НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УДК 379.851; 379.83/84
С. М. Губаненков, Э. X. Циперсон
ТЕХНОЛОГИИ ВЫЖИВАНИЯ СТАНЦИИ ЮНЫХ ТУРИСТОВ (СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТУРИСТОВ Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
В 90-е гг. ХХ в. и 2000-е гг.)
Продолжение. Начало в № 1 2015 г.
Представлен ретроспективный анализ деятельности юных туристов, городская станция в Санкт-Петербурге, которые занимаются развитием детского и юношеского туризма и краеведения в регионе представляется. В статье анализируется влияние законодательства на развитие системы образования, организации массового спорта и туризма работе с подрастающим поколением. Влияние законопроекты представляются на фактических примерах.
The retrospective analysis of the activity of young tourists' city station in Saint-Petersburg dealing with the development of children and youth tourism and local lore in the region is submitted. The article analyzes the impact of legislation on the development of the education system, the organization of mass sport and tourism work with the younger generation. The impact of legislation is presented on actual examples.
Ключевые слова: дополнительное образование детей, деятельность городского учреждения, детско-юношеский туризм и краеведение, уровень развития детского туризма, правоприменительная практика, управление системой образования.
Keywords: children's additional education, performance of the city institution, children and youth tourism and study of local lore, the level of children tourism development, law-enforcement practice, education system management.
Как историк, я знаю цену свидетельствам очевидца, они стоят не меньше свидетельств действующего лица. Дело в том, что и то и другое является не больше чем версией происходивших событий.
Сопоставив все версии, мы можем получить... новую версию. Что было, то прошло безвозвратно.
Беспокойные девяностые...
В конце 80-х гг. XX в. начала разваливаться система советских профессиональных союзов и, как следствие, система советов по туризму при советах профессиональных союзов. По этой причине прекратилось финансирование деятельности Клуба юных туристов при ЛКТ и финансирование мероприятий по подготовке кадров для детского спортивного туризма. Эдуард Хаймович Ци-персон вернулся на Станцию в качестве основного работника. В 1992 г. Станция перестала существовать как самостоятельное учреждение, будучи объединенной с городской Станцией юных техников (или центром технического творчества - не помню, как она тогда называлась). Путем слияния двух учреждений образовалась Государственная организация «Молодежное», в которой в качестве структурного подразделения функционировал одноименный детский оздоровительный лагерь (ДОЛ), в свое время переданный станции юных техников из системы профтехобразования. На территории ДОЛ «Молодежное» стояли трамплины «для летающих лыжников», при лагере работала спортивная секция, руководители которой набирали детей в поселке Молодежное и в близлежащих поселках, административно расположенных в черте Петербурга.
Объединение Станции юных туристов со Станцией юных техников было первым объединением, которое пережила Станция юных туристов Ленинграда-Санкт-Петербурга. По общему мнению, объединение учреждений «в целях оптимизации управления» чревато потерей каких-либо направлений из деятельности объединяемых учреждений. Говорят, что иногда объединение как раз и затевается с целью что-нибудь потерять. Но очевидно, создание ГО «Молодежное» не имело целью потерять детский туризм. В новой организации Эдуард Хаймович продолжил работу, по сути, в той же должности, в которой трудился на Станции в 70-е и 80-е гг. В 1997 г. ГО «Молодежное» была расформирована, Станция под названием «Городской центр детско-юношеского туризма и экскурсий» (ГЦДЮТиЭ) вновь стала самостоятельным учреждением, а Э. X. Циперсон назначен директором Станции.
В ведении ГЦДЮТиЭ остались здания на улице Черняховского: гостиница (49Б) и все остальные городские подразделения уч-
75
реждения (49 А), а также ДОЛ «Молодежное». Были и еще территории: в поселках Репино, Серово, но на детский туризм в конце XX в. работали здания на улице Черняховского, и изредка принимал у себя семинары ДОЛ «Молодежное».
Тургостиница «Школьная» досталась под начало Э. X. Ципер-сона в долгах и в состоянии, требующем большого ремонта. Ремонт этот и посейчас продолжается, но долгов уже нет. В конце 90-х гг. поднимался вопрос о закрытии «Школьной» и передаче здания 49Б в распоряжении города. Гостиницу удалось отстоять, причем для этого понадобилось вмешательство вице-мэра Санкт-Петербурга, лично приехавшего посмотреть на объект и на месте решившего, что в Санкт-Петербурге должна оставаться хотя бы одна гостиница, специализирующаяся в приеме школьных групп из других городов. Зато помещениями в здании 49А «в тяжелую годину» пришлось поделиться: цокольный этаж вместе со спортзалом и четвертый этаж были сданы в аренду частным организациям, не имевшим никакого отношения к системе образования. В середине первого десятилетия нового века образовавшийся в 2001 г. Детский оздоровительно-образовательный туристский центр Санкт-Петербурга «Балтийский берег» пытался вернуть этажи из аренды. Тогда это не получилось. В настоящее время осуществляется очередная попытка, но чем все закончится, пока что не ясно.
В отличие от всех прошлых аренд, от последней аренды цокольного и четвертого этажа Станция не имела значительных выгод. Незначительные, возможно, когда-то имела, но у меня нет оснований ни утверждать, ни отрицать это как факт.
90-е, непростые для петербургской Станции юных туристов, были годами, во время которых усилиями директора Федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения (этот центр тоже в разное время назывался по-разному) Ю. С. Константинова был заложен нормативный фундамент для выживания детского туризма в новые времена. Я имею в виду три документа:
• Инструкцию по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации, утвержденную Приказом Минобразования РСФСР № 293 от 13 июля 1992 г.
• Положение о маршрутно-квалификационных комиссиях образовательных учреждений (МКК ОУ) Минобразования России, 76
утвержденное Приказом Министерства образования Российской Федерации № 223 от 28 апреля 1995 г.
• Положение об инструкторе детско-юношеского туризма, утвержденное Приказом Министерства образования РФ № 769 от 23 марта 1998 г.
Эти документы доступны, и их содержание должен знать не только туристский чиновник, но и педагог-турист тоже. Об использовании документов в нашей работе будет рассказано ниже.
В тяжелые 90-е гг. были утверждены и другие важные документы, например «Порядок и условия привлечения педагогических и других работников для работы в оздоровительных лагерях, летних оздоровительных дошкольных учреждениях, по проведению туристских походов, экспедиций, экскурсий и оплаты их труда» (утверждены Приказом Минобразования России № 113 от 29 марта 1993 г.). В пункте 8 этого документа педагогическим работникам, отправленным в поход во время, не совпадающее с их отпуском, кроме зарплаты, сохраняемой по основному месту работы, выплачивалась зарплата руководителя группы, идентичная зарплате руководителя структурного подразделения. В тексте документа речь велась не о какой-то доплате: нет, там напрямую говорилось о «второй» полноценной зарплате, начисляемой при сохранении первой. Таким образом снимались многие «социальные несправедливости», например невыплата руководителю детской туристской группы полевых доплат, доплат за работу в ночное время, доплат за переработку (за 24-часовую ответственность) и т. д. Разумеется, при попытке реализации этого положения я, например, постоянно сталкивался с тем, что бухгалтеров и экономистов учреждений и органов управления образованием начинала душить нешутейная «жаба». Но право на получение «двойной зарплаты» декларировалась в пункте восемь достаточно однозначно, а когда нас разговорами о невозможности получения двух зарплат одновременно стали обкладывать еще налоговики и юристы, я предложил устанавливать доплаты за руководство походами в размере второй зарплаты, гарантируемой называемым и не отмененным никем документом. При наличии средств - а у нас всегда были средства летней оздоровительной кампании школьников - такой вариант «прокатывал» и прокатывает по сегодняшний день. Хотя затруднения, конечно, случаются.
В 90-х гг. календарь массовых туристских мероприятий Станции уже устоялся, каждое из мероприятий обзавелось традиционными содержанием и сроками проведения. Весной проводился ночной кросс-поход «Кубок юных защитников Ленинграда», осенью - осенний слет как первенство по видам туризма, зимой -Звездный лыжный поход, посвященный снятию блокады Ленинграда, и зимний слет - первенство по лыжному туризму среди школьников. Все эти мероприятия в те годы стабильно финансировались Комитетом по образованию (бывшим ЛенгорОНО, Ленгла-вУНО) и давали возможность педагогу-туристу Санкт-Петербурга так планировать работу возглавляемых им детских объединений, что детям не скучно и полезно было заниматься туризмом и по девять и по двенадцать часов в неделю. Другое дело, что занятия туризмом постепенно все более превращались в два разных занятия: в содержании соревнований, проводящихся в течение учебного года, и походов, совершаемых в период каникул, общим оставался только туристский быт, причем не тогда, когда по нему проводились соревнования (конкурс «туристские навыки»), а в тот момент, когда ребята просто жили в палатках, готовили пищу и принимали ее. В остальном же туристские соревнования все более становились «вещью в себе», что в 1995 г. привело к появлению во взрослом спортивном туризме двух видов разрядных требований: отдельно для походов по видам туризма и отдельно для соревнований по туристскому многоборью. Отечественная система образования не сразу отразила эти изменения. Во всероссийских массовых туристских мероприятиях точно так же, как и в мероприятиях Станции, присутствовала (во всероссийском масштабе - присутствует до сих пор) никак не связанная ни с походами, ни с многоборьем конкурсная программа. Конкурсы же походов проводились в Санкт-Петербурге сами по себе и проводились стопроцентно заочно: в жюри конкурса сдавались письменные отчеты о путешествиях, жюри их рассматривало, расставляло по местам, а потом юные туристы собирались на итоговую конференцию и получали призы.
Массовые туристские мероприятия и соревнования спортивных походов проводились Станцией для туристских кружков школ, районных домов и дворцов творчества (в 90-е гг. дома и дворцы пионеров переименовались в дома и дворцы детского творчества) и, разумеется, для кружков собственно Станции. Кружки на Станции, как и во всем городе, продолжали существовать, не прекраща-78
лось и финансирование походов по линии летней оздоровительной кампании. То есть в целом детский туризм в Санкт-Петербурге пережил эти непростые годы достаточно благополучно, хотя произошло это не «само по себе», а благодаря усилиям многих конкретных людей, и в первую очередь благодаря самим юным туристам, которые продолжали хотеть путешествовать, и педагогам-туристам, которые хотели путешествовать не меньше детей и продолжали организовывать детские путешествия, несмотря на то что путешествовать без детей стало в новые времена намного проще, чем путешествовать вместе с детьми. Но путешествовать - и даже путешествовать вместе с детьми - можно очень по-разному. Можно «идти и идти», а можно идти и думать, как меняются в процессе движения дети и как сделать, чтобы дети менялись в лучшую сторону. Детский туризм как признанная на городском уровне система воспитания, обучения и развития подрастающего поколения сохранился благодаря усилиям управленцев этой системы, и в первую очередь Э. Х. Циперсона, а также благодаря усилиям функционеров городских органов управления образованием, таких, как Н. А. Зубрилова, начальник отдела воспитательной работы и дополнительного образования Комитета по образованию. Э. Х. Циперсон не только эффективно руководил сотрудниками Станции, но и сумел стать безусловным авторитетом для городского туристско-педагогического актива, без помощи которого не проводилось ни одно массовое мероприятие Станции. Н. А. Зубрилова просто не позволила себе забыть о существовании юных туристов и о значении, которое имел детский туризм для воспитания школьников. Это стало особенно важным в тот момент, когда значимость детского туризма в глазах чиновников управления образованием перестала поддерживаться «установками партии» и официальными документами Министерства образования и когда сами документы Министерства образования перестали быть хоть сколько-то значимыми в регионах России. Последнее, по моим наблюдениям, произошло «на стыке тысячелетий».
Из всех составляющих детского туризма в системе образования сложнее всего дело обстояло с подготовкой педагогов-туристов. Комитет по образованию был как-то еще готов тратить деньги на детские мероприятия, но не планировал тратить их на мероприятия для педагогов. Повышением квалификации педагогов занимались другие организации, в частности институт повышения
79
квалификации педагогических кадров, не готовивший педагогов-туристов и не имевший условий для такой подготовки. Вне системы образования продолжал существовать институт повышения квалификации туристско-экскурсионных работников, но он сосредоточил свои усилия на подготовке специалистов в области гостиничного бизнеса и экскурсионной работы. Подготовкой специалистов в активных формах туризма не занимались нигде: хлопотно это, недешево и небезопасно для карьеры организаторов такой подготовки. Был, наверное, шанс организовать эту работу по линии взаимодействия Станции и кафедры массовой физкультурно-оздоровительной работы и туризма института физкультуры имени П. Ф. Лесгафта, но что-то там у них не сложилось. В результате работа с педагогами-туристами в Санкт-Петербурге в 90-е гг. строилась следующим образом. Учительские соревнования проводились Станцией без специального финансирования зимой и осенью на дистанциях детских соревнований. Это позволяло, с одной стороны, дать возможность педагогам-туристам самим вспомнить то, чему они учили детей, а с другой стороны, организаторы соревнований обкатывали «на учителях» работу дистанций и судей перед приездом детей. В деятельности Школы инструкторов школьного (детско-юношеского) туризма и вовсе был перерыв до тех пор, пока ее финансирование не взял на себя «Общественный совет содействия спортивному туризму школьников Санкт-Петербурга» - общественная организация (без образования юридического лица), созданная соратниками и выпускниками Э. X. Циперсона.
Получается так, что в 90-е гг. Станция вела активную деятельность по всем традиционным для нее направлениям, но жила при этом достаточно бедно. Материальная база не обновлялась, гостиница отдавала долги, поэтому рассчитывать на средства «спецсчета» не приходилось. Я не буду рассказывать, откуда взялись долги у обычно приносящей доход тургостиницы «Школьная», во-первых, потому что не знаю, а во-вторых, потому что мне это не интересно. К теме детского туризма долги гостиницы прямого отношения не имеют. Но появившаяся за годы погашения долгов привычка тратить все заработанное гостиницей на гостиницу же не исчезла и после того, как все долги были погашены. Потребности гостиницы выросли и продолжают расти. Ремонт невозможно закончить, его можно лишь прекратить, но он, превращаясь в модернизацию, не прекращается. 80
Если упоминать все направления работы Станции, которые назывались в рассказе о 70-80-х гг., стоит упомянуть и о походах на лодках. Маршруты по Вуоксинской системе рек и озер всегда пользовались популярностью у педагогов и юных туристов Санкт-Петербурга. О работе в конце 90-х гг. детского палаточного лагеря на «Белой даче» рассказал сам Э. Х. Циперсон, но в своем утверждении, что после 2001 г. Детский оздоровительно-образовательный туристский центр Санкт-Петербурга «Балтийский берег» (далее - «Балтийский берег») не делал попыток проведения таких лагерей, Эдуард Хаймович не совсем прав. В 2003 г. «Балтийский берег» приобрел 15 лодок и соответствующее количество весел в намерении продолжить проведение лагерей. Все это произошло в самом начале моей работы директором Станции, и моего мнения о приобретении лодок никто не спросил. Узнав о покупке, я усомнился в целесообразности вложения средств. Дело в том, что сразу после закрытия лагеря на «Белой даче» у Дома детского творчества Петродворцового района появились лодки (возможно, те же самые лодки), и хранились они на Вуоксе, на берегу залива Рыбачий в удобном для эксплуатации месте. Добраться до нового места хранения можно было, как и на «Белую дачу», лишь по воде, но воды было всего двести метров. Эта преграда отгораживала место хранения лодок от лишних гостей, а людей, заказавших лодки еще в городе, встречал в нужном месте сотрудник на лодке и за сколько-то ходок перебрасывал группу с «исходного» берега на «целевой». Там группа получала прокатные лодки и буквально в ста метрах разбивала лагерь в еловом лесу, проводила тренировочные занятия и только затем выходила на Большой плес.
Информация о лодках была известна членам городского методического объединения, на семинарах объединения договаривались о прокате, в результате лодки предоставлялись «адекватным» руководителям, им этих лодок хватало, а с неадекватными руководителями старались не работать и владельцы лодок, и члены методического объединения. Ничего этого руководители Центра «Балтийский берег» не знали, ничего не спросили, лодки купили и затем на протяжении пары лет мы пытались «прокатывать» наши лодки, используя для хранения территорию базы «Розовый рассвет», расположенную непосредственно в Приозерске. Ежегодная перевозка лодок на базу и к месту их зимнего хранения (за сто с небольшим километров), а также плата за нахождение лодок на
территории «Розового рассвета» в сезон съедали всю прибыль, которую мог дать этот лагерь, а кроме получения прибыли и маскировки неудачности вложения средств, у проекта проката лодок с чужой территории не было другого резона. Педагогам эти лодки были не нужны: прокатных лодок в Приозерске и без наших пятнадцати было достаточно.
В 2012 г. вновь возникла тема водного лагеря. Нам предложили территорию бывшей базы ЛОСТиЭ с не очень удобной заброской, но в целом вполне пригодную для названной цели. Предложили, но. не дали. Поэтому лодки в количестве трех-четырех штук мы ежегодно использовали для проведения контрольного выезда групп, собирающихся в лодочные путешествия. А потом пришел срок, и все лодки списали, и снова не спрашивая у туристов. Но по характеру той работы, которую мы сегодня ведем, лодки для Станции были бы «непрофильным активом». Однодневное мероприятие на три-четыре лодки проще провести, взяв лодки напрокат, чем «заморачиваться» с оформлением документов на лодки, хранением и перевозкой этих громоздких плавсредств.
Последняя, на сегодняшний день, реорганизация Станции юных туристов
Происходящее с нами определяется множеством факторов, среди которых принято выделять объективные и субъективные факторы. Но стоит ли их выделять, если в каждом проявлении субъективного фактора при внимательном рассмотрении обнаруживается объективная обусловленность. Рассмотрим пример с нашими географическими соседями: с Ленинградской областной станцией юных туристов (ЛеноблДЭТС). В конце XX в. на здания, занимаемые этим учреждением в Санкт-Петербурге и в области, находилось много желающих ими владеть или хотя бы погреть при передаче прав на владение руки. Такие желания можно отнести к числу объективных факторов нашей действительности. Называются они «реставрация института частной собственности» и «коррупция». Воздействию объективных факторов противостоял вполне конкретный субъект, директор областной Станции юных туристов. Были суды, директор потратил на них много сил и энергии, и, пока он занимался судами, работа ЛеноблДЭТС понемногу сворачивалась: некогда было заниматься работой. Возникает вопрос: к числу каких факторов отнести мотивы, заставившие директора действо-82
вать так, как он действовал? Ведь можно было обменять здания станции на гарантированную возможность заниматься детским туризмом, руководя структурным подразделением того учреждения, в который передадут детский туризм, и используя немалый личный авторитет и наработанные за годы директорства связи. С точки зрения здравого смысла так и следовало поступить, но мой опыт наблюдения за директорами-мужчинами подсказывает мне, что девять директоров из десяти не согласились бы на разрушение руководимой ими структуры и ввязались бы в войну с «заведомо превосходящими силами противника». Сколько директрис ввязалось бы в войну на этих условиях, я не знаю, но уверен, что такие бы тоже нашлись. Вот и похоже, что действие одного объективного фактора натолкнулось на действие другого объективного фактора, связанного с природою человека. В рассматриваемом нами примере война за здания ЛеноблДЭТС оказалась неконструктивной. Пока директор судился, область привыкала к отсутствию координационного центра туристско-краеведческой работы со школьниками, педагоги «на местах» расслаблялись, стремление путешествовать начинало превалировать над педагогическим самосознанием. Война за здания закончилась закрытием ЛеноблДЭТС и созданием в одном из областных учреждений дополнительного образования туристско-спортивного отдела, то есть структуры, во многом подобной городской Станции в периоды с 1992 по 1997 г. и с 2001 г. по настоящее время, а также отделу краеведения и туризма городского Дворца пионеров (Дворца творчества юных). Я не знаю, предлагали ли бывшему директору ЛеноблДЭТС возглавить отдел, возможно, что уже и не предлагали. А может быть, он сам не согласился на это. На должность заведующего отделом был найден другой человек, но у него, скажем так, мало что получилось. Через несколько лет туристско-спортивный отдел реформировался в спортивный отдел, занимающийся туризмом постольку, поскольку в его составе оставались туристы. Они там и сейчас еще остаются, поэтому возрождение областного координационного центра туристско-краеведческой работы со школьниками не невозможно.
Понятно, что какие бы факторы там ни сталкивались, любая реорганизация эффективной структуры (а городская Станция практически все время своего существования относилась к числу эффективных структур) первоначально сказывается на ее эффективности. Если же по каким-либо причинам эффективность реоргани-
83
зуемой структуры непосредственно перед реорганизацией падает, структура может отмереть за ненадобностью, превратившись в другую структуру, с другим содержанием деятельности. Такой момент в жизни Станции имел место во время образования «Балтийского берега». И дело не в том, что Станция снова перестала быть самостоятельным учреждением - это уже с нею случалось, а в том, что, во-первых, будучи директором ГЦДЮТиЭ, Э. X. Циперсон не нашел на свою прошлую должность (руководитель спортивно-массового отдела) по-настоящему полноценной замены. Не смог найти или не захотел находить - это мне неизвестно, но в любом случае во время его директорства детский туризм в Санкт-Петербурге не развивался, а всего лишь пытался не исчезнуть совсем. Во-вторых, во время образования «Балтийского берега» Эдуард Xаймович, скажем так, оказался не в созидательном настроении, а другого лидера возле него не нашлось. Возможно, Э. X. Циперсону, как, вероятно, и директору ЛеноблДЭТС, помешали амбиции, но, скорее всего (будущее это показало), за пять директорских лет, во время которых Э. X. Циперсон пытался и гостиницу ремонтировать, и туристскую работу вести, он устал, и ему нужен был отдых: перерыв в боях за туризм. В конце концов, во время войны воинские части тоже не все время держали на передовой, иногда их отводили в тыл для переформирования. А в это время на передовую выводились новые части.
«Балтийский берег» образовался путем объединения ГЦДЮТиЭ и детского оздоровительного лагеря «Солнечный». Директором образованного учреждения стал директор лагеря «Солнечный». Структурное подразделение «Балтийского берега» Станция юных туристов разделила третий этаж здания 49А со спортшколой. Откуда взялась эта спортшкола и что из себя представляла?
Структурное подразделение ГО «Молодежное» детско-юношеская спортивная школа образовалось в первой половине 90-х гг. Ее образование было связано с активностью специалиста в области спортивного ориентирования, но в ее состав вошла и секция по прыжкам на лыжах с трамплина, которую вели подвижники из поселка Молодежное. Во времена ГЦДЮТиЭ, благодаря спортивным и административным успехам, школа получила статус специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва, а в числе культивируемых ею видов спорта появилось скалолазание. Административные и учебные (скалодром) помещения 84
спортивной школы располагались на третьем этаже здания 49А вместе с административными и учебными помещениями Станции юных туристов. Ситуация заставляла напоминать двух медведей в одной берлоге.
Вскоре после образования «Балтийского берега» учреждению понадобились не только своя хозслужба и бухгалтерия, но и свой методический кабинет: для работы с лагерями да и вообще потому что положено. Назревало решение вывести существующий методический кабинет из состава Станции, где он поначалу остался, и напрямую подчинить заместителю директора «Балтийского берега» по учебной работе. А еще из отдела военно-патриотического воспитания, образованного в ГЦДЮТиЭ и после реорганизации учреждения тоже поначалу остававшегося в составе Станции, было решено образовать самостоятельное, то есть не подчиненное Станции, структурное подразделение - Центр гражданского и патриотического воспитания. Короче говоря, ГЦДЮТиЭ, как Станция юных туристов, все более растворялся в составе новых структурных подразделений «Балтийского берега», и вместе с ним могла раствориться и функция Станции. Эта угроза была реальной еще и потому, что Э. Х. Циперсон не стал директором Станции юных туристов в составе «Балтийского берега» и не оказывал на происходящие во вновь образованном учреждении процессы никакого влияния.
Человека на должность директора Станции юных туристов нужно было срочно найти. Сделать это было не очень и сложно, поскольку в традициях города эта должность считалась почетной. Но чтобы найти, нужно хотеть найти, нужно искать. Руководство «Балтийского берега» активно искало и со второй попытки нашло меня. Вторая попытка оказалась удачнее, чем первая, - я на этом посту задержался. В ноябре 2002 г. началась моя «война за туризм».
Первое, чего мне удалось добиться, это оставить методический кабинет в распоряжении Станции. Наверное, его не успели сделать самостоятельной структурой «Балтийского берега» потому, что заведующим методическим кабинетом на тот момент как раз и числился Э. Х. Циперсон, совершенно не горевший желанием заниматься методическим сопровождением работы детских оздоровительных лагерей. Увольнять его как-то так сразу было не очень удобно, да и человека на его место еще нужно было найти.
Это не относилось к числу первоочередных дел, меня нашли раньше, и я устроил небольшую панику по поводу того, что если на Станции продолжает работать городское методическое объединение, то при нем обязательно должен работать и методический кабинет. Это, в общем, было не обязательно, но мне, слава богу, поверили и больше к этому вопросу не возвращались. Методическая служба «Балтийского берега» постепенно формировалась из отчекрыженных от структурных подразделений или новых методических ставок.
Если кому-то кажется, что все, о чем я сейчас говорю, не является важным, я прошу его обратиться к заголовку нашей работы и вспомнить, что мы обещали рассказать не о технологиях работы Станции юных туристов, а о технологиях ее выгживания. Смолоду и со стороны мне казалось, что все происходящее вокруг нас на работе имеет обезличенную объективную обусловленность, но после того, как я приблизился к достаточно высоким - по меркам образования - уровням руководства, я обнаружил, что объективная обусловленность подобна линии горизонта: ты идешь к ней, а она - от тебя. Она точно присутствует - ведь ты ее видишь, но в непосредственной от тебя близости все решают конкретные люди: их субъективные предпочтения и ухищрения. В начале моей карьеры «полудиректора» (заведующего отделом «Станция юных туристов») существование Станции зависело от моих ухищрений, впоследствии направление ее деятельности во многом стало зависеть от моих предпочтений. Например, когда я единолично решил сконцентрировать усилия сотрудников Станции на детских походах, отведя туристским соревнованиям вспомогательную, хотя и очень важную (контрольную) роль, мне никто не помешал сделать это. Впрочем, мое решение не было волюнтаристским. Я учитывал объективные факторы, о которых еще расскажу. Пока же могу сказать, что в практике любого руководителя всегда бывает в достатке и «ухищрений», и «предпочтений». Я рассказываю о своих, во-первых, потому что они попросту были, а во-вторых, потому что без них было нельзя.
Вернемся к Станции начала 2000-х. Сидящая на третьем этаже спортивная школа с вожделением поглядывала на учебные аудитории Станции. Помещений школе - главным образом, недавно появившимся в ней скалолазам - на тот момент действительно не очень хватало, а кабинеты Станции временами действительно ос-86
тавались пустыми. Как известно, «свято место пусто не бывает», и, если его не займешь немедленно ты, через какое-то время его займет кто-то другой. Но заполнить детьми учебные помещения Станции немедленно не представлялось возможным. На начало нового тысячелетия учебная часть Станции организовывала работу более чем семидесяти «объединений обучающихся» (новое название старых «кружков»), но семьдесят из них работали на базах школ и в помещениях Станции не появлялись. К слову сказать, семьдесят туристских кружков Станции юных туристов на тот момент времени ежегодно все вместе совершали не более двух десятков походов, так что за учебной частью Станции уже закрепилось название «Рога и копыта». У этой ситуации были свои объяснения, которые не спасли бы учебную часть, если бы ситуация не изменилась. Но она изменилась. Изменялась она с разных сторон. Во-первых, мы «прошерстили» школы города в поисках учителей, ходящих в походы со школьниками «по зову души» или проводящих с ними экспедиции по темам своих школьных предметов. Мы предложили этим учителям начать получать деньги за проводимую ими работу. А вот от педагогов дополнительного образования туристской направленности, работавших на Станции, но не ходящих в походы, мы достаточно быстро избавились, обнаружив, что они не только не ходят в походы, но и не проводят с детьми регулярных занятий и потому не способны предъявить детей в нужное время. Через несколько лет на Станции работали только сорок объединений (сорок два), ежегодно совершающих столько же туристских походов и экспедиций. Существует мнение, что за сокращение групп и детей в образовательном учреждении руководитель учреждения немедленно лишается должности. В моем случае никто ничего не лишился.
Новых педагогов для Станции удалось найти не вдруг и не сразу, а с помещениями нужно было срочно что-то решать. И я решил. Мне подумалось, что чем меньше «спортсмены» будут видеть, как живет Станция, тем меньше нехороших мыслей по ее поводу будет у них возникать. На первом этаже здания 49 А располагался актовый зал ГЦДЮТиЭ, затем - «Балтийского берега», а на третьем этаже в относительно небольшой аудитории спортсменами был оборудован скалодром для боулдеринга (не путать с боулингом!). Никакого другого зала для скалолазания у нас придумать нельзя, потому что спортзал в доме 49А по улице Черняховского
находился в бессрочной «аренде», а на этажах потолки были низкими. Но по площади актовый зал был больше, чем «зал-скалод-ром», актовый зал был узким и достаточно «страшненьким», и, главное, на первых порах он не был нужен «Балтийскому берегу». Я предложил руководству учреждения поменять залы местами: актовый зал поднять на третий этаж, а зал для боулдеринга спустить на первый, спустив туда же и администрацию спортивной школы, благо там для нее нашлись помещения. Все устроилось «ко всеобщему удовольствию». Скалолазы выиграли в рабочем пространстве, мы полностью размежевались со «спортсменами», первый и третий этажи получали своих ответственных лиц в виде руководителей структурных подразделений. И хотя на третьем этаже теперь находился небольшой актовый зал «Балтийского берега», ни «спортсмены», ни «патриоты» (ЦГПВ) не появлялись в этом зале особенно часто, особенно после того, как там была развернута постоянная экспозиция Музея истории детско-юношеского и молодежного туризма в России. В дальнейшем в активно развивающемся Центре «Балтийский берег» происходили многие изменения, но главное случилось тогда: Станция получила свой удел, пусть маленький, но зато полностью свой.
Надо сказать, что Станция всегда находила «общий язык» с руководством «Балтийского берега» и с функционерами Комитета по образованию Санкт-Петербурга, куда директор Станции по инерции, оставшейся от ГЦДЮТиЭ, все еще имел доступ. Технологический секрет способности договариваться заключался в том, что со стороны Станции никогда не выдвигалось требований, пусть даже и справедливых, но могущих показаться нескромными и чрезмерными. Еще один технологический принцип можно сформулировать так: «Никогда не приходи к начальству просить. Всегда приходи ему что-нибудь дать, и только потом попросить». Сложность применения этого принципа заключается в том, что порой бывает непросто понять, что именно ты можешь дать руководству: дать такого, что и ему было бы нужно, и тебе не противно. Второй сложностью, а точнее, опасностью применения этого принципа было слишком хорошо объяснить своему руководству, чем ты (Станция) можешь быть полезен этому руководству. Я знаю пару туристских отделов в городе, превратившихся, в конце концов, в организационно-массовые отделы, проводившие всевозможные массовые мероприятия для руководства учреждения или района. Я знаю одного в 88
прошлом директора городского (не петербургского) центра детско-юношеского туризма, ушедшего с этой должности, потому что у него было все: была зарплата, квартира, машина, но не было возможности заниматься туризмом: условия для таких занятий не создавались, руководство города предлагало ему не суетиться и проводить всевозможные асфальтовые показухи по праздникам. Ему это было скучно, и он покинул свой пост. Если вспомнить, как называется моя сегодняшняя должность (заместитель генерального директора по организационно-массовой работе), можно подумать, что я пошел на то, на что не пошел тот бывший директор, В. Н. Гоголад-зе, но на самом деле это не совсем так. На сегодняшний день получается, что я взял на себя несколько дополнительных функций в обмен на дополнительные условия для работы Станции юных туристов, и сделал я это тогда, когда на Станции меня по ряду позиций уже было кем заменить. Впрочем, ход этот до сих пор представляется мне не однозначным, возможно, в перспективе я выясню, что ошибся, но перспектив у меня, слава богу, остается всего ничего: через два года я войду в возраст пенсии, если только родимое государство не предложит мне поработать еще какое-то время.
Стоит заметить, что наш рассказ о технологиях выживания является рассказом о практическом опыте, а не рассказом об итогах научных исследований. А опыт опыту рознь. Например, в тех же условиях, что и Станция юных туристов, в Санкт-Петербургском городском Дворце творчества юных функционировал отдел краеведения и туризма, а в каждом из восемнадцати районов нашего города в районных домах творчества юных первоначально тоже существовали отделы туризма и краеведения. Правда, кое-что об их работе рассказал уже Э. X. Циперсон, а я, в свою очередь, к его рассказу могу добавить следующее наблюдение: в начале 2000-х гг. во Дворце творчества юных города Пушкина (в Царском Селе) историческим краеведением занимались, как минимум, два методиста, а вся туристская работа со школьниками и та же «Зарница» поручалась одному полуставочнику. Объективный (Царское Село) и субъективный (директриса Дворца) факторы здесь совпали по вектору, и, по словам сотрудников Дворца, все у них очень хорошо получалось, но я не мог удержаться от скепсиса, выслушивая их рассказы о том, с каким увлечением пушкинская шпана (а там таковая присутствует) изучает петербургский этикет в краеведческих объединениях.
В других районах факторы-векторы, бывало, смотрели в разные стороны, но все равно, на сегодняшний день из восемнадцати районов Санкт-Петербурга районные опорные центры туристской работы со школьниками существуют едва ли в пяти. В остальных районах они растворились. Причины? Все указывает на субъективный и конкретно человеческий фактор. Да, в начале 90-х гг. прошлого века туризм в образовательных учреждениях перестал активно поддерживаться государством, но биосоциальные предпосылки для развития туристско-краеведческой работы со школьниками (стремление детей к новизне, их желание путешествовать) примерно в равных количествах существовали и существуют в каждом районе. А туризм всюду развит по-разному. Районы в Питере тоже, конечно же, не одинаковые, но вот еще один интересный пример из прошлого и настоящего нашего города. Северное побережье Финского залива в городской черте территориально относится к Курортному району Санкт-Петербурга. Там мало школ и много лесов. Там вокруг почти всюду сельская местность, и потому у местных школьников потребность общения с природой удовлетворяется без специальных занятий туризмом. Несмотря на это, многие годы директриса районного учреждения дополнительного образования пытается развивать детский туризм в Курортном районе. Пытается и -не находит специалиста, который захотел бы этим заняться. На южном побережье залива тоже мало школ и тоже много лесов, но там специалисты нашлись, и туризм в школах Петродворцового района достаточно развит. Вот такое вот наблюдение.
Короче говоря, объективные предпосылки существования туризма в школах никуда не исчезли. Их, безусловно, стало меньше, чем было в третьей четверти прошлого века, но оставшихся вполне достаточно для того, чтобы туризм существовал там, где кому-то из управленцев хотя бы и третьего уровня всерьез хочется, чтобы он был. На сегодняшний день ряд школ имеет сильный туризм, ряд школ ничего не имеет. Все решают кадры и, как это ни странно, традиция. Детский туризм в образовательных учреждениях прививается не в одночасье, но если привьется, существует подолгу, несмотря на имеющиеся проблемы существования. Традицию существования важно не потерять. Потерянную восстановить бывает непросто.
Взявшись за руководство Станцией юных туристов, я первые годы работал «по лекалам» Э. Х. Циперсона, разделяя характерное 90
для него увлечение проведением массовых туристских мероприятий. Но жизнь не стояла на месте, соревнования по туристской технике все более становились «спортом высших достижений», теряя всякую связь с реальной техникой преодоления препятствий на туристских маршрутах. В то же время полнообъемная и качественная работа маршрутно-квалификационной комиссии на начало 2000-х оставалась в далеком прошлом. Этот участок работы надо было поднимать, обновляя состав МКК, проводя контрольные выезды, маршрутные консультации, соревнования спортивных походов. Необходимость проведения контрольных выездов диктовалась задачами повышения безопасности путешествий, в конце прошлого века травматизм детских походов вышел в Санкт-Петербурге на пик, поставивший под угрозу существования всего детско-юношеского туризма. Проведение контрольных выездов в форме массовых туристских мероприятий имело свою специфику, отличающую ее от спортивных соревнований по многим параметрам. По этой причине я увидел перед одной Станцией юных туристов два объема работы: объем работы по линии МКК, включающий массовые контрольные выезды, и объем работы по линии спортивного туризма в группе дисциплин «дистанция» с проведением большого количества спортивных соревнований. С одной овечки брать две шкуры я отказался в силу невозможности этого действия и выбрал первый объем. Объективные (необходимость) и субъективные (мое предпочтение) предпосылки этого выбора, по моему мнению, присутствовали примерно в равных объемах, в то же время мне не хотелось оставлять на произвол судьбы и спортивные туристские соревнования. Какое-то время я потратил на налаживание работы городской федерации спортивного туризма, добыл в городском спорткомитете небольшой бюджет для туристов и передал этот бюджет вместе с необходимостью проведения спортивных соревнований городской федерации. Все это звучит очень гладко: как задуманное и осуществленное мной действие. На самом деле ничего из сделанного не было бы возможным, если бы в городе не нашлось человека, готового взвалить на свои плечи львиную долю организационной работы по проведению соревнований. К счастью, такой человек нашелся (А. В. Шендерович), за ним стоял выращенный в детском туризме педагогический туристско-спортивный актив, педагоги хотели самостоятельности, и они ее получили - в рамках работы городской федерации. Станция же юных туристов сосредото-
чилась на налаживании работы городской и районных маршрут-но-квалификационных комиссий, на проведении массовых контрольных мероприятий и городского конкурса спортивных походов и экспедиций обучающихся.
Превращению соревнований по технике преодолений препятствий туристских маршрутов в спорт способствовало не только существование дееспособной городской федерации, но и открытие в спортивной школе городского Дворца творчества юных отделения спортивного туризма. В 2007 г. во Дворце закрылся отдел краеведения и туризма, а педагоги, продолжавшие работать в Клубе туристов-географов (клубное объединение обучающихся, которым я руководил до перехода на работу в «Балтийский берег»), были переподчинены директору спортивной школы. Дело у них пошло хорошо, и в настоящее время ими подготовлено несколько мастеров спорта, а старший тренер спортшколы ГДТЮ, насколько мне известно, назначен старшим тренером сборной России. Не осталась без туризма и спортшкола «Балтийского берега». В настоящее время в ней работает отделение рафтинга, а я являюсь президентом городской федерации рафтинга. В походном аспекте раф-тинг - это водный туризм, но в качестве вида спорта он - самостоятельный вид, по которому проводятся чемпионаты Европы и мира. Рафтинг - это новый вызов туристам, принятие которого не портит им технику совершения путешествий (хотя порою не оставляет времени на путешествия). В результате принятия этого вызова в Санкт-Петербурге появились мастера спорта по рафтингу. В обращении к виду спорта «рафтинг» и игнорировании вида спорта «спортивный туризм» нет непоследовательности. Вот наши резоны: один из четырех видов туризма (пеший, лыжный, горный и водный) Станция в спортивном аспекте еще могла «потянуть». Все четыре или хотя бы два, включая наиболее развитый пеший, - уже не могла. Детским пешим туризмом в городе было кому заниматься, водным туризмом, кроме нас, заниматься было категорически некому. Спортивный туризм в дисциплинах «дистанция пешеходная» искажает технику совершения путешествий, рафтинг оставляет ее в полном порядке. Сегодня, не считая городского конкурса спортивных походов и экспедиций, Станцией юных туристов проводится двенадцать массовых мероприятий в год, из которых три больших мероприятия имеют отношение к технике совершения пеших походов, три, включая соревнования по рафтингу, - к тех-92
нике водных походов, два - к технике лыжных походов, и одно - к технике горных походов. Из перечисленных мероприятий семь проводятся в формате контрольного выезда. Кроме этого Региональная маршрутно-квалификационная комиссия в порядке исключения организует приемы контрольных выездов у отдельных туристских групп. Как известно, многодневные массовые туристские мероприятия, проводимые в условиях природной среды, - это очень трудоемкие мероприятия, и больше, чем мы делаем сегодня, при существующем кадровом и материальном обеспечении мы делать не сможем.
С кадрами в детском туризме не становится проще. Школа инструкторов детско-юношеского туризма работает каждый год, в числе наших педагогов много выпускников этой школы, но проблема выживания детского туризма состоит не в дефиците педагогов-туристов, а в дефиците управленцев системы туризма в образовательных учреждениях. Педагогам-туристам проще - они путешествуют, туристские управленцы в конторах сидят и помогают готовить детские туристские путешествия. Управленец, не знакомый ни с технической спецификой, ни с духом детского туризма, управлять им не сможет, значит, нужно, чтобы им управлял путешественник. А где найти достаточно путешественников, готовых ради высокой цели сохранения детского туризма в отечественной системе образования отказаться от собственных путешествий? Это не просто, поэтому их не хватает. И это - основная проблема выживания и развития детского туризма в настоящем и в будущем.
О других проблемах говорить не очень хочется, потому что уже надоело. В заключение к своей части нашей совместной работы Эдуард Xаймович говорил, что туризм потерял масштабность развития потому, что перестал рассматриваться обществом (точнее, все-таки государством) в качестве формы подготовки подростка к службе в армии. Думаю, что проблему нужно рассматривать шире, потому что то, что у нас сейчас происходит, касается не только туризма. Во-первых, людей, профессионально проверяющих чью-то работу, становится едва ли не больше, чем людей, делающих эту работу, и первые мешают вторым. Во-вторых, похоже, что мы всерьез решили навести во всем абсолютный порядок, забывая, что ничего абсолютного в природе не существует. И наконец, слишком многие из нас норовят навести порядок на своем участке работы, не понимая, что их часть работы - это всего только
93
часть, и важно, чтобы порядок был не в отдельных частях, а в нашей общей совместной работе, которая при этом не должна потерять свою эффективность. Ну и так далее. Что же до детского туризма конкретно, то основная опасность для него сегодня заключается в том, что нормативная база туристско-краеведческой работы с детьми, оставаясь по смыслу приемлемой, устарела по форме и местами противоречит вновь принимаемым нормативам общего, не туристского плана. Привести нормативную базу туризма в соответствие с нормативной базой всего образования очень трудно, потому что нормативная база образования и соприкасающихся с ним сфер общественной жизни часто противоречит сама себе. В результате такого положения дел сегодня на федеральном уровне активнее всех защищает детский туризм С. В. Минделевич, «заслуженный боец туризма России», «рыцарь без страха и упрека», которого мало беспокоит принципиальная нерешаемость задач, за решение которых он с ходу берется. Поэтому иногда у него получается чего-то добиться. За последние несколько лет на федеральном ведомственном уровне (не в образовании) был принят ряд документов, имеющих отношение к организации путешествий с детьми. Все эти документы через год-другой после принятия, мягко говоря, признавались неоптимальными и «дорабатывались». Но в эти годы детский туризм нес большие потери. Образно говоря, в попытках добиться абсолютной безопасности детского отдыха и забыв, что ничего абсолютного в природе не существует, мы, взрослые, сегодня готовы загнать наших детей под купол стационарного лагеря, сравнять все неровности попавшего под купол рельефа, заасфальтировать или покрыть синтетическим газоном всю площадь под куполом, а еще выкачать из-под купола воздух на том основании, что в воздухе обитают бактерии. Такой подход к детскому отдыху несовместим не только с самодеятельным детским туризмом, но и вообще с пребыванием в естественной природной среде, включая заказники, заповедники, национальные и природные парки. Поэтому в очередной раз детский туризм, а также все полевые виды спорта и естественнонаучные экспедиции находятся сегодня под угрозой исчезновения. Утешает лишь то, что на моей профессиональной памяти детский туризм всегда находился в таком положении. И педагоги-туристы, и управленцы подсистемы туризма в системе образования привыкли считать ненормальное нормой и редко отводятся с передовой в целях отдыха. 94
Фундаментом туристского благополучия в системе образования Санкт-Петербурга многие годы была и все еще остается летняя оздоровительная кампания. Итоговые походы и экспедиции обучающихся туристско-краеведческих объединений проводятся в формах детского отдыха. В упрощенном понимании этого слова отдыхом они, конечно же, не являются, но являются, безусловно, оздоровительными. Детям не нужен трехмесячный отдых для того, чтобы пролежать его на диване. Детям не нужно даже прекращать обучение, им необходимо отдохнуть от многочасового сидения на уроках и в процессе выполнения домашних заданий. Слава богу, что у наших детей хватает ума не делать всех домашних заданий. В противном случае они заканчивали бы школьное обучение и оформляли себе инвалидность. Школа отнимает здоровье, походы его возвращают. Поэтому можно считать, что в походах дети все-таки отдыхают: отдыхают от школы, отдыхают от города, нагружающего их большими количествами полезной им информации и еще большими количествами информации вполне бесполезной. В ходе полевого детского отдыха не прекращается образование и осуществляется оздоровление участников походов и экспедиций. Включение всех форм туристских мероприятий, проводимых в условиях природной среды, в число форм детского отдыха выглядит вполне обоснованным.
В Санкт-Петербурге детский отдых субсидируется из городского бюджета. В разные годы субсидия на одного ребенка в походе (раньше субсидия называлась дотацией) колебалась от ста до шестисот рублей в день. В 2014 г. она - шестьсот, в начале 2000-х была только сотней. Бюджетные деньги очень трудно освоить. Не удержусь и скажу: меры, предпринимаемые государством против хищения или, как минимум, нецелевого использования государственных средств, в какой-то степени затрудняют хищения, но еще больше затрудняют освоение средств в предназначенных для этого целях. Тем не менее шестьсот рублей в день - это сумма, ради которой можно поиграть по предлагаемым правилам. Мы и играем. В последние годы у нас появилась возможность включить стоимость походов и экспедиций в стоимость госуслуги по реализации той или иной образовательной программы, мы апробируем и такую возможность. В то же время мы расширили сроки летней оздоровительной кампании, прибавив к трем летним месяцам май и сентябрь (полевые туристские месяцы) и добились получения субси-
95
дий на проведение осенних и весенних походов и экспедиций. В целом можно сказать, что, если бы не необходимость осваивать субсидию крайне сложным и доказано неоптимальным путем (вот только кто будет слушать наши какие-то там доказательства!), мы бы жили и вовсе неплохо. Знали мы и намного худшие времена.
Так же обстоит дело и с финансированием проведения массовых туристских мероприятий. В начале 2000-х мы проводили мероприятия без использования целевых средств, на энтузиазме и старых материальных запасах. Так продолжалось достаточно долго, но не могло продолжаться всегда. В какой-то момент (при появлении целевых бюджетных программ) я переименовал все мероприятия Станции, стилизовав их под мероприятия, проводимые в целях профилактики наркозависимости. Так, например, смотр-конкурс спортивных походов и экспедиций «По родной стране» превратился в смотр-конкурс «По здоровой стране». Звучит анекдотом, но это, как говорят, «прокатило». Самое интересное, что менять пришлось только название мероприятий. Содержание изменять не пришлось. Все массовые туристские мероприятия в том виде, в каком мы их проводили, все походы и все экспедиции могут эффективно использоваться и как средство оздоровления, и как средство гражданского и патриотического воспитания, и как средство профилактики наркозависимости и асоциального поведения. Это - туризм.
Сейчас мы получаем субсидии на все мероприятия, какие проводим. Мы изрядно «прибарахлились», улучшив материальную базу. В свое время я с разовых корпоративных халтур купил «Ниву», чтобы ездить на ней по лесам при работе с детьми. Сейчас мы ездим на казенном УАЗ-Патриоте с прицепом. Примерно так же обстоят дела и с другими материальными запасами. Но я не обольщаюсь. Мы и прежде работали хорошо, и если в прежние годы у нас не было средств, а теперь они есть, почему бы хорошим временам снова не смениться плохими? В том, что времена покуда хорошие, я не вижу прямой нашей заслуги.
Ну вот. От рассказа о прошлом мы перешли к прогнозам на будущее. Это верный признак то, что заявленная тема нами исчерпана. В заключение - резюме, которое и должно быть коротким. Детские походы и экспедиции вот уже больше ста лет организуются на фундаменте биологических и социальных потребностей всех действующих лиц: и подростков, и педагогов. Но чтобы детский 96
туризм уцелел на этом фундаменте, в организации системы турист-ско-краеведческой работы со школьниками необходимо применять и стратегические расчеты, и тактические ухищрения. И еще нужно очень много работать. Чем хуже становятся времена, тем больше нужно работать. А когда времена неплохие, необходимо больше работать для того, чтобы они оставались хорошими. Работники Станции юных туристов Санкт-Петербурга и вчера и сегодня представляли собой коллектив трудоголиков. Этот коллектив и должен оставаться таким, потому что по-другому ему просто не выжить. В каких-то городах и в каких-то районах станции закрываются, в каких-то - продолжают существовать. Разница между закрывшимися и уцелевшими станциями заключается в степени трудоголизма сотрудников и в ясности их понимания того, чем они действительно хотят заниматься, а чем - не хотят. Если все это присутствует, Станция выживет во все времена. Трудоголизм - обязательно, ясный ум - по возможности, любовь к путешествиям - всенепременно. Вот Вам, коллеги, и все резюме. Вот и главный технологический принцип. Кадры решают все, поэтому нужно заниматься не угадыванием мыслей высокого руководства, не строительством и развитием материальной базы учреждения, а, в первую очередь, кадрами. Технология на этом заканчивается. Далее начинается психология.
УДК 37.012; 371.8.061; 371.844
Л. В. Алиева
СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА ЧЛЕНА ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Раскрываются роль и содержание педагогической диагностики в выявлении и реализации образовательной специфики детского туристско-крае-ведческого объединения учреждения дополнительного образования в личностном росте обучающихся - подростков.
There is shown the role and content of pedagogical diagnostics in the identification and realization of educational specifics of children tourism and local lore institution of additional education in the personal growth of the trained teenagers.