2001
Вестник Пермского университета
Юридические науки
Выпуск 2
ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ СЕМЕЙ В.Г.Кобелева
Рассматриваются особенности социальной работы с семьей, а также возможность использования различных технологий для решения семейных проблем.
В теории социальной работы общепризнанным считается положение о том, что семья - главный объект социальной работы. В семье, как в зеркале, отражаются основные проблемы общества: малообеспечен-ность, безработица, конфликты между поколениями, одиночество и др. Проблемы отдельных членов семьи - это всегда проблемы семьи в целом. Так, утрата работы одним из членов семьи непосредственно влияет не только на материальный статус семьи безработного, но и на психологический климат в ней, на отношения между детьми и родителями. Поэтому в рамках системного подхода работа с нуждающимися в помощи членами семьи предполагает работу и с другими её членами, т.е. с семьей как системой.
Социальная работа с семьей - многоаспектное понятие. Она основывается на понимании того, что семья - это сложное социальное образование. С одной стороны, это малая социальная группа, с другой - социальный институт. Работа с семьей как с малой социальной группой предусматривает коррекцию внутрисемейных отношений, оказание семье социально-экономической, социально-психологической, социально-педагогической, социально-правовой помощи. Поддержка семьи как социального института включает разнообразные виды помощи в осуществлении функций семьи, консультирование, профилактику отклоняющегося поведения родителей и детей.
Семья - система закрытая. Ее жизнь протекает вне посторонних глаз, многие её стороны скрыты от наблюдения, о многих можно судить лишь по косвенным признакам. Поэтому истинную причину семейной дисгармонии подчас нелегко определить. В связи с этим работа с семьей требует длительного времени для наблюдения и изучения.
© В.Г.Кобелева, 2001
271
Важное правило в работе с семьей - помнить о многообразии современной семейной жизни и не предполагать, что нуждающая в помощи семья «работает» так же, как семья социального работника. Представляется невозможным и бесполезным пытаться воспроизвести стиль собственной семьи в других семьях. Система ценностей и представлений специалиста по социальной работе может не совпадать с представлениями клиента.
Что мы имеем в виду, говоря о технологиях социальной работы с семьей? Технологии социальной работы — это совокупность научных знаний, средств, приемов, методов и организационных процедур, направленных на оптимизацию объекта социального воздействия. В данном случае объектом социального воздействия является семья. В социальной поддержке особенно нуждаются семьи многодетные, пожилых людей, неполные, молодые, семьи «группы риска» и др.
К важнейшим технологиям социальной работы с семьей относятся социальная диагностика, социальная профилактика, социальная терапия. Не менее актуальны технологии социальной защиты, социальной помощи и социальной поддержки. Их реализация позволяет осуществлять адресную социальную помощь прежде всего остро нуждающимся и слабо социально защищенным группам населения, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
В практике социальной работы широко используют комплексную технологию семейной терапии, которая включает такие технологии, как консультирование, терапевтическое воздействие, социальная помощь. Семейная терапия может иметь особенности, с учетом которых внимание семейного социального терапевта акцентируется на активизации клиента или его окружения [3].
В последние годы в Российской Федерации возросло значение и такой комплексной технологии, как социальное обслуживание семьи и детей. Данная технология реализуется через создание сети учреждений, имеющих специфические цели, определяемые типовым положением этих учреждений. В системе учреждений, призванных сохранить социальное и физическое здоровье семьи, базовым является центр социальной помощи семье и детям, имеющий возможности оказывать разнообразные социальные услуги.
В работе с любым типом семьи необходима диагностическая фаза - этап оценки ситуации в семье. Поэтому технология под названием «социальная диагностика» является обязательной при оказании любого воздействия на семью. Диагностическая фаза в работе с семьей предполагает оценивание семейных проблем; ее цель - выяснить, как «работает» данная семья и в какой помощи она нуждается.
272
Для проведения социальной диагностики следует собрать как можно более полную информацию о семье, т.е. воссоздать историю семьи, исследовать взаимоотношения в ней, систему взглядов, правил, ценностей, способы принятия решений, разрешения конфликтов, адаптации к изменениям. Чтобы понять, что представляет собой семья, нужно «войти» в нее.
При первом визите в семью социальный работник должен получить следующую информацию: данные о родителях, детях, родственниках; материальные и жилищно-бытовые условия жизни семьи; моральная и психологическая обстановка в семье; отношения родителей и детей; виды помощи, которая когда-либо оказывалась семье, и др.
На диагностическом этапе используются различные методы сбора информации, в том числе наблюдение, анализ документов, интервьюирование, анкетирование.
Среди специальных методов следует выделить составление семейного дерева - генограммы, графического изображения истории семьи. Генограмма - это схема семейной истории, создаваемая по определенным правилам и отражающая взаимоотношения в поколениях прародителей, родителей и в самой исследуемой семье. Воспроизведение родового дерева - процесс захватывающий; в него вовлекаются даже те члены семьи, которые могли не общаться друг с другом месяцами. Итоговая картина несет определенную информацию: чрезмерно частые овдо-вения или разводы в восходящих или боковых ветвях семьи могут свидетельствовать о негативной биологической предрасположенности либо о врожденных личностных проблемах.
К числу методов диагностики относится также составление карты взаимоотношений, которое может быть полезным упражнением с целью определения систем взаимоотношений клиента и их воздействия на членов семьи. При вычерчивании карты взаимоотношений целесообразно выяснить у клиента, какие связи, взаимоотношения он хотел бы укрепить или, наоборот, ослабить. Это также один из способов записи большого объема информации в сжатой форме.
Одной из диагностических методик является популярный на западе метод «скульптурной группы», когда члены семьи реализуют свое представление о семейных взаимоотношениях, создавая композицию. При обсуждении места каждого из членов семьи в этой скульптурной группе выявляются реальные оценки каждым других членов семьи и их позиций в реальной жизни.
Кстати, понятие «социальная диагностика» используется уже более века. Американка Мэри Ричмонд в конце прошлого века предложила медицинскую модель социальной работы. В ней взаимодействие со-
273
циального работника и клиента предусматривало три этапа решения проблемы: сбор фактов - социальный диагноз - социальная терапия. Эта модель сохраняется до сих пор, используется и применявшаяся Ричмонд терминология.
Диагностическая деятельность должна вывести клиентов на понимание и признание необходимости изменений их семейных взаимоотношений, укоренить мотивацию на самоизменение, преодоление собственных нежелательных стереотипов.
Виды социальной помощи семьям, нуждающимся в поддержке, можно разделить на три группы: экстренные, направленные на выживание семьи: экстренная материальная помощь, срочная социальная помощь, например, связанная с насилием в семье; затем меры, направленные на поддержание стабильности семьи, - обращение к среднесрочным программам помощи, ориентированным на стабилизацию семейных отношений; наконец, социальная работа, направленная на социальное развитие членов семьи. Каждому виду социальной поддержки соответствуют определенные технологии.
К технологиям, используемым в случае необходимости оказания экстренной помощи, относится реагирование на внутрисемейную жестокость, насилие. Хотя проблема насилия в семье не является новой, она долгое время не рассматривалась в качестве актуальной. За рубежом в 60-е гг. активно велись исследования, касающиеся проблем насилия над детьми. Они выявили необходимость изучения супружеского насилия, что, в свою очередь, в середине 80-х гг. обусловило обращение специалистов к проблеме насилия над пожилыми. Социальная работа с каждой из групп, подвергшихся насилию, имеет специфику.
Выделяются три стадии социальной работы с семьей по защите ребенка от насилия: первая - получение информации о появлении жестокого обращения с ребенком в семье и расследование. На этом этапе важно определить, есть ли угроза жизни и здоровью ребенка в семье, затем решить - можно ли оставить ребенка в семье и куда его временно поместить, если изъятие ребенка из семьи необходимо. Какие действия предпринимает социальный работник? Требуется собрать дополнительную информацию, обратившись к другим специалистам, а также в школу, в милицию или даже к соседям. Целесообразно побеседовать с ребенком, подвергнувшимся насилию, с другими детьми, с родителями (лучше в Центре, приюте и др.). Вторая стадия - углубленная оценка и планирование. Работа на этой стадии включает: наблюдение за ребенком (детьми), семьей; правовые действия, если они необходимы; непосредственную терапевтическую работу с ребенком, терапевтические беседы в семье в её расширенном составе, связь со специалистами (педи-
274
атр, психолог, милиция). В конце стадии оценки у социального работника должно сложиться ясное представление об обстоятельствах, которые привели к насилию над ребенком, включая взаимоотношения в семье. Социальный работник должен вести подробные записи всей полученной информации, анализировать ее.
Третья стадия - проведение реабилитационной работы с ребенком и с семьей. Содержание этой стадии зависит от требующейся рёбенку помощи. Как правило, кроме медицинской он обязательно нуждается в помощи психологической в - зависимости от вида насилия [3].
В настоящее время часты случаи насилия над пожилыми людьми. Отношение общества к старости связано с понятием эйджизма, т.е. предвзятого отношения к пожилым, которое проявляется в разных формах. Наиболее опасной, крайней формой проявления эйджизма в отношении пожилых является насилие над престарелыми в семье и пренебрежительное отношение к ним. В литературе такое насилие характеризуется как преднамеренное причинение пожилому лицу физической и психической боли, страданий и травм, а также необоснованное ограничение или полное лишение его необходимых ухода и лечения, которые поддерживали бы его душевное и физическое здоровье.
Как и в отношении детей и женщин, в отношении пожилых выделяют такие виды насилия, как физическое, сексуальное, психологическое, эмоциональное, экономическое. Но в отличие от насилия над детьми и женщинами отмечают также медицинское насилие - халатность и несвоевременность, проявленные при выдаче лекарств, намеренная передозировка лекарственного препарата либо, наоборот, умышленный отказ больному в получении необходимого лекарства.
Данные исследований зарубежных авторов показывают, что в отношении пожилых людей психологическое насилие применяется чаще, чем физическое, примерно в 2 раза. Наиболее уязвимы к насилию и чаще других подвергаются ему женщины старше 75 лет.
Преследование, как правило, осуществляется со стороны родственников, которые в течение долгого времени опекают этого пожилого человека. Причем в более чем половине случаев агрессором является дочь жертвы, затем, по мере снижения частоты случаев, сын, невестка, муж, сестра.
В настоящее время негативное отношение к пожилым в семье является одной из самых скрытых форм домашнего насилия, что приводит к трудностям в оценке масштабов проблемы, поскольку ввиду родственных связей жертва отказывается предпринимать какие-либо меры по отношению к насильнику.
275
Практика социальной работы в случае насилия и пренебрежения по отношению к пожилому человеку в семье возможна на двух уровнях: на макроуровне - это профилактическая работа по предупреждению семейного насилия, совершенствование законодательства, проведение разъяснительной работы по изменению отношения к пожилым людям в обществе в целом, развитие служб и услуг, которые обеспечили бы пожилым людям социальную безопасность. На микроуровне предполагается непосредственная работа со случаем, в рамках которого оказывается помощь и поддержка пожилым людям и тем, кто осуществляет уход за ними. Вмешательство социального работника и других специалистов в ситуацию возможна как в домашних условиях (предоставление домашних сиделок, консультирование опекунов), так и в условиях стационарного или полустационарного учреждения, куда отселяется пожилой человек. Первый вариант предпочтительнее.
Уровень социальной работы, ориентированной на стабилизацию семейных отношений, связей, включает нормализацию отношений между супругами, родителей и детей, всех членов семьи с окружающими.
Так, работа с трудными детьми и подростками включает диагностику семейной и школьной ситуации, выявление первичной социальной сети ребенка, обязателен анализ его медико-социального и интеллектуально-психологического статуса. На основе данных, полученных в ходе этой диагностики, составляется программа работы с семьей ребенка, разрешения его школьных проблем, вовлечения его в более благоприятную социальную сеть. Такая программа ориентирована на деятельность команды специалистов, включающей социального работника. социального педагога, психолога, иногда юриста. Команда может включать также сотрудников образовательных и медицинских учреждений, правоохранительных органов.
Одновременно ведется социально-психологическое консультирование семьи, направленное на устранение взаимного непонимания, конфликтности во взаимоотношениях; социально-правовое консультирование, которое позволяет семье отстаивать свои права во взаимоотношениях с социальной средой, в первую очередь с образовательной системой. Технология социальной коррекции нацелена на изменение самооценок взрослых и детей, на воспитание доброжелательного и уважительного отношения друг к другу.
Одна из эффективных технологий социальной работы с семьей и с детьми - социальный патронаж. Его цель - создание в семье оптимальных условий для развития личности ребенка, его нормальной жизнедеятельности, установление в семье отношений партнерства и сотрудничества родителей с детьми [2, с. 93-100]. Патронаж семьи предполагает
276
поэтапное проведение мероприятий: выявление семей, нуждающихся в социальном патронаже; установление контакта с семьей; использование индивидуальных и групповых форм работы для воздействия на семью с целью решения социальных проблем; систематическое отслеживание работы с семьей; фиксирование и анализ происходящих изменений; оценка эффективности проделанной работы.
В случае работы с семьей алкоголика диагностика выявляет основную причину злоупотребления спиртных напитков, сопутствующие обстоятельства. Для этого необходимо изучение личностей как самих пьющих, так и членов их семей. С этой целью можно использовать метод социальных биографий. Составленная на основе диагностики программа включает работу как с самим наркозависимым лицом, так и с его социальным окружением. Она будет включать лечебные мероприятия, консультации, психокоррекционную работу, возможно, социально-трудовую реабилитацию самого алкоголика и членов его семьи.
Работа с конфликтной семьей или с семьей, эмоциональный климат в которой является неудовлетворительным, начинается, как правило, по заявлению одного из супругов. Хотя иногда поводом для констатации внутрисемейных проблем могут быть наблюдения школьного или социального педагога, замечания детского врача. Социальная работа с такой семьей начинается с тщательного изучения семейной проблемы, по поводу которой супруги имеют различные точки зрения, несовпадающие взгляды. Семейная терапия в таком случае включает нахождение компромиссов, обучение членов семьи навыкам неконфликтного общения.
К числу активно применяемых методов относится так называемая «датерапия» - методика, при помощи которой конфликтующие супруги рационализируют свое в целом негативное отношение друг к другу. В ходе ее использования предлагается ответить «да» или «нет» на ряд четко сформулированных вопросов относительно различных сторон взаимоотношений супругов. В результате изучения полученного соотношения положительных и отрицательных ответов отвечающий супруг может изменить отношение к себе.
В семейной терапии применяются методики влияния на личность с использованием собственных возможностей клиента. Такой, например, является методика направленного изменения. Она заключается в том, что член семьи, который выявил в другом члене семьи нежелательные черты личности или особенности поведения, воздействует на того при помощи эмоционального поощрения или наказания (под наказанием может пониматься отсутствие эмоционального поощрения или холодность). За «хорошим поведением» следует награда, за
277
«плохим поведением» - ее отсутствие. По замыслу разработчиков этой методики индивид через короткий срок научится автоматически избирать премируемые формы поведения. К сожалению, практика использования подобных средств в семейной терапии показывает ее относительно низкую эффективность. Вместо отношений доверия, открытости и взаимоподдержки членов семьи здесь культивируются отношения одностороннего воздействия.
Более равноправные отношения предусматривает методика «семейного соглашения» (не смешивать с гражданско-правовым брачным договором). Ее осуществление начинается с субъективного выявления претензий супругов друг к другу. В процессе подготовки соглашения различные бессодержательные обвинения должны быть заменены изложением конкретных неправильных действий. В результате вырабатывается взаимно приемлемый список обязательств по изменению поведения обеих сторон на срок от месяца до полутора (за более короткий срок не удастся осуществить изменения, более длительный не позволит подвести итоги, т.к. угаснет интерес к процессу). Перечень обязательств оформляется двусторонним соглашением и подписывается обоими супругами. Данный документ имеет морально-психологическую ценность. Взятые супругами обязательства должны быть конкретны и проверяемы.
По истечении срока договора супруги вместе с семейным терапевтом проводят анализ выполнения его условий и при необходимости заключают аналогичное соглашение на следующий период, возможно, уже с новыми, возросшими требованиями. Со временем присутствие социального работника становится ненужным, супруги приобретают навыки самостоятельного использования этого метода. Технологии коррекции взаимоотношений многочисленны: их выбор определяется конкретной ситуацией.
Третий вид социальной поддержки семьи направлен на ее развитие. По существу, здесь речь идет о работе с нормальной среднестатистической семьей, которая порой также оказывается в сложной ситуации. В целях развития семьи, отдельных её членов возможно использование технологии консультирования. Семейное консультирование -это целенаправленное психологическое воздействие на семью и ее членов с целью восстановления, оптимизации ее функционирования и совершенствования отношений между ее членами, создания благоприятных внутрисемейных отношений для развития семьи и ее членов [1, с. 150].
Семейное консультирование проводится специалистами, имеющими опыт практической работы. Предполагается, что работа ведется с
278
психически здоровыми людьми, а причины, вследствие которых люди обращаются за помощью, носят немедицинский характер. Они касаются нарушений во взаимоотношениях, в социальном поведении, развитии личности членов семьи.
Основные цели семейного консультирования состоят в том, чтобы семья могла адекватно реализовывать свои функции, а также в обучении супругов самостоятельному решению трудных вопросов семейной жизни.
Многие проблемы семьи относятся к сфере деятельности не только системы социальной защиты населения, но и управления образованием, МВД и других ведомств. Особенно большими возможностями располагает профилактическая деятельность. Уровни компетентности и ответственности различных учреждений системы профилактики регулируются федеральным законодательством [4].
Несмотря на то, что социальная работа с семьей проводится с целью защиты интересов членов семьи, в любом случае предполагается вмешательство в эту закрытую систему. Чтобы это вмешательство принесло пользу семье, необходимо в работе с ней руководствоваться определенными принципами: соблюдать приоритет прав и интересов ребенка, уважать права родителей, соблюдать конфиденциальность, вовлекать родителей в процесс работы, действовать совместно с другими учреждениями и специалистами.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Вакулин О. С. Семейное консультирование и семейная терапия в рамках социальной работы с семьей // Рос. журн. социальной работы. 1998. № 2/8.
2. Домминией Д., Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И. Социальная работа с семьей для защиты детей от жестокого обращения // Там же. 1997. № 2/6.
3. Принцип активизации в социальной работе / Под ред. Ф. Парслоу. Пер. с англ. М., 1997.
4. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон № 120-ФЗ от 24 июня 1999 г.
METHODS OF SOCIAL WORK WITH DIFFERENT TYPES
OF FAMILIES
V. G.Kobeleva
Characteristic features of social work with families have been
examined along with possible methods of solving family problems.
279