ВОПРОСЫ МЕТОДОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ
УДК 371.147
С. П. Потанин
ТЕХНОЛОГИЯ КОНЦЕНТРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
Военно-профессиональное образование в военных вузах зачастую организуется в условиях цейтнота и акцента на практическое освоение военного дела. При ускоренной подготовке военных специалистов и упоре на практику наиболее уместен выбор и применение в образовательном процессе технологии концентрированного обучения.
Цель технологии концентрированного обучения заключается в ликвидации многопредметности учебного дня, вызывающего раздробленность и фрагментарность процесса познания, калейдоско-пичность ощущений и впечатлений обучающихся [1, с. 108]. При концентрированном обучении вместо нескольких предметов в течение учебного дня (и до десятка предметов в течение учебной недели) изучается один, максимум два предмета. После завершения освоения одного предмета преподается следующий предмет в своей целостности и неразрывности и т. д.
Идея концентрированного обучения не нова, ее впервые высказал Я. А. Коменский, и, вслед за ним, многие ученые (И. Ф. Гер-
барт, К. Д. Ушинский, В. В. Розанов, П. П. Блонский). Реализацией на практике концентрированного обучения занимались Г. То-блер, Б. Ф. Райский, М. П. Щетинин. Идея концентрированного обучения была распространена в ряде стран (США, Швеция, Германия и др.). В России эта идея нашла применение в высшей школе [2]. Так, например, технология концентрированного обучения внедрена в настоящее время в Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова в системе ДПО.
Итак, технология концентрированного обучения — это такая организация учебного процесса, при которой внимание педагогов и учащихся сосредоточивается на протяжении нескольких недель на изучении одного-двух предметов. В зависимости от единицы укрупнения (учебный предмет, учебный день, учебная неделя), может быть несколько разновидностей таких технологий (Г. Г. Ибрагимов).
Существует технология концентрированного изучения одного предмета. Продолжительность погружения в предмет определяется при этом особенностями содержа-
ния и логики его усвоения учащимися, общим числом отводимых на его изучение часов. В этом случае общее годовое количество часов делится примерно поровну на четыре части. Далее в день изучается только этот предмет в течение времени, отводимого учебным планом на изучение этой части. Получается, что в течение учебного года происходит четыре погружения в один предмет.
Другая разновидность технологии предполагает укрупнение второй организационной единицы — учебного дня. Количество учебных предметов в течение недели не меняется и соответствует учебному плану, но их изучение концентрируется посуточно: в течение учебного дня изучается один-два предмета.
Третья разновидность предполагает укрупнение учебной недели. Количество предметов, запланированных на год, не меняется и соответствует учебному плану, но меняется структура учебной недели: в течение учебной недели изучается не более одной-двух дисциплин.
Многими учеными указываются несомненные достоинства технологии концентрированного обучения:
- устранение многопредметно-сти и разбросанности расписания снимает нервное напряжение учащихся и преподавателей;
- укрупнение организационных форм процесса обучения способствует целостности (по крайней мере, снимает раздробленность) в развитии мотивационной сферы
(нет постоянной смены мотивов учения), интеллектуальной (концентрируется внимание на относительно завершенном блоке учебного материала, успешно формируются способы умственных действий, плодотворно развиваются познавательные и учебные умения, системно и основательно усваиваются знания) и других сфер;
- концентрация обучения дает значительную экономию учебного времени и способствует более продуктивной организации самостоятельной работы обучающихся (СРО) при условии её сопровождения со стороны преподавателя и распространения на время контактной работы с преподавателем (то есть самостоятельная работа обучающихся должна превратиться в работу обучающихся совместную с преподавателем).
У концентрированного обучения существуют и недостатки:
- резко сокращается время (иногда до нуля) между лекциями и занятиями практической направленности, тем самым уменьшая время СРО для проработки лекционного теоретического материала и подготовки обучающихся к занятиям практической направленности;
- компактное (ежедневно по 4—8 часов), а не растянутое по времени преподавание дисциплины значительно повышает нагрузку на преподавателя, ведущего дисциплину.
Для нейтрализации выше указанных недостатков концентрированного обучения курсантов, если возникнут условия для организации этой технологии в образова-
тельном процессе специалитета военного вуза, мы предлагаем применять новый вид учебных занятий — практико-теоретические занятия. Проблемы военного образования, побуждающие проектировать новые формы учебных занятий, подробные методические описания практико-теоретических занятий приводятся в научных публикациях [3—4].
Приводим основные характеристики практико-теоретического занятия.
Практико-теоретическое занятие (ПТЗ) — инновационная комплексная организационно-методическая форма учебных занятий военного вуза, проводимая одним преподавателем в течение рабочего дня (6 академических часов) по единому замыслу и плану, и включающая в себя фрагменты усвоения теории, формирования практических умений и навыков на основе усвоенной теории, обсуждения результатов, достигнутых за рабочий день.
Практико-теоретическое занятие призвано повысить эффективность репродуктивного обучения, свести воедино теорию и практику учебного материала, соединить мыслительные и моторные умения и навыки учебной дисциплины, а также — интенсифицировать работу преподавателя и обучающегося.
Комплексность занятий обеспечивается тем, что в ходе прак-тико-теоретических занятий применяются репродуктивные, активные и интерактивные технологии обучения, в ходе которых актуали-
зируются теоретические знания и практические умения (навыки, владения). Репродуктивное обучение актуально на этапе повторения (совершенствования) теоретического материала, сконцентрированного в учебной литературе. Репродуктивное + активное обучение воспроизводится на втором этапе — разучивания и применения на практике умений и навыков, снятия нормативов, решения учебных заданий и ситуационных задач (расчетно-графических задач, учебных проектов и т. д.). Интерактивное обучение целесообразно применять на заключительном этапе практико-теоретического занятия — при обсуждении персональных результатов учебно-трудового дня, плюсов и минусов отработки, выводов из освоенной практики.
Цели практико-теоретического занятия — формирование у курсантов основ профессиональной деятельности, развитие целостного профессионального мышления путем погружения в интегратив-ный опыт учебно-познавательной деятельности.
Применение в образовательном процессе практико-теоретических занятий позволяет решить следующие педагогические задачи:
1) формирование у курсантов устойчивой высокой мотивации учения применением методов смешанного обучения (репродуктивных, активных, интерактивных);
2) формирование практических навыков профессиональной деятельности (эта функция включена в каждое занятие);
3) формирование компетенций, лежащих в основах профессиональной деятельности (теоретическая «накачка» + её апробация на практике + коллективная рефлексия отработанного);
4) формирование умений адекватной рефлексии собственной учебной деятельности (профессиональные коммуникации, конструктивная критика и оппонирование, сравнение своей оценки и оценок других обучающихся на заключительном этапе ПТЗ);
5) формирование некоторых профессионально важных офицерских качеств и черт будущего военного специалиста: развитие интеллектуальных способностей, адекватной рефлексии, критического мышления, систематичности, тщательности, настойчивости, обоснованности своих решений (опоры на объективные факты).
Отличительные признаки применения ПТЗ в военном образовании
— интеграция в одном учебном занятии элементов лекции, семинара, практического занятия, лабораторной работы;
— формирование всех практи-ко-теоретических занятий по дисциплине в систему, системообразующим фактором которой является образовательная цель: «Научиться выполнять поставленные по предназначению задачи во что бы то ни стало и в любых условиях обстановки»;
— синтетическая учебная деятельность курсантов. В неё входят: отбор и анализ теоретического учебного материала, демонстра-
ция и объяснение опытов, совместное и индивидуальное решение задач и заданий; самооценка своей работы и оценка результатов учебной работы других;
— большой объем и разнообразие изучаемого материала, сжатого в дневной кластер;
— жесткий контроль преподавателя за ходом и результатами учебной деятельности курсантов на всех этапах проведения практико-теоретического занятия.
Содержание основных этапов подготовки и проведения практико-теоретических занятий
Вводная часть ПТЗ (10—30мин)
1. Обязательная вводная консультация, в ходе которой осуществляется постановка учебных задач на день и раскрывается порядок работы курсантов.
Основная теоретическая часть ПТЗ (1—3 часа)
2. Самостоятельное повторение теоретического учебного материала, почерпнутого из лекций и СРО, но осуществляемое под контролем преподавателя.
3. Контроль исходного уровня теоретических знаний, на которые должны опираться разучиваемые в этот день умения.
Основная практическая часть ПТЗ (2—4 часа)
4. Индивидуальное или групповое (в микрогруппах) выполнение практических учебных задач и заданий, лабораторных опытов, проектов, решение учебных проблем в соответствии с планом ПТЗ.
5. Контроль практических учеб-ныхдействий курсантов.
Заключительная часть ПТЗ (1—2 неполных часа)
6. Разбор учебной работы, проделанной за день. Осуществляется в форме устных отчетов, докладов, выступлений, сообщений, их конструктивной критики и оппонирования, выставления самооценки и, по запросу преподавателя, оценки действий другого курсанта. Интегральная форма организации разбора — учебная дискуссия, состоящая из монологов курсантов, произносимых по очереди.
7. Подведение итогов преподавателем. Выделение лучших по умениям и навыкам и лучших по адекватному оцениванию учебных работ друг друга. Выставление и объявление итоговых оценок курсантов. Задание на СРО.
Принципы организации и проведения практико-теоретических занятий
— ведущая роль преподавателя на всех этапах учебных занятий;
— установление и поддержание обратной связи «преподаватель — обучающийся — преподаватель» путем мониторинга учебной деятельности и поведения курсантов;
— доминирование в педагогическом общении монолога как метода установления четких, ясных, понятных, логичных, кратких сообщений курсантов, осуществляемых по запросу преподавателя;
— понятийные основы профессиональной деятельности усваиваются во время лекций, СРО и консультаций ПТЗ, операциональные — во время практической части ПТЗ, эмоционально-ценностные — во
время практической и заключительной (при разборе) частей ПТЗ;
— учебное знание не только заучивается по конспектам и учебникам, а проверяется самими курсантами в мыслительной, практической и экспериментальной учебной деятельности;
— преподаватель от начала и до конца контролирует и обеспечивает результативность учебной деятельности курсантов.
— в ходе ПТЗ там, где это уместно, преподавателем организуются ситуации диалога и совместной продуктивной деятельности;
самостоятельность, инициатива учебной работы курсантов поощряются на этапах разбора ПТЗ;
— в совместной продуктивной учебной деятельности курсантов приветствуется творчество, оригинальность суждений, решений, если они не противоречат поставленным задачам и руководящим документам.
При проведении практико-тео-ретических занятий осуществляется текущий и рубежный контроль уровней обученности курсантов.
Текущий контроль включает:
— тесты;
— устный экспресс-опрос;
— отчеты по каждому ПТЗ, разработанные в рабочей тетради.
Рубежный контроль включает организацию контрольного прак-тико-теоретического занятия, на которое выносятся контрольные теоретические вопросы и контрольные практические задания (умения, владения) по проверяемой теме (разделу) учебной программы.
К рубежному контролю допускаются курсанты, сдавшие все отчеты по ПТЗ данной темы (заполнившие рабочую тетрадь ПТЗ), прошедшие тесты с оценкой, не менее, чем «удовлетворительно».
Новое в организации и проведении практико-теоретических занятий
Во-первых, введение в образовательный процесс ВВШ ранее нигде не встречавшейся новой организационно-методической формы проведения учебного занятия (см. выше отличительные признаки применения ПТЗ в военном образовании).
Во-вторых, органичное сочетание принципов педагогики авторитета, смешанного обучения, компетентностного и системно-деятельностного подхода.
В-третьих, продуктивная интеграция теоретического знания и практических действий, направленных на выполнение поставленных задач.
Положительные моменты ПТЗ: системно-модульная организация образовательного процесса; комплексное формирование знаний,
умений и навыков посредством синтеза теоретической и практической деятельности; развитие умений адекватной рефлексии и критического мышления курсантов.
Отрицательные моменты ПТЗ: большой объем усилий, затрачиваемых преподавателем для подготовки курсантов к проведению ПТЗ; большая нагрузка на преподавателя при времени проведения нескольких ПТЗ каждый день непрерывно; непроверенная в эксперименте эффективность таких занятий.
Таким образом, методологической моделью экстренной практической подготовки военных специалистов к выполнению поставленных задач является модель репродуктивного обучения, как самая эффективная упрощенная образовательная модель сокращенных сроков обучения.
В организационном плане репродуктивное обучение будущих лейтенантов опирается на технологию концентрированного обучения и методическую форму «прак-тико-теоретическое занятие».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Военная психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. В. Ф. Кулакова. М.: Совершенство, 1998.
2. Потанин С. П., Шпак В. А. Ком-петентностный подход в высшей военной школе: монография. СПб.: ВАМТО, 2015.
3. Потанин С. П., Шпак В. А. Проблемы вузовской подготовки специалистов
МТО II Вестник военного образования. 2016. №2. С. 86-89.
4. Шпак В. А. и др. Направления развития и совершенствования системы подготовки специалистов материально-технического обеспечения ВС РФ: военно-теоретический труд. СПб.: НИИ ВАМТО, 2016.
REFERENCES
1. Military psychology and pedagogy: Textbook / Ed. V. F. Kulakova. M.: Perfection, 1998. (InRuss.).
2. Potanin S. P., Shpak V. A. Competence approach in higher military school: monograph. St. Petersburg: VAMTO, 2015. (In Russ.).
3. Potanin S. P., Shpak V. A. Problems of university training of MTO specialists //
Bulletin of military education. 2016. № 2. P. 86-89. (In Russ.).
4. Shpak V. A. et al. Directions for the development and improvement of the training system for logistics specialists of the RF Armed Forces: military-theoretical work. St. Petersburg: N11 VAMTO, 2016. (In Russ.). Поступила вредакцию: 11.11.2024 г.