Научная статья на тему 'Технология обучения учащихся старших классов работе с публицистическим текстом духовно-нравственного содержания'

Технология обучения учащихся старших классов работе с публицистическим текстом духовно-нравственного содержания Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
486
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ / THE PROBLEM OF THE TEXT / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ СОДЕРЖАНИЕ / SPIRITUAL AND MORAL CONTENT / ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / TECHNOLOGY OF TEACHING / СТАРШИЕ КЛАССЫ / ПРОБЛЕМА ТЕКСТА / ПОЗИЦИЯ АВТОРА / POSITION OF THE AUTHOR / ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ / FINAL ASSESSMENT / PUBLICISTIC TEXTS / HIGH-SCHOOL

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Алешникова Е. Л.

В статье представлена технология обучения старшеклассников работе с текстами публицистического стиля духовно-нравственного содержания на этапах определения и формулирования проблемы текста, позиции автора, нахождения аргументов, направленная на формирование личностной позиции учащихся при подготовке к итоговой аттестации по русскому языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF TRAINING HIGH-SCHOOL STUDENTS TO WORK WITH PUBLICISTIC TEXTS WITH SPIRITUAL AND MORAL CONTENT

The article presents the methods of teaching highschool students to work with publicistic texts of spiritual and moral content on the stages of defining and formulating the problems of the text, the author's posi tion, finding the arguments, aimed at forming the personal position of students in preparation for the final assessment on the Russian language

Текст научной работы на тему «Технология обучения учащихся старших классов работе с публицистическим текстом духовно-нравственного содержания»

в Париже» (на примере словосочетаний «русский снег», «родное слово», «сердцу русскому», «к родине святой»). Найдите и выпишите словосочетания этого же типа из текста стихотворения Н. Рубцова («по улице по узкой», «чистый ветерок», «красотою древнерусской», «радостная весть»). Постарайтесь объяснить, почему оба автора, применяя словосочетания данного типа, используют ключевые слова?

7. Укажите синтаксические особенности текста:

• количество предложений, преобладающие типы предложения, способ связи предложений;

• отметьте средства связи: лексический повтор, местоимения, синонимы, видовременные формы глагола и др.

Блок 3. Анализ выразительных средств языка

1. Какая стилистическая фигура речи лежит в основе композиции обоих стихотворений? (Антитеза как композиционный прием.) Понаблюдайте, каковы особенности использования антитезы каждым из поэтов («напал» -«растаешь», «Нет, не житье нам здесь с тобою: // Житье на родине, земляк!» у И. Мятлева; «Так вот, просто и хитро, // Жизнь порой врачует душу...» у Н. Рубцова).

2. Найдите в текстах примеры эпитетов. Какому из поэтов удалось создать особенно яркие и выразительные образные определения? Чем вы можете это объяснить?

3. Как использование лексического повтора помогает выражению авторского замысла в данных текстах? Приведите примеры использования лексического повтора.

4. Какую роль играет инверсия в создании художественного образа? Приведите примеры использования инверсии поэтами.

5. Обратите внимание на ритм и стихотворный размер обоих стихотворений: как они помогают передать мысли и чувства авторов?

6. Сопоставьте художественный смысл использования образа снега в разных литературных произведениях. Какие общие и отличительные черты вы можете назвать?

V. Заключительный этап

Обсуждение результатов работы в группах с блоками заданий и формулирование тем творческих работ.

1. Опираясь на результаты комплексного анализа сверхтекста, попробуйте определить, чем строки стихот-

ворения И. Мятлева вторят стихотворению Н. Рубцова и чем от него отличаются.

2. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Символическое звучание слова "снег" и его значение в создании образа Родины в стихотворениях И. Мятлева и Н. Рубцова».

3. Напишите сочинение-рассуждение, используя любое из стихотворений, с которыми мы работали сегодня, и покажите свое понимание следующего высказывания А. Блока: «Всякое стихотворение - покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звезды. Из-за них существует стихотворение».

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Жинкин Н. И. Развитие письменной речи у учащихся 3-7 классов // Изв. АПН РСФСР. 1956. № 78.

2. Леонтьев А. А. Высказывание как предмет лингвистики, психолингвистики и теории коммуникации // Синтаксис текста / отв. ред. Г. А. Золо-това. М., 1979. С. 280.

3. Дейкина А. Д. Сверхтекст и культурологический концепт в обучении русскому языку // Науч. тр. МПГУ. Сер. «Гуманитарные науки». М.: МПГУ, 2001. С. 37.

4. Дейкина А. Д. Формирование языковой личности с ценностным взглядом на русский язык: Методологические проблемы преподавания русского языка. М.; Оренбург: Агентство «Пресса», 2009. С. 57.

5. Пахнова Т. М. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды // Русский язык в школе. 2000. № 4. С. 3-11.

6. Ходякова Л. А. Лингвокультуроведческий анализ текста на уроке-проекте // Русский язык в школе. 2012. № 4. С. 4.

7. Дейкина А. Д., Пахнова Т. М. Русский язык. 1011-й кл.: учебник для общеобразоват. учреждений: базовый и профильный уровни: в 2 ч. М.: АСТ: Астрель, 2011.

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ РАБОТЕ С ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИМ ТЕКСТОМ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ

TECHNOLOGY OF TRAINING HIGH-SCHOOL STUDENTS TO WORK WITH PUBLICISTIC TEXTS WITH SPIRITUAL AND MORAL CONTENT

Е. Л. Алешникова

В статье представлена технология обучения старшеклассников работе с текстами публицистического стиля духовно-нравственного содержания на этапах определения и формулирования проблемы

E. L. Aleshnikova

The article presents the methods of teaching high-school students to work with publicistic texts of spiritual and moral content on the stages of defining and formulating the problems of the text, the author's posi-

текста, позиции автора, нахождения аргументов, направленная на формирование личностной позиции учащихся при подготовке к итоговой аттестации по русскому языку.

Ключевые слова: публицистический текст, духовно-нравственное содержание, технология обучения, старшие классы, проблема текста, позиция автора, итоговая аттестация.

tion, finding the arguments, aimed at forming the personal position of students in preparation for the final assessment on the Russian language.

Keywords: publicistic texts, spiritual and moral content, technology of teaching, high-school, the problem of the text, the position of the author, the final assessment.

Подготовка к восприятию публицистического текста как такового начинается в средней школе при изучении темы «Стили речи», продолжается при подготовке к написанию сжатого изложения, которое, как правило, является текстом публицистического характера (вывод основан на анализе текстов Контрольно-измерительных материалов (далее - КИМов) ФИПИ 20082013 гг. [1]). Мы рассмотрим, как на основе текстов, предлагаемых учащимся 9-х классов, выстроить работу с публицистическим текстом в старших классах. В этом случае реализуется как идея преемственности, так и подготовки к написанию сочинения-рассуждения публицистического характера (часть С) в формате единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ).

Применение понятия «технология» к педагогическому процессу требует некоторого пояснения. В словаре мы найдем следующее определение этого понятия: «Технология - совокупность производственных методов и процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства. Восходит к греческому techne" 'мастерство, искусство' + logos 'наука' [2, с. 981, 982]. В нашем случае технология представляет научно и практически обоснованную систему деятельности, применяемую учителем в целях обучения старшеклассников восприятию публицистического текста и создания у школьников ценностных представлений.

Основным условием успешного выполнения речевой задачи, связанной с адекватным восприятием информации, содержащейся в тексте, является полноценное понимание исходного текста.

Принципиальной особенностью публицистического текста является наличие в нем проблем духовно-нравственного или социально-общественного характера. Авторский замысел реализуется в текстах этого типа не только через проблематику, но и через авторскую позицию, систему аргументов и, наконец, через структуру самого текста. Поэтому в процессе работы с текстом старшеклассник должен пройти несколько этапов:

I. Научиться определять и формулировать проблему текста.

II. Формулировать позицию автора.

III. Находить аргументы: примеры-аргументы, примеры-иллюстрации; формулировать вывод.

IV. Определять композицию текста.

V. Опознавать языковые особенности текста.

Каждый этап может быть представлен определенным алгоритмом. В нашей статье предлагаем разработку первых трех этапов работы как наиболее трудных. Первый этап технологии: обучение восприятию публицистического текста духовно-нравственного характера через определение и формулирование проблемы. Определение проблемы - самый сложный момент как с психологической, так и с методической точки зрения. Внутренняя суть этого процесса -стремление к лучшему осмыслению содержания через восприятие текста в совокупности его лингвистических и экстралингвистических особенностей. По нашему мнению, тексты, используемые при обучении школьников с использованием предлагаемой технологии, условно можно разделить на два типа. К первому типу отнесем тексты, в которых на проблему указано самим автором - она сформулирована в виде вопроса, как правило, в начале текста; ко второму типу отнесем тексты, в которых проблема не сформулирована автором. В последнем случае проблему необходимо определить самостоятельно, «извлечь» из текста.

Рассмотрим конкретные примеры технологии работы на этапе определения проблемы текстов 1-го типа, в которых автор указывает на проблему.

Задание. I этап. Прослушайте/прочитайте текст*1. Определите проблему по началу текста. Сформулируйте ее разными способами: 1) в форме вопроса; 2) в форме утверждения.

Текст 1*(фрагмент текста: начало)

Как воспитывать в себе и в других «нравственную оседлость» - привязанность к своей семье, к своему дому, селу, городу, стране? Я думаю, что это дело не только школы и молодежных организаций, но и семьи (Д. С. Лихачев) [3, с. 120].

Формулировка проблемы по началу текста:

1. Как воспитывать в себе и в других «нравственную оседлость» - привязанность к своей семье, к своей родине?

2. В тексте поднимается проблема воспитания в себе и в других «нравственной оседлости».

Текст 2*

Творческие люди убеждены: без великих произведений искусства мир в нравственном отношении был бы хуже. Не преувеличиваем ли мы силу влияния искусства и литературы на человека? (По материалам Интернета) [4, ТР № 2 от 01.03.2011].

Формулировка проблемы по началу текста:

1. Не преувеличиваем ли мы силу влияния искусства и литературы на человека?

1 Звездочкой (*) обозначено, что здесь и далее в статье приводятся фрагменты текстов.

2. В тексте поднимается проблема влияния произведений искусства на человека.

Обратимся ко второму типу публицистических текстов, в которых автор не указывает на проблему прямо. Предлагаем учащимся ответить на вопросы:

1) О чем текст, над чем размышляет автор?

2) Какой нравственный и/или общественно-значимый вопрос его волнует?

3) Что об этом говорится в тексте?

Учащиеся получают задание выделить ключевые слова (маркеры) текста. Заметим, что они должны входить в круг слов, который условно назовем «слова духовно-нравственного содержания»: мир, добро, зло, правда, ложь, совесть, память и т. п. Затем предлагаем установить причинно-следственные связи между ключевыми словами текста.

Задание. Прослушайте/прочитайте тексты 3 и 4. Ответьте на вопросы. Сформулируйте проблему по ключевым словам текста и их смысловым взаимоотношениям.

Текст 3*

Память и знание прошлого наполняют наш мир, делают его интересным и значительным. Если мы не видим за окружающим нас миром его прошлого, он для нас пуст. Нам скучно и тоскливо, и мы в конечном счете одиноки, так как с настоящими товарищами нас связывает общее прошлое: школа, институт, работа (по Д. С. Лихачеву) [4].

Вопрос. О чем размышляет автор? Выделите ключевые слова. Ответ. Автор размышляет о памяти и знании прошлого.

Вопрос. Что автор говорит об этом в тексте? Выделите ключевые слова.

Ответ. Память и знание прошлого делают мир интересным и значительным; без них мир пуст и мы одиноки.

Формулировка проблемы через размышления автора. Какую роль в жизни человека играют память и знание прошлого?

Текст 4*

Для одних людей лес - это всего лишь деревья и дрова. Если нет в лесу грибов или ягод, им скучно. Для других лес - это мир, полный тайн и красоты, когда человека покидают все невзгоды и он сильнее ощущает радость жизни. Встреча с лесом для таких людей - праздник. Они видят, как солнце стягивает туманное одеяло с реки, как загорается роса на красных осиновых листьях, и слышат, как стучит клювом трудолюбивый дятел, - так открывается человеку богатство окружающего мира (по В. Пескову) [4, ТР № 3 от 13.04.2011].

Вопрос. О чем рассуждает автор? Выделите ключевые слова. Ответ. Автор рассуждает о лесе.

Вопрос. Что автор говорит об этом в тексте? Выделите ключевые слова. Ответ. Автор говорит, что разные люди воспринимают лес по-разному.

Формулировка проблемы через размышления автора. Что значит лес в жизни человека? Какую роль играет лес в жизни человека?

Таким образом, предложенную на 1-м этапе технологию определения проблемы можно представить следующим алгоритмом:

I. Определить, к какому типу относится текст: указана проблема или нет.

II. Проблема указана - реконструировать вопрос в утверждение.

III. Проблема не указана: 1) ответить на вопросы, о чем текст; 2) выделить ключевые слова духовно-нравственного содержания; 3) установить между ними причинно-следственные отношения; 4) сформулировать проблему.

После этапа формулирования проблемы следует II этап работы с текстом - определение позиции автора. На этом этапе следует учить школьников определять структуру текста-рассуждения в логике развития авторской мысли. Позиция автора может быть заявлена: 1) как тезис; 2) как развернутое объяснение/мнение. Во втором случае учащийся, следуя логике автора, формулирует его позицию, опираясь на ключевые слова и причинно-следственные связи между ними. Рассмотрим пример, в котором последовательно соединим первый и второй этапы предлагаемой технологии работы.

Задание. II этап. Найдите в тексте фрагмента тезис, формулирующий позицию автора по проблеме текста.

Текст 5*

Экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения природной биологической среды. Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды - задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни. А между тем вопрос о нравственной экологии не только не изучается, он даже и не поставлен нашей наукой как нечто целое и жизненно важное для человека. Изучаются отдельные виды культуры и остатки культурного прошлого, вопросы реставрации памятников и их сохранения, но не изучается нравственное значение и влияние на человека всей культурной среды во всех ее взаимосвязях. Хотя сам факт воспитательного воздействия на человека его окружения ни у кого не вызывает ни малейшего сомнения (по Д. С. Лихачеву) [5].

I этап. Формулирование проблемы. Почему необходима экология культуры?

II этап. Тезис - позиция автора. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни.

Задание. Найдите в тексте фрагмента развернутое объяснение позиции автора по ключевым словам, формулирующим позицию автора по проблеме текста.

Текст 6*

В современном мире нет человека, который не соприкасался бы с искусством. Его значение в нашей жизни велико. Книга, кино, телевидение, театр, музыка, живопись прочно вошли в нашу жизнь и оказывают на нее огромное влияние. Но особенно сильно воздействует на человека художественная литература (по Г. И. Беленькому) [4, ТР № 1 от 07.12. 2010].

I этап. Формулирование проблемы. Какое значение в жизни человека имеет искусство?

II этап. Тезис - позиция автора. Значение искусства в жизни человека велико. Особенно сильно воздействует на человека художественная литература.

Таким образом, от формулировки проблемы учащийся переходит к определению позиции автора, которая выступает в качестве тезиса-ответа на проблемный вопрос.

И наконец, III этап работы с публицистическим текстом - изучение системы доказательств, которые использует автор. Старшеклассники должны при этом понимать, что автор может использовать различные типы доказательств. Это могут быть примеры-аргументы, примеры-иллюстрации, абстрактные рассуждения-доказательства. Рассмотрим пример, в котором последовательно и обобщенно соединяются I, II и III этапы предлагаемой технологии работы.

Задание. Прослушайте/прочитайте тексты 7 и 8. Сформулируйте проблему. Определите позицию автора каждого из текстов. Найдите предложения, содержащие аргументы к позиции автора.

Текст 7*

Писатель Константин Паустовский, создавший в своих книгах лирические картины русской природы, горячо убеждал читателей в способности и музыки, и литературы, и живописи эмоционально влиять на каждого из нас. Искусство, как и природа, по мнению писателя, воспитывает чувства человека силой своей красоты - без нравоучений и наставлений. Это может быть красота форм и линий, красок и звуков, красота поэтического слова и благородства человеческих поступков (по материалам Интернета) [6, с. 170].

I этап. Формулирование проблемы. Может ли искусство эмоционально влиять на человека?

II этап. Тезис - позиция автора. Искусство, как и природа, эмоционально влияет на человека. По мнению писателя, оно воспитывает чувства человека силой своей красоты - без нравоучений и наставлений.

III. Аргумент-иллюстрация. Это может быть красота форм и линий, красок и звуков, красота поэтического слова и благородства человеческих поступков.

Текст 8*

Когда вы открываете незнакомую книгу, то остаетесь один на один с большим и умным другом - писателем. Читаете одну страницу, другую - и вдруг совершается чудо! Перед вами разворачиваются удивительные картины: герои отправляются в путешествия, сражаются с врагами, спасают друзей, открывают тайны природы. И вместе с ними вы тоже путешествуете, участвуете в спорах, вступаете в бой, терпите поражения и побеждаете. Сила художественного слова, музыка стиха, выразительность авторской речи покоряют и завораживают читателя (по Г. И. Беленькому) [6, с. 157].

I этап. Формулирование проблемы. Какова роль книги в жизни человека? Как книга воздействует на читателя?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

II этап. Тезис - позиция автора. Книга - это чудо в жизни человека. Сила художественного слова завораживает читателя.

III. Аргумент-иллюстрация. Перед вами разворачиваются удивительные картины: герои отправляются в путешествия, сражаются с врагами, спасают друзей, открывают тайны природы. И вместе с ними вы тоже путешествуете, участвуете в спорах, вступаете в бой, терпите поражения и побеждаете.

Мы продемонстрировали, как на практике поэтапно применяются алгоритмы, составляющие технологию работы с публицистическими текстами духовно-нравственного содержания.

Заметим, что в публицистических текстах, предлагаемых выпускникам на этапе итоговой аттестации, как правило, рассматривается не одна, а несколько проблем. Задание к части С ЕГЭ по русскому языку в КИМах звучит следующим образом: «Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста...» [7, с. 15]. Следовательно, в структуре текста старшеклассник вычленяет несколько проблем, а затем выбирает из круга затронутых автором проблем тот вопрос, который определяется учеником как наиболее значимый в его системе ценностей.

Проследим все этапы технологии работы с текстом применительно к каждому его абзацу.

Задание. Прочитайте текст. Сформулируйте проблему текста и позицию автора. Найдите аргументы. Определите особенности композиции. Назовите языковые особенности текста (последний вопрос в данной статье не рассматривается).

Текст 9

Что такое нравственность? Это система правил поведения личности, прежде всего, отвечающая на вопрос: что хорошо, а что плохо, что добро, а что зло. Каждый человек при оценке своего поведения, поведения других людей пользуется этой системой правил. В основу этой системы входят ценности, которые данный человек считает важными и необходимыми. Как правило, среди таких ценностей жизнь человека, счастье, семья, любовь, благосостояние и другие.

В зависимости от того, какие именно ценности выбирает человек для себя, в какой иерархии он их располагает и насколько придерживается их в поведении, и определяется, какими будут поступки человека - нравственными или безнравственными. Поэтому нравственность - это всегда выбор, самостоятельный выбор человека.

Что может помочь сделать правильный выбор и обеспечить нравственное поведение человека? Только совесть. Совесть, которая проявляется в чувстве вины за безнравственный поступок. Это та единственная сила, которая может обеспечить нравственное поведение человека (по А. Никонову) [8, с. 11].

Технология работы с текстом. 1-й абзац.

I этап. Формулирование проблемы. Что такое нравственность?

II этап. Тезис - позиция автора. Это система правил поведения личности, прежде всего, отвечающая на вопрос: что хорошо, а что плохо, что добро, а что зло.

III. Аргумент-иллюстрация. Как правило, среди таких ценностей жизнь человека, счастье, семья, любовь, благосостояние и другие.

Технология работы с текстом. 2-й абзац.

I этап. Формулирование проблемы. Чем определяются нравственные или безнравственные поступки человека?

II этап. Тезис - позиция автора. Нравственность - это всегда выбор, самостоятельный выбор человека.

III этап. Пример-иллюстрация. В зависимости от того, какие именно ценности выбирает человек для себя, в какой иерархии он их располагает и насколько придерживается их в поведении, и определяется, какими будут поступки человека.

Технология работы с текстом. 3-й абзац.

I этап. Формулирование проблемы. Что может помочь сделать правильный выбор и обеспечить нравственное поведение человека?

II этап. Тезис - позиция автора. Совесть - единственная сила, которая может обеспечить нравственное поведение человека.

III этап. Пример-иллюстрация. Совесть, которая проявляется в чувстве вины за безнравственный поступок.

Итак, по данному тексту можно сформулировать и прокомментировать три проблемы. Какую проблему выберет старшеклассник, зависит от степени понимания проблемы и, как уже было сказано выше, ее значимости для личности выпускника.

Таким образом, технология работы с публицистическим текстом позволяет реализовать задачу, которая в последнее десятилетие особенно остро стоит перед современной методической наукой: сформировать всесторонне развитую личность, владеющую метапредметными умениями и навыками, умеющую «грамотно и выразительно передавать свой опыт восприятия жизни, проявлять самостоятельность суждений» (А. Д. Дейкина) [9, с. 22].

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Контрольные измерительные материалы // ФИПИ [Электронный ресурс]. URL: http://fipi. ru/view/sections/170/docs/ (дата обращения 23.09.2013).

2. Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов / РАН, Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова; отв. ред. Н. Ю. Шведова. М.: Азбуковник, 2008. 1175 с.

3. Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном / сост. и общ. ред. Г. А. Дубровской. Изд. 2-е, доп. М.: Детлит, 1988. 238 с.

4. Тренировочные работы по русскому языку для 9-х классов в системе Статград. Тренировочные работы № 1-3 за 2010-2011 / авт. Н. А. Нефедова, Е. Л. Алешникова, Е. В. Заяц, Н. А. Петрова, Ю. А. Чадина [Электронный ресурс]. URL: http://statgrad.mioo.ru/sg10_11/tren/index. htm#graf9 (дата обращения 23.09.2013).

5. Лихачев Д. С. Экология культуры // Памятники Отечества. 1980. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://svitk.ru/004_book_book/16b/3564_lihahev-ekologiya_kulturi.php (дата обращения 23.09.2013).

6. Драбкина С. В., Субботин Д. И. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. 2012: учеб. пособие. М.: Интеллект-Центр, 2012. 208 с.

7. Контрольные измерительные материалы 2013 г. Русский язык. Демоверсия. 22 с. [Электронный ресурс]. URL: http://fipi.ru/binaries/1382/ru11. zip (дата обращения 23.09.2013).

8. Контрольно-измерительные материалы 2012 г. Русский язык. Демоверсия. 20 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.fipi.ru/binaries/1167/ ru-9.zip (дата обращения 23.09.2013).

9. Дейкина А. Д. Сочинения малой формы в школьном обучении русскому языку // Методика преподавания русского языка: сб. ст. А. Д. Дейки-ной, опубл. в журн. «Русский язык в школе» / сост. Т. А. Острикова. Абакан: Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2007. 68 с.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL BASIS OF THE FORMATION OF COMMUNICATIVE AND SPEAKING SKILLS OF STUDENTS

Ф. А. Теучеж

В статье рассмотрены психолого-педагогические основы формирования коммуникативно-речевых умений обучающихся, касающиеся анализа, реконструирования готового текста и порождения собственного. Коммуникативно-речевые умения, как и сам процесс продуцирования текста, предполагают наличие мотива, цели и речевой ситуации, что отражает суть коммуникативных умений, а результатом этого процесса является текст.

Ключевые слова: язык, речь, текст, текстовая деятельность, коммуникативно-речевые умения.

F. A. Teuchezh

The article deals with the psychological and pedagogical basis of the formation of communicative and verbal skills of students, which concern the analysis, renovating of the final text and generation of its own. Communicative and speaking skills, as well as the process of producing the text, suggest the presence of the motive, purpose and speaking situation that captures the essence of communication skills, and the result of this process is the text.

Keywords: language, speech, text, text activities, communicative- speaking skills.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.