Научная статья на тему 'Технология обучения математическому анализу студентов инженерно-технических специальностей'

Технология обучения математическому анализу студентов инженерно-технических специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ / МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА МОНИТОРИНГА / ДИНАМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Язева Антонина Борисовна, Табишев Тимур Арсенович

В статье рассмотрены ключевые компоненты педагогической технологии обучения математическому анализу студентов инженерно-технических специальностей: учебно-образовательный процесс, динамическая модель сформированности профессиональной математической деятельности, методическая система обучения математическому анализу, методическая система мониторинга качества профессиональной математической подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Язева Антонина Борисовна, Табишев Тимур Арсенович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология обучения математическому анализу студентов инженерно-технических специальностей»

120

• • •

Известия ДГПУ, №4, 2010

1. Дзюдо (система и борьба): учебник// под ред. Ю. А. Шулики, Я. К. Коблева. Ростов н/Д. : Феникс, 2006. 800 с. 2. Манолаки В. Г. Методика подготовки дзюдоисток различной квалификации. СПб. : Изд-во С.-Петербургского университета, 1993. 180 с. 3. Тараканов Б. И. Педагогические основы управления подготовкой борцов: Монография. СПб. : СПб ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 2000. 162 с. 4. Туманян Г. С. Школа мастерства борцов, дзюдоистов и самбистов: Учебное пособие для студ. высш. учеб, заведений. М. : Изд. центр «Академия», 2006. 592 с. 5. Угольникова О. А. Особенности физической и функциональной подготовки спортсменок, занимающихся вольной борьбой: Учебное пособие. Новокузнецк : СибГИУ, 2009. 81 с.

Статья поступила в редакцию 22.10.2010 г.

УДК 372.8:51

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОМУ АНАЛИЗУ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

© гою Язева А.Б., Табишев Т.А.

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова

В статье рассмотрены ключевые компоненты педагогической технологии обучения математическому анализу студентов инженерно-технических специальностей: учебно-образовательный процесс, динамическая модель сформированности профессиональной математической деятельности, методическая система обучения математическому анализу, методическая система мониторинга качества профессиональной математической подготовки.

The authors of the article consider key components of the pedagogical technology of training to the mathematical analysis of students of engineering and technical specialties: educational and training process, dynamic model of the formation of the professional mathematical activity, methodical system of training to the mathematical analysis, methodical system of the monitoring of the quality of the professional mathematical preparation.

Ключевые слова: учебно-образовательный процесс, методическая система обучения, методическая система мониторинга, динамическая модель сформированности профессиональной математической деятельности.

Keywords: educational and training process, methodical system of training, methodical system of monitoring, dynamic model of the formation of the professional mathematical activity.

Знанию элементов математического анализа как основной дидактической единицы курса высшей математики в вузе придается большое значение в математическом образовании студентов инженерно-технических

специальностей (ИТС), так как в дальнейшей общепрофессиональной (и, в частности, математической) подготовке они неизбежно сталкиваются с задачами и проблемами, решение которых осуществимо с использова-

Психолого-педагогические науки • • •

нием правил, приемов и методов математического анализа.

Дисциплина «Математический анализ» требует всесторонней мыслительной, познавательной, творческой активности, поскольку в силу своей специфики выступает сложным для усвоения математическим предметом студентами первого курса практически по всем специальностям. Недостаточно сформировать общие мыслительные действия и учебные операции сту-дентов-первокурсников, приводящие к формальности знаний, не позволяя достигнуть понимания изучаемых тем курса математического анализа и не выводя студентов на уровень готовности к эффективной профессиональной деятельности.

Начатое в школе формирование аналитического мышления должно продолжиться в рамках изучения математического анализа на первом курсе, в ходе которого следует расширять и углублять не только содержание, но и методы, формы обучения математике. Опыт работы с первокурсниками показывает, что существует определенный разрыв между знаниями, полученными в школе, и требованиями, предъявляемыми к студентам при изучении разделов математического анализа, причем не столько в понимании фактов, сколько в анализе установления смысла того или иного факта. Несмотря на то, что программа курса содержит ряд разделов, изученных в школе, число первокурсников, испытывающих трудности в изучении математического анализа, с каждым годом растет.

В связи с этим актуальное значение приобретает обоснование педагогической технологии обучения математическому анализу студентов, которая должна обеспечить возможности и гарантировать качество профессиональной подготовки. При этом педагогическая технология обучения нами рассматривается как система теоретически обоснованных принципов и правил, а также соответствующих приемов и методов эффективного достижения педагогом обучающе-развивающих и воспитательных целей учебно-образовательного процесса.

Для эффективного функционирования технологии обучения необхо-

121

димо, чтобы ей были присущи такие характеристики как «полнота действий, обеспечивающих достижение цели; наличие связей и зависимостей между компонентами; наличие ведущего звена, идеи, необходимой для объединения компонентов; появление у компонентов системы общих свойств» [3].

Анализ психолого-педагогической, методической и другой литературы (В. П. Беспалько, Н. М. Борытко, В. А. Далингер, А. Ж. Жафяров, В. М. Монахов, Т. К. Смыковская и др.) позволяет нам выделить следующие компоненты технологии обучения математическому анализу студентов ИТС:

- учебно-образовательный процесс,

- динамическая модель сформи-рованности профессиональной математической деятельности (ДМ СПМД);

- методическая система обучения математическому анализу (МСО МА);

- методическая система мониторинга качества профессиональной математической подготовки (МСМ КПМП) [4].

Для самоопределения в комплексе функциональных образовательных задач процесса обучения рассмотрим следующую модель (рис. 1), выражающую связи между компонентами технологии обучения математическому анализу студентов ИТС.

Как видно из схемы (рис. 1), центральное положение в педагогической технологии обучения занимает динамическая модель сформирован-ности профессиональной математической деятельности, которая обеспечивает профессиональную направленность, отражает прикладной аспект процесса математической подготовки студентов инженернотехнических специальностей.

Однако в учебном процессе подразделений вуза инженернотехнического профиля изучение математического анализа имеет специфический характер, выражающийся в прикладной значимости, где наблюдается противоречие между необходимостью выполнения требований государственных образовательных стандартов (с заложенными в

122

• • •

Известия ДГПУ, №4, 2010

них квалификационными профессиональными характеристиками) и отсутствием четкой системы микроцелей, направленных на формирование профессионально значимых ка-

честв, свойств и характеристик будущих специалистов (компетенций), определяющих их готовность к профессиональной деятельности [1].

Рис. 1. Компоненты технологии обучения математическому анализу студентов ИТС

Следует учесть, что всякая работа преподавателя по повышению качества математической подготовки студентов прикладных специальностей должна начинаться с анализа нормативных документов и программ, регламентирующих содержание изучаемого материала, учитывать специфику изучаемой математической дисциплины и обеспечить ее интеграцию в профессиональноквалификационные характеристики личности специалиста [2]. Обобщение опыта преподавательской работы автора показывает, что прикладная ориентированность обучения математическому анализу напрямую влияет на мотивацию (учебную, познавательную) студентов, поскольку слабая ориентация или отсутствие какой-либо профильной линии в объеме учебного материала снижает его практическую ценность и ведет к снижению заинтересованности обучаемых. Это объясняется тем, что, поступая после окончания общеобразовательной школы в вуз, выбрав определенную специальность, студент больше расположен к предме-

там, составляющим основу будущей профессии. С этих позиций важно, чтобы учебный материал по курсу «Математический анализ» учитывал специфику будущей профессиональной деятельности, придавая решаемым задачам предметную прикладную направленность, не меняя математической сущности, стимулируя интерес студентов к дисциплине, отражаемую в повышении уровня учебно-образовательной мотивации позитивную динамику качества математической подготовки.

Интерпретируя с точки зрения компетентностного подхода позиции Н. Ю. Деревякиной, Н. В. Кузьминой Т. С. Перекрестовой, Т. К. Смыков-ской и др., мы исходим из того, что технология включает деятельность преподавателя в целеполагающем (формулировка про-

блем/ситуаций/задач, условий, правил и замыслов), содержательном (отбор дидактических единиц (инвариантная и вариативная части) методов и средств обучения), процессуальном (формы организации контроля и педагогических измерений,

Психолого-педагогические науки • • •

диагностика качества математической подготовки) аспектах. В педагогической технологии обучения математическому анализу студентов мы выделяем два важных аспекта:

- технология обучения дисциплине отражает основополагающие (ключевые) характеристики, особенности и параметры;

123

- система педагогических измерений и диагностики способствует реализации обратной связи в учебнообразовательном процессе.

В связи с этими положениями структура технологии обучения студентов математическому анализу включает блоки (рис. 2):

Рис. 2. Структура методической системы обучения математическому

анализу студентов ИТС

Учебно-образовательный и воспитательный процесс в вузе

-Т,-'

Профессиональная математическая подготовка студентов ГГГС

У.

/ ; > Цели обучения -ДМ СПМД студентов IIТС * ( 1 Содержание обучей и ^ ! - ( > Средства общения Методы обучения > ( ч Организационные формы угебного процесса s

X

Система шшроцелей,

вытекающая из требований ГОС и профессиональный квалификационных характеристик будущего специалиста

Система микроцелей, определяющая методические особенности математического анализа и основные категории учебных целей ПМП студентов ИТС

<

1

учебно-практические пособия; методические указания и разработки, учебники и учебные пособия, рабочие тетради, тренажёры, руководства к практ. и лабораторным занятиям, практикумв1, материалы для организации самостоятельной работы, учебно-методические комплексы, электронные учебники и библиотеки, комплекты программно-дидактических тестовых материалов и комплексы педагогических измерительных материалов, базы данных и базы знаний, аудио- и видео- информационные материалы и пр огр аммы, карты, с хемы и т. д.

I

коллективная, групповая; индивидуальная, обучающе- развивающе- контролирующая, диагностирующая, лекция, семинар, практикум; лабораторная работа, факультативное занятие, консультация, самостоя-тельная/домашняя работа, олимпиада, конференция, зачёт, экзамен, курсо-вой/творческий/научно-исследовательский проект, ит.д.

Методическая система обучения математическому анализу студентов ИТС

J

124 • • • Известия ДГПУ, №4, 2010

Рис. 3. Методическая система мониторинга качества профессиональ-

* *>

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ

-

АСПЕКТЫ МСМ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПМД

Г ЦЕЛЕПОЛАГАЮЩИЙ Л Г РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ \ Г \ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ Г \ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ

АСПЕКТ ч _ / АСПЕКТ Ч АСПЕКТ Ч I J АСПЕКТ J

Компоненты ' Методические '

профессиональной харак терне тнкя1

магемагаче скан особенности ПМД

подготовки: студентов

1. Мояшеацзюшю-вопевой инженерно- технических

2. Кзшмт&но- специально стен:

пращгссуапшый 1. аксиояешческоя

3. Яссшбое/тктско- 2. окиюяожчестя

рефшяшай 3. ущжаюяоаяесша.

/ \

ДИНАМИЧЕ СКАЯ МОДЕЛЬ СФОРМИРОВАННОСШ ПМД

^____________________>

Формирование пр о ф есснональ ной математической деятельности (ПМД) студентов инженерно-технических

^ специальностей j

Формирование профессионально значимых качеств и компетенций (ПЗКК) студентов ПТ С

Психолого-педагогические науки • • • 125

126

• • • Известия ДГПУ, №4, 2010

Каждая из указанных моделей требует от преподавателя и руководства структурного подразделения вуза основательной проработки, соответствующего наполнения и грамотного подхода к ее реализации. При этом грамотная организация учебно-позна-вательного процесса (понимаемая нами как отлаженная отработка обучающе-

диагностирующих / мониторинговых

Примечания

процедур), предполагающая проектирование педагогической задачи и реализацию соответствующей технологии обучения математическому анализу, отразится на качестве профессиональной математической и общепрофессиональной подготовки студентов инженерно-технических специальностей в системе высшего профессионального образования.

1. Борытко Н. М. Педагогика: учебник для студентов пед. спец, вузов. Ч. 2. Волгоград : ТЦ «Оптим», 2007. С. 216. 2. Монахов В. М. Введение в теорию педагогических технологий: монография. Волгоград : Перемена, 2006. С. 319. 3. Смыковская T. К. Технология проектирования методической системы учителя математики и информатики: монография. Волгоград : Перемена, 2000. С. 196. 4. ТабишевТ. А. Методическая система мониторинга математической подготовки студентов вуза: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Астрахань, 2010. С. 24.

Статья поступила в редакцию 11.12.2010 г.

УДК 51(07)

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В КОНТЕКСТЕ КАТЕГОРИАЛЬНОГО ОБОБЩЕНИЯ

© гою ярахмедов Г.А.

Дагестанский государственный педагогический университет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Происходящие в настоящее время глобальные изменения в сфере познавательных технологий требуют определения в дидактике математики новых методических объектов, соответствующих приоритетам постнеклассического типа рациональности. Выделению некоторых основных принципов обучения математике в педагогическом вузе, способствующих построению так называемых комплексов, введенных автором, и посвящена настоящая статья.

The global changes occurring now in sphere of the informative technologies demand the identifying the new methodical objects in didactics of Mathematics, corresponding to the priorities of the post-nonclassical rationality type. The given article is devoted to the revealing of the some main principles of teaching the Mathematics at the pedagogical high school, promoting the building of the so-called complexes, introduced by the author.

Ключевые слова: комптентностно ориентированная дидактика, ключевые компетентности, двойственность, симметричность, детерминированность, комплекс, комплексификация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.