Научная статья на тему 'Технология интерактивного обучения как фактор формирования готовности будущих учителей к профессиональной деятельности'

Технология интерактивного обучения как фактор формирования готовности будущих учителей к профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
372
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ / ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондратенко Илья Борисович

В статье раскрыта сущность интерактивного обучения, определено его значение для формирования готовности будущих учителей к профессиональной деятельности. Дан обзор технологий интерактивного обучения, используемых в процессе подготовки будущих учителей, конкретизированы условия их эффективного применения. Экспериментально подтверждено влияние данной группы технологий на формирование ключевых компетенций будущих учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология интерактивного обучения как фактор формирования готовности будущих учителей к профессиональной деятельности»

УДК 378

Кондратенко Илья Борисович

аспирант.

Марийский государственный университет KondratenkoIB @yandex. ru Ilya B. Kondratenko

postgraduate student of Mari State University KondratenkoIB @yandex. ru

Технология интерактивного обучения как фактор формирования

готовности будущих учителей к профессиональной деятельности

Technology of interactive learning as a factor in the training of future teachers

to professional activity

Аннотация. В статье раскрыта сущность интерактивного обучения, определено его значение для формирования готовности будущих учителей к профессиональной деятельности. Дан обзор технологий интерактивного обучения, используемых в процессе подготовки будущих учителей, конкретизированы условия их эффективного применения. Экспериментально подтверждено влияние данной группы технологий на формирование ключевых компетенций будущих учителей.

Ключевые слова: интерактивное обучение, технологии интерактивного обучения, готовность будущих учителей к профессиональной деятельности.

Abstract. The article describes the essence of interactive learning, determines its importance for the formation of preparedness of future teachers to professional activities. The author of the article gives an overview of the technologies of interactive learning used in the process of preparation of future teachers, specifies the conditions for their effective application. The experimental results prove the influence of this group of technologies on the development of key competences of the future teachers.

Keywords: interactive learning; technologies of interactive learning; preparedness of future teachers to professional activity.

Одним из требований Федеральных государственных образовательных стандартов к подготовке современного конкурентноспособного выпускника вуза является увеличение доли учебного времени, отводимого на интерактивные формы и методы обучения. Данное требование в полной мере соответствует глобальным тенденциям развития образования. В частности, анализ результатов международных исследований в области обеспечения качества образования позволяет утверждать, что достижение высоких образовательных результатов обеспечивается, прежде всего, организацией учебной деятельности, реализуемой с использованием инновационных форм, средств и методов обучения, а также образовательных технологий,

направленных на формирование субъектной позиции обучающегося. Технологии интерактивного обучения, основанные на непосредственной коммуникации обучающихся в образовательном процессе и предполагающие разнообразие видов учебной деятельности, в полной мере отвечают требованиям реализации субъектности обучающихся, проявляющейся в возможности личностной интерпретации предлагаемой для решения учебной задачи и готовности выразить и реализовать на практике свою личностную и профессиональную Я-позицию. По мнению М.А. Петренко, «педагогические аспекты явления интеракции могут быть представлены процессуально как смена функций и состояний; структурно как система контактов между участниками; аналитически как совокупность средств их взаимного влияния друг на друга; феноменологически как система ее отдельных проявлений, связанных с особенностями субъекта или процесса совместной деятельности» [1].

Механизмы интерактивного обучения реализуются посредством разнообразных образовательных технологий. С.С. Кашлев определяет технологию интерактивного обучения как «совокупность способов целенаправленного усиленного межсубъектного взаимодействия педагогов и учащихся, последовательная реализация которых создает оптимальные условия для их развития»[2]. К технологиям интерактивного обучения могут быть отнесены групповая дискуссия, бинарная лекция, лекция-пресс-конференция, технологии организации различных видов игровой и проектной деятельности, case-study (изучение случаев) и т.д. Анализ многообразия технологий интерактивного обучения позволяет утверждать, что в процессе интерактивного обучения педагогическое взаимодействие может быть реализовано по трем основным схемам: «преподаватель - группа студентов», «преподаватель -студент», «студент - группа студентов», «студент - электронный образовательный ресурс». Особое значение использование технологий интерактивного обучения приобретает в подготовке современного учителя, поскольку современная ориентация высшего педагогического образования на формирование компетенций как готовности и способности будущего педагога к деятельности и общению предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых участник образовательного процесса может проявить не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою индивидуальность, позволяющую выразить себя как субъект обучения.

SWOT-анализ, проведенный на основе результатов анкетирования 78 студентов 3 курса направления подготовки «Педагогическое образование» и 52 преподавателей Марийского государственного университета в ноябре 2012 года, позволил сделать вывод, что большинство опрошенных студентов и преподавателей верно оценивают спектр целей и задач профессиональной подготовки, решаемых средствами интерактивного обучения; имеют опыт позитивного педагогического взаимодействия в процессе использования технологий интерактивного обучения, 92,3 % преподавателей осознают необходимость использования технологий интерактивного обучения. При этом

преобладающими формами организации процесса профессиональной подготовки будущих педагогов в университете остаются традиционные лекции и семинары с ведущим типом педагогического взаимодействия «преподаватель - группа студентов», 55,8 % преподавателей признают, что испытывают недостаток методических знаний в области организации интерактивного обучении; и преподавателями, и студентами отмечается недостаточный уровень обеспеченности образовательной среды университета средствами интерактивного обучения (34,6%). В связи с этим нами были определены следующие перспективные направления развития системы интерактивного обучения в процессе профессиональной подготовки будущих учителей в университете: необходимость повышения готовности преподавателей университета к использованию интерактивных технологий в процессе профессиональной подготовки будущих учителей; развитие информационно-образовательной среды университета, совершенствование системы электронного обучения; расширение спектра типов интерактивного взаимодействия, технологий и средств интерактивного обучения, используемых в процессе профессиональной подготовки будущих учителей в университете.

На формирующем этапе эксперимента в двух экспериментальных группах был реализован авторский спецкурс «Технологии интерактивного обучения в современном образовании» в объеме 36 часов. Отличительной особенностью данного спецкурса является то, что его содержание носит интегрированный характер: наполнение представляет собой специальным образом подобранную систему учебных задач, творческих заданий, проектов, тренингов, деловых игр, способствующую обогащению и систематизации знаний студентов в области интерактивного обучения, приобретению необходимых умений для организации межличностного взаимодействия по решению профессиональных задач, формированию мотивов профессиональной деятельности и профессионально значимых качеств личности, опыта деятельности в контексте профессионального саморазвития будущих педагогов. Учебный план курса включал следующие темы: «Дидактические характеристики интерактивного обучения», «Многообразие интерактивных методов обучения и их характеристика», «Интерактивные средства обучения», «Технологии интерактивного обучения», «Особенности организации контроля в системе интерактивного обучения».

В рамках изучения темы «Дидактические характеристики интерактивного обучения» учебный материал был представлен в виде проблемной лекции. В начале лекции перед студентами были поставлены три проблемных вопроса: «Чем вызвана необходимость использования интерактивного обучения на современном этапе развития образования?», «Чем интерактивное обучения отличается от традиционного?», «Какие возможности предоставляет интерактивное обучение обучающемуся?». Ответы на данные вопросы обсуждались в ходе групповой дискуссии в конце занятия, результаты дискуссии были визуализированы каждым студентом в виде таблицы «Сравнительная характеристика традиционного и интерактивного обучения» и кластера «Я и интерактивное обучение».

Изучение темы «Многообразие интерактивных методов обучения» включало лекцию-визуализацию и семинарское занятие с использованием технологии case-study, на котором микрогруппам обучающихся были предложены для решения мини-кейсы, связанные с организацией процесса обучения с использованием интерактивных методов обучения.

На занятии по теме «Интерактивные средства обучения» студенты решали профессиональные задачи, связанные с применением интерактивных средств обучения в педагогическом процессе. В частности, им было предложено разработать фрагмент урока с использованием интерактивных средств обучения и применением мотивационных, игровых, соревновательных или исследовательских элементов. В качестве интерактивных средств обучения студентами были использованы электронные базы данных, поисковые системы, электронные словари, электронные тренажеры, интерактивная доска и т.д.

Изучение темы «Технологии интерактивного обучения» включало лекцию-пресс-конференцию, в подготовке и проведении которой участвовали сами студенты, которые выступали как эксперты в области использования различных технологий интерактивного обучения. Эксперты отвечали на вопросы других студентов, которые фиксировали их ответы в сводной таблице «Интерактивные технологии и их характеристики». Результаты пресс -конференции обсуждались на семинаре в рамках изучения темы, после чего была проведена защита групповых исследовательских проектов студентов по возможностям реализации технологий интерактивного обучения в практике современного школьного обучения. В частности, студентами были представлены такие проекты, как «Организация самостоятельной работы учащихся на уроках истории средствами электронного обучения», «Использование ролевых игр на уроках марийского языка в начальной школе», «Технология обучения в сотрудничестве как фактор формирования универсальных учебных действий учащихся (на примере уроков русского языка)». В ходе защиты проектов использовалась система взаимооценок по таким параметрам, как актуальность проекта, его методическая обоснованность, качество презентации, уровень самостоятельности студентов при работе над проектом и т.д.

При изучении темы «Особенности организации контроля в системе интерактивного обучения» были использована технология лекции-провокации. Студентам предлагался фрагмент лекции про особенности организации контроля в системе интерактивного обучения, в содержании которой изначально были заложены фактические ошибки, искажающие сущность интерактивного обучения и принципов его реализации. После записи предложенного фрагмента лекции студентам предлагается проанализировать его, обнаружить ошибки. Разбор ошибок поводится совместно преподавателем и студентами в ходе групповой дискуссии.

Поскольку, как отмечается в современных исследованиях, интерактивное обучение, помимо учебно-познавательных, решает коммуникационно-развивающие и социально-ориентационные задачи [2], при определении эффективности использованных интерактивных технологий нами были

использованы методики, позволяющие оценить динамику развития коммуникативных, ценностно-ориентационных, организаторских качеств личности будущих учителей: методики оценки направленности личности Б.Басса, выявления и оценки коммуникативных и организационных способностей (КОС-1), оценки уровня коммуникативного контроля А. Снайдера, «Рефлексивная мишень» С.С. Кашлева, а также авторские анкеты, направленные на оценку студентами задач и возможностей интерактивного обучения в системе профессиональной подготовки будущих педагогов. Анализ результатов, полученных в результате педагогического эксперимента, позволяет сделать вывод, что системное и целенаправленное использование технологий интерактивного обучения в процессе профессиональной подготовки будущих учителей оказывает позитивное воздействие на развитие их коммуникативных и организаторских способностей. В частности, если в начале эксперимента высокий и очень высокий уровень коммуникативных склонностей диагностировался в сумме у 21% студентов экспериментальной группы, то в конце эксперимента доля студентов с высоким и очень высоким уровнем коммуникативных склонностей выросла до 50%. В контрольной группе доля студентов с высоким и очень высоким уровнем коммуникативных склонностей осталась на прежнем уровне 27,5%. Аналогичные тенденции были выявлены и при определении динамики организаторских склонностей студентов.

Методика оценки уровня коммуникативного контроля А. Снайдера позволяет выделить три уровня развития коммуникативного контроля: низкий, средний и высокий. Студенты, обладающие высоким уровнем коммуникативного контроля, легко входят в любую роль, заданную в рамках педагогического взаимодействия, гибко реагируют на изменение учебной ситуации, в состоянии предвидеть впечатление, которое они производят на окружающих. Доля таких студентов в ходе эксперимента в экспериментальной группе выросла на 21,1%. При этом существенно снизилась доля студентов со средним и низким уровнем коммуникативного контроля. В контрольной группе изменения в коммуникативном контроле имели незначительный характер.

В связи с тем, что в соответствии с ФГОС ВПО к значимым профессиональным компетенциям будущих учителей относятся информационные компетенции, нами был проведен опрос студентов с целью выявления сформированности у них опыта деятельности в области использования информационно-коммуникационных технологий. Мы предложили студентам провести самооценку тех умений в области информационно-коммуникационных технологий, которыми они обладают. Результаты опроса в начале эксперимента показали, что в качестве основных умений работы с информацией большинство студентов выделили умение получать информацию из разных источников (81,6%) и умение выделять главное и второстепенное в информации (57,9%). В конце эксперимента в число основных умений, которыми по результатам самооценки обладали обучающиеся, помимо уже указанных умений и навыков, вошли владение навыками работы с информацией в глобальных компьютерных сетях (66,7%);

умение анализировать информацию и определять ее ценность для профессиональной деятельности (60,5%); умение работать с компьютером как средством управления информацией (52,6%).

Полученные в ходе педагогического эксперимента результаты позволяют сделать вывод, что использование технологий интерактивного обучения в процессе подготовки будущих педагогов оказывает существенное влияние на формирование таких групп профессиональных компетенций, значимых для педагогической деятельности, как информационные, организаторские, коммуникативные.

Литература:

1. Петренко М.А. Теория педагогической интеракции: автореф.дисс. ... доктора пед. наук. Ростов-на-Дону, 2010. - С. 32.

2. Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса: пособие для педагогов. Мн.: Университетское, 2000. - С.24.

Literature:

1. Petrenko M.A. Theory of pedagogic interaction: autoreplies. ... Dr. PED. of Sciences. Rostov-on-don, 2010. - P.12.

2. Kashlev S. Modern technologies of pedagogical process: manual for teachers. Minsk: University, 2000. - P.24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.