Научная статья на тему 'Технологии праймериз на российской политической почве'

Технологии праймериз на российской политической почве Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
951
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ПРАЙМЕРИЗ / ВЫБОРЫ / "ЕДИНАЯ РОССИЯ" / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / PRIMARIES / ELECTIONS / UNITED RUSSIA / POLITICAL PARTIES / POLITICAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Янклович Александр Юрьевич

В статье анализируются вероятные политические последствия кампании праймериз, которую проводит «Единая Россия» в 2016 г. Руководство партии придает большое значение этой кампании. К участникам праймериз предъявляются очень серьезные требования. Влияние праймериз рассматривается в двух аспектах: их воздействие на российскую политическую систему и последствия для партии «Единая Россия». Так, для российской политической системы праймериз будут фактором демократизации; для партии последствия могут быть противоречивыми. С одной стороны, они будут способствовать развитию внутрипартийной демократии. С другой применение в широких масштабах технологии праймериз несет определенные риски для партии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TECHNOLOGY OF PRIMARIES ON THE RUSSIAN POLITICAL SOIL

The paper analyzes the possible political consequences of the primaries campaign pursued by the United Russia Party in 2016. The party's leadership attaches great importance to this campaign. Very high demands are made of the participants of the primaries. The influence of primaries is considered in two aspects: according to their impact of the Russian political system and to its consequences for the United Russia Party. For the Russian political system, the primaries will be a factor of democratization. For the party the consequences could be contradictory ones. On the one hand, the primaries will contribute to the development of inner-party democracy. On the other hand, the use of large-scale technology of primaries carries certain risks for the party.

Текст научной работы на тему «Технологии праймериз на российской политической почве»

Выборы

УДК 324

ЯНКЛОВИЧ Александр Юрьевич — соискатель кафедры истории, философии и политологии Саратовского социально-экономического института — филиала Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова (410003, Россия, г. Саратов, ул. Радищева, 89; kafedra_epir@ssea. runnet.ru)

ТЕХНОЛОГИИ ПРАЙМЕРИЗ НА РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПОЧВЕ

Аннотация. В статье анализируются вероятные политические последствия кампании праймериз, которую проводит «Единая Россия» в 2016 г. Руководство партии придает большое значение этой кампании. К участникам праймериз предъявляются очень серьезные требования. Влияние праймериз рассматривается в двух аспектах: их воздействие на российскую политическую систему и последствия для партии «Единая Россия». Так, для российской политической системы праймериз будут фактором демократизации; для партии последствия могут быть противоречивыми. С одной стороны, они будут способствовать развитию внутрипартийной демократии. С другой - применение в широких масштабах технологии праймериз несет определенные риски для партии.

Ключевые слова: праймериз, выборы, «Единая Россия», политические партии, политические технологии

На старте избирательной кампании 2016 г. можно с уверенностью предположить, что она будет довольно существенно отличаться от выборов предшествующего десятилетия. И дело не только в изменении социально-экономической ситуации, хотя это, конечно, важно [Каткова 2014]. Значительные изменения в очередной раз претерпели правила выборов. Наверное, наиболее важное значение имеет возврат после 10-летнего перерыва к смешанной системе выборов депутатов Госдумы. Кроме того, впервые в единый день голосования совмещаются региональные избирательные кампании разного уровня и федеральные выборы. Это будет серьезным испытанием как для политических партий, так и для избиркомов. на ход и результаты выборов окажет определенное влияние еще целый ряд нововведений: снижение заградительного барьера на выборах в Госдуму, возврат графы «против всех», введение «лепестковых» избирательных округов и т.д. Представляется, что новизну нынешней избирательной кампании придаст также решение «Единой России» о проведении праймериз, или, говоря языком официальных документов, «предварительного голосования».

Праймериз - теоретически хорошо известная избирательная процедура. Под праймериз понимаются предварительные (первичные) выборы, в ходе которых выдвигаются кандидаты в депутаты центральных и местных представительных учреждений, кандидаты на другие выборные должности, делегаты национальных партийных конвентов, члены партийных комитетов. Праймериз бывают открытыми, когда голосовать может любой, и закрытыми, когда право голоса имеют только члены политической партии, проводящей предварительные выборы. Кроме того, существует множество промежуточных вариантов1. Россиянам праймериз известны, прежде всего, по практике выборов в США, где впервые они были проведены в 1842 г. В XX в. праймериз стали общепринятой процедурой отбора партийных кандидатов, главным образом на выборах президента США.

Для России праймериз можно считать новой электоральной технологией, хотя предварительное голосование впервые применялось «Единой Россией» на выборах в Госдуму в 2007 г. Однако тогда эта технология не получила широкого рас-

1 Политика. Толковый словарь. 2001. М.: ИНФРА-М. 768 с.

пространения и фактически прошла незамеченной. В ноябре 2009 г. на XI съезде «Единой России» норма об обязательном проведении процедуры праймериз, т.е. выдвижении кандидатов на выборы на основании предварительного внутрипартийного голосования, была внесена в устав партии. В результате на думских выборах 2011 г. формированию списка «Единой России» предшествовала процедура праймериз. Из примерно 5 тыс. кандидатов происходил отбор 600 чел., вошедших в окончательный список «Единой России» на выборы в Государственную думу 2011 г. Около 2 тыс. претендентов были беспартийными. Конкуренция на место в списке составляла 8-10 чел. Ежедневно в праймериз участвовали около 20 тыс. выборщиков, а всего - более 200 тыс. выборщиков [Социально-политическая трансформация... 2015: 166]. Несмотря на довольно внушительные масштабы, это было, прежде всего, внутрипартийное мероприятие, не оказавшее значительного влияния на избирательную кампанию в целом.

Что касается праймериз 2016 г., то можно прогнозировать их более существенную роль для всей избирательной кампании. Это связано, во-первых, с тем значением, которое руководство партии придает предварительному голосованию. «Праймериз - это очень серьезная процедура, фактически предрешающая исход выборной кампании», - заявил первый заместитель руководителя Администрации Президента РФ В. Володин, отметив, что такого сложного решения в плане развития внутрипартийной конкуренции «Единая Россия» еще не принимала, однако «если остановиться в развитии, то можно проиграть»1. Во-вторых, уже сейчас можно констатировать во всех отношениях более значительный, чем раньше, масштаб мероприятия. И в-третьих, мы видим беспрецедентно жесткие требования к участникам праймериз.

Влияние праймериз можно рассматривать в двух аспектах: их воздействие на российскую избирательную систему (и даже всю политическую систему) в целом и последствия для самой партии «Единая Россия». В первом случае влияние видится исключительно в положительном смысле. Самое главное - праймериз, безусловно, будут способствовать демократизации и выборов, и всей российской политической жизни. Было бы наивным рассчитывать, что удастся избежать заорганизованности, формализма, злоупотреблений. Это спутники избирательных кампаний в любой стране. Тем не менее применение технологии праймериз в любом случае будет способствовать решению той задачи, которая зафиксирована в «Положении о порядке проведения предварительного голосования...», принятом на XV съезде «Единой России»: расширение «возможностей гражданам Российской Федерации, общественным объединениям участвовать в политической жизни общества»2. Речь идет, в частности, о широкомасштабном привлечении новых людей к политической деятельности; о возможности для граждан задать вопросы, высказать свои пожелания и претензии политикам самого различного ранга; о необходимости для руководителей выходить к рядовым избирателям и отвечать перед ними за результаты своей работы.

Применение технологии праймериз означает ослабление влияния партийного аппарата и руководителей регионов на подбор кандидатов в пользу рядовой партийной массы. Кстати, массовое распространение праймериз в США в начале XX в. было реакцией низовых партийных структур на засилье партийных боссов из Вашингтона. При помощи праймериз партийные организации в отдельных штатах получили возможность принимать реальное участие в выдвижении кандидатов в президенты. То есть, технология предварительного голосования изначально возникла как средство укрепления демократических начал. на решение

1 Праймериз, как в первый раз. Доступ: http://www.gazeta.ru/politics/2015/10/25_a_7844375.shtml

2 Единая Россия. Официальный сайт. Доступ: https://er.ru/core/news/theme/54.html

аналогичной задачи будут работать и российские праймериз. Показательно, что, выступая на XV съезде «Единой России», председатель партии Д. Медведев подчеркивал, что на выборах «никаких договорных списков, проталкивания удобных людей не будет, игра "в поддавки" нам не нужна»1.

Праймериз, безусловно, будут способствовать повышению уровня гласности и свободы слова, поскольку широкие открытые дебаты являются обязательной составляющей нынешней кампании предварительного голосования. Начиная со 2 апреля и до 15 мая дебаты будут проходить каждые выходные во всех округах. В «Положении о порядке проведения предварительного голосования...» указывается: «Участник предварительного голосования обязан принять участие не менее чем в двух дебатах, организованных на территории соответствующего избирательного округа». О необходимости строго соблюдать данную норму на съезде партии говорили и Д. Медведев, и секретарь Генерального совета С. Неверов, который подчеркнул, что кандидат не только обязан принимать участие в дебатах, но и должен это делать лично, не отказываясь от этой процедуры. «Политик должен уметь отстаивать свою точку зрения, а граждане будут видеть и знать, кого выдвигает партия. Какие у этого человека взгляды, убеждения, моральные качества. умеет ли он отстаивать свою точку зрения, сможет ли он отстаивать интересы людей. Граждане имеют право увидеть и понять своего кандидата не после выборов, а до них», - пояснил он2.

Еще раз хочется отметить, что волшебных изменений ожидать не приходится. Масштабы демократизации будут зависеть от действий конкретных людей и от конкретных обстоятельств, но общий тренд не вызывает сомнений.

Говоря о благотворном воздействии праймериз «Единой России» на общую политическую атмосферу в стране, нельзя не отметить влияние на другие российские партии. Правда, ни одна из них не поддержала инициативы единорос-сов. Представители КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России» в своих интервью постарались максимально снизить значение акции «Единой России». Кроме того, они утверждают, что в их партиях действуют другие механизмы демократического отбора кандидатов. Однако, учитывая мощный пропагандистский эффект, который, несомненно, дадут праймериз «Единой России», другим партиям придется искать ответные ходы для привлечения электората. А активизация партийной системы будет содействовать развитию всей политической системы [Динес, Николаев 2003].

Если общеполитическое влияние праймериз ожидается положительным, и вопрос только в масштабе позитива, то для самой «Единой России» последствия могут быть не столь однозначными. С одной стороны, все те позитивные моменты, о которых шла речь выше, должны проявиться и на внутрипартийном уровне. Праймериз - это очень эффективная процедура, которая способствует выдвижению людей, пользующихся общественным доверием, активизирует партийный аппарат, помогает проверять кандидатов. Предварительное голосование в том виде, в каком оно задумано, должно привлечь внимание избирателей к партии и повысить доверие к ней. Вместе с тем опыт политического развития нашей страны в последние десятилетия свидетельствует, что далеко не всегда внедрение апробированных на Западе институтов и норм дает тот эффект, на который рассчитывали [Николаев 2010]. Поэтому с учетом сложившихся в России традиций и практик введение технологии праймериз принесет «Единой России» не только политические дивиденды, но и определенные проблемы и риски.

Еще в конце 2015 г. партия определила 5 стратегических приоритетов в органи-

1 Там же.

2 Там же.

зации и проведении предварительного голосования, которые затем были вновь подтверждены на съезде:

1) отстранение глав регионов от формирования списка кандидатов и от организации работы оргкомитетов по проведению предварительного голосования;

2) привлечение к праймериз в качестве кандидатов и доверенных лиц авторитетных среди общественности фигур, пусть даже не являющихся членами «Единой России» (в т.ч. бывших оппозиционеров и выходцев из других партий);

3) самовыдвижение кандидатов на основе пожеланий актива партии и ей сочувствующих с минимизацией давления партаппарата;

4) обязательное участие всех кандидатов в публичных дебатах с максимальным прояснением своей позиции по ключевым вопросам;

5) жесткие антикоррупционные требования к кандидатам, в т.ч. запрет на владение зарубежными активами.

Данный набор требований выглядит весьма демократично и призван продемонстрировать избирателям готовность партии к развитию и самоочищению. Однако последовательная реализация этих приоритетов создает для единороссов в регионах серьезные осложнения. Рассмотрим некоторые из них.

Как было отмечено выше, предполагается отказаться от прежней практики решающего воздействия губернаторов на формирование региональных списков кандидатов. В «Положении о порядке проведения предварительного голосования...» указано, что организацией праймериз в субъектах федерации занимаются специально созданные региональные организационные комитеты, в которые должны входить, помимо руководителей региональных организаций и рядовых членов партии, представители общественных организаций (не менее 30% общего состава), сторонников партии, средств массовой информации. С. Неверов в ходе дискуссии на съезде заявил: «Мы категорически выступили против того, чтобы в региональные организационные комитеты входили представители органов власти субъектов. В списках, которые мы формируем, нет ни одного. К примеру, заместителя губернатора, руководителя аппарата ни одного! А, как я сказал, общественники, знаковые люди, представители средств массовой информации есть. Это наша принципиальная позиция»1. Вместе с тем губернаторы, как и прежде, несут персональную ответственность перед Администрацией Президента РФ за результаты выборов в регионе. Поэтому они не могут оставаться в стороне. То есть, в реальности предстоит найти новый баланс во взаимодействии губернаторов и партийных организаций.

Роль губернаторов в процессе предварительного голосования - это часть более широкой проблемы сочетания свободы выдвижения кандидатов и управления данным процессом. Большая часть партийного актива «Единой России» не имеет опыта организации действительно непредсказуемых выборов. Между тем имеется практика таких выборов на рубеже 80-90-х гг. XX в. Они привели к утрате КПСС контроля над политической ситуацией и избранию большого числа депутатов-популистов, не способных к деловой повседневной работе. «Единая Россия» должна избежать подобных результатов.

Еще один серьезный риск для партии связан с привлечением к праймериз широкого круга беспартийных, в т.ч. недавних оппонентов, и формированием круга кандидатов исключительно на основе самовыдвижения. Если это примет достаточно массовый характер, то может вызвать недовольство партийцев со стажем, которые 10-15 лет дисциплинированно работали для партии, а теперь окажутся отодвинутыми новыми людьми, причем не факт, что эти люди будут работать более эффективно. Те, кто вступал в ЕР с намерением делать длитель-

1 Неверов назвал задачу «ЕР» на выборах. Доступ: http://www.fair.ru/neverov-nazval-zadachu-vyborah-16020513372993.htm

ную и последовательную карьеру, почувствуют себя ущемленными в пользу тех, кто вступил в нее перед самими выборами или даже не вступил, но будет использовать для себя весь потенциал правящей партии. Тем самым в дальнейшем снизится мотивация для повседневной черновой партийной работы, поскольку проще выдвинуться во время выборов. Высказывается также опасение, что не прошедшие праймериз сильные кандидаты могут уйти к конкурентам или стать самовыдвиженцами в одномандатных округах1. Подобные случаи уже имели место на ряде региональных выборов в прошлом.

Прекрасное демократическое требование обязательного участия всех кандидатов в публичных дебатах в условиях экономического кризиса и выдвижения кандидатов, не связанных партийной дисциплиной, может нанести определенный ущерб партии. Во-первых, у кандидатов может возникнуть соблазн для привлечения голосов скатиться к критическому уклону, подставляя «Единую Россию» как правящую партию. Во-вторых, публичные дебаты могут быть использованы конкурентами партии для неудобных вопросов, огульной критики и даже провокаций. А далеко не все кандидаты смогут квалифицированно и эффективно отстаивать позицию партии. В-третьих, острая конкуренция и опять-таки наличие кандидатов, не связанных партийной дисциплиной, может спровоцировать превращение дебатов в пиар-кампанию с компрометацией однопартийцев. В «Положении о порядке проведения предварительного голосования.» строго оговорен запрет на подобные методы ведения праймериз. При проведении дебатов участнику предварительного голосования запрещается проводить агитацию, побуждающую голосовать против другого участника предварительного голосования, а также направленную на разжигание социальной, религиозной и национальной нетерпимости. Однако нет гарантий против применения технологий черного пиара, когда компромат будет распространяться анонимно или «независимыми» СМИ.

Может создать определенные трудности для партии и совершенно справедливое требование «Положения о порядке проведения предварительного голосования...» о том, что у кандидатов не должно быть судимости, в т.ч. снятой или погашенной, иностранных финансовых счетов, иностранной недвижимости и т.п. Поскольку на протяжении длительного периода это не было препятствием для депутатства, можно предположить, что немалое число потенциальных кандидатов должны либо срочно избавляться от подобных «отягощений», либо пытаться их скрыть, либо отказаться от борьбы. Все это также может негативно повлиять на обстановку внутри партии.

Выше были названы лишь некоторые риски праймериз для «Единой России»; могут быть и другие, например, связанные с необходимостью дополнительных расходов для кандидатов. Тем не менее решение о проведении предварительного голосования следует признать совершенно верным. Демократизация внутрипартийной жизни и повышение доверия избирателей - единственная перспектива для успешного развития партии. Другое дело, что условия проведения праймериз предъявляют очень высокие требования к руководителям «Единой России» всех уровней, занятых в этом процессе.

Список литературы

Динес В.А., Николаев А.Н. 2003. Партийный дизайн в России: теория и реалии. - Власть. № 5. С. 44-48.

Каткова М.А. 2014. Оценка эффективности институциональных преобразований в экономике России. - Власть. № 11. С. 61-68.

1 Победа на праймериз. Дорого. Доступ: http://abos.ru/?p=97171

Николаев А.Н. 2010. Модернизация и цивилизационные особенности России. - Мир и политика. № 2(41). С. 9-15.

Социально-политическая трансформация в современной России: поиск модели устойчивого развития: сборник статей (отв. ред. Л.И. Никовская). 2015. М.: Ключ-С. 542 с.

YANKLOVICh Aleksandr Yur'evich, external doctorate student of the Chair of History, Philosophy and Political Science, Saratov Socio-Economic Institute — the branch of Plekhanov Russian University of Economics (89Radishcheva St, Saratov, Russia, 410003;kafedra_epir@ssea.runnet.ru)

THE TECHNOLOGY OF PRIMARIES ON THE RUSSIAN POLITICAL SOIL

Abstract. The paper analyzes the possible political consequences of the primaries campaign pursued by the United Russia Party in 2016. The party's leadership attaches great importance to this campaign. Very high demands are made on the participants of the primaries. The influence of primaries is considered in two aspects: according to their impact on the Russian political system and to its consequences for the United Russia Party. For the Russian political system, the primaries will be a factor of democratization. For the party the consequences could be contradictory ones. On the one hand, the primaries will contribute to the development of inner-party democracy. On the other hand, the use of large-scale technology of primaries carries certain risks for the party.

Keywords: primaries, elections, United Russia, political parties, political technologies

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.