Научная статья на тему 'Технология flipped classroom на уроке английского языка'

Технология flipped classroom на уроке английского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2420
457
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕХНОЛОГИЯ "ПЕРЕВЕРНУТОГО КЛАССА" (FLIPPED CLASSROOM) / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / PERSONALIZED LEARNING / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / INTERACTIVITY / ВИДЕОЛЕКЦИЯ / VIDEO LECTURE / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННОСТЬ / PRACTICE ORIENTED LEARNING / ICT IN EDUCATION / FLIPPED CLASSROOM MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Енбаева Людмила Валерьевна, Иванова Марина Андреевна

Рассмотрена технология «перевернутого класса» (Flipped Classroom) через призму ее применения на уроке английского языка. Проанализированы особенности и отличительные черты технологии и её методическая ценность как для учителя, так и для учащегося, а также продемонстрирован пример интеграции данной технологии в учебный процесс. Главные достоинства технологии возможность индивидуализировать учебный процесс и осуществлять более эффективную практическую работу, что положительно влияет на мотивацию ученика к изучению предмета и к развитию ряда личностных качеств, необходимых человеку XXI века, таких как критическое мышление, гибкость ума, взаимодействие с людьми и прочее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FLIPPED CLASSROOM MODEL IN THE LESSON OF ENGLISH LANGUAGE

The paper tackles upon “the flipped classroom” technology through its usage in teaching foreign languages and online resources for its implementation. The major peculiarities and hallmarks of the technology are scrutinized and it allows to pick out its main advantages, such as the opportunity to personalize the educational process and to practice more thoroughly, what would help to influence students` motivation positively and develop a range of crucial personal features, like critical thinking, cognitive flexibility, coordinating with others etc.

Текст научной работы на тему «Технология flipped classroom на уроке английского языка»

4. Степанова Е.Л. Игра как средство развития интереса к изучаемому языку // ИЯШ. - 2004. - № 2. - С. 66-68.

© Глумова Е.П., Бочагова Ю.О., 2017

ТЕХНОЛОГИЯ FLIPPED CLASSROOM НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Енбаева Людмила Валерьевна

канд. филол. наук, доцент кафедры методики преподавания иностранных языков Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: l.v.enbaeva@gmail.ru

Иванова Марина Андреевна

студентка гр. 741 факультета иностранных языков Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: polkadot_m@mail.ru

FLIPPED CLASSROOM MODEL IN THE LESSON OF ENGLISH

LANGUAGE

Lyudmila Enbaeva, Ph.D.

Assistant professor, Department of Foreign Language Teaching Methods, Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: l.v.enbaeva@gmail.ru

Marina Ivanova

Student of the Faculty of Foreign Languages, group 741 Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: polkadot_m@mail.ru

Аннотация: рассмотрена технология «перевернутого класса» (Flipped Classroom) через призму ее применения на уроке английского языка. Проанализированы особенности и отличительные черты технологии и её методическая ценность как для учителя, так и для учащегося, а также продемонстрирован пример интеграции данной технологии в учебный процесс. Главные достоинства технологии - возможность индивидуализировать учебный процесс и осуществлять более эффективную практическую работу, что положительно влияет на мотивацию ученика к изучению предмета и к развитию ряда личностных качеств, необходимых человеку XXI века, таких как критическое мышление, гибкость ума, взаимодействие с людьми и прочее.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии; технология «перевернутого класса» (Flipped Classroom); индивидуализация обучения; интерактивность; видеолекция; интеграция; практико-ориентированность.

Abstract: the paper tackles upon "the flipped classroom" technology through its usage in teaching foreign languages and online resources for its implementation. The major peculiarities and hallmarks of the technology are scrutinized and it allows to pick out its main advantages, such as the opportunity to personalize the educational process and to practice more thoroughly, what would help to influence students' motivation positively and develop a range of crucial personal features, like critical thinking, cognitive flexibility, coordinating with others etc.

Key words: ICT in education; Flipped Classroom model; personalized learning; interactivity; video lecture; integration; practice oriented learning.

Мы живем в мире, меняющемся каждую минуту, и изменения затрагивают абсолютно все сферы человеческой деятельности, будь то бизнес, политика, развлечения и проч. В равной мере значительные изменения претерпевает сфера образования: образ выпускника школы меняется, повышаются требования и стандарты, появляется необходимость применения разнообразных технологий и методик, соответствующих течению времени, уровню образования и жизни в целом. Однако на пути к совершенствованию образовательного процесса появляются сложные вопросы, правильный подход к решению которых может повысить результативность обучения и выпустить из школы людей мотивированных, амбициозных, практико-ориентированных, мобильных, людей, знающих детали общественной жизни и способы воздействия на окружающую среду. Оказывается, существует технология, которая настолько универсальна, что, например, в некоторых школах США, таких как Клинтондейл, в частности, обучение полностью проводится в рамках этой технологии.

Технология «перевернутого класса» восходит к исследованиям профессора Гарварда Эрика Мазура, создавшего технологию Peer Instruction, которая стала точкой отправления для дальнейшего развития Flipped Classroom. В 1993 г. была опубликована статья преподавателя Элисон Кинг, где она рассуждает о том, что время в классе нужно посвящать построению смысла, углубления до сути предмета, а не привычному доставлению информации, при этом она описывает учебный процесс в рамках схемы «перевернутого класса», однако самого термина тогда не существовало [5]. Тема исследовалась также Салмоном Ханом, который создал интернет-ресурс «Академия Хана», в свою очередь ставший прямой ассоциацией с технологией. С тех пор интерес к ней возрос, и преподаватели Джон Бергман и Аарон Самс стали одними из

самых преданных ее популяризаторов [2]. Многие другие ученые и преподаватели повлияли на развитие подхода, добавляя или уточняя различные его аспекты. Ими являются Вирджиния Андерсон и Барбара Валворд, написавшие книгу о технологии [4], Лейдж, Платт и Трежилье [9], Майкл Фицпатрик [4], Роберт Талберт [7], Беррет [3] и множество учителей по всему свету, включая и российских работников образования.

Суть технологии состоит в том, что урок-лекция и домашняя работа «перевернуты», то есть ученик просматривает лекцию на определенную тему дома до занятия, а классное время отводится на практическую работу, проекты и обсуждение. Чаще всего онлайн-лекция становится центром данного подхода к обучению. Она может быть записана как самим преподавателем и затем опубликована в сети, так и выбрана из готовой базы лекций. Так как лекция легко доступна для просмотра и скачивания независимо от ее формата и носит повсеместный характер, методика «the flipped classroom» часто подвергается стереотипированию и отождествлению только с онлайн-лекцией непосредственно [9]. Центральными положениями данной методики являются: активное изучение материала, сильная мотивационная база, преобразованный процесс обучения и цифровая запись материала. Ценность технологии «Flipped Classroom» состоит в изменении формата урока, на котором класс становится мастерской, где учащиеся, ознакомившись с материалом лекции заранее, могут выяснить аспекты, оставшиеся неясными, применить полученные знания на практике, а также поделиться практическим опытом друг с другом. Интенсивный характер изменений образовательного пространства Интернета, с одной стороны, облегчает задачу применения технологии, с другой - ставит проблему критериев отбора ресурсов для ее реализации. На наш взгляд, двумя наиболее важными критериями отбора онлайн-ресурсов для применения технологии «перевернутого класса» на уроках английского языка являются комплексный характер их потенциала и их адаптивность, что обусловлено спецификой учебного предмета.

В процессе интеграции технологии «перевернутого класса» в учебный процесс был организован опрос учащихся, в результате которого ими были отмечены такие ее преимущества, как:

• удобство (теоретический материал осваивается дома в удобной обстановке, или удобство с точки зрения доступа к видео, то есть существует возможность посмотреть лекцию и выполнить задания к ней, например, на телефоне, планшете по дороге домой),

• легкая усвояемость материала (заключающаяся в визуальном восприятии материала, а также выполнение заданий по ходу видео),

• индивидуальный подход (состоящий в том, что видеолекцию можно посмотреть неоднократно, в своем темпе, столько, сколько будет нужно).

Также необходимо отметить, что при внедрении технологии в учебный процесс был проведен эксперимент на двух группах учеников, заключающийся в том, чтобы сравнить уровень освоения материала учащимися, которые проходили обучение в рамках технологии «flipped classroom», и теми, чьи уроки были проведены в традиционном режиме. По окончании данного эксперимента были сделаны следующие выводы:

1.Группа, работавшая в традиционном режиме (далее - группа 1), затратила на выполнение теста больше времени, чем та, которая работала в рамках технологии «flipped classroom» (далее - группа 2). Разница во времени составила примерно 3-5 минут. Данный факт указывает на то, что у группы 2 навык доведен до автоматизма благодаря большему количеству времени, потраченного на практику, отработку материала.

2.Качество выполнения тестов у группы 1 чуть ниже, чем у группы 2, но разница небольшая. Данный факт - показатель того, что, несмотря на разницу, оба подхода могут быть эффективны при продуманной структуре урока, однако наша задача заключается не только в повышении продуктивности и качества выполнения задания, но и в приобретении важных личностных качеств и особых умений. Например, в отчете о будущем профессий, сделанном в 2015 году на Всемирном экономическом форуме в Давосе, были упомянуты десять умений, которые будут наиболее важными в 2020 г., а именно: комплексное многоуровневое решение проблем (Complex problem solving), критическое мышление (Critical thinking), креативность в широком смысле (Creativity), умение управлять людьми (People management), взаимодействие с людьми (Coordinating with others), эмоциональный интеллект (Emotional intelligence), формирование собственного мнения и принятие решений (Judgment and decision-making), клиентоориентированность (Service orientation), умение вести переговоры (Negotiation), гибкость ума (Cognitive flexibility) [1]. Для приобретения и развития данных умений у учащегося учителю необходимо прибегнуть к инновационным технологиям для достижения интенсивности и эффективности процесса.

3.Группа 2 была более мотивирована на работу с грамматическим материалом, который чаще всего скучен ученику, но необходим. Она с энтузиазмом принималась за работу в классное время, так как уже была вооружена информацией и первичной отработкой материала дома. Часто из-за недостатка времени на уроке может пострадать его полноценность, например, во многих школах мало внимания уделяется говорению учащихся на иностранном языке, в особенности между собой. Работа в рамках технологии «перевернутого класса» как подразумевает активное взаимодействие учащихся друг с другом и развитие их когнитивных способностей.

Итак, перспективность использования технологии «перевернутого класса» заключается в возможности сделать учебный процесс более

индивидуальным и целенаправленным, не теряя коммуникативной направленности, совместной работы учащихся и интенсивности процесса. Важно отметить, что среди четырех важнейших компонентов, лежащих в основе технологии «flipped classroom» [2], есть принцип постоянного совершенствования и обмена опытом использования технологии среди преподавателей. Данная особенность определяет хорошую перспективу распространения данной технологии, привлечения к ней внимания, а также перспективу непрекращающегося исследования, которое всегда будет выходить за рамки учебного процесса или образовательного учреждения, так как с помощью «перевернутого класса» у педагогов всей планеты появляется возможность воспитывать в учениках качества и умения, необходимые для осознанной и успешной жизни.

Список литературы

1. Парфентъева Л. Работа будущего: 10 навыков, которые будут востребованы в 2020 году. - 2016 - Режим доступа: [http://www. sncmedia.ru/career/rabota-budushchego- 10-navykov/]

Дата обращения: 01.06.2017.

2. Bergmann J., & Sams A. Flip your classroom: reach every student in every class every day. Eugene, OR.; Alexandria, VA.: ISTE; ASCD, 2012.

3. Berrett D. How ' flipping' the classroom can improve the traditional lecture // The Chronicle of Higher Education, Feb. 19, 2012.

4. FitzpatrickM. Classroom lectures go digital. The New York Times, June 24, 2012. 9.

5. King, A. From Sage on the Stage to Guide on the Side. // College Teaching, 1993 - Vol. 41, No. 1 (Winter), pp. 30-35.

6. Lage M.J., Platt G.J., and Treglia M. Inverting the classroom: A gateway to creating an inclusive learning environment. // The Journal of Economic Education - 2000. - № 31, pp. 30-43.

7. Talbert R. Four Things I Wish I Had Known About the Flipped Classroom. // The Chronicles, June 5, 2014.

8. Tucker B. The Flipped Classroom. // Education Next, Winter, vol. 12, No. 1, 2012.

9. Walvoord B., Anderson V. Effective Grading: A Tool for Learning and Assessment. - San Francisco: Jossey-Bass, 1998.

© Енбаева Л.В., Иванова М.А., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.