ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 4 (54) июль-август ^
ЕХНОЛОГИЯ КОУЧИНГА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ САМОДЕЯТЕЛЬНЫХ ТВОРЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
УДК 378.147
А. В. Грановская
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье рассматривается психолого-педагогический аспект развития коммуникативной компетентности руководителей самодеятельных творческих объединений в технологическом процессе методов коучинга.
Ключевые слова: коммуникативная компетентность, руководители самодеятельных творческих объединений, коучинг, социально-культурная деятельность, профессиональная компетенция.
A. V. Granovskaya
Moscow State University of Culture and Arts
THE TECHNOLOGY OF COACHING IN THE DEVELOPMENT OF THE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF THE LEADERS OF AMATEUR ART GROUPS: PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL ASPECT
In article it is considered the psychologist — pedagogical aspect of development of communicative competence of heads of amateur creative associations in technological process of methods of coaching.
Keywords: communicative competence, heads of amateur creative associations, coaching, socially — cultural activity, professional competence.
Сегодня в контексте болонского процесса российское высшее образование осуществляет ряд реформ, закономерным следствием которых являются положения Концепции долгосрочного экономического развития России о необходимости развития профессиональных знаний посредством формирования компетенций, позволяющих специалисту успешно социализироваться для эффективного взаимодействия с обществом [5].
116
Это выражается в необходимости освоения коммуникативных компетентностей для осуществления профессиональной деятельности.
Применительно к специалистам социокультурной сферы данная тенденция наиболее выражено проявляется в стремлении к самоактуализации в речевом действии, в необходимости изучения теоретических основ общения, формировании навыков управления коммуникативным процессом, а также в
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 4 (54) июль-август 2013 116-119
^ Социально-культурная деятельность
способности к саморегуляции, стилевой самокоррекции и взаимодействию в различных предлагаемых обстоятельствах в процессе профессионального общения.
Определение коммуникативной компетентности специалиста многоаспектно и представляет собой владение сложными коммуникативными процессами, формирование речевых умений и навыков, адекватных новым социально-культурным условиям, высокий уровень речевого развития, позволяющий специалисту свободно воспринимать и передавать информацию; построение обратной связи и развитие диалогических форм работы с аудиторией; понимание невербального языка общения (способность выбирать собственную коммуникативную стратегию в зависимости от личностной оценки собеседника); умение вести себя адекватно ситуации и использовать ее специфику для достижения профессиональных коммуникативных целей, вызывать у собеседника положительное восприятие своей личности. Таким образом, коммуникативная компетентность является основой профессиональной деятельности специалистов социально-культурной сферы, в частности руководителей самодеятельных творческих объединений.
Динамичность художественно-творческого процесса в учреждениях культуры требует оперативной перестройки способов общения и гибкости мышления в решении конкретных ситуаций, однако общественная практика свидетельствует о регрессе коммуникативной культуры россиян в целом, о непонимании сути коммуникативного процесса и неумении управлять им.
Запрос стремительно меняющейся жизни — смена формата жизни, интенсивность информационных потоков, сложность задач, появление новых технологий, полностью меняет основные требования к образованию и обеспечению ключевых компетенций и навыков специалиста культуры. В связи с этим ведущие учреждения культуры Калужской, Тамбовской и Орловской областей, Республики Чувашии и др. развивают практику постоянно действующих речевых
тренингов, мастер-классов, курсов делового общения, профессионального коучинга в развитии коммуникативной компетентности сотрудников без отрыва от производства.
Данные обстоятельства актуализируют потребность развития коммуникативных компетенций, позволяющих специалисту успешно осуществлять трудовую деятельность, обуславливают необходимость инициации научных исследований и разработки прикладных технологий, совершенствующих коммуникативные компетенции руководителей самодеятельных творческих объединений в условиях профессиональной деятельности.
Необходимость более эффективной психолого-педагогической подготовки специалистов отражается и в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования в области культуры и искусства В Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования, утвержденном Минобразования РФ 17 марта 2011 года, среди прочих требований к специалисту культуры (народно-художественной культуры, социально-культурной деятельности) отмечается умение устанавливать деловые контакты с партнерами, владеть навыками межличностного общения; использовать в своей профессиональной деятельности современные источники, каналы и средства информации; владеть навыками и умениями речевой деятельности применительно к сфере профессиональной коммуникации и основами публичной речи, уметь строить межличностные деловые, профессиональные, социальные взаимоотношения с коллегами по работе, потребителями услуг культуры, посредниками, спонсорами и контактными аудиториями внешней среды. Поэтому владение средствами коммуникации является необходимым условием достижения успеха в профессиональной деятельности любого современного руководителя, в том чиле и руководителя самодеятельного творческого объединения.
Исследователи в области социально-культурной деятельности обращают внимание на то, что во взаимодействии людей ком-
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 4 (54) июль-август ^
муникация выступает как его специфическая форма общения [6, с. 9]. В частности, Г. С. Ковалева, исследуя структуру коммуникаций применительно к специалистам культуры, определяет ее как: «организаторскую и представительскую функции (синтез информации, подбор лексики, способность говорить интересно и доходчиво)» [3, с. 27]. Поэтому руководителям самодеятельных объединений необходимо развивать коммуникативную компетентность как неотъемлемую часть их профессиональной деятельности.
В данном контексте представляется убедительным высказывание А. Д. Жаркова о том, что «в глобальной перспективе современная культура в целом развивается в двух взаимодополняющих направлениях: интеграции, с одной стороны, и диверсификации — с другой. И тут и там новая техника коммуникации играет ведущую роль» [1, с. 53].
Практика учреждений культуры свидетельствует, что руководитель художественного коллектива, плохо владеющий коммуникативными навыками, не способен создать нужного настроя в коллективе, поэтому в современной социокультурной среде должен меняться, в связи с требованиями времени, профессиональный идеал специалиста культуры. «Гуманистическая направленность деятельности специалиста культуры — специалиста библиотечно-информационной деятельности, менеджера и педагога социально-культурной сферы и др. — нового века вполне может остаться утопией, если в недрах ее методологического обоснования не сформируются предпосылки обновленного понимания профессионального идеала, адекватного изменениям не столько профессиональной деятельности, сколько трансформациям всего контекста современной культуры, формирующимся основам информационного общества» [8].
Такой подход открывает новые задачи социально-культурной деятельности как системы обеспечения творческой самостоятельности личности, что, по сути, становится универсальной технологией успеха для любой сферы жизни — здоровья, семьи, профессии.
Как следствие, возрождение ценностей культуры как категории целостной жизни приобретает глобальное значение и становится плацдармом инноваций, принципиально нового подхода в профессиональном развитии руководителей самодеятельных творческих объединений.
Популярной инновационной формой повышения квалификации без отрыва от производства является метод непосредственного обучения менее опытного сотрудника более опытным в процессе работы, который получил название коучинг. Большую популярность он приобрел в 70-х годах ХХ века. С английского языка слово coaching переводится как «тренировка», «наставничество». Основоположниками метода коучин-га были У. Тимоти Голви (автор концепции Внутренней Игры, лежащей в основе коучин-га [9]), Джон Уитмор (развил идеи Голви в применении к бизнесу и менеджменту [7]). В России систему коучинга первым разработал и описал Н. И. Козлов [4].
В Санкт-Петербурге и Москве в 2002 году состоялась международная конференция, после которой в нашей стране о коучинге заговорили особенно активно. Тогда понятие «коучинг» вызвало массу вопросов. На сегодняшний день коучинг становится необходимым для достижения успехов в любой профессиональной деятельности и органично вписывается в рынок.
«Коучинг (от англ. coach — репетитор, инструктор, тренер) — это процесс, способствующий реализации развития сотрудника и, следовательно, повышению компетентности и совершенствованию профессиональных навыков обучающегося. Коучинг позволяет раскрыть потенциал личности» [2].
В процессе развития коммуникативной компетентности руководителей самодеятельных творческих объединений методы коу-чинга (техника анализа проблемы и ресурсов для ее решения, развивающие дискуссии, разрешение конфликтных ситуаций, навыки публичного выступления т др.) позволяют усиливать и развивать компетенции специалиста, обеспечивают развитие и обучение професси-
^ Социально-культурная деятельность
ональным умениям. Коучинг — методика раскрытия потенциала личности для максимального развития ее собственной производительности и эффективности. Коучинг скорее помогает личности обучаться, нежели учит. Это метод взаимодействия с людьми, умение работать в команде, способ мышления, способ бытия.
Идеи коучинга не были абсолютно новыми. Их провозглашал ещё Сократ, но его философия не нашла должного понимания в обществе. Сходные методы использовались во всех древних духовных практиках.
Например, в основе метода Тимоти Голви (англ. W. Timothy Gallwey) (родился в 1938 году) — американского коуча, автора серии книг, описывающих предложенный им метод повышения личной и профессиональной эффективности, лежит идея о том, что обучаемый является не пустым сосудом, который надо наполнить, а более похож на жёлудь, который содержит в себе весь потенциал, чтобы стать могучим дубом. Необходимо питание, поощрение, свет, чтобы достичь этого, но способность вырасти уже заложена в нас.
Коучинг является средством взаимодействия, направленным на наиболее эффективное решение поставленной задачи. В процессе совершенствования коммуникативной компе-
тенции руководителей самодеятельных творческих объединений ставится определенная задача; выясняется, что необходимо для выполнения этой задачи, какие могут возникнуть затруднения при ее выполнении, выясняются отдельные нюансы. Данная технология очень близка с методикой «мозгового штурма», которая выявляет ресурс личности.
Таким образом, использование коучинга в процессе обучения значительно повышает интерес к профессиональному общению, улучшает восприятие, запоминание, способствует самореализации личности в процессе обучения. Методики коучинга позволяют многократно повысить эффект от обучения на курсах и тренингах. Руководители самодеятельных творческих объединений, прошедшие коучинг-обучение, легче адаптируют полученные знания к специфике своей работы, начинают более активно и эффективно применять полученные знания на практике.
Думается, что применение коучинга открывает новую перспективу в культуре общения и развитии профессиональных качеств руководителей самодеятельных творческих объединений, формируя новые типы поведения, глубокие человеческие отношения, в которых ресурс каждого заключается в целостном восприятии жизни и тонких информационных связях любых дистанций.
Примечания
1. Жарков, А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности / А. Д. Жарков. — Москва : МГУК, 1997.
- 262 с.
2. Каршашова, А. Коучинг / А. Карташова. — Москва : Психологический центр «На Волхонке», 2009.
— 220 с.
3. Ковалёва, Г. А. Об активном обучении педагогическому общению: Активные модели обучения / Г. А. Ковалёва. — Москва, 1983. — 87 с.
4. Козлов, Н. И. Истинная правда, или Учебник для психолога по жизни / Н. И. Козлов. — Москва : АСТ, 2006. — 544 с.
5. Правительство Российской Федерации. Распоряжение от 7 февраля 2011 года о концепции федеральной целевой программы развития образования на 2011—2015 годы.
6. Садовская, В. С. Коммуникативная культура / В. С. Садовская, В. А. Ремизов. — Москва, 2012.
7. Уышмор, К. Коучинг высокой эффективности : пер. с англ. / К. Уитмор. — Москва : Международная академия корпоративного управления и бизнеса, 2005.
8. Ярошенко, Н. Н. Феноменология профессионального идеала в контексте культуры информационного общества / Н. Н. Ярошенко // Вестник МГУКИ. — 2011. — №6.
9. Gallwey, W. Timothy The Inner Game of Work: Focus, Learning, Pleasure, and Mobility in the Workplace [=Работа как внутренняя игра. Фокус, обучение, удовольствие и мобильность на рабочем месте] / W. Timothy Gallwey. — Москва : Альпина Бизнес Букс, 2005.