Технология интернет-фандрайзинга в российском политическом консультировании
Л.В. Журавлева
Современная политика все больше принимает черты профессиональной сферы услуг, а политические организации — контор по оказанию таковых. Уже можно говорить о настоящем симбиозе политики и бизнеса. Но наиболее отчетливо этот феномен виден при анализе интернет-технологий политических консультантов.
Институт политических консультантов в России переживает трансформацию, связанную с общемировым процессом консьюмеризации политической сферы. Сразу заметим, что понятие политический консьюмеризм (от англ. ransumer — потребитель) имеет в научной литературе неоднозначную трактовку. Одни авторы под политическим консьюмеризмом понимают потребительское поведение, мотивированное политически1. Это проявляется, когда граждане с помощью интернет-технологий пытаются повлиять на политиков, корпорации и правительство, организуя массовые покупки или, наоборот, отказ от приобретения каких-либо товаров или услуг. Другие исследователи рассматривают политический консьюмеризм как политическое поведение, мотивированное потребительски. При этом граждане относятся к политике как к сфере, в которой производятся товары и услуги, как и в коммерческой сфере. Ряд исследователей считает, что в России доминирует именно это значение политического консьюмеризма2. В данной работе автор будет придерживаться именно этой гипотезы, из которой следует, что политический консалтинг использует политическое поведение россиян, мотивированное потребительски, а также применяет соответствующие интернет-технологии для привлечения электората.
Активно развивающейся интернет-технологией, используемой в последнее время российскими политконсультантами, является фандрайзинг. Такая технология (от англ. fund-raising) означает набор практик по поиску и сбору средств (финансовых и нефинансовых) от отдельных лиц, фирм, благотворительных организаций и правительственных органов, предназначенных для реализации тех или иных социально значимых проектов3. Политический интернет-фандрайзинг — это поиск и сбор посредством сети Интернет финансовых средств, предназначенных для организации и проведения избирательных кампаний.
1 Micheletti M. Political Virtue and Shopping. Individuals, Consumerism, and Collective Action. N.Y.: Palgrave Macmillan, 2003. P. 1-15.
2 Пшизова С.Н. От «гражданского общества» к «сообществу потребителей»: политический консьюмеризм в сравнительной перспективе (I) // Полис. 2009. № 1.
3 Гончаров В.Э, Елизаров В.П. Демократия мелких спонсоров: как новые технологии фандрайзинга меняют электоральную политику // Российское электоральное обозрение. 2008. № 1.
Исследователь Т. Кинг приводит интересную статистику, согласно которой в среднем кандидаты тратят до 85% времени именно на сбор средств4. Причем интернет-фандрайзинг в западных странах считается перспективным сегментом рынка5. Таким образом, видна возрастающая актуальность научного анализа политического интернет-фандрайзинга.
Как справедливо замечает политолог А.И. Соловьев, благодаря своим преимуществам информационного обмена Интернет в последнее время усиленно используется для проведения политических кампаний. Создавая веб-сайты для политических партий или лидеров движения, политические консультанты получают широкие возможности для мобилизации добровольцев, готовых оказать поддержку их клиентам, в том числе и финансовую6. Некоторые исследователи уже диагностировали зарождение новой формы политической ячейки — «партии - бизнес - фирмы»7. Между тем интернет-пространство нередко используется для постирования политического компромата о политических и общественных организациях, их лидерах.
Юридической базой для интернет-фандрайзинга в нашей стране является федеральный закон «О политических партиях». Согласно этому закону, российские партии могут получать финансовые средства за счет пожертвований и других не запрещенных законом поступлений. Российские политические партии и их региональные отделения вправе принимать пожертвования в виде денежных средств и иного имущества от физических и юридических лиц при условии, что эти пожертвования документально подтверждены и указан их источник.
Кроме того, хотя помощь в виде денежных средств осуществляются безналичным перечислением, допустимы пожертвования от физических лиц и путем передачи наличных денежных средств. Однако, общая сумма ежегодных пожертвований наличных денежных средств от одного физического лица не должна превышать четыре тысячи триста тридцать рублей8. Тогда как в Финляндии в отношении источников частного финансирования ограничений практически нет9. Иными словами, для применения политическими консультантами в России интернет-фандрайзинга существуют определенные рамки, очерченные государством.
Российские партии только начали осваивать технологию интернет-фандрайзинга. На основе проведенного автором сравнительного анализа партийных сайтов можно условно классифицировать политические партии в России по критерию использования интернет-фандрайзинга на пассивные и активные.
4 Кинг Т. Кандидаты как специалисты по фандрайзингу // Справочник по политическому консультированию / Под. ред. Дэвида Д. Перлматтера. М.: Имидж Контакт, 2002. С. 303.
5 Mercer Е. How Can We Use the Internet for Fundraising? [Электронный ресурс] / Nonprofit FAQ, 1998. URL: http://www. webuilder.us/npo_faq. asp (дата обращения к ресурсу: 10.11.2011).
6 Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. М.: Аспект Пресс, 2000. С. 367.
7 Hopkin J., Paolucci C. The Party as Business Firm: Cases from Spain and Italy // European Journal of Political Research. 1999. Vol. 35.
8 Федеральный закон от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» // Собрание законодательства Российской Федерации (2001, № 29, ст. 2950; 2008, № 45, ст. 5146) / Ред. 05.04.2011 № 44-ФЗ. URL: http://www. consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=112753;p=2 (дата обращения к ресурсу: 10.11.2011).
9 Sources of political party financing remain hidden in Finland // Helsingin Sanomat, International Edition, 29 January 2007.
К политическим партиям, использующим пассивный интернет-фандрайзинг, можно отнести КПРФ и «Справедливую Россию». Так, анализ сайта коммунистической партии позволяет сделать выводы о ее пассивной деятельности в исследуемой сфере на основе следующих фактов10. Во-первых, на главной странице сайта нет отдельных ссылок с ключевыми словами «помощь партии». Во-вторых, партийные консультанты ограничились лишь размещением в разделе «Контактная информация» банковских реквизитов, на которые желающие могут перечислить свои средства.
Коммунисты ориентируются в основном на спонсорскую помощь. Тем не менее КПРФ осталась практически единственной партией, где сохранились обязательные членские взносы, во всех других партиях эта плата носит рекомендательный характер. Но, как рассказал первый секретарь Самарского обкома КПРФ А. Лескин, взносы эти составляют всего 1% партийной казны11.
Намного хуже дело обстоит с поиском финансовых средств через интернет-технологии в партии «Справедливая Россия». Карта портала в этом отношении сложна и запутанна. Для того чтобы найти банковские реквизиты политической партии, нужно войти в малоприметную рубрику «Партия», затем найти раздел «Контакты»12. Только после таких долгих поисков можно оказать финансовую подпитку организации. Партии ЛДПР и ЕДИНАЯ РОССИЯ интернет-фандрайзингом пока практически не интересуются.
В качестве примера российской политической организации, использующей активный интернет-фандрайзинг, следует назвать партию «Яблоко». При первом же посещении партийного сайта сразу находится раздел «Как поддержать?», где политическому стороннику предлагается оказать посильную финансовую помощь организации.
Стоит отметить грамотную работу политических консультантов «Яблока» по оформлению специальной веб-страницы. С первого взгляда становится ясно, что они опирались на уже существующий зарубежный опыт организации подобной деятельности. Кстати, специалисты, которые занимались интернет-ресурсом «Яблока», сами не отрицают этого факта, давая ссылку на соответствующий источник13.
Консультанты «Яблока» используют и такую технологию интернет-фандрайзинга, как обмен ссылками на сайт. В этом случае на сайте партнера политической партии размещается ссылка на ее сайт в виде специальной кнопки, часто стилизованной под партийный бренд и символику. Самый удачный, но дорогой вариант — размещение кнопки с партийным брендом, снабженным анимацией, привлекающей внимание. Похожие приемы использует и партия «Яблоко».
10 Официальный сайт КПРФ. URL: //http://kprf.ru/party/contact/ (дата обращения к ресурсу: 10.11.2011).
11 Ромашов М., Крайнова Н. Затянули пояса. Расходы партий пропорциональны их активности. URL: http://www. riasamara.ru/rus/analytics_and_comments/politics/article47815.shtml (дата обращения к ресурсу: 10.11.2011).
12 Официальный сайт политической партии Справедливая Россия. URL: http://www. spravedlivo.ru/ information/section_36 (дата обращения к ресурсу: 10.11.2011).
13 Политические партии и переход к демократии. М.: Национальный демократический институт, 2000. С. 37-43.
С помощью специальных кнопок посетители сайтов партнеров могут сразу попасть на сайт «Яблока» и увидеть раздел «Как поддержать?». Такие кнопки партия «Яблоко» договорилась разместить на сайтах своих партнеров: межрегиональной общественной благотворительной правозащитной организации «Комитет за гражданские права», народного движения «Экологическая оборона Московской области» и др.14 Как видно, политические консультанты «Яблока» используют самые современные технологии интернет-фандрайзинга.
В отличие от российских, западные политические консультанты (ЕС, США) исходят из того, что наиболее эффективными способами фандрайзинга является личное общение кандидата с электоратом, а также прямая рассылка с просьбами. У организаций и людей западные партии берут деньги в самую последнюю очередь — есть риск попасть в зависимость от этих спонсоров в случае успешной избирательной кампании. Здесь подразумеваются крупные финансово-промышленные группы, криминальные и околокриминальные структуры.
Западные демократии учитывают и такой критерий политического фандрайзинга, как его прозрачность. Это означает, что финансовая дирекция избирательного штаба любого кандидата должна не только показать происхождение каждой полученной суммы на избирательную кампанию, но и подтвердить это документально. Иными словами, политический фандрайзинг в демократических политических системах представляет собой публичную систему конкурирования политических партий. В России, к примеру, партия «Яблоко» свой сводный финансовый отчет выкладывает на сайте. А остальные?
Исследователь Е. Смолянинов отмечает, что политический фандрайзинг в России носит более скрытый характер, нежели просто деятельность политических партий по привлечению финансовых средств. По его мнению, крупнейшие финансово-промышленные компании и политические партии не являются субъектами фандрайзинга, а представляют его объекты, ресурсы тех или иных политических элит15. Действительно, в России финансовая деятельность политических партий до сих пор не прозрачна. Например, когда в июне 2003 г. председатель Государственной Думы РФ Г. Селезнев выступил с предложением для прокуратуры и Счетной палаты «отследить феномен — откуда в России за 8-9 лет появились долларовые миллиардеры», то его резко не поддержали все фракции, кроме КПРФ. Ни для кого не секрет, что это связано с финансовой зависимостью парламентских партий от крупных корпораций16.
Официальные суммы, поступившие в избирательные фонды российских политических партий на 9 ноября 2011 г., известны17. Больше всего поступило на счет ЛДПР — 473, 000 млн руб. Спонсоры: ООО «Электропромрезерв», ООО «Уральская компания спецподготовки техники», ООО «УралТехПром», ООО «УралПромСтрой», ООО «ТехТоргГрупп», ООО «СбытЦветМет»,
14 Комитет за гражданские права [Официальный сайт] URL: http://www. zagr. org/ (дата обращения к ресурсу: 10.11.2011); Экологическая оборона Московской области [Официальный сайт]. URL: http://www. ecmo.ru/ (дата обращения к ресурсу: 10.11.2011).
15 Смолянинов Е. К вопросу о политическом фандрайзинге в России. URL: http://www. ancentr.ru/ data/media/arch_media_2705.html (дата обращения к ресурсу: 10.11.2011).
16 Полунина Г. Финансирование политических партий // Обозреватель — Observer. 2004. № 4 (171).
17 Предвыборные расходы партий //Российская газета. 18 ноября 2011. №5636 [Электронный ресурс] //http://www.rg.ru/2011/11/18/cik-dok.html (дата обращения к ресурсу: 09.12.2011).
ООО «Одион групп», ООО «МеталлЭкспоЦентр», ООО «Металлстройкомп-лекс», ООО «МагСтрой», ООО ИК «Галактика», ООО «Гефест», ООО «Вертикаль» и ООО «Кедр». За фаворитом следует «Единая Россия». Ей было переведено 406,100 млн руб. Благодетелями в основном являются общественные фонды. Замыкает тройку лидеров по финансам «Правое дело». Партия обрела сумму в 350, 712 млн руб., не указав спонсоров.
В фонд партии «Яблоко» перечислено 164,400 млн руб. Основные спонсоры — не фирмы, как у ЛДПР, а региональные общественные организации: «Содействие мирному сосуществованию народов», «Альянс работников банковской сферы», «Содействие сохранению памятников славянской письменности», «Черта» и «ЗАЩИТА». На счет КПРФ поступило 89, 0027 млн руб. Характер спонсоров смешанный: ООО «СтройМонолитИнжиниринг», ООО «Оникс», ООО «Арден», ООО Студия «Призма», сельскохозяйственный производственный кооператив «Хузангаевский» и Курский региональный общественный фонд «За возрождение».
Аутсайдером по финансам стала «Справедливая Россия». Она получила 56, 1631млн руб. Помогли ей в этом ООО «ПромСтройТорг» и ООО «Нордис». Меньше всех перевели денег политической партии «Патриоты России» — 1, 910 млн руб.
Прозрачностью финансовой деятельности российских партий недавно заинтересовался мониторинговый орган Совета Европы по вопросам усилий в противодействии коррупции ГРЕКО (группа государств против коррупции). Эксперты ГРЕКО уже встретились с представителями Госдумы и Совета Федерации, Центральной избирательной комиссии РФ, Сбербанка России, ведущих политических партий, Верховного суда РФ, Минюста, Следственного комитета, МВД, ФСБ, ФНС, средств массовой информации и научных кругов. Вдобавок состоялся ряд встреч с представителями Общественной палаты РФ, ассоциации юристов России, центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл — Россия», ассоциации «ГОЛОС»18. Экспертами к концу 2011 г. готовится оценочный доклад ГРЕКО, в котором будут высказаны рекомендации по приведению российской системы противодействия коррупции в соответствие с международными стандартами.
В заключение хочется обозначить некоторые выводы. Интернет-фандрайзинг является активно развивающейся технологией политического консультирования по поиску и сбору посредством сети Интернет финансовых средств, предназначенных для организации и проведения избирательных кампаний.
Основным политическим актором, использующим эту форму политконсал-тинга в России, выступают политические партии, которые разрабатывают для этих целей специальные веб-страницы на своих сайтах. Кроме того, интернет-фандрайзинг в России связан с общим трендом политической консьюмериза-ции, предполагающей теснейшее переплетение интересов политики и бизнеса. Вместе с тем следует признать, что до настоящей прозрачности финансовой деятельности российских политических партий еще далеко.
18 Эксперты СЕ дадут оценку прозрачности финансирования партий в РФ. URL: http://ria.ru/ ро1Шс8/20111007/451901769.Мт1 (дата обращения к ресурсу: 10.11.2011).