УДК: 378.147
ББК: 74
Татьянушкин Д.В.
ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ СТУДЕНТАМИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: ЭТАПЫ, МЕТОДЫ, ПРИЁМЫ
Tatyanushkin D.V.
THE TECHNOLOGY OF INFORMATION PROCESSING BY HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION STUDENTS: STAGES, METHODS, TECHNIQUES
Ключевые слова: информация, научно-исследовательская информация, обработка информации, технология обработки информации, поиск информации, источники информации, критический анализ, свойства информации, логическое структурирование.
Key words: information, scientific research information, information processing, information processing technology, data retrieval, sources of information, critical analysis, characteristics of information, logical structuring.
Аннотация: в статье представлена классификация типов информации по различным критериям. Охарактеризованы требования к качеству научной информации. Рассмотрены особенности взаимодействия современных студентов с цифровой информационной средой и обоснована необходимость развития у студентов навыков обработки информации. Представлена технология обработки информации студентами. Описаны основные методы и приёмы работы с содержанием текстов при выполнении учащимися творческих заданий и написания научно-исследовательских работ. Результаты данного исследования имеют практическое применение в образовательном процессе высшего учебного заведения.
Abstract:the classification of information types on different criterion is introduced in the article. The requirements for the quality of scientific information are characterized. The nature of modern students interaction with the digital information environment is considered and the needfor students’ information processing skills development is demonstrated. The technology of information processing by students is introduced. The basic methods and techniques of working with the texts contents when fulfilling creative tasks and writing scientific research papers are described. The results of this research have practical application in the educational process of higher educational institution.
В современной социально-педагоги- информации студентами в высшей школе.
ческой ситуации, обусловленной огромными Актуальность исследуемой темы опре-
изменениями в политической, социальной, деляется потребностями системы
культурной жизни страны, а также отечественного образования и
развитием инновационных технологий, противоречием между признанием
происходит переключение на новые необходимости развития навыков работы с
стратегии осуществления образовательного современными информационными
процесса в учреждениях высшего ресурсами и неразработанностью профессионального образования. Особое содержания, технологии обработки
внимание педагоги-практики стали уделять информации, которую студенты могли бы
использованию информационных использовать в учебной и научно-исследова-
технологий и средств с целью повышения тельской работе.
качества и эффективности познавательной Процесс обучения в вузе состоит из
деятельности учащихся. В связи с этим многоплановой деятельности обучающихся:
появилась потребность в современных конспектирование лекций, практические
способах обмена информацией в процессе занятия, подготовка докладов для семинаров, обучения и, как следствие, в лабораторные практикумы, участие в совершенствовании технологий обработки конференциях, написание рефератов,
курсовых и дипломных работ. Всё это непосредственно связано с поиском, обработкой, усвоением и использованием больших объёмов научно-исследовательской информации. При этом наиболее часто используемым и востребованным источником информации в настоящее время является интернет.
Современные студенты относятся к поколению людей, которые родились в информационный век, в эпоху компьютеров, разнообразных цифровых устройств и интернета. Как показывает анализ недавно опубликованных работ, в международном научном сообществе на протяжении нескольких лет активно используются такие термины, как «цифровые уроженцы» (англ. ^каЫайуеБ)1, «поколение людей,
родившихся в цифровой среде» (англ.
2
«Ьогп^каЬ^епегайоп) , «сетевоепоколение» (англ. пе1§епега1;юп)3, «поколениеУ» (англ. ОепегайопУ)4. В своих научных исследованиях учёные Марк Пренски, Питер Рейли и др. рассматривают психологические особенности людей цифрового века, их мышление, поведение, пути социализации, а также влияние этих факторов на процесс познания окружающей действительности. Место нашей работы среди предшествующих работ заключается в попытке определить, как можно более эффективно использовать привычную для современных студентов цифровую информационную среду для
образовательного процесса в вузе и как сформировать у них умение находить, выбирать и использовать необходимую для учебной и профессиональной деятельности информацию.
Если понаблюдать и проанализировать,
1 Marc Prensky. Digital natives, digital immigrants. /
On the horizon. MCB University Press, Vol. 9, No. 5, October 2001. P. 1-6.
Academic dictionaries and encyclopedias [Электронныйресурс]. Режим доступа: http://en.
academic.ru/dic.nsf/enwiki/10028050 (дата обращения 09.07.2013).
Pletka, B. Educating the net generation: how to engage students in the 21st century / Santa Monica, CA: Santa Monica Press, 2007. P. 12.
4Peter Reilly. Understanding and teaching Generation Y.
/ English teaching forum, Vol. 50, No. 1, 2012. P. 2-11.
каким образом студенты младших курсов взаимодействуют с информационной средой, какие навыки работы с информацией у них уже сформированы, то можно заметить, что в основном молодые люди используют интернет как средство коммуникации и развлечений. Они регулярно общаются с друзьями в социальных сетях, играют в компьютерные игры, посещают сайты, связанные со сферой их интересов
(например, сайты, посвящённые любимому виду спорта), иногда совершают покупки через интернет, могут с помощью поисковика найти официальный сайт компании, продукты либо услуги которой их интересуют. Эти навыки, безусловно, необходимы и полезны для жизни в
современном мире. Однако, для обучения в вузе и формирования профессиональных компетенций этого недостаточно, так как учебный процесс в университете предполагает взаимодействие с другими
видами информации - научноисследовательской, научно-популярной, учебной, профессиональной (тематически относящейся той профессии,
которуюосваивают студенты). К этому взаимодействию студенты младших курсов не приспособлены и ещё не привыкли, оно является для них своеобразным психологическим вызовом. И задача преподавателя на данном этапе - научить студентов грамотно применять возможности информационных технологий и интернета в учебном процессе.
В связи с этим цель нашего исследования - выявить и теоретически обосновать способы обучения студентов поиску источников информации, их анализу и отбору.
Результатом данной работы должно стать конструирование технологии обработки информации студентами высшей школы, что определяет научную новизну нашего исследования. Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная нами технология обработки информации студентами высшей школы может быть реализована педагогами в учебно-воспитатель-ном процессе.
Прежде всего мы рассмотрим в нашей статье сущность информации, её
разновидности, определим факторы, влияющие на качество информации. Далее представим вниманию читателей
разработанную нами технологию обработки информации.
1. Виды информации и её качественные признаки
1.1. Понятие информации. Слово «информация» образовано от латинского слова informatio, что в переводе означает «осведомление, разъяснение, изложение». В настоящее время под информацией принято понимать сведения об окружающем мире, о явлениях процессах различных сфер жизни, которые способен воспринимать человек.
В современном российском законодательстве под информацией понимаются «сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления»1. Человек как существо социальное не только получает информацию, но и осмысливает, интерпретирует, передаёт и использует её в различных целях.
1.2. Виды информации. Можно
классифицировать типы информации по различным критериям. По способу
восприятияорганами чувств информация может быть визуальной, аудиальной, тактильной, обонятельной и вкусовой; по форме представления различают текстовую, числовую, графическую и звуковую
информацию; по общественному значению информация бывает массовой
(предназначенной и понятной для большей части социума), специальной (используемой в рамках узкой социальной группы - сюда относится научная, техническая,
управленческая, экономическая и т.п. информация), а также личной (т.е. содержащей сведения о какой-либо
личности).
Профессиональный интерес деятелей сферы науки и образования представляет научная информация, под которой мы
1 Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // «Российская газета» - Федеральный выпуск № 4131 от 29 июля 2006 г. Режим доступа: http://www.rg.ru/ 2006/07/29/informacia-dok.html (дата обращения 17.06.2013).
понимаем логическую информацию о явлениях и законах природы, общества и мышления, получаемую в процессе познания, повышающую уровень
человеческих знаний и используемую в общественно-исторической практике.
Любой научной информации присущи определённые качественные признаки. Рассмотрим основные из них.
1.3. Критерии качества научной информации.
1. Точность. Научная работа требует
строгого соблюдения условий эксперимента, детального описания полученных
результатов, использования разнообразных расчётов и формул. В связи с этим научная информация должна быть предельно точной, то есть максимально соответствовать реальному состоянию исследуемого объекта или явления.
2. Достоверность. Информация
является достоверной тогда, когда она констатирует реальное положение дел и основывается на эмпирических
подтверждениях и экспериментальных данных. Достоверная информация представляет собой твёрдо обоснованное, доказуемое истинное знание. Достоверность научно-исследовательской информации часто подвержена критике и анализу, так как достоверность фактов в научноисследовательской работе не всегда приводит к достоверности выводов.
3. Научность. Данный принцип
предполагает истинное знание объективных связей и законов действительности. Любое научное исследование производится путём обоснования полученного знания на двух уровнях - на эмпирическом (многократные проверки наблюдением и экспериментами) и на теоретическом (определение логической связности, а также выявление соответствия теоретических обобщений эмпирическим данным). Научность информации
подтверждается проверенными,
достоверными научными фактами.
4. Объективность. Научная
информация не зависит от человеческого сознания, от чьих-либо мнений и суждений, а является отражением внешнего
объективного мира.
В научной работе объективная информация
извлекается с помощью измерительных приборов, однако, проходя через сознание учёного и преобразуясь в определённую научную концепцию, объективная информация может стать субъективной и представлять собой индивидуальную точку зрения, трактовку полученных объективных данных. Но даже в этом случае субъективная информация будет основываться на полученных объективных данных.
5. Полнота. Научная информация должна быть полной, то есть достаточной для понимания. В связи с этим человек, занимающийся научным исследованием, должен всесторонне рассматривать изучаемый объект, процесс, явление, давать подробное и доказательное описание. Если не следовать этому принципу, то учёный может прийти к ошибочным выводам в процессе научного исследования.
6. Актуальность. Соответствие научно-исследовательской информации потребностям современного общества, её своевременность, востребованность в изменяющихся условиях делают эту информацию важной, ценной и нужной в конкретном месте и в конкретное время. Информация может быть актуальной в течение определённого периода, а затем устаревает либо перестаёт быть значимой и интересной.
7. Полезность. Ценность или полезность информации зависит от того, какие задачи с её помощью можно решить.
Чем важнее задача, тем более высокая ценность информации. Иначе говоря, о степени полезности информации можно говорить лишь применительно к нуждам конкретных людей или какой-либо социальной группы.
Обладая данными качественными признаками, научно-исследовательская
информация излагается логично и последовательно. Текст научного исследования, как правило, насыщен абстрактными понятиями и научными терминами. Такая информация чаще всего содержится в монографиях, диссертациях, научных журналах, сборниках научнопрактических конференций. Научнопопулярная информация имеет более свободный стиль изложения, содержится в
научно-популярной литературе и ориентирована на более широкий круг читателей.
3. Технология обработки информации
3.1. Поиск информации. В зависимости от поставленной учебной задачи, будь то подготовка доклада или написание курсовой работы, студенты определяют, в каких источниках может содержаться нужная им информация по исследуемой теме. Она может быть представлена в учебниках, монографиях, специализированных периодических
изданиях, воспользоваться которыми можно в существующих библиотеках, в том числе и в электронных. Дав студентам творческое задание и распределив темы исследования, преподавателю следует рассказать учащимся, какими ресурсами информации желательно воспользоваться, где и как их можно найти. Это вовсе не означает, что студенты будут лишены права самостоятельного выбора источников, но рекомендации преподавателя помогут им обрести понимание того, какие источники считаются наиболее релевантными для выполнения данного задания, что существенно облегчит их работу на начальном этапе.
Несомненно, значительную долю содержания будущего исследования (в частности, работы учёных в этой области, на которые студент будет опираться) в процессе подготовки учащиеся находят в интернете, так как он обеспечивает быстроту доступа к информации, её разнообразие и широкий диапазон поиска. Однако далеко не всегда информация, выдаваемая по запросу, соответствует тематике поиска. Поэтому необходимо рассказать студентам о специфике поисковых машин (таких как google, yandex и др.) и использовании ключевых слов. Для наглядного представления преподаватель может применить следующий приём: составить
разные сочетания ключевых слов по одной из тем исследования, продемонстрировать на компьютере либо на интерактивной доске результаты обработки запроса поисковиком каждого из этих сочетаний и попросить учащихся определить, какие сочетания ключевых слов дают наиболее эффективный
результат поиска. Также можно открыть несколько сайтов из выданного поисковиком списка и обсудить со студентами, какие сайты содержат информацию по теме, а какие нет. Прежде чем переходить к следующему этапу обработки найденной информации, целесообразно в отдельном файле составить список самых содержательных и релевантных источников с указанием ссылок на сайты, чтобы облегчить дальнейшую работу и вновь не искать эти сайты через поисковик при повторном включении компьютера.
Другим приёмом поиска является указание адреса сайта в адресной строке.
Это, с одной стороны, наиболее удобный способ открыть нужную страницу, а с другой стороны, его можно использовать лишь в том случае, если точно известен адрес сайта. Например, для поиска современных научных статей исследователи в настоящее время активно используют портал еНЬгагу.гц, в котором содержатся сведения о публикациях в ведущих отечественных и зарубежных научных журналах.
Третий приём - это перемещение по гиперссылкам, которые обычно содержатся на сайте и приводят на другой сайт, содержащий информацию по схожей тематике. Несмотря на то, что данный способ поиска не является основным, он всё же довольно часто применяется на некоторых сайтах, содержащих огромное количество гиперссылок в текстах (например, сайт http://ru.wikipedia.org).
3.2. Изучение источников
информации. Определившись с выбором соответствующих теме исследовательской работы печатных изданий и
специализированных сайтов, студентам следует внимательно изучить их содержание, используя метод критического анализа, под которым мы понимаем детальное, всестороннее изучение, рассмотрение какого-либо факта, явления, события. Цель критического анализа - выявить, насколько полно в изучаемом источнике раскрыта заявленная тема, убедительна ли
аргументация автора, нет ли в тексте противоречий, несоответствий, нарушений логики. Данный метод может включать в себя разнообразные приёмы. Одним из таких
приёмов может быть составление опросника для оценки качества представленной на сайте информации. Рассмотрим примерный перечень вопросов, на которые студентам следует ответить:
- кто создал этот сайт? С какой целью?
- какая информация содержится здесь?
- кто является автором публикаций?
- является ли автор экспертом в этой области?
- насыщенна ли его статья фактами, профессиональной терминологией? В каком стиле она написана?
- поможет ли мне этот источник информации хорошо исследовать проблему?
В качестве другого приёма можно использовать аннотирование текста. Чтобы лучше понять содержание статьи, студент чётко и лаконично формулирует в нескольких предложениях её суть, опуская подробности и делая обобщение прочитанного.
В аннотации необходимо определить основные идеи текста, его разделы, а затем представить их в сжатой форме. Язык аннотации должен быть простым и понятным, необходимо избегать сложной терминологии, которая может содержаться в самом аннотируемом тексте. Также
необходимо опускать подробности, а
оставлять лишь основную суть содержания.
Третий приём - определение свойств информации. Выше мы охарактеризовали свойства, которыми должна обладать качественная научная информация, а
именно: точность, достоверность, научность, объективность, полнота, актуальность, полезность. Если сведения, опубликованные на сайте, соответствуют данным требованиям, то их с уверенностью можно использовать в научно-исследовательской работе.
При использовании этих и других приёмов на данном этапе у студентов развивается способность анализировать информацию с позиций логики, делать обобщения, выносить справедливые суждения и оценку, выбирать наиболее важные детали.
3.3. Конструирование собственного текста. В зависимости от поставленной учебной задачи, будь то написание статьи,
реферата, курсовой или дипломной работы, либо подготовка устного доклада, презентации, выполнение творческого
задания, каждый студент, используя
собственный индивидуальный подход к исследовательской работе и свои творческие способности, создаёт новый
информационный продукт. При этом важно иметь в виду, что найденные, изученные и отобранные источники информации по теме исследования являются лишь рабочим материалом для создания нового текста. Это означает, что студент должен не только цитировать найденные источники, но и видоизменять их, высказывать собственные суждения, располагать части текста в удобном для восприятия реципиентов порядке, в полной мере раскрывая заявленную тему.
Важную роль при этом играет использование метода логического
структурирования текста, который включает в себя совокупность следующих приёмов:
- составление плана. Залогом успеха
любой творческой работы является удачно составленный план, представляющий собой короткую форму изложения текста, а также его логическую схему в виде кратких формулировок. Традиционно эта логическая схема состоит из введения, основной части и заключения, далее приводится
библиографический список использованных источников. При этом основная часть может содержать несколько подразделов, которые должны быть между собой логически взаимосвязаны и строго соответствовать общей теме исследования. По сути, все пункты плана представляют собой отдельные аспекты рассматриваемого вопроса.
- расположение частей текста в
соответствии с заранее определённой логической структурой. Следуя
обозначенному плану, студент
последовательно раскрывает содержание
своей исследовательской работы,
основываясь на информации, полученной из найденных источников, цитируя и
интерпретируя тезисы других
исследователей, приводя собственные комментарии, критику и анализ,
доказательно обосновывая свою точку
зрения по исследуемой проблеме.
В целом этот процесс охватывает вычленение смысловых блоков и их расположение в определённом логическом порядке. К примеру, во введении, как правило, формулируется проблема исследования, излагается задача, которую ставит перед собой автор, и оценка путей её решения. Основная часть посвящена раскрытию, детализации, доказательству основных положений работы. Вначале дается информация обзорного характера, затем - новая информация. Приводятся и объясняются сведения о результатах исследования. Заключение - это итоговое изложение основного концептуального содержания работы, а также краткая формулировка главных выводов.
При создании собственного текста студенту следует уделить внимание его литературному редактированию, то есть делать предложения компактными и лёгкими для восприятия читателей, удалять из текста либо разъяснять сложные термины, используемые в источниках, наконец, обращать внимание на грамматику и стилистику текста.
- оформление текста. В зависимости от формата исследовательской работы, она должна быть соответствующим образом оформлена. Соблюдение правил оформления помогает сделать текст всей работы хорошо структурированным и удобным для чтения. При написании рефератов, курсовых и дипломных работ студенты должны получить на профилирующей кафедре своего вуза перечень правил оформления работ и чётко ему следовать. При подготовке статей для конференций, научных журналов,
необходимо выполнять требования к оформлению, предъявляемые редакцией.
Презентации оформляются в виде слайдов, при этом текст презентации на слайдах не размещается, а произносится устно, слайды могут содержать лишь схемы, графики, рисунки, фотоизображения, ключевые слова и фразы, чтобы сделать визуальное восприятие аудиторией представленной информации простым и удобным.
Заключение
Мы рассмотрели основные этапы работы с информацией, а также методы и
приёмы, использование которых может представить предложенную нами
помочь студентам научиться осуществлять технологию обработки информации в виде
научно-исследовательскую деятельность. следующей таблицы (таблица 1):
Обобщая изложенное выше, можно
Таблица 1 - Технология обработки информации
Этапы Методы Приёмы
1. Поиск информации Использование поисковых интернет-ресурсов - создание комбинаций ключевых слов для работы с поисковиком; - указание адреса сайта в адресной строке браузера; - использование гиперссылок
2. Изучение источников информации Метод критического анализа - составление опросника; - аннотирование; - определение свойств информации
3. Конструирование собственного текста Метод логического структурирования текста - составление плана; - расположение частей текста согласно плану; - оформление текста
В зависимости от преподаваемой дисциплины, целей и задач курса, специфики творческого задания преподаватель может обучать студентов использованию этих и других методов и приёмов обработки информации, направленных на повышение эффективности самостоятельной научноисследовательской работы учащихся и развитие их общекультурных компетенций, таких как:
- способность на научной основе организовать свой труд, оценить с большой степенью самостоятельности результаты своей деятельности, владеть навыками самостоятельной работы;
- способность получать и обрабатывать
информацию из различных источников, готовность интерпретировать,
структурировать и оформлять её в доступном для других виде;
- обладание навыками работы с компьютером как средством управления,
готовность работать с программными средствами общего назначения.
Особое внимание при использовании данной технологии, на наш взгляд, должно быть уделено развитию у студентов способностей критически мыслить на каждом этапе работы, анализировать увиденное, выносить собственные суждения и оценку, аргументировать свою точку зрения. Описанные нами методы и приёмы должны помочь студентам на первоначальном этапе обучения в вузе постепенно прийти к пониманию того, что есть научно-исследовательская деятельность, какова её специфика, и в чём состоит её цель. Область применения данной технологии не ограничена отдельной дисциплиной, она является
междисциплинарной и пригодной в различных сферах деятельности, как учебной, так и профессиональной.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК
1. Marc Prensky. Digital natives, digital immigrants / On the horizon. MCB University Press, Vol. 9, No. 5, October 2001. - P. 1-6.
2. Academic dictionaries and encyclopedias [Электронныйресурс]. Режим доступа: http://en.academic.ru/dic.nsf/enwiki/10028050 (дата обращения 09.07.2013).
3. Pletka, B. Educating the net generation: how to engage students in the 21st century / Santa Monica, CA: Santa Monica Press, 2007. - P. 12.
4. Peter Reilly. Understanding and teaching Generation Y. / English teaching forum, Vol. 50, No. 1, 2012. - P. 2-11.
5. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об
информации, информационных технологиях и о защите информации» // «Российская газета» - Федеральный выпуск № 4131 от 29 июля 2006 г. Режим доступа: http://www.rg.ru/2006/07/29/informacia-dok.html (дата обращения 17.06.2013).