Таким образом, мы считаем целесообразным укорененный экокультурный подход к формированию гражданской идентичности. Благодаря биологической и культурной адаптации, развивается индивидуальное поведение, ориентированное на двукультурную байкальскую идентичность, которая экстраполируется в российскую гражданскую идентичность. При этом мы опираемся на психологические качества, которые формируются в результате инкультурации, социализации и аккультурации.
Этническая (бурятская) и русская культуры в интегрированном виде становятся под нашим наблюдением источником поведения школьников. В быстро меняющемся и интегрирующемся мире проблемы аккультурации и межкультурных отношений, поведение людей в межкультурном обществе, идентификация человека в широком смысле являются актуальными и требуют активного исследования и концентрации усилий.
Литература
1. Кукушин B.C., Столяренко Л. Д. Эгнопедагогика и этнопсихология. Ростов н/Д: Феникс, 2000.
2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1979.
3. Каган М.С. Философская теория ценности. - СПб.: Петрополис, 1997. - 205 с.
4. Зинченко В.П.Психологическая педагогика // Живое знание: курсу лекций. Ч. 1. - Самара, 1998.
5. Рогцупкин В.Г. Кросскультурная грамотность студента - будущего учителя: диагностика формирования. - М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2006.
6. Век толерантности. - М., 20001,- №1. Сайт: www.tolerance.ru
7. Дробижева Л.М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России. - М., 2003.
8. Дробижева Л.М. Российская и этническая идентичность: противостояние или совместимость // Россия реформирующая. -М., 2002.
9. Кросскультурная психология. Исследования и применение: пер. с англ. - Харьков: Гуманистический центр, 2007.
10. Набок И.Л. Педагогика межнационального общения.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2010,- 304 с.
11. Хилханов Д. Л. Этническая идентичность: роль хозяйственно-экономических и культурно-языковых факторов: авто-реф. дне... д-ра социол. наук. - Улан-Удэ, 2007.
Очиров Михаил Надмитович, доктор педагогических наук, профессор кафедры математического анализа и методики преподавания математики Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а.
Цыбикова Лидия Ханхаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры алгебры Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ, ул. Смолина 24-а, тел 21-97-57. E-mail: [email protected]
Ochirov Mihail Nadmitovich, doctor of pedagogical sciences, professor, department of mathematical analysis and methodology of teaching mathematics, Buryat State University, Ulan-Ude, Smolin str., 24a.
Tsybikova Lydia Khankhaevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, department of algebra, Buryat State University, Ulan-Ude, Smolina str.24, tel. 21-97-57. E-mail: [email protected].
УДК 372.8:811.512.31
Э.Р. Раднаев, JI.B. Аюшеева
Технология обучения местоимениям бурятского языка в начальной национальной школе
В статье авторы предлагают технологию обучения местоимениям бурятского языка в начальной национальной школе.
Ключевые слова: технология обучения, младший школьник, местоимение, проблемные грамматические задачи.
E.R. Radnaev, L. V. Ausheeva
Technology of teaching pronouns of the Buryat language in national primary school
The authors of the article propose the technology of teaching pronouns of the Buryat language in national primary school.
Keywords: technology of teaching, primary school pupil, pronoun, problematic grammar tasks.
Технология обучения предполагает поиск ответа на вопрос «Как учить?», т.е. какие принципы должны быть положены в основу обучения, с помощью каких методов и приемов реализовать обучение, какие средства обучения следует использовать, чтобы обеспечить достижение коммуникативной, образовательной, воспитательной и развивающей целей и реализовать содержание обучения. Технология обучения - это «работа» всей методической системы на достижение результата обучения, в нашем случае - формирование языковой и коммуникативной личности, готовой и способной опери-
ровать системой грамматических знаний и навыков, а также осознанно использовать местоимения бурятского языка в процессе общения.
Организация учебного процесса, направленного на формирование у младших школьников грамматических понятий в процессе обучения местоимениям бурятского языка, основана на реализации ряда принципов, как общедидактических, так и специальных. К ним относятся принцип соблюдения целенаправленной поэтапности в обучении, принцип деятельности, принцип проблемного обучения, принцип прочности знаний учащихся, принцип коммуникативности, принцип функциональности (Аюшеева J1.B., 2009).
Данные принципы обучения языку составляют теоретическую базу, на основе которой можно определить методы обучения. И.Я. Лернер выделяет такие методы обучения, как объяснительноиллюстративный (информационно-рецептивный), репродуктивный, проблемного изложения, эвристический, исследовательский (Лернер И.Я., 1981). В его концепции методы отражают общедидактический уровень рассмотрения проблемы методов и образуют систему последовательных действий, отражающих и обусловливающих познавательную практическую деятельность учащихся по усвоению всех элементов содержания образования для достижения цели. Хотя данный перечень разработан для средней школы, он может быть применен и в начальной школе. Эти методы представляют собой обобщенные, абстрагированные способы деятельности. Данные методы обучения не только охватывают речевую деятельность, но и способствуют формированию стереотипов мышления, поведения, а также повышению уровня мотивации изучения бурятского языка.
Следующим компонентом методической системы является учебно-воспитательный процесс, который основывается на деятельностном подходе. Он предполагает сотрудничество на уроке учителя и учащихся в совместном решении учебных, коммуникативно-познавательных задач (Зимняя, 2001).
Следует отметить, что на уроке сливаются все поиски, подходы, методы, приемы обучения. На уроке бурятского языка грамматика тесно сплетается с орфографией, развитием речи, анализом текстов. Именно на уроке реализуется и учебная программа, и методика, осуществляется процесс обучения: деятельность ученика как субъекта учебного процесса и учителя, управляющего этим процессом.
Определив компоненты методической системы, мы переходим к рассмотрению технологии обучения местоимениям бурятского языка в начальной национальной школе.
Как уже отмечалось выше, обучение местоимениям бурятского языка направлено на формирование языковой и коммуникативной личности, готовой и способной оперировать системой грамматических знаний и навыков, а также осознанно использовать их в процессе общения.
Усвоение учащимися местоимений бурятского языка, приобретение опыта оперирования ими -важнейшая задача, связанная с формированием у школьников языковой и коммуникативной компетенций.
Эффективным средством овладения знаниями, навыками, умениями и способами деятельности является ориентировочная основа действий (00Д). Она основывается на теории поэтапного формирования умственных действий и понятий, разработанной П.Я. Гальпериным, Н.Ф. Талызиной (1998).
На основе данной теории мы разработали следующие положения для нашей методики:
1. Новую для учащегося языковую действительность, как местоимение бурятского языка, необходимо начинать с раскрытия его главных свойств на материале слова.
2. Учащийся не должен получать сразу в готовом виде ООД (карты с операциями над признаками местоимений бурятского языка и способами их анализа). Она должна быть составлена учащимися в ходе анализа слова. Так, к раскрытию значения местоимений бурятского языка учащийся должен прийти через задачу. Чтобы учащийся мог решать такие задачи, надо подвести его к определенному приему анализа, обратить его внимание на то, что ключом раскрытия главных свойств местоимений бурятского языка является система их изменений, сравнение их разных форм.
3. Учащегося необходимо научить дальнейшей самостоятельной работе, например, подбору необходимой информации из текстов, чтобы были выявлены все основные свойства местоимений и в последующем была систематизированы знания.
Обучение было условно разделено на три этапа.
Целью обучения на первом этапе является ознакомление с местоимением как частью речи бурятского языка посредством проблемной ситуации. Осуществляется моделирование нового знания, понятия. Организуется громкое проговаривание вводимых понятий. Идет первичное закрепление грам-
магических навыков через решение частных грамматических задач.
Представим условную модель, к которой должны прийти учащиеся, чтобы представить новое знание в схематическом виде:
Организуется проговаривание в громкой речи, представленного схемой нового знания:
«Юумэнэй, тэмдэгэй, тоогой, уйлын тулоо хэрэглэгдэдэг угэнууд тулоонэй угэнууд гэжэ нэрэ-тэй».
Для выполнения заданий необходимо составление 00Д, представленной в виде карты.
Карта описывает метод анализа («Что нужно сделать, чтобы выделить местоимения бурятского языка?»).
Карта
Чтобы выделить местоимение, нужно:
1) узнать, замещает ли данное слово другое слово;
2) определить, какое слово (предмет, признак предмета, количество предметов, дейст-
вие) оно замещает;
3) сделать вывод.
Целью обучения второго этапа - конкретизация понятия “тулоонэй угэ” “замещающее слово”, введение грамматического понятия «разряды местоимений»: личное и указательное местоимения, лицо, число, склонение местоимения. Конкретизация и уточнение понятия “тулоонэй угэ” “замещающее слово” происходит на основе практических наблюдений учащихся, когда выделенные слова необходимо распределить на группы: возможно деление в общем случае на 4 группы относительно модели, построенной учащимися. Но тут должен включиться анализ смыслов с лов-заместителей: одна группа указывает на лица людей, а другая указывает на признаки, количество и действие предметов. Таким образом, учащиеся подводятся к классификации слов-заместителей на личные и указательные. Необходимо обратить внимание детей, что личные местоимения - это местоимения первого, второго и третьего лица. Дальнейшая конретизация понятия касается выделения лица и числа местоимений сначала на личных местоимениях при определении их смысла. Затем учащиеся подводятся к осознанию лично-предикативных частиц и аффиксов притяжания на практическом уровне. Например: “минии эжы - эжымни” “моя мама - мама моя”, “уншанабди - читаем мы”.
При знакомстве со склонением имен существительных, начиная с 3-го класса, учащиеся определили для себя вопросительные слова. Теперь они выявляют для себя два момента. Первый - вопросительные слова являются словами-заместителями и их можно отнести к вопросительным местоимениям. Второй - если слова-заместители замещают имена существительные, то они так же склоняются по падежам. Склонение местоимений осуществляется на основе сравнения со склонением имен существительных с опорой на вопросы падежей.
При выполнении заданий карта ориентировочной основы действий уточняется, расширяется новыми действиями. После первого урока добавляются действия 3 и 4 (карта).
Карта
Чтобы выделить местоимение, нужно:
1)узнать, замещает ли данное слово другое слово;
2) определить, какое слово (предмет, признак предмета, количество предмета, действие) оно за-
мещает;
Чтобы определить какое это местоимение, узнай:
а) какое слово оно замещает;
б) если замещает слово, называющее человека, то: узнай, какое лицо замещает;
в) если замещает первое, второе, третье лицо, то это личное местоимение;
3) сделай вывод.
Целью обучения на третьем этапе - отработка способов действий в разных ситуациях, в ситуациях: воспроизведения, составления высказываний, решения коммуникативных и проектных задач, оценки высказываний других.
Отработка способов действия организована на основе решения проблемных грамматических задач на воспроизводящую деятельность, алгоритмическую деятельность, творческую деятельность. Прежде чем представить данную систему проблемных грамматических задач, мы оговариваем некоторые условия, которые необходимо учесть учителю.
Основу работы над грамматическим материалом составляет ознакомление с грамматическими понятиями и создание ориентировочной основы для следующего формирования навыка; формирование речевых грамматических навыков путем их автоматизации в устной речи; включение этих навыков в разные виды речевой деятельности; развитие речевых умений.
Основным фактором, обусловливающим успех формирования грамматических понятий, совершенствование и развитие грамматических навыков и умений, являются упражнения.
Упражнения нельзя рассматривать только как иллюстрации к изученному теоретическому материалу по грамматике. Упражнение является основным непосредственным материальным способом организации деятельности учащихся и учителя, учащихся друг с другом, при самостоятельной работе ученика над учебником. Часто термины «задача» и «упражнение» используются как тождественные понятия, т.к. по своей сути упражнение есть материализованный процесс решения задачи (И.Я. Бим, 1988). Задача выступает в качестве способа познания, она требует специальных усилий мысли, в процессе ее решения проявляются активные формы мышления, учащийся получает новую информацию путем поиска неизвестного через анализ и синтез. Под «задачей» в психолого-педагогической науке понимают цель, достижение которой возможно с помощью определенных действий (деятельности) в определенной ситуации. На наш взгляд, такое понимание задачи соответствует целям разрабатываемой нами технологии обучения местоимениям бурятского языка. В процессе поэтапного формирования умственных действий и грамматических понятий термин «задача» используется как средство реализации принципа проблемного обучения, который является одним из ведущих в процессе обучения местоимениям бурятского языка. Следовательно, проблемная грамматическая задача рассматривается в исследовании в качестве основной единицы познавательной деятельности младших школьников в процессе овладения местоимениями бурятского языка. Формирование грамматических понятий (часть речи, разряды местоимений, лицо и число, склонение), грамматических навыков в процессе обучения местоимениям бурятского языка осуществляется в системе проблемных грамматических задач.
Каждое грамматическое действие осваивается последовательно: 1) ознакомление и осознание значения и формы их употребления; 2) тренировка в практическом использовании по опорам - карточкам; 3) применение на репродуктивном уровне; 4) применение на продуктивном уровне.
Решить проблемную грамматическую задачу - значит построить мысленно или письменно ориентировочную основу деятельности в виде прогноза с последующим выполнением этого действия. Следовательно, деятельность подчинена задаче выполнения решения.
Поскольку проблемная грамматическая задача является единицей познавательной деятельности младших школьников, в ней выделяются отдельные единицы грамматического содержания, которые становятся предметом специального изучения младших школьников. Поэтому была создана система проблемных грамматических задач, которая представляет собой совокупность необходимых типов, видов задач, выполненных в такой последовательности и в таком количестве, которые учитывают
соблюдение целенаправленной поэтапности формирования грамматических понятий в процессе обучения местоимениям бурятского языка:
• задачи на формирование грамматического понятия «часть речи»;
• задачи на формирование грамматического понятия «разряды местоимений»;
• задачи на формирование грамматического понятия «лицо и число»;
• задачи на формирование грамматического понятия «склонение».
Исходя из того, что решение каждого из вышеназванных типов задач предполагает выполнение различных видов деятельности, были разработаны следующие виды задач:
• задачи на воспроизводящую деятельность: выполнение предметных действий по восприятию, осмыслению и запоминанию местоимений бурятского языка;
• задачи на алгоритмическую деятельность: осуществление действий по анализу и структурированию грамматических понятий с помощью карты-«подсказки» с алгоритмическим описанием;
• задачи на творческую деятельность: действия учащихся по созданию собственного текста без опоры, решение коммуникативных и проектных задач.
I. Задачи на формирование грамматического понятия «часть речи»
A. Задачи на воспроизводящую деятельность
Определите, вместо каких слов употреблены выделенные слова. Как они называются? Какое местоимение указывает на предмет, какое на признак, какое на количество, какое на действие? Выпишите из текста местоимения, заменяющие глаголы, имена прилагательные, числительные.
1. Бидэ муноодэр иихэбди: магазин орохобди, тиигээд кинодо ошохобди.
2. Манай нагаса аба набтархан, будууншэг хун юм. Би бака тиимэб.
3. Минии абгатан табан ухибуутэй. Би бака тэды ухибуутэй болохоо кананаб.
Б. Задачи на алгоритмическую деятельность
Вместо точек вставьте нужные местоимения. Обоснуйте свой выбор. Прочитайте вслух то, что у вас получилось.
... буряадууд малша зон гэжэ мэдэнэбди. ... мяхан эдеэндэ дуратай гуш? Минии эгээл дуратай, эгээл амтатай эдеэн бууза юм ааб даа. ... ехэ садхабаритай табаг гээшэ. ... хадаа энэ табаг кайнаар хэжэ шададагби. ... бака кайнаар хэжэ шададаг байба бэзэт. Буряад эдеэн - манай заншал ха юм. ... тэрэнээ мартаха екогуйбди.
B. Задачи на творческую деятельность
1. Напишите сочинение на тему «Хайшан гэжэ тулоонэй угэ ондоо хэлэлгын хубинуудтай нухэсееб?».
II. Задачи на формирование грамматического понятия «разряды местоимений».
А. Задачи на воспроизводящую деятельность
Отгадайте загадку. Найдите в тексте местоимения и подчеркните.
Ши бодо, би куухам. (Малай ябаса.)
Би хэлэхэм, ши таа. (Хониной дала тулихэ.)
2. Определите в тексте личные и указательные местоимения. Выпишите из текста указательные местоимения с существительным в один столбик, личные местоимения - в другой. Объясните, почему в некоторых предложениях местоимение Та пишется с большой буквы?
1. Энэ азарга Хуба гэжэ нэрэтэй. Тэрэ ундэр бэетэй, сагаан ута дэлкэтэй, сул хара куултэй. Иимэ морин мянган жэлдэ нэгэ турэдэг юм.
2. СэлмэгБаироена, Та углеедэр ажалдаа ерэхэ гут? 3. Хоер удэр болоод та Улаан-Удэ гарахат.
Б. Задачи на алгоритмическую деятельность
1. Прочитайте. Какими местоимениями можно заменить выделенные имена существительное, прилагательное, числительное и глагол? Используйте карту 2. Спишите. Подчеркните одной чертой местоимения, которые указывают на имена существительные, двумя чертами - местоимения, не указывающие на имена существительные.
1. Шоргоолжод хадаа эгээ журамтай, конин амитад юм. Шоргоолжод нэгэшъе ажалгуй байдаггуй. 2. Турэкэн удэртэмни эжы намда улаан тати бэлэглэбэ. Улаан унгэтэй хубсаканда би ехэ дуратайб. 3. Би долоон элдэбьт куклатайб. Эрженэдэ бака долоон кукла бии. 4. Хубисхалай урда тээ буряад зон нуудэл байдалтай байгаа гэжэ мэдэнэбди. Буряад зон адуука мал усхэбэрилдэг, ан амитадые агнуурилдаг кэн.
б) Вместо точек вставьте нужные местоимения. Объясните, какова роль местоимения в данном
тексте?
... гое сэсэг зурахаб. ... юу зурахабши? ... хэзээ ерэхэб? Углввдэр ... кинотеатр ошохобди. ... хэни-ие хулеэнэбта? ... юундэ ябаба?
Задачи на творческую деятельность
Мы знаем, что вы любите книги. Составьте рассказ «Юундэ бидэ номуудтаа гамтайгаар хандаха екотойбибди» и напишите.
III. Задачи на формирование грамматического понятия «лицо и число»
A. Задачи на воспроизводящую деятельность
Прочитайте отрывок из письма Дари и Эржены. Вы согласны с мнением Эржены? Определите в тексте местоимения единственного и множественного числа. Выпишите из текста предложения с местоимениями. Подчеркните одной чертой местоимения единственного числа, двумя чертами - местоимения множественного числа.
... Гэртээ олон муу бэшэл, Дари. Аяар юкэ - ямар гое гээшэб! Бидэ гэртээ гурбахамди: аба, эжы ба би. Ганса басаган - ехэ Ионигуй. Дари, таанар гэртээ хэды басагадбта? Манай классай нэгэ баса-ган бака ехэ булэтэй юм. Тэрэ табан аха дуутэй. Тэдэ булта эбтэй гээшэнъ!...
Б. Задачи на алгоритмическую деятельность
Прочитайте. Напишите рассказ, заменив третье лицо первым (от лица дикого кабана). Объясните значение выделеннных слов, используя карту №3. Определите падеж местоимений.
Бодон гахайн хуяг
Бодон гахайн убэлжэлгэ ехэ хундэхэн. Газарай хурэхэдэ газар онгилжо, элдэб ургамал, жэмэсуудэй эшэ эдижэ амидардаг. Yiuoe элдэб аръяатаниие агнадаг.
Бодон гахай оврынгов торойнуудаа аршалхьт тула хуяг бэлдэдэг.
Дулаан байхада, дабирхайтай модонуудые шэлэжэ, холтокыенъ унагаадаг. Хуйтэн болоходо, тэрэ дабирхайтай модоо шургоодэг. Тиигээд шорой соо хулъбэрдэг. Хуягаа зузаан болгоохын тула оло дахин дабтадаг. Тиимэ зузаан хуягтай бодон гахай ямаршъе аръяатанкаа айхагуй. Бодон гахайн хуя-гые бугай номон дабадаггуй. Иимэ бухэ хуяг умдэжэ ябанан амитан юм.
B. Задачи на творческую деятельность
Расскажите продолжение сказки «Хулгана тэмээн хоер».
Хулгана тэмээн хоер (буряад арадай онтохон)
Адар томо бэетэй аад, ухаагаар Иоол бэшэ тэмээн нэгэтэ бишыхан Иубэлгэн хулганатай арсал-даба.
- Би наранай гарахые шамкаа урид харахаб, - гэбэ хулгана.
-Юун гэнэ гээшэбши! Ши минии /юръмокондошъе хурэхэгуйлши. Хажуудашни би хада шэнги томо ха юмбиб. ...
IV. Задачи на формирование грамматического понятия «склонение».
А. Задачи на воспроизводящую деятельность
Подготовьтесь к письму по памяти. Найдите в тексте местоимения, поставьте к ним вопросы. Объясните, в каком падеже они употреблены.
Выразительно прочитайте стихотворение, объясните значения выделенных слов:
Шинии нюдоор, Шарлуухай,
Шэртэнэм энэ дэлхэй.
Шинии зурхоор, Шарлуухай,
Шагнанам энэ дэлхэй.
Б. Задачи на алгоритмическую деятельность
Прочитайте рассказ. Вместо точек вставьте нужные местоимения. Определите их падеж, используя карту.
Xadxyypmaü xyôcahan
Нэгэтэ шандаган заряатай уулзаад хэлэбэ:
-Нухэр, ... хубсакан яагаа муухай юм, сула хадхуур лэ.
- Зуб даа, - гэжэ заряа харюусаба. - Харин энэ хадхуурнуудни нам... шоно, нохойн шудэнкоо абардаг юм. ... гоехон хубсакан шам... абардаггу?
Т.М. Дугаржапова, Э.С. Александрова. О специфике использования приемов лингвостилистического анализа на уроках бурятской литературы_______________________________________________________________________________________________
Шандаган хэлэбэ:
- Нам... хубсакамни абардаггуй, хулнуудни абардаг юм.
В. Задачи на творческую деятельность
1. Напишите письмо другу. Расскажите, как ваша семья проводит свое свободное время.
2. На уроке бурятского языка вы получили задание поговорить с дедом о его родословной. Составьте план вашей беседы.
Таким образом, технология обучения местоимениям бурятского языка построена на основе деятельностной концепции формирования умственных действий и понятий, а умственные действия являются отражением внешних действий. Единство деятельности и сознания дает положительный результат в обучении бурятскому языку, обеспечивает сознательное овладение языковым материалом, тем самым делает процесс обучения наиболее эффективным.
Литература
1. Аюшеева Л.В. Методическая модель обучения местоимениям бурятского языка в начальной национальной школе / Вестник Бурятского госуниверситета. Теория и методика обучения. - 2009. - №15. - С. 118-123
2. Бим И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. - М.: Просвещение, 1988. - 256 с.
3. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука: избранные психологические труды / под ред. А.П. Подольского; Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. - М.-Воронеж, 1998. - 480 с.
4. Зимняя П.Я. Лингвопсихология речевой деятельности /РАО, Моск. психол.-соц. ин-т. - М. - Воронеж, 2001. - 432 с.
5. Лернер П.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981. - 186 с.
Раднаев Эрхито Раднаевич, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, Бурятский государственный университет, Национально-гуманитарный институт, кафедра бурятского языка, г. Улан-Удэ. Тел. 8(301-2)21-32-10; 89148337451.
Аюшеева Людмша Викторовна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Бурятский государственный университет, Национально-гуманитарный институт, кафедра бурятского языка, г. Улан-Удэ. Тел. 8 (301-2) 21-32-10; 89246535671, E-mail: [email protected]
Radnaev Erkhito Radnaevich, doctor of pedagogical sciences, professor, corresponding member of RAE, Buryat State University, National-Humanitarian Institute, department of the Buryat language, Ulan-Ude.
Aisheeva Tyudmila Victorovna, candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Buryat State University, National-Humanitarian Institute, department of the Buryat language, Ulan-Ude, h.tel. 8(301-2)213210, mob.tel. 89246535671, E-mail: [email protected]
УДК 371
Т.М. Дугаржапова, Э.С. Александрова
О специфике использования приемов лингвостилистического анализа на уроках бурятской литературы
Одной из актуальных педагогических проблем является вопрос выбора типа анализа художественной ткани текста. Предлагаемый прием анализа текста на уроках в старших классах направлен не только на понимание значения основ писательского мастерства, но и на прочувствование функционально-стилистических возможностей языковых средств в художественной ткани произведения, а также на формирование восприятия художественных образов.
Ключевые слова: лингвостилистика, анализ текста, основа писательского мастерства, функционально-стилистические возможности языка, образная речь, художественный образ.
Т.М. Dugarzhapova, E.S. Aleksandrova
On the specificity of the use of methods of linguistic and stylistic analysis at the classes of the Buryat literature
The problem of choice of the type of literary text analysis is one of the urgent pedagogical issues. The proposed technique of the literary text analysis used at classes in senior grades is aimed not only at understanding the meaning of the essence of writer’s mastery, but also at feeling the functional and stylistic abilities of the linguistic means in the fiction nature of the work, as well as at development the student’s perception of the artistic image.
Keywords: linguistic stylistics, text analysis, the essence of writer’s mastery, functional and stylistic abilities of language, imaginative speech, artistic image.