Научная статья на тему 'Технология междисциплинарной интеграции в системе последипломной подготовки врачей общей практики'

Технология междисциплинарной интеграции в системе последипломной подготовки врачей общей практики Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
42
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Досимов А. Ж., Курмангалиев К. Б., Досимов Ж. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология междисциплинарной интеграции в системе последипломной подготовки врачей общей практики»

Тезисы конференции с международным участием

«Инновационные образовательные технологии в медицине» (Москва, 27-28 сентября 2012 г.)

помощи пациентам в ургентной хирургии с желчнокаменной болезнью, осложненной хо-ледохолитиазом с вклинением камня в большом дуоденальном соске двенадцатиперстной кишки. Кроме того, клинические интерны и ординаторы, проходящие обучение на кафедре, имеют возможность отрабатывать следующие хирургические манипуляции: эндоскопическая папиллотомия, эндосонография. Для работы на симуляторе привлекаются члены студенческого научного кружка по хирургическим болезням, а также студенты, выбравшие своей будущей специальностью хирургию. Реанимационный робот-симулятор Code Blue III позволяет обучать различным навыкам сердечно-легочной реанимации, используя запрограммированные реалистичные сценарии, наиболее часто встречающиеся в практике врача-реаниматолога. Виртуальные инструменты, используемые в ходе обучения, полностью повторяют вид реальных инструментов. Система оснащена обратной связью и контролирует не только каждый шаг выполнения навыков, но и учитывает время, затраченное на восстановление витальных функций. Робот имеет собственные дыхательные пути, что позволяет подключать его к аппарату ИВЛ, проводить интубацию, внутривенные инъекции, дефибрилляцию, осуществлять мониторинг жизненно важных функций за счет имплантированных датчиков для снятия показателей. В составе робота-симулятора имеется собственный персональный компьютер, позволяющий имитировать более 20 нестандартных ситуаций, ЭКГ-монитор, дефибриллятор. Таким образом, создание класса симуляционного виртуального обучения позволяет обеспечить непрерывную связь между теорией, вновь полученными навыками и их практическим воплощением в клинике, а также проводить подготовку конкурентоспособных специалистов, повышая качество и эффективность учебного процесса без риска для пациентов. Кроме того, обязательное выполнение стандартов III поколения, принятых к исполнению в 2012 г., предусматривает использование инновационных обучающих технологий в виде симуля-ционных тренингов.

А.Ж. Досимов, К.Б. Курмангалиев, Ж.Б. Досимов Технология междисциплинарной интеграции в системе последипломной подготовки врачей общей практики

РГП«Западно-Казахстанский государственный медицинский университет им. М. Оспанова» Министерства Здравоохранения Республики Казахстан, Актюбинск

В ближайшей и отдаленной перспективе основным назначением высшего медицинского образования в Республике Казахстан является подготовка/переподготовка специалиста новой формации — врач общей практики (ВОП), ключевой фигуры в системе первичного здравоохранения, способного оказывать первичную медико-санитарную помощь населению независимо от возраста, пола и характера заболевания.

Подготовка (переподготовка) ВОП в Республике Казахстан является инновационным процессом, направленным не только на расширение спектра профессиональных знаний, но и на формирование нового междисциплинарного мировоззрения на стыке медицины, психологии и социологии. Вместе с тем структура учебных планов и программ по специаль-

Медицинское образование и профессиональное развитие №3 (9) 2012

н

#

блок МОИПР 3 2012.indd 89 -fffi+ 03.12.2012 16:35:43

ПРИЛОЖЕНИЕ

ности «Врач общей практики» основана на традиционном (предметном) принципе определения структуры и содержания обучения и предполагает интеграцию (объединение в целое разрозненных частей) без указания принципов и технологий интеграционного процесса. В равной мере опыт прошлых лет свидетельствует о том, что попытки междисциплинарной интеграции в системе медицинского образования по так называемым «вертикали» и «горизонтали» малоэффективны и, по всей видимости, невозможны по причине отсутствия эффективных стержневых принципов и закономерностей интеграционного процесса. В этой связи в качестве универсального методологического принципа межпредметной интеграции может быть использован системный подход, раскрывающий закономерности функционирования организма человека в норме и при патологии. Именно принцип, основанный на раскрытии общих закономерностей функционирования здорового и больного организма, может стать стержневым и универсальным элементом интеграции учебного процесса в системе до- и последипломного медицинского образования, особенно ВОП, поскольку сущность и функциональное назначение данной специальности — общепрак-тикующий врач — предполагает понимание именно этих общих закономерностей.

Принцип интеграции может быть реализован в рамках учебного модуля, основанного на логической взаимосвязи (закономерности) строения, функционирования, возрастной эволюции/инволюции той или иной системы (органа) человеческого организма, а также раскрытии общих закономерностей развития, синдромологии, принципов терапии и исходов данного патологического процесса в соответствии с индивидуальными особенностями течения заболевания в различных возрастных группах пациентов. Интегрирующим элементом данных учебных модулей должны быть общие закономерности возникновения, развития, клиники, особенностей течения, терапии и исходов заболеваний с позиции возрастной (дети, подростки, лица зрелого и пожилого возрастов) эволюции болезни и половой (беременные женщины) принадлежности пациентов, т.е. на общепатологической основе должны быть интегрированы педиатрические, терапевтические, гериатрические и другие аспекты проблемы патологии человека.

Таким образом, предлагаемая технология и специфика последипломного медицинского образования предполагают необходимость целостной интеграции учебного процесса в рамках модульного обучения, когда тот или иной патологический процесс будет излагаться сообразно своей объективной логике возникновения, развития и исходов в соответствии с возрастными особенностями и половой принадлежностью пациентов.

А.Г. Немков, А.Г. Санников, Е.В. Левитина Информационные экспертные системы в образовательном процессе

ГБОУВПО «Тюменская государственная медицинская академия»

Необходимость модернизации медицинского образования на сегодняшний день весьма актуальна. Министр здравоохранения РФ неоднократно отмечал необходимость совершенствования системы высшего медицинского образования, а также его информатизации. Для оптимизации диагностического процесса в ургентной неврологии и нейрохирургии, нами были созданы информационные экспертные системы дифференциаль-

м

Медицинское образование и профессиональное развитие №3 (9) 2012

блок_МОИПР_3_2012.шМ 90

03.12.2012 16:35:43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.