воспитательного процесса и диагностике его качества. Для этих целей определены критерии продуктивности в отношении природы по ступеням образования (табл. 2) и критерии развития сущностных структур и формирования позитивных черт характера обучающихся (табл. 3).

Таблица 2.

Критерии продуктивности в отношении природы по ступеням образования

Ступень образования Критерии Способы диагностики

Начальная школа - интерес к природе; - интерес к процессу её познания Анкетирование, наблюдение, беседа, анализ дневниковых записей

Подростковая школа - знание и уважение природы; - становление волевых и нравственных способностей; - становление экосознания. То же, что в 1, и контрольные опросы, тесты

Старшая школа - осознание величия природы и своего места в ней; - принятие служения природе, людям как стиля жизни; - опыт осуществления различных видов деятельности в отношении к природе и значимым другим То же, что и в 1, анализ сочинений, эссе, творческих работ. Анализ портфолио, наблюдение

Таблица 3.

Критерии развития сущностных структур и формирования позитивных черт характера

обучающихся

Уровни сущностных структур Критерии (применение ОЧЦ) Показатели (качества характера)

физический праведное поведение умение помочь себе забота о своем имуществе, гигиене, правильное питание, забота о своем здоровье

эмоциональный мир концентрация, спокойствие, удовлетворенность, внутреннее согласие, уверенность в себе, дисциплинированность, сосредоточенность, уравновешенность, самодисциплина, скромность, терпение, самоуважение, чувство благодарности, понимание

интеллектуальный аспект стремление к истине любознательность, способность распознавания, чувство справедливости, бесстрашие, честность, оптимизм, стремление к познанию, способность к синтезу, решительность, единство мысли, слова и дела качества мышления: добромыслие, прекрасномыслие, сердечномыслие, мудромыслие и мыслетворчество

нравственный праведное поведение социальные умения этические умения чувство долга, инициативность, ответственность, смелость, благодарность, уважение ко всем и т.д. нравственное поведение, хорошие манеры, гармоничные взаимоотношения; с другими,

любовь стремление оказывать заботу и помощь другим, бережливость; бескорыстные поступки, щедрость, способность прощать, сострадание, сопереживание, способность видеть красоту

духовный ненасилие психологическое социальное милосердие, заботливость, сострадание, сотрудничество, умение прощать, отзывчивость; уважение к другим культурам и религиям, чувство братства, гражданственность, национальное самосознание, чувство социальной справедливости

Реализация политехнологии гуманистической пропедевтики требует объединения творческих усилий всех субъектов образовательного процесса (детей, педагогов и родителей), а также постоянного использования социокультурной и природной среды.

Примечания:

1. Холл С. Эволюция и воспитание чувства природы у детей. СПб., 1914. 80 с.

Reference:

1. Hall S. Evolution and education of feeling of the nature in children / S.Hall. - SPb., 1914.- 80

P-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.