Ван Дунцин
Аспирант, Государственный Университет Просвещения.
Технология формирования функциональной грамотности у российских и китайских обучающихся: сравнительный анализ
С момента основания Китайской Народной Республики китайская модель высшего образования в основном берет свое начало в бывшем Советском Союзе, но с распадом Советского Союза российское высшее образование постепенно приобрело новое развитие. В то же время углубление реформ и открытость также способствовали развитию высшего образования в Китае и достигли замечательных результатов.
Уровень образования в Китае всегда находился на среднем уровне развивающихся стран. С 1999 года техникумы и университеты Китая быстро расширили число учащихся, предлагая различные формы образования. Начиная с 90-х годов 20-го века, высшее образование Китая стремительно развивалось с точки зрения масштабов и качества образования, а также уровня преподавателей, количества студентов, но не смогло достичь того уровня образования, который необходим людям в нынешних условиях.
Университетов в Китае становится все больше, но уровень преподавания неравномерный, что является большим препятствием в процессе выбора образовательного учреждения. Университетское образование по-прежнему глубоко застряло в старой модели передачи и получения знаний, а «трехцентровая» система обучения, состоящая из учителей, учебников и аудиторий, по-прежнему упорно доминирует в сегодняшних китайских университетах [1].
В свою очередь, российская модель образования совершенно не похожа на китайскую, это типичная страна с огромной малонаселенной территорией. Научное и культурное образование в России по-прежнему находится на передовом мировом уровне. Большинство граждан России придают большое значение образованию своих детей, и на образование приходится значительная часть семейных расходов. В 90-е годы 20 века было построено более 500 новых университетов, большинство из которых были частными, а по статистике Минобрнауки России в настоящее время в России насчитывается 932 высших учебных заведения. Процесс обучения в российских вузах
относительно активный, например, в большинстве западных стран схожие образовательные методики, гибкие методы обучения, акцент на способностях и развитии, больше взаимодействия и общения между преподавателями и студентами, больше возможностей для практического преподавания, чем просто лекции [2].
Уместно подчеркнуть, что учебный год российских и китайских вузов делится на два семестра, каждый из которых состоит из 20 учебных недель, но разница в том, что российские вузы делят 20 учебных недель на две части, т.е. 16 недель до фактического обучения и 4 недели после экзаменов. Кроме того, в российских вузах существует два основных типа курсов: экзамены и зачеты, с примерным соотношением 1:2. Среди них система подсчета баллов по экзаменационному курсу составляет 5 баллов, а стандарт подсчета баллов в основном основан на результатах регулярного экзамена, дополненного ежедневной успеваемостью.
В Китае, несмотря на то, что типы курсов, предлагаемых университетами, такие же, как и в российских университетах, пропорция не одинакова из-за фактической ситуации в каждом университете. Среди них экзаменационные курсы обычно оцениваются по 100-балльной шкале, а критерии оценки в основном составляют 70% итоговых оценок и 30% ежедневной успеваемости, но ввиду разных вузов также существуют разные пропорции, и контрольные курсы в основном оцениваются по пятиуровневой системе.
Ниже представлен сравнительный анализ преимуществ и недостатков высшего образования в двух стран:
1. Преимущества и недостатки высшего образования в Китае.
Как учреждение, непосредственно связанное с рынком труда, высшее образование несет большую ответственность и миссию в развитии и подготовке кадров. С точки зрения количества, общее количество талантов Китая занимает абсолютное преимущество, занимая первое место в мире. В 2005 году общий научно-технический персонал Китая составлял около 35 миллионов человек, занимая первое место в мире. В 2006 году в Китае насчитывалось 1,5 миллиона штатных сотрудников по исследованиям и разработкам. В 2007 году общий научно-технический персонал Китая достиг 42 млн. человек, заняв первое место в мире, а общая численность научно-исследовательского персонала составила 1,9 млн. человек в год, заняв второе место в мире. Это также выводит Китай в лидеры мира по количеству тематических работ и патентов.
Несмотря на то, что количество культивируемых талантов значительно, общий средний уровень мирового рейтинга Китая относительно низок и находится в топ-50. Это говорит о том, что высшее
образование в Китае имеет свои недостатки.
Во-первых, это вопрос финансирования образования. Несмотря на то, что финансирование образования из года в год увеличивается, но государственная финансовая поддержка будет по-прежнему меньше, после создания техникумов и университетов по государственной программе - «211» и «985» национальные образовательные ресурсы продолжают концентрироваться на знаменитых ВУЗах, что приводит к неравномерному распределению капиталовложений, многие колледжи и университеты стали работать по предпринимательскому типу, а уровень образования снизился.
Во-вторых, исторические причины. С момента образования Китайской Народной Республики образование в Китае демонстрирует прерывистое развитие, и оно принципиально сильно отстает от США и других западных стран.
В-третьих, вопрос справедливости и эффективности. В техникумах и университетах Китая, как правило, принята четырехлетняя система бакалавриата, продолжительность обучения больше, учебная программа необоснованна, четвертый год курса очень мало, а в некоторых заведениях даже нет профессиональных курсов, что приводит к низкой эффективности.
В-четвертых, в вопросе контроля качества высшего образования Китай выиграло по количеству, но значительно отстает по качеству, и оно продолжил движение из элитной сферы образования в популярную. Многие курсы полностью оторваны от реальности и придерживаются знаний из учебников, в результате чего многим выпускникам приходится начинать с нуля после устройства на работу.
2. Преимущества и недостатки российского высшего образования.
Высшее образование в России - одно из сильнейших в мире. Студенты российских вузов делятся на хозрасчетных и бюджетных, а бюджетники финансируются государством, но в последние годы все меньше студентов полагаются на государственное финансирование. Многие студенты выбирают получение высшего образования за свой счет или посещают частные школы, поэтому количество государственных и частных вузов в России увеличивается.
Российские учебные дисциплины узкоспециализированны и подготовили большое количество ученых и специалистов мирового уровня. Особенно в области аэрокосмической и военной науки и техники она всегда была в авангарде мира, возглавляя направление развития аэрокосмических и военных технологий. Однако есть и много проблем, которые нужно срочно решать в процессе разработки.
Во-первых, не хватает финансирования высшего образования.
Будучи одной из стран с самым низким бюджетом на образование в мире, Россия испытывает дефицит средств на образование, а кризис финансирования стал узким местом, ограничивающим дальнейшее развитие высшего образования.
Во-вторых, растет число частных учебных заведений с высшим образованием и неравномерным уровнем. Многие частные школы предлагают очень необоснованный набор специальностей, но они все равно привлекают много новых выпускников из России своей низкой стоимостью обучения. Это серьезно ударило по престижу частных школ и создало определенную угрозу для вузов.
В-третьих, недостатки реформы высшего образования. Несмотря на то, что единый экзамен помогает снизить фаворитизм и повысить справедливость экзамена, этот вид единого экзамена, похожий на вступительный экзамен в китайский колледж, не в полной мере учитывает особенности каждого студента.
Исходя из вышеизложенного, предлагаются следующие контрмеры и предложения по повышению уровня образования в двух странах [3].
Что касается Китая, то для повышения уровня образования необходимо в первую очередь исходить из исторических причин, потому важно укреплять связи с зарубежными университетами, совместно управлять образовательными организациями, интегрироваться с международными стандартами, создавать свои собственные выгодные дисциплины, постоянно совершенствовать сетевую систему высшего образования.
Во-вторых, в такой густонаселенной стране, как Китай, добиться абсолютной справедливости практически невозможно, поэтому необходимо попытаться добиться относительной справедливости в образовании, например, постепенно отменяя региональный протекционизм, укрепляя образование в отсталых в образовательном отношении провинциях и создавая отдельную экзаменационную систему для учащихся с предметными знаниями.
В-третьих, необходимо обеспечить качество образования и повысить конкурентоспособность выпускников. Повысить качество учителей и оптимизировать структуру школы. Укреплять сочетание преподавания и практики и развивать больше прикладных и сложных компетенций.
Что касается России, то, во-первых, со стороны государства, необходимо наращивать инвестиции в высшее образование, чтобы образование могло получать более качественные ресурсы [6].
Во-вторых, необходимо усилить контроль со стороны государства, в отношении потребителей качества образовательных услуг, уси-литьконтроль за бюджетными местами.
В-третьих, государственные и частные образовательные учреждения должны быть строго и своевременно проверены, а программно-аппаратная база вузов и уровень преподавания должны быть гарантированы, количество частных вузов должно контролироваться [4].
Постановка дисциплины должна основываться на собственных преимуществах и сочетаться с потребностями общества. Что касается получателей высшего образования, то студенты должны избирательно подходить к получению образования, сочетать собственные особенности, таланты и интересы.
Подводя итог, можно сказать, что в принципе нет никакой разницы между высшим образованием в Китае и России с точки зрения целей преподавания и системы управления образовательными организациями, но есть существенные различия с точки зрения конкретных деталей реализации, и в то же время преподавание в техникумах и университетах в Китае нуждается в постоянном совершенствовании, что должно сочетаться с фактическими национальными условиями Китая для внесения соответствующих корректив, чтобы эффективно повысить качество преподавания в техникумах и университетах.
Библиографический список
1. Вершловский С.Г. Функциональная грамотность студентов ВУЗов / С.Г. Вершлов-ский, М.Д. Матюшкина // Социологические исследования. 2020.- № 5.C. 140-144.
2. Виноградова Н.Ф. Функциональная грамотность обучающихся высшей школы. Дидактическое сопровождение: книга для учителя / Н.Ф. Виноградова, О.А. Рыдзе, И.С. Хомякова. - М.: Вентана-Граф, 2023. 288 с.
3. Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности / под ред. М.С. Добряковой, И.Д. Фрумина. - М.: изд. дом Высшей школы экономики, 2020. 472 с.
4. Фролова, П. И. Формирование функциональной грамотности как основа развития учебно-познавательной компетентности студентов технического вуза в процессе изучения гуманитарных дисциплин: монография / П. И. Фролова. - Омск: Сиб. АДИ, 2022. 196 с.
5. Имамов М.М. Социальные инновации и эффективность реализации государственной политики России // Дискуссия. 2023. № 2 (117). С. 85-94.
6. Рябова ЕЛ., Терновая Л.О.«Предметное поле государственного управления в системе политических наук» // Этносоциум и межнациональная культура. 2023. № 10 (184). С. 57-61.
7. Рябова Е.Л. К юбилею известного ученого, преподавателя надежды ултургашевой // Этносоциум и межнациональная культура. 2022. № 6 (168). С. 57-61.
8. Щупленков Н.О., Рябова Е.Л. Роль фактора времени в политической культуре // Культура Мира. 2022. Т. 10. № 26 (1). С. 75-86.
9. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Экономическое, политическое и кросс-культурное значение отелей // Альманах Крым. 2022. № 31. С. 61-72.
10. Рябова Е.И., Рябова Е.Л. Дихотомия культуры: конфликт ценностей экологии и экономики // Альманах Крым. 2022. № 32. С. 11-19.
11. Кантаева О.В., Рябова Е.Л. Региональные аспекты реализации государственных инициатив по стимулированию активного долголетия и физической активности пожилых граждан // Альманах Крым. 2022. № 32. С. 42-51.
12. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Явные и скрытые смыслы забастовок // Власть истории и история власти. 2022. Т. 8. № 1 (35). С. 30-42.
13. Бирюков С.В., Рябова Е.Л. Феномен лидерства в контексте современных кризисов и вызовов // Этносоциум и межнациональная культура. 2021. № 1 (151). С. 9-19.
14. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Эволюция дипломатического подарка как индикатор изменений в международных отношениях // Этносоциум и межнациональная культура. 2021. № 6 (156). С. 45-54.
15. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Боль разделенных городов - последствия геополитических игр // Власть истории и история власти. 2021. Т. 7. № 1 (27). С. 10-20.
16. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Геополитическая авантюра: цена внешнеполитического просчета в истории // Власть истории и история власти. 2021. Т. 7. № 5 (31). С. 515-524.
17.Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Геополитические смыслы закрытых границ: размышления в связи с карантином // Альманах Крым. 2020. № 20. С. 11-22.
18. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Геополитика в маске // Власть истории и история власти. 2020. Т. 6. № 4 (22). С. 500-511.
References
1. Vershlovsky S.G. Functional literacy of university students / S.G. Vershlovsky, M.D. Maty-ushkina // Sociological studies. 2020.- № 5.C. 140-144.
2. Vinogradova N.F. Functional literacy of higher school students. Didactic support: a book for teachers / N.F. Vinogradova, O.A. Rydze, I.S. Khomyakova. - M.: Ventana-Graf, 2023. 288 p.
3. Universal competences and new literacy: from slogans to reality / ed. M.S. Dobryakova, I.D. Frumina. - M.: ed. House of the Higher School of Economics, 2020. 472 p.
4. Frolova, P. I. Formation of functional literacy as the basis for the development of educational and cognitive competence of technical university students in the process of studying humanitarian disciplines: monograph / P. I. Frolova. - Omsk: Sib. ADI, 2022. 196 p.
5. Imamov M.M. Social innovations and the effectiveness of the implementation of state policy in Russia // Discussion. 2023. № 2 (117). Р. 85-94.
6. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. "The subject field of public administration in the system of political sciences" // Ethnosocium and interethnic culture. 2023. № 10 (184). Р. 57-61.
7. Ryabova E.L. To the anniversary of the famous scientist, teacher Nadezhda Ulturgasheva // Ethnosocium and interethnic culture. 2022. № 6 (168). Р. 57-61.
8. Shchuplenkov N.O., Ryabova E.L. The role of the time factor in political culture // Culture of the World. 2022. Vol.10. № 26 (1). Р. 75-86.
9. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Economic, political and cross-cultural significance of hotels // Almanac Crimea. 2022. № 31. P. 61-72.
10. Ryabova E.I., Ryabova E.L. Dichotomy of culture: conflict between the values of ecology and economics // Almanac Crimea. 2022. № 32. Р. 11-19.
11. Kantaeva O.V., Ryabova E.L. Regional aspects of the implementation of state initiatives to stimulate active longevity and physical activity of older citizens // Almanac Crimea. 2022. № 32. Р. 42-51.
12. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Explicit and hidden meanings of strikes // Power of history and history of power. 2022. Vol.8. № 1 (35). Р. 30-42.
13. Biryukov S.V., Ryabova E.L. The phenomenon of leadership in the context of modern crises and challenges // Ethnosocium and interethnic culture. 2021. № 1 (151). Р. 9-19.
14. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. The evolution of a diplomatic gift as an indicator of changes in international relations // Ethnosocium and interethnic culture. 2021. № 6 (156). Р. 45-54.
15. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. The pain of divided cities - the consequences of geopolitical games // The power of history and the history of power. 2021. Vol.7. № 1 (27). Р. 10-20.
16. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Geopolitical adventure: the price of foreign policy miscalculation in history // The power of history and the history of power. 2021. Vol.7. № 5 (31). Р. 515-524.
17. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Geopolitical meanings of closed borders: reflections in connection with quarantine // Almanac Crimea. 2020. № 20. Р. 11-22.
18. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Geopolitics in a mask // The power of history and the history of power. 2020. Vol.6. № 4 (22). Р. 500-511.