Научная статья на тему 'Технология коучинга как эффективный способ управления персоналом в проектно-ориентированных компаниях'

Технология коучинга как эффективный способ управления персоналом в проектно-ориентированных компаниях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
707
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Глобальная энергия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ КОУЧИНГА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОЕКТНЫЕ КОМПАНИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Александрова Татьяна Валентиновна, Вьюшина Вероника Витальевна

В данной статье показаны возможности применения коучинга как эффективного способа управления персоналом в проектно-ориентированных компаниях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Александрова Татьяна Валентиновна, Вьюшина Вероника Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article demonstrates possibilities of coaching application as an effective way of personnel management in project oriented companies

Текст научной работы на тему «Технология коучинга как эффективный способ управления персоналом в проектно-ориентированных компаниях»

результативности. Любой способ контроля, в том числе и процесс управления изменениями, не может дать абсолютной гарантии отслеживания всех ошибок. Конечно, процесс управления изменениями должен быть внедрен таким образом, чтобы риски сократились до приемлемого уровня, но попытка внедрить процесс с целью полного избавления от рисков приведет к медленному дорогостоящему бюрократизированному процессу, причем ожидаемый результат не может быть гарантирован.

Анализ статистики процесса управления изменениями нацелен на выявление любых ошибок, которые по той или иной причине были пропущены и привели к неудаче введенных изменений.

Все организации должны быть готовы к тому, что для обеспечения продолжительного роста и стабильности, необходимо часто вносить поправки в работу организации, что означает перемены. Руководители также должны четко определить цели и задачи, а также навыки, личные и профессиональные качества, которые необходимы для того, чтобы каждый сотрудник и организация в целом могли успешно перейти на новые условия работы. При внедрении автоматизации процесса управления изменениями позволит проводить эффективный контроль над факторами, которые могут помешать оптимальной адаптации к переменам, что сыграет решающую роль в достижении положительных итоговых результатов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Управление корпоративными изменениями по критерию устойчивости: монография/ (Ани-скин Ю.П. и др.) ; под ред. Ю.П. Анискина ; Московский гос. ин-т электрон. техники (техни. унт). - М.: Издательство «Омега-Л», 2009. - 404 с.:

ил. - (Деловая активность).

2. http://citcity.ru/13937/ «Как обеспечить эффективное управление изменениями?». Деловая интернет-газета «CITCITY.RU». Опубл. 17 октября 2006 г. Ознакомл. 25 августа 2009 г.

Т.В. Александрова, В.В. Вьюшина

ТЕХНОЛОГИЯ КОУЧИНГА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ КОМПАНИЯХ

Следуя современным тенденциям развития бизнеса и вызовам стремительно меняющейся внешней среды, все больше организаций сегодня внедряют проектную структуру управления. Особенно много проектно - ориентированных организаций среди консалтинговых и строительных компаний, рекламных агентств, а также предприятий, активно внедряющих инновации. Деятельность таких компаний воплощается в портфеле взаимосвязанных проектов, каждый из которых имеет временные и ресурсные рамки. Проектно - ориентированные компании (ПОК) являются более гибкими, открытыми

и ориентированными на клиента системами, чем классически управляемые организации. При этих несомненных плюсах, проектно-ориентированные компании обладают и серьезными ограничениями. Сложные в управлении и координации, они становятся гораздо более зависимыми от личностных качеств, навыков и компетенций персонала в распоряжении компании.

Управление персоналом в проектно -ориентированных компаниях имеет свою специфику. Исследования подтверждают, что менеджерам организаций с проектно -ориентированным управлением необходимы

новые практики управления человеческими ресурсами. Тем не менее, несмотря на свою исключительную важность, управлению персоналом в проектно - ориентированных компаниях в литературе уделяется весьма малое внимание.

В то же время новая технология коучинга уже успела зарекомендовать себя как эффективный подход к управлению человеческими ресурсами, имеющий уникальные преимущества по сравнению с традиционными практиками.

В этой связи видится актуальным поставить в качестве цели разработку специализированных технологий управления персоналом в проектно-ориентированных компаниях на базе коучинга как современного метода обучения и развития персонала. Для этого необходимо решить следующие задачи:

- Проанализировать проблемы в системе управления человеческими ресурсами (НИМ) в проектно - ориентированных компаниях.

- Проанализировать возможности эффективного применения коучинга в качестве технологии развития персонала в ПОК.

- Разработать на базе коучинга технологии управления человеческими ресурсами, эффективно решающие специфические проблемы в системе управления персоналом ПОК.

Проектно - ориентированными считаются компании, структура бизнеса которых воплощается в портфеле проектов под их управлением [1]. Каждый проект имеет свои временные рамки, структуру, ресурсы; управление проектом включает определение его целей, планирование и организацию работ, координацию действий исполнителей. После реализации структура проекта распадается, ее компоненты, включая сотрудников, переходят в новый проект или покидают компанию.

Проведенный анализ позволил выявить наиболее проблемные области НИМ в проектном окружении:

1. Острая необходимость в постоянном и разностороннем развитии персонала, по-

скольку именно люди, их личные качества и компетенции являются основным фактором конкурентоспособности.

2. Частая несогласованность действий, противоречия между ролевыми требованиями. Для возникновения эффекта синергии необходимо как общее для всех членов команды видение проекта и критериев его успеха, так и четкое распределение полномочий и ответственности.

3. Трудности в распределении человеческих ресурсов по различным проектам и предсказании потребности в них. Особенно это касается уникальных специалистов, которые обладают ключевыми для компании компетенциями, и поэтому востребованы на многих проектах.

4. Повышенные требования к скорости адаптации новых сотрудников. Проектно-ориентированные компании часто пользуются услугами временных сотрудников, в то время как необходимо их быстрое «включение» в проект и социализация в команде.

5. Опасность конфликтов в команде и необходимость эффективной системы коммуникации. Зачастую в проекте задействованы специалисты из различных сфер деятельности, обладающие различным опытом и коммуникационными моделями, в то время как любой внутренний конфликт отражается на эффективности работы и качестве проекта.

6. Подверженность стрессу и перегрузкам. Работа в проектной деятельности в силу уникальности любого проекта всегда сопряжена с некоторой степенью неопределенности и рисков, а также давления сроков. Перегрузки в период интенсивной работы над проектом, к сожалению, являются достаточно распространенным явлением в проектно-ориентированных организациях, представляющим большой риск для проекта. При этом индивидуальный стиль работы каждого специалиста всегда уникален, особенно если

проект подразумевает значительную творческую составляющую. Таким образом, должен быть обеспечен индивидуальный подход к любому члену команды.

7. Сложности в создании специфической системы оценки, которая позволяла бы оценить вклад каждого из сотрудников.

8. Важность создания системы ценностей, разделяемой всеми сотрудниками. Современные проектно-ориентированные компании по сравнению с «традиционными» основаны на другой системе ценностей, которая обеспечивает их успех. Ценностями №1 становятся не стабильность и формальное выполнение своих обязанностей, а интересы и потребности заказчика, гибкость и творческий подход в отношении их удовлетворения, командный дух и взаимная поддержка в ходе проекта.

9. Потребность в постоянной поддержке творческой атмосферы. Проект тем успешнее, чем выше уровень креативных решений, лежащих в его основе. Поэтому необходимо, чтобы атмосфера в компании максимально способствовала развитию творческого потенциала специалистов, достижению ими так называемых состояний «потока» (концепция М. Чиксентмихайи [2]).

10. Трудность в создании системы мотивации персонала, учитывающая специфику проектно-ориентированных организаций и позволяющая поддерживать мотивацию на высоком уровне во всех фазах проекта.

Коучинг как новая форма консультационной поддержки появился в начале 1980-х годов. В начале технология коучинга нашла своё применение в среде успешных и начинающих бизнесменов, политиков, общественных деятелей, а также звезд шоу-бизнеса в качестве эффективной методики достижения серьезных личных целей. В 1980-х годах коучинг начал играть важную роль в бизнесе, но долгое время был привилегией лишь руководителей высшего уровня. Серьезное

отношение к роли коучинга в области организационного развития было подготовлено работами по ситуационному лидерству, где коучинг рассматривается как стиль руководства, направленный на развитие инициативы и самостоятельности подчиненных. В начале 2000-х годов коучинг начал свою историю и в России, с тех пор завоевывая все большую популярность и как инструмент менеджеров по развитию персонала (HRM), и как модель личностного развития.

Специалистами [3,4,5] коучинг определяется как системный процесс, основанный на сотрудничестве и ориентированный на достижение результатов. Коуч упрощает людям, группам и организациям работу над повышением их производительности, их самостоятельное обучение и личностный рост.

Сегодня коучинг становится все более и более востребованным инструментом в управлении персоналом, благодаря своей эффективности. По результатам исследований, проведенных компанией Manchester, Inc.[6], программы коучинга в среднем обеспечивали прибыль, в 5,7 раз превышающую вложенные в управленческий коучинг инвестиции.

Коучинг происходит в рамках ограниченных во времени коуч-сессий. В течение нее клиент с помощью коуча определяет, каких результатов он бы хотел добиться в своей жизни и каким именно образом эта коуч-сессия продвинет его к этим целям. Часто запросами становятся составление планов по достижению целей, формулировка стратегии или поиск решений поставленных задач. Впрочем, запрос целиком зависит от текущих потребностей клиента. После этого с помощью техник коучинга клиент и коуч реализуют этот запрос, и формулируют те первые шаги, которые клиент в ближайшем времени предпримет за пределами коучин-говых отношений.

Существует также и командный коучинг, когда коуч работает с командными целями.

Были проанализированы возможности применения коучинга в системе управления персоналом (функции системы управления персоналом представлены по Л. Стауту [7]):

Таблица 1

Возможности коучинга в системе управления персоналом

№ Функции системы управления персоналом Возможности коучинга

1 Дизайн внутренней среды компании Командный коучинг позволяет провести интеграцию ценностей организации для создания ее миссии и основных принципов взаимодействия.

2 Разработка основных положений менеджмента

3 Делегирование полномочий и принятие решений Командный коучинг сопровождает командные решения, способствует четкому и осознанному распределению областей ответственности и полномочий.

4 Ориентация новых сотрудников Индивидуальный коучинг поможет новым сотрудникам быстро стать эффективным звеном в компании. Командный коучинг объединяет команду, зачастую состоящую из новых друг для друга людей.

5 Мотивация В процессе коучинга сотрудник устанавливает для себя мотивирующие цели; внимание, поддержка и присутствие коуча сами по себе являются значительным источником мотивации.

6 Управление конфликтами Командный коучинг позволяет вероятность и силу конфликта в команде и между командами.

7 Создание эффективных команд Командный коучинг.

8 Эффективные коммуникации С помощью коучинга команда создает такую систему коммуникации, которая подходит именно ей. Коучинг позволяет сотрудникам выйти за пределы ограниченных представлений о партнерах по коммуникации и сделать взаимодействие действительно продуктивным.

9 Тайм-менеджмент и стресс-менеджмент Индивидуальный коучинг помогает расставить приоритеты и обрести баланс работы, отдыха и личной жизни, который предотвратит распространенный сегодня «синдром выгорания» менеджеров и ключевых специалистов.

10 Управление изменениями Командный коучинг способствует быстрой адаптации к изменениям, формируя единое представление о желаемой цели у команды

11 Обучение персонала Создание обучающейся организации.

12 Развитие персонала Индивидуальный коучинг и менеджмент в стиле коучинг.

13 Развитие лидерства Индивидуальный коучинг руководителей.

Таблица 2

Стратегии применения коучинга в разных фазах жизненного цикла проекта

Фаза жизненного цикла проекта, ее содержание Стратегии применения коучинга

Концептуальная фаза. В этой фазе происходит определение проекта, формируется его ключевая команда, назначается руководитель, изучаются рынок и требования к проекту, ставятся цели, сравниваются альтернативы. Итогом этой фазы становится утверждение одной из предложенных концепций проекта. Сессии индивидуального коучинга с руководителем проекта. При реализации любого проекта на его руководителе лежит исключительная ответственность, его решения критичны для результатов, поэтому очень важно с помощью коучинга обеспечить его поддержку на каждом из этапов проекта. Количество сессий и их направленность будут, конечно, зависеть от запроса. Актуальными в концептуальной фазе запросами могут быть развитие отношений с заказчиком, подбор проектной команды, роль руководителя в ней, его стиль лидерства и др. Сессия командного коучинга. В течение этой сессии с помощью технологий коучинга мобилизуется творческий потенциал членов команды. Коуч аккумулирует информацию от участников, фасилитирует постановку целей, генерацию идей и принятие командных решений. В процесс вовлекаются все члены команды. В результате эффективнее достигаются цели концептуальной фазы, а команда уже на этом этапе становится более слаженной.

Фаза разработки коммерческого предложения. Осуществляется разработка базовой структуры проекта, задаются конечные результаты и продукты. В течение этой фазы жизненного цикла проекта составляются техническое задание, календарные планы, смета и бюджет проекта, проводятся переговоры с заказчиком, заключается контракт. Помимо этого вводятся в действие средства коммуникации участников и контроля хода проекта, а также система стимулирования сотрудников. Сессии индивидуального коучинга с руководителем проекта. Актуальными темами могут быть создание системы материальной мотивации, составление сетевого графика проекта, распределение ресурсов и т.д. Сессия командного коучинга. Успех этой сессии оказывает наибольшее влияние на качество проекта, поэтому целесообразно выделить на нее достаточное количество времени. С помощью формата конечного результата окончательно определяются желаемые результаты проекта, команда «растягивается», поощряется коучем на постановку более амбициозных и одновременно реалистичных целей, повышающих мотивацию. Коуч помогает команде создать общее видение успеха проекта, его ценности и миссию. Каждый член команды осознает ценность своего вклада в общий результат, четко понимая зоны своих полномочий и ответственности. В течение этой сессии команда сама при помощи коуча разрабатывает подходящую именно для нее систему правил взаимодействия и разрешения конфликтов, которая будет максимально способствовать достижению целей. Результаты этой сессии в виде командных «документов» (миссия и ценности проекта, система взаимодействия и т.д.) должны быть доступны для каждого из участников в течение всего проекта.

Фаза проектирования. Основным содержанием этой фазы является концептуальное, эскизное и детальное проектирование, составляется рабочая документация. В итоге проектная разработка представляется заказчику, проходит ее экспертиза и утверждение. Индивидуальные сессии с каждым из участников по запросам членов команды повышают приверженность и мотивацию, помогают сформулировать цели индивидуального развития и максимально реализовать потенциал специалистов при их достижении, а также эффективно спланировать рабочие нагрузки и выработать индивидуальную стратегию стресс-менеджмента. Еженедельные командные встречи способствуют сохранению фокуса на результате и эффективному получению оперативной обратной связи от участников. Разрешаются спорные ситуации, вносятся дополнения и изменения, создаются новые решения. Команда получает заряд энергии в атмосфере творчества и достижения.

Фаза изготовления. Организуется управление работами по подготовке производства, его материально-техническому обеспечению, координация производственных процессов. Осуществляется оперативный контроль и регулирование основных показателей проекта. Индивидуальные сессии с каждым из участников по запросам. Еженедельные командные встречи.

Фаза сдачи объекта и завершения проекта. В течение этой фазы производятся комплексные пуско-наладка и испытания, опытная эксплуатация системы, объект сдается заказчику и вводится в эксплуатацию. Оценивается результаты выполнения проекта и планируются новые контракты. Заключительная командная сессия постпроектной оценки. Несмотря на то, что проект завершен, для руководителя проекта и его команды будет бесценным проанализировать работу над проектом, отдать и получить обратную связь, извлечь опыт и сформулировать те изменения, которые каждому хотелось бы внести в дальнейшие проекты. Технологии коучинга позволяют эффективно фасилитировать эти процессы.

Таблица 1. Возможности коучинга в системе управления персоналом.

Очевидно, что коучинг в системе управления персоналом способен дать значительный эффект. Кроме этого, на основании вышеизложенного можно сделать вывод, что, будучи внедренным в систему управления персоналом в ПОК, коучинг сможет решать ее уникальные проблемы.

На основании проведенной аналитической работы, а также учитывая личный практический опыт в таблице 2 предлагаются технологии для решения уникальных проблем ПОК в системе управления персоналом на различных фазах проекта.

СПИСОК

1. Управление инновационными проектами. Учебное пособие в 2-х частях. Часть 1. Методология управления инновационными проектами / Т.В. Александрова, С.А.Голубев, О.В.Колосова и др.; Под ред. И.Л.Туккеля - СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1999 - 100 с.

2. Чиксентмихайи М. В поисках потока. -М.: ЧеРо, 2005. - 204 с.

3. Клаттербак Д. Командный коучинг на рабочем месте: технология создания самообучающейся организации. / Пер. с англ. - М.: Эксмо,

Таблица 2. Стратегии применения коучинга в разных фазах жизненного цикла проекта.

Данные разработки могут быть использованы при консультировании и создании тренинговой программы; практики управления персоналом на основе коучинга могут быть внедрены в учебный процесс подготовки специалистов и магистров на факультете инноватики в рамках дисциплины «Управление персоналом» и использованы в таких проектах, как Президентская Программа подготовки управленческих кадров.

ЛИТЕРАТУРЫ

2008 - 288 с.

4. Whitmore J. Coaching for Performance (2nd edn). - Nicholas Brealey Publishing, London, 1996.

5. Grane T.G. The Heart of Coaching. - FTA Press, California, USA, 2000 http://ericson.org.ru Материалы исследования Manchester, Inc. Опубл. 2004.

6. Стаут Л. Управление персоналом. Настольная книга менеджера .-М.: Альпина Бизнес Букс, 2007-278с.

А.Д. Шадрин

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К МЕНЕДЖМЕНТУ И ИННОВАЦИИ

Международный стандарт ИСО 9000: 2000 рекомендует предприятиям применять системный подход к менеджменту. Причём, в отличии, скажем, от процессного подхода, конкретных требований, касающихся применения этого принципа в стандартах ИСО серии 9000 не содержится. Хотя очевидно, что любой процесс, любое явление могут рассматриваться, описываться и управляться двумя способами: или с учётом внутренних и внешних взаимосвязей и взаимодействий элементов данного процесса или явления, или без такого учёта. Первый способ это и

есть системный подход. Очевидно, он является нормальным, разумным и правильным. Второй способ - это несерьёзный, поверхностный и, зачастую, опасный подход. Вместе с тем, известно, что любая система, а уж тем более такая сложная, как предприятие28 (а нас в данной статье интересует именно предприятие как система) имеет практически

28 В статье термин «предприятие» в значении принятого в ИСО серии 9000 термина «организация» - группа работников и необходимых средств с распределением ответственности, полномочий и взаимоотношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.