Научная статья на тему 'Технологии проектирования электронных образовательных ресурсов'

Технологии проектирования электронных образовательных ресурсов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1195
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН / ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МООК-ПЛАТФОРМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дудина Ирина Павловна

В статье анализируются результаты реализации авторской программы повышения квалификации работников системы образования, обладающей практической направленностью на запросы педагогов по проектированию и разработке авторских проектов электронного обучения и формирование региональной информационно-образовательной среды многофункционального виртуального сообщества педагогов-профессионалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технологии проектирования электронных образовательных ресурсов»

Дудина И.П.

Поволжский православный институт, г.Тольятти, к.п.н., доцент, i-dud (Syandex.ru

ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

РЕСУРСОВ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

ИКТ-компетентность, педагогический дизайн, электронный образовательный ресурс, электронное обучение, дополнительное образование, МООК-платформа.

АННОТАЦИЯ

В статье анализируются результаты реализации авторской программы повышения квалификации работников системы образования, обладающей практической направленностью на запросы педагогов по проектированию и разработке авторских проектов электронного обучения и формирование региональной информационно-образовательной среды — многофункционального виртуального сообщества педагогов-профессионалов.

В последние годы в российском образовании четко прослеживается смена парадигмы в направлении активного формирования личностно-ориентированных моделей обучения. В этом контексте электронные формы обучения (е-1еагп^) становятся важнейшим инструментарием организации учебной деятельности студентов и школьников, в том числе и администрирования учебного процесса в целом. Умение адаптироваться в условиях стремительного увеличения информационных потоков и развития технологий является необходимым условием успешности на современном рынке труда. Формирование навыков самостоятельной и командной совместной работы позволит будущим специалистам реализовать один из важнейших принципов информационного общества: «образование через всю жизнь». Уровень использования информационно-коммуникационных технологий в образовании должен определяться не столько количеством компьютеров в образовательном учреждении, сколько качественными показателями создания полноценных многофункциональных электронных образовательных ресурсов, объединения педагогов в виртуальные сообщества, эффективного использования функциональности ИКТ для дальнейшего проведения реформы образования [1].

Сегодня необходима масштабная реализация программ повышения квалификации педагогических работников систем школьного, среднего профессионального и высшего образования, направленных на удовлетворение их потребностей в повышении ИКТ-компетентности и педагогического мастерства в соответствии с требованиями Профессионального стандарта педагога в контексте «...квалифицированного использования общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач», а также социальным заказом современного общества на формирование эффективной системы электронного обучения.

В системе дополнительного образования педагогов г.Тольятти успешно реализуется программа повышения квалификации «Электронное обучение: технологии педагогического дизайна». В содержании переподготовки педагогов по формированию ИКТ-компетентности можно выделить три основных компоненты:

• психолого-педагогическое обоснование современных подходов к обучению и образованию;

• детальная характеристика технологии педагогического дизайна применительно к электронному обучению;

• реализация «педдизайнерских» проектов в образовательном процессе.

Программу отличает практико-ориентированная направленность на запросы педагогов по реализации авторских проектов электронного обучения и формирование региональной информационно-образовательной среды — многофункционального виртуального сообщества педагогов-профессионалов [2]. Обучение по программе нацелено на получение следующих результатов:

Результат 1: выполнять анализ и обоснование психолого-педагогических технологий и

моделей электронного обучения в соответствии с требованиями современной системы образования.

Результат 2: реализовывать закономерности и принципы педагогического дизайна в процессе технологического проектирования и разработки эффективных электронных образовательных ресурсов с учетом дидактических особенностей электронного обучения.

Результат 3: выполнять организацию апробации, анализ и оценку эффективности педагогических систем электронного обучения.

Востребованность результатов обучения преподавателем обусловлена необходимостью формирования гибкой распределенной системы непрерывного образования, основанной на использовании технологий Интернета и дающей возможность педагогу в течение всей жизни повышать свою профессиональную компетентность, быть профессионально мобильным и творчески активным.

В соответствии с выявленными запросами нами был сформулирован комплекс требований к промежуточным результатам освоения программы. С целью формирования перечисленных результатов обучающийся в ходе освоения программы должен получить: практический опыт:

• разработки стратегий педагогического дизайна при реализации собственных электронных образовательных ресурсов (ЭОР);

• работы с инструментарием современных систем управления обучением на МООК-платформах (MOODLE, CANVAS, ELIADEMY и др.) для создания электронных образовательных ресурсов;

• сотрудничества и взаимодействия между участниками в рамках проектов по педагогическому дизайну.

умения:

• идентифицировать и описывать характеристики целевой аудитории;

• анализировать характеристики обучающей среды;

• анализировать характеристики существующих и разрабатываемых технологий, а также возможностей их применения в обучающей среде;

• отбирать, модифицировать или создавать модели педагогического дизайна электронного обучения;

• отбирать и применять различные приемы для определения педагогического содержания и стратегий и выстраивать соответствующие сценарии;

• обеспечить эффективную коммуникацию в визуальной, устной и письменной форме;

• проводить апробацию и оценку эффективности электронных образовательных ресурсов;

• применять результаты последних исследований и достижений в практике педагогического дизайна при реализации собственных образовательных проектов. знания:

• истории становления и развития системы электронного обучения в отечественной и зарубежной образовательной практике;

• психолого-педагогических подходов к современному электронному обучению;

• детальной характеристики технологии педагогического дизайна применительно к электронному обучению;

• этапов планирования, проектирования и реализации «педдизайнерских» проектов в образовательном процессе;

• функциональных возможностей и особенностей современных электронных систем управления обучением;

• критериев оценки электронных образовательных ресурсов.

В табл.1 представлен учебно-тематический план модульной образовательной программы «Электронное обучение: технологии педагогического дизайна».

Таблица 1. Учебно-тематический план

Конечные результаты Наименования разделов и тем

Результат 1: выполнять анализ и обоснование психолого-педагогических Раздел 1. Психолого-педагогические основы и модели электронного обучения

Тема 1.1. Развитие системы электронного обучения в

технологий и моделей электронного обучения в соответствии с требованиями современной системы отечественной и зарубежной образовательной практике.

Тема 1.2. Психолого-педагогические особенности и этика электронного обучения.

Тема 1.3. Личностно-ориентированное обучение и технологии педагогического дизайна.

образования Результат 2: реализовывать закономерности и принципы педагогического дизайна в процессе технологического проектирования и разработки эффективных электронных образовательных ресурсов (ЭОР) с учетом дидактических особенностей электронного обучения Раздел 2. Технологии педагогического дизайна

Тема 2.1. Определение целевых дидактических показателей электронного обучающего курса.

Тема 2.2. Разработка педагогического и технологического сценариев ЭОР.

Тема 2.3. Медиатека в электронном обучении.

Тема 2.4. Использование инструментария системы управления обучением на МООК-платформе CANVAS для разработки и размещения учебных материалов в Интернет.

Тема 2.5. Использование инструментария системы управления обучением на МООК-платформе ELIADEMY для разработки и размещения учебных материалов в Интернет.

Тема 2.6. Использование инструментария системы управления обучением на платформе MOODLE для разработки и размещения учебных материалов в Интернет.

Результат 3: выполнять организацию апробации, анализ и оценку эффективности педагогических систем электронного обучения Раздел 3. Оценка педагогической эффективности созданного электронного курса

Тема 3.1. Понятие и критерии оценки эффективности обучения.

Тема 3.2. Принципы оценки эффективности электронного обучения.

Тема 3.3. Практические методы оценки эффективности электронного обучения.

В табл.2 приведено содержание обучения и рекомендуемый объем учебной нагрузки по представленной программе.

Таблица 2. Содержание обучения

Наименование разделов, тем Содержание учебного материала Час.

1 2 3

Раздел 1. Психолого-педагогические основы и модели электронного обучения

Тема 1.1. Развитие системы электронного обучения в отечественной и зарубежной образовательной практике Сод ержание

1. Электронное обучение как условие развития открытого образования. 1

2. Тенденции развития электронного обучения за рубежом.

3. Объективные предпосылки создание систем электронного обучения в России.

4. Состояние и перспективы развития электронного обучения.

Тема 1.2. Психолого-педагогические особенности и этика электронного обучения Сод ержание

1. Основные педагогические категории электронного обучения. 1

2. Методологические и дидактические принципы электронной педагогики.

3. Развитие и видоизменение психолого-педагогических принципов в системах электронного обучения.

Тема 1.3. Личностно- Содержание

ориентированное обучение и технологии педагогического дизайна 1. Реализация принципов гуманистической психологии и педагогики в личностно-ориентированном направлении организации обучения. 2

2. Взаимосвязь и отличие понятий педагогической технологии и педагогического дизайна.

3. Педагогический дизайн как научная дисциплина, занимающаяся разработкой наиболее эффективных и рациональных методов и систем обучения

4. Четырехуровневая модель процесса педагогического дизайна.

Самостоятельная работа при изучении раздела 1

1. Провести сравнительный анализ сайтов нескольких российских и зарубежных образовательных учреждений. При анализе обратить внимание на форму представления учебных материалов и организационные формы учебного процесса. 2

2. Обобщить результаты исследований по проблемам электронного обучения, используя статьи Интернет-журналов.

Раздел 2. Технологии педагогического дизайна

Тема 2.1. Определение целевых дидактических показателей электронного обучающего курса. Сод ержание

1. Показатели уровня представления учебного материала. 1

2. Показатели уровня усвоения учебного материала.

3. Цепень автоматизации усвоения.

4. Сложность учебного материала.

Практические занятия

1. Определение дидактических показателей разрабатываемого ЭОР. 1

Тема 2.2. Разработка педагогического и технологического сценариев ЭОР Сод ержание

1. Педагогический сценарий ЭОР. 1

2. Технологический сценарий ЭОР.

3. Педагогический сценарий применения ЭОР в учебной деятельности.

Практические занятия

1. Разработать педагогический сценарий ЭОР. 1

2. Разработать технологический сценарий ЭОР.

3. Разработать педагогический сценарий применения ЭОР в учебной деятельности.

Тема 2.3. Медиатека в электронном обучении Сод ержание

1. Медиатека как интегрированная информационно-образовательная среда. 1

2. Структура и принципы организации медиатеки в образовательном учреждении.

Тема 2.4. Использование инструментария системы управления обучением на МООК-платформе CANVAS для разработки и размещения учебных материалов в Интернет Сод ержание

1. Обзор функциональных возможностей системы управления обучением Canvas. 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Реализация принципов педагогического дизайна при разработке электронного курса.

Лабораторные работы

1. Знакомство с интерфейсом и инструментарием платформы Canvas. 12

2. Педагогический дизайн логической структуры, представления учебного материала и навигации электронного курса.

3. Педагогический дизайн блока контроля и мониторинга

процесса обучения (инструменты оценивания и взаимооценивания). Проведение аналитики процесса обучения (по всему курсу в целом, по каждому обучающемуся в отдельности).

4. Организация групповой работы (совместное редактирование документов, проведение дискуссий и конференций).

Тема 2.5. Использование инструментария системы управления обучением на МООК-платформе ELIADEMY для разработки и размещения учебных материалов в Интернет Сод ержание

1. Обзор функциональных возможностей системы управления обучением Eliademy. 1

2. Реализация принципов педагогического дизайна при разработке электронного курса.

Лабораторные работы

1. Знакомство с интерфейсом и инструментарием платформы Eliademy 8

2. Педагогический дизайн логической структуры, представления учебного материала и навигации электронного курса.

3. Педагогический дизайн блока контроля и мониторинга процесса обучения (инструменты оценивания и взаимооценивания). Проведение аналитики процесса обучения (по всему курсу в целом, по каждому обучающемуся в отдельности).

4. Организация групповой работы (совместное редактирование документов, проведение дискуссий и конференций).

Самостоятельная работа при изучении раздела 2

1. Педагогический дизайн информационного блока ЭОР. 14

2. Педагогический дизайн тренингово-практического блока ЭОР.

3. Педагогический дизайн контролирующего блока ЭОР.

4. Педагогический дизайн организационного блока ЭОР.

5. Педагогический дизайн коммуникативного блока ЭОР.

Раздел 3. Оценка педагогической эффективности созданного электронного курса

Тема 3.1. Понятие и критерии оценки эффективности электронного обучения Сод ержание

1. Понятийно-категориальный аппарат оценки эффективности электронного обучения. 1

2. Критерии оценки результатов обучения (сформированности компетенций, знаний, умений навыков, личностного развития обучаемых и др.).

3. Типы педагогических оценок ЭОР: формативная, суммативная, комбинированная.

Тема 3.2. Принципы оценки эффективности электронного обучения Сод ержание

1. Основные требования к ЭОР (научность содержания, открытость, целенаправленность, обеспечение мотивации, структурная целостность, модульность, индивидуализация обучения, обеспечение обучения в сотрудничестве, обратная связь, обоснованность оценивания, интуитивная понятность интерфейса и др.). 1

2. Оценивание системности организации педагогического дизайна электронной обучающей среды. Критерий «педагогической гибкости» ЭОР.

Тема 3.3. Практические методы оценки эффективности Сод ержание

1. Количественные и качественные методы оценки эффективности ЭОР. 1

2. Метод групповых экспертных оценок ЭОР.

электронного 3. Сертификация учебных электронных изданий.

Практические занятия

1. Расчет коэффициента усвоения учебного материала. 1

Самостоятельная работа при изучении раздела 3

1. Экспериментальная оценка эффективности обучения на модели Блума 2

2. Экспериментальная оценка эффективности обучения на модели Киркпатрика.

Всего 54

Общие требования к организации образовательного процесса должны определяться с учетом ориентации программы на формирование у слушателей активной профессиональной позиции в отношении внедрения информационно-педагогических технологий в образовательную практику. В процессе ее освоения должны использоваться активные и интерактивные формы проведения занятий и организации самостоятельной работы.

При реализации учебного процесса мы используем аудиторные, сетевые и сетевые внеаудиторные формы образовательного взаимодействия, элементы дистанционного педагогического сопровождения учебной деятельности. В аудиторных взаимодействиях развиваются результаты, достигаемые слушателями в индивидуальной и малогрупповой образовательной деятельности в сетевой среде с опорой на дополнительно привлекаемые информационные ресурсы [3].

Рис.1. Фрагмент технологического сценария

Организационные формы проведения занятий описываются технологическими сценариями. В них реализуется авторский взгляд на содержание и структуру курса, его методические принципы. На рис.1 в виде блок-схемы представлен фрагмент сценария (диаграмма деятельности) для реализации процесса «изучение теоретического материала».

Самостоятельная работа организовывается на основе системы заданий для фронтальной, групповой и индивидуальной работы. Результаты, полученные в процессе выполнения заданий для самостоятельной работы, обсуждаются и анализируются в ходе практических занятий.

Самостоятельная работа представляет собой выполнение слушателями программы повышения квалификации серии специально разработанных заданий.

Программа курса построена на основе практических форм работы слушателей и предполагает разработку электронного образовательного ресурса на одной из современных МООК-платформ.

Промежуточная аттестация слушателей предполагает выполнение перечня заданий по каждой теме. Итоговая аттестация предполагает представление индивидуальных или групповых ЭОР, создаваемых в ходе освоения программы.

Оценка результатов освоения модуля повышения квалификации проводится на основании текущего контроля демонстрируемых обучающимися знаний, умений и получения ими опыта практической деятельности и итогового контроля сформированности конечных результатов.

Текущий контроль проводится преподавателем на основе формативного оценивания результатов этапов практической работы по проектированию и реализации электронного курса.

Итоговый контроль проводится при завершении обучения на основе суммативной оценки разработанного электронного курса по следующим группам критериев:

• по характеру выполняемых функций (мотивация познавательной деятельности учащихся; объяснение и демонстрация изучаемого способа действий; автоматизация организационной деятельности преподавателей; управление подготовкой, предъявлением и выполнением учебных заданий, соответствующих разным этапам процесса усвоения знаний и индивидуальным особенностям учащихся; контроль и коррекция усвоения учебного материала; освобождение учащихся от вспомогательной и рутинной части учебной работы; обеспечение замкнутого цикла управления действиями учащихся);

• по степени полноты обучающих функций, возлагаемых на ЭВМ (выполнение отдельных функций управления процессом обучения; обеспечение логически законченной части учебного процесса или полностью автоматизированного управления учебным курсом в целом);

• по особенностям взаимодействия обучающегося с ЭВМ (недиалоговые — с жёсткой последовательностью действий учащихся; диалоговые с различными типами диалога — фактическим, деловым, педагогическим; диалоговые, с возможностью постановки учащимися целей по своему усмотрению);

• по способу управления учебной деятельностью (разомкнутое управление; цикличное управление; управление по принципу "белого ящика"; управление по принципу "чёрного ящика"; управление по ответу; управление по процессу); по уровням индивидуализации обучения (индивидуализация по форме: "одна ЭВМ — один учащийся"; адаптивное обучение — учитывающее уровень подготовки пользователя; индивидуализированное обучение с использованием статической или динамической модели обучаемого; обучение с поддержкой межличностного образовательного процесса, обеспечивающие обучение в сотрудничестве, во взаимодействии) [4];

• по форме представления учебного материала и обучающих воздействий (текстовая книга; статичная иллюстрированная книга «с картинками»; книга с эффектами анимации; книга со звуковым сопровождением; мультимедиа-книга; гипермедиа-книга, использующая гипертекст для нелинейного представления знаний).

По результатам итогового контроля формируется оценочное суждение о степени достижения конечных образовательных результатов программы в формате: «сформирован полностью \ сформирован частично\ не сформирован».

Порядок перевода оценочных баллов в оценочное суждение определяется в оценочных средствах.

Формы и методы текущего и итогового контроля, критерии оценивания доводятся до сведения обучающихся в начале обучения.

Для текущего и итогового контроля создан фонд оценочных средств (ФОС). ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные

для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов повышения квалификации.

Таблица 3. Контроль и оценка результатов обучения

Конечные результаты Основные показатели оценки результата Формы и методы оценки

Результат 1: выполнять анализ и обоснование психолого-педагогических технологий и моделей электронного обучения в соответствии с требованиями современной системы образования 1.Соответствие учебных материалов электронного курса основным видам деятельности обучаемых. 2. Практическая ориентация содержания электронного курса и способов совместной деятельности преподавателя и обучающихся. 3.Проблемность и диалогичность содержания и характер взаимодействия в учебном процессе. 4. Формирование поддерживающей дружественной среды обучения. Формативная оценка на всех этапах работы, выставляемая по результатам анкетирования, интервьюирования и наблюдения непосредственных участников образовательного процесса.

Результат 2: реализовывать закономерности и принципы педагогического дизайна в процессе технологического проектирования и разработки эффективных электронных образовательных ресурсов (ЭОР) с учетом дидактических особенностей электронного обучения 1.Модульность организации содержания образования и деятельности обучающихся. 2. Организация процесса обучения строится на рефлексии обучающимися собственного опыта и результатов их учебной деятельности и ориентирована на рост и развитие профессиональной компетентности специалиста. 3. Использование деятельностного подхода в обучении. 4. Организация учебного процесса базируется на отражении реальных операций профессиональной деятельности. 5. Коллективность — преимущественная роль групповых форм обучения в виртуальной образовательной среде. 6.Реализация основных возможностей инструментальных средств реализации электронных курсов. Формативная оценка на всех этапах работы, выставляемая по результатам анкетирования, интервьюирования и наблюдения непосредственных участников образовательного процесса.

Результат 3: выполнять организацию апробации, анализ и оценку эффективности педагогических систем электронного обучения 1. Результаты анализа разработанных критериев качества компонентов электронного курса. 2. Расхождения между действительными и желаемыми результатами обучения. Формативная оценка на всех этапах работы, выставляемая по результатам анкетирования, интервьюирования и наблюдения непосредственных участников образовательного процесса.

Результаты практической апробации образовательной программы в системе дополнительного профессионального образования педагогов г.Тольятти показали обоснованность

и эффективность предлагаемых методических подходов. Обучение проектированию ЭОР с использованием рассмотренных выше научно-педагогических характеристик позволяет слушателю организовать персональную учебную среду инновационного характера, основанную на компетентностном подходе и ориентированную на формирование системы непрерывного образования как универсальной формы деятельности.

Литература

1. Дудина И.П., Ярыгин А.Н. Проектирование информационного пространства образовательного учреждения // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. — Тольятти, ТГУ 2014, №3, С.91-93.

2. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат [и др.]; под ред. Е.С. Полат. — 4-е изд., стер. — М.: Академия, 2009. — 269 с.

3. Ахмедханлы Д.М., Ушмаева Н.В. Внедрение дистанционных технологий в высшей школе для технических специальностей // Современные концепции развития науки. Сборник статей международной научно-практической конференции. Уфа. — 2015. С. 97-99.

4. Панюкова Е.В., Егорова Э.В. Особенности проектирования компетентностно-ориентированных технологий // Перспективы модернизации современной науки. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа. — 2015. С. 112-115.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.