УДК 378.14
И.Г.Якимович
Брянский государственный университет
ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
В ВУЗЕ
В статье рассматриваются особенности технологии обучения в сотрудничестве, раскрывается специфика внедрения данной технологии на практических занятиях в вузе. Дается сравнительная характеристика технологии с групповым методом работы. Рассматриваются такие аспекты как общение, социализация, рефлексия, взаимодействие для саморазвития. Выделено три типа зависимости участников совместного обучения. Представлено содержание деятельности педагога на всех этапах реализации технологии обучения в сотрудничестве.
Ключевые слова: технология обучения в сотрудничестве, групповое обучение, внутригрупповая и межгрупповая зависимость, правила работы в группе, интерактивное занятие, кооперация.
Сегодня высшее профессиональное образование должно способствовать развитию основных видов компетенций будущего специалиста. Среди них особую значимость имеют общекультурные и общепрофессиональные компетенции, раскрывающие специалиста как творческую личность и помогающие ему решать профессиональные задачи.
В современном образовательном процессе высшего учебного заведения студент - это не пассивный объект обучения, а субъект, который учится целеустремленно, самостоятельно, осознавая себя, свои склонности и способности и являющийся соавтором и равноправным партнером педагога в образовательном процессе. В этой связи превращению студента в субъект образовательной деятельности способствует внедрение в учебный процесс интерактивных технологий. Одной из таких интерактивных технологий является технология обучения в сотрудничестве.
Обучение в сотрудничестве (cooperative learning) использовалось в педагогике довольно давно. Оно является важным элементом прагматического подхода к образованию в философии Дж. Дьюи (1970), его проектного метода. Обучение в малых группах использовалось в Западной Германии, Нидерландах, в Великобритании, Австралии, Израиле, Японии. Но в основном технология обучения в сотрудничестве была детально разработана тремя группами американских педагогов из университета Джона Хопкинса (Р.Славин), университета Миннесота (Роджерс Джонсон и Дэвид Джонсон), группой Дж. Аронсона, Калифорния. [3]
Идеи обучения в сотрудничестве на протяжении всего этого времени развиваются усилиями многих педагогов во многих странах мира, т.к. идея обучения в сотрудничестве чрезвычайно гуманна и педагогична. Сегодня в мировой педагогике и дидактике выделяют целое направление, которое связано с организацией обучения участников занятия в составе малых
учебных групп (как правило, по 3-5 человек). Общее название этого направления - обучение в сотрудничестве (или collaborative learning).
Обучение в сотрудничестве - это совместное (поделенное, распределенное) обучение, в результате которого учащиеся работают вместе, коллективно конструируя, продуцируя новые знания, а не потребляя их в уже готовом виде.
Технология обучения в сотрудничестве появилась как, альтернативный вариант традиционной системе. Работа обучающихся в группе от двух до пяти человек над одним заданием, работа над одним проектом студентов, объединенных одной идеей, является намного продуктивнее объяснительно -иллюстративного и репродуктивного методов - к такому выводу пришли ученые-педагоги. Авторы технологии обучения в сотрудничестве объединили в едином процессе три идеи:
• обучение в коллективе;
• взаимооценка;
• обучение в малых группах.
При обучении в сотрудничестве решаются следующие задачи:
1. Студент гораздо лучше учится, если он умеет говорить, высказываться, устанавливать социальные контакты с другими членами коллектива.
2. От умения говорить и общаться с другими членами группы зависит и умение студентов грамотно и логически писать.
3. В процессе социальных контактов между студентами создается учебное сообщество людей, владеющих определенными знаниями и готовых получать новые знания в процессе общения друг с другом, в совместной мыслительной деятельности.
Выделяются две процессуальные стороны обучения в сотрудничестве:
1. Общение студентов друг с другом в составе микрогруппы и
учебной группы.
2. Собственно процесс обучения.
К основным чертам группового обучения, в отличие от традиционного фронтального и индивидуального относятся:
1. Групповое участие способствует расширению информационного поля, отдельно взятого обучающегося и всей группы в целом. Они учатся работать вместе, обсуждать проблемы, принимать коллективные решения и развивать свою мыслительную деятельность.
2. Социализация. Студенты учатся задавать вопросы, слушать своих коллег, следить за выступлением других и интерпретировать услышанное. При этом постепенно приходит понимание необходимости активного участия в работе группы, ответственности за свой вклад в процессе коллективной работы. Обучающимся предоставляется возможность «примерить» на себя различные социальные роли: задающего вопросы, медиатора, интерпретатора, ведущего дискуссии, мотиватора и т.д.
3. Общение. Студенты должны знать, как и когда надо задавать вопросы,
как организовать дискуссию и как ею управлять, как мотивировать участников дискуссии, как говорить, как избежать конфликтных ситуаций и пр.
4. Рефлексия. Участники занятия должны научиться рефлексии, анализу собственной деятельности. Должны понять, как оценить результаты совместной деятельности, индивидуальное и групповое участие, сам процесс.
5. Взаимодействие для саморазвития. Студенты должны осознать, что успех их деятельности зависит от успеха каждого. Они должны помогать друг другу, поддерживать и вдохновлять друг друга, помогать развиваться, так как в условиях обучения в сотрудничестве это - необходимый «взаимовыгодный» процесс. При этом, каждый отвечает за всех, за все, за весь учебный процесс [1].
В педагогической среде достаточно распространена точка зрения о обучения в сотрудничестве лежит групповое обучение. Если провести сравнительный анализ группового обучения и технологии обучения в сотрудничестве, то можно выделить три отличия:
Первое отличие связано с взаимозависимостью членов группы между собой наряду с личной ответственностью каждого члена группы за свои успехи и успехи своих товарищей.
Выделяют три типа зависимости участников совместного обучения:
• зависимость от единой цели, которая осознается студентами и
которую они могут достичь только совместными усилиями;
• зависимость от источников информации, когда каждый участник группы владеет только частью общей информации или источника информации, которая необходима для решения поставленной общей задачи; каждый должен внести свой вклад в решение общей задачи;
• зависимость от формы поощрения, когда каждый студент получает одинаковую оценку за работу и ответственен за общий результат.
Среди возможных способов обеспечить такую ответственность можно выделить следующие:
• выделить одного из членов группы и попросить его рассказать об
общем замысле решения задания, плане и т.д.;
• распределить учебный материал, виды деятельности между
студентами;
• оценка, которую получает группа, является как бы исходной, ее
можно улучшить, если каждый член группы сможет что-то добавить
к сказанному, сделанному, и пр.;
• выбрать по одному студенту из каждой группы и предложить им
небольшую контрольную, тест.
Помимо внутригрупповой, на занятиях осуществляется межгрупповая зависимость. Все варианты межгруппового общения по мнению Т. А. Краснобородкиной [3] можно свести к трем основным формам:
• совместно-индивидуальной (каждая группа представляет итог своей
деятельности; решения обсуждаются, из них выбирается лучшее («ярмарка» идей);
• совместно-последовательной (продукт деятельности каждой группы становится определенной ступенью к решению общей проблемы («лесенка», «эстафета»);
• совместно-взаимодействующей (из предложений выбираются определенные аспекты групповых решений, на основании которых затем вырабатывается общий для всего коллектива итог).
Второе отличие технологии обучения в сотрудничестве заключается в том, что в ходе ее реализации специальное внимание уделяется социальным аспектам обучения, способам общения между членами группы. Этому аспекту специально обучают, он обсуждается на уровне микрогруппы и студенческой группы. Более того, на занятиях такого типа общая оценка работы группы (описательного плана, не всегда в баллах) складывается из оценки формы общения студентов в группе наряду с академическими результатами работы.
Учитывая вышеизложенное, можно утверждать, что технология обучения в сотрудничестве в большей степени, чем групповое обучение способствует формированию у студентов навыков работы в команде.
Технологию обучения в сотрудничестве следует использовать, когда нужно решить проблему, с которой тяжело справиться индивидуально, когда у студентов есть информация, опыт, ресурсы для взаимного обмена, когда одним из ожидаемых учебных результатов является приобретение навыка работы в команде. При использовании технологии «учебного сотрудничества» группы студентов работают на протяжении одного занятия или нескольких недель для того, чтобы узнать что-то новое или выполнить конкретное учебное задание.
В современном вузовском интерактивном практическом занятии выделяются следующие этапы [2]:
1 этап. Мотивация.
2 этап. Объявление прогнозируемых учебных результатов.
3 этап. Предоставление необходимой информации.
4 этап. Интерактивное упражнение или упражнения.
5 этап. Рефлексия.
Если опираться на данную структуру, то как правило, технология обучения в сотрудничестве используется на четвертом основном этапе, который занимает обычно около 60% времени и предполагает:
• инструктирование преподавателем студентов о целях упражнения и о последовательности действий;
• разделение на группы и распределение ролей и заданий;
• выполнение задания или заданий, при этом педагог выступает как организатор взаимодействия студентов, как консультант и как ведущий;
• презентацию результатов выполнения упражнения или упражнений.
Технология обучения в сотрудничестве на занятии предусматривает следующее: преподаватель разбивает студентов на группы по 3-5 человек и предлагает им коллективно выполнить какое-либо задание - решить проблему с опорой на их предыдущий опыт и знания, найти новое решение, провести исследование, разработать проект и т.д. Учебные задания структурируются таким образом, что все члены микрогруппы оказываются взаимосвязанными и взаимозависимыми и при этом достаточно самостоятельными в овладении материалом и решении задач.
Так, например, на четвертом этапе интерактивного семинарского занятия по педагогике по теме: «Современный школьник и особенности работы с ним» первокурсники в трех микрогруппах составляют социально-педагогический портрет современного школьника. Данное задание выполняется на основе предварительно изученных студентами материалов периодической печати и на основе анализа материалов мини-опросов, проведенных в ходе подготовки к семинару. Каждая группа представляет свой вариант «портрета», далее в режиме круговой беседы создается обобщенный портрет современного школьника начала 21 века.
Роль преподавателя на таких занятиях не сводиться только к информированию и контролю, он становится организатором активной мыслительной деятельности студентов. Его функции заключаются в консультировании, координации внутригруппового и межгруппового взаимодействия.
Содержание деятельности педагога на практических (семинарских и лабораторных) занятиях с использованием технологии учебного сотрудничества заключается в следующем:
1. Определить цели, в том числе и социальные (какие навыки межличностного общения и работы в небольших коллективах будут необходимы на занятии).
2. Провести подготовку к занятию:
• создание микрогрупп;
• подготовка помещения таким образом, чтобы была возможность
обмениваться мнениями и подходить педагогу к группе;
• отбор учебного материала, который определяется видом задания;
• распределение ролей между участниками занятия в группе.
3. Дать задание, разъяснить студентам, какой ожидается результат, и как он будет оцениваться. Здесь же обязательно преподаватель должен обратить внимание студентов на то, как они должны работать в составе группы и предложить к обсуждению примерные правила работы в группе, например, такие:
• предоставьте возможность каждому сказать, как он считает нужно
выполнить задание;
• проверьте, что каждый член группы усвоил базовый материал
предыдущего занятия;
• удостоверьтесь в том, что все познакомились с изучаемым материалом и
пришли к общему мнению о том, к каким выводам можно на основании этого материала прийти;
• вовлеките в работу всех членов группы;
• внимательно выслушайте мнение членов группы;
• не меняйте своего мнения, кроме тех случаев, когда будут представлены убедительные доводы;
• критикуйте взгляды, а не людей, которые их излагают.
4. Помочь студентам начать работу в группе.
5. Следить за тем, чтобы занятие в форме учебного сотрудничества протекало эффективно, вмешиваться в ход его по необходимости, направлять ход работы, помогать в выборе наиболее эффективных способов достижения стоящей задачи, отвечать на возникающие вопросы.
В ходе координации деятельности групп нужно поощрять хорошие межличностные отношения, замеченные удачные подходы к решению задач. Важно оценивание работы студентов, организация обсуждения членами группы того, насколько хорошо они взаимодействовали друг с другом.
Технология обучения в сотрудничестве создает на занятии атмосферу взаимопомощи и взаимообучения. Выбирая для себя работу в составе группы, участники «примеряют» различные роли - пробуют свои силы в качестве консультантов, рецензентов, экспертов, архивариусов, докладчиков, секретарей, наблюдателей, хронометристов. Возможны и другие роли. Распределение ролей позволяет каждому студенту группы активно включиться в работу. Если группа работает на протяжении длительного времени в одном составе, желательно менять роли. Рекомендуется объединять в одной группе студентов с разным уровнем подготовки. В разнородных (в половом, этническом, культурном отношении) группах стимулируется творческое мышление и интенсивный обмен идеями, проблема может быть рассмотрена с разных сторон, что помогает им раскрыть свои возможности, реализовать индивидуальные особенности.
Работа в малых группах предоставляет всем студентам возможность действовать, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, владение приемами активного слушания, выработки общего решения, разрешения возникающих разногласий)
Взаимодействие в группах воспитывает умение обосновывать свою позицию и отказываться от своего мнения, если кто-то из участников группы окажется более убедительным. Данная технология даёт возможность даже студентам со слабой подготовкой почувствовать себя в роли лидера, человека, отвечающего за важный участок работы, без которого невозможен общий успех. Важно также, что в ходе обучения в сотрудничестве студенты учатся ответственному отношению к делу, так как от качества выполненной работы зависит общий результат. Все эти характеристики необходимы будущим корпоративным работникам. Кооперация на сегодня является одной из самых распространенных формой отношений людей в профессиональной деятельности, так как большинство производственных научных и
профессиональных задач требует для своего решения приложения именно коллективных усилий [4].
Таким образом, технология обучения в сотрудничестве является эффективной интерактивной технологией, способствующей формированию у студентов информационных и коммуникативных умений и соответствующих профессиональных компетенций.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Педагогика. - М.: Академия, 2007. - 491 с.
2. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения. Под ред. Н. Воскресенской и С. Шехтера. - М.: Межрегиональная ассоциация «За гражданское образование», Фонд «Сивитас», 2005. - 184 с.
3. Карбанович О.В., Лупоядова Л.Ю., Якимович И.Г. Методика и технологии гражданско-правового образования. Методическое пособие. - Брянск: «Курсив», 2012.- 115с.
4. Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения: учеб. - метод. пособие /С.С. Кашлев. - Минск: Тетра Системс, 2011.-192 с.
УДК 378:14.013:316.48
Т.А.Баранова
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
ФАКТОРЫ УСПЕШНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В
ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
В статье рассматривается понятие «самореализация» в контексте личностно-ориентированного профессионального образования. Определены внутренние и внешние условия, способствующие успешному раскрытию собственных личностных возможностей студента в рамках процесса обучения и воспитания. Представлены результаты экспериментального исследования, проведенного на базе Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого на предмет анализа уровня субъективного контроля, особенностей самореализации личности, личностных ориентаций и социальной включенности студентов.
Ключевые слова: самореализация, самоактуализация, самоактуализирующаяся личность, личностно-ориентированный подход, внутренние и внешние условия самореализации, субъективный контроль, личностные ориентации.
Выдвижение личности студента в высшем учебном заведении на первый план педагогического процесса обусловило замену традиционного обучения и воспитания на личностно-ориентированное профессиональное образование, которое позволяет учесть культурную идентификацию, социальную адаптацию и саморазвитие личности, что способствует освоению общечеловеческой культуры, гуманитарной, духовно-