УДК 378
Г. С. Бережная, С. И. Брызгалова
ТЕХНОЛОГИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
Представлена технология дифференцированной конфликтологической подготовки школьных педагогов. Технология включает в себя взаимосвязанные диагностический, целевой, содержательный, процессуальный и аналитический компоненты, разработанные с учётом требований принципа функционально-предметной дифференциации конфликтологической подготовки.
This article describes a technology of differentiated conflict studies-based training of school teachers. The technology embraces interconnected diagnostic, target, content, procedural, and analytic components developed in view of the requirements of the principle of functional and subject differentiation of conflict studies training.
Ключевые слова: конфликтология, подготовка педагогов, педагогическая технология, высшая школа.
Key words: conflict studies, teacher training, educational technology, university.
Конфликты в школьном социуме — явление закономерное и достаточно частое, а управление ими — необходимая составляющая управления педагогическим процессом в целом. Конфликтологическая подготовка педагогов становилась предметом внимания ряда ученых ([1; 3; 5] и др.), однако разработанные технологии в основном ориентированы на
Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2012. Вып. 5. С. 31 — 38.
подготовку учителя. Вместе с тем ответственность за состояние конф-ликтогенности школьного социума несут также представители администрации, специалисты психолого-педагогического сопровождения. Поэтому наряду с технологией, обеспечивающей формирование базовой конфликтологической компетентности, необходима технология дифференцированной подготовки педагогов общеобразовательного учреждения, которая учитывала бы специфику деятельности в сферах управления, учебно-воспитательного взаимодействия и психологопедагогического сопровождения.
В данной статье представлена технология дифференцированной конфликтологической подготовки, позволяющая перевести конфликтологическую компетентность на специальный уровень, в полной мере обеспечивающий способность работать с конфликтом в школе в управленческой сфере, сферах учебно-воспитательного взаимодействия и психолого-педагогического сопровождения. Технология может быть реализована в форме специального курса, изучаемого после базового курса «Школьная конфликтология» или «Конфликтология», либо входить в качестве специального раздела в базовый курс. Она включает в себя взаимосвязанные диагностический, целевой, содержательный, процессуальный и аналитический компоненты, разработанные с учётом требований принципа функционально-предметной дифференциации конфликтологической подготовки. Сущность данного принципа заключается в учёте особенностей функционально-предметного поля конфликтологической деятельности педагога при определении всех компонентов процесса его конфликтологической подготовки [2].
Диагностический компонент технологии дифференцированной конфликтологической подготовки педагогов средней школы включает в себя анкету, вопросы и задания, а также конфликтологические задачи, позволяющие оценить сформированность информационного и операционального компонентов конфликтологической компетентности управленческой сферы, сфер учебно-воспитательного взаимодействия и психолого-педагогического сопровождения.
Целевой компонент представлен следующей номенклатурой целей формирования компонентов информационного и операционального блоков конфликтологической компетентности, структурированной по сферам педагогической деятельности.
Информационный блок.
Управленческая сфера: сформировать знания об организационных конфликтах и управлении ими, об инновационных конфликтах и управлении ими; изучить нормативные основы регулирования конфликтов в школе, теоретические основы и опыт организации конфликтологического мониторинга в школе; сформировать знания о способах управления конфликтами с использованием административного ресурса.
Сфера учебно-воспитательного взаимодействия: сформировать знания о педагогических возможностях конфликтных ситуаций и конфликтов, о причинах организационных конфликтов в процессе обучения школьников и способах управления ими, о технологии посредничества учителя в конфликте, о коррекционно-развивающей работе с учащимися, направленной на профилактику конфликтов.
Сфера психолого-педагогической поддержки: сформировать знания о методах и приемах психотерапевтической работы с конфликтами, об основах психологического консультирования в конфликтных ситуациях, об основах психологического посредничества в конфликте, о технологиях конфликтологического обучения детей и взрослых.
Операциональный блок.
Управленческая сфера: сформировать умения и навыки для решения профессионально-конфликтологических задач:
• по мониторингу конфликта — разрабатывать нормативную базу конфликтологического мониторинга, организовывать и координировать работу других участников педагогического процесса по конфликтологическому мониторингу;
• по профилактике и предупреждению конфликта — умения по профилактике организационного и инновационного конфликта на уровне школы;
• по разрешению конфликта — разрабатывать эффективные процедуры регулирования и разрешения конфликтов и конфликтных ситуаций между всеми участниками педагогического процесса; создавать нормативную базу для них; разрешать конфликты с позиции третьего лица с использованием административного ресурса, владеть технологиями организационного воздействия на конфликты и конфликтные ситуации.
Сфера учебно-воспитательного взаимодействия: сформировать умения и навыки для решения профессионально-конфликтологических задач:
• по мониторингу конфликта на уровне класса, конкретной ситуации взаимодействия — наблюдать проявление конфликтогенов, факторов, имеющих вероятное влияние на развитие возникшей конфликтной ситуации; определять по прямым и косвенным признакам природу конфликта, объект конфликта и оппонентный круг, тип оппонента и тип конфликта; оценивать педагогические возможности конфликтной ситуации и конфликта; составлять карту конфликта; производить наблюдение (с позиции третьего лица) с целью выявления психофизического состояния оппонентов в данной конфликтной ситуации; соотносить объект конфликта с системой профессиональных и собственных ценностных ориентаций; формулировать цель последующей конфликтной деятельности; делать адекватный произведенному анализу конфликтной ситуации выбор конфликтного стиля или тактики посредничества;
• по профилактике и предупреждению конфликта — умения по профилактике организационного конфликта на уровне урока, класса; умения по ведению коррекционно-развивающей работы с учащимися;
• по разрешению конфликта — умения по разрешению конфликтов поведения и деятельности с учащимися; умения по использованию технологий посредничества в конфликтах между учащимися;
• по моделированию воспитывающих и обучающих конфликтных ситуаций — побуждать учащихся к созданию когнитивного конфликта в учебной деятельности и поиску способов его разрешения; использовать интерактивные методы обучения; владеть способами и приемами перевода конфликтной ситуации в воспитывающую.
Сфера психолого-педагогического сопровождения: сформировать умения и навыки для решения профессионально-конфликтологических задач:
• по мониторингу конфликта на уровне школы — наблюдать проявление конфликтогенов; определять природу конфликта, объект конфликта и оппонентный круг, тип оппонента и тип конфликта; оценивать педагогические возможности конфликтной ситуации и конфликта; составлять карту конфликта; производить наблюдение (с позиции третьего лица) с целью выявления психофизического состояния оппонентов в данной конфликтной ситуации; соотносить объект конфликта с системой профессиональных и собственных ценностных ориентаций; формулировать цель последующей конфликтной деятельности; осуществлять адекватный произведенному анализу конфликтной ситуации выбор конфликтного стиля или тактики посредничества; оказывать помощь учителям и классным руководителям в реализации мониторинга на уровне класса;
• по разрешению конфликта — владеть технологиями психологического посредничества;
• по оказанию психологической помощи в конфликте — владеть техникой психологического консультирования, навыками психологического посредничества, методами и приемами психотерапевтической работы;
• по организации конфликтологического просвещения (конфликтологического обучения) — использовать интерактивные методы обучения, тренинговые методики; владеть способами и приемами перевода конфликтной ситуации в воспитывающую; уметь отбирать, структурировать и излагать теоретический материал по конфликтологии.
Содержательный компонент технологии дифференцированной конфликтологической подготовки педагогов определяется прежде всего спецификой содержания профессионально-конфликтологической деятельности в управленческой сфере, сферах учебно-воспитательного взаимодействия и психолого-педагогического сопровождения. Основные дидактические единицы, раскрывающие содержательный компонент дифференцированной части технологии, представлены в таблице.
Содержание дифференцированной конфликтологической подготовки
Дидактические единицы
Управленческая сфера Сфера учебновоспитательного взаимодействия Сфера психолого-педаго-гической поддержки
Понятие организационного конфликта Организационные конфликты в школе Способы управления организационными конфликтами в школе Инновационные конфликты в школе Управление инновационными конфликтами в школе Педагогические возможности конфликтных ситуаций и конфликтов Организационные конфликты в процессе обучения школьников Управление организационными конфликтами в процессе обучения школьников Технологии посредничества учителя в конфликте Методы и приемы психотерапевтической работы с конфликтами Основы психологического консультирования в конфликтных ситуациях Основы психологического посредничества в конфликте Конфликтологическое просвещение в школе Технологии конфликто-
Окончание табл.
Дидактические единицы
Управленческая сфера Сфера учебновоспитательного взаимодействия Сфера психолого-педаго-гической поддержки
Нормативные основы регулирования конфликтов в школе Организация конфликтологического мониторинга Использование административного ресурса в управлении конфликтами Коррекционно-развивающая работа с учащимися как условие профилактики конфликтов логического обучения детей и взрослых Этические аспекты в деятельности педагога по разрешению конфликтов
35
Как видно из представленной в таблице совокупности дидактических единиц, отобранное содержание специальной конфликтологической подготовки отвечает требованиям принципа функциональнопредметной дифференциации.
Процессуальный компонент технологии можно представить в виде статической и динамической систем [7; 8, с. 108]. Статическая структура характеризует процесс в конкретный момент времени, а динамическая — последовательность этапов этого процесса. Статическая система нашла свое отражение в программах курсов, динамическая — в системе занятий. Еще один элемент процессуального компонента технологии — система задач. Под задачей понимается учебная форма задания на решение описываемой проблемной ситуации [4, с. 442]. Задача является той структурной единицей, которая образует замкнутый цикл функционирования знаний. Решая задачу, человек обнаруживает достоинства и недостатки своих знаний, умений, навыков, а решив задачу, обогащает свои знания, приобретает новые умения и навыки. Задачи могут одновременно функционировать и как инструмент диагностики, и как инструмент формирования нового знания [10]. Ниже приведем примеры задач технологии дифференцированной подготовки для каждой из сфер профессионально-конфликтологической деятельности. Все задачи разделены по трем блокам по функциональному критерию: учебные задачи, учебно-профессиональные задачи, профессиональные задачи [3; 6; 9].
Так, при изучении темы «Регулирование конфликтов в образовательном учреждении» (управленческая сфера) после изложения теоретического материала в форме лекции с использованием мультимедийной презентации обучающимся были предложены следующие учебные задачи:
1. Дайте определение понятия «регулирование конфликта».
2. Покажите взаимосвязь и различия понятий «регулирование конфликта» и «разрешение конфликта».
3. Дайте характеристику существующих институтов разрешения конфликтов в школе.
4. Какой из них наиболее приемлем для вашей школы?
5. Каковы цели деятельности конфликтной комиссии?
6. Как организуется ее деятельность?
Представим также вариант учебно-профессиональной задачи по этой теме, которая способствует формированию навыков практической работы с конфликтом в конфликтной комиссии.
Ситуация. В конфликтную комиссию обратились учащиеся за помощью в разрешении следующей ситуации: «Учитель задал на дом пять параграфов и на следующем уроке провел зачет. Выучить материал без учебника невозможно. Объясняя материал, учитель всегда говорит быстро. Ученики не успевают записывать, в результате за зачет получают двойки, которые нет возможности исправить, потому что отсутствуют учебники» (из анкет учащихся).
Задания:
1. Определите наиболее оптимальную модель деятельности конфликтной комиссии по разрешению данного конфликта.
2. Разыграйте заседание конфликтной комиссии по разрешению данного конфликта, используя выбранную модель.
3. Проанализируйте проведенное заседание, оценив его оптимальность и результативность.
Данная задача способствует развитию умений анализировать конфликт, выбирать модели разрешения конфликта в соответствии с его особенностями, разрешать конфликт с позиции третьего лица по выбранной модели.
При изучении темы «Моделирование конфликтов» (сфера учебновоспитательного взаимодействия) студентам были предложены следующие учебные задачи:
1. Какими диагностическими возможностями обладают конфликтные ситуации?
2. Какими формирующими возможностями обладают конфликтные ситуации?
3. Приведите примеры использования конфликтных ситуаций и конфликтов в педагогических целях (из литературы и собственного опыта).
4. В чем сущность метода психодрамы?
5. Охарактеризуйте развивающие и воспитательные возможности интерактивных методов обучения.
Учебно-профессиональные задачи могут иметь следующее содержание:
Ситуация. Заболел учитель русского языка и литературы. Заменять ее пришла пожилая учительница. Ученики класса привыкли к тому, что на уроках литературы у своего учителя они свободно выражали собственное мнение об изучаемых произведениях. На замене учительница изучала с ними Маяковского. Одна из учениц не согласилась с точкой зрения пожилой учительницы на творчество Маяковского. Учительница в ответ на это начала говорить, что девушка слишком много о себе возомнила и что она не имеет права говорить что-то против точки зрения учителя (из анкет студентов).
Задания:
1. Оцените педагогическую целесообразность поведения учительницы в описанной ситуации. Какие педагогические возможности ситуации были упущены?
2. Предложите свою модель развития познавательного конфликта в данной ситуации.
Решение подобных задач будет способствовать формированию умения анализировать конфликтную ситуацию с целью выявить ее педагогический потенциал и умения использовать стихийно возникающие конфликты, обусловленные характером изучаемого материала, в педагогических целях посредством их перевода в познавательные конфликты.
При изучении темы «Обучение школьников навыкам поведения в конфликте» (сфера психолого-педагогического сопровождения) учебные задачи были сформулированы следующим образом:
1. Каковы цели конфликтологического обучения школьников?
2. Какие формы и методы применяются для обучения школьников навыкам конструктивного поведения в конфликте?
3. Каковы возможности конфликтных ситуаций в конфликтологическом обучении школьников?
Приведем пример учебно-профессиональной задачи по данной теме:
Задание: Разработайте план внеурочного занятия по формированию у учащихся навыков конструктивного поведения в конфликте. Используйте тренинговые методики.
Данная задание направлено на формирование конструктивнопроектировочных умений в области конфликтологического обучения.
Завершая представление процессуального компонента технологии, заметим, что система учебных задач и заданий разрабатывается таким образом, чтобы обеспечить презентацию и моделирование всего спектра управляющей деятельности в конфликте в соответствии со сферами профессионально-конфликтологической деятельности.
Аналитический компонент выступает одним из условий, гарантирующих качество технологии. Объектами анализа становятся результат учебно-профессиональной деятельности обучающихся и деятельность преподавателя. Анализ результатов учебной и учебнопрофессиональной конфликтологической деятельности обучающихся педагогов осуществляется на материале данных по решению учебных и учебно-профессиональных задач. В аналитической деятельности исходят из следующего положения: высокий уровень сформированности умений и навыков управления педагогическим конфликтом подразумевает воспроизведение в результатах решения конфликтологических задач всех этапов управленческого решения. Последующему анализу подвергаются показатели: формулирование всех этапов принятия управленческого решения; достаточность предложенного содержания каждого этапа для его реализации. Для получения объективных и развернутых данных в результате анализа решений конфликтологических задач объединенные показатели систематизированы в программе, предложенной Н.В. Самсоновой [9]. Генеральным показателем деятельности преподавателя выступает организация совместной учебной и учебно-профессиональной конфликтологической деятельности [9]. В качестве метода аналитической деятельности используется метод наблюдения.
Итак, технология дифференцированной конфликтологической подготовки педагогов средней школы может быть представлена через совокупность взаимосвязанных диагностического, целевого, содержа-
тельного, процессуального компонентов, структурированных в соответствии со сферами профессионально-конфликтологической деятельности педагогов школы.
Список литературы
1. Базелюк В. В. Конфликтологическая подготовка будущего учителя в педагогическом вузе: Методология, теория, практика : дис. ... д-ра пед. наук. Челябинск, 2005.
2. Бережная Г. С. Принцип функционально-предметной дифференциации конфликтологической подготовки педагогов общеобразовательного учреждения // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. Вып. 11. Калининград, 2007. С. 25—30.
3. Дринка З. З. Дидактические условия подготовки студентов к решению профессиональных конфликтологических задач : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Калининград, 2000.
4. Зеркин Д. П. Основы конфликтологии : курс лекций. Ростов н/Д, 1998.
5. Иванова О. А. Система подготовки педагога к взаимодействию в конфликтной образовательной среде : автореф. дис. . д-ра пед. наук. СПб., 2004.
6. Ивченко Д. В. Формирование конфликтологической компетентности специалиста таможенной службы : автореф. дис. . канд. пед. наук. Калининград, 2000.
7. Ильин В. С. Формирование личности школьника (целостный процесс). М., 1984.
8. Клишина С. А. Философия науки. Наука и ценности. М., 2004.
9. Самсонова Н. В. Формирование конфликтологической культуры специалиста : дис. ... д-ра пед. наук. Калининград, 2003.
10. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 2005.
Об авторах
Галина Сергеевна Бережная — д-р пед. наук, проф., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград.
E-mail: [email protected]
Светлана Ивановна Брызгалова — д-р пед. наук, проф., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград.
E-mail: [email protected]
About authors
Prof. Galina Berezhnaya, Department of Socioeconomic Geography and Geopolitics, I. Kant Baltic Federal University, Kaliningrad.
E-mail: [email protected]
Prof. Svetlana Bryzgalova, Department of Educational Technologies, I. Kant Baltic Federal University, Kaliningrad.
E-mail: [email protected]