ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
УДК 364.044.4+378
ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ: СУЩНОСТЬ, ГРУППЫ, ПРИНЦИПЫ
© Наталья Владимировна ГАРАШКИНА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры социально-педагогического образования, e-mail: nagaraisr@mail.ru
Необходимость усиления активной государственной политики позволяет эффективно решать проблемы социализации взрослеющего поколения страны. Технологизация является востребованным направлением развития теории и практики социально-педагогической работы. Дано определение понятию «технология социально-педагогической работы» - это вид социальной технологии, интенсифицирующий процесс реализации функций социально-педагогической деятельности по созданию условий позитивной социализации личности за счет педагогических ресурсов социальной среды. Разрабатывая технологии социально-педагогической работы с молодежью, необходимо опираться на ювено-логический подход. Технология социально-педагогической работы с молодежью определена как система теоретических знаний и практических действий, характеризующаяся эффективными алгоритмами, организацией, совокупностью средств социально-педагогического воздействия на социализацию молодежи и среду их социального развития. Рассматривая социально-педагогическую технологию как вид технологии социальной работы, можно выделить общие (функциональные) и частные (конкретные) технологии социально-педагогической работы с молодежью, а также по уровням: макротехнологии, мезотехнологии, микротехнологии. Определено, что, применяя технологический подход в социально-педагогической работе с молодежью, необходимо учитывать: три уровня организации социально-педагогической работы с молодежью; принципы и технологии, актуальные для решения в целом социальных проблем молодежи как демографической группы и социальных проблем конкретной личности молодого человека; принципы и конкретные технологии социальной работы с отдельным случаем. Определены группы принципов технологий социально-педагогической работы с молодежью: технологические, ювенологические и ситуативные. Технологии социально-педагогической работы с молодежью многоаспектны из-за различий в образовательном и культурном уровне, социальном статусе, материальном положении, физическом состоянии, возрасте. Определено, что, несмотря на эти различия, социально-педагогическая поддержка молодежи является наиболее значимой технологией социально-педагогической работы для данной возрастной группы. Внедрение технологий социально-педагогической работы с молодежью предполагает обязательную оценку результативности деятельности по параметрам: положительного влияния технологии на личность молодого человека, усиления включенности его в специально организованную социально-педагогическую деятельность, повышения социальной активности.
Ключевые слова: социальная педагогика; технология социально-педагогической работы; молодежь; ювенология; социально-педагогическая поддержка.
DOI: 10.20310/1810-0201-2015-20-11(151)-57-66
Актуальность исследования технологий социально-педагогической работы с молодежью вызвана необходимостью усиления активной государственной политики, позволяющей эффективно решать проблемы социализации взрослеющего поколения страны.
Технологизация является востребованным направлением развития теории и практики социально-педагогической работы. Социальная педагогика - это отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание всех возрастных групп и социальных категорий в организациях, специально для этого
созданных; - это педагогика среды, интегрирующая достижения смежных наук и реализующая их в практике общественного воспитания. Объект социальной педагогики - педагогические аспекты социализации, социального становления и социального развития человека. Процесс социально-педагогической деятельности является предметом научной области социальной педагогики.
Основоположник отечественной социальной педагогики В.Г. Бочарова, характеризуя социально-педагогическую деятельность, выделила следующие ее направления: выявление на предприятиях, в микрорайонах семей и отдельных лиц, нуждающихся в социально-медицинской, психолого-педагогической, материальной и иной помощи, охране физического, нравственного и психологического здоровья; диагностика причин возникших у них конфликтных ситуаций и трудностей, оказание им содействия и социальной защиты; интеграция деятельности различных государственных и общественных организаций и учреждений по оказанию помощи населению, инвалидам, пенсионерам; оказание помощи в семейном воспитании; проведение психолого-педагогических и юридических консультаций по вопросам семьи и брака; воспитательная работа с несовершеннолетними детьми с асоциальным поведением; выявление и оказание содействия детям и взрослым, нуждающимся в опеке и попечительстве, устройстве в лечебные и учебно-воспитательные учреждения, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи; осуществление общественной защиты несовершеннолетних правонарушителей; участие в работе по созданию центров социальной помощи семье, усыновления, попечительства и опеки, социальной реабилитации, приютов, молодежных, подростковых, детских и семейных центров; клубов и ассоциаций, объединений по интересам; организация и координация работы по социальной адаптации и реабилитации [1].
Понятие «социально-педагогическая технология» в научной литературе появилось в 1990-х гг. и связано с введением в 1991 г. института социальной педагогики как сферы профессиональной деятельности.
Л.В. Мардахаев рассматривает социально-педагогические технологии как науку об
искусстве достижения прогнозируемой социально-педагогической цели [2].
Л.Е. Никитиной определены условия возможности технологизации в социально-педагогической сфере:
- объект воздействия должен иметь признаки социальной системы;
- должны быть выделены элементы системы объекта социального воздействия, особенности его строения (структуры) и функционирования;
- должна быть обеспечена возможность формализации реально происходящих процессов и представления их в виде определенных операций, процедур, показателей;
- должна быть обеспечена возможность воспроизводства и повторяемости операций, процедур или показателей в новых условиях [3].
Ключевым звеном любой технологии является детальное определение конечного результата и точное достижение его. Другое достоинство технологии, актуальное для социально-педагогической деятельности, - тиражируемое воспроизводство, т. е. возможность ее осуществления другим человеком после специального обучения, освоения.
Процесс выстроен технологично, если заранее спрогнозированы конечные свойства продукта и средства для его получения, целенаправленно сформированы условия для достижения результата, запущен процесс и получаемый результат максимально соответствует ожидаемому образцу, что возможно диагностировать. Если содержание деятельности специалиста имеет цель, определенный алгоритм, стандарт или норматив действий, объективные критерии оценки результатов деятельности, то можно говорить о технологичности его работы.
Однако столь жесткие требования к использованию технологии в социальных процессах претерпели ряд изменений:
- ожидаемый результат не может быть досконально конкретизирован, ибо крайне сложно придать изменяемому объекту необходимые для дальнейшей «обработки» черты и свойства, если исходным и конечным результатом выступает человек, а основным параметром изменения - одно или несколько его свойств;
- в отличие от промышленных технологий, которые представляют собой строго
определенную последовательность точно подобранных технологических процессов и операций, причем замена одного процесса другим, а также изменение последовательности влечет снижение результативности, в социальных процессах процедура преобразования более гибкая, не так жестко детерминирована;
- нужная последовательность даже самых результативных процессов или мероприятий не гарантирует достижения полной эффективности; человек - многофакторная система, на него оказывает влияние огромное количество внешних воздействий, сила и направленность которых различна, а порой и противоположна, поэтому заранее предсказать эффект того или иного влияния часто невозможно;
- огромную роль играет обратная связь, возможно выборочное повторение отдельных частей процесса.
Содержание социально-педагогической работы, опираясь на функциональный подход, можно представить через социально-педагогические функции.
1. Диагностическая функция - изучение субъекта и объекта социально-педагогической деятельности (субъектами являются социальный педагог, волонтер, парапрофес-сионал, выполняющие социально-педагогическую работу, объектами являются категории населения, индивидуумы, нуждающиеся в помощи, поддержке).
2. Поддерживающая функция - оказание помощи личности, группе, общине.
3. Проектная функция - анализ состояния социального воспитания в различных сферах, выделение перспективных направлений социальной службы, общественной организации, проектирование оптимальных социально-педагогических программ.
4. Образовательно-просветительская функция - анализ, изучение, распространение позитивного социально-педагогического опыта.
5. Координирующая функция - координация и объединение различных специалистов, занимающихся социально-педагогической деятельностью.
6. Функция активизации - активизация деятельности подопечного и микросоциума.
7. Исследовательская функция - организация исследования проблем в области социализации и социального воспитания.
Технологии социально-педагогической деятельности - это социальные технологии, в которых ведущим является педагогический компонент; в широком смысле - это система научных представлений об эффективной социально-педагогической работе; в узком смысле - это методы и формы организации эффективной социально-педагогической работы.
Социальные технологии - это система знаний об оптимальных способах преобразования и регулирования социальных отношений, а также сама практика алгоритмического применения оптимальных способов регулирования социальных отношений.
К существенным характеристикам концепции социальной технологии относим следующее.
1. Социальные технологии - это определенный способ достижения общественных целей.
2. Сущность этого способа состоит в пооперационном выполнении деятельности.
3. Операции разрабатываются предварительно, сознательно и планомерно.
4. Эта пооперационная разработка производится на основе и с использованием научных знаний.
5. При разработке социальных технологий учитывается специфика области, в которой осуществляется деятельность.
6. Социальные технологии выступают в двух формах:
- проект, содержащий процедуры и операции;
- деятельность, построенная в зависимости с этим проектом.
7. Социальные технологии являются элементом человеческой культуры. Они возникают двумя путями: эволюционно или строятся по законам как некое искусственное образование, через соединение теоретических и практических знаний в данной сфере
[4, с. 22].
Анализ исследований позволил дать авторское определение понятию технология социально-педагогической работы - это вид социальной технологии, интенсифицирующий процесс реализации функций социально-педагогической деятельности по созданию условий позитивной социализации личности за счет педагогических ресурсов социальной среды.
Ресурсы - это источники средств и возможностей, к ресурсам социальной среды относим ресурсы, к которым специалист обращается для решения социальных проблем и удовлетворения потребностей клиентов. К педагогическим ресурсам следует отнести природные, архитектурные, структурные возможности, материальные, технические, информационные и иные средства, специальные знания и умения профессионалов, мотивацию и направленность личности, потенциал управленческих систем, управленческую культуру специалиста и другое, то, что оказывает позитивное культурное воздействие на человека [5, с. 27].
А.В. Мудрик определяет социализацию как «развитие, обусловленное конкретными социальными условиями» [6, с. 4].
Для создания условий позитивной социализации «чрезвычайно важно четко понимать и структурировать социализацию как процесс, содержание которого определяется, с одной стороны, прикосновением, освоением всей совокупности социальных влияний мирового уровня цивилизации, культуры, общечеловеческих качеств, с другой - отношением ко всему этому самого индивида, актуализацией его «Я», раскрытием возможностей, потенциалов личности, ее творческой природы» [7, с. 12].
Социализация происходит в процессе совместной деятельности и общения в определенной культурной среде. «Ее продуктами выступают личностные смыслы, определяющие отношения индивида к миру, социальная позиция, самосознание, ценностно-смысловое ядро мировоззрения и другие компоненты индивидуального сознания, содержание которых указывает на то, что личность берет себе из социального опыта, сколько берет и как психика эти приобретения качественно перерабатывает, какое придает им значение» [6, с. 13].
Позитивная социализация как «погружение в культуру» невозможна без развития потребности и способности к культурному творчеству личности, ориентирующейся в мире, готовой к созидательному действова-нию в нем. Социализация - развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества [7, с. 14].
Считаем, что технология социально-педагогической работы с молодежью - это система теоретических знаний и практических действий, характеризующаяся эффективными алгоритмами, организацией, совокупностью средств социально-педагогического воздействия на процесс социализации молодежи и среду ее социального развития.
В педагогике образовательная среда определяется в различных контекстах:
- возможности для создания условий образования, воспитания и развития;
- сферы педагогического влияния на социальную среду;
- совокупности факторов, компонентов, параметров, проектируемых на уровне системы социальных институтов [8, с. 14].
В современных условиях субъектам социально-педагогической работы важно обладать основами технологической компетентности, т. е. уметь адаптировать или проектировать технологии с учетом конкретной социальной среды, ситуации, возрастных особенностей подопечных.
Разрабатывая технологии социально-педагогической работы с молодежью, необходимо опираться на ювенологический подход. Общая парадигма ювенологии (как исходная концептуальная модель постановки проблем и их практического решения) на современном этапе формирования ювенологи-ческого знания включает следующие основные положения:
1. Перспективы общественного развития определяются человеческим, а точнее -молодежным фактором, в т. ч. будущим трудовым потенциалом (ресурсами) общества. Молодое поколение - основной социальный ресурс развития общества, определяющий вектор социально-экономического развития.
2. Качество будущего трудового потенциала - это качество молодого поколения сегодня. Успешное решение социально-экономических вопросов напрямую зависит от качества нынешней молодежи: ее жизнеспособности в демографическом и медико-биологическом аспектах, определяется образовательным, профессиональным, культурным уровнями, трудоспособностью и гражданской зрелостью.
3. Значимой целью общества и государства всегда, во все времена выступают воспитание, образование, социализация моло-
дежи как субъекта общественного воспроизводства, формирование у нее свойств, которые будут способствовать интенсивному общественному развитию, включая социально-экономическое, гражданское, политическое, научно-техническое и духовно-нравственное. Развитие и поддержка названных свойств должны рассматриваться как процесс формирования инновационного потенциала саморазвития социума, т. к. именно они определяют в будущем высокое качество экономически активной части населения.
4. Развитие инновационных «перспективно-воспроизводящих» характеристик и свойств у молодого поколения может наиболее успешно осуществляться через социальную политику, реализуемую в отношении молодого поколения. Молодежь может выступать не только как объект опеки и управления, но как активный субъект общественного воспроизводства. Молодое поколение способно выступить условием и фактором социально-экономических перемен и инновационной силой [9].
Однако социальные последствия научно-технической революции, глобализация разрушают привычные представления о социальном времени и пространстве, о ценностях; рушится семья, разлагается мораль, растет преступность, наркомания, идет деморализация общества; искусство и наука переживают критическое состояние; меняется стиль жизни и организация труда, быта. Это вызывает шок от столкновения с будущим. Следовательно, всем людям, в особенности молодежи, необходимо научиться позитивно принимать перемены, важна подготовка людей к будущему.
Прогнозные выводы, подкрепленные конкретными данными, чрезвычайно важны для обоснования перспектив организации социальной работы с молодежью в соответствии с требованиями построения социального государства, направленного на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие молодого человека [6, с. 11].
Необходимо учитывать, что молодежь охватывает возрастную категорию от 14 до 35 лет (в широком смысле), от 16 до 30 (в узком смысле), для которой важными процессами являются самоопределение в системе ценностных ориентаций, в профессио-
нальных и жизненных сферах, выбор жизненного пути, самоутверждение, самореализация.
Рассматривая социально-педагогическую технологию как вид технологии социальной работы, можно выделить общие (функциональные) и частные (конкретные) технологии социально-педагогической работы с молодежью.
Общая технология - технология, обеспечивающая направление, определенную функцию социальной работы, это инвариант методов оптимальной деятельности.
Частная технология - технология, применяемая в конкретном социальном учреждении с определенной категорией населения, это эффективные методы и процесс решения конкретной социальной проблемы.
Учитывая, что главной характеристикой разделения объекта и субъекта социальной работы является способность самостоятельно разрешать свои социальные проблемы (для клиента) и активность в деятельности (для профессионала и для клиента), считаем, что важными видами технологий социально-педагогической работы будут: объектно-ориентированные и субъектно-ориентиро-ванные технологии.
Объектно-ориентированные технологии -технологии социально-педагогической работы, применяемые для определенной категории населения (на уровне личности, группы, общины), находящейся в трудной жизненной ситуации.
Субъектно-ориентированные технологии - это технологии, во-первых, применяемые профессионалами и волонтерами как субъектами управления в социальной работе при решении проблем всего населения (без учета степени проблемности) и, во-вторых, позволяющие перевести клиента (группы риска, трудная жизненная ситуация) из объектного состояния в субъектное.
Данная позиция согласуется с подходом Е.И. Холостовой и А.С. Сорвиной о том, что главный акцент в социальной работе с молодежью делается не на предоставление необходимой помощи, а на минимальную стартовую поддержку. Тем самым государство снимает с себя обязательство всемерной опеки, что уменьшает материальные затраты и стимулирует раскрытие способностей молодых людей, творческих начал [10, с. 239].
Традиционно в практике социальной работы выделяют три уровня реализации деятельности: макро- (общемировой и государственный), мезо- (региональный и общинный), микро- (клиенто-ориентированный), которые согласуются с уровнями технологи-зации.
Соответственно, технологии социально-педагогической работы с молодежью можно разделить на:
- макротехнологии, т. е. социально-педагогические технологии взаимодействия с крупными подсистемами общества: большие социальные группы, институты на международном и федеральном уровнях;
- мезотехнологии, т. е. социально-педагогические технологии на уровне региона, города, населенного пункта, службы, организации, на региональном муниципальном и организационном уровне;
- микротехнологии, т. е. социально-педагогические технологии, работающие на небольшие объединения людей, малые группы, семью, соседскую общность, конкретного человека - на клиенто-ориентированном уровне.
Рассмотрим пример содержания технологии социально-педагогической работы с молодежью на макроуровне, она включает основные этапы.
1 этап - социальная диагностика реального состояния проблемы социального положения молодежи, выявление и уточнение конкретной ситуации по группам категорий молодежи, что предполагает сбор статистической информации по проблеме в целом в стране, в конкретном регионе, организация и анализ результатов мониторинга социального положения молодежи.
2 этап - уточнение целей и задач государственной политики в отношении молодежи и ее соответствия приоритетным ориентирам общественного развития.
3 этап - разработка возможных сценариев, вариантов решения проблем молодежной политики, анализ альтернативных вариантов.
4 этап - принятие решений на основе результатов научно-исследовательских изысканий, построение моделей, прогнозов, стратегий и программ в интересах молодежи.
5 этап - определение потребностей и возможностей в решении социальных проблем молодежи, конкретных мер в политиче-
ском, правовом, экономическом обеспечении каждого из этапов разработки и освоения социальной технологии.
6 этап - планирование и организация информационно-пропагандистского обеспечения и реализации социальных стратегий и программ позитивной социализации различных групп молодежи.
7 этап - контроль за ходом реализации социальных программ, при необходимости реструктуризация мониторинга социального положения молодежи, с учетом новых социальных проблем и современных вызовов.
Технологию социально-педагогической деятельности на клиенто-ориентированном уровне можно представить, характеризуя содержание технологического процесса, включающего следующие этапы.
1 этап - диагностичное целеполагание социально-педагогической деятельности:
а) сбор и анализ информации о социальной среде, ее педагогических ресурсах;
б) проведение социальной диагностики (молодого человека, молодежной группы, молодой семьи, их ближайшего окружения, в целом социальной среды);
в) прогнозирование и моделирование системы социально-педагогической деятельности с привлечением педагогических ресурсов социальной среды;
г) выработка программы деятельности, включая определение конкретных задач и приоритетных направлений работы с учетом проблем личности, группы и педагогического потенциала социальной среды.
2 этап - социально-педагогическое программирование :
2А. Реализация социально-педагогической программы в условиях конкретной организации:
а) распределение и доведение конкретных задач до исполнителей;
б) координация усилий и коррекция применяемых способов воздействия на подопечного.
2Б. Осуществление социально-педагогической программы силами самого молодого человека. Выработка и выбор средств реализации конкретных направлений социально-педагогической деятельности:
а) анализ конкретной ситуации;
б) обоснование и оценка вариантов решения проблемы;
в) выбор оптимального решения проблемы.
3 этап - оценка и анализ результатов социально-педагогической деятельности:
а) сопоставление прогнозируемых и достигнутых результатов;
б) выявление отрицательных и положительных моментов в организации, обеспечении и осуществлении намеченных мероприятий;
в) формирование выводов для организации последующей социально-педагогической деятельности.
Классификации технологий социально-педагогической работы с молодежью многообразны, они зависят от ряда факторов, к определяющим классификации клиенто-ориен-тированных технологий относят следующие факторы:
- гендерную и возрастную специфику;
- вид социального и индивидуального риска;
- конкретный случай.
Это значит, применяя технологический подход в социально-педагогической работе с молодежью, необходимо учитывать:
- три уровня организации социально-педагогической работы с молодежью;
- принципы и технологии, актуальные для решения в целом социальных проблем молодежи как демографической группы и социальных проблем конкретной личности молодого человека;
- принципы, функциональные и конкретные технологии социальной работы с отдельным случаем.
Следует также учитывать, что организация эффективной социально-педагогической работы с молодежью на макроуровне является компонентом активной государственной и региональной социальной политики.
В государственной молодежной политике значимым направлением является стартовая поддержка молодежи как инновационного ресурса общества. Анализ стратегии государственной молодежной политики в РФ показал, что основные направления государственной поддержки молодежи - это целенаправленная социализация, профессиональное самоопределение, трудоустройство, привлечение к политике, включение в социально позитивную деятельность. Важность приобретают именно технологии социальной поддержки молодежи как эффективные средст-
ва, обеспечивающие реализацию данных перспективных направлений.
Концептуализация технологии предполагает определение принципов. Педагогический принцип всегда выражает суть закона в его нормативной форме, т. е. указывает, как нужно действовать наилучшим образом в соответствующих педагогических условиях. Принципы позволяют выступать в роли образца в педагогическом воздействии на процесс формирования конкретных целевых параметров [5, с. 87].
В ходе анализа теоретических исследований в области социально-педагогической деятельности были определены группы принципов технологий социально-педагогической работы с молодежью, к ним относим следующие группы принципов: технологические, ювенологические и ситуативные.
Технологическая группа включает принципы технологий социально-педагогической работы:
- концептуальности (каждой технологии присуща опора на определенную научную концепцию, поэтому вид технологии социальной работы должен описываться теоретически);
- системности (технология должна обладать признаками системности, т. е. компонентной логикой процесса, взаимосвязью его отдельных частей, целостностью);
- управляемости (в процессе технологии необходима постоянная обратная связь, коррекция в ходе реализации этапов, т. е. воздействие посредством изменения применяемых на этапе методов);
- эффективности (поскольку все технологии должны быть эффективны, результаты достигать и превышать цели и быть приемлемыми по затратам);
- воспроизводимости (технологизиро-вать можно только те виды деятельности, которые могут быть повторены в других условиях).
Ювенологическая группа включает принципы технологий социально-педагогической работы с молодежью:
- создания условий для обеспечения соблюдения прав и законных интересов молодежи, своевременного выявления их нарушений и организации помощи молодежи;
- защиты прав и сбережения здоровья молодого человека;
- приоритета превентивно-профилактической деятельности;
- реализации потенциала каждой личности;
- межведомственности и социального партнерства в решении проблем молодежи;
- междисциплинарности, комплексности и адресности в оказании социально-педагогических услуг конкретным группам молодежи.
Ситуационная группа включает принципы технологий социально-педагогической работы со случаем:
- ситуационно-системного подхода при анализе и решении проблем конкретного молодого человека;
- соответствия выбранной системы методов решаемым проблемам в конкретной ситуации;
- опоры на физические и духовные ресурсы подопечного в решении проблемы;
- контроля действенности применяемых в ситуации мер и инструментария;
- коррекции содержания, форм и методов деятельности с учетом конкретной ситуации.
Анализ исследований по проблемам технологий социальной работы с молодежью позволил определить их целеполагание в контексте улучшения качества жизни молодежной популяции, осуществляемой государственными, региональными, муниципальными, а также коммерческими и общественными организациями, отдельными гражданами [5].
Технологии социально-педагогической работы с молодежью включают в себя комплекс методов (правовых, социально-медицинских, экономических, психологических, педагогических, социально-культурных и иных) по предотвращению развития деструктивных явлений и тенденций в молодежной среде, а также по сопровождению процесса позитивной социализации взрослеющего человека и поддержке процесса самореализации молодых людей.
Технологии социально-педагогической работы с молодежью многоаспектны из-за различий в образовательном и культурном уровне, социальном статусе, материальном положении, физическом состоянии, возрасте.
Считаем, несмотря на эти различия, социально-педагогическая поддержка молоде-
жи - это наиболее значимая технология социально-педагогической работы для данной возрастной группы.
Социально-педагогическая поддержка молодежи может быть определена как направление государственной социальной политики, базирующееся на интеграции ресурсов социальных институтов и самой молодежи. Сущность рассматриваемого феномена заключается в развитии, восстановлении и активизации внутреннего потенциала самой молодежи.
К характеристикам поддержки молодежи как феномена социально-педагогического взаимодействия субъектов социальной среды относим:
- разнообразие видов поддержки (взаимодействие включает в себя внешние и внутренние, прямые и опосредованные разнообразные связи молодежи);
- взаимосвязь субъекта и объекта (одновременные роли молодежи как объекта и как субъекта социальной поддержки);
- обусловленность ценностями, потребностями, интересами (типизация моделей ценностей, ожиданий и потребностей молодежи в сфере социального взаимодействия на уровнях «молодежь - государство», «молодежь - общество», «молодежь - социально-педагогическая служба», «молодежь -общественная организация»;
- ролевые формы (воздействие социальной службы на молодежь и взаимодействие с молодежью, воздействие самой молодежи на окружающую ее социальную среду);
- дихотомичность (направленность на защиту и помощь в решении социальных проблем и собственную активность молодежи).
Объектом технологии социально-педагогической поддержки являются проблемы социализации молодежи. Предметом технологии социально-педагогической поддержки -процесс по определению путей решения проблем социализации молодежи, выбор социально-педагогических средств, привлечение субъектов поддержки к решению конкретных задач молодежи.
Субъектами технологии социальной поддержки молодежи являются кроме социальных институтов (учреждения и организации разной ведомственной подчиненности и соответствующие органы управления) также руководители, специалисты учреждений и
организаций социального профиля, волонтеры, способные оказывать социальные услуги, и сами молодые люди.
Социально-педагогическая поддержка молодежи как технология предполагает определенную совокупность действий и правил их выполнения в практической деятельности с данной возрастной категорией. Ее составляющими являются:
- алгоритмы изучения и решения социальных проблем личности, молодой семьи, молодежной организации и других групп молодежи (от этапа социальной диагностики проблемной ситуации до этапа оценки результатов деятельности по ее решению);
- формы и методы решения проблем (прогнозирование, моделирование, проектирование, программирование, планирование, реализация, коррекция, координация, посредничество и др.);
- специфические методы поддержки, обусловленные особенностями конкретной среды и ситуации.
Технология социально-педагогической поддержки молодежи направлена на то, чтобы научить молодых людей решать проблемы и предполагает помощь в самопознании, адекватном восприятии окружающей среды, конструктивном взаимодействии с обществом.
Учитывая, что молодежь рассматривается и как объект, и как субъект социально-педагогической работы, были выделены технологии профессиональной деятельности, которые применяются при организации социально-педагогической работы с молодежью. Они разделены на объектно-ориентированные (помощи, защиты, консультирования, информирования, просвещения, профилактики, реабилитации, сопровождения) и субъ-ектно-ориентированные (диагностика, целе-полагание, анализ, прогнозирование, моделирование, проектирование, обеспечение ресурсами, мотивация, информирование, координация, посредничество, контроль) технологии.
Внедрение технологий социально-педагогической работы с молодежью предполагает обязательную оценку результативности деятельности, включающую параметры:
- положительного влияния технологии на личность молодого человека (анкеты общественного мнения, мониторинг развития
социальных характеристик личности, паспорт социальной среды);
- усиление включенности в специально организованную социально-педагогическую деятельность;
- повышение активности молодежи как представителя конкретного социума.
Таким образом, в ходе проведенного исследования определено, что технология социально-педагогической работы - это вид социальной технологии, интенсифицирующий процесс реализации функций социально-педагогической деятельности по созданию условий позитивной социализации личности за счет педагогических ресурсов социальной среды.
Социально-педагогическая технология относится к виду технологий социальной работы, соответственно технология социально-педагогической работы с молодежью - это система теоретических знаний и практических действий, характеризующаяся эффективными алгоритмами, организацией, совокупностью средств социально-педагогического воздействия на молодежь и среду их социального развития.
Технологии социально-педагогической работы с молодежью разделены на общие (функциональные) и частные (конкретные) технологии, а также по уровням: макротехнологии, мезотехнологии, микротехнологии. К группам принципов технологий социально-педагогической работы с молодежью относим: технологические, ювенологические и ситуативные. Определено, что социально-педагогическая поддержка молодежи является наиболее значимой технологией социально-педагогической работы для данной возрастной группы. Внедрение технологий социально-педагогической работы с молодежью предполагает обязательную оценку результативности деятельности по параметрам: положительного влияния технологии на личность молодого человека, усиления его включенности в специально организованную социально-педагогическую деятельность, повышения социальной активности.
1. Социальная педагогика: коллективная монография / под ред. В.Г. Бочаровой. М., 2004.
2. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. М., 2003.
3. Никитина Л.Е. Социальная педагогика. М., 2003.
4. Гарашкина Н.В. Культурологический подход в вузовской подготовке социальных работников: новые направления: монография. Тамбов, 2012.
5. Дружинина А.А. Формирование управленческой культуры будущего социального работника в образовательной среде вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2011.
6. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. Пенза, 1994.
7. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М., 1995.
8. Дружинина А.А. Формирование управленческой культуры будущего социального работника в образовательной среде вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2011.
9. Социология молодежи. Энциклопедический словарь / под ред. Ю.А. Зубкова, В.И. Чупро-ва. М., 2008.
10. Социальная работа: теория и практика / отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. М., 2001.
1. Sotsial'naya pedagogika: kollektivnaya monografiya / pod red. V.G. Bocharovoy. M., 2004.
2. Mardakhaev L.V. Sotsial'naya pedagogika. M., 2003.
3. Nikitina L.E. Sotsial'naya pedagogika. M., 2003.
4. Garashkina N.V. Kul'turologicheskiy podkhod v vuzovskoy podgotovke sotsial'nykh rabotnikov: novye napravleniya: monografiya. Tambov, 2012.
5. Druzhinina A.A. Formirovanie upravlencheskoy kul'tury budushchego sotsial'nogo rabotnika v obrazovatel'noy srede vuza: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Tambov, 2011.
6. Mudrik A.V. Vvedenie v sotsial'nuyu pedagogiku. Penza, 1994.
7. Fel'dshteyn D.I. Problemy vozrastnoy i pedagogicheskoy psikhologii. M., 1995.
8. Druzhinina A.A. Formirovanie upravlencheskoy kul'tury budushchego sotsial'nogo rabotnika v obrazovatel'noy srede vuza: avtoref. dis. . kand. ped. nauk. Tambov, 2011.
9. Sotsiologiya molodezhi. Entsiklopedicheskiy slovar' / pod red. Yu.A. Zubkova, V.I. Chuprova. M., 2008.
10. Sotsial'naya rabota: teoriya i praktika / otv. red. E.I. Kholostova, A.S. Sorvina. M., 2001.
Поступила в редакцию 1.08.2015 г.
UDC 364.044.4+378
TECHNOLOGIES OF SOCIAL-PEDAGOGIC WORK WITH YOUTH: ESSENCE, GROUPS, PRINCIPLES Natalya Vladimirovna GARASHKINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Pedagogy, Professor, Professor of Social-Pedagogic Education Department, e-mail: nagaraisr@mail.ru
Need of strengthening of the active state policy allows to solve problems of socialization of the maturing generation of the country effectively. Technologization is the demanded direction of development of the theory and practice of social-pedagogic work. Definition of concept "technology of social-pedagogic work" is given it is the type of social technology intensifying process of realization of functions of social-pedagogic activities for creation of conditions of positive socialization of the personality at the expense of pedagogical resources of the social environment. Developing technologies of social-pedagogic work with youth, it is necessary to rely on juvenological approach. The technology of social-pedagogic work with youth is defined as the system of theoretical knowledge and practical actions which is characterized by effective algorithms, the organization, set of means of social-pedagogic impact on socialization of youth and the environment of their social development. Considering social-pedagogic technology as a type of technology of social work, the general (functional) and private (concrete) technologies of social-pedagogic work with youth, and also on levels are allocated: macrotechnologies, mesotechnologies, microtechnologies. It is defined that, applying technological approach in social-pedagogic work with youth, it is necessary to consider: three levels of the organization of social-pedagogic work with youth; principles and technologies which are actual for the decision of social problems of youth in general as demographic group and social problems of the specific identity of the young person; the principles and concrete technologies of social work with a separate case. Groups of the principles of technologies of social-pedagogic work with youth were defined: technological, juvenological and situational. Technologies of social-pedagogic work with youth are multidimensional because of distinctions in the educational and cultural level, the social status, financial position, a physical state, age. It is defined that, despite these distinctions social-pedagogic support of youth is the most significant technology of social-pedagogic work for this age group. Introduction of technologies of social-pedagogic work with youth assumes an obligatory assessment of productivity of activities for parameters: positive influence of technology on the identity of the young man, strengthening of its inclusiveness in specially organized social-pedagogic activity, increase of social activity.
Key words: social pedagogics; technology of social-pedagogic work; youth; juvenology; social-pedagogic support. DOI: 10.20310/1810-0201-2015-20-11(151 )-57-66