Научная статья на тему 'Технология концентрированного обучения'

Технология концентрированного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ КОНЦЕНТРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ / ПРАКТИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ. / TECHNOLOGY OF CONCENTRATED LEARNING / PRACTICAL AND THEORETICAL TRAINING.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Потанин Сергей Павлович

В статье представлены характеристики технологии концентрированного обучения и условия её применения в военном образовании. Рассмотрен новый вид учебного занятия – практико-теоретическое занятие. Делается вывод об уместности применения практико-теоретических занятий в технологии концентрированного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Потанин Сергей Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technology of concentrated learning

The article presents the characteristics of concentrated learning technology and the conditions for its application in military education. A new type of educational activity is considered – a practical and theoretical lesson. The conclusion is made about the relevance of the application of practical and theoretical classes in the technology of concentrated learning.

Текст научной работы на тему «Технология концентрированного обучения»

ВОПРОСЫ МЕТОДОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

УДК 371.147

С. П. Потанин

ТЕХНОЛОГИЯ КОНЦЕНТРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Военно-профессиональное образование в военных вузах зачастую организуется в условиях цейтнота и акцента на практическое освоение военного дела. При ускоренной подготовке военных специалистов и упоре на практику наиболее уместен выбор и применение в образовательном процессе технологии концентрированного обучения.

Цель технологии концентрированного обучения заключается в ликвидации многопредметности учебного дня, вызывающего раздробленность и фрагментарность процесса познания, калейдоско-пичность ощущений и впечатлений обучающихся [1, с. 108]. При концентрированном обучении вместо нескольких предметов в течение учебного дня (и до десятка предметов в течение учебной недели) изучается один, максимум два предмета. После завершения освоения одного предмета преподается следующий предмет в своей целостности и неразрывности и т. д.

Идея концентрированного обучения не нова, ее впервые высказал Я. А. Коменский, и, вслед за ним, многие ученые (И. Ф. Гер-

барт, К. Д. Ушинский, В. В. Розанов, П. П. Блонский). Реализацией на практике концентрированного обучения занимались Г. То-блер, Б. Ф. Райский, М. П. Щетинин. Идея концентрированного обучения была распространена в ряде стран (США, Швеция, Германия и др.). В России эта идея нашла применение в высшей школе [2]. Так, например, технология концентрированного обучения внедрена в настоящее время в Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова в системе ДПО.

Итак, технология концентрированного обучения — это такая организация учебного процесса, при которой внимание педагогов и учащихся сосредоточивается на протяжении нескольких недель на изучении одного-двух предметов. В зависимости от единицы укрупнения (учебный предмет, учебный день, учебная неделя), может быть несколько разновидностей таких технологий (Г. Г. Ибрагимов).

Существует технология концентрированного изучения одного предмета. Продолжительность погружения в предмет определяется при этом особенностями содержа-

ния и логики его усвоения учащимися, общим числом отводимых на его изучение часов. В этом случае общее годовое количество часов делится примерно поровну на четыре части. Далее в день изучается только этот предмет в течение времени, отводимого учебным планом на изучение этой части. Получается, что в течение учебного года происходит четыре погружения в один предмет.

Другая разновидность технологии предполагает укрупнение второй организационной единицы — учебного дня. Количество учебных предметов в течение недели не меняется и соответствует учебному плану, но их изучение концентрируется посуточно: в течение учебного дня изучается один-два предмета.

Третья разновидность предполагает укрупнение учебной недели. Количество предметов, запланированных на год, не меняется и соответствует учебному плану, но меняется структура учебной недели: в течение учебной недели изучается не более одной-двух дисциплин.

Многими учеными указываются несомненные достоинства технологии концентрированного обучения:

- устранение многопредметно-сти и разбросанности расписания снимает нервное напряжение учащихся и преподавателей;

- укрупнение организационных форм процесса обучения способствует целостности (по крайней мере, снимает раздробленность) в развитии мотивационной сферы

(нет постоянной смены мотивов учения), интеллектуальной (концентрируется внимание на относительно завершенном блоке учебного материала, успешно формируются способы умственных действий, плодотворно развиваются познавательные и учебные умения, системно и основательно усваиваются знания) и других сфер;

- концентрация обучения дает значительную экономию учебного времени и способствует более продуктивной организации самостоятельной работы обучающихся (СРО) при условии её сопровождения со стороны преподавателя и распространения на время контактной работы с преподавателем (то есть самостоятельная работа обучающихся должна превратиться в работу обучающихся совместную с преподавателем).

У концентрированного обучения существуют и недостатки:

- резко сокращается время (иногда до нуля) между лекциями и занятиями практической направленности, тем самым уменьшая время СРО для проработки лекционного теоретического материала и подготовки обучающихся к занятиям практической направленности;

- компактное (ежедневно по 4—8 часов), а не растянутое по времени преподавание дисциплины значительно повышает нагрузку на преподавателя, ведущего дисциплину.

Для нейтрализации выше указанных недостатков концентрированного обучения курсантов, если возникнут условия для организации этой технологии в образова-

тельном процессе специалитета военного вуза, мы предлагаем применять новый вид учебных занятий — практико-теоретические занятия. Проблемы военного образования, побуждающие проектировать новые формы учебных занятий, подробные методические описания практико-теоретических занятий приводятся в научных публикациях [3—4].

Приводим основные характеристики практико-теоретического занятия.

Практико-теоретическое занятие (ПТЗ) — инновационная комплексная организационно-методическая форма учебных занятий военного вуза, проводимая одним преподавателем в течение рабочего дня (6 академических часов) по единому замыслу и плану, и включающая в себя фрагменты усвоения теории, формирования практических умений и навыков на основе усвоенной теории, обсуждения результатов, достигнутых за рабочий день.

Практико-теоретическое занятие призвано повысить эффективность репродуктивного обучения, свести воедино теорию и практику учебного материала, соединить мыслительные и моторные умения и навыки учебной дисциплины, а также — интенсифицировать работу преподавателя и обучающегося.

Комплексность занятий обеспечивается тем, что в ходе прак-тико-теоретических занятий применяются репродуктивные, активные и интерактивные технологии обучения, в ходе которых актуали-

зируются теоретические знания и практические умения (навыки, владения). Репродуктивное обучение актуально на этапе повторения (совершенствования) теоретического материала, сконцентрированного в учебной литературе. Репродуктивное + активное обучение воспроизводится на втором этапе — разучивания и применения на практике умений и навыков, снятия нормативов, решения учебных заданий и ситуационных задач (расчетно-графических задач, учебных проектов и т. д.). Интерактивное обучение целесообразно применять на заключительном этапе практико-теоретического занятия — при обсуждении персональных результатов учебно-трудового дня, плюсов и минусов отработки, выводов из освоенной практики.

Цели практико-теоретического занятия — формирование у курсантов основ профессиональной деятельности, развитие целостного профессионального мышления путем погружения в интегратив-ный опыт учебно-познавательной деятельности.

Применение в образовательном процессе практико-теоретических занятий позволяет решить следующие педагогические задачи:

1) формирование у курсантов устойчивой высокой мотивации учения применением методов смешанного обучения (репродуктивных, активных, интерактивных);

2) формирование практических навыков профессиональной деятельности (эта функция включена в каждое занятие);

3) формирование компетенций, лежащих в основах профессиональной деятельности (теоретическая «накачка» + её апробация на практике + коллективная рефлексия отработанного);

4) формирование умений адекватной рефлексии собственной учебной деятельности (профессиональные коммуникации, конструктивная критика и оппонирование, сравнение своей оценки и оценок других обучающихся на заключительном этапе ПТЗ);

5) формирование некоторых профессионально важных офицерских качеств и черт будущего военного специалиста: развитие интеллектуальных способностей, адекватной рефлексии, критического мышления, систематичности, тщательности, настойчивости, обоснованности своих решений (опоры на объективные факты).

Отличительные признаки применения ПТЗ в военном образовании

— интеграция в одном учебном занятии элементов лекции, семинара, практического занятия, лабораторной работы;

— формирование всех практи-ко-теоретических занятий по дисциплине в систему, системообразующим фактором которой является образовательная цель: «Научиться выполнять поставленные по предназначению задачи во что бы то ни стало и в любых условиях обстановки»;

— синтетическая учебная деятельность курсантов. В неё входят: отбор и анализ теоретического учебного материала, демонстра-

ция и объяснение опытов, совместное и индивидуальное решение задач и заданий; самооценка своей работы и оценка результатов учебной работы других;

— большой объем и разнообразие изучаемого материала, сжатого в дневной кластер;

— жесткий контроль преподавателя за ходом и результатами учебной деятельности курсантов на всех этапах проведения практико-теоретического занятия.

Содержание основных этапов подготовки и проведения практико-теоретических занятий

Вводная часть ПТЗ (10—30мин)

1. Обязательная вводная консультация, в ходе которой осуществляется постановка учебных задач на день и раскрывается порядок работы курсантов.

Основная теоретическая часть ПТЗ (1—3 часа)

2. Самостоятельное повторение теоретического учебного материала, почерпнутого из лекций и СРО, но осуществляемое под контролем преподавателя.

3. Контроль исходного уровня теоретических знаний, на которые должны опираться разучиваемые в этот день умения.

Основная практическая часть ПТЗ (2—4 часа)

4. Индивидуальное или групповое (в микрогруппах) выполнение практических учебных задач и заданий, лабораторных опытов, проектов, решение учебных проблем в соответствии с планом ПТЗ.

5. Контроль практических учеб-ныхдействий курсантов.

Заключительная часть ПТЗ (1—2 неполных часа)

6. Разбор учебной работы, проделанной за день. Осуществляется в форме устных отчетов, докладов, выступлений, сообщений, их конструктивной критики и оппонирования, выставления самооценки и, по запросу преподавателя, оценки действий другого курсанта. Интегральная форма организации разбора — учебная дискуссия, состоящая из монологов курсантов, произносимых по очереди.

7. Подведение итогов преподавателем. Выделение лучших по умениям и навыкам и лучших по адекватному оцениванию учебных работ друг друга. Выставление и объявление итоговых оценок курсантов. Задание на СРО.

Принципы организации и проведения практико-теоретических занятий

— ведущая роль преподавателя на всех этапах учебных занятий;

— установление и поддержание обратной связи «преподаватель — обучающийся — преподаватель» путем мониторинга учебной деятельности и поведения курсантов;

— доминирование в педагогическом общении монолога как метода установления четких, ясных, понятных, логичных, кратких сообщений курсантов, осуществляемых по запросу преподавателя;

— понятийные основы профессиональной деятельности усваиваются во время лекций, СРО и консультаций ПТЗ, операциональные — во время практической части ПТЗ, эмоционально-ценностные — во

время практической и заключительной (при разборе) частей ПТЗ;

— учебное знание не только заучивается по конспектам и учебникам, а проверяется самими курсантами в мыслительной, практической и экспериментальной учебной деятельности;

— преподаватель от начала и до конца контролирует и обеспечивает результативность учебной деятельности курсантов.

— в ходе ПТЗ там, где это уместно, преподавателем организуются ситуации диалога и совместной продуктивной деятельности;

самостоятельность, инициатива учебной работы курсантов поощряются на этапах разбора ПТЗ;

— в совместной продуктивной учебной деятельности курсантов приветствуется творчество, оригинальность суждений, решений, если они не противоречат поставленным задачам и руководящим документам.

При проведении практико-тео-ретических занятий осуществляется текущий и рубежный контроль уровней обученности курсантов.

Текущий контроль включает:

— тесты;

— устный экспресс-опрос;

— отчеты по каждому ПТЗ, разработанные в рабочей тетради.

Рубежный контроль включает организацию контрольного прак-тико-теоретического занятия, на которое выносятся контрольные теоретические вопросы и контрольные практические задания (умения, владения) по проверяемой теме (разделу) учебной программы.

К рубежному контролю допускаются курсанты, сдавшие все отчеты по ПТЗ данной темы (заполнившие рабочую тетрадь ПТЗ), прошедшие тесты с оценкой, не менее, чем «удовлетворительно».

Новое в организации и проведении практико-теоретических занятий

Во-первых, введение в образовательный процесс ВВШ ранее нигде не встречавшейся новой организационно-методической формы проведения учебного занятия (см. выше отличительные признаки применения ПТЗ в военном образовании).

Во-вторых, органичное сочетание принципов педагогики авторитета, смешанного обучения, компетентностного и системно-деятельностного подхода.

В-третьих, продуктивная интеграция теоретического знания и практических действий, направленных на выполнение поставленных задач.

Положительные моменты ПТЗ: системно-модульная организация образовательного процесса; комплексное формирование знаний,

умений и навыков посредством синтеза теоретической и практической деятельности; развитие умений адекватной рефлексии и критического мышления курсантов.

Отрицательные моменты ПТЗ: большой объем усилий, затрачиваемых преподавателем для подготовки курсантов к проведению ПТЗ; большая нагрузка на преподавателя при времени проведения нескольких ПТЗ каждый день непрерывно; непроверенная в эксперименте эффективность таких занятий.

Таким образом, методологической моделью экстренной практической подготовки военных специалистов к выполнению поставленных задач является модель репродуктивного обучения, как самая эффективная упрощенная образовательная модель сокращенных сроков обучения.

В организационном плане репродуктивное обучение будущих лейтенантов опирается на технологию концентрированного обучения и методическую форму «прак-тико-теоретическое занятие».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Военная психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. В. Ф. Кулакова. М.: Совершенство, 1998.

2. Потанин С. П., Шпак В. А. Ком-петентностный подход в высшей военной школе: монография. СПб.: ВАМТО, 2015.

3. Потанин С. П., Шпак В. А. Проблемы вузовской подготовки специалистов

МТО II Вестник военного образования. 2016. №2. С. 86-89.

4. Шпак В. А. и др. Направления развития и совершенствования системы подготовки специалистов материально-технического обеспечения ВС РФ: военно-теоретический труд. СПб.: НИИ ВАМТО, 2016.

REFERENCES

1. Military psychology and pedagogy: Textbook / Ed. V. F. Kulakova. M.: Perfection, 1998. (InRuss.).

2. Potanin S. P., Shpak V. A. Competence approach in higher military school: monograph. St. Petersburg: VAMTO, 2015. (In Russ.).

3. Potanin S. P., Shpak V. A. Problems of university training of MTO specialists //

Bulletin of military education. 2016. № 2. P. 86-89. (In Russ.).

4. Shpak V. A. et al. Directions for the development and improvement of the training system for logistics specialists of the RF Armed Forces: military-theoretical work. St. Petersburg: N11 VAMTO, 2016. (In Russ.). Поступила вредакцию: 11.11.2024 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.