комплексного методического обеспечения сетевой формы реализации образовательных программ в системе непрерывного образования; наличие эффективной системы повышения квалификации преподавателей-тьюторов, работающих с пожилыми людьми, позволят решить задачу ликвидации компьютерной безграмотности, преодолеть психологический барьер и получить онлайн-постобразование и поддержку после обучения на протяжении 6 месяцев. После чего люди «третьего
возраста» смогут работать абсолютно самостоятельно.
1. Фонд ООН в области народонаселения. — ия-: www.un.ong/nu/ecosoc/unfpa/
2. База данных ФОМ. — Ш1_: bd.fom.nu/
3. Заседание президиума Госсовета по вопросам развития системы социальной защиты пожилых людей. — ия-: www.knemlin.nu/tnanscnipts/46397
4. Государственная программа «Информационное общество (2011- 2020 годы)». — ия_: govennment.nu/ docs/11937, minsvyaz.nu/nu/doc/?id_4=1095
УДК/UDC 378.1 С. А. Дочкин, Е. С. Мичурина
S. Dochkin, E. Michurina
ТЕХНОЛОГИИ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ЗНАНИЙ КАК НЕОБХОДИМЫЙ АСПЕКТ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ УНИВЕРСИТЕТА VISUALIZATION OF KNOWLEDGE TECHNOLOGY AS NECESSARY ASPECT OF UNIVERSITY ACADEMIC STAFF TRAINING
В статье поднимаются проблемы внедрения технологий визуализации знаний в обучение. Авторами рассматриваются как теоретические подходы, так и практический опыт по подготовке преподавательского состава организаций профессионального образования к применению технологий в данной сфере, приводятся результаты исследования, отражающие существующие проблемы. Представлен опыт организации повышения квалификации педагогов по вопросам использования средств визуализации на основе информационно-коммуникационных технологий.
This article discusses the implementation of imaging technology knowledge in teaching. The author considers theoretical approaches and practical experience in training teachers of educational institutions professional education to the use of technology in this field, and presents the results of studies that reflect the existing problems. Presents the experience of organization of training teachers in the use visualization tools based on information and communication technologies.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, визуализация знаний, профессиональное образование, современные требования к педагогическим работникам.
Keywords: information and communication technologies, visualization of knowledge, professional education,professionaldevelopment, teacher training, electronic resources.
Последние десятилетия развитие российского общества характеризуется сильным влиянием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на все сферы человеческой деятельности, обеспечивающих распространение информационных потоков, формирующих глобальное информационное пространство, которое с каждым годом все сильнее воздействует на процессы жизни человека, социальных групп, каждого отдельного государства, мирового сообщества в целом. Неотъемлемой частью этого влияния остается информатизация, являющаяся одним из путей модернизации российского образования. Вполне закономерно, что это сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике воспитательно-образовательного процесса, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям и способствовать гармоничному развитию личности, ее подготовке к комфортной деятельности в информационном обществе. Подготовка будущего магистра, специалиста,
бакалавра, рабочего, способного длительное время оставаться конъюнктурным, востребованным рынком труда, в полной мере реализуя свой потенциал, требует современного мировоззрения и новой информационной культуры личности, которую необходимо формировать в процессе обучения.
Современное профессиональное образование испытывает потребность и в новых педагогических технологиях, и в информационно-коммуникационных технологиях с эффективными способами переработки, передачи и использования информации, и в исследованиях, обеспечивающих использование ИКТ в продуктивном, открытом для творчества образовательном процессе. Более того, в процессе обучения должны формироваться способности обучающихся по систематизации, выделению существенных сторон изучаемых объектов, по информационному моделированию, в том числе с использованием визуальных средств, которые обеспечат выпускнику комфортную деятельность в «обществе информации».
Соответственно, интенсификация обучения средствами ИКТ уже не может ограничиваться закупкой и установкой персональных компьютеров (ПК), использованием тестовых компьютерных и обучающих программ или локальных образовательных ресурсов. Информатизация профессионального образования (ПО) — целостный процесс изменения содержания, методов и организационных форм профессиональной подготовки специалистов на данном этапе формирования информационного общества. По мере внедрения новых ИКТ в жизнь человека и в образование очевидно, что информационный поток будет в такой мере способствовать достижению образовательных целей, в какой обучающиеся обучены восприятию этой информации в различных формах. В последнее время особое внимание уделяется именно визуализации результатов деятельности и информации в целом.
Вопросы развития навыков визуализации информации и визуализации мышления не являются чем-то новым для педагогической науки, свидетельством этому служат работы Р. Арн-хейма, П. Я. Гальперина, Р. Грегори, А. Р Лурия, Н. А. Резник, П. Колеса, В. П. Зинченко.
Современные технологии дают новый толчок в этом направлении, требуя от пользователя (руководителя, менеджера, специалиста, техника, рабочего) определенного уровня развития визуального мышления, где визуаль-
ное мышление понимается как человеческая деятельность, продуктом которой является порождение новых образов, создание новых визуальных форм, несущих определенную смысловую нагрузку и делающих значение видимым [4; 9].
Но остается вопрос: насколько существующий образовательный процесс современного вуза, техникума, колледжа способен сформировать необходимый уровень визуального мышления выпускника, в какой степени сами преподаватели (профессорско-преподавательский состав вузов, педагогические работники образовательных организаций ПОО) сами обладают достаточным уровнем визуального мышления? При этом речь идет не об использовании конкретных программных и технических средств, а о концептуальном переосмыслении их использования.
Имеющийся опыт применения ИКТ в подготовке студентов вузов, обучающихся и преподавателей ПОО всех уровней позволяет сделать вывод, что современные ИКТ способны интенсифицировать учебный процесс за счет повышения темпа, индивидуализации обучения, моделирования ситуаций, увеличения активного времени каждого обучающегося и усиления наглядности. В основном это достигается преимуществами ИКТ, заключающимися в организации познавательной деятельности обучающихся средствами моделирования; тренировкой полученных знаний в новых ситуациях; в имитации типичных ситуаций профессиональной деятельности; возможности организации автоматизированного контроля результатов обучения, развития творческого мышления, комплексного представления информации.
Одним из перспективных направлений применения средств ИКТ является расширение использования сетевых ресурсов и сервисов, а также переход к профессиональному и широкому использованию визуализации в образовательном процессе с приданием средствам визуализации регулятивных функций. Еще на первых этапах внедрения в учебный процесс электронных образовательных ресурсов (ЭОР) особую значимость приобрели принцип наглядности и его реализация средствами ИКТ. При этом в условиях все более активного использования мультимедиасредств, предполагающих комбинированное информационное воздействие на органы чувств обучающегося и, следовательно, на способы предъявления информации: ведущим видом
восприятия информации при работе со средствами ИКТ остается зрительное. Это обусловлено высокой значимостью визуального восприятия окружающего мира человеком в ходе процесса познания, ведущей роли образа в процессах восприятия и понимания, необходимости подготовки сознания человека к деятельности в условиях «визуализирующегося» и «кибернезирующего» мира и увеличения информационной нагрузки.
Визуализацией (лат. visualis — воспринимаемый зрительно, наглядный) часто считают представление числовой и текстовой информации в виде графиков, диаграмм, структурных схем, таблиц, карт, рисунков и т. д., но понимание визуализации как процесса наблюдения предполагает минимальную мыслительную и познавательную активность обучающихся. Необходимо понимать, что этот «способ» далеко не простая реализация дидактического принципа наглядности. Данная дефиниция имеет много интерпретаций, что и затрудняет применение данной технологии в целом. Под визуализацией, как правило, понимается всякий способ обеспечения наблюдаемости реальности, а результатом визуализации, или визуальной моделью, считают любую зрительно воспринимаемую конструкцию, имитирующую сущность объекта познания. В общем виде визуализация выступает как промежуточное звено между учебным материалом и результатом обучения, как механизм, позволяющий «уплотнить», оптимизировать процесс познания, очистив его от второстепенных деталей. Часто отмечается, что выбор способа визуализации информации и структурирование информации непосредственно влияет на эффективность всего процесса информационного моделирования.
Интерес к визуализации объясняется развитием человеческой деятельности, нарастанием потоков информации, для освоения которой становятся непригодными традиционные методы и средства. Для дальнейшего накопления, освоения, хранения, переработки и передачи информации необходимы новые, компактные, мобильные средства отражения объективного мира в сознании субъекта, и визуализация — одно из этих средств. Одних средств визуализации мало — необходимы педагогические работники, способные их освоить и использовать в своей деятельности, выстраивать образовательный процесс, опираясь на комплексное представление информации. Информационная насыщен-
ность учебного материала требует специальной подготовки от педагога. Соответственно, возникает проблема подготовки педагогических работников с целью формирования их готовности к эффективному решению педагогических задач с использованием методов структурирования, уплотнения и визуализации знаний, в том числе с помощью средств мультимедиа, с умением эффективно подать учебный материал для его системного усвоения. Как отмечает Э. В. Миндзаева: «...Мышление едино: если преподаватель активизирует визуальное мышление своих учеников, то тем самым воздействует на их мышление в целом» [7, с. 157].
Проведенные исследования среди педагогических работников учреждений профобразования различных уровней показали, что педагоги уже активно используют средства ИКТ в своей профессиональной деятельности. За период с 2007 по 2014 г. число преподавателей, использующих средства ИКТ и интернет-приложения на своих занятиях, увеличилось с 27 до 81 %, желание постоянно использовать средства ИКТ характерно для 89,7 % педагогов (58,6 % пять лет назад), пользоваться интернет-приложениями — для
78,1 % (в 2007 г. — 56,3 %) [4]. В процентном соотношении доля педагогов, использующих мультимедиасредства для презентации собственных достижений, в первую очередь для визуализации полученных результатов, за десять лет выросла от 1—2 до 86,1 %. Эти данные свидетельствуют, что педагоги уже обладают необходимым уровнем подготовки в области ИКТ, однако этого еще недостаточно для того, чтобы в полной мере освоить и внедрять технологии компьютерной визуализации [5].
Проблема заключается в том, что для внедрения средств и способов визуализации недостаточно простого наглядного отображения какого-либо объекта с использованием современных средств ИКТ, как это понимается многими преподавателями. Действительно, если понятие «наглядность» связано с демонстрацией конкретных моделей, вещей, предметов, процессов, явлений, опытов, то есть какого-либо уже существующего образа, заданного заранее, то визуализация предполагает процесс формирования мыслеобраза и вынесение его из внутреннего плана деятельности человека. Это своего рода проекция несуществующего образа. Визуализация является сложным психологическим процессом, который оказывает влияние на развитие
зрительной памяти, ассоциативного, образного и логического мышления обучающихся. «. Восприятие и мышление нуждаются друг в друге, их функции взаимодополнительны: восприятие без мышления было бы бесполезно, мышлению без восприятия не над чем было бы размышлять» (Р. Арнхейм) [1, с. 164].
Готовность преподавателей к использованию средств ИКТ с возможностью отображения различных объектов и готовность преподавателей к визуальному представлению знаний с использованием ИКТ — разные вещи. Как показали исследования, 12 % преподавателей ПОО не разделяют понятия «визуализация» и «наглядность», 27 % — не считают необходимым специально осваивать технологии сжатия информации, овладевать приемами в работе со средствами ИКТ, а 31,7 % — считают достаточным увеличить количество иллюстративного материала, чтобы интенсифицировать процесс обучения [5]. Готовность преподавателя к визуализации предполагает наличие у него определенного набора свойств и личностных качеств, обеспечивающих владение способами представления учебного материала в сжатом виде и создания когнитивных графических изображений и визуальных образов; наличие развитого визуально-образного мышления и знания правил композиции, представления цветов и основ цветовых моделей; умения сохранять, тиражировать, обрабатывать и передавать визуальную информацию. Сложность формирования данных свойств обусловливается и тем, что современные педагогические технологии не предполагают использования средств визуализации, кроме как в целях реализации принципа наглядности, и типовые технологии подготовки педагогических кадров не включают в себя конкретные модули, разделы, темы по изучению как психологических основ визуализации, так и технических аспектов решения данной проблемы в ходе образовательного процесса. Однако направление развития современного мирового информационного общества явно свидетельствует о том, что необходимо переходить от наглядности как одного из принципов дидактики, вспомогательного средства обучения к полноценному использованию визуального мышления и его механизмов в процессе формирования профессиональных компетенций выпускников (и не только в области ИКТ!).
Как показали исследования, проводимые с педагогическими работниками учреждений довузовского профобразования и высшей шко-
лы, недостатки в подготовке преподавателей ведут к применению технологии визуализации исключительно в рамках средств наглядности для сопровождения объяснения учебного материала [8]. При этом не учитывается, что уже сама наглядность подразумевает значительную степень произвольности связи образа и собственно иллюстрируемого учебного материала, что приводит к негативным результатам: неверному пониманию обучающимися сути рассматриваемого материала из-за неправильно представленного наглядного объекта, который не разъясняет сложный материал, а только сбивает с толку; рассеиванию внимания обучающихся и повышению утомляемости из-за избыточности содержания, что ведет не к активизации мыслительной деятельности, а к ее блокированию. Как показал опрос,
86,1 % обучающихся считают необходимым применение визуальных способов предоставления информации, однако почти 91 % отметили, что при большом количестве наглядных образов и схем внимание притупляется и уровень усвоения материала и интерес снижаются. Более 77 % обучающихся отметили (!), что когда формулы или графики лектор строит на доске, материал воспринимается легче и является более доступным, чем в случае, когда тот же процесс происходит на экране монитора или интерактивной доски [5].
Известно, что активное владение наглядным материалом возможно только в том случае, когда объекты мышления при помощи образа наглядно объясняются. Соответственно, ошибочно мнение преподавателей, которые считают, что простой показ картинок, иллюстраций, слайдов, изображающих объект, позволяет обучающимся понять мысль. Информацию о предмете не удастся непосредственно передать обучающемуся, если не представить этот предмет в структурной и ясной форме, и здесь преподаватель должен помочь восприятию, но не словами, а структурированием рисунка.
Как отмечает Р. Арнхейм, «.ни само ... умение создавать изображения, ни достоверная реальность образов не дают гарантий, что материал передает именно то, что нужно. ... Представляется важным отойти от традиционной точки зрения, согласно которой картины дают . лишь сырой материал, а мышление начинается только после того, как информация уже получена . мышление осуществляется посредством . характеристик, встроенных в образ, и потому образ должен быть сформи-
рован и организован разумно, чтобы наиболее важные его свойства были видимы. Должны быть ясны . соотношения между компонентами, должно быть понятно, что причина ведет к следствию; все соответствия, иерархии должны быть показаны.» [2, с. 187].
В настоящее время теория визуализации развивается достаточно активно, широкое применение получили понятия «визуальная информация», «визуальное мышление», «визуальный учебный материал», «визуальные модели», «когнитивная визуализация», «структурное квантование». В качестве одной из основных концепций визуализации нами в ходе повышения квалификации педагогических работников учреждений довузовского и высшего профессионального образования использовалась концепция когнитивной визуализации. Ее принцип основывается на психологических закономерностях, в соответствии с которыми эффективность усвоения материала повышается, если наглядность в обучении выполняет не только иллюстративную, но и когнитивную функцию, используя когнитивные графические учебные элементы [6]. Наш выбор данной концепции был обусловлен двумя аспектами: необходимостью интенсификации учебного процесса и имеющимся опытом использования визуальных средств представления данных. Проведенные исследования и наблюдения показали, что благодаря возможностям визуализации удается представлять большие объемы информации в лаконичной, свернутой, логически организованной форме, удобной для обучающихся. Информационная насыщенность повседневной жизни современного человека требует специальной подготовки материала, и наиболее эффективным способом обработки и компоновки информации в этом случае является ее «сжатие».
Однако сокращение объема, «сжатие» учебного материала для его усвоения, не может считаться целью, более важным является качество усвоения материала и глубина его понимания. В то же время, как показали исследования коллег, технология когнитивной визуализации позволяет существенно интенсифицировать учебный процесс [6]. При этом использование компактных средств представления знаний (основы ориентировочных действий, блок-схемы, графы, структурнологические схемы, опорные сигналы, знаки) достаточно хорошо освоено педагогами в системе профессионального образования,
соответственно требовалась только более детальная проработка их использования с применением современных технологий.
Данные факторы позволили сформировать спецкурс в рамках психолого-педаго-гической подготовки педагогических кадров профессиональных образовательных организаций, в том числе и вузов, акцентировав внимание на освоении технологии когнитивной визуализации с применением средств ИКТ. Спецкурс включил в себя рассмотрение теоретических основ и практических способов по облегчению восприятия знаний, их переработке, снижению доли словесных методов обучения, а также по использованию методик формирования готовности обучающихся к учебной деятельности в информационно насыщенной среде.
Преподавателям были предложены для изучения и последующего применения основные приемы структурирования и визуализации учебного материала: отбор учебного материала, структурно-логический анализ и построение структурно-логической схемы учебной информации; выделение ядра темы, методологических и прикладных аспектов темы; расположение учебного материала с учетом логики формирования учебных понятий; подбор опорных сигналов и их кодировка; поиск внутренних логических взаимосвязей и межпредметных связей; составление первичного варианта, компоновка материала в блоки, критическое переосмысление первичного варианта, перекомпоновка, перестройка, упрощение; введение цвета; озвучивание и окончательная корректировка опорного конспекта, схемы или другого визуального средства. Также был использован более компактный алгоритм, предложенный О. А. Горлицыной, состоящий из четырех этапов: выявление основных смыслообразующих вербальных элементов текста — выбор знаков визуализации — кодирование вербальных элементов при помощи выбранных визуальных знаков — декодирование графической модели в вербальную форму [3].
Преподаватели познакомились с опытом работы с фреймами (М. Мински), опорными конспектами (В. Ф. Шаталов), дидактическими многомерными моделями (В. Э. Штейнберг), mind-maps (Т. Бьюзен), базовыми элементами зрительного образа (Г. В. Лаврентьев, Н. Е. Лаврентьева), картами памяти (Б. Депортер). Отдельно в ходе практических занятий с педагогами обращалось внимание на закономерности визуальной информации, учет
которых являлся обязательным при составлении схемно-знаковых моделей.
Обучающие должны владеть умениями выделять основные понятия темы, вокруг которых следует группировать дополнительную информацию, иметь развитое наглядно-образное мышление и творческое воображение. Конечно, творческий преподаватель найдет приемы, позволяющие включить обучающихся в активную деятельность по выделению понятий темы и перевод учебной информации на язык визуализации. Этому способствуют методы работы с информационными источниками и познавательной деятельности обучающихся на основе осуществления неконтекстных мыслительных операций с основными смыслообразующими терминами и базовыми понятиями дисциплины. Особое место в данном процессе следует уделять обучению студентов способам представления вербальной информации в графической форме. Как отмечают исследователи, «самостоятельная визуализация знаний помогает не только эффективному усвоению студентами соответствующей информации, но и активизирует их познавательную деятельность; развивает у них способность связывать теорию с практикой; формирует навыки визуальной культуры; воспитывает внимание и аккуратность; повышает интерес к учению» [3].
Работа по освоению приемов визуализации педагогическими работниками учреждений ПО и профессорско-преподавательского состава (ППС) вузов была выстроена поэтапно: изучение теории вопроса, освоение способов сжатия, кодирования и декодирования информации, работа с интеллект-картами; освоение пассивных приемов (подготовка статистических изображений, работа с текстовыми редакторами); освоение активных приемов (создание презентаций, работа с базами данных, виртуальными библиотеками); комбинированные приемы (подготовка и представление материалов в сети Интернет, работа с локальными и сетевыми электронными учебными пособиями, контролирующими системами). В ходе работы осваивались графические редакторы Adobe Photoshop, CorelDraw, PaintShop Pro, Paint.NET, GIMP, OpenOffice.org Draw, Inkscape; текстовые редакторы из состава MS Office, OpenOffice.org Writer; программы MS PowerPoint, OpenOffice.org Impress, программы для подготовки анимации Adobe Flash Professional, Adobe Dreamweaver CS6. В дальнейшем было добавлено изучение ос-
нов работы со средой designVUE, сервисом RealtimeBoard, инструментами поддержки концепт-маппинга VUE (Visual Understanding Environment). Особенность последнего продукта — его открытость и ориентация на свободное программное обеспечение.
Такая детальная и разносторонняя подготовка преподавателей обусловлена быстрыми темпами внедрения электронного обучения в деятельность образовательных организаций всех уровней. Ведь именно при электронном обучении в структуре виртуального занятия, в схеме подачи и представления учебного материала от преподавателя требуется не просто выложить текст на ту или иную платформу, а особым образом структурировать учебную информацию и запрограммировать ход обучения, спланировав возможные варианты.
Следует отметить, что особую значимость в процессе широкого внедрения представленных подходов приобретает комплексная и системная работа всех педагогических работников. «Самые лучшие намерения учителя биологии будут с трудом восприниматься недостаточно подготовленными учащимися, если те же самые принципы не применяет в работе учитель математики» (Р Арнхейм] [1, с. 48]. Данное положение получило подтверждение еще на этапе внедрения средств информатизации в образовательный процесс и формирования компетентности в области ИКТ, когда единичные попытки использования компьютеров и средств наглядности на основе ИКТ не обеспечили требуемой интенсификации занятий, прироста уровня мотивации обучающихся и снижения временных затрат. И только комплексность и единство подходов педагогических коллективов к процессу внедрения средств ИКТ в повседневную деятельность преподавателей в аудиторное и внеаудиторное время обеспечили достижение поставленных целей.
Следует признать обоснованность позиции наших коллег, предлагающих на постоянной основе обучать студентов педвузов теории и практике визуализации знаний, инженерии знаний, формируя графическую грамотность не только для отдельных специальностей, а для всех обучающихся [3]. Применение средств ИКТ, визуализация знаний как способ предоставления информации, «когнитивная визуализация» как технология восприятия мира не являются самоцелью. Выявление и использование приемов визуализации в профессиональном обучении составляют
основу для продуктивной деятельности в информационном пространстве, обеспечивают подготовку обучающихся к будущей жизни, формируют коммуникационную культуру в ее различных аспектах.
1. Арнхейм Р. В. В защиту визуального мышления // Новые очерки по психологии искусства. — М.: Прометей, 1994. — 352 с.
2. Арнхейм Р. В. Искусство и визуальное восприятие. — М.: Прогресс, 1974. — 393 с.
3. Горлицына .ОА. Обучение студентов педагогических
вузов: визуализации знаний // Психология и пси-
хотехника. — 2012. — № 12. — С. 75 - 78. — Ш1_: www.nbpublish.com/go_to_article.php?id=22350.
4. Зинченко В. П. Современные проблемы образования и воспитания //Вопросы философии. — 1973. — № 11. — С. 42 - 46.
5. Информационно-коммуникационные технологии в воспитательно-образовательном процессе учреждений начального и среднего профессионального образования: достижения, проблемы, перспективы : инф. мат-лы [Т. С. Панина и др.]. — Кемерово : ГОУ «КРИРПО», 2009. — 112 с.
6. Манько Н. Н. Когнитивная визуализация дидактических объектов в активизации учебной деятельности // Известия Алтайского гос.университета. — 2009. — № 2(62). — С. 22 - 28.
7. Миндзаева Э. В., Мативосова Ж. В. Визуальное мышление как фактор формирования ИКТ-компетенции студентов вуза // Вопросы современной науки и практики. — 2011. — № 1(32). — С. 155 - 158.
8. Формирование ИКТ-компетентности педагогических работников системы профессионального образования: монография / Т. С. Панина, С. А. Дочкин и др. — Кемерово : Изд-во ГОУ «КРИРПО», 2008. — 336 с.
9. Резник Н. А. Методические основы обучения математике в средней школе с использованием средств развития визуального мышления. — URL: www.vischool.-nxt.nu/ avtoref/rez_aref.htm.
УДК/UDC 378.147:004.92 М. М. Ожга
M. Ozhga
МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ-ПЕДАГОГОВ СИСТЕМАМ ТРЕХМЕРНОГО КОМПЬЮТЕРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ MODEL OF TEACHING THREE-DIMENSIONAL COMPUTER-AIDED DESIGN SYSTEMS TO FUTURE ENGINEERS-TEACHERS
В статье рассмотрено применение общих принципов педагогического моделирования, уточнены понятия модели и моделирования. Обоснованы и разработаны модели обучения будущих инженеров-педагогов компьютерного профиля в контексте систем объемного компьютерного проектирования.
This article examines general principles of pedagogical modelling and provides definition of model and modelling. Models of teaching threedimensional computer-aided design systems to future engineers- teachers of computer sciences were rationalized and developed in the article as well.
Ключевые слова: модель обучения, моделирование, инженер-педагог, объемное компьютерное проектирование, компьютерная графика.
Keywords: teaching model, modeling,
teacher-engineer, three-dimensional computer-aided design, computer graphics.
Интенсивное развитие компьютерных технологий в последние десятилетия и требова-
ния общества к использованию специалистами компьютерных средств профессиональной деятельности обусловливают необходимость совершенствования и переосмысления подготовки специалистов различного профиля. Одной из первоочередных задач сферы образования является повышение качества подготовки будущих инженеров-педагогов — специалистов компьютерного профиля, поскольку именно они обеспечивают подготовку рабочих кадров для производства в условиях информатизации общества и компьютеризации профессиональной деятельности.
Важной составляющей инженерной деятельности и инженерной подготовки является проектирование, которое в современном мире выполняется средствами компьютерных технологий, в том числе в формате 30. Но как показывает анализ педагогического опыта, обучение объемному компьютерному проектированию происходит на основе эмпирических подходов, то есть отсутствует научно обоснованная методика обучения трехмерному про-